Многие указы, относящиеся к 527 или 528 году, очерчивают очень ясно принципы его политики. «Справедливо, говорит император, лишать земных благ тех, кто не поклоняется истинному Богу». 1533 Поэтому его законы устраняют еретиков от всех общественных должностей, гражданских, военных и даже муниципальных; никто не может быть принят на государственную службу, если его православие не будет удостоверено тремя свидетелями, под присягой на Евангелиях 1534 , и всякий еретик, состоящий в должности в момент обнародования эдикта, должен быть беспощадно уволен со службы. 1535 За еретиками сохраняются только такие тягостные должности, как куриалы и когорталы , но при этом они могут нести лишь должностные обязанности, не имея права требовать себе соответствующих преимуществ. 1536 Наконец, закон устраняете еретиков от всяких свободных профессий; он возбраняет заниматься адвокатурой и запрещает быть профессорами «из опасения, чтобы они своим преподаванием не вовлекли простые души в свои заблуждения». 1537 Закон не допускает никаких внешних выражений еретического культа и запрещает еретикам собираться вместе, иметь свою иерархию, совершать крещение и рукоположение во священство. 1538 Он предписывает закрывать арианские храмы, еврейские и самарянские синагоги; требует их разрушения или преобразования в православные церкви и преследует тайные еретические собрания, «потому что, говорится в одной новелле, нелепо было бы дозволять нечистивым совершение священных обрядов». 1539 Закон преследует еретика своими запрещениями даже в его частной жизни. Юстиниан утверждает, что справедливо, чтобы православные пользовались в обществе большими преимуществами, чем еретики. 1540 Закон также лишает еретиков права давать на суде свидетельские показания против православных 1541 ; он им отказывает в праве наследства и ограничивает право завещания. Если в числе детей еретика-отца одни тоже еретики, а другие православные, то последние признаются имеющими предпочтительное право перед первыми на наследование после отца. 1542 Если сыновья заподозрены в ереси, то наследство переходит к более отдаленным родственникам, лишь бы они были православными; если же православных родственников не оказывается, то наследство переходит государству. 1543 Если между родителями происходит разногласие относительно воспитания детей, то закон отдает преимущество тому из них, кто склоняется на сторону православия. 1544 Таким образом, еретик является парием в обществе: всякое легальное действие ему возбранено; закон даже воспрещает ему иметь рабов–христиан 1545 ; и если ради избежания подобного изгнания из общества, он решается обратиться в православие, то закон на каждом шагу его жизни наблюдает за его искренностью, и если он снова впадает в свое прежнее заблуждение 1546 , то в наказание за притворство он приговаривается к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

—164— Грациана во время его похода на восток на помощь Валенту в его борