Архиепископом К. стал дальний родственник королевы, ревностный католик кард. Реджиналд Пол (1556-1558). Он добился возвращения Церкви доходов от утраченных бенефициев, восстановил неск. мон-рей в Англии. За время правления Марии Тюдор в К. был казнен 41 протестант (больше только в Лондоне). Однако значительных реформ кафедрального капитула в К. архиеп. Р. Пол провести не успел. Кард. Реджиналд Пол (впосл. архиеп. Кентербери). 1537 г. Худож. С. Лучиани (ГЭ) Кард. Реджиналд Пол (впосл. архиеп. Кентербери). 1537 г. Худож. С. Лучиани (ГЭ) Восшествие на престол кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603) знаменовало окончательную победу Реформации в Англии. В ее правление архиепископами К. были выходцы из круга кембриджских теологов - сторонников церковных реформ: М. Паркер (1559-1575), Э. Гриндал (1576-1583) и Дж. Уитгифт (1583-1604). В этот период наметилась тенденция к противостоянию сторонников офиц. Церкви Англии, придерживавшихся т. н. срединного пути (via media) между католицизмом и протестантизмом, и пуритан (см. Пуританизм ) - приверженцев радикальных церковных реформ в Англии, прежде всего упразднения епископата. Архиеп. Э. Гриндал, выступавший за дальнейшие церковные реформы в духе кальвинизма , вскоре после избрания вступил в конфликт с кор. Елизаветой I по вопросу о новой манере проповеди, т. н. упражнений (exercises), когда 2 священника (или мирянина) выбирали стих из Свящ. Писания, а затем произносили проповеди, вступая в дискуссию друг с другом и отвечая на вопросы присутствовавших на собрании. В результате конфликта Гриндал был помещен под домашний арест, хотя королева и не решилась сместить его с кафедры. Его преемником стал Уитгифт, глава кембриджского Тринити-колледжа, прославившийся борьбой с пуританами в ун-те. Он пытался добиться от англиканского духовенства признания Акта о супрематии , «Книги общих молитв» (в редакции 1552 г.) и « Тридцати девяти статей» . В результате деятельности Высокой комиссии мн. пропуритански настроенные священнослужители лишились должностей.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Урок музыки. Гравюра из кн.: Cannutijs P., de. Incipiunt regulae florum musices... Florentiae, 1510 Урок музыки. Гравюра из кн.: Cannutijs P., de. Incipiunt regulae florum musices... Florentiae, 1510 Применение принципов тридентской реформы в пастырской работе привело к постепенному преобразованию религ. культуры католич. населения. Среди основных направлений реформы было религ. образование мирян, распространение знаний о вероучении, основанное на принципе «понимающей веры». Во всех католич. странах были приняты меры по катехизации мирян, взрослых и детей, но методы реализации этой программы варьировались и не везде оказались успешными. Основой катехизационной программы стал Римский катехизис (см. ст. Катехизис ), составленный по инициативе участников Тридентского Собора на итал. языке под наблюдением кардиналов К. Борромео и Г. Сирлето (впервые издан на латыни и итал. яз. в 1566). Римский катехизис предназначался для приходских священников, к-рые должны были руководствоваться им в пастырской деятельности. Мирянам рекомендовали читать катехизисы на национальных языках, неоднократно публиковавшиеся в XVI-XVII вв. Среди самых известных катехизисов, выдержавших многократные переиздания и переведенных на др. языки, были катехизисы иезуитов П. Канизия (1555, 1556 и 1558 или 1559), Эдмона Оже (1563), Диего де Ледесмы (1571), а также кард. Р. Беллармина (1597, 1598). Обращение авторов-иезуитов к жанру катехизиса объяснялось их активной преподавательской, пастырской и миссионерской работой. Причащение Св. Даров. Фрагмент росписи в ораторио-деи-Крочифери в Венеции. 