Т.И. Афанасьева Глава 1. Источники и методика исследования литургии в рукописных книгах § 1. История изучения литургии по рукописным евхологиям В Западной Европе изучение византийской литургии началось в XVI в., когда начались богословские споры с приверженцами Реформации и от католических теологов требовались аргументированные ответы о развитии отдельных частей литургии. В это время появляется публикация греческого текста литургии Иоанна Златоуста с переводом на латынь, сделанная Эразмом Роттердамским (1537 г.), с этого издания Георг Витцель в 1540 г. переводит текст на немецкий язык и публикует его. Несколькими годами позже Амвросий Пеларгус издает латинский перевод текста литургии Иоанна Златоуста с рукописи, хранящейся в Трире, куда она была привезена в первой декаде XI в. греческим паломником Симеоном. В 1546 г. Г. Витцель издает и древний латинский перевод литургии Василия Великого по рукописи из Йоганнесберга. В 1549 г. осуществляется переиздание этого текста. В 1560 г. в Париже впервые издается текст литургии св. Иакова, и вместе с ним переиздается латинский перевод литургии Василия Великого по рукописи из Йоганнесберга, а также латинский первод литургии Иоанна Златоуста , выполненный переводчиком византийского императора Мануила I (1143–1180) Львом Тосканцем [Jacob 1968: 6–8]. С XVII в. благодаря трудам доминиканца Жака Гоара (1601–1654) начинается научная работа над текстами Евхология. Он собирает разные списки и печатные издания этой византийской богослужебной книги, в том числе фрагментарно публикует и древнейший греческий евхологий Vatican, Barb. gr. 336, VIII в. Ж. Гоар сопоставляет их между собой и дает комментарии обнаруженным различиям. Его книга «Euchologion sive rituale Graecorum», вышедшая в Париже в 1647 г., неоднократно переиздавалась, и до сих пор является неотъемлемым источником всех исследователей византийского Евхология. В нашей работе мы использовали венецианское издание этого труда [Goar 1730]. Работа по собиранию и публикаций текстов литургий различных христианских конфессий была продолжена и в XIX в., что заложило основы сравнительно-исторической литургики. Наиболее важным для дальнейших исследований является двухтомный труд Евсевия Ренодота (E. Renaudot) «Liturgiarum orientalium collectio», вышедший в свет в 1716 г. и в дальнейшем неоднократно переиздававшийся. В 1875 г. часть этого труда была переведена на русский язык и под названием «Собрание древних литургий, восточных и западных, с переводами на русский язык» напечатана в нескольких номерах журнала «Христианское чтение» [Собрание древних литургий]. Отметим, что наиболее часто цитируемые издания евхаристической литургии в различных христианских конфессиях были сделаны С. Свэйнсоном [Swainson 1884] и Ф. Брайтманом [Brightman 1896]. Попытка критического издания трех византийских литургий по рукописям Афинской библиотеки была осуществлена П. Трембеласом в 1912 г., эта публикация переиздавалась, в нашей работе использован репринт 1982 г. [Τρεμπšλας 1982].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЙДЕЛЬБЕРГ [Хайдельберг; нем. Heidelberg], г. в Германии, в сев. части земли Баден-Вюртемберг, на р. Неккар. Впервые упоминается в 1196 г., в 1225 г. стал владением рода Виттельсбахов и до 1720 г. был резиденцией курфюрстов Рейнского Пфальца из этой династии и ее боковых ветвей. В 1803 г. Г. вместе с частью Пфальца, располагавшейся на правом берегу р. Рейн, отошел Бадену. Г. стал резиденцией курфюрстов Пфальца в правление гр. Рудольфа III (1294-1319), родоначальника династии. По его приказу в Г. на холме Еттенбюль был построен замок курфюрстов. Когда курфюрст Рупрехт III стал императором Римско-Германской империи (1400), было возведено более внушительное здание с богатыми интерьерами. Напротив, рядом с группой фонтанов, находился дворец, построенный по заказу курфюрста Людвига V (1508-1544); юж. крыло дворца было завершено в правление его брата Фридриха II (1544-1556). Активное строительство дворцового комплекса велось при курфюрстах Отто Генрихе (1556-1559), Фридрихе IV (1592-1610) и Фридрихе V (1610-1632). Во время войны с Францией за Пфальцское наследство Г. был сожжен войсками франц. кор. Людовика XIV . Сохранившиеся «Стеклянный зал» (1544-1546), дворцы Отто Генриха (1556-1559) и Фридриха IV (1601-1607, архит. И. Шох) принадлежат к лучшим памятникам нем. Ренессанса и раннего барокко. Университет Дворец Фридриха IV, «Стеклянный зал», колокольня. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Дворец Фридриха IV, «Стеклянный зал», колокольня. Фотография. 50-е гг. ХХ в. В Г. расположен старейший в Германии ун-т, основанный гр. Пфальца курфюрстом Рупрехтом I (1329-1390). Им также была основана ц. Св. Духа, ставшая впосл. университетским домовым храмом и местом погребения графов из династии Виттельсбахов. В период «авиньонского пленения пап» и последовавшей за ним схизмы в католической Церкви Парижский ун-т отказал «студентам немецкой нации» в присуждении ученых степеней. Образование ун-та в Г. было подтверждено буллой папы Урбана VI от 23 окт. 1385 г. 18 окт. 1386 г. состоялось торжественное открытие ун-та в Г. Первым ректором был избран Марсилий из Ингена, нем. схоласт (в 1367-1371 ректор Парижского ун-та). Первоначально ун-т состоял из 4 фак-тов: богословского, юридического, медицинского (открыт в 1390) и свободных искусств (c XVI в. философский). Ун-ту был дарован ряд привилегий: личная неприкосновенность преподавателей и студентов, освобождение от налогов и сборов во владениях курфюрста. Епископ Вормса, к чьей епархии относился Г., являлся судьей для обучавшихся в ун-те клириков; его решения зачитывались публично в ц. Св. Духа. Согласно папской булле, канцлером ун-та назначался настоятель кафедрального собора в Вормсе, к-рый вплоть до кон. XVIII в. осуществлял внутренний надзор и утверждал присвоение ученых степеней лично или через вице-канцлера ун-та.

