25. Иоиль, получивший в 1599 году от Царя Бориса Годунова жалованную грамоту на рыбную ловлю в Истоке Вексы. 26.Феодор, упоминается в 1605 году. 27.Филарет, упоминается в 1613 году. 28.Алимпей, «Селижарова монастыря постриженик», упоминается в 1617 и 1632 годах. 29.Памва, восстановивший в 1647 году права владения на земли, отнятые Иваном Племянниковым (см. главу VII сего Описания). 30.Варлаам, упоминается в 1651 году. 31.Афанасий, упоминается в 1653 году. 32.Иосиф Андреяновский, построивший в монастыре каменную колокольню, упоминается в 1654–1677 годах. 33.Кирилл, упоминается в 1681 году. 34.Ефрем, упоминается в 1682 году. 35.Пахомий, определённый в 1683 году Патриархом Иоакимом. 36.Иосиф, упоминается в монастырской описи 1687 года. 37.Амвросий, упоминается в 1688 году. 38.Герасим, упоминается в 1693 году. Архимандриты: 39.Сергий, первый архимандрит Павло-Обнорского монастыря, определённый из игуменов Сямского монастыря с 1694 по 1705 год. 40.Филарет, с 1705 по 1710 год. 41.Димитрий, с 1710 по 1718 год. 42.Феофилакт, с 1718 по 1727 год. В 1721 году он подписался под Духовным Регламентом. 43.Гавриил, с 1727 по 1733 год. 44.Феофан, с 1733 по 1736 год. 45.Иларион, с 1736 по 1746 год. 46.Феофилакт, с 1746 по 1757 год. 47.Павел, с 1757 по 1771 год. При нём в 1767 году был сильный пожар в монастыре, во время которого, кроме разных монастырских зданий, сгорели главы и кровли на церквах, а в соборной Троицкой церкви сделались жертвой пламени древний богатый иконостас и церковная утварь. Игумены: 48.Пахомий, с 1771 по 1775 год. 49.Вениамин, с 1775 по 1800 год. При нём в 1777 году напали на монастырь разбойники, разграбили оный, унесли много серебра, жемчугу и разных материй. Но в том же году, ноября 28 дня, выслано из Государственной Коллегии Экономии, для поправления обители, 500 рублей, на каковую сумму обновлены церкви преподобных Павла и Сергия Радонежского, а в 1784 году исправлен иконостас в Троицкой соборной церкви 49 . 50.Август Албенский, архимандрит, с 1800 по 1812 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

90–93, т. I, стр. 144; Свод. галиц. рус. летоп., ч. I, стр. 501. 85 В Львовской братской типографии за время Петра Могилы – оставившего цензуру книг за собой – напечатаны были следующие книги: в 1634 г. – «Богородичник» (канон Пресвятой Богородице); в 1636 г. – «Евангелион, сиречь благовестие богодухновенных Евангелистов», роскошное издание в лист, с картинами (более 50-ги), заглавия и прописные буквы позолочены; в 1637 г.– «Требник» и «Псалтирь»; в 1638 г. – «Анфологион»; в 1639 г – «Четвероевангелие», «Псалтирь» и «Октоих», в лист и с 12 картинами (с обозначением имени типографщика – Иоанна Кунотовича), в 1640 г. – «О таинах церковных»; в 1641 г. – «Октоих», «Трефологион», в 1642 г. – «Еводия» (Благоухание), стихотворный сборник, посвященный Григорием Бутовичем Львов. еп. Арсению Желиборскому, «Поучение новопосвященному иерею», «Часослов» с посвящением Петру Могиле , в 1643 г. – «Анфологион», в средине более 40 картин; в 1644 г. – «Октоих», с 10 картинами и со стихами, «Евангелие» и «Требник». См. Каратаев, Оп. слав. рус. кн., стр. 445 и послед., Строев, Оп. кн. Толстого, 84, 91, 100, 101, Ундольский, Оч. слав. рус. библ. стр. 60, 62, 65; Макарий, Ист. рус. цер., т XI, стр. 573. 87 Деяния одного из таких Луцких соборов, именно 26 сентября 1638 г. занесены в отдельную книгу, изданную в том же году в Кременце: «Синод в Луцкой кафедральной церкви»; см. Ундольский, Очер. слав. рус. библиогр., стр. 57, 457, см. подробное оглавление этой книги у Каратаева, Опис. слав. рус. кн., стр. 463. 91 См. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 607, 645, 678, 743 и 756. Особенно любопытны распоряжения Древинского. Князь Николай Черторыйский, определив известную сумму постоянных доходов на разные учреждения, между прочим, назначил на вечные времена в кружку братскую нищенскую 50 злотых польских, да на одеяние 10 мужчин и 10 женщин богадельных, слепых и хромых, т. е. на сермяги, рубахи, шапки, башмаки, чепцы по 150 злотых. Пам. Киев. Ком., т. I, XIII. 93 Из этой описи видно, что братство имело: 1) Каталог братский в белом пергаминном переплете; в этот, каталог собственноручно вписывали свои имена все принадлежавшие к составу братства, здесь же запорожские казаки «со всеусердием» вписывали имена свои и обещания: «готовыми ся быти при Вере и Церкви святой Восточной, примножати и розмножати даже до последняго времени»; 2) книгу братскую для вписывания дел и уставов братских (сборник грамот и постановлений, тщательно переписанный в 1620 году); 3) протокол действий и разные бумаги, в красном кожаном переплете, и 4) помянник, начатый в 1618 г. и затем переписанный в 1677 г. иеромонахом Иеремией Савицким. – Сборники нот указывают, что в братских певческих хорах развито было гармоническое пение, разложенное на 5, 6 и даже на 8 голосов (партий). См Пам. Киев. Ком., т. I, стр. 252 и послед., а также «Киевлянин», 1841 г., кн. 2-я.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

До основания мон-ря в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на старом государевом дворе служил большой клир. Возможно, священником этого храма был поэт Савватий (с 1634 справщик Московского Печатного двора). В XVII в., в период наибольшего расцвета М. З. м., численность братии превышала 40 чел., напр., в 1669 г. здесь проживали игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 41 монах, а в 1677 г.- игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 34 монаха (РИБ. Т. 23. Стб. 12; ДАИ. Т. 9. С. 320). С больничными и посельскими старцами, управлявшими монастырскими вотчинами, число монашествующих достигало почти 70 чел. ( Сергий (Спасский). 1866. С. 17. 1-я паг.). Среди братии заметное место занимали люди, близкие к царскому двору. В XVII в. в обители приняли монашество думный дворянин Б. И. Лихарев (в постриге Боголеп), родственники государева иконника Симона Ушакова, дьяки П. Д. Швартов и К. Л. Жуков. Возможно, пострижеником обители был иконописец Иосиф Владимиров ( Казакевич. 2006. С. 105). В 1701 г. численность братии была ограничена 34 монахами и 9 слугами. В 1725 г. в обители проживали 28 монахов, в 1737 г.- 21, в 1741 г.- 23, в 1742 г.- 12 монахов. Свободные «братские порции» передавались проживающим в мон-ре на покое священнослужителям, отставным и увечным солдатам, высылаемым в мон-рь под надзор лицам. После 1764 г. штат мон-ря составлял 12 чел., включая 8 церковнослужителей. В то же время мон-рь был освобожден от содержания посторонних лиц. После эпидемии чумы 1771 г. скончались 8 из 12 монахов. Часть братии покинула мон-рь во время оккупации Москвы армией Наполеона I в 1812 г. Оставшиеся мужественно переносили издевательства военных. Особенно пострадали бывш. казначей иером. Георгий и иером. Иосиф, от побоев скончался иером. Павел. В нач. XX в. в штате мон-ря числились 11 чел. братии, а вне штата - 12 послушников. М. З. м. являлся традиц. царским богомольем в день иконы Божией Матери «Знамение», 27 нояб. На протяжении XVII в. здесь побывали все члены царской семьи, начиная с царя Михаила Феодоровича Романова (впервые в 1632). В посл. четв. XVII в. правящая династия стала реже удостаивать мон-рь своим вниманием. Только имп. Елизавета Петровна посетила обитель в 1744 г. и назвала старый государев двор «двором ея императорского величества», после чего в Знаменском соборе было устроено имп. место, к-рое, однако, было впосл. разобрано за ненадобностью. Интерес имп. фамилии к М. З. м. возродился только во время коронационных торжеств 1856 г. С тех пор мон-рь принимал членов имп. фамилии во время их посещений Москвы и коронационных торжеств. Монастырь был включен в программу празднования 300-летия дома Романовых. Имп. св. Николай II Александрович посетил обитель 25 мая 1913 г. Социальное служение

