Однако основной продукцией сиенской мастерской были литургические книги, градуалы и антифонарии для Сиенского собора, госпиталя и монастырских церквей региона. Поклонение пастухов. Грехопадение. Миниатюра из Часослова Фарнезе. 1537–1546 гг. (NY. Morgan. M. 69. Fol. 72v, 73) Поклонение пастухов. Грехопадение. Миниатюра из Часослова Фарнезе. 1537–1546 гг. (NY. Morgan. M. 69. Fol. 72v, 73) Во 2-й пол. XV в. школы книжной миниатюры были в Кремоне и Вероне; среди наиболее видных мастеров - Джованни Гадио, Фра Андреа да Кремона, Джироламо да Кремона, Либерале да Верона и Бонифацио Бембо да Кремона. Самый известный из них - Джироламо да Кремона - ломбардского происхождения; его произведения обнаруживают сходство с искусством Падуи, поэтому его идентифицируют с Джироламо Падовано, упоминаемым Вазари. Джироламо да Кремона работал в Венецианском и Падуанском регионах. В его мастерской выполнены фронтисписы 2-томного сборника трудов Аристотеля, напечатанного в Венеции (NY Morgan. 21194-21195, 1483 г.); в инкунабулах сер. XV в.- 1501 г. печатный текст нередко сочетается с рисованными миниатюрами. Расцвет школы Феррары в XV в. связан с правлением династии д " Эсте. Главное произведение существовавшей там мастерской Таддео Кривелли (и единственное, где документально подтверждено его авторство) - Библия Борсо д " Эсте (Modena. Bibl. Estense. VG12, 1455-1461 гг.). Кривелли находился под влиянием работавшего в Ферраре Антонио Пизанелло, однако в миниатюрах он пытался соединить стиль интернациональной готики с трактовкой формы, характерной для флорентийского Ренессанса. Каждая страница Библии украшена фризом с розетками, медальонами, гербами и девизами. Весь декоративный репертуар напоминает мотивы ранних работ Бельбело да Павия. Фигуративные сцены восходят к работам таких мастеров, как Пизанелло, Мантенья, Пьеро делла Франческа и Козимо Тура. Помимо Таддео Кривелли в создании декора рукописи принимали участие Франко де Росси, Джорджо д " Алемания, Марко ди Джованни дель Авогаро, Джироламо да Кремона и др.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Фреска, неординарная композиционно и иконографически, а также с т. зр. ее размещения в пространстве капеллы (на алтарной стене), была не понята мн. современниками, хотя являлась не только глубоко личным размышлением М. Б. о сути христианской веры, но и программным высказыванием Церкви. После ее окончания М. Б. получил от папы Павла III заказ на роспись личной папской капеллы в Ватикане (закончена к 1550). Для фресок капеллы Паолина «Обращение Савла» и «Распятие св. Петра» характерны гипертрофированные формы, утрированная мимика, болезненная пластика, обилие самоповторений, а также многочисленные отклонения от традиц. иконографии; они стали итогом духовных и формальных поисков М. Б. и его последним живописным опытом. Распятие ап. Петра. Роспись капеллы Паолина. 1546–1550 гг. (Папский дворец, Ватикан) Распятие ап. Петра. Роспись капеллы Паолина. 1546–1550 гг. (Папский дворец, Ватикан) Начиная с 30-х гг. XVI в. М. Б. был все более востребован как архитектор и осуществил наиболее значимые градостроительные инициативы, задуманные папами Павлом III и Пием IV. Первой из них стала реконструкция Капитолийской пл., к-рая началась в 1538 г. с установки в ее центре античной конной статуи имп. Марка Аврелия. Компактную трапециевидную площадь, к к-рой ведет торжественный пологий лестничный марш, завершает реконструированный в 1544-1547 гг. дворец Сенаторов (к 1598 существенно видоизменен Джакомо делла Портой; первоначальный вид площади времен М. Б. известен по гравюрам Этьена Дюперака кон. 60-х гг. XVI в.). По бокам ее замыкают, визуально «исправляя» нерегулярный характер, 2-этажный дворец Консерваторов, достроенный ок. 1561 г. и построенное позднее, но повторяющее формы дворца Палаццо-Нуово (1603-1660). Главным новшеством, примененным М. Б. в архитектуре дворца Консерваторов, стал гигантский ордер - поставленные на высоких постаментах коринфские пилястры, к-рые охватывают оба яруса здания и несут широкий карниз с мощной балюстрадой. В нижнем, открытом ярусе проемы лоджии фланкированы мощными ионическими полуколоннами малого ордера.