http://pravenc.ru/text/161906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМБРОВСКИЙ [польск. Dambrowski] Самуэль (ок. 1577, Погожеля, ныне Великопольское воеводство, Польша - 5.07.1625, Вильно (Вильнюс), польск. теолог, лютеран. проповедник, суперинтендант Вел. Польши, суперинтендант церквей аугсбургского исповедания Великого княжества Литовского. Род. в семье лютеран. (бывш. гуситского) пастора. Окончил гимназию в г. Торуне (Польша). В ун-тах Крулевца (ныне Калининград, Россия) и Виттенберга (ныне Лютерштадт-Виттенберг, Германия) изучал теологию и философию. В 1601 г. получил место пастора в Познани; в 1607 г. был избран первым в истории суперинтендантом Вел. Польши. В 1611 г. издал молитвенник «Lekarstwo duszne czlowieka Krzescianskiego w chorobie» (Духовное лекарство христианина во время болезни). Причиной телесного недуга Д. считал грех. Из-за религ. гонений на лютеран Д. был вынужден покинуть Познань. С 1615 г. Д.- пастор в Вильно, вскоре стал суперинтендантом Великого княжества Литовского. При Д. в Вильно закрепилось господствующее положение польск. части лютеран. общины. Д. перевел на польск. язык «Малый Катехизис» М. Лютера . До наст. времени его соч. «Posmilla chrzescianska, albo Kazania y wyklady porzadne» (Постилла христианская) служит образцом для протестант. пасторов. В 1691 г. польск. кор. и вел. кн. Литовский Ян III Собеский разрешил ее переиздание, несмотря на лютеран. исповедание автора. Соч.: Lekarstwo duszne czlowieka Krzesciaskiego w chorobie. Pozna; Gdask, 1611; Posmilla chrzesciaska, albo Kazania y wyklady porzadne. Tóru, 1620; Ray duszny. Tórun, 1623; Kazania albo Wyklady Porzadnew. Ewangelij niedzielnych. Lipsk, 1728. Лит.: À[damowicz] F. A. Kosciol Ewangelicko-Augsburski w Wilnie. Wilno, 1855; yszkowska B. Matka Jezusa w kazaniach ks. Samuela Dambrowskiego. Ustro, 2001; Sakrament otarza w kazaniach ks. Samuela Dambrowskiego/Wstp, wybór i oprac. Barbara yskowska. Ustro; Cieszyn, 2002; Przymuszala L. Struktura i pragmatyka Postylli Samuela Dambrowskiego. Opole, 2003. В. Н. Ефанова Рубрики: Ключевые слова: ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства

http://pravenc.ru/text/168744.html

Бонакер, владелец фабрики по производству печатных икон на жести 254, 255, 256, 260, 261, Борин В. 360, 460 Борис (ум. 1015), князь, св. мученик 51, 275, 277 Бороздин Семен (Семейка, упом. 1601), «строгановский» иконописец 417 Борромейский Карл, святой 240 Борромео Федерико, кардинал, автор трактата «О священной живописи» (Милан, 1625) 394 Браниус Т. 392, 460 Брейгель, Ян Старший (1568–1625), голландский художник 296 Бродель Фернан (1902–1985), французский историк 14, 29, 207, 460 Бронин Захарий (упом. 1823), иконописец из Палеха 403 Бруин Корнелий де (1652–1727), голландский художник, этнограф и писатель, автор описания путешествия в Московию З8, 41, 460 Брюхов (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Брягин Е.И., иконописец, реставратор 169, 21З Брянчанинов Дмитрий Александрович (Игнатий, 1807–1867), епископ Кавказский и Черноморский, святой 40, 460 Бугро Адольф Вильям (1825–1905), французский художник 246 Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), религиозный философ 7, 443, 460 Бусева-Давыдова И.Л. 323, 460 Буске Жак, историк искусства 297 Буслаев Федор Иванович (1818–1897), филолог, историк искусства 23, 163, 299, 314, 315, 387, 392, 460 Буговский Виктор Иванович (1815–1881), директор Строгановского училища технического рисования 296, 460 Буторин Никита (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Буторин Никифор (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бутурлин Иван 159 Бухау Даниэль фон (1546–1608), посол в Москве императоров Максимилиана II и Рудольфа II, автор записок о Московии 200, 460 Былинин В. К. 104, 460 Бычков В.В. 80, 97, 460 Бялостоцкий Я., польский историк искусства 293, 301, 356, 391, 460 В Вазари Джорджо (1511–1574), итальянский живописец. историк искусства 313 Вакуров Никита (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Варвара (ум. ок. 306), св. великомученица 74 Варварин И.А., палехский иконописец и преподаватель учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе 282 Варкоч Николай. австрийский дипломат, приезжавший в Москву в 1589, 1593 и 1594 гг., автор описаний путешествий 28, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

