Там же. стр. 108. Такими благородными подвигами особенно отличались епископ Протасевич, кардинал Юрий Радзивил, и брат его, Николай Христофор, известный под именем сиротки. Последний употребил значительные суммы на покупку изданной отцом его библии, и все экземпляры предал пламени (там же. стр. 109). 410 Ж. М. Н. П. 1849 г. Июнь. стр. 154, 155, 156, 159; 1850 г. Май. стр. 81; Июнь. стр. 121, 137, 138 и проч. 419 Иван Федорович или Федоров основал типографию первоначально в Москве 7061 года от сотворения мира (1565), как то видно из предисловия, напечатанного им в книге Апостол; но, будучи там притесняем, решился переехать в Польшу. Здесь снискав покровительство великого гетмана Литовского Ходкевича, жил некоторое время в поместье, которое было ему предоставлено для содержания себя с семейством, а после того отправился во Львов, побуждаемый своим призванием просвещать Русский народ посредством своего искусства. Переселение Ив. Федорова из Москвы последовало, вероятно между 1564 и 1569 годами, ибо гетман Ходкевич, как известно из истории, умер в 1569 году, а в 1570 году Ив. Федоров открыл уже типографию во Львове. Известнейшее из напечатанных им здесь сочинений есть Апостол, начатый печатанием 25 Февраля 1570 и конченный 15 Февраля 1574 г. Теперь существует один только экземпляр сей книги во Львове, в библиотеке Греко-униатского монастыря. В последствии Ив. Федоров обеднел до того, что принужден был заложить еврею весь свой типографский завод за 411 злотых и умер во Львове, 1583 года, в совершенной нищете. 421 В этой грамоте, пожалованной Львовскому церковному Братству королем Сигизмундом III, 15 Октября 1592 года, между прочим, сказано: «turn et officinae pro excudendis libris institutionem ad eandem Ecclesiam antiquitus institutam, introductam et ante aliquot annos reformatam (libertates ratificamus et roboramus)». Ж M. H. П. 1838 г. Сентябрь, стр. 565. 425 Этот Скольский печатал Русские книги у Слёзки, 1638–1640 гг. в звании товарища, что однако ж было ему воспрещено. После он получил грамоту на открытие типографии, но по бедности не мог воспользоваться оною. В 1645 и 1646 годах он служил типографом у Желиборского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

279. ressentiments (фр.) — негодование. 280. партикуляризм — стремление к частным моментам, обособлению. 282. «Он один в гору тянет, а под гору миллионы» — Г. П. Федотов ссылался на мысль И. Т. Посошкова об отсутствии у Петра Великого достаточного числа сподвижников. См.: Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951. 283. «добра строитель чудотворный» — неточная цитата из «Медного всадника». В оригинале: «Добро, строитель чудотворный!». 284. См. С. Ф. Платонов, Петр Великий, Париж, 1927. (прим. Г. П. Федотова). 285. тягло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги» , «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII веке наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII-XIX веков. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает. 286. Гроций Гуго 1583-1645) — выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Он был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права. Его основной труд — фундаментальное произведение «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625).

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 году великий князь Василий Васильевич (1425-1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: " Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной " . В середине XV века троицкий инок Амвросий воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву. Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом XII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году. Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 года в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 года храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым) .

http://drevo-info.ru/articles/13680659.h...

Троицкий инок Амвросий (середина XV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву. Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла Русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом XII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в ставке верховного главнокомандующего в 1914 году. Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом (19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наконец, мысль, что страдания Христовы как временные не могут быть достаточны для избавления от вечного наказания и вечной смерти, имеет силу только при предположении, что Христос есть только просто человек, а что жертва Христа как Богочеловека достаточна для заглаждения всех грехов всех людей, – эту мысль прекрасно уже раскрыли отцы древней церкви, каковы: Кирилл Иерусалимский , Златоуст, Кирилл Александрийский и другие 658 . Против социнианского учения об искуплении выступил арминианин Гуго Гроций со своим сочинением: „Defensio fidei catholicae de satisfactions Christi“. Он родился в 1583 году и умер в 1645 году. Гроций не был богословом по профессии; он был юрист и государственный человек, перешедший в арминианство, он занимался богословскими вопросами по влечению своего религиозно-настроенного ума. В своем опровержении социнианского воззрения Гроций выходит из юридического положения – „punire non est actus competens parti offensae, qu tali“. Бог как оскорбленная сторона мог снести оскорбление, не наказывая людей за грехи. Он наказывает не как оскорбленная сторона (sicut jurisconsultus canit nequ juris consultus, sed qu musicus). Право наказывать есть скорее независимое от полученного оскорбления право величия Божия. Сверх сего, наказание имеет положительную цель (сохранение нравственного порядка и пример), ибо не в том является правда Божия, чтобы Господь мстил за оскорбление или требовал долгов, которые Он мог добровольно простить, но в том, что Он наказывает зло; а что в известных случаях наказание возлагается на невинного вместо виновных, – в оправдание этого порядка вещей Гроций указывает на законы других народов и Decrimen римских легионов. „Итак, – говорит Гроций, – нет никакой несправедливости в том, что Бог, которого высшая власть сама по себе в отношении ко всему не есть несправедлива, пожелал воспользоваться страданиями и смертью Христа для того, чтобы представить нам наглядный образ тяжести нашей вины“. Гроций, защищая учение об искуплении против социниан, однако же, и сам не раскрыл строго ортодоксальной точки зрения на этот предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

