Все сказанное, конечно, не исключает возможности обсуждения перспектив унии с Мацеевским или каким-либо еще представителем католической стороны в первых месяцах 1590 г. Однако никаких следов эти гипотетически допустимые контакты не оставили. К. Левицкий в 1933 г. предполагал, что документы нунциатуры прояснят весь вопрос 605 . Однако поиски А. Великого, О. Халецкого, Е.Ф. Шмурло, П. Пидручного и других историков в ватиканских и польских архивах не дали никаких новых результатов. Напротив, ни Б. Мацеевский, приехавший в Рим в апреле 1590 г., ни секретариат курии, ни церковные и королевская канцелярии в Польше не оставили до 1592 г. никаких откликов на инициативу епископов. Поэтому предположение о подготовке унионного проекта православных епископов уже в первые месяцы 1590 г., до июньской декларации, остается беспочвенным, а вопрос о том, как именно зародился унионный проект 1590 г. – нерешенным. Во всяком случае пока нет никаких оснований видеть в нем плод католической инициативы и тем более «иезуитской интриги». Это не значит, однако, что католическая проунионная пропаганда прежних лет не имела никакого воздействия на православный епископат и остальное духовенство. Католическая церковь и польское государство были заинтересованы в подчинении Киевской митрополии Риму и религиозной унификации Речи Посполитой. Уния, как мы хорошо знаем, виделась как естественный путь к этому (хотя понималась именно так, как это предписывала логика католического взгляда на церковь и на задачи римской политики в конкретных обстоятельствах конца XVI в.). Поэтому не случайно, что луцкий епископ Мацеевский вернулся из Рима в 1591 г. вместе с Петром Аркудием, задачей которого была дальнейшая пропаганда в пользу унии. Но, во-первых, это случилось уже тогда, когда сближение с католиками было начато православной стороной. Во-вторых, нет никаких прямых доказательств, будто православные епископы обратились к идее унии в 1590 году потому, что были вдохновлены самой идеей христианского единства и желанием позаимствовать опыт католической церкви 606 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

В дальнейшем вопрос об унии обсуждался не на очередных соборах епископов, на которых присутствовали клир и миряне, а на тайных, «покутных (т.е. «по углам») соборищах». В послании виленского духовенства воеводе новогрудскому Феодору Скумину-Тышкевичу названы четыре «покутных собора»: Сокальский, Красноставский, Кобринский и Брестский, состоявшиеся в 1594–1595 годах. 18 На первую секретную грамоту 1590 года об унии Сигизмунд III тайно ответил 18 мая 1592 года также одобрением и согласием. Он обещал сторонникам унии защиту и равные права с католическим духовенством. 2 декабря 1594 года в Сокале были разработаны десять условий принятия унии, так называемые «сокальские артикулы»; только три из них касались церковных вопросов. Относительно веры в них не говорилось ничего. Уполномоченный Сокальского съезда Кирилл (Терлецкий) и другие сторонники унии в 1595 году на совещаниях с представителями католического духовенства выработали «Соглашение духовенства латинского и русского, при посредстве Кирилла (Терлецкого), епископа Луцкого, с ведома его королевской милости и господ сенаторов». В этом Соглашении, по настоянию представителей католической иерархии, уполномоченный православных епископов должен был дать обещание представить спорные догматические вопросы на рассмотрение папе. «Видно было, что Луцкий владыка не особенно дорожил своею “верою”». 