В святом Крещении его нарекли Луарсабом. Отец Луарсаба Георгий по прошествии некоторого времени отправился по приглашению шаха Аббаса I (1584-1628гг.) в качестве его союзника под армянский город Эривань (Ереван - Б.С.)и со своим войском помог шаху подчинить город его власти, и вместе с шахом вел войну с Турцией. Отец Аббаса I, Шахудабанд, по причине своей лени и разврата на дела государственные не обращал никакого внимания, а занят был единственно угождением своей плоти. Пользуясь его слабостью, турки отнимали у него одну провинцию за другой. Но сын его, шах Аббас I, при помощи царя Карталинского Георгия Храброго, оружием возвращал потерянные провинции и города. В числе возвращенных Персии городов была и Эривань. При взятии Эривани началась самая ожесточенная, решающая битва. Георгий со своими воинами показал необыкновенное мужество. Наконец, после долгих усилий, на городских стенах показалось первое знамя, которое было грузинским, и первыми на стенах были грузинские воины. Они истребили турок в крепости, взяли ее и снова подчинили город шаху Аббасу. Шах, видя необыкновенное мужество и храбрость грузинского царя и его воинов, воспылал к грузинам лютой ненавистью. Он и раньше таил непримиримую вражду к ним, так как царь Карталинский Луарсаб I (1534-1558гг.) не дал осуществиться замыслам шаха Тамаза I, хотевшего покорить Карталинию, и этим приостановил обращение грузин в магометанство. Теперь же Аббас не мог равнодушно смотреть на Георгия и его храбрых и мужественных воинов, которые могли быть опасными для него, и нечестивого мучила зависть, потому что первая слава победы досталась Георгию. Шах тайно поднес ему яд, от чего царь и скончался в 1603 году по Р.Х. У него остался молодой наследник Луарсаб с двумя сестрами, Хуарешанью и Еленой. Хотя наследник и был молод, но разумом и мудростью уподоблялся Соломону и Гедеону. Несмотря на молодость .святого Луарсаба, Патриарх Захария с соизволения всей знати и народа карталинского венчал его на царство, и он взошел на престол своих отцов с именем Луарсаба II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Об этом может свидетельствовать то, что в писцовой книге нет упоминания о её ветхости (это делалось всегда, если деревянные церкви были уже старыми). Кроме того, в 1627-1628гг. рядом с Никольской церковью шло и другое строительство – «в селе двор монастырский ставят ново». По дозорным книгам 1680 года «...церковь Николая Чудотворца в селе Крюкове деревянная ветхая, церковное строение исстари мирское». Это говорит о двух вещах. Церковь к этому времени уже обветшала, т.е. действительно могла быть построена сразу после 1618 года (т.е. простояла уже более 60 лет). И второе. «Исстари мирское» - это означает, что церковь действительно к тому времени считалась древней, а строили её всегда сами жители Крюкова, всем «миром», на свои средства. Адрес: 142324, Россия, Московская область, городской округ Чехов, деревня Крюково, ул.Никольская, 55 Телефон: +7 (496) 727-55-03 , +7 (916) 163-51-23 Электронная почта: info@nikola-hram.ru Сайт: http://храм-крюково.рф Подробнее... Храм святителя Николая (Кулаково) [ править править код ] Церковь Святителя Николая с. Кулаково Серпуховского уезда упоминается в писцовых книгах с 1606 года. За время своего существования храм перестраивался трижды. В 1794 году стараниями Николая Григорьевича Васильчикова в селе Кулаково была построена новая деревянная церковь на месте древнего обветшавшего храма. В 1860 году Николай Петрович Всеволожский с крестьянами начинает возведение большого каменного храма Святителя Николая в с. Кулаково, и в 1867 году храм был построен и освящен. В 1892 году тщанием Петра Федоровича Шереметевского вокруг храма и прилегающего кладбища была построена каменная ограда с деревянными решетками. Регулярные богослужения продолжались до 1929 года. В 1929 году храм бал закрыт, а в 1939 году- разрушен до основания. Адрес: 142300 Россия, Московская область, г.о.Чехов, деревня Кулаково. Телефон: +7 (925) 833-99-97 Сайт: http://великий-чудотворче.рф/ Подробнее... Храм Рождества Христова (Любучаны) [ править править код ] Церковное место в Любучанах на реке Рожае известно с XVI столетия.

http://azbyka.ru/palomnik/Чеховский_окру...