61 Палицын Авраамий (ум. 1626) – келарь Троице-Сергиева монастыря, автор «Сказания» об осаде монастыря поляками 1608–1610 гг., ценнейшего источника по истории начала XVII в. 62 Ртищев Федор Михайлович (1626–1673) – государственный и культурный деятель; с 1645 г. – стряпчий, далее постельничий, дворецкий; с 1656 г. – окольничий. Ближний советник царя Алексея Михайловича; возглавлял приказы: Большого Дворца, Тайных дел и др.; организовал т. н. «Ртищевское братство» – школу при Андреевском монастыре, предшественницу Славяно-Греко-Латинской академии в Москве. 63 Алексей Алексеевич (1654–1670) – царевич, старший сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны. 64 Мария Ильинична Милославская (1625–1669) – русская царица, дочь боярина Ильи Даниловича Милославского (ум. 1668 г.), возглавившего русское правительство после Московского восстания 1648 г. Первая жена царя Алексея Михайловича, мать царевича Алексея, царей Федора Алексеевича и Ивана V Алексеевича, правительницы царевны Софьи. 65 Федор Алексеевич (1661–1682) – царь, вступил на престол после смерти Алексея Михайловича (1676 г.). 67 Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – политический и военный деятель, писатель; из рода ярославских князей. Входил в Избранную раду, участвовал в казанских походах 1545–1552 гг.; был в те годы близок к Ивану Грозному. Во время Ливонской войны с 1561 г. – во главе русских войск в Прибалтике. Опасаясь опалы, 30 апреля 1564 г. бежал в Литву. Возглавлял одну из польских армий в войне против России. В 1564–1579 гг. направил три послания Ивану Грозному, составившие их знаменитую переписку. Автор памфлета «История о великом князе Московском». 68 Юрий Васильевич (1533–1563) – младший сын царя Василия III Ивановича, брат Ивана Грозного, князь Углицкий. Политической роли не имел. 69 Шуйский Иван Васильевич (ум. 1542) – боярин с 1532 г., на протяжении 1538–1542 гг. был дважды фактическим правителем страны 70 Бельские – боярский и княжеский род, Гедиминовичи. Из них: Дмитрий Федорович (ум. 1551) – правитель страны в малолетство Ивана IV; Иван Федорович – в 1540–1542 гг. возглавлял правительство и был свергнут заговором группировки Шуйских; Иван Дмитриевич – боярин с 1560 г., с 1565 г. возглавил боярскую думу в земщине, участник Земского собора 1566 г. Погиб с семьей в 1571 г. при набеге на Москву крымских татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В ответ на антипапистский уклон протестант. комментариев появлялись полемизирующие с ними работы католич. ученых. Из них наиболее важными были комментарии Б. Перейры (1594) и И. Мальдоната (1610). Косвенное отношение к проблеме имели и труды испан. иезуитов, посвященные Откровению Иоанна Богослова; отвергая отождествление папства с антихристом, они пользовались исторической экзегезой, прокладывая дорогу исторической критике ( Collins. 1993. P. 121; McGinn Sh. E. The Book of Revelation. Lewiston, 1997. P. 538). Историческая критика С кон. XVI в. протестант. комментаторы начинают применять исторический подход при изучении Книги пророка Даниила. Г. Гроций (1583-1645) считал 4-м царством Грецию и отказался от отождествления антихриста с папством. Он признан отцом совр. критической интерпретации Книги пророка Даниила ( Montgomery. 