С. 356—360; Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк, прп Руководство. С. 282, 288, 329    Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве " » Добротолюбие. Т. 2. С. 178, 195, 198, 199; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 230; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 606    Приношение современному монашеству. С. 107    Аскетические опыты. Т. II. С. 187    Лествица. С. 236    Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 435    Аскетические опыты. Т. I. С. 213—214 Там же. Т. II. С. 194. Аскетическая проповедь. С. 29—30. Приношение современному монашеству. С. 107—108    Слова подвижнические. С. 255    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 532—533    Добротолюбие. Т. 3. С. 363    Устав отшельнической жизни//Добротолюбие. Т. 1. С. 97    Иоанн Кассиан Риплянин, прп. Писания. С. 357    Душеполезные поучения. С. 16    Молитвы на сон грядущий//Православный молитвослов и Псалтирь. М, 1988. С. 20    Аскетические опыты. Т. II. С. 192—193; Слова подвижнические. С. 232    Аскетические опыты. Т. I. С. 214. Аскетические опыты. Т. II. С. 193, 234. Приношение современному монашеству. С. 107    Аскетическая проповедь. С. 31    Аскетические опыты. Т. I. С. 214 Там же. Т. II. С. 234    Аскетические опыты. Т. II. С. 234—235    Аскетические опыты. Т. I. С. 214—217 Там же. Т. II. С. 235—245    Жития святых. Декабрь. С. 560    Там же. Сентябрь. С. 594    Пастырь Ерема//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 234—235    Об умной или внутренней молитве. С. 9—10, 17—36    Аскетические опыты. Т. II. С. 240    Аскетические опыты. Т. I. С. 217    Аскетические опыты. Т. I. С. 222    О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т, 2. С. 167, 176, 177, 179, 180, 191, 184—195, 198, 199, 201    Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. С. 38    Исаия, авва. Изрекания//Добротолюбие. Т. 1. С. 455; Сказание об авве Филимоне//Добротолюбие. Т. 3. С. 364—365    Аскетические опыты. Т. I. С. 260 Там же. Т. II. С. 240    Аскетические опыты. Т. II. С. 243    Аскетические опыты. Т. II. С. 245    Увещательные главы//Добротолюбие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Ad reginas, 1201–1420. Homiliæ Ephesi habitæ 1–8, 77, 981–1010; 15–16, 1089–96; 20, 1109–12; 21–22, 1111–16. Homilia paschalis 17», 77, 767–93. ACACIUS MELITENES. Homilia Ephesi habita, 77, 1467–72. MEMNON Ephesinus Epistola, 77, 1463–6. EUTHERIUS TYANENSIS, Confutationes quarumdam propositionum (Ps.-Athanasius), 28,1337–94. THALASSIUS. Libellus ad Theodosium, 91, 1471–80. SYNODICON. Adversus trago_ediam Irenæi, 84, 565– 864. Horum scripta insunt: Abbibus, cap. 134. Acacius Melitenus, 83, 213. Antiochenus, 24. Acacius Berrhænsis, 41, 53, 55, 221. Alexander Apamæus, 132. Alexander Hierapolitanus, 54, 57, 58, 64, 65, 69, 93, 94, 96, 100, 102, 104,105,127, 129,135, 136,147, 149, 152. 154. 