1583–1592 гг. Худож. Я. Пальма Мл. Причащение Св. Даров. Фрагмент росписи в ораторио-деи-Крочифери в Венеции. 1583–1592 гг. Худож. Я. Пальма Мл. По решению Тридентского Собора каждое воскресенье после мессы приходские священники должны были обучать детей и подростков основам вероучения. В Испании, особенно в Кастилии, где систематическое религ. образование развивалось с нач. XVI в., к кон. столетия 91% горожан и 74% крестьян знали основные молитвы и Символ веры. В др. странах программа катехизации осуществлялась гл. обр. религиозными конгрегациями и благочестивыми братствами, к-рые содержали школы, а также особыми миссионерами. В Сев. Италии, Баварии, Лотарингии, Польше и Савойе активно заниматься катехизацией населения стали лишь к сер. XVII в., во Франции, в Испан. Нидерландах, Германии и во владениях австр. Габсбургов - еще позднее, а в сельских районах Юж. Италии - только в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Еще во время мирных переговоров в Новгороде стали собираться войска для «зимнего похода» «на свейских немец». Сразу по получении известий о подписании Ям-Запольского договора царь приказал воеводам начать военные действия, и войска двинулись «к Ругодеву (Нарве. — Б. Ф.)... да в Свицъкую землю за Неву реку». Командовавший передовым корпусом князь Дмитрий Иванович Хворостинин разбил шведские войска у села Лямицы в Вотской пятине. Выполнить задуманный план, однако, не удалось. В Поволжье началось новое большое восстание местного населения, вызванное, как и предшествующие волнения, злоупотреблениями местных властей при сборе «ясака». О нем мы узнаем из записей «Разрядных книг», а также из подробного донесения, отправленного Баторию в июне 1583 года. Зимой 1581/82 года восстала «Горная черемиса». В то самое время, когда воеводы выступили из Новгорода в «зимний поход», из Чебоксар против восставших была отправлена трехполковая рать. Это войско «черемиса» разбила. Желая прекратить волнения, ставившие под угрозу исполнение его планов, царь принял черемисских послов и согласился удовлетворить их требования, но в это самое время началось восстание «Луговой черемисы». В октябре 1582 года в Поволжье против мятежников была отправлена рать уже из пяти полков. Прекратить восстание удалось лишь после смерти царя. На ливонском театре военных действий инициатива снова перешла в руки шведов: в сентябре 1582 года войска Юхана III осадили русскую крепость Орешек в устье Невы. Правда, под стенами Орешка шведы потерпели неудачу, не менее чувствительную, чем войска Батория под Псковом, но для того, чтобы воспользоваться этим успехом, у русского правительства уже не хватило сил. В сложившемся положении оно желало как можно скорее положить конец военным действиям, и в августе 1583 года был подписан договор о перемирии, по которому все земли, занятые в предшествующие годы шведскими войсками, остались за Швецией. Так закончилась для России долгая, тяжелая, кровопролитная Ливонская война. Псковский летописец с горечью записал: «Царь Иван не на велико время чужую землю взем, а помале и своеи не удержа, а людей вдвое погуби».

http://sedmitza.ru/lib/text/438986/

Сближение Ливонии с Польшей было с опасением воспринято в России. Сославшись на нарушение ливонцами обязательства о выплате т. н. юрьевской дани (подробнее о юрьевской дани см.: Selart A. Der «Dorpater Zins» und die Dorpat-Pleskauer Beziehungen im Mittelalter//Aus der Geschichte Alt-Livlands. FS f. H. von zur Mühlen zum 90. Geburtstag/Hrsg. v. B. Jähnig, K. Militzer. Münster, 2004. S. 11-38), царь Иоанн IV Грозный в янв. 1558 г. отдал рус. войскам распоряжение совершить разведывательный рейд по Ливонии, положивший начало затяжной Ливонской войне (1558-1583). Л. о. был