25 В Михайловском храме, пишет преосв. Филарет в своем истор. стат. описании черниг. епархии, два греческих рукописных Евангелия на пергаменте, три греческих печатные, в Янине одно 1645 г., другое 1671 г... Два Евангелия рукописные на славянском; на одном написано: Михаил дьякон писал в лето 7055 окт. 7, следовательно 1546 года... Триодь постная на греческом языке печатная в Янине, 1748 года. (К. VII, стр. 384–385). Такое поверхностное описание библиотеки Михайловской церкви я и объясняю только тем обстоятельством, что ученый преосвященный не имел возможности осмотреть лично, а поверил клировой ведомости. Иначе становиться совершенно непонятным, почему преосвященный упоминает, например о славянском Евангелии 1546 года и ни слова не говорит о другом тоже славянском Евангелии, более ценном за свои художественные миниатюрные изображения и более интересном по своим подробным историческим надписям. Ниже я буду иметь случай привести вполне все эти надписи. Кроме надписей в этой рукописи есть и определенная дата времени написания рукописи. Наконец, непонятно, почему преосв. Филарет упоминает о постной триоди 1748 года, печатанной в Янине, а не говорит ничего о книгах более ценных и редких в библиографическом отношении, как например, о греко-молдавском Евангелии 1693 года, об арабском Евангелии конца ΧVII или начала XVIII века, о греческом Евангелии 1686 или даже о месячных минеях XVII столетия и т. д. Все эти книги, как показывают существующие на них надписи, хранятся в библиотеке Михайловской церкви уже очень давно. 26 О рукописях достопочтенный Анастасий Юрьевич, мой чичероне, ничего и не говорил раньше, да как потом оказалось, он и сам смотрел на них только в первый раз со мною. Следовательно, настоящим открытием я обязан совершенно случайным обстоятельствам, приведшим меня в это книгохранилище... 27 Протесты эти явились вследствие того, что в настоящем случае мне пришлось иметь дело с новыми людьми, лишь по понаслышке знавших ходатайство археологического Общества об уступке ему Михайловскою церковью книг и рукописей. Настоятель о. Илиодор, «яркий светильник греческой церкви», как его характеризовал преосвященный черниговский Вениамин в одном указе, скончался во время летних месяцев, а деятельный и ревностно заботившийся о приведении нежинских греческих храмов в благолепный вид эпитроп Анастсий Юрьевич Кунелакис, вследствие разного рода неприятностей у него с греческим обществом, оставил эту должность и заменен новым лицом, еще не привыкшим к своим новым обязанностям. Поэтому дело, начавшееся при одних лицах, а окончившееся при других, весьма естественно не могло пройти без некоторого рода недоумений и пререканий...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Warsz., 1987. Т. 1: 1709-1719; Idem: Rejestry podymnego: Wojewydsmwo Wilecskie 1690 r. Warsz., 1989; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 5 (1427-1506). Vilnius, 1993, 20122; Kn. Nr. 8 (1499-1514). 1995; 1528-1547. 6-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1995; Kn. Nr. 564 (1558-1563). 1996; Kn. Nr. 10 (1440-1523). 1997; Kn. Nr. 11 (1518-1523). 1997; 1522-1530. 4-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1997; Kn. Nr. 1 (1380-1584). 1998; Kn. Nr. 25 (1387-1546). 1998; Kn. Nr. 3 (1440-1498). 1998; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 1998; 1533-1535. 8-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1999; Kn. Nr. 530 (1566-1572). 1999; Kn. Nr. 51 (1566-1574). 2000; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 2001; 1542. 11-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2001; Kn. Nr. 15 (1528-1538). 2002; Kn. Nr. 531 (1567-1569). 2001; Kn. Nr. 532 (1569-1571). 2001; Kn. Nr. 9 (1511-1518). 2003; 1540-1541. 10-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2003; Kn. Nr. 4 (1479-1491). 2004; Kn. Nr. 52 (1569-1570). 2004; Kn. Nr. 556 (1791-1792). 2005; Kn. Nr. 523: (1528 m). 2006; Kn. Nr. 567 (1567-1571). 2006; Kn. Nr. 594 (1585-1600). 2006; Kn. Nr. 6: (1494-1506). 2007; 1540-1543. 12-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2007; Kn. Nr. 14 (1524-1529). 2008; Kn. Nr. 71 (1585-1586). 2008; Kn. Nr. 19 (1535-1537). 2009; Kn. Nr. 20 (1536-1539). 2009; 1546-1548. 19-oji Teism byl knyga. 2009; Kn. Nr. 593 (1585-1604). Diplomatini reikal knyga. 2009; Kn. Nr. 22 (1547). 2010; Kn. Nr. 276 (1584, 1586, 1597). Teism byl knyga 62. 2010; Kn. Nr. 7 (1506-1539). 2011; Kn. Nr. 37 (1552-1561). 2011; 1562-1566. 47-oji Teism byl knyga. 2011; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. Варшава; М., 1999. Т. 5: Руська (Волинська) Метрика: Кн. за 1652-1673 рр./Подгот.: П. [М.] Кулаковский; 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром; Метрыка Bялikara княства Кн. 28 (1522-1552). Мн., 2000; Кн. 44 (1559-1566). 2001; Кн. 272 (1576-1579). Khira судовых 58. 2015; Кн. 28 (1522-1552).