http://pravenc.ru/text/2564206.html

В 1-й период (ок. 1640-1665) основное место в ученых занятиях М. занимало издание трудов раннехристианских (напр., editio princeps Варнавы апостола послания , подготовленное Н. Ю. Менаром, опубл. в 1645) и средневек. авторов ( Ланфранка , архиеп. Кентерберийского, Гвиберта Ножанского и др.). Наиболее крупной фигурой этого периода был Л. д " Ашери (1609-1685), библиотекарь в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Его важнейшим трудом стал многотомный сборник материалов по истории Церкви (Spicilegium, sive Collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis, maxime Benedictinorum, latuerunt. P., 1655-1677. 13 vol.). Именно д " Ашери разработал программу систематических богословских и исторических штудий, предпринятых М. Во 2-й период (1665-1707) как выдающийся исследователь проявил себя младший современник и коллега д " Ашери, Ж. Мабильон (1632-1707). Он не только был собирателем древностей и плодовитым историком, но и внес важный вклад в становление научной критики источников, заложил основы ряда специальных исторических дисциплин (дипломатики, лат. палеографии, сфрагистики и др.). В 1667 г. Мабильон и д " Ашери начали подготовку издания «Деяний святых ордена бенедиктинцев» (Acta Sanctorum ordinis S. Benedicti. P., 1668-1701. 6 in 9 vol.). Большое значение для становления церковной истории и научного источниковедения имел спор М. с болландистами относительно древних (меровингских и ранних каролингских) грамот из архивов Сен-Дени и Клюни (см. ст. Мабильон ). Параллельно с этим шла работа по изданию трудов отцов Церкви: Кассиодора (Rouen, 1679. 2 vol.), блж. Августина (P., 1681-1700. 11 vol.), блж. Иеронима Стридонского (P., 1693-1706. 5 vol.), свт. Илария Пиктавийского (P., 1693), свт. Амвросия Медиоланского (P., 1686-1690. 2 vol.), свт. Григория I Великого (P., 1705. 4 vol.). Издатель трудов блж. Иеронима Стридонского Ж. Марсьяне (1647-1717) подготовил новое критическое издание Вульгаты (1695). В 3-й период (1708-1741) ведущей фигурой среди М. стал византинист и знаток греч.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

6) Настоятель монастыря и строитель Михаило-Архангельского собора, архимандрит Венедикт, скончавшийся в 1835 году. 7) О Иеросхимонахе Лазаре находятся две надписи: одна над гробом его, на бронзовой вызолоченной доске, следующая: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря Иеросхимонаха Лазаря, принявшего схиму после 15 летнего монашества в 1800 году и скончавшегося в 1824 году Мая 27 дня на 91 году от рождения». Другая надпись находится на особом камне, такого рода: «На сем месте погребен иеросхимонах Лазарь, прежде всего он был священником вгороде Апочки, не малое время, а потом пострижен был вмонашеский чин Псково-Печерском монастыре в том и жизнь свою скончал 1808 161 году месяца Генваря». Ещё надпись над веригами его: «Вериги, найденныя на теле иеросхимонаха Лазаря в день его кончины». 8) За Преподобным Марком: «ближний столник Псковской провинции воевода Иоанн Алексеевич Ржевской». Преставился 6 Июня 1721 года. 9) Против Иеросхимонаха Лазаря: «Лета 1718 Августа 22 дня преставился, будучи в службе Великого Государя Драгунского Псковского полка капитан Иван Данилов сын Племской Тульский помещик». 10) За ракою Препод. Ионы: «1724 г. месяца Июля 3 дня преставился... Нарвского Гваринзона Плац: Маеор Михаил Васильевич Сумороцкой». 11) На особой плите, выпавшей когда-либо из стены: «Лета... 1700 года месяца Ноября 20 дня убит на службе Великого Государя Ротмистр Ефим Кондратиев сын Чепкирин Лучерин за свейским рубежем под Новым Городком» (ныне Нейгаузен). 