19 1 июня 1595 года митрополит Михаил (Рогоза) и епископы Владимирский, Луцкий и Пинский с кобринским архимандритом Ионою (Гоголем) подписали подробные артикулы (условия) унии папе и королю, а 12 июня митрополит и епископы подписали послание Папы, выразив этим согласие принять унию. Только в июне 1595 года покровитель Православия в Польше, князь Константин Острожский, узнал от епископа Ипатия (Поцея) и митрополита Михаила (Рогозы) о завершении подготовки унии и о том, что вопрос об унии будет решаться на соборе. Уния, готовившаяся тайно от народа, встретила решительное осуждение еще до ее провозглашения. Константин Острожский в своем воззвании ко всем православным в Польше и Литве в конце июня 1595 года писал: «...B нынешние времена зло-хитрыми кознями лукавого диавола сами главные начальники нашей истинной веры, прельстившись славой мира сего и помрачившись тьмою сластолюбия, наши мнимые пастыри, митрополит с епископами... тайно согласились между собою, окаянные... отторгнуть благочестивых христиан здешней области без их ведома и вринуть с собою в погибель, как и самые сокровенные писания их объявляют. Узнав достоверно о таких отступниках и явных предателях Церкви Христовой, извещаю о них всех вас, как возлюбленную о Христе братию, и хочу вместе с вами стоять заодно против врагов нашего спасения, чтобы с Божиею помощию и вашим ревностным старанием они сами впали в те сети, которые скрытно на нас готовили... Какая нам может быть от них польза? Вместо того, чтобы быть светом миру, они сделались тьмою и соблазном для всех». 20

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После игумена Варлаама рост монастырских владений на время остановился. В течение двухлетнего (1587–1588 г.) игуменства Сергия не состоялось ни одной покупки, ни вклада, ни мены, а при преемнике Сергия – Марке, управлявшем кирилловскою братиею с 1588–1595 года, были куплены лишь два небольших участка в Неноксе (именно: 9 апреля 1590 года старцом Евфимием у Гуляя Стефанова сына Будаева – его поле земли в Неноксе с огородом у проезжей улицы рядом с полянкою Кириллова монастыря и Фоминской огородец за 4 рубля, причем вместо 1 рубля было отдано 4 грядки огорода капустного 1293 ; а 5 марта 1595 года слугою Кириллова монастыря Богданом Прокопьевым сыном Кафтыревым у Федора Семенова сына Кологривова 13-ый сугреб без 6-ой доли в Глубокой варнице за 20 рублей 1294 и 1 пожня «Лествянка», подле реки Ухтомы, куплена 20 июня 1593 года у Нефеда Осипова сына Коротчанина за 3 рубля 1295 . Кроме того три пожни поступили в Кириллов монастырь вместо вклада, именно: одна поженька на Коротком на Давыдове берегу была дана 7 июня 1590 (7098) года Малютою Борисовым сыном Тимофеевым Вещеозерцом 1296 ; другие пожни за рекою Маексою (по Шексне) и за болотом 12 марта 1591 года были получены от Федора Некрасова сына серебреника 1297 ; третья пожня «Корчевник» также по Шексне в 159 2 / 3 (7101) году – от четырех братьев: черного священника Сильвестра, Борисоглебского священника Павла, Воздвиженского священника Ивана из Ворбозома и Харитона, «Иевлевых детей поповых Борисоглебского попа 1298 . После Марка, когда во главе Кирилловской братии некоторое время находился старец Леонид (Ширшов), царь Федор Иванович с царицею Ириною пожаловали монастырь своими черными волостями в Белозерском уезде в Заозерском стану 1299 : волостью Городищем-погостом с деревнями и селом Богоявленским на Ерге (в Надпорожском стану) с деревнями. По книгам 158 5 / 6 года здесь было пашни перелогом и лесом 687 чети в поле, а в дву потомуж 1300 . Последующее шестимесячное игуменство Евпла (с 1595 года) прошло, по-видимому, бесследно для монастырских вотчин, если не предполагать, что к этому времени относится купчая, заключенная (7 ноября 1595 года) слугою Богданом Прокофьевым Кафтыревым с Васильем Мартемьяновым, сыном Породиным Высочкиным на тринадцатый сугреб росолу в Ненокоцкой Глубокой варнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Как понимали подготавливаемую унию другие представители высшего православного духовенства? Неисследованность вопроса заставляет ограничиться лишь отдельными наблюдениями. Холмский владыка Д. Збируйский был одним из четырех епископов, подписавших Брестскую декларацию об унии от 24 июня 1590 г. Его биография, деятельность и взгляды известны очень плохо. Однако в заявлении от 7 июля 1595 г. 979  он объяснил мотивы шага 1590 г. и решения, принятого в Сокале в 1594 году. По его словам, за обоими обращениями стояло «наше некоторое несогласие («rozrozumienie niektore») с нашим старшим, отцом-митрополитом Киевским, который, договорившись с владимирским владыкой покойником Хребтовичем, хотел расширить свою юрисдикцию над нами далее того, что приемлемо» 980 . Четыре епископа, «не желая признавать такое нарушение порядка... вступили в заговор, пожелав подчиниться власти святого отца папы римского» 981 . При этом в протестации было отмечено, что на такой шаг епископы готовы были пойти при условии сохранения «веры, обрядов и других наших религиозных свобод» под гарантией короля 982 . Высказывание Збируйского, искренность которого в целом не вызывает сомнения, в очередной раз подтверждает, что, во-первых, главным фактором, толкавшим епископов к унии, были конфликты внутри православной церкви, а не идеал церковного единства и не католическая пропаганда; во-вторых, непременным условием унии было сохранение в неприкосновенности не только обрядов, но и «веры» и «религиозных свобод» православной церкви. Стоит обратить внимание и на тот факт, что в Холмской диоцезии католическая церковь и католические влияния были очень сильны и католический епископ осуществлял свои функции рядом с православным 983 . Еще меньше известно о турово-пинском владыке Леонтии Пелчицком, четвертом авторе Брестской декларации. Его диоцезия была самой малонаселенной и бедной. Сам Пелчицкий умер незадолго перед Брестским собором и после 1590 г. активного участия в подготовке унии не принимал. Трудно объяснить отсутствие в Бресте в 1590 г. перемышльского епископа Михаила Копыстенского 984 , чье отношение к унии нуждается в специальном изучении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