На 2016 г. митрополия насчитывала 95 приходских храмов, 200 часовен (парекклисионов и экзокклисионов). Действуют 3 мон-ря: Амбелакиотиссы мужской монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы возле с. Козица, в 2013 г. его метохом стал муж. мон-рь Преображения Господня в с. Скала; жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи у с. Вомвоку; жен. мон-рь Божией Матери Скоропослушницы в г. Навпакт (Δπτυχα. 2016. Σ. 763-766). Епископы Навпактские Мартирий (упом. в 343), Калликрат (упом. в 431), Ириней (упом. в 451), Антоний (упом. в 879). Митрополиты Навпактские Евстратий (1-я пол. X в.), аноним (упом. в 1026), Хрисоверг (упом. в 1093/1094), Василий (упом. в 1157), Лев Семн (упом. в 1172), Константин Манасси (70-80-е гг. XII в.), Иоанн (Андрей) Дзир (кон. XII в.), Иоанн Апокавк (1199/1200-1232), Никита Хониат (ок. 1232 - после июля 1235), Иоанн Ксир (между 1250 и 1252 - после 26 мая 1275). Митрополиты Навпактские и Артские Севастиан (митр. Янинский, 1365-1367, местоблюститель), Матфей (с июля 1367), Никита (упом. в 1377), Матфей (митр. Янинский, 1381-1385/1386, местоблюститель), Гавриил (митр. Янинский, после 23.04.1388, местоблюститель), Мартирий ( 14 февр. 1437), Геннадий (упом. в 1439), Феодосий (с 26 сент. 1451 (1456?)), Матфей (упом. в 1467), Неофит (упом. в 1476), Дорофей (упом. в 1477), Герасим Хоидас (упом. в 1480), Евфимий (упом. в 1507), Иаков (упом. в 1510, 1512), Акакий (упом. в 1516, 1520), Афанасий (упом. в 1535-1544), Кирилл (упом. в 1541), Григорий (Ксиропотаминос) (упом. в 1544), Парфений (упом. в 1546), Кирилл (упом. в 1550), Гавриил (упом. в 1561), Иоаким (до 1564 - после 1570), Дамаскин Студит (1574-1577), Митрофан (1577-1580), Парфений (1580-1581), Гавриил (Горас) (1581-1589), Макарий (1590-1600), Гавриил (1601-1632), Парфений (1632), Захария (Га(е)рганос) (1632), Лаврентий (1633-1637), Акакий (1637-1640, 1641-1643), Феодосий (Феофил Коридаллевс) (1640-1641), Галактион (1643-1647), Гавриил (1647-1660), Варфоломей (1660-1691/1692), Мелетий (Митру) (1691/1692-1696), Макарий (1697), Григорий (1697-1703), Неофит Мавромматис (1703-1722), Анатолий (1722), Иоанникий (1722-1727), Парфений (1727-1756), Паисий (1756-1769), Иаков (1769-1779), Макарий (1779-1794), Игнатий (1794-1805), Порфирий (1806-1808, 1813-1820, 1822 (1826?) - 1833), Иерофей (Тремулас) (1808-1810), Гавриил (Гагас) (1810-1813), Анфим (1820-1822 или 1826). Епископы Акарнанийские