156, 165, 167, 169, 178, 182. Andreas Samosatenus, 43 59 62, 63, 82, 90, 98, 101, 103, 106. Candidianus, 9, 10, 11. Claudianus, 202. Cyrillus Alex., 1 56, 84, 85, 108,194, 195, 198, 204, 205, 206, 207–12, 214–5, 217–8. Dionysius, 142, 143, 179, 181. Dorotheus, 46, 78, 115, 137. Domitianus quæstor, 125. Ephesina synodus, 220. Epiphanius, 203. Eusebius Dorylæus, 5. Eutherius Tyanensis, 73, 74, 116, 117, 201. Eutyches, 222–3. Helladius, 68; 111, 114,130,144,164, 192, 193. Hermogenes, 131. Hesychius Castabalensis, 157. Hypatia, 216. Irenæus, 21, 42, 75, 89, 118, 186, 190. Isidorus Pelusiota, 6. Joannes Antiochenus, 2, 4,17, 37, 38, 39, 44, 48–50, 76–7, 80, 86, 91, 122–3, 126, 176, 187, 196–7. Joannes comes, 16. Julius, 224. Libianus, 184, 185. Maximinus Anazarbi, 67. 109, 112, 113, 159. Meletius Mopsuestenus, 92, 119, 124, 141, 145, 155, 158, 163, 171, 174, 177. Nestorius, 3, 8, 15, 25. Orientates Ephesini, 7, 12, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 28. Orientates legati, 31, 32, 34, 35. Parthenius, 130. Paulus Emesenus, 107. Proclus, 153. Rabbulas Edessenus, 200. Theodoretus, 10,30. 36,40,45,47, 60, 61,66, 70,71, 72, 81, 87, 88, 95, 97, 99, 110, 120, 121, 128, 133, 138, 139, 146, 148, 151, 160, 161, 162, 166, 168, l70, 172. Theodoras Ancyranus, 199. Theodosius II, 16, 29,33, 51,52, 140,188, 189, 191, 219.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

2 Тим. 2:9. 184 2 Тим. 1:12. 185 2 Тим. 3:12. 186 2 Тим. 3:13. 187 2 Тим. 2:16. 188 2 Тим. 2:18. 189 2 Тим. 4:3. 190 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4, 1, с. 78. 191 Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 7, PG 44,1280В. 192 Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae), 1, 4,: Malingrey, A. M. (editor), Jean Chrysostome. Sur l " incompmhensibilitü de Dieu, Paris, 1970 (Sources chrötiennes, 28 bis), 1, 192–198. 193 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 769А. 194 Там же, PG 29, 772С. 195 Там же, PG 29, 772D. 196 Ин. 16:15. 197 Афанасий Александрийский, In illud: Omnia mihi tradita sunt, 4, PG 25, 216B. 198 Цитата не идентифицируется. 199 Цитата не идентифицируется. 200 Василий Великий, Против Евномия, 3,1, PG 29, 656А. 201 Афанасий Александрийский, Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14, PC28, 1313А. 202 Он же, Против ариан, 2, 2, PG 26, 149С. 203 Он же, Против ариан, 3, 62, PG 26, 453В. 204 Ин. 16:15. 205 Афанасий Александрийский, Disputatio contra Arium [Sp.], PG 28, 473C. 206 См.: цитату на с. 60. 207 Ин. 10:15. 208 Мф. 11:27. 209 Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 696С. 210 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22, PG 75, 373A. 211 Максим Исповедник, Главы о любви, 3, 27, PG 90,1025А. 212 Τ βραθρον — «баратр» — пропасть в древних Афинах, в которую сбрасывали осужденных на смерть. 213 Ср.: Пс. 17:12; 80:8. 214 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5, 2, с. 404. 215 Парафраз его же Послания 2, с. 768–770. 216 Там же, с. 768. 217 Григорий Богослов, Слово 30, 20, PG 36,129В. 218 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 12, 4, с. 546. 219 Максим Исповедник, Главы о любви, 3, 27, PG 90,1025А. 220 Дионисий Ареопагит, О мистическом богословии, 1, 2, с. 740. 221 Т. е. с Арием. 222 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72. 223 Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения 224 Сына Божия, 1, 48, PG 90,1100D. 225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: «Почитается чудом ведение Твое из меня…». Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. «Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное — то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства». (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149–150). 179 2Кор.10:5. 180 Прит.23:1–2. Букв. перевод: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же». 181 По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог «рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века» (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 182 Быт. 2:8. 183 η πανδαισα — «полный пир», эсхатологический. 184 Прем.13:5. 185 Быт.2:9. 186 συνετως — «с разумением», наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 187 Пс.45:6. 188 η παραγωγ — переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 189 Пс.1:3. 190 2Пет.3:13. 191 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 192 Быт.2:16–17. 193 το μυστριον — «таинство, тайна» 194 В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 195 Быт.2:15 196 Быт.2:16–17 197 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 198 τρεπτς — «изменчивый»; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 199 ο προζενος — ходатай — виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4. 200

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

172.  Bringhtman F. Liturgies eastern and western, Oxf. 1896; 152 f. 173.  Bringhtman Liturgies, 256. Renaudotius, Liturgiarum orientalium collectii, Par. 1715, II, 599. Ср. выше, стр. 88. 174.  Assemani, Bibl. orient. III, 479, 488. 615. 175. См. выше, стр. 142. 176.  Кассиан, Об установлениях киновий II, 6. 177. Лаодик. Соб. Пр. 16. 178. Паломн. § 24. 25. 27. 29–37. 179.  Кассиан, Об установлениях киновий. II, 6 . 180. См. выше, стр. 104–105. 181.  Блж. Августин. Изъясн. (Enarratio) на Ин., предисл. 182.  Иоанн Златоуст. Бес. о Лазаре 3, 1. 183.  Злат. На Ин. бес. 10, 1. 184.  Hauck, Realencykl. XV, 134. См. впрочем ниже стр. 184, прим. 3. 185.  Блж. Августин. На пс. 90 слово 2. 186.  Блж. Августин. Слово 121; сл. 28 о словах Господних из Мф. По Bing. Orig. XIV, 72. 187.  Блж. Августин. На Ин. тракт. 12. 188. Труд Евфалия издан Zaccagmi L. Collectanea monumentorum veterum ecclesiae graece et latinae, Rom. 1698, 401–708, неполно Migne " ем Patrok. s. gr. t. 85, 619–790. 189.  Hauck, Reakencykl. V, 631 ( v. Dobschüz, Evthalius). 190.  Иоанн Златоуст. Бес. 47, на Ин. 191.  Иоанн Златоуст. на Евр. бес. 8: «Каждую неделю вам эти писания три раза читаются. Чтец восходит и говорит сначала, от кого чтение, например от такого-то пророка, апостола или евангелиста, а затем читает, что следует». 192.  Кассиан, Об устан. кин. II, 6. См. выше, стр. 179. 193. О чтении Апокалипсиса есть определенно указание только относительно Галликанской и Испанской церкви. Соб. Толед. IV, пр. 16. 194. См. выше, стр. 13. 195.  Иоанн Златоуст. О статуях бес. 7, гл. 1. 196.  Migne, Patrol. s. gr. t. 53, hom. 1, c. 1; t. 65, hom. 1, 1. 197.  Василий Великий На Шестоднев бес. 2, 1. 198. Апостольские Постановления V, 13. Декабрь называют 9 месяцем, а январь — 10-м. Hauck, XV, 134. 199.  Амврос. К Марцел. Пис. 20, гл. 19. 200.  Hauck, XV, 135/ 201.  Амврос. К Марцел. Пис. 20, гл. 25. 202. Паломнич. § 33–36. 203. См. выше, стр. 164–165. 204.  Августин. Сл. о временах. Hauck, XV, 135. 205.  Злат. На Деян. бес. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