http://pravenc.ru/text/2563178.html

521 И паки же прияше царя Сап-Кирия... – Второе правление Сафа-Гирея в Казани продолжалось с осени 1535 по 1546 г. 522 ...Георгий... прост сый и несмыслен... – Георгий Васильевич (1533–1563), сын Василия III, брат Ивана IV, углицкий князь. Его характеристика автором «Казанской истории» совпадает со словами А. М. Курбского: «...был без ума, без памяти и бессловесен». Георгий поэтому не рассматривался как возможный наследник престола даже во время болезни Ивана Грозного в 1553 г. 523 О сем же... великий салтан турский похвалная восписа ему... – Во Львовской и Никоновской летописях содержится рассказ о том, как Иван IV получил письмо из Царьграда через купца Мустафу-Челобея от турецкого султана Сулеймана, сына Сюлюма, в котором он поздравлял русского государя с принятием титула самодержца. Этот же легендарный факт приводит и автор «Казанской истории». 524 ..агаряном, внуком Измаиловым... – Так в средние века именовались восточные народы. Согласно Библии, они – потомки Измаила, сына Авраама и его наложницы Агари. Дети Агари – агаряне, потомки Измаила – измаилтяне. 525 ...и тафии на главы своя украшаху... – Тафия – шапочка татарского образца, надеваемая под шапку. 526 ...Давыдски слезами своими постелю свою омакаше... – Давид, согласно церковной традиции – автор Псалтири, в своих покаянных псалмах со слезами раскаивался в прегрешениях. 527 И воста в Казани... смятение велико, воздвигоша бо крамолу вси... на царя... Сат-Кирея... – Речь идет о восстании 1546 г., в ходе которого Сафа-Гирей был во второй раз изгнан из Казани. Сафа-Гиреем были недовольны казанские феодалы (царь пытался передать крымцам некоторые наследственные права и привилегии казанской знати) и простые люди, терпевшие двойной гнет казанских и крымских феодалов. 528 И побежав... Сат-Кирей... к заяицкому князю Исупу... – Ногайский мурза Юсуф был потомком эмира Едигея. Занимал двойственную позицию по отношению к русскому государству, то поддерживая с ним союзнические отношения, то выступая на стороне его врагов. Переписывался с Иваном Грозным, информируя его о событиях в Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аксамит : князья Аксамит и Бархат [см. Бархат] Ивановичи Мещерские, 1540 г., Тверь Аксамит – восточная ткань, золотая или серебряная, с травами и разводами Алабердеев Яков, новокрещен, 1600 г., Новгород Алаберды Богдан и Феодот Алабины : Ефрем Федорович, 1579 г., Ряжск; Алабины в XVI–XVII вв. в Рязани, где в бывшем Каменском стане на р. Алешенке находится селение Алабино [см. Кленя] Ср. балабка – булка из белой муки Алабухин Ждан [см. Ждан], дозорщик, 1584 г., Шелонская пятина Алабуха; ср. Алабины и Алабыш Алабыш (Алабыч), Алабышевы : кн. Федор Федорович Алабыш Ярославский, конец XV в., ему принадлежало сельцо Афанасьевское Московского уезда, ныне село Алабышево; Гридя [см. Гридя] Алабышев, дьячок, 1546 г., Волок Ламский; Алабыш Колобов [см. Ко лоб] сын Перепечин [см. Перепеча], в 1550 г. получил поместье под Москвой Олабыш – круглый хлебец из кислого теста (Даль). Таким образом, алабыш – колабыш, колоб, колобок Аладьин см. Оладья Алай : Артамон Иванович Алай Михалков [см. Михалков], 1574 г., Переяславль; Осип Никитич Алай Львов, умер в 1606 г.; Андрей Игнатьевич Алай Челищев [см. Челищев] Алай – собственное имя Алалыкины : Темир [см. Темир] Алалыкин, суздалец, в 1572 г. в бою под Молодями взял в плен мурзу Дивея – родственника крымского хана Девлет-Гирея; в XVI–XVII вв. Алалыкины в Суздале и Костроме Алала – вздор; алалыка – картавый; балалыка – ябедник, сплетник (Даль) Алатор : Алатор и Сунгур [см. Сумгур] Ивановичи Бедаревы [см. Бедарь], 1546 г., Кострома Алаторь, алахарь – пройдоха, дармоед (Даль); ср. алабор – устройство, порядок (Даль) Алашеевы : Яков Тимофеевич, 1585 г., Арзамас; Семен Иванович, новокрещен, татарин, 1623 г., Кашира; Родион, подьячий Поместного приказа, 1631 г. Албеков Семен Дмитриевич, стряпчий, 1678 г., Тула Албуга см. Олбуга Албыч, Албычевы : Албыч Андреевич Баскаков [см. Бас каковы], 1572 