12) Внутри пещеры в первой улице направо: «лета 7185 (1677) г. Ноября в 4 день... Московский дворянин Евстигний Никитин сын Неелов». В братской (длинной) 5 улице вперед направо 162 13) Иван Татьянин, ск. 7132 (1624) Августа 24. 14) Родион Татищев † 7114 (1606) Ноября 26. 15) Петрова жена Нагина Ульянея во иноцех Улита † 14 Мая 7155 (1647). 16) Псковский помещик Пётр Андреев Нагин † 22 Июня 7156 (1657). 17) Андрей Тимофеев Нагин во иноцех Антоний схимник † 21 Июня 7140 (1632). 18) Лука Петров Нагин † 10 Марта 7153 (1645).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

е., что она носила тот же двойственный характер, была вместе и общецерковною, и епархиальною. Если, таким образом, при учреждении патриарших приказов не было обращено строгого внимания на различие власти патриарха, как главы всероссийской церкви и как епархиального архиерея, то, с другой стороны, тут уже вовсе не было смешения епархиального управления с частновладельческим, патриаршими землями и лицами, жившими на них, как это было в архиерейском управлении, до последнего времени. В XVII веке архиерей уже ясно отличал свое частное от епархиального, а потому при учреждении приказов, для управления всеми патриаршими землями и лицами, жившими на его землях, был учрежден особый, так называемый, дворцовый приказ, не имевший уже никакого отношения ни к общецерковному, ни к епархиальному патриаршему управлению, так что все патриаршие приказы можно, следовательно, разделить таким образом: одни из них заведовали епархиальным и, в известных границах, обще-церковным управлением, это: Разряд, Духовный, Казенный и церковных дел 450 , другие, и именно дворцовый приказ, заведовал исключительно управлением патриарших земель и лиц, живших на них. a) Патриарший Разряд или Судный Приказ 1) Дела собственно духовные. На эту сторону деятельности патриаршего разряда, мы находим следующие указания: 1632 года в Никольский Карельский монастырь отправлен был поп Иван на покаяние за его вольнодумство и ересь, о чем отписку велено отдать в Патриаршем Разряде 451 . В грамоте новгородского митрополита Киприана 1633 года игумену архангельского монастыря Варсонофию повелевается повсеместно отобрать и отослать в Москву уставы, напечатанные при царе Василие Иоанновиче, чернецом Логином, без патриаршего благословения, а отписку и книги и тем книгам роспись велено отдать в патриарший разряд 452 . Грамотою из патриаршего разряда 1677 года повелевается новгородскому митрополиту Корнилию отобрать, из монастырей и церквей его епархии, харатейные книги, не употребляемые при богослужении и отослать их в Москву, в патриарший разряд 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

РАУЛИ Гарольд (1890-1969) — протестантский английский библеист; редактор нового издания Библейского словаря Гастингса РЕНАН Эрнест (1823-1892) — французский историк и писатель рационалистического направления. Главный труд по Ветхому Завету — «История израильского народа» (русск. пер. 1913) РИЧЧИОТТИ Джузеппе (1890-1964) — католический итальянский иеромонах, библеист и историк. Главный труд — «История Израиля» (1-е изд. 1938) РИШАР Симон (1638-1712) — католический французский экзегет; один из основоположников библейской критики СКАБАЛЛАНОВИЧ Михаил Николаевич (1871-1927) — проф. Киевской Духовной Академии. Главный библейский труд посвящен Кн. пр. Иезекииля СМИРНОВ Александр Васильевич (………) — протоиерей, проф. богословия Казанской Духовной Академии. Главные труды посвящены ветхозаветным апокрифам (1888-1911) СОВЕ Борис Иванович (1899-1962) — православный литургист и библеист. Преподавал в Парижском Православном Институте СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677) — голландско-еврейский философ; один из основоположников библейской критики ТРОИЦКИЙ Иван Гаврилович (1850-1920) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии; гебраист и историк Ветхого Завета. Главный труд — «Библейская археология» (1913) ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905) — проф. и ректор Московского университета; философ, историк. Темы библейского богословия рассмотрены им в книге «Учение о Логосе» (1906) ТУРАЕВ Борис Александрович (1868-1920) — православный литургист, историк-востоковед, проф. Петроградского Богословского института. Ветхозаветной истории посвящены главы в его труде «История Древнего Востока» (1-е изд. 1913) ФИЛАРЕТ (Дроздов) (1783-1867) — митрополит, проповедник, богослов, экзегет ХВОЛЬСОН Даниил Абрамович (1819-1911) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии, гебраист, востоковед ЧАРЛЗ Роберт (1855-1931) — протестантский английский библеист; исследователь и переводчик ветхозаветных апокрифов ЧИСТОВИЧ Илларион Алексеевич (1828-1893) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии. Главный труд — «История перевода Библии на русский язык» (1889)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

222 D-1 согласно нумерации G 1 . Письмо написано из афонского Свято-Павловского монастыря, где отец Софроний был поставлен духовником. Письмо является ответом на письмо 5 Д. Бальфура от 8 апреля 1945 г. См.: Приложение II, 5: «Годы безбожия». 223 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 30. 224 3 A согласно нумерации G 1 . Письмо написано из пещерки-калибы во имя Св. Троицы, которая находится близ Св.-Павловского монастыря. Это письмо, как и следующее, является ответом на письмо 6 Д. Бальфура от 21 июля 1945 г. См.: Приложение II, 6: «Пробуждение». 225 Фридрих Эрнст Даниэль Шлейермахер (1768–1834) — немецкий протестантский богослов и философ. 226 Барух (Бенедикт) Спиноза (1632–1677) — нидерландский философ-материалист. 227 D-4 согласно нумерации G 1 . Это письмо, как и предыдущее, является ответом на письмо 6 Д. Бальфура от 21 июля 1945 г. См.: Приложение II, 6: «Пробуждение». 228 Огюст Конт (1798–1857) — французский философ, основатель «позитивизма». 229 D-5 согласно нумерации G 1 . 230 Греч. «подобно страждущий». 231 Письмо из коллекции G 2 . 232 Письмо-черновик не датирован, первые страницы утеряны. По этой причине отец Софроний не послал письма. О его намерении написать более подробно о послушании он упоминает в письме 11 к Д. Бальфуру от 3 (16) декабря 1932 г. (G 1 : А-10). 233 См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 8, 3. С. 102. 234 Продолжение письма 11 отца Софрония к Д. Бальфуру от 3 декабря 1932 г. ((G 1 : А-10), согласно M SB . 235 См.: Прп. Макарий Египетский. Беседа 33. — Духовные беседы, послание и слова. С. 247. 236 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 14. — Слова. В 2 т. Т. 1. С. 141. 237 Продолжение письма 12 отца Софрония к Д. Бальфуру от 12 (25) декабря 1932 г. (G 1 : В-11) согласно рукописи M SB , не вошедшее в окончательную версию. 238 См.: Сщмч. Диадох Фотикийский. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 68. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 3. М., 1900. С. 68. Текст дается в переводе самого отца Софрония.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