http://pravenc.ru/text/2563088.html

С.) и шестерых из Совета двухсот, людей хорошей и честной жизни, безупречных и находящихся вне всякого подозрения, богобоязненных и имеющих духовное рассуждение; и надлежит избрать их так, чтобы было по одному человеку в каждом квартале города, и чтобы этот человек мог приглядывать за всеми (davoir loeil par tout)» (Ibidem). Задачей диаконов было помогать пасторам в заботе о бедных, а также о находящихся в больницах и тюрьмах, и выполнять иные вспомогательные церковные служения (Ibid. Col. 23-25). С целью поддержания внутренней дисциплины и единства в вере среди церковных служителей К. были установлены еженедельные собрания, получившие впосл. наименование Конгрегация (Congrégamion). На этих общих собраниях читалось Свящ. Писание и предлагалось его толкование одним из пасторов; почти всегда после пастора также выступал К. и предлагал собственные замечания по прочитанному тексту; на собрание допускались в качестве слушателей все желающие (подробнее см.: Boer. The Congrégations. 2004). По завершении библейских лекций проходило закрытое заседание Собрания пасторов (Compagnye des pasteurs), на котором обсуждались насущные вопросы городской церковной жизни. Раз в квартал Собрание пасторов уделяло время т. н. цензуре нравов (censura morum): любой церковный служитель мог высказать свое мнение об учении и о жизни своих собратьев, в т. ч. обвинить к.-л. в совершении смертного греха, впадение в который делало невозможным продолжение его служения. Такими грехами считались: ересь, раскол, восстание против церковного порядка, богохульство и симония, а также любые преступления, подлежащие наказанию по светским законам (CO. Vol. 10. Pars 1. Col. 19). Остальные проступки не влекли за собой низложения пастора, однако он должен был принести в них раскаяние перед собратьями и дать обещание исправить свою жизнь (Ibidem; ср.: Spijker. 2009. P. 70-71). Сохранились краткие протоколы заседаний Собрания пасторов начиная с 1546 г.; в наст. время выпущено их научное издание в 2 томах: т. 1 охватывает период с 1546 по 1553 г., т.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

1514), Беррисе (1542), Маркине (1548), Севилье (1567). Члены общин жен. ветви ордена (2-й орден М.), приняв обеты, продолжали активно трудиться в миру. Также сохранялась орденская ветвь братьев и сестер - помощников (3-й орден М.; см. Терциарии ). С кон. XV в. М. прикладывал усилия к проведению внутренних реформ в ордене. В 1493 г. было запрещено пожизненное командорство. Магистр Бенито Сафон (1522-1535) предписал членам ордена получать теологическую и философскую подготовку, чтобы вести диспуты с мусульм. и иудейскими богословами. В 1536 г. на капитуле в Сарагосе магистр Пере Сорель (1535-1546) принял меры по централизации и систематизации орденских финансовых сборов. Однако, несмотря на проведенные реформы, совр. исследователи отмечают для данного периода спад как интеллектуальной, так и церковной активности в Арагонской пров. ордена ( Taylor. 2000. P. 96-97). В Кастильской пров. реформу возглавил Гаспар де Торрес (ок. 1510-1584), магистр богословия в ун-те Саламанки, исполнявший обязанности провинциала в 1559-1565 гг. Он внес в конституции М. ряд дополнений, учитывавших постановления Тридентского Собора (1545-1563). Под влиянием соборных постановлений магистр Мигель Пуйг (1546-1567) в 1561 г. унифицировал текст орденского бревиария. Исследователи отмечают, что к сер. XVI в. в условиях королевского патроната (patronato real) М. оставались достаточно независимыми от власти монарха; кроме того, сохранялась их тесная связь с органами самоуправления в Испании. В нач. 60-х гг. XVI в. испан. кор. Филипп II (1556-1598) провел реформу, направленную на уменьшение автономии религ. орденов (обзор историографии см.: Ibid. P. 109-113). Первые документы, связанные с королевской реформой М., относятся к 1563 г.; в 1567 г. программа реформ широко обсуждалась с руководителями М. и др. церковными иерархами. Представители короля, осуществлявшие визитации провинций М. и выявлявшие нарушения дисциплины, встретили активное сопротивление со стороны членов ордена. После смерти в 1568 г. магистра Матиаса Папиоля генеральный капитул для выборов нового главы ордена был отложен до конца работы проверяющих комиссий и состоялся лишь в 1574 г.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Файл : Храм Флора и Лавра, Cлoбoдuщe6.