Шугин Астат, новгородский своеземец, конец XV в. (1498 г.) Шугрея кн. Михаил Федорович Гвоздев-Ростовский [см. Гвоздь], конец XVI в. Шудебов Василий, посадский человек, 1534 г., Дмитров Шуин Суморок [см. Суморок], посадский человек, 1567 г., Устюжна Шуйгин см. Шульга Шукал ( Шукол ) Михаил Владимирович Всеволож Заболоцкий [см. Заболоцкий], конец XV в.; его вотчина селение Шукалово в верховье р. Яхромы в Дмитровском уезде; от него – Шукаловские [см. Черт, Чертенок, Шапка] Шукля Алешка, крестьянин, первая половина XV в., Переяславль [см. Гусак] Шукуев Юрий Степанов, крестьянин, 1564 г., Олонец Шулев Григорий, крестьянин, 1613 г., Важская область Шульга, Шуйга, Шуйгин, Шульгин : Шульга Александр Федорович Монастырев [см. Монастырь], вторая половина XV в. (иногда – Шуйга); от него – Шуйгины, позже Шульгины; Гаврило Иванович Шульгин, 1594 г., Лух; Шуйгин Алеша Федорович, 1550 г., Новгород; Аггей и Андрей Фомичи, 1595 г., там же [см. Сорога] Шуйга, шульга, шуйца – левая рука Шум Семенович Тыртов [см. Тыртов], 1539 г., у него братья Зук и Гам [см. Зук, Гам]; Шум Нездин [см. Нездин], помещик, 1586 г., Арзамас; Меньшой Иванович Болховитин [ср. Болховитинов], убит татарами в 1590 г. [см. Мясоед] Шумалкин Василий Савельев, бортник, 1576 г., Унжа Шумаровские см. Шамины-Шумаровские Шумеевские , вотчинники, 1540 г., Тверь. Фамилия от деревни Шумеево в Микулине стане Шумило – распространено; Шумило Васильев, крестьянин, 1600–1607 гг., Важская область; Иван Шумилов, 1640 г., Белоозеро [см. Брыло] Шумиха Василий Тимофеевич Замыцкий, конец XV в. Шумиха – 1) резун, осока, 2) сусальное золото в листах Шумята Клим, крестьянин, конец XV в. (1495 г.), Новгород Шун , крестьянин, 1495 г., Новгород Шунин Соня [см. Соня], крестьянин, 1627 г., Белев Шунка Алешка, крестьянин, 1628 г., Белев Шурак см. Щурак Шурыгин Никита, посадский человек, 1582 г., Новгород; Шурыгин Михаил, стрелец, 1660 г., Ржев Шуст Иван Семенович Филимонов-Морозов [см. Мороз], 1467 г. Шустить – чистить; шуст – скребок для чистки ствола ружья

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

5. Стб. 8, 95; АЮБДР. Т. 2. С. 184. 139; РИБ. Т. 2. Стб. 485-489. 142; Т. 5. Стб. 222-224. 86; Стб. 251-274. 90; Стб. 546-550. 206; Стб. 926-927. 383; НовгорЛет. С. 33, 62, 63, 234, 335, 336; Голубцов. Чиновник. С. 54, 99, 122, 124, 168, 179; Лихачёв Н. П. Духовное завещание старца Варлаама 1590 г.//ИРГО. 1909. Вып. 3. С. 110-112; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 16, 30, 42, 43; НПЛ; Анпилогов Г. Н. Новые док-ты о России кон. XVI - нач. XVII в. М., 1967. С. 412-415; Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов/Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001; Анкудинов И. Ю., Баранов К. В. Акты новгородского Духова мон-ря 1574-1595 гг.//РД. 2003. Вып. 9. С. 339-353; Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов/Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003 (по указ.). Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 66-69; Ратшин. Монастыри. С. 389-390; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 121-131, 173, 334, 536; Ч. 2 (по указ.); Строев. Списки иерархов. Стб. 43, 89-90; Зверинский. Т. 1. 179. С. 137-138; Валдайский С., свящ. Новгородский 1-кл. Свято-Духов жен. мон-рь: Кр. ист. описание. Новг., 19102; Петров Д. А. Проблемы ист. топографии Новгорода. М., 1999. С. 169-186; Ядрышников В. А. Формирование ансамбля Свято-Духова монастыря в Новгороде//НовгАВ. 1999. Вып. 1. С. 27-36; он же. Духов (Свято-Духов) [мон-рь]//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 304; Петрова Л. И. и др. Топография пригородных мон-рей Новгорода Великого//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 95-157; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 93-94; Гордиенко Э. А., Ядрышников В. А. [Церковь] Троицы с трапезной палатой в Духовом мон-ре//Там же. С. 510-511; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 345-348; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний//НовгАВ. 2005. Вып.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