http://pravenc.ru/text/2564582.html

При правителе Боснии и Сербии Твртко I (1351-1391) мон-рь Милешева вошел в состав Боснии и стал центром Милешевской митрополии (см. ст. Милешевская епархия ), занявшей территорию бывш. Хумской епископии. Неизвестный по имени 1-й митр. Милешевский в 1377 г. короновал в Милешеве Твртко I. Его преемник митр. Давид упоминается в 1466 и 1471 гг. как соратник Стефана Вукчича Косача, принявшего в 1448 г. титул герцога, что привело к появлению топонима «Герцеговина», заменившего название «Хум». В 80-х гг. XV в. Герцеговина вслед за Боснией была завоевана турками. В этот период местоположение кафедры в епархии неск. раз менялось, пока не утвердилось в мон-ре Тврдош. В XVI в. Захумско-Герцеговинскими епископами были: Иоанн (1508-1513), Виссарион I (1509-1525), Марк (1531-1534), Максим (1532), Никанор (1534-1546) и митр Антоний (Соколович ; 1570-1572). После восстановления Печской Патриархии в 1577 г. при митр. Савватии (1573-1585) Захумско-Герцеговинская епархия была разделена на Герцеговинскую (или Требинскую) и Милешевскую епархии, 2-я чаще называлась Полгерцеговинской или Петровской (по местонахождению ее кафедры в мон-ре святых Петра и Павла). Часто обе епархии назывались Захумской или Скендерийской. Из тех, кто управлял епархией известны митр. Герцеговинский Виссарион II (1590-1601/02), Герцеговинский митр. Сильвестр (управлял вост. частью в 1592-1602) и Милешевский митр. Леонтий (1601/02-1611). На непродолжительное время при митр. Захумском Василии (см. Василий Острожский , св.) 2 епархии были объединены. 27 нояб. 1651 г., продолжая возглавлять Захумскую кафедру, митр. Василий был назначен управлять епархиями Никшича, Планы, Колашиновичей (ныне Колашин) и мон-рем Морача, т. о., он стал духовным главой всей Герцеговины. Из-за османского владычества границы епархии и местонахождение кафедры неоднократно изменялись. Во 2-й пол. XVII в., после превращения мон-ря святых Петра и Павла в мечеть, кафедру перенесли в Никшич (совр. Черногория), в кон. XVII в.- в мон-рь Дужи. С 1739 г. епархия называлась «Герцеговинская» и управлялась митрополитами Филофеем (1740-1751) и Авксентием II (1751-1760). После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. епархия перешла в юрисдикцию К-польской Патриархии, в 1777 г. кафедра была перенесена в г. Мостар. Епархией в этот период управляли в основном епископы-греки: Анфим (Зепович ; с 1762), Анания (1772-1802), Иеремия (1803-1815), Иосиф (1816-1835, 1848-1854), Прокопий I (1837-1848), Григорий (1855-1860) и последний иерарх-грек Игнатий (1875-1888), единственный болгарин, Прокопий II (1864-1875), уделял много времени просветительской деятельности, защищал священников и паству от тур. притеснений.