126 Ист. акт. 7, 182. 207. Дворцовые записки 2, 183. В 1654 г. отправились русские послы к Теймуразу и Александру (Ист. акт. 4, 231). Из Персии возвратились наши послы уже в ноябре 1654 г. (там же стр. 238). Царица Елена и Царевич Николай отправились из Москвы в Грузию в 1660 г. (там же 290. 291). 128 См. об имеретинском Царе Арчиле, о его Митрополите и разных духовных и светских лицах в 5 Т. Ист. акт. 227 в собр. грам. Т. 4, 218. 259. в древ. вифлиоф. 15, 306–326. В 1688 г. Арчил оставил Имеретию и в 1693 г. захвачен был в плен кабардинским князем; в 1694 просил о прибытии в Москву и прибыв, жил с 1700 г. и скончался в 1712 г. Энцикл. лексик. 3, 293. 130 Об образовании Поцея в краковской академии и тесном знакомстве его с кардиналом Комендонием говорит и униат Лев Кишка в издании сочинений Поцея. В римской коллегии образовались униатские Митрополиты Вениамин Руцкий (1613 – 1637), Рафаил Корсак (1637 – 1641), Антоний Селява (с 1642 г.), Киприан Жоховский (с 1674 г.); Архиепископы смоленские Лаврентий Кревша, Андрей Злотый и полоцкий Николай Лосоцкий; Епископы владимирский Иероним Гроховский, луцкий Иеремия Почановский, пинский Пахомий Оранский, туровский Алексей Дубровский, коадъютор виленский Маркиан Тризна. Allatius de eccl. et. occid. consens. pag. 387. 132 Апокризис напеч. 1597 г. «Той же сатана обманул униятов обещанием места в сенате, который обещал и Христу дать всю вселенную, аще пад поклонится ему». Униаты вдвойне были обмануты, потому что и чистую веру потеряли, и мест в сенате не получили. 133 Сочинение Скарги O iednosci Kosciola Bozego pod iednim Pasterzem I o Greckiem I Ruskiem od tei iednosci odstapieniu. Warsz. 1590. «Престорога» писанная львовским священником (Лосицким) говорит, что Поцей бывал даже Жидом. Сам Поцей отвергает это, но сознается, что был Кальвинистом. Зубрицкий о начале унии в чтен. ист. общ. 1848 7. М. Евгений о соф. соб. 124–132. Дополн. к иностр. акт. 59. 61. 134 Густин. Лет. 371. Брестские Соборы 1590 и 26 октяб. 1591 г. у Зубрицкого: о начале унии 25. 27. 30. 31. Летоп. Львов. братьева 60–62. На последнем Соборе еще присутствовал Мелетий Хребтович. След. Поцей вступил в управление владимирской паствой не прежде нояб. 1591 г. В письме от 22 дек. 1592 г. Еписк. Михаил опровергал молву о его согласии на унию. О споре Гедеона с Львов. братством у Зубрицкого начало унии 27. 30. 31. Лет. Львов. братства 59–64. Сл. Suppl. ad. hist. docum. 150. 151. Акт. Зап. Рос. Т. 3 167. О православии Гедеона сам. Митр. Рогоза в мар. 1595 г. писал: «он дал клятву пред Евангелием, что ничего не знает о том (об унии) и не желает сообщаться с ними». Да и Гедеон совсем не был на соборах 1593 и 1594 г., как видно из их деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

12. Вассиан , 22 февр. 1540; (в 1552 покойник). 13. Макарий , в мае 1552, из архим. Лещинского монастыря; † 1558 (Акт. Зап. Рос., III, примеч. 20-е). 14. Макарий Евлашевский , с 1558; † в 1576? (Акт. Зап. Рос., III, 65?). 15. Иона Протасович 1568 митрополит Киевский (А. З. Р., III, примеч. 34-е). 16. Кирилл Терлецкий , с 8 июля 1576–85 (Акт. Зап. Рос., III, 65, примеч. 48-е). 17. Леонтий Пельчицкий 8 июля 1585 перев. из Холмской; † в авг. 1595. 18. Иона Гоголь утверждён 22 сент. 1595 из архим. Кобринских, и в 1597. 19. Паисий Саховский , из архим. Минского Вознесенского, упом. 3 мар. 1603. 20. Авраамий Стагонский хирот. 1620. 21. Рафаил Корсак , 15 мар. 1633. Епархия Хельмская Хельмская. епархия упои, с XIII века; обращена в униатскую около 1650 г. Епископы Хельмские 1. Иоанн , 1260 и 61 (Ипат., 163, 197). 