История РЦ. Кн. 6 (по указ.); Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 129, 136, 149, 189-231, 237-241, 250-260; Vogüé E.-M., de. De Byzance à Moscou: Les voyages d " un patriarche//Revue des deux Mondes. 1879. T. 14. N 3. P. 5-35; Малышевский И. Патр. Иеремия II и кн. К. Острожский//ТКДА. 1886. 1. С. 68-82; Γεδεν. Πνακες. Σ. 518-536; Μυστακδης Β. Ο Πατριρχης Ιερεμας Β Τρανς κα πρωσοποϒραφα ατο//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1894. Τ. 14. Σ. 283-285; Ο Πατριρχης Ιερεμας Β Τρανς κα α πρς τος Διαμαρτυρομνους σχσεις κατ τν ιστ ανα//Ibid. Σ. 300-320; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Πατριαρχικο κατλογοι (1453-1636)//BZ. 1899. Bd. 8. S. 392-401; Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Моск. гос-ве: Царствование Федора Ивановича; Учреждение патриаршества в России. Од., 1912; Florovsky G. An Early Ecumenical Correspondence: Patriarch Jeremias II and the Lutheran Divines//World Lutheranism of Today: A Tribute to A. Nygren. Stockholm, 1950. P. 98-110; Καρμρις Ι. Ιερεμας Β//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 780-784; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. L., 1968 (рус. пер.: Рансимен С. Великая Церковь в пленении: История Греч. Церкви от падения К-поля в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 253-257, 259-262, 335-337); idem. Patriarch Jeremias II and the Patriarchate of Moscow//Aksum-Thyateira: A FS for Archbp. Methodios of Thyateira and Great Britain. L., 1985. P. 235-240; Фонкич Б. Л. Из истории учреждения патриаршества в России: Соборные грамоты 1590 и 1593 гг.//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 251-260; он же. Акт К-польского Собора 1593 г. об основании Моск. Патриархата//Cyrillomethodianum. Thessal., 1987. Vol. 11. P. 9-31; Tillyrides A. Jeremias II Tranos, Patriarch of Constantinople (1536-1595)//ΕΘ. 1977. Τ. 59. Σ. 242-265; idem. An Unpublished Letter of Jeremias II, Patriarch of Constantinople//Θεολογα.

http://pravenc.ru/text/293660.html

1582. С 1862 года до кончины Святителя в 1867 г. было опубликовано четырнадцать его произведений различных жанров в «Домашней беседе» и еще тринадцать вышли в издательстве В. И. Аскоченского и типографии И. И. Глазунова отдельными изданиями. См.: Семенова Т. Н. Библиография трудов святителя Игнатия и литературы о нем (за 1847–2001 гг.)//Настоящее издание. Т. 4. С. 654–655, 666–668. Все они позже будут включены в собрание сочинений святителя Игнатия. 1583. «Жизнеописание…». С. 482. 1584. Цензор. 1585. Творения. Кн. 6. С. 723. — Письмо от 10 янв. 1864 г. 1586. Творения. Кн. 6. С. 508–510. — Письмо от 3 марта 1864 г. 1587. Глазунов был издателем журналов Е. Н. Ахматовой. 1588. Творения. Кн. 6. С. 763. — Письмо от 6 янв. 1865 г. 1589. См. сноску 1, с. 487. 1590. Дарьюшка-странница//Домашняя беседа. 1864. — Вып. 2–11. 1591. Творения. Кн. 6. С. 1098 — Сноска к письму от 25 окт. 1864 г. 1592. Творения. Кн. 6. С. 802–803. — Письмо от 25 окт. 1864 г. 1593. Снессорева жила в Царском Селе. 1594. См.: Из записок Михаила Васильевича Чихачова//Настоящее издание. Т. 1. С. 600. 1595. Кончина Преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова)//Домашняя беседа. 1867. Вып. 21, 20 мая. С. 578–584.; То же. СПб.: тип. Морского Министерства, 1867. 13 с. 1596. Во втором (позднем) варианте «На память другу» Снессорева дает более подробную характеристику изданию: «По желанию родственников покойного епископа Игнатия Брянчанинова я написала, со слов очевидцев, несколько страниц о последних днях его жизни. Небольшое издание разошлось между родными и знакомыми». (РО ИРЛИ. Ф. 155, не обработан.) 1597.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально аскетические воззрения. В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. С. 9. 1598. См. сноску с. 487. 1599.  …мой «Валаам» кончен…. — Архимандрит Игнатий сообщает о завершении работы над первым вариантом своего произведения «Валаамский монастырь» (см. сноски 2 и 3 (с. 489) к Предисловию), в основу которого, вероятно, лег его рапорт «Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем, составленное благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандритом Игнатием». (См.: Настоящее издание. Т. 3. С. 394–419). Архимандрит Игнатий не только художественно обработал краткие сведения о Валааме, упомянутые в небольшой первой главе рапорта, но значительно дополнил их цитатами из монастырских рукописей, Евангелия, Святоотеческих писаний и другой литературы об истории монастыря. Доработка текста, очевидно, была закончена после второй служебной поездки архимандрита на Валаам, состоявшейся в сентябре 1846 г., о которой он писал П. П. Яковлеву 9 сентября 1846 г.: «С 3-го сентября я на Валааме; сегодня 9-е, а депутата — еще нет. Наступают осенние непогоды. …Так во время пребывания нашего в Коневце была там сильнейшая буря, так что самый пароход пришел тремя днями позже». См.: Странствие ко вратам вечности. Переписка Святителя Игнатия Брянчанинова с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001. С. 226.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Святые Василий Блаженный и царевич Димитрий Угличский. Икона. XVIII в. (ГИМ) Святые Василий Блаженный и царевич Димитрий Угличский. Икона. XVIII в. (ГИМ) Покровский собор был закрыт в 1919 г., богослужения в нем возобновились в 1991 г. Ежегодно 15 авг. молебен у раки В. Б. в соборе совершает Патриарх Московский и всея Руси. Храмоздательство во имя В. Б. Известно не много храмов, посвященных блаженному. В 1588 г. в Москве в честь святого была воздвигнута каменная церковь - придел Покровского собора, куда были перенесены мощи святого. Ок. 1590 г. Г. И. Ладыженский (Большой или Меньшой), избавившись по молитвам к блаженному от «черной болезни», в благодарность построил к югу от Москвы в г. Лихвине ц. во имя В. Б. с приделом в честь Воскресения Господня, храм был освящен 2 авг. (Житие. С. 71). В 1591-1594 гг. иером. Герман на Столобном о-ве на оз. Селигер возвел деревянную ц. Богоявления с приделом во имя В. Б., в 1671 г. на ее месте освятили каменный храм Богоявления с приделами ап. Иоанна Богослова В. Б. и Покрова Пресв. Богородицы (в 1702 приделы были упразднены). Храмы во имя В. Б. были построены в Калуге (1626), Кашине (упом. в 1621), Пензе (XVII в.), в XX в. в Волгодонске (Ростовская обл.). Приделы в честь святого существовали в Архангельском соборе в г. Михайлове Рязанского у. (построен в 1595), в Благовещенской ц. в Туле (построена между 1589 и 1625, придела не было уже в 1685-1686), в новгородской ц. во имя ап. Марка в Детинце (придел упом. в 1617), в нижней церкви Преображенского собора в Спасо-Каменном мон-ре (XVII в.), в ц. Воздвижения Креста Господня в нижегородском жен. мон-ре Происхождения Честных Древ (придел освящен в 1716), в ц. Тихвинской иконы Божией Матери над усыпальницей графов Мусиных-Пушкиных в Симоновом мон-ре (освящен в 1839/40). Ист.: Летопись о многих мятежах и разорении Моск. гос-ва от внутренних и внешних неприятелей. СПб., 1771. С. 11; РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 100-101; Т. 13. СПб., 1909. Стб. 232; Житие св. блаженного Василия, Христа ради юродивого.