http://pravenc.ru/text/182725.html

1959. Т. 2. С. 247; То же. 2008. С. 370). Во 2-й пол. XIII в. царь Давид VII обновил в Исани царские палаты, а его сын и наследник царь мч. Димитрий II Самопожертвователь (1270-1289) «выстроил во дворце Исани монастырь для пребывания в нем Метехской Богоматери и пожертвовал ему деревни и виноградники и украсил его уставом» (То же//КЦ. 1959. Т. 2. С. 230, 272; То же. 2008. С. 360, 382). Тогда же церковь была заново отстроена и получила совр. вид, являющийся доминантой левобережной части Тбилиси. М. считалась подворьем мцхетского патриаршего собора Светицховели . Согласно иммунной грамоте (1392), тбилисским владениям католикоса-патриарха всей Грузии принадлежал монастырь М. с имениями в Авлабари и Авлабарской роще, а также подворье в М. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 176; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 101). М. как подворье Светицховели упоминается также в грамоте 1658 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 472). Вслед. опустошительных набегов Тамерлана (кон. XIV в.) и кочевников-тюрков, иранцев и турок (2-я пол. XV-XVI в.) Светицховели и М. потеряли свои владения. Царская власть всесторонне способствовала восстановлению церковного имущества. В 1429 г. груз. царь Александр I заново пожертвовал католикосу-патриарху всей Грузии Феодору III (1429-1435) храм М. и принадлежавшее ему с. Цавкиси, «издревле дарованные Светицховели, но со временем отпавшие от его владений» (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 158-160). В 30-х гг. XVI в. царь Картли Луарсаб I (1527-1556) пожертвовал Светицховели монастырь М. «с настоятелем и метехцами (т. е. жителями квартала Метехи.- Авт.)» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 383; Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 15), а в 1546 г. освободил от гос. повинностей Аванишвили, крестьян Метехской Богоматери, обязав их при этом ежегодно отдавать мон-рю 20 л масла ( Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 61). В 1559 г. царь Картли Симеон I (1556-1569, 1578-1600) подтвердил владения Светицховели в Тбилиси (перечислены в т. ч. и М. и метехцы) и даровал им иммунитет ( Жордания. Хроники . 1897. Т. 2. С. 400-401). Также он пожертвовал монастырю М. села Шиндиси (1558) и Цавкиси (1595) (юго-вост. склон Триалетского хребта, ныне в тбилисском р-не Мтацминда) и освободил цавкисских крестьян от податей ( Пурцеладзе. 1881. С. 107-108; Жордания. Хроники . 1897. Т. 2. С. 428; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 65-67). В М. были установлены агапы (дни поминовения) за царя Симеона (на Успение Пресв. Богородицы) и его родителей (на Благовещение Пресв. Богородицы) ( Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 67). Цари Кахети также заботились о М. В 1575 г. Александр II (1574-1601, 1602-1605) пожертвовал М. 40 дворов крестьян и освободил их от всех гос. податей ( Пурцеладзе. 1881. С. 108), его внук царь Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) преподнес М. мон-рь Сиони в Уджарме и пещерный мон-рь Хорауги (близ с. Сартичала, ныне в муниципалитете Сагареджо) ( Жордания. Хроники . 1897. Т. 2. С. 440).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Успенский Троифонов монастырь создавался в местах, где обосновались так называемые северные " запорожцы " - русские " бывальцы " , " хлыны " и " изгои " разного рода, окружённые инородцами - вотяками, черемисами и татарами. И нравы здесь в XV-XVI веках, как свидетельствуют летописи, царили самые жёсткие и распущенные. На протяжении веков обитель выступала духовным и культурным центром, миссионером и колонизатором новых земель, защитником обездоленных и немощных. Вятский Успенский мужской монастырь основал преподобный Трифон (ок. 1546-1612) - монах Пыскорской обители, выходец из архангельских крестьян. Жители пяти вятских городов, по инициативе монаха, обратились к Ивану Грозному с челобитной о создании монастыря. В июне 1580 года самодержец дал прп. Трифону грамоту на строительство обители на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквами. Вятскому монастырю царь пожаловал " безданно и безоброчно " окрестные сёла и деревни с людьми, пашнями, лугами и озёрами. Царь фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, даровал монастырю, кроме того, ещё Вобловицкую волость и незаселённые земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли обитель заселяла крестьянами из Вобловицкой области, способствуя освоению обширного края. В знак особого благоволения, Фёдор Иоаннович отправил в дар вятскому монастырю двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить четыре храма - Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Среди них выделялся Успенский собор, имевший шесть шатров. О нём сообщает дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601): " На Вятке в Хлынове городе монастырь стал... деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов " . Современник писал, что церковь та " велия и пречудна " и по своей архитектуре подобных храмов " нигде не обретается " . Историки предполагают, что его архитектурная идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