Высота колокольни — 30м. Диаметр купола на колокольне 4.5 м. Купольные кресты покрыты 10 миллиметровыми медными пластинами и позолочены гальваническим методом. Адрес: Россия, Московская обл., Чеховский район, с. Ивановское Телефон: +7 (915) 310-20-46 Электронная почта: katrin280280@rambler.ru Электронная почта по общим вопросам: nikajel@mail.ru Сайт: http://nikajel.cerkov.ru/o-xrame/ Подробнее... Храм великомученика Георгия Победоносца (Капустино) [ править править код ] Село Капустино расположено верстах в 12-ти от Лопасни и впервые упоминается в писцовых книгах в 1598 г. Окрестности его известны в наших исторических актах под именем Темны. По преданию, в конце XV — начале XVI вв., здесь на огороде, среди капусты, была явлена чудотворная икона святого великомученика Георгия Победоносца. Икону перенесли в церковь соседнего села, но через несколько дней она опять оказалась на прежнем месте. Явление это повторялось несколько раз, пока, наконец, владелец этого места, татарский мурза, не построил храм во имя святого великомученика Георгия. С тех пор селение стало называться «Егорием в Капустине». В 1774 г. священник села Капустина Иоанн Дмитриев и прихожане подали прошение о постройке новой деревянной церкви, так как находившаяся у них стародавняя церковь стояла уже в крайней ветхости. Через год строительство церкви завершилось. К середине XIX в. сильно обветшала и эта церковь. Было вновь испрошено благословение на построение нового, уже каменного однопрестольного храма во имя святого великомученика Георгия «на кошельковую сумму пожертвований прихожан и сбор доброхотных дателей». Адрес: Россия, Московская обл., Чеховский район, деревня Капустино, д. 12 Телефон: +7 (919) 773-90-46 Электронная почта: kapustino-hram@mail.ru Сайт: http://kapustino-hram.ru/ Подробнее... Храм святителя Николая (Крюково) [ править править код ] В писцовых книгах за 1627-1628гг. деревянная Никольская церковь и село Крюково впервые упоминаются как собственность московского Андроникова монастыря. Видимо, тогда она была недавно вновь отстроена после разорения 1618 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Чеховский_окру...

Работать в условиях плена было нелегко. Тимофеев рассказывает, что писал урывками, пряча написанное от врагов и своих; как «вол затворен и утаився всех, от затвора изшед, пажить малу обрет, во гладе срывает, не избирая, траву, токмо еже бы ему утробу наполнити», – Тимофеев набрасывает свои очерки, не имея сначала возможности даже собрать их воедино. Он чувствует этот недостаток своего труда и сравнивает плод своего писательства, порожденный, по его убеждению, «скудоумием», с только скроенным, но не сшитым или распавшимся от ветхости платьем. Работе мешали и отсутствие бумаги, и физические лишения, которые переживал автор в плену. Опасаясь преследований, он прибегает к иносказаниям, скрывает свой труд, часто перенося его из одного места в другое из страха и перед врагами, которые «ловят и убивают, яко лев во ограде», и перед новгородскими богачами, державшими руку врагов. В 1616г. после разговора с митрополитом Исидором, который, видимо, знал о его трудах, Тимофеев начинает объединять написанное ранее и редактировать свой труд. Он перерабатывает некоторые характеристики, вставляет новые части, но хотя и признает законность хронологического изложения, все же не изменяет в главной части своего труда расположения отдельных очерков, оставив их так, как они были написаны ранее. Эта работа падает на 1616–1617гг. Но и после Тимофеев продолжает трудиться над своим произведением: как легко убедиться на основании текста «Временника», некоторые известия записаны автором уже после 1617г. – года освобождения Новгорода от шведов 996 . Кроме того, в одном из отрывков, заключающих повествование о «смутах», Тимофеев говорит о себе, что после новгородского плена он был на царской службе в других городах. Это показывает, что еще в течение 1627–1628гг., когда Тимофеев вернулся в Москву, он продолжал работать над «Временником». Сам Тимофеев нигде в своем труде не упоминает своего имени, хотя, как мы видели, и рассказывает о себе. Он предупреждает, что напишет так, как сможет его «пустой ум и медленноглагольный язык со усты изрещи, разве стень тех, неже самые беды споведати». В этом самоумалении нельзя видеть только дань очень распространенной в древней Руси традиции: Тимофеев не мог не сознавать всей трудности и ответственности стоящей перед ним задачи, тем более что ему приходилось описывать события, причины которых было раскрыть нелегко, а именно эту цель он и ставит перед собой как писатель. Но, сознавая всю важность поручения, его политический смысл, Тимофеев не считает возможным от него отказаться. II