174. Assemani, Bibl. orient. III, 479, 488. 615. 175. См. выше, стр. 142. 176. Кассиан, Об установлениях киновий II, 6. 177. Лаодик. Соб. Пр. 16. 178. Паломн. § 24. 25. 27. 29–37. 179. Кассиан, Об установлениях киновий. II, 6. 180. См. выше, стр. 104–105. 181. Блж. Августин. Изъясн. (Enarratio) на Ин., предисл. 182. Иоанн Златоуст. Бес. о Лазаре 3, 1. 183. Злат. На Ин. бес. 10, 1. 184. Hauck, Realencykl. XV, 134. См. впрочем ниже стр. 184, прим. 3. 185. Блж. Августин. На пс. 90 слово 2. 186. Блж. Августин. Слово 121; сл. 28 о словах Господних из Мф. По Bing. Orig. XIV, 72. 187. Блж. Августин. На Ин. тракт. 12. 188. Труд Евфалия издан Zaccagmi L. Collectanea monumentorum veterum ecclesiae graece et latinae, Rom. 1698, 401–708, неполно Migne " ем Patrok. s. gr. t. 85, 619–790. 189. Hauck, Reakencykl. V, 631 (v. Dobschüz, Evthalius). 190. Иоанн Златоуст. Бес. 47, на Ин. 191. Иоанн Златоуст. на Евр. бес. 8: «Каждую неделю вам эти писания три раза читаются. Чтец восходит и говорит сначала, от кого чтение, например от такого-то пророка, апостола или евангелиста, а затем читает, что следует». 192. Кассиан, Об устан. кин. II, 6. См. выше, стр. 179. 193. О чтении Апокалипсиса есть определенно указание только относительно Галликанской и Испанской церкви. Соб. Толед. IV, пр. 16. 194. См. выше, стр. 13. 195. Иоанн Златоуст. О статуях бес. 7, гл. 1. 196. Migne, Patrol. s. gr. t. 53, hom. 1, c. 1; t. 65, hom. 1, 1. 197. Василий Великий На Шестоднев бес. 2, 1. 198. Апостольские Постановления V, 13. Декабрь называют 9 месяцем, а январь — 10-м. Hauck, XV, 134. 199. Амврос. К Марцел. Пис. 20, гл. 19. 200. Hauck, XV, 135/ 201. Амврос. К Марцел. Пис. 20, гл. 25. 202. Паломнич. § 33–36. 203. См. выше, стр. 164–165. 204. Августин. Сл. о временах. Hauck, XV, 135. 205. Злат. На Деян. бес. 4. 206. Блж. Августин. На Ин. тракт. 6, гл. 18. 207. Блж. Августин. Слово 315, гл. 1. 208. Паломн. § 26, 31, 39, 43. 209. Блж. Августин. Сл 331, 1. 210. Слово 232, 1. 211. Gemmadies Massil. De script. eccles. c. 79. Migne, Patrol. s. 1. t. 58.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

187) Опоковый памятник без креста с надписью на западной стороне: „под сим камнем покоятся тела Екатерины Николаевны Сырьянской, урожденной Лазаревой, скончавшейся 1832 года, марта 16 дня, в 6 час. утра; жития её было 18 лет, 4 месяца и 17 дней; на южной: „в супружестве была 1 год, 1 месяц и 27 дней и сына её младенца Алексея 16-ти дневного, скончавшегося 2 апреля того же года». На северной: „Слезящий здесь супруг и неутешная мать под камнем гробным сокрыли прах телесный двух ангелов земных, которых смерть, как там во мрак гробный погрузив, ввела в чертог небесный». 188) Новый крест без надписи. 189) Окруженный деревянною оградой крест с надписью: „под сим крестом погребено тело монахини Феогнии; жития её было от роду 70 лет; скончалась 1871 года августа 26 дня; в монастыре прожила 50 лет». 190) Крест со стертой надписью. 191) Крест с надписью: „Под сим крестом покоятся тела Казанского Девичьего Монастыря: инокини Агапии, скончавшейся 1869 года 24 сентября; жития её было в обители 30 лет, от рождения 65 лет и послушницы Хионии, жития её было в обители 22 года, от рождения 43 года». 192) Ветхий крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело Казанского Богородицкого монастыря рясофорной послушницы Екатерины Васильевны, скончавшейся 1869 года». 193) Крест с надписью: „1869 года скончалась инокиня Татьяна Ивановна 24 числа 12 1 / 2 часов-73 лет, живши в монастыре 40 лет». 194) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело рабы Божией инокини Пераскевы, от рождения её было 67 лет, скончалась декабря 22 числа 1870 года». 195) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах Казанского Богородицкого девичьего монастыря монахини Асенефы, скончавшейся июля 14 числа 1869 года, от рождения ей было 70 лет. Помяни её, Господи, во Царствии Твоем». 196) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах послушниц Казанского монастыря Александры, от рождения 34 г., в обители 4 г., скончалась августа 7 числа 1869 года и Ксении-от рождения 19 лет, скончалась того-же года и месяца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

4; 176 - 45 мученикам в Никополе Армянском, 10 июля; 177 вмц. Евфимии, 11 июля; 178 мученикам Проклу и Иларию, 12 июля; 179 мц. Голиндухе-Марии, 12 июля; 180 мч. Серапиону, 13 июля; 181 на Собор арх. Гавриила, 13 июля; 182 мч. Кирику и мц. Иулитте, матери его, 15 июля; 183 сщмч. Афиногену, 16 июля; 184 мч. Емилиану, 18 июля; 185 сщмч. Иакинфу, 18 июля; 186 прп. Дию-чудотворцу, игум. К-польскому, 19 июля; 187 прор. Илии, 20 июля; 188 преподобным Симеону и Иоанну, 21 июля; 189 священномученикам Аполлинарию Равеннскому и Виталию Римскому, 23 июля; 190 мученикам Анатолию и Христине, 24 июля; 191 вмч. Пантелеимону, 27 июля; 192 мч. Каллинику, 29 июля, акростих 16-сложный: Πθ γεραρω Καλλνικον τν μγαν. Γεργιος (Любовию славлю Каллиника великого. Георгий); 193-194 на Происхождение честных древ Креста Господня от дворца ко граду, 31 июля; 195 7 отрокам Ефесским, 2 или 4 авг.; 196 на перенесение мощей первомч. Стефана, 2 авг.; 197 прп. Далмату, 2 или 3 авг.; 198 мч. Елевферию, 5 или 8 авг.; 199-200 на предпразднство Успения, 14 авг., с алфавитным и метрическим акростихами; 201 на попразднство Успения, 17 авг.; 202 на попразднство Успения и мученикам Флору и Лавру, 18 авг., гл. 4; 203 на попразднство Успения, 19 авг.; 204 на попразднство Успения и мч. Андрею Стратилату, 19 авг.; 205 на попразднство Успения, 21 авг.; 206 на попразднство Успения и мч. Агафонику, 22 авг.; 207 вмч. Адриану 2-му, при Ликинии пострадавшему, 26 авг.; 208 на Усекновение главы Иоанна Предтечи, 29 авг.; 209 «ин канон» на положение пояса Богоматери, 31 авг., с метрическим акростихом: Ζνην γεραρω τς πανγνου Παρθνου (Пояс славлю Пречистой Девы). Архиеп. Филарет (Гумилевский) сообщает еще об одном неизданном каноне 210) Богоматери ( Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 289). Весьма сомнительно авторство Г. для канона на предпразднство Благовещения, 24 марта. В греч. богослужебных книгах канон назван творением Г. или Феофана, в слав.- Феофана. Акростиха нет ни в тропарях, ни в богородичнах. Стиль нехарактерен для Г.