неспособен организовать сопротивление: замковые гарнизоны в Ливонии состояли по большей части из нем. наемников, к-рые отказывались сражаться до получения причитавшегося им жалованья, а на его выплату у ордена не было средств; лишь немногие представители ордена пытались оборонять свои замки, однако, как правило, безуспешно. В 1559 г., после серии военных неудач, потери Нарвы, Дерпта и неск. замков, на ландтаге в Вендене Фюрстенбергу пришлось уступить власть своему коадъютору Готхарду Кетлеру , ставшему последним магистром Л. о. (1559-1562). Воспользовавшись длившимся с марта по нояб. 1559 г. перемирием с Россией, Кетлер закрепился в Ревеле и, заложив ряд земельных владений Л. о., собрал деньги, необходимые для найма войска. Одновременно он обратился с просьбами о военной помощи к князьям Свящ. Римской империи, а также правителям Польши и Швеции; в ответ ему обещали поддержку, но никаких практических действий европ. правители так и не предприняли. В нояб. 1559 г. магистр Л. о. попытался отбить у рус. войск Дерпт, однако потерпел неудачу. В кон. 1559 - нач. 1560 г. рус. войска продолжали совершать из Дерпта набеги на Ливонию, захватывая и грабя замки. Летом 1560 г. рус. войска под предводительством кн. А. М. Курбского (1528-1583), воспользовавшись изменой нем. гарнизона, захватили замок Феллин, взяли в плен находившегося там бывш. магистра Фюрстенберга, а также получили в свое распоряжение артиллерийские орудия Л. о., хранившиеся в замке; осенью рус. войска осаждали замки Венден, Вольмар (ныне Валмиера, Латвия), Вайсенштайн (ныне Пайде, Эстония), Ревель и грабили их окрестности.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Мария Юрьевна снова жаловалась королю, а митрополит, не полагая окончательного решения и разводе Курбского, изложил своё мнение и послал на благоусмотрение короля. Митрополит писал, что он находит развод Курбского с Мариею Юрьевною Гольшанскою незаконным, противным Священному Писанию и правилам святых Отец, потому что ни муж, ни жена не представили никаких законных причин к расторжению брака. Притом же, хотя бы развод был дозволен и по законным причинам, то Курбский, при живой прежней жене, не мог вступить в новый брак. Объявляя развод Курбского с Мариею Юрьевною и новый брак с Александрою Семашковною незаконными, митрополит жаловался, что Курбский оказывает непослушание его духовной власти, не является к нему на суд, не допускает к себе посланцев с позовными листами и велит бить их. Король, рассмотрев дело в суде своём, в присутствии светских и духовных сенаторов, приказал назначить ещё один – последний и окончательный срок. К этому сроку Курбский должен был явиться на суд митрополита, не извиняясь никакими причинами. Неизвестно, чем кончилось дело. В завещании своём от 1583 года 24 апреля, Курбский говорит: «что касается бывшей жены моей, княжны Марии Юрьевны Гольшанской, которая звала меня на суд к королю и митрополиту, то я заключил с нею мировую сделку на вечные времена, согласно с решением митрополита и на основании записей, данных нами друг другу. В этих записях подробно изложен вечный наш уговор, и поэтому бывшей жене моей княжне Марии Юрьевне Гольшанской, нет уже более никакого дела ни до меня самого, ни до моего имущества 131 . Князь Андрей Мих. Курбский умер в мае 1583 года в г. Ковле, причём за месяц до смерти он написал завещание, по которому свои Волынские поместья отдал жене и сыну Димитрию, а также некоторым из своих слуг – Москвитян, вывезенных им из Московского государства. Но вскоре, спустя 7 лет после смерти Курбского, все земли его были отняты королём у его наследников 132 … В 1585 году 6 октября состоялась раздельная запись Марии Юрьевны Гольшанской, бывшей