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1024 × 683 (205 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 5D Mark II Время экспозиции 1/200 с (0,005) Число диафрагмы f/4 Светочувствительность ISO 640 Оригинальные дата и время 07:49, 24 сентября 2017 Фокусное расстояние 35 мм Горизонтальное разрешение 1546 точек на дюйм Вертикальное разрешение 1546 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop Lightroom 5.3 (Windows) Дата и время изменения файла 19:17, 24 сентября 2017 Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 07:49, 24 сентября 2017 Выдержка в APEX 7,643856 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 1 APEX (f/1,41) Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд оригинального времени 03 Доли секунд времени оцифровки 03 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 3849,2117888965 Разрешение по Y в фокальной плоскости 3908,1419624217 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Серийный номер камеры 3531731905 Использованный объектив 35mm Дата последнего изменения метаданных 23:17, 24 сентября 2017 Уникальный идентификатор исходного документа 1275D91C1F9C6F7C3DBACACC160B427C Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Флор...

Дальнейшие приобретения немецких изданий Во второй половине XIX в. университетское книжное собрание продолжало пополняться редкими немецкими книгами. Так, после 1852 г. в составе библиотеки профессора-филолога Ф.К. Фрейтага сюда поступил подготовленный Ульрихом фон Гуттеном (1488–1523) полемический сборник «О Константиновом даре» 188), куда вошло и сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Валлы (1407–1457). В числе книг профессора М.С. Куторги (1809–1886), основателя школы всеобщей истории в Петербургском университете, библиотекой была приобретена «Книга хроник» Шеделя в нюрнбергском издании Кобергера 1493 г. 73). В 1896 г. в составе книг известного публициста Н.Н. Страхова в университетскую библиотеку поступили, в частности, трактат Генриха Корнелия Агриппы Неттсгеймского «О тщете наук» 10), а также произведения предшественника немецкой Реформации Иоганна Рейхлина 425) и соратника Мартина Лютера – Филиппа Меланхтона (1497–1560) 355). В следующем, 1897 г., университетское книжное собрание пополнилось редким изданием из собрания академика К.Н. Бестужева-Рюмина (1829–1897), который с 1865 г. был профессором русской истории в С.-Петербургском университете. В составе библиотеки К.Н. Бестужева-Рюмина в университетское собрание поступила греческо-латинская Библия базельского издания 1550 г. 63). Это издание Библии с параллельными греческим и латинским текстом было осуществлено в связи с реформационным движением, так же как и греческое издание Библии, вышедшее в Базеле в 1545 г. с предисловием Филиппа Меланхтона 61) и издание еврейского текста Ветхого Завета с латинским переводом и комментариями 64), осуществленное известным гебраистом Себастьяном Мюнстером. В составе университетского собрания хранятся и другие литературные памятники, имеющие прямое отношение к истории Реформации. Это, например, «Жития отцов” Г. Майора с предисловием Мартина Лютера 344), а также жизнеописание Мартина Лютера (Historia de vita et actis Martini Lutheri) (Виттенберг, 1549), принадлежащее перу Ф. Меланхтона. Что касается других сочинений Меланхтона, то в университетском собрании имеется несколько изданий его трудов. Самое раннее из них – это поступившее из собрания Страхова в 1896 г. «Loci communes rerum theologicarum» (Базель, 1521) 355). Еще две работы Меланхтона – «De locus communibus ratio» и «Sermo de corrigendis studiis» содержатся в средневековом печатном сборнике «De ratione studii» (Базель, 1541) 189). В другой книге – «Platina B. von der Bapts und Keiser leben» (Страсбург, 1546) 404), также помещено сочинение Ф. Меланхтона под названием: «Oramion oder Predig in der leich doctor Martin Luthers gehalten, anno 1546». И весьма символично, что перечень редких книг университетского собрания открывает исторический документ, относящийся к начальному периоду Реформации – «Протест курфюрстов, князей, а также графов, владельных господ, городов и сословий Аугсбургского исповедания” 1). 942