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Храм святителя Николая (Крюково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Николая (Крюково) Кирпичный однокупольный храм в стиле ампир с трапезной и колокольней, построенный в 1833-1855. В трапезной Ильинский и Введенский приделы. Закрыт в конце 1930-х, к 1980-м заброшен. Возвращен верующим в 1992, отреставрирован. Содержание История [ править править код ] Никольская церковь в селе Крюково была основана не позднее XVI века. А может быть, и значительно раньше. Дело в том, что, по данным археологических раскопок, славянское поселение на месте церкви было ещё в XII-XIII вв., т.е. в первые века распространения христианства в землях вятичей. Первая церковь могла быть построена уже тогда. Затем это поселение исчезло. Возможно, было уничтожено во времена монголо-татарского нашествия. Затем на этом же самом месте в XVI-XVII вв. вновь было древнерусское селище. Вполне возможно, что и оно было уничтожено в годы Смутного времени. Косвенно об этом может свидетельствовать найденный в школьном саду близ нынешней Никольской церкви в начале 60-х гг. ХХ века клад серебряных монет времён Ивана Грозного, Бориса Годунова и Василия Шуйского – в глиняной кубышке было несколько рублей (в копейках и полушках), большие по тем временам деньги. Не исключено, что это была церковная казна, спрятанная в 1618 году от казаков гетмана Сагайдачного, которые захватили и разграбили монастырь Давидова пустынь. Вполне возможно, они грабили и разоряли и близлежащие сёла, в том числе и Крюково. В писцовых книгах за 1627-1628гг. деревянная Никольская церковь и село Крюково впервые упоминаются как собственность московского Андроникова монастыря. Видимо, тогда она была недавно вновь отстроена после разорения 1618 года. Об этом может свидетельствовать то, что в писцовой книге нет упоминания о её ветхости (это делалось всегда, если деревянные церкви были уже старыми). Кроме того, в 1627-1628гг. рядом с Никольской церковью шло и другое строительство – «в селе двор монастырский ставят ново».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

В северном краю добывание соли в XVI и XVII века производилось при сябренном участии отдельных жильцов в промысле 381 , которые, являясь совладельцами, были в тоже время пайщиками в расходах 382 по варнице и ее доходах и которые обыкновенно принадлежали к числу черных волостных крестьян. Выти этих сябров в варницах и в прочем легко переходили во владение монастыря главным образом в силу долговых обязательств, обусловленных денежными ссудами; о количестве их можно судить из отписки Ненокоцкого старца Григория, перечисляющей (4 августа 1584 года) свыше 40 кабал, хранившихся у монастырского старца в Неноксе 383 , и заключенных следовательно в промежуток с 1578 384 или даже 158 / 1 385 года по 1584-ый. Но не только эти долговые путы, а и самое участие кирилловской братии в разработке варниц, расстраивали экономическое благосостояние остальных сябров уклонением ее от платежа государственных податей. Как видно из показания Ненокшан, сделанного во время «обыска» в 1584 году (или около того времени), Кирилловские промыслы в Неноксе не были выведены из черных сох и тем не менее монастырь в три года не заплатил податей на 158 рублей с полтиною, так что за него должны были делать взносы «тяглые осталые людишка» (волость), которые вследствие этого «в земских разметех в конец загибли, платячи за тех силних людей», «охудали», и частью «разбежались от тех их вужи и от голоду» 386 . Стягивая, таким образом, в свои руки солеварение в нескольких местностях северного края, монастырю в небольшой сравнительно промежуток времени удалось довести свой соляной промысел до степени весьма крупной и доходной статьи, несмотря на то, что для этого ему необходимо было собрать целый ряд незначительных долевых участков в варницах. Поучительна в этом отношении история его Ненокоцкого промысла, начало которого восходит к 157 7 / 8 году, когда ненокшанин Павел Ананьин сын Таръянина заложил монастырю черный двор свой. В 1584 (7092) году Кириллов монастырь владел здесь уже пол варницею без полудвенадцатой выти на Великих Местах и на Наволоке в двух варницах порознь 8 1 / 2 вытями 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