2. Иоанн , 1331. 3. Каллист , 1336 «Холмский и Белзский» (Рум. Муз., 174). 4. Павел Червенский , епископ, упом. 1415. 5. Харитон , 15 нояб. 1415. 6. Симеон , 1492–94. 7. Алексий , около 1504. 8. Филарет , 1509. 9. Вассиан хирот. 1536. 10. Иона Сосновский , 1540–43. 11. Василий Бака , 1546. 12. Макарий , 1553. 13. Феодосий , 1565, а в 1566 перев. в Владимиро-Волынский. (Акт. Зап. Рос., III, примеч. 13-е). 14. Захарий , 1566–70. 15. Леонтий Пельчицкий 8 июля 1585 перев. в Туровский. (Акт. Зап. Рос., III, 156). 16. Дионисий Сбируйский , 1590–1596; † 1604. 17. Паисий Ипполитович хирот. в янв. 1623; (упом. в начале 1629). 18. Фотий хирот. 1629. Епархия Переяславская Переяславская епархия упом., по летописям. в XI–XIII столетиях. Епископы Переяславские 1. Потр , 1071. 2. Николай … 3. Ефрем , 1091. 4. Лазарь хирот. 1105; † 6 сент. 1117. (Ипат. Лет., 128). 5. Сильвестр хирот. 1118; † 12 апр. 1123. (Ипат. Лет., 128). 6. Марк хирот. 1125; † 6 янв. 1134 (Ипат. Лет., 12). 7. Евфимий хирот. 1141; упом. до 1149. (Ипат. Лет., 17, 23, 30, 43). 8. Василий хирот. 1156. 9. Павел хирот. 1198. 10. Симеон убит в 1239. (Ипат. Лет., 176). Епархия Белгородская Белгородская епархия упом., по летописям, в XI и XII столетиях. Епископы Белгородские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Герасим (упом. в 1330), Иакинф (упом. в 1343), Никандр (1582-1584), Дионисий (упом. в 1590), Хрисанф (упом. в 1593), Иаков (после 1593-1595), Гавриил (1595-1616), Митрофан (XVI-XVII вв.), Христофор (1616-1624), Антоний (1625-1626), Серафим (1626-1637 или 1638), Иоаким (1638 - после 1652; упоминание об избрании в 1648 архиеп. Космы исследователи подвергают сомнению), Захария (упом. в 1660), Макарий (упом. в 1670-1687), Кирилл (1688-1720), Неофит (1720-1748), Мелетий (1748-1761), Феоклит (1761-1763), Мелетий (1763-1765), Иосиф (1766-1768), Каллиник (1768-1774), Парфений (1774-1790), Захария (1790-1801), Герасим (1801-1838). Митрополиты Косские Кирилл (1838-1840, впосл. митрополит Видинский), Синесий (1840-1842), Кирилл (1842-1843, ранее епископ Китрский), Панкратий (1843-1853, иногда ошибочно указывается дата 1845), Кирилл (1853-1867, впосл. митрополит Элассонский), Герман (Кавакопулос) (1867-1876, впосл. митрополит Родосский, Ираклийский, Халкидонский и патриарх К-польский Герман V ), Мелетий (1876-1885), Павел (Симеонидис) (1885-1888, ранее епископ Скопельский), Афанасий (Николаидис) (1888-1893), Каллиник (Палеокрасас) (1893-1900, впосл. митрополит Парамифийский и Филиатский), Иоаким (Ваксеванидис) (1900-1908, впосл. митрополит Касторийский), Никодим (Комнинос) (1908-1908, впосл. митрополит Варнский), Агафангел (Архитас) (1908-1924, ранее митрополит Карпафский и Касосский), Павел (1924, не смог занять кафедру из-за запрета итал. властей), Эммануил (Карпафиос) (1947-1967), Нафанаил (Дикеос) (1967-1979), Иезекииль (Цукалас) (1979-1982), Емилиан (Захаропулос) (1982-2004). Митрополиты Косские и Нисиросские Емилиан (Захаропулос) (1982-2009), Нафанаил (Диакопанайотис) (с 2009 по наст. время). Лит.: Κωνσταντινδης Ε. Ι. Κ, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1966. τ. 8. Σ. 1224-1225; Εμμανουλ (Καρπθιος), μητρ. Εκκλησα Κ Δωδεκανσου. Αθναι, 1968. τ. 1; Darrouz è s. Notitiae. P. 213, 227, 241, 259, 285, 304, 328, 361, 363, 386, 408, 418, 420. N 1-4, 7, 9-10, 13, 15, 18, 20, 21; Fedalto.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