http://pravenc.ru/text/162173.html

мученикам, пострадавшим в Никомидии, 28 дек.; 153 на предпразднство Богоявления, 2 янв.; 154 свт. Сильвестру, папе Римскому, 2 янв.; 155 на предпразднство Богоявления, 3 янв.; 156 на предпразднство Богоявления, 4 янв.; 157 на Собор 70 апостолов, 4 янв.; 158 на предпразднство Богоявления, 5 янв.; 159 прп. Домнике, 8 янв.; 160 мученикам Ермиле и Стратонику, 13 янв.; 161 преподобномученикам Синайским и Раифским, 14 янв.; 162 прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; 163 на поклонение честным веригам ап. Петра, 16 янв.; 164 мч. Неофиту, 21 янв.; 165 мч. Агафангелу, 23 янв.; 166 праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, 3 янв.; 167 прп. Вуколу, еп. Смирнскому, 6 февр.; 168 прп. Парфению, еп. Лампсакийскому, 7 февр.; 169 сщмч. Власию, еп. Севастийскому, 11 февр.; 170 апостолам от 70 Архиппу и Филимону, 19 февр.; 171 прп. Льву, еп. Катанскому, 20 февр.; 172 свт. Порфирию, архиеп. Газскому, 26 февр.; 173 прп. Кассиану Римлянину, 29 февр.; 174 сщмч. Феодоту, еп. Киринейскому, 2 марта; 175 мч. Исихию, 2 марта; 176 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта; 177 Аморийским мученикам, 6 марта; 178 Херсонесским священномученикам Василию, Ефрему, Капитону и др., 7 марта; 179 мч. Кодрату, 10 марта; 180 прп. Венедикту, 14 марта; 181 мч. Агапию, 15 марта; 182 прп. Алексию, человеку Божию, 17 марта; 183 мч. Хрисанфу и мц. Дарии, 19 марта; 184 сщмч. Василию Анкирскому, 22 марта; 185 прмч. Никону, 23 марта; 186 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; 187 прп. Илариону Новому, 28 марта; 188 прп. Стефану чудотворцу, 28 марта; 189 сщмч. Марку, еп. Арефуссийскому, 29 марта; 190 мученикам Ионе и Варахисию, 29 марта; 191 сщмч. Ипатию Гангрскому, 31 марта; 192 мученикам Клавдию, Диодору и др., 5 апр.; 193 мч. Каллиопию, 7 апр.; 194 апостолам Иродиону, Агаву и др., 8 апр.; 195 мч. Евпсихию, 9 апр.; 196 мученикам Терентию, Помпию и др., 10 апр.; 197 сщмч. Антипе, еп. Пергамскому, 11 апр.; 198 свт. Мартину, папе Римскому, 14 апр.; 199 мч. Крискенту, 15 апр.; 200 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 201 сщмч. Симеону, еп.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Одну из пригородных пожен в пригороде Великого Новгорода в XVI веке «дали по душе братеника Карп да Федор з Борковы улицы» 184 . Сыновец – племянник, сын брата 185 . Терминологически в древнерусском языке различались племянник по дядиной линии и племянник по тётиной. Братанич – племянник по отцу; сестричич – племянник по матери. В 1506 году Московский князь Василий III выдал замуж свою сестру Евдокию за крещёного татарского царевича Петра Кудайкуловича. Их дочь приходилась Великому князю племянницей (сестричичной) 186 . Подружие – жена, супруга 187 . В 1091 году было обретение мощей преподобного Феодосия Киево-Печерского (†1074; 3 мая) и летопись в связи с этим говорит, что преподобный Феодосий имел душепопечение не только о черноризцах, «но и мирьскыми печашеся о душах их» 188 . Однажды Преподобный пришел «в дом Янев к Яневи и к подуржью его Марьи, Феодосии бо бе любя я, занеже живяста по заповеди Господни» 189 . Во время духовной беседы, когда он говорил о смертном часе, «подружие» сказала: «Кто весть, кде... мя положать». Рече же ей Феодосии: Поистине, идеже лягу аз, ту и ты положена будеши». Се же сбыстся». Преподобный Феодосий скончался раньше, через 18 лет «преставися Яневая именем Марья месяца августа 16 день. И пришедше черноризьци, певше обычныя песни и принесше ю положиша ю в церкви Святыя Богородця противу гробу Феодосьеву: на шюеи стране Феодосии бо положен бысть в 14, а сии в 16» 190 . Посестра – названная сестра; бывшая жена (после пострижения одного из супругов) 191 . Стрый (дядя), или строй – это прислужник, служитель, слуга, церковный служка. Одновременно строй, или стрый – это дядя по отцу, брат отца 192 . Ятровь, ятрова, ятровка, ятровья, ятровица – «жена деверя... жена шурина; жена брата (деверю и золовке); жены братьев между собою ятрови» 193 . Чтобы представить себе генеалогию определённого человека, необходимо составить схему его родства. В древнерусском языке употреблялось слово колено, которое означает поколение, потомство, род, племя 194 ; в русском – поколение в родословной 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010