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Тот же Максим изображает предшествующее состояние государства как состояние лютой бури, которую митрополит старался укрощать и прелагать в тишину своею тихостью и кротостью 1584 . Совершенно несправедливо было бы обвинять Макария за то, что Иван Васильевич получил слишком дурное воспитание. Нет сомнения, что он с величайшим сокрушением сердца смотрел, как бояре и все любимцы намеренно и ненамеренно портили и развращали государя. Но он не имел возможности вырвать его из их рук, чтобы самому стать его воспитателем. После того, как в лице казнённого Андрея Шуйского 13-летний великий князь устранил временщиков-узурпаторов власти, его правление под руководством любимцев, в продолжение трёх лет по конец 1546 года, состояло в том, что он разъезжал по своим сёлам для потех или под предлогом богомолий предпринимал, увеселительные поездки по монастырям, – что, повинуясь внушениям действительных правителей, он изрекал приговоры опал или казней боярам. С Декабря 1546 года, на 17 году возраста, Иван Васильевич вдруг начал новое правление. 12 Декабря он возвратился из продолжительной увеселительной поездки по своим сёлам и по монастырям. А на другой день, 13 Декабря, на совете с митрополитом он принял решение вступить в брак и предварительно того венчаться царским венцом, с какового решения и начинается известная славная эпоха его государствования. С самой минуты взятия Константинополя Турками московские великие князья начали считать себя преемниками императоров или царей византийских. О причине такого их мнения о себе мы уже говорили выше. Римскому царству, в котором родился Христос, предназначено существовать на земле до скончания века, чтобы быть охранителем Христовой церкви; но по судьбам Божиим царство это не имело постоянно оставаться на одном и том же месте, но должно было совершить несколько перемещений: сначала оно было в древнем и настоящем Риме; потом переместилось во второй Рим – Константинополь; наконец, после взятия Константинополя Турками, оно переместилось в нашу Москву, которая стала третьим Римом и вторым Константинополем: таковы были представления наших предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Едва ли возможно допустить, что такие грамоты могли остаться без ответа. В Москве признавали авторитет патриархов восточных Церквей, что проявилось, например, в утверждении царского титула в 1556—1561 годах. В январе 1557 года Иван IV направил грамоту константинопольскому патриарху Иоасафу II с просьбой о присылке грамоты с соборным благословением царского венчания, совершенного митрополитом Макарием в 1547 году . Уложенная соборная грамота константинопольского патриарха Иоасафа II (ноябрь—декабрь 1560 года) утверждала царский титул Ивана Грозного . Более раннее общение с главами восточных Церквей, грамоты 1545—1546 годов имели своим результатом практические действия митрополита по освобождению Максима Грека. Мы едва ли ошибемся, если предположим, что приход к нему Андрея Семенова с митрополичьим посланием и денежным благословением последовал за этими грамотами, может быть, даже за первой из них. Какое облегчение они принесли его исстрадавшейся душе! Митрополит готов был целовать оковы тверского узника, признавал его святым! Огорчало, конечно, то, что Макарий не мог помочь ему сразу, но появилась надежда. Максим быстро подготовил комплексы своих сочинений, выделив «тетрадку», специально обращенную к «великому властелю», вскоре написал и другие сочинения для правителя. «Главы поучительные» он написал либо по заказу — просьбе митрополита, либо по собственной инициативе. Именно 1545—1546 годы стали тем временем, когда получил конкретное практическое применение оправдательный комплекс, созданный на рубеже 1530—1540–х годов и постепенно обраставший новыми текстами. Его освобождение могло быть приурочено к венчанию Ивана Васильевича на царство (16 января 1547 года) или к царской свадьбе (3 февраля 1547 года). К 1547 году ведет и указание уже неоднократно цитировавшегося «Сказания» о двадцати двух годах его заточения. Получив свободу, Максим Грек пишет новое послание царю, в котором уже не говорит ни о темничном заточении, ни об отлучении. Единственная его просьба — возвращение к Святой горе. Послание примыкает к «Главам поучительным» не только по содержанию и предназначению, но и по месту, занимаемому в ранних рукописных собраниях его сочинений. Оно включается в эти собрания с разными названиями («Слово к начальствующему на земле» или «в Руси») в качестве главы 24–й, а глава 25–я — «Главы поучительные» . В другой рукописной традиции оно имеет более пространное название в торжественном стиле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2013. S. 342-343; ср. также: Fritz. 