княгини Курбской, данной сыну её Андрею Монтольту и дочери Варваре Козинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Лицевая сторона (аверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из «слипающихся» точек – герб «Королевской Пруссии» (изображение обращённого влево одноглавого орла с расправленными крыльями и раскрытым клювом, с короной на шее и поднимающейся с правого плеча рукой в латах – с мечом, воздетым над головой), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «SIGIS/I/REX/PO/DO/TOCT/PRVS» («СИГИЗМУНД I КОРОЛЬ ПОЛЬШИ ПОВЕЛИТЕЛЬ ВСЕЙ ПРУССИИ») (слова разделены: вверху – большой пятиконечной контурной «цветочной розеткой» с точкой в центре, по сторонам – шестью маленькими пятиконечными звёздочками). Обратная сторона (реверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из «слипающихся» точек – изображение герба г. Эльбинга (разделённого на две части украшенного щита с двумя равнобедренными крестами – по одному в каждой части: вверху и внизу), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «GROSSVS/CIVIT/ELBINGK/1534» («GROSSVS/CIVIT[ATIS]/ELBINGK/1534») («ГРОШ ГОРОДА ЭЛЬБИНГ 1534») (слова разделены: вверху – большой пятиконечной контурной «цветочной розеткой» с точкой в центре, по сторонам – тремя маленькими пятиконечными звёздочками). Описание данной монеты (типа монет) и соответствующая прорисовка содержатся, в частности, в вышеозначенном исследовании Э. Копицкого – под 7081 (раздел «6. MONETY MIAST/6.1 MONETY MIAST POLSKICH/6.10 ELBLG/Zygmunt I Stary 1506 – 1548»). s. 318; 14, s. 2] Выводы Описанные выше монеты определённо представляют общеисторический и краеведческий интерес, как материальные свидетельства Ливонской войны 1558 – 1583 гг. и последующих вооружённых конфликтов Русского царства с Королевством Швеция. Причём, подводя итог вышеизложенному, помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на два следующие немаловажные обстоятельства: во-первых, на то, что большинство выявленных и описанных нумизматических памятников – это монеты мелких номиналов, выполненные из некачественных сплавов (биллона), во-вторых, на преимущественное использование таковых в качестве элементов украшений (главным образом, традиционных монист), на что указывают характерные отверстия.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Bernard the Wise. – The Voyage of Bernard the Wise/Early Travels in Palestine. N.Y. 1969. P. 23–31. Cantemir D. The Salvation of the Wise Man and the Ruin of the Sinful World. Salakh al-hakim wa fasad al-‘alam al-dhamim/Edited, translated, anno-tated, with editor’s note and indices by I. Feodorov; Introduction and comments by Virgil Candea. Bu-curesti. 2006. Curzon R. – Curzon R. Visits to Monasteries in the Levant. L. 1955. Ernst H. – Ernst H. (ed.) Die mamlukischen Sultansurkunden des SinaI–Klosters. Wies-baden. 1960. Grelott. – Mons. Grelott. A Late Voyage to Constantinople. L. 1683. Matthew of Edessa. – Armenia and the Crusades. Tenth to Twelfth Centuries. The Chron-icle of Matthew of Edessa. Lanham – N.Y. – L. 1993. Maundrell H. – The Journey of Henry Maundrell, from Aleppo to Jerusalem, A.D. 1697/Early Travels in Palestine. Ed. T.Wright. N.Y. 1969. P. 383–512. Michel le Syrien. – Chronique de Michel le Syrien. Vol. 3. P. 1905. Monumenta. – (Kuri S.) Monumenta ProximI–Orientis. Palestine – Syrie – Mesopotamie T. I (1523–1583), T. II (1583–1623)/Monumenta Missionum Societatis Iesu. Vol. LI, LX. Missiones Orientales. Roma. 1989, 1994. SCWSC – The Seventh Century in the West-Syrian Chronicles. Liverpool. 1993. von Harff A. – The Pilgrimage of Arnold von Harff Knight from Cologne, through Italy, Syria, Egypt, Arabia, Ethiopia, Nubia, Palestine, Turkey, France and Spain, which he accomplished in the years 1496 to 1499. Nendeln. 