http://pravenc.ru/text/150789.html

Надвратный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери Кожеезерского Богоявленского мон-ря. Фотография. 2011 г. В сер. XVI в. иером. Нифонт поставил на острове часовню в честь Богоявления. В 1581-1589 гг., при строителе Серапионе, на ее месте была воздвигнута деревянная холодная Богоявленская ц., освященная в кон. 1589 - нач. 1590 г. иером. Авраамием. К 1595 г. в К. м. была построена теплая ц. свт. Николая Чудотворца (АИ. 1841. Т. 1. С. 462). Во время пожара 1634 г. оба храма сгорели. Новая соборная Богоявленская ц. (1644) с приделом свт. Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла стояла на каменном фундаменте, имела 5 маковиц, крытых чешуей, кресты, обитые белым железом, «около церкви подзоры с летописными словами, окна были и большие и малые» (ГААО. Ф. 441. Оп. 2. Д. 16. Л. 12; Челмогорский. 1901. 20. С. 534-535). Напротив храма стояла «колокольница на столбах, а на ней колокол большой 14 пудов, да другой колокол 5 пудов, да два по пуду» ( Челмогорский. 1901. 20. С. 541). При игум. Дионисии (1649-1650) по распоряжению стольника Б. И. Морозова в К. м. была выстроена 1-я деревянная ограда (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 22). Ок. 1690 г. К. м. сгорел. К нач. XVIII в. в мон-ре, окруженном деревянной оградой, находились восстановленные деревянные соборный храм Богоявления с придельной ц. свт. Николая Чудотворца, теплая ц. Благовещения Пресв. Богородицы, деревянная ц. прор. Илии на св. воротах с колокольней, 12 братских и больничных келий, «хлебенная» и поваренная кельи. В кельях проживали 2 игумена, иеромонах, 2 иеродиакона, казначей, 9 монахов, пономарь, схимонах, клирик, а также больничная братия (4 монаха и схимонах). После пожара 18 авг. 1730 г., при строителе иером. Корнилии (1723-1738), на месте теплой Никольской ц. был построен и в 1732 г. по благословению Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) освящен 2-этажный деревянный храм с верхней ц. Благовещения Пресв. Богородицы, нижней - свт. Николая Чудотворца. В 1752 г. над могилой преподобных Серапиона и Авраамия была сооружена часовня. По описи 1767 г., в К. м. находились также деревянные ограда, надвратная колокольня с 7 колоколами и часами с боем.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

по имени митрополит, переведенный с Патрской кафедры (в правление Василия II Болгаробойцы (976-1025), Гавриил Марморий (?), Никодим (1-я пол. XI в.), Георгий (упом. в 1027), Сергий (упом. в 1027 и 1028), Никита (упом. в 1030 и 1032), аноним (упом. в 1051/52), аноним (2-я пол. XI в.), Иоанн (2-я пол. XI в.), Георгий (2-я пол. XI в.), Сергий (упом. в 1092), Григорий Пард (после 1092-1156), Феодор (1157-1166 или 1173/74), Стефан Хрисоверг (ранее янв. 1170 или 1174/75 - не позднее 1186), аноним (упом. в 1186), Михаил (?) (XI-XII вв.), аноним (90-е гг. XII в.), Николай (?-1205), Мануил (упом. в 1230), Иакинф (1343-?; ранее митрополит Косский), Феолипт (XIV в.), неизвестный по имени бывш. архиепископ Ахелойский (упом. в 1370), Исидор (упом. в 1386), Феогност (1394-1401), аноним (1401-?), Малахия (упом. в 1446/47 или 1467), Марк (упом. в 1454-1466), Иоаким (упом. ок. 1447 или в 1477), аноним (?-1492), Кирилл (1492-1507), Макарий (1507-1517, затем митрополит Фессалоникийский), Феофан (после 1517 - до 1534), Константин Росин (1-я пол. XVI в.), Иоасаф (1541-1549), Софроний (1549-1569), Лаврентий (1574-1585), Неофит (упом. в 1585-1589), Лаврентий (повторно, упом. в 1590), Неофит (повторно, упом. в 1595), Анфим (1601-1616), Афанасий (упом. в 1620), Анфим (1620-1622, повторно), Неофит (1622-1624), Даниил (1624-1628; впосл. митрополит Серрский), Иезекииль (1628-1635), Кирилл (1635-1637; впосл. митр. Филиппопольский, Тырновский и патриарх К-польский Кирилл III ), Иезекииль (1637-1638, повторно), Иоасаф (1638-1641), Григорий (1641-1660), Парфений (1660-1668), Каллист (1668-1672), сщмч. Захария (до 1678-1684), Григорий Нотара (1684-1715), Иоасаф (1715-1719), Митрофан (упом. в 1719), Дионисий (упом. в 1730), Парфений (1734-1763), свт. Макарий Нотара (1764-1776), Гавриил (1776-1783; впосл. митрополит Никейский), Захария (1784-1819), Кирилл (Родопулос; 1819-1836), Кирилл (Вогасарис; 1841-1842), Герасим (Раллис Спанос; 1842-1843), Иона (Константинидис; 1852-1854), Амфилохий (Гарделис; 1854-1875), Сократ (Колиацос; 1884-1899), Варфоломей (Георгиадис; 1899-1918), Дамаскин (Папандреу; 1922-1938; впосл.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