1967. Sp. 1544-1546). Учение Как и большинство ранних досократиков, К. не ставил перед собой задачу выработать полную и законченную систему взаимосвязанных философских положений. Вместе с тем, несмотря на свободный поэтический характер философствования К., его учение образует принципиально важный этап в развитии античной философии, т. к. в нем оказалась преодолена свойственная представителям Милетской школы тенденция сводить всю философию к физике, к учению о природе и законах существования видимого мира. Следуя внутренней логике философского мышления, К. первым смог интуитивно выделить и неявно разграничить 3 классических раздела философии: 1) онтологию, которая, начиная с К., у большинства греч. философов выводилась не из физики, а из философской теологии и нередко отождествлялась с последней; 2) физику, к-рая стала не абсолютной, а релятивной наукой, предлагающей частные объяснения природы видимого мира и наблюдаемых в нем явлений; 3) теорию познания, к-рая уже у ближайших последователей К., принадлежавших к Элейской школе, была осмыслена и разработана как неотъемлемая часть философии, предполагающая соединение гносеологии, т. е. учения о механизмах познания, и логики, т. е. учения о законах познания. К вопросу о природе человеческого познания К. был вынужден обратиться для преодоления отождествления онтологии и физики; он сформулировал ставшее программным для всей последующей античной философии положение о наличии принципиального различия между абсолютным истинным знанием и относительным мнением, оказавшись тем самым «прародителем теории познания» ( Барнз. 2006. С. 27). Предложив философски обоснованное учение о боге, К. стал одним из основоположников естественной теологии , в рамках к-рой учение о божестве не заимствуется из религ. откровения, но строится с опорой на рациональные принципы (наиболее удачные общие обзоры философского учения К. см.: Guthrie. 1962. P. 366-402; Fritz. 1967. Sp. 1546-1562; Finkelberg. 1990; Sch ä fer. 1996; Schirren. 2013. S. 343-367). Теология и онтология Теологическое учение К. представлял как в полемической и отрицательной форме, критикуя традиц. представления о богах греч. народной религии и поэтической теологии, так и в положительной форме, предлагая философские рассуждения о природе и свойствах истинного бога.

http://pravenc.ru/text/2462135.html

От этого начались длинные распри и недоразумения. По смерти Томаса в 1539 году Вильгельм вступил в полное управление архиепископством. Водворение реформации усилило недоразумения и несогласия ордена с архиепископом. Вильгельм не отличался фанатизмом и с терпимостию сносил распространение реформации; он требовал единственно, чтоб отступившие к лютеранству имения не выходили из-под его светской зависимости. По связям и родству Вильгельм был слишком силён для того, чтоб гермейстер мог тогда быть первым в Ливонии. Что касается до взгляда дворян и горожан на этот вопрос, то, с распространением реформации вообще и у тех, и у других развивалось стремление, чтоб и духовные сановники, и сам гермейстер были сколько возможно менее значительны. В 1546 году на вольмарском сейме постановлено, 43 чтоб архиепископы, епископы и гермейстеры отнюдь не назначали себе коадъюторов из германских владетелей, и если бы кто впоследствии поступил вопреки этому постановлению, то капитулы, рыцари, города и все подчинённые обязаны не оказывать тому повиновения и подавать помощь против него. Сам Вильгельм подписал это постановление, потому что был в стеснённых обстоятельствах, в явном раздоре с городом Ригою. Но после, когда уже со стороны Московского государства были заявлены притязания, грозившие войною, тот же архиепископ убедил капитул пригласить коадъютором Христиана, принца мекленбургского, с тем, чтоб он был ему преемником в архиепископском сане. Этот поступок, противный постановлению вольмарского сейма 1546 года, оправдывался тем благовидным предлогом, что тогда Ливонии угрожала опасность от Московии, и в таком положении необходимо иметь сильную поддержку, а следовательно, поставить на архиепископское достоинство лицо с важными связями будет полезно для общей защиты. Гермейстер собрал земский сейм в Вейдене, объявил поступок архиепископа противозаконным и послал своего ново поставленного командора динабургского, Готгардта Кетлера, в Германию набирать войска для войны с архиепископом. Поднялось междоусобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010