1967. Willibald. – The Travel of Willibald/Early Travels in Palestine. N.Y. 1969. P. 13–22. Литература Аничков В.Н. – Аничков В.Н. Французская католическая миссия на Востоке/СИППО. 1906. С.183–202. Арабская Псалтырь. – Арабская Псалтырь. Приложение к факсимильному изданию рукописи А 187 (Арабская Петербургская лицевая Псалтырь) из собрания ИВ РАН (Санкт-Петербургский филиал). Подг. Вал.В. Полосин, Н.И. Сериков, С. А. Французов. СПб-Воронеж. 2005. Бартольд В.В. Ислам и мелькиты. – Бартольд В.В. Ислам и мелькиты/Бартольд B. В. Сочинения. Т. 6. М. 1966. С. 651–658.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III, р. 453). Кроме своей главной заботы (той же самой, что и в Трансильвании, именно – возвращения в католичество отпадших в протестантство молдавских мадьяров и саксов), как необходимо думать, он не преминул сделать, хотя и оказавшихся в первой из двух стран совершенно напрасными, попыток также и относительно унии. Непосредственно вслед за сим обстоятельства повернулись было так, что в Риме, вероятно, поздравляли себя с полным успехом. Поссевино был в Валахии при воеводе Михне II (ibid.); сменивший Михну в том же 1583 году, воевода Петр III Черчел сам был усердным поборником того дела, которое безуспешно было пытано иезуитом, т. е. этой унии с папой. Еще в 1579 году, хлопотавши в Париже добыть себе воеводство с помощию французского короля, т. е. чрез посредство его посла в Константинополе, Черчел обращался к папе Григорию с просьбой употребить за него пред королем свои ходатайства, при чем обещал в случае получения престола употребить ревностные старания о введении в своей стране католичества (у Тейнера ibid. t. III, р. 85 и 669 fin.). Получив в 1583 году престол на самом деле при содействии короля и папы (Тейнера Monumenta Poloniae et Lithuaniae t. III, р. 93), он не изменил своему слову, что ясно свидетельствуется тем, что от преемника Григориева Сикста V он похваляется как vir catholicus cumcue sancta sede coniunctissimus (Тейнера ibid. t III, р. 2). Но как ни усердны могли быть старания этого Петра в пользу папы, во всяком случае он ничего не мог сделать, потому что его правление продолжалось и всего не более двух лет 216 . В настоящее время католиков в Валахии до 9 тысяч с половиной (в начале настоящего столетия их было не более тысячи, в 1830 г. 6 тысяч; от чего происходит это увеличение, от прибытия в Валахию западных поселенцев или от успеха католической пропаганды между самими румынами, сказать не можем). Церковными делами их заведует епископ никопольский, которому кроме Валахии подчинена значительная часть северной Болгарии и который имеет пребывание в Бухаресте (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1563 г. издан был Апостол, в 1565 г. – Часослов и затем печатание остановилось надолго. Сказание о книгопечатании у Калайдовича «Записка об Иване Феодорове» (В. Евр., 1822, 11), служ. приложен к его статье Ив. Федоров, первый Москов. типограф (ib., 1813, 18) и в изд. В.Е.Румянцева. Первопеч. Апостол, В.Е.Викторова (Тр. III Арх. съезда, II). Ср. еще И.М.Снегирева , О сношениях датского короля Христиана III с царем Иваном Васильевичем касательно заведения типографии в Москве (Сборн. Им. Общ. ист., 117–131). Н.П.Лихачев, Бумага и древн. бумажн. мельницы (49–53, 84–86). – После случая в Москве русские печатники перебрались в Запад. Россию и работали в Заблудове, Львове, Вильне, Остроге. Диакон Иван Федоров погребен в 1583 г. на монастыр. кладб. базилиан. Судьба типографии Ивана Федорова (Ист. Вестн., 1902, 7, с. 325). Опровержение легенды об уничтожении его могилы и надгробной плиты (Г.Л.