18. Мартиниан. 19. Вассиан, хиротонисан в 1487 году митрополитом Киевским Симеоном, по смерти которого участвовал в избрании на его место митрополита Макария, убитого впоследствии татарами; присутствовал на Виленском соборе в 1509 году 18 января; упоминается ещё в 1511 году. 20. Иона, упоминается в 1513 году. 21. Пафнутий, упоминается в 1514 и 1525 годах. 22. Геннадий, упоминается в 1540 году. 23. Иоанн Борзобогатый (Красевский), упоминается в 1548 и 1566 годах. 24. Феодосий, упоминается в 1566 и 1568 годах. 25. Даниил, упоминается в 1568 году. 26. Мелетий Хрептович-Богуринский, хиротонисан в 1570 г, из архимандритов Киево-Печерской Лавры; он и будучи епископом, удержал за собою почётное титло архимандрита Печерского, по желанию братий, признательной к нему за его ревностное содействие к возвращению Лавре древних её преимуществ и впредь надеявшейся на защиту его, как человека рода знатного. В 1590 г. 26 октября, незадолго до своей кончины, он для поддержания православия, которому в то время угрожала уния, учредил в г. Бресте при приделе Борисоглебской Николаевской церкви церковное братство со школой. Умер во Владимире в 1592 г. 27. Леонтий Карпович, хиротонисан в 1616 г. из архимандритов Виленского Св.-Духова монастыря (он был его строителем и первым настоятелем). Ревностный защитник православия в борьбе с унией. Его сочинение «Обличение на унию», где он описывает унию, как очевидец Брестского сейма 1595 г. Умер в 1620 г. Блаженная кончина его была оплакана в прекрасной беседе Мелетия Смотрицкого – «Казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, еп. Владимирского и Берестенского» 19 . (Вильно, 1620 года). 28. Иосиф, по другим – Иезекииль Курцевич, хиротонисан в 1620 г. в Киеве иерусалимским патриархом Феофаном. Это был последний православный Владимирский епископ и-то, можно сказать, только титулярный, потому что, вследствие усиленных гонений со стороны польского правительства и униатов, не мог жить в своей епархии. Умер в России 20 . Кроме Владимирской епископской кафедры, существовала на Волыни ещё другая также самостоятельная епископская кафедра в г. Луцке. О ней Волынский летописец (Ипатьевский список.) упоминает под 1288 и 1289 гг., когда говорит о жизни Галицко-Волынского князя Владимира Васильковича, но имён первых епископов Луцких не сообщает. Епископы этой кафедры именовались епископами Луцкими и Острожскими. Известны следующие православные епископы Луцкие:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Неоднозначными были действия западнорус. архиереев по отстаиванию интересов правосл. Церкви. Рубеж XV и XVI вв. отмечен рядом попыток епископов З. м. укрепить дисциплину и ограничить власть светских патронов над церковными учреждениями. Особо важное значение в данной связи имели решения Собора, созванного в Вильно в дек. 1509 г. митр. Иосифом (Солтаном) . Одновременно, желая получить равные права с католич. иерархами, нек-рые архиереи стремились к заключению унии с Римом, эту инициативу поддерживала гос. власть. В 1476 г. митр. Мисаил и в 1500 г. митр. Иосиф (Болгаринович) обращались к папам с предложением унии. Однако их попытки оказались безуспешными. Трудности, к-рые переживала З. м., усугублялись тем, что епископские кафедры часто оказывались в руках светских людей, к-рые покупали у польск. королей право управления епархиями и видели в своем сане лишь источник обогащения. Вопрос о проведении реформ, которые могли укрепить З. м., обсуждался на Соборах, созывавшихся в Бресте в 1590-1594 гг. Киевский митрополит и епископы стремились упрочить свою власть и полностью распоряжаться доходами епархий, при этом они отказывались тратить средства на устройство типографий и уч-щ. Паства видела в епископах противников преобразований и добивалась их удаления с кафедр. Между епископами и братствами возникали конфликты, для решения к-рых последние обращались за поддержкой к высшей церковной власти - К-польскому патриарху. Братства просили о присылке Патриаршего экзарха для суда над недостойными иерархами, и их поддерживала правосл. шляхта. Выход из ситуации противостояния со своей паствой подсказали митрополиту и епископам иезуиты, к-рые уже давно призывали духовенство З. м. подчиниться власти папы. В июне 1595 г. неск. западнорус. архиереев обратились в Рим с такого рода предложением. Оно было встречено благожелательно как папой Климентом VIII , так и польск. кор. Сигизмундом III Вазой . О подчинении Киевской митрополии Римскому престолу было объявлено 9 окт. 1596 г. на Соборе, созванном митрополитом и епископами в Бресте (см. Брестская уния 1596 г.). Власть папы не признали Львовский еп. Гедеон (Балабан) и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) , значительная часть белого духовенства и монашества, все правосл. братства и правосл. шляхта во главе с кн. Константином Острожским. На Соборе, созванном в Бресте в те же дни правосл. противниками унии во главе с экзархом К-польского патриарха Никифором , было объявлено решение о низложении принявших унию епископов.