По строгой логике, протестант таким образом не может приписывать божественного характера Св. Писанию иначе, как только по своему личному исследованию и по своему собственному озарению. Если он не имеет особого озарения к разумению слова Божия, то книга, которая, по предположению, содержит его, не отличается для него от книг других мудрецов. Отрицая все другое, кроме Библии, реформаторы поступали подобно тем неразумным, которые разрушали все подпорки и скрепы какого-либо величественного здания, прогоняли всех охранителей и открывали безразлично доступ всякому прохожему. Здание, оставленное без всякой охраны и поддержки, по необходимости должно было разложиться и превратиться в развалины. Штраус, главный труженик в этом печальном деле разрушения, составляющем второй период протестантизма, прекрасно показал в своем введении в «Жизнь Иисуса», как отрицание авторитета Библии было необходимым следствием отрицания авторитета церкви, с чего именно начали реформаторы. «Реформация», говорит он, «нанесла первый удар вере в церковь ; она была первым знаком существования известной культуры, которая, как это уже видно было в язычестве и иудействе, успела уже в недрах самого христианства получить достаточно силы и устойчивости, чтобы противодействовать той почве, на которой оно стояло, то есть принятой религии. Эта реакция, направляясь сначала единственно против господствующей церкви, представляла благородную, но быстро закончившуюся драму реформации; позднее она направилась против библейских документов и, заявляя себя сначала резкими отрицательными опытами деизма, достигла более новейшего времени уже чрез целый ряд различных преобразований». Уже в XVII столетии Гуго Гроций (1583 – 1646 г.) начал видоизменять понятие о богодухновенности, как оно существовало среди протестантов, и в то же самое время Спиноза (16321677) подверг его сомнению в своем «Богословско-политическом трактате». Их мнение между тем долго оставалось непризнанным в Германии. Гроций считался там еретиком; Спиноза – еврей, иностранец и пантеист – внушал ужас самым своим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Der XII Send-Brief. 8// Idem. Epistolae theosophicae, oder, Theosophische Send-Briefe. S. l., 1730. S. 44). Т. о., Бёме понимает Бога как сверхсущность, в к-рой соединены противоположные принципы - «основание» и «безосновность». Происхождение Ипостасей Св. Троицы и возникновение мира рассматриваются как вторичные модусы божественного бытия, определяемые взаимоотношением основания и безосновности; при этом в качестве объединяющего начала бытия и познания выступает Премудрость, т. е. София. Переосмысляя неоплатоническое представление о трансцендентной неопределимости Единого и христ. апофатизм с помощью концепции «безосновности», к-рая понимается как всегда противостоящий актуальному «основанию» необходимый потенциальный принцип божественной жизни, Бёме создает внутри Бога диалектическое противоречие, которое затем распространяет на все бытие. Поскольку Бёме учит как о внутреннем развитии Бога в Себе (уровень Ипостасей Св. Троицы), так и об отображении Богом Себя вовне через посредничество Премудрости в мировой душе, необходимой для самопознания и самооткровения Бога, его теософская система является последовательным П. (подробнее см.: Cooper. 2006. P. 57-62). Представления Бёме об отношении между Богом и миром легли в основу многочисленных последующих версий динамического П., из которых к учению Бёме наиболее близки построения Шеллинга в зап. философии и Вл. С. Соловьёва в рус. философии. Характерный для мн. представителей европ. философии Нового времени явный или скрытый отказ от подчинения философского поиска ограничениям, накладываемым вероучительным содержанием христ. теологии, сделал возможным появление на основе П. и в тесной взаимосвязи с ним системы последовательного пантеизма, создателем которой стал Б. Спиноза (1632-1677). Нек-рые исследователи предлагали считать его учение не пантеизмом, а П., однако такая интерпретация плохо согласуется с внутренней логикой системы Спинозы, в к-рой все единичные вещи рассматриваются как модусы существования единой Субстанции.

http://pravenc.ru/text/2578803.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010