г., Алексей и Митрофан Албычевы, конец XV в., Суздаль; Албычевы в XVI–XVII вв. Тула, Епифань и Галич [см. Бетюк] Алгаза Антонов Костихин, крестьянин, 1525 г., Гороховец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Известный парижский издатель и печатник Робер Этьенн (Robert Estienne, лат. Стефан, 1503–1559) выпустил четыре издания Нового Завета, три первых в Париже (1546, 1549 и 1550) и четвертое в Женеве (1551), где он провел последние годы жизни, став протестантом 136 . Три первых парижских издания были сделаны особенно роскошно. Типографские работы оплатило французское правительство. Прекрасно исполненное третье издание (размер страниц 22 x 33 см) является первым греческим Новым Заветом, содержащим критический аппарат, на внутренних полях страниц Стефан записывал разночтения из 14 греческих рукописей и Комплютенской многоязычной Библии. Одной из рукописей, которую он цитировал, был знаменитый кодекс Безы, коллацию разночтений которого сделали, по словам Стефана, его “друзья в Италии”. Текст изданий Стефана 1546 и 1549 гг. включал тексты Эразма и Комплютенский; третье издание (1550) очень близко к тексту Эразма четвертого и пятого изданий. Случилось так, что третье издание Стефана для многих, в особенности для англичан, и стало общепринятым текстом греческого Нового Завета. Четвертое издание Стефана (1551), которое снабжено двумя латинскими версиями (Вульгата и латинский текст Эразма), расположенными по обе стороны греческого текста, уникально в своем роде, поскольку впервые текст был разбит на пронумерованные стихи. Существовало мнение, что Стефан делал разбивку во время “путешествия верхом”: подчас причиной неверного членения являлся галоп лошади, вследствие чего перо автора попадало на нужную строку 137 . Сын Стефана подтвердил, что его отец действительно работал над текстом во время путешествия (inter equitandum) из Парижа в Лион, но наиболее логично было бы предположить, что работа выполнялась во время отдыха на постоялых дворах. В 1553 г. инфолио Стефана 1550 г. переиздано меньшим форматом (8,5 x 14 см) Жаном Криспеном (или Креспеном), французским печатником, который работал в Женеве и выпустил несколько изданий Священного Писания на различных языках, в том числе и вторую английскую Библию 1570 г., напечатанную в четверть листа. Криспен воспроизвел текст Стефана, внеся лишь незначительные исправления 138 . Он воспроизвел также и разночтения издания 1550 г., но без ссылок Стефана на рукописи, из которых они были взяты. Одно из двух изданий (Стефана или карманный репринт Криспена) легло в основу английского перевода Нового Завета (Женева, 1557), первого англоязычного издания с разночтениями, вынесенными на поля 139 . Этот перевод сделан Уильямом Уиттингэмом (William Wittingham) и его братьями-протестантами, с которыми он бежал из Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Файл : Успенский собор (Bлaдuмup)1.jpg Материал из Азбука паломники Успенский собор (Владимир) История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1200 × 800 (299 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры SONY Модель камеры ILCE-7RM2 Автор Igor Poluchin Владелец авторского права Igor Poluchin Время экспозиции 1/1250 с (0,0008) Число диафрагмы f/6,3 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 14:45, 1 октября 2016 Фокусное расстояние 55 мм Горизонтальное разрешение 1546 точек на дюйм Вертикальное разрешение 1546 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop Lightroom 6.3 (Windows) Дата и время изменения файла 18:14, 5 декабря 2016 Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 14:45, 1 октября 2016 Выдержка в APEX 10,287712 Диафрагма в APEX 5,310704 Яркость в APEX 11,05625 Компенсация экспозиции −0,3 Минимальное число диафрагмы 1,6953125 APEX (f/1,8) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 2164,432800293 Разрешение по Y в фокальной плоскости 2164,432800293 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 55 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Успенский...