31 мая 1584 г. в Успенском соборе Д. совершил чин венчания на царство Феодора Иоанновича . В том же году под председательством митрополита в Москве прошел церковный Собор, созванный для преодоления экономических трудностей, переживаемых страной. Уложение Собора 1584 г., к к-рому Д. привесил свою печать, повторило решение Собора 1580 г. об ограничении земельных вкладов в мон-ри. Кроме того, было принято решение о временной («покаместа земля поустроитца») отмене с 1 сент. 1584 г. тарханов. Однако впосл. податные привилегии монастырям не были восстановлены. Собор 1584 г. подвел итог почти вековым усилиям гос-ва по ограничению недвижимых владений и налоговых льгот Церкви. В 1585 г. Д. во главе Освященного Собора принимал участие в предварительном обсуждении решения о военных действиях против шведов. В 1586 г. митрополит участвовал в переговорах рус. правительства с послом Речи Посполитой М. Гарабурдой об унии Московского и Польского гос-в, это предложение польск. короля не было принято. При Д. продолжались контакты Русской Церкви с правосл. Востоком. В 1582-1583 гг. в Москве с просьбой «о милостыни» находился Вифлеемский митр. Иоаким. Прежде аудиенции у царя митр. Иоакима принял Д. Александрийский патриарх Сильвестр сообщал Д. о бедствиях, к-рые они терпят от иноверных ( Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 161). Деятельность Д. проходила в преддверии учреждения Патриаршества на Руси. В 1586 г. на Русь впервые прибыл в качестве просителя милостыни высший церковный иерарх - Антиохийский патриарх Иоаким V Дау. 25 июня он был принят в Москве царем, затем поклонился святыням в Успенском соборе. Здесь произошла его встреча с Московским митрополитом, причем Д. в нарушение обычая первым благословил патриарха. Во время визита Иоакима впервые рус. власти объявили о намерении учредить Патриаршество в России. Первосвятителя просили поставить этот вопрос перед вост. патриархами. Д. возглавил ряд епископских хиротоний: в 1581 г.- св. Иова во епископа Коломенского и Каширского (в 1586 архиерей был перемещен на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, затем сменил на кафедре Д., впосл.

http://pravenc.ru/text/178349.html

212 Скорбя сердцем при виде злоупотреблений, вкравшихся в клир вследствие рабства и недостатка просвещения, патриарх принимал для искоренения их прямые и решительные меры. Он старался назидать свою паству и примером собственной жизни, и особенно пастырским словом: почти каждый праздничный день он говорил к народу назидательные поучения. 213 Во второй раз Иеремия 2 занимал престол патриарший четыре года (1580–1584 г.) и управлял церковью с прежним пастырским благоразумием, с прежней пламенною ревностью о ее благе. 216 В это-то время он вел знаменитую переписку с тюбингенскими богословами. К сожалению, пламенная ревность его о благе церкви и непоколебимая твердость в защите ее прав и преимуществ не позволили ему долго занимать первосвятительскую кафедру. В 1584 году один отступник от веры – грек донес султану, будто Иеремия весьма богат и будто кафедральный храм его (Паммакаристос) владеет сокровищами, которым цены нет. К этому присоединились жалобы турок на недостаток для них мечетей в Константинополе, клеветы Феолепта, митрополита филиппопольского и приверженцев его 217 , а также происки Пахомия, монаха лесбосского. Патриарх оправдывался в ложно взнесенных на него клеветах, представил Мураду 3 привилегии, данные предшественниками его христианам, напомнил, что он нарушает клятву Магомета 2 – не вступаться в дела церкви. Тогда разгневанный султан приказал заключить Иеремию в темницу, как недоброжелателя правительства, и только по ходатайству французского посланника он был освобожден от оков и послан в заточение на остров Родос. 218 Между тем отняты были у христиан два храма (в числе их и храм Паммакаристос), ограблены и превращены в мечети 219 ; Пахомий без соборного определения утвержден был в сане патриарха. Этот Пахомий был предосудительной жизни и необразованный человек; престол патриарший он занимал один год (1584–1585) и потом по просьбе Сильвестра, патриарха александрийского (находившегося тогда в Константинополе), Иерофее, митрополита монемвасийского, и народа, и по воле султана, был низвержен с престола. 220 Собор святителей хотел было просить султана о дозволении вызвать из заточения на патриаршество Иеремию 2; но Феолепт, митрополит филиппопольский, предупредил намерение собора: при посредстве своих покровителей, Константина Кантакузина и Константина Кассия и при помощи 20000 золотых, внесенных в казну Дивана, этот митрополит достигнул патриаршего престола по обыкновенному порядку, т. е., был избран на соборе и потом утвержден султаном. 221