14. Иосиф упом. 24 июля 1516; с 1526 митрополит Киевский. (Тоже, III, прим. 2). 15. Нафанаил , архиепископ, в окт. 1524, в февр. 1526 (А. 3. Р., II, 131, 142); 8 февр. (sic) 1531; будто бы до 1533. (Тоже, прим. 81). 16. Мисаил , 27 апр. 1534, из архим. Полоцкого Островского монастыря (А. 3. Р., II, 176). III. Архиепископы Полоцкие и Витебские 17. Симеон упом. 14 сент. 1538, в февр. 1540–45, дек. (А. 3. Р., II, 201, 234). 18. Герман Хребтович , 28 февр. 1553; † 1558. 19. Герасим Корсак , с 1558 (А. 3. Р., III, прим. 19). 20. ?? Григорий Волович (Был ли владыка? А. 3. Р., III, 30 и прим. 25). 21. Арсений Шишка , 137 из монахов Предтеченского, на острове, монастыря, определён 22 окт. 1562 (А. 3. Р., III, 29, 30, прим. 25). 15 февр. 1563 пленён русскими и сослан в Спасо-Каменный мнтрь. 22. Варсонофий Валах , с 1563; † 1576 (sic) (А. 3. Р., III, 75). 23. Трифон Ступишин , бывший епископ Суздальский, определён 6 апр. 1563; † в 1566, в мор, в Полоцке. 24. Афанасий, кн. Палецкий , бывший епископ Суздальский, определён 11 авг. 1566, а 17 мая 1568 прибыл на покой в Кирилло-Белозерский мнтрь, где и †. 25. Антоний в 1572 возведён в митрополита Всероссийского. 26. Феофан (Богдан) Рпиньский , с 15 дек. 1576; † в авг. 1588. 27. Киприан упом. 1578, а 11 авг. 1579 пленён поляками (Полоцкий и Луцкий). 28. Афанасий Терлецкий , архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский, утверждён 22 сент. 1588–1590, из архим. Пинских (А. 3. Р., III, прим. 48). 29. Нафанаил Белицкий , с 1592; † в начале 1595. 30. Григорий Загорский утверждён 5 мая 1595; до 1598. 31. Мелетий Смотрисский хирот. в дек. (sic) 1622; до 10 авг. 1628. 32. Сильвестр Коссов хирот. 1635 и, будучи митрополитом Киевским, управлял 1649. 33. Каллист Дорофеевич-Риторайский , из игум. Маркова монастыря, епископ, с июня 1657 до 1661. Возобновлена 30 апр. 1833. Шестая из третьеклассных. Епископы Полоцкие и Виленские 1. Смарагд Крыжановский 14 мая 1833 перев. из вивариев С.-Петербургских (еписк. Ревельских); 28 мар. 1836 пожалован в архиепископа, а 15 июня 1837 перев. в Могилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1557 2 Ср.: Притч. 21:1. 1558 Ср.: Лк. 11:3. 1559 Ср.: Прем. 16:20. 1560 Ср:.Лк. 11:4. 1561 Там же. 1562 Ср.: Быт. 3:14. 1563 Ср.: Лк. 11:9. 1564 Ср.: Лк. 11:10. 1565 Ср.: Ис. 29:14, Иов. 17:4. 1566 Ср. Лк. 11:5—8. 1567 Ср. Лк. 11:7. 1568 Ср. Лк. 11:5. 1569 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Это-Творец, Кто запер дверь». 1570 3 Вставка Кройманна. 1571 Согласно одной из конъектур: «Который ранее запер перед язычниками ее, в которую прежде стучались 9. иудеи». 1572 Ср.: Лк. 11:11—13. 1573 Ср.: Исх. 16:13—31. 1574 Употреблен грецизм из Септуагинты ortygometra. Ср.: Числ. 11:31—32. 1575 Ср.:Лк. 11:11. 1576 Ср.: Лк. 11:12. 1577 Ср.: Лк. 11:13. 1578 Ср:.Лк. 11:14. 1579 Ср.: Ис. 29:18. 1580 Букв.: «в Вельзевуле». Ср.: ν Βεελζεβολ (Лк. 11:15). Об употреблении предлога ν (лат. in) «в» в Библии см. прим. к Adv. Marc., II, 19,1. 1581 См.: Лк. 11:19. 1582 Ср.: Лк. 11:18. 1583 См.: Лк. 11:20. 1584 Ср.: Исх. 7:11. 1585 См.: Исх. 8:19. 1586 Парентеза Кройманна. Иначе: «перст Божий есть то, что должно было обозначать малое, которое является, однако, исключительно сильным». 