1927. P. 108). Предсказание Д. о царстве, «которое вовеки не разрушится» (Дан 2. 44), символизируемое камнем, отторгнутым от горы, во сне Навуходоносора, повлияло на возникновение в Англии т. н. движения людей пятой монархии (Fifth Monarchy Men, или the Fifth Monarchists). Деятельность этого движения приходится на 1649-1661 гг., оно ставило своей целью реформировать парламент и правительство для приготовления их к приходу Христова царства на землю. Поначалу люди пятой монархии поддерживали О. Кромвеля , т. к. они считали, что он поможет им преобразовать порочное общество в св. царство, однако после 1650 г. они перешли в оппозицию к нему. Лидер движения У. Эспинуолл в изданном в 1653 г. соч. «Краткое описание пятой монархии» предсказывал, что конец света случится в 1673 г. В 1733 г. И. Ньютон издал сочинение, посвященное Книге пророка Даниила и Откровению Иоанна Богослова. Он считал, что Книга пророка Даниила составлена из фрагментов, написанных в разное время. Больше всего его интересует определение 10 царств, символизируемых рогами 4-го зверя. При этом он настаивает на том, что отвержение пророчеств Д. равносильно отвержению христианства ( Collins. 1993. P. 121).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Указатель имен Абгар V (Авгар, бар Ману Уккама, т. е. Черный), в 13–50 гг. топарх сирийского государства Осроена со столицей в Эдессе, адресат писем Иисуса Христа – 413 Абдаллах ал-Баттал (ум. 740), мусульманский герой, борец за веру – 321 Абу Бекр (Абу Бакр, ок. 568–634), тесть Мухаммеда, халиф в 632–634 гг. (первый из четырех праведных халифов), при котором началась арабская экспансия – 288 Август (Октавиан, 63 до н.э.–14 н. э.), римский император в 27 г. до н.э.–14 г. н. э. – 63, 70, 113, 252 Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354–430), епископ города Гиппона в Северной Африке, один из отцов древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 129, 187 Аврелиан , префект Константинополя при имп. Аркадии 1082 149, 150, 151 Аврелиан (Луций Домиций, 214–275), римский император в 270–275 гг. – 114,141,275 Агапит-диакон – 41 Агапит I , папа Римский в 535–536 гг. – 217 Агафий Миринейский (VI в.), византийский историк – 252, 253, 258 Адонц Николай Георгиевич (Тер-Аветикян Геворгов, 1871–1942), кавказовед, арменист – 414 Адриан (Публий Эллий, 76–138), римский император в 117–138 гг. – 106, 159,207,210 Адриан I , папа Римский в 772–795 гг. – 353 Азаревич Дмитрий Иванович (1848–1920), историк римского и византийского права, канонист – 91 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), византинист и искусствовед – 188 Акакий , патриарх Константинопольский в 471–489 гг. – 166, 167 Аларих (ок. 370–410), вождь вестготов с 395 г., король Аларих I с 409 г. – 148,149,161,186 Аларих II , король вестготов в 484–507 гг. – 160 Александр , византийский император в 886–913 гг., сын имп. Василия I, соправитель имп. Льва VI – 401 Александр Великий (356–323 до н. э.), македонский царь в 336–323 гг. до н. э., сын Филиппа II – 113, 146, 271 Алексей I Комнин , византийский император в 1081–1118 гг. – 462, 464, 468,470,471,490 Алексей Михайлович , русский царь в 1645–1676 гг. – 448 Алеман Николай (1583–1626), итальянский византинист греческого происхождения, хранитель Ватиканской библиотеки – 41, 191