http://sobory.ru/article/?object=03207

В числе послухов в грамотах Л. м. также фигурируют и 5 братьев - новгородокские бояре Мацько, Стецько, Васька, Олехно и Александр Войниловичи ( Pyciha. 1999. С. 98, 100, 101). Представитель этого рода Федко, владевший имениями в Городецком повете, был сторонником правосл. партии в ВКЛ вел. кн. Свидригайло (Болеслава) Ольгердовича. Ок. 1524 г. бояре Феодосий и Яков Войниловичи выступали свидетелями на межевании владений Л. м. со своими соседями ( Boniecki A. Poczet rodów w Wielkiem ksistwie Litewskiem w XV i XVI w. Warsz., 1887. S. 379). Однако самым известным из них был архим. Феодосий (Войнилович), настоятель Киево-Печерского мон-ря (до 1 сент. 1482 - после 10 марта 1493). Не исключено, что в молодости он принял постриг в Л. м. Его появление в Киеве было связано с церковной политикой княжеской семьи Слуцких-Олельковичей, бывших ктиторами обеих обителей. А. В. Кузьмин В 1517 г. маршалок ВКЛ и основатель Супрасльского мон-ря Александр Иванович Ходкевич пожертвовал обители «весь свою дедичную Лычицкую, Полшевом названную» (ИБУВ ИР. Ф. 160. Д. 301). В соответствующей грамоте обитель именуется лаврой. Согласно инвентарю 1601 г. (НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1727-1727 об.), в Л. м. стояла деревянная церковь «збудованая през ихъ м[и]л[о]стей пановъ Войныловичовъ и Беликовичовъ без притвору кгонтами критая, крестовъ на ней железных позолотистых три, на дзвонныци дзвоновъ пятъ». Имеются данные о селах и подданных крестьянах: «Село Лавришовъ подъ монастиромъ. В немъ волокъ 7 и полъ волоки». К мон-рю были приписаны также деревни Личичи (Лычицы), Купицко (Куписк), Щорсы и др. (Там же. Л. 1727, 1728, 1732). Сохранились имена архимандритов Л. м., к-рые по крайней мере с XV в. назначались польск. королем (Там же. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261-1261 об.), имевшим право «подаванья» Л. м.: в 1424 г.- Мисайло, в 1486 г.- Феодосий, в 1506 г.- Прокопий, в 1509 г.- Арсений, в 1521 г.- Прокопий, в 1524 г.- Алексий, в 1533 г.- Иона III (Протасович (Протасевич)-Островский) , в 1542 г.- Алексей (Михайлович), в 1544 г.- Феодосий (Панкевич), в 1546 г.- Афанасий (Курка), в 1566 г.- Нестор (Молькевич), в 1567 г.- Нектарий (Маскевич), в 1568 г.- Симеон (Волович), в 1588 г.- Онисифор (Девочка) .

http://pravenc.ru/text/2462481.html

Пуанкаре описывает одно астрономическое событие. В 1572 г. датский астроном Тихо Браге(Тусно Brahe; 1546 –1601) обнаружил в небе появление новой звезды. Взрыв огромной силы произошел на каком-то очень удаленном небесном светиле, но произошел много раньше, и потребовалось по меньшей мере 200 лет, прежде чем свет от этой звезды дошел до Земли. Следовательно, взрыв этот, как физическое явление, предшествовал открытию Америки. Но является ли этот взрыв причиной открытия Америки, пусть даже причиной опосредованной? Очевидно, нет. Утверждать это мы можем только на основании некоторого допущения, считал Пуанкаре. Именно по некоторой договоренности мы принимаем в качестве постулата постоянную и одинаковую во всех направлениях скорость света. На основании этого постулата, зная скорость света и зная расстояние до звезды, мы можем определить, как долго шёл световой сигнал от новообразованной звезды до Земли. Таким образом, допущение этого постулата, а не психологически воспринимаемая последовательность явлений устанавливает, согласно Пуанкаре, истинную причинно-следственную связь между событиями. Скорость распространения электромагнитной волны является постоянной величиной( константой) и максимально возможной из известных современной науке скоростей распространения каких-либо физических взаимодействий. Тем самым скорость света определяет причинно-следственную связь между физическими явлениями. Причинно-следственная связь имеет место (прямо или опосредованно) при условии, если электромагнитное возмущение, производимое первым событием (например, световая волна), распространяясь в пространстве, достигнет места второго события не позже времени его начала. Величина расстояния и визуальный контакт роли не играют. Предположим, что ученые получают сигналы и фотоснимки с радиотелескопа «Хаббл». Допустим, это стало причиной созыва научной конференции, во время проведения которой массовость участников вызвала затруднение транспортного движения в городе. Очевидно, что съёмка «Хабблом» звездного неба и дорожная «пробка» – события взаимосвязанные, хотя сам спутник находится на околоземной орбите и водители такси об этих снимках могли вовсе ничего не знать. Но взрыв, приведший к образованию звезды и зафиксированный Тихо Браге в 1572 году, никакого физического воздействия на открытие Америки оказать не мог, хотя и произошёл на самом деле раньше 1492 года по местному времени Земли. В 1492 году по земным меркам фронт световой волны был еще слишком далек от Земли. Эти два события не связаны причинно-следственными отношениями.

http://bogoslov.ru/article/2230131

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010