Воробьев, Город Львов, с рисунк. и снимком плиты (Ист. Вестн. 1901, 10, с. 283–313, Stan. Ptaszycki, Iwan Fedorowicz, drukarz, ruski we Lwowie, z koca XVI wieku, Kr. 1886 – о деятельности его во Львове, об отношении к нему кн. Острожского, о типогр. в Конст-ле, о командир. Федорова Стеф. Баторием в Краков в 1583 г. Памятник ему поставлен в Москве. Вместе с тем следует упомянуть, что при Иване Грозном, в 30 верстах от Москвы была устроена на р. Уне первая бумажная мельница, но выделка бумаги была так плоха, что итальянцы по-прежнему доставляли бумагу в Москву. Вследствие возбужденного негодования духовенства и книжников (vi et armis, Коллинс), как раньше против деятельности М.Грека, печатание потерпело неудачу и должно было надолго прекратиться 2033 . Печатание книг, по возобновлении его, с разных сличенных списков, возникло потом (в Троиц. лавре) опять под влиянием мысли М.Грека 2034 . 1914 Мы знаем, что в Белозерской пустыне свободомыслие было обычно. Еще при жизни Иосифа, его монахи следили за этим и, по извещению двух из них, возникло дело о сомнительной книге, уничтоженной одним из пустынников. Опасность была предупреждена Вассианом, который добился даже пытки относительно одного из доносчиков, поплатившегося за это жизнью, тогда вел. князь выразил свой гнев против иосифлян за то, что ввели его в грех . Можно думать, что и коллективный протест вологодских монастырей по вопросу о еретиках, вызвавший ответ Иосифа, не обошелся без участия Вассиана (Прибавл. к Твор. св. отц. 1851, с. 506–507, 521–522)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Приведенный митр. Макарием материал может создать впечатление, что деятельность иезуитов и представителей папской курии по отношению к православным в кон. 70-х — нач. 80-х гг. ограничивалась пропагандой и созданием католических учебных заведений для православной молодежи. Как показало исследование относящейся к этому времени переписки папских нунциев, наряду с этими мерами, рассчитанными на длительное воздействие, предпринимались шаги, в случае успеха которых уния Церквей могла быть осуществлена в достаточно сжатые сроки (Monumenta Poloniae Vaticana. Krak?ow, 1915–1938. Т. 4–6). Прежде всего это были настойчивые попытки обратить в католичество главных представителей православной знати — князей Слуцких и Острожских. П. Скарга послал кн. Юрию Слуцкому свою книгу, затем в 1578 г. к нему обратился с посланием сам папа Григорий XIII. Письмо пришло после смерти князя, но П. Скарга в мае 1579 г. отвез его вдове, которую убеждал обратить в католичество своих сыновей и население княжества. Позднее, в 1583 г., сам нунций Болоньетти вел переговоры на эту тему с новым слуцким князем Юрием Юрьевичем, который в письме папе от 6 июля 1583 г. выразил готовность способствовать унии Церквей. В 1582–1584 гг. подобные переговоры вели А. Поссевино и Болоньетти с Константином Острожским, которому также присылали из Рима письма и подарки. Нунций рассчитывал на содействие К. Острожского в деле введения нового календаря. В ходе переговоров выдвигались различные проекты (например, создание патриархата с центром в Остроге), которые могли бы побудить князя подчиниться Риму. Католическая сторона требовала принятия князьями католичества с отказом от традиционных для православных обрядов: так, слуцкую княгиню, а затем ее сына убеждали отказаться от причащения под обоими видами. Однако князья проявили явное желание сохранить свои обряды: слуцкий князь, обращаясь к папе, просил его прислать из Рима греческих священников. Постепенно папские дипломаты приходили к выводу, что при заключении унии следует сохранить за православными их традиционные обряды.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010