Пиккар, XII, 36 (1506—1507 гг.), Пиккар, XII, 42 (1499—1517 гг.), Пиккар, XII, 44 (1481—1507 гг.). Представляет собой копию списка ЯМЗ, 15691. В рукописи ЯМЗ, 15691 описание чуда о беснующемся вельможе обрывается на л. 234 об. словами: «он же бо велможа вдал от лавры преподобнаго отца наше», — дальнейший текст не дописан и большая часть л. 234 об. оставлена чистой. Далее видны следы двух вырезанных листов, и с л. 235 начинается совсем другой рассказ (о Семене Антонове): «но от послдующаго ему ученика разум святыи». В списке ЯМЗ, 15522 на л. 408 текст переписан слитно: «он же бо велможа вдал от лавры преподобнаго отца нашего, но он послдующаго ему ученика разум святыи». 13) БАН, 17.14.2 (л. 6—55 об.) — 1515г. 14) Государственная публичная научно–техническая библиотека Сибирского отделения РАН, собр. М. Н. Тихомирова, 295 (л. 4 об. — 82 об.) — первая четверть XVI в. 15) РНБ, Софийское собр., 1274 (л. 274 об. — 305 об.) —20—30–е годы XVI в. Филигрань: Цветок под короной — Брике, 6407 (1523—1534 гг.). 16) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 264 (л. 112—147 об.) — 20—30–е годы XVI в. Филигрань: Голова быка под крестом, обвитым змеей — Брике, 15381 (1530 г.). 17) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 310 (л. 15—62 об.) — 30—40–е годы XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой — Лихачев, 2950 (1541 г.). 18) Институт истории, философии и филологии Сибирского отделения РАН, 11/90 (л. 1—50 об.) — вторая четверть XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком — Брике, 8712 (1544 г.); Рука под короной—Лихачев, 1743 (1551 г.). 19) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей, пост. 1972 г.), 11 (л. 75—82) — сер. XVI в. Текст доведен до рассказа о пострижении Сергия, заканчивается словами: «И тако братии множашеся и преспваше благодатию Христовою». Филиграни: Гербовый щит под розеткой, под ним буква Е — типа Брике, 9861 (1540—1546 гг.); Гербовый щит, под ним буква N — типа Брике, 9863 (1538—1545 гг.); Литера Р под розеткой — Брике, 8646 (1541—1543 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой с лилией — Брике, 12759 (1537—1546 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой и с буквами СМ — Брике, 12712 (1542—1547 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой и с двумя полосами — Лихачев, 1833 (1558 г.); Кабан — Лауцявичюс, 3694 (1541 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Хотя к середи не 40-х годов стала ясна необходимость неотложной борьбы с казанской угрозой, в правящей элите налицо были настроения уныния и неверия в успех. Позднее Иван IV вспоминал, что назначение во главе посланной против казанских татар рати князя Семена Ивановича Микулинского было воспринято как свидетельство опалы («вы все глаголали есте, яко мы в опале своей послали, казнити его хотя»). Поход, предпринятый «легким делом в струзех» (то есть на судах. — Б.Ф.), ограничился опустошением территории ханства. Однако именно с этого времени начался новый этап в истории отношений с Казанью, так как переход России к активной политике при вел к обострению внутренних конфликтов в Казанском ханстве. Все прочие татарские ханства Восточной Европы представляли собой объединения кочевников, для процветания социальной верхушки которых были необходимы постоянные набеги на земледельческие территории. Эти набеги приносили добычу и рабов, которых затем продавали на невольничьих рынках Востока. В отличие от них Казанское ханство включало в свой состав земли, заселенные земледельческим населением. Поэтому казанская знать, хотя она и охотно принимала участие в набегах на Россию, могла, если считала это для себя выгодным, пойти на установление мирных отношений с западным соседом, как это имело место в последние десятилетия XV века. Сафа-Гирей пытался править Казанью, опираясь на пришедших с ним крымских воинов, и выдвигал их в ущерб местной, казанской знати. Активизация русской внешней политики побудила казанских противников Сафа-Гирея к действиям. В январе 1546 года в Казани вспыхнуло восстание, и хана с его крымским окружением «выбили» из города. Между группировками казанской знати началась борьба за будущую ориентацию ханства. Часть казанцев отправила посла в Крым, чтобы крымский хан «прислал царевича своего салтана от недруга боронити от московского», но возобладали сторонники соглашения с Москвой. В апреле 1546 года Иван IV «отпустил на царство» в Казань своего ставленника, служилого царевича Шах-Али (в русских источниках Шигалея), сидевшего ранее в городе Касимове на