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

9. Cyrilli Alexandrini operum tom. secund. Graece et latine. Lutetiae, 1638 10. Clementis Alexandrini opera. Graece et latine. Lutetiae Parisiorum, 1641 11. Justini philosophi et martyris opera. Graece et atine. Parisiis, 1636 12. Gregorii Nasianzeni opera. Graece et latine. Parisiis, 1630. Vol. 2 13. Johannis Chrisostomi operum tom. primus. Graece et lat. Parisiis, 1636 14. Ejusd: Tom. I. Latine. Basileae, 1539 15. „ „ V. „ „ „ 16. Augustini operum tomus sextus et septimus. Basileae, 1556 17. Isidori Pelusotae epist. Graece et lat. Parisiis, 1638 18. Johannis Damosceni opera. Lat. Parisiis, 1619 19. Ambrosii operum tom. IV-tus 1642 20. Hilarii Lucubrationes. Basileae, 1535 et 1550. Vol. 2. 21. Polianthea libri XX opera Langii. Genev., 1639. 22. Cosmae Magaliani commentaria in canticum Mosis, et in benedictiones Patriarcharum. Lugduni, 1616. 23. Villalpandi apparatus urbis ac templi Hierosolymitani. Romae, 1602. Tom. I 24. Ejusdem: explanationes de postrema Ezechielis propheta visione. Romae, 1604. Tom. 2. 25. Novi Testamenti catholica expositio, 1561 26. Commentaria in Acta Apostolorum. Antverp., 1629 27. Ejusd. in duodecim prophetas minores. Anv.,1625 28. Ejusd. in Ezechielem prophetam. Antv., 1634 29. Ejusd in Salomonis proverbia, 1645 30. Berchorii dictionarium, seu repertorium morale. Venetiis, 1583 31. Didaci de Celada commentarii in Esther. Lugduni, 1647 32. Antonii Velazquez commentarius in psalmum Da vidis centesimum. 33. Rudolph. Guatteri homelia in Evangelium M athei. Tiguri, 1590 34. Ejusd. Homeliae XXXVII. Tiguri, 1578. 35. Ejusd. Homeliae in duodecim prophetas minores. Tiguri, 1592 36. Cornucopiae contionatorum. Auct. Florentino Hanswick. Tom. 1. Antverp., 1646 37. Veritates aureae super totam legem veterem. Venetiis, 1590 38. Ant. Possevini S. I. Apparatus sacer. Venetiis, 1606. Tres tomi in duobus voluminibus ... 39. Joah. Duns. Scoti tom. I. Venetiis, 1627. 40. Christophori Varsevici de cognitione sui ipsius. 41. Josephi Spenranza scripturae selectae. Lutetiae Pa risiorum, 1631.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Но... 1) академик Л. В. Даль употребление этого способа рубки видел не более 30 лет тому назад и потому, за неимением других доказательств, считал «более вероятным, что эта церковь ... построена в XVI веке» 267 2); замечательно, что из трех приведенных нами в сем описании писцов (составителей писцовых книг: 1583, 1628 – 1629, и после 1645 гг.), ни один не упоминает, чтобы Лазаревская церковь была построена самим основателем монастыря. Между тем в подобных случаях писцы, если не всегда, то не редко означили, что такое то здание построено именно основателем... Возьмем, наприм., первого писца Андрея Плещеева, описавшего Муромский и Палеостровский монастыри; при описании Лазаревской церкви перваго монастыря он не говорит – кем она построена, тогда как при описании палеостровских зданий означает – кем они построены: «в Палеостровском острове, на Онеге озере, пишет Плещеев, монастырь общей Рожественской Пречистыя Богородицы, да церковь Николы Чудотворца, да церковь теплая – Илья Пророк, с трапезою, древянные, а церкви поставления и церковное строение преподобнаго игумена Корнилия...» 268 Дальнейшие писцы, при описании Палеостровскаго монастыря всегда означали постройку преподобнаго. Так «в отдельных книгах во 7098 (1590) году, августа 5 дня написано: на Палеостровском острову, на Онеге озере, церковь Рожества Пресвятыя Богородицы, да церковь – Никола Чудотворец, да церковь теплая – Илья Пророк, с трапезою, деревянная, а церкви поставленные и церковное строение прежнего игумена Корнилия...» 269 . «В писцовых книгах письма и меры Петра Воейкова, да дьяка Ив. Лонского, 124 и 125 (1616–17) гг... написано: на Вспальевском острову, на Онеге озере, монастырь Рожественской общей, а на монастыре церковь Рожества Пречистые Богородицы, верх шатровой высок; церковь Николая Чудотворца клецки, церковь теплая – Илья Пророк, с трапезою, – все три церкви древянныя... строение старинное, прежняго игумена Корнилия…» 270 . В писцовых же книгах Никиты Панина с подъячими Раковым и Копыловым 1628–1629 гг. упоминается, что Рождественская « церковь изгорела во 134 (1626) году» 271 , две же другие – «Николы Чудотворца, древянна, клецки, с трапезою, в верх на каменное дело», да «св. пророка Ильи древяная, теплая, с трапезою и с келарскою, верх шатрово» 272 , – продолжали еще существовать и, по всей вероятности, существовали почти весь XVII в., т. е. до самаго сожжения их раскольниками; по крайней мере дальнейшие писцы, описывая монастырь, не упоминают, чтобы церкви эти были построены вновь... Следовательно, если согласиться с мнением, относительно основания Палеостровского монастыря в конце XII века, то окажется, что церхви эти существовали более четырех с половиною веков; если же монастырь основан позже – в начале XIV или конце XIII вена, так и тогда получится более трехсот лет...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010