http://pravenc.ru/text/182581.html

В. В. Шуйский (он и отвечал за царя послам: «князь великий говорил боярином своим князем В. В. Шуйским того деля, что леты еще не совершен», 1536 г.) да князь И. В. Оболенской-Овчина. Как князь великий подал (посланнику) Никодиму руку, и Никодима принял за руку князь Иван и подержал за руку». Они же берегли руку вед. князя, а кн. Шуйский и говорил, при отпуске того же посланника. В 1538 т. для береженья стояли те же кн. В. В. Шуйский на правой стороне и кн. И. В. Оболенский на левой, «да у князя у Василья стоял И. И. Челяднин, ходил у великого князя в дяди место». В 1542 г. «стояли у великого князя береженья для на правой стороне кн. М. И. Кубенской, на левой окольничий И. С. Воронцов» 100 . – При приеме царем Федором Ивановичем послов «у государева места выше рынд» с правой стороны стоит Б. Ф. Годунов (1590, 1592, 1593, 1595 и 1596 гг.); при приемах в 1596, 1597 гг. он держит «царского чину яблоко» (стоит до левую сторону). Дважды вместе с ним, но на другой левой стороне, стоял боярин и дворецкий Г. В. Годунов» (1593 г.). – В XVII в. при царе Михаиле «подле государева места, здвинув с государевым местом, ставится бархатное место для патриарха Филарета Никитича. «А образ над патриархом был особно с застенком, а в правую сторону патриарха на окне стоял животворящий крест на золотой мисе». По правую сторону патриарха сидели митрополиты, архиепископы и епископы (1620, 1621, 1927 гг.). Патриарх был «в своем святительском платье, в манатье бархатной с сажеными источники, в клобуке большом с золотыми дробницами с каменьем и с жемчуги» (1627 г.) 101 – С 1582 г. около царского трона появляются рынды: в июне сего года при приеме литовских послов «при государе в те поры стояли с топоры» князья Дм. и Ал-р Ив. Шуйские да Ив. Бельский и Ив. Воейков; в 1590 г. «рынды стояли при государе с топоры в белом платье в золотых цепях», с правой стороны кн. Ив. Ник. Одоевский и кн. А. Бахтеяров-Ростовский, с левой стороны П. Н. Шереметев и кн. Ю. Приимков и т. д. 102 При приемах около царя находятся иногда и его сыновья.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010