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примерному времени, окончания строительства в Гдове соответствует колокол 1561 г., висевший на колокольне (колокола 1551 г. относились еще к деревянной колокольне). Если это предположение верно, то колокольня и приделы возведены в 1557-1561 гг. Мы уже приводили описание построек в Гдове в 1584/1585 гг., теперь обратимся к более поздним сведениям. В 1631 г. упоминается палата под колокольней, в которой хранились военные припасы: «зелейная казна, и свинец, и ядра, стоит под церковною Дмитриевскою колокольнею в полате в каменной...» (МАМЮ. Т.6. С. 315, 317). Там же хранились припасы и в 1660 г. (МАМЮ. Т. 6. С. 349). По всей видимости, эта «полата» -помещение с зонтичным сводом в первом этаже колокольни, изображенное на чертежах П.П. Покрышкина. В 1698 г. в Городовой смете сказано: «Во Гдове же церквей Божиих: соборная церковь Преображение Господня, придельные церкви: Успения Пресвятые Богородицы да церковь архангела Михаила, каменные» (МАМЮ. Т. 6. С. 364). Из этого текста ясно, что колокольня Дмитровского собора была не просто колокольней, а церковью «иже под колоколы» - во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения, в описи 1584/1585 г. почему-то не упомянутая. Церкви Успения и Михаила Архангела упоминаются как придельные к церкви-колокольне Преображения. Относительно церкви Успения определение «придельная» вполне понятно: до разрушения комплекса она примыкала к юго-западной, грани восьмигранного объема колокольни. Где же тогда размещалась придельная церковь Михаила Архангела, упоминаемая еще в 1584/1585 г. и возведенная одновременно с колокольней и церковью Успения? В книге «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. 10. СПб., 1895. С. 124) сообщается, что во время Ивана Грозного «по преданию, начата постройка и отдельной колокольни, под которой устроена была церковь Михаила Архангела, ныне обращенная в кладовую». По всей видимости, последнее положение является ошибкой: мы видим, что уже в 1631 г. под колокольней хранились военные припасы, а церковь Михаила Архангела существовала еще в 1698 г.

http://sobory.ru/article/?object=37366

Митрополит Дионисий и иерархи в диспуте не участвовали, но среди них мог быть и святитель Суздальский Варлаам. Вскоре был заключен мир и со Швецией (1583), что в целом, невзирая на тяжелые условия, принесло мир Русской земле. В марте 1584 года скончался первый русский царь Иоанн Грозный и на царский престол взошел его сын Феодор Иоаннович (1584–1598; † 1598), венчанный митрополитом Дионисием 31 мая, в праздник Вознесения Господня. Московский летописец называет Суздальского епископа Варлаама как участника царского венчания вместе с другими иерархами Русской Церкви 44 . Очевидно, последним документом, где называется имя епископа Варлаама, является Соборный приговор 20 июля 1584 года, который подтвердил Соборный приговор 1580 года и «вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот)» 45 . В течение своей архипастырской деятельности епископ Варлаам не забывал места своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес) 46 . Незадолго перед своей кончиной Суздальский Владыка оставил архиерейскую кафедру, удалившись на покой в Махрищский монастырь. Покидая Суздальскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, почитавшийся затем в обители. Пребывая на покое, Владыка Варлаам посвятил последние дни своей жизни молитвенному подвигу, предуготовляя себя к переходу в иной мир. В монастырском Синодике указана следующая дата его кончины: «Лета 7093 (1585) августа в 21 день преставися иеромонах Варлаам, бывый епископ Суждальский, на память святаго Апостола Фадеа; дал к Живоначальной Троице по своей душе поминок 40 рублей» 47 . В именовании епископа иеромонахом историк Е. Е. Голубинский видит свидетельство традиционного отречения от архиерейства уходящих на покой иерархов 48 . Будучи настоятелем обители, будущий иерарх явил себя ревностным благоукрасителем и строителем Махрищского и Авнежского монастырей. При этом он благоговейно заботился о прославлении святых. В житии митрополита Макария говорится, что он «многих святых росийских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрои яко ин архиерей никтоже яко сей пречюдный рачитель Макарий» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010