1587 См.: Лк. 11:21—22. 1588 Ср.: Быт. 3:19. 1589 Ср.: Лк. 11:27. 1590 См.: Лк. 11:28. 1591 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Ибо». 1592 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Он и прежде так отвергал Матерь или братьев». 1593 Ср.: Лк. 8:21; Мф. 12:48—50. 1594 Ср.: Лк. 6:30. 1595 Ср.: Л к. 11:29. 1596 Ср:.Лк. 11:33. 1597 Ср.: Лк. 6:28. 1598 Ср.: Лк. 11:42—52. 1599 Вставка Кройманна. 1600 Ср.: Лк. 11:37—38. 1601 Вставка Кройманна. 1602 См.: Л к. 11:39—40. 1603 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 1604 Ср.: Лк. 11:42. 1605 См.: Втор. 6:5. 1606 Ср.: Лк. 11:43. 1607 Ср.: Ис. 1:10. 1608 Ср.: Пс. 118 117:9. 1609 Ср.: Иер. 17:5. 1610 Вставка Кройманна. 1611 Ср.: Лк. 11:46. 1612 См.: Мф. 15:9; ср.: Ис. 29:13. Конъектура Кройманна. В рукописи: уча заповедям учениям человеческим». 1613 Ср.: Ис. 5:8. 1614 Конъектура Кройманна. Ср.: Ис. 3:15. В рукописи: «взывая к народу». 1615 См.: Ис. 10:2. 1616 См.: Ам. 6:1 (?). 1617 См.: Ис. 3:12. 1618

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Если доброго человека, от которого и благодеяния не видим, любим и почитаем только за то, что добр, и крайне бережемся оскорбить его, тем более Бога, Который есть наш Создатель, Промыслитель, хранитель, кормилец, защитник, помощник и, короче говоря, высочайший благодетель и человеколюбивый Отец, мы должны любить и почитать, насколько можем в немощной плоти, должны крайне беречься Его оскорбить как Единого благого. Поверь, возлюбленный, что лучше человек изберет смерть, чем грехом оскорбит Бога, если войдет в правильное рассуждение о Боге, Благость Которого столь велика, сколь велик Он Сам, и столько Его благодеяний оказано нам, сколько создано творений, и столько Его преславных дел, сотворенных Им ради нас, сколько дней, часов и минут прошло от нашего рождения. Без Него и Его благ мы и минуты прожить не можем, «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17, 28 ) ( 104, 1589–1590 ). Рассуждение о вечности может подвигнуть и переменить человеческое сердце ( 104, 1590 ). Рассуждение укореняет в сердце спасительные истины. О чем часто помышляем и чему поучаемся, то глубже укореняется в памяти и сердце. Помышляй часто и о великом и дивном деле Спасителя, и молись, и укоренится память в сердце твоем. Видишь Его образ в церкви и в доме – помышляй, что это образ Сына Божия и Небесного Царя и Бога твоего. Который ради тебя явился на землю и пожил, и потрудился. Видишь образ Богородицы – помяни, что это образ Той Пресвятой Девы, Которая плотию родила твоего Господа, и на руках носила, и материнским молоком питала... Так, когда будем часто о Нем и Его действиях рассуждать, то и углубится память о Нем в наших сердцах, что принесет великую пользу душам нашим. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1590–1591 ). Духовное рассуждение есть достояние совершенных христиан. Участвуют в этом благе значительно преуспевшие в благочестивом подвиге. Чуждо оно новоначальным и неопытным, хотя бы они были и старцами по телесному возрасту ( 109, 62 ). Рассуждение, рассматривая все помышления и дела человека, устраняет всякую мысль и намерение лукавые, неугодные Богу, и удаляет от нас прелесть ( 111, 204 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010