http://sedmitza.ru/lib/text/438914/

учению о спасении одной только верой и об однократном акте оправдания через веру традиц. концепцию совместного действия человеческой воли и божественной благодати в оправдании, которое является длительным актом, происходящим на протяжении всей человеческой жизни. В ответных выступлениях Буцер подчеркивал, с одной стороны, суверенность акта подаяния оправдывающей благодати, которую Бог уделяет избранным Им людям, руководствуясь не их заслугами, но исключительно собственной волей, а с др. стороны, указывал на важность личного акта веры, осуществляя который, человек приобретает уверенность в собственном спасении и избавляется от власти греха. Дискуссии теологов продолжались без всякого положительного результата до 23 февр. 1546 г. (анализ богословской аргументации сторон см.: Vogel. 2009. S. 355-428). В кон. февр. имп. Карл V направил участникам К. распоряжение поклясться, что они будут держать в строгом секрете все происходящее на заседаниях и никому не сообщат о содержании дискуссий. Отказавшись исполнять это распоряжение, протестант. представители в нач. марта покинули Регенсбург, после чего заседания К. прекратились. Каждая из сторон обвиняла в неудаче К. оппонентов: император был убежден, что причиной неудачи является исключительно упорство протестантов, а протестант. участники дискуссий в изданных после К. трактатах называли католиков «врагами Христовыми» и обвиняли их в том, что они намеренно превращали К. в бесплодный схоластический диспут и требовали поступков, противоречащих христ. совести (подробнее см.: Ibid. S. 430-479). Разочаровавшись в переговорных процессах, имп. Карл V принял окончательное решение начать вместе с союзниками военные действия против протестант. князей Шмалькальденского союза. Военные действия продолжались с перерывами с 1546 г. до заключения Аугсбургского религиозного мира в 1555 г.; в этот период богословский диалог между католиками и протестантами продолжался на уровне отдельных гос-в и земель, однако в масштабах Свящ. Римской империи каждая из сторон стремилась силой принудить оппонентов к смене религ.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР Мч. Никифор Антиохийский. Роспись кафоликона мон-ря Ставроникита на Афоне. 1546 г. Мастер Феофан Критский Мч. Никифор Антиохийский. Роспись кафоликона мон-ря Ставроникита на Афоне. 1546 г. Мастер Феофан Критский [Греч. Νικηφρος; лат. Nicephorus, Nikephoros] († ок. 257), мч. Антиохийский (Сирский) (пам. 9 февр.). Во время совместного правления имп. Валериана и его сына Галлиена (253-260) жили мирянин Н. и пресв. Саприкий. Они настолько хорошо относились друг к другу, что некоторые считали их родными братьями. Однако после многих лет дружбы диавол посеял в сердцах Саприкия и Н. сильную взаимную неприязнь, и с тех пор они не хотели даже встречаться на одной улице. По прошествии довольно долгого времени Н. одумался и попросил знакомых пойти к Саприкию, чтобы вымолить для него прощение, т. к. он раскаивается и не желает больше пребывать во вражде с другом. Пресвитер не принял извинений. Еще дважды Н. отправлял к Саприкию близких с предложением о примирении, но этот жестокосердный человек, забыв слова Господа о прощении прегрешений (см.: Мф 6. 14-15), оставался неумолим. Тогда Н. сам пришел к пресвитеру и, пав к его ногам, молил о прощении, но Саприкий не пожелал примириться, хотя был не просто христианином, но и священнослужителем. В это время в городе, где жили Н. и Саприкий, началось гонение на христиан и пресвитера арестовали. На суде он смело исповедовал Христа, отказался принести жертвы идолам, был подвергнут пыткам и приговорен к усечению мечом. Узнав, что Саприкию предстоит принять мученический венец, Н. неск. раз подбегал к пресвитеру, когда его вели на казнь, и молил о прощении, но тот даже перед смертью не хотел проявить любовь к ближнему. По этой причине благодать Божия покинула пресвитера: перед самой казнью он проявил малодушие и сказал, что готов поклониться богам. Услышав эти слова, Н. стал умолять бывш. друга не отрекаться от Христа, но все его уговоры были тщетными. Тогда Н. провозгласил, что он христианин и готов принять смерть вместо Саприкия. О случившемся было доложено правителю, к-рый приказал отпустить пресвитера на свободу, а Н. отрубить голову.

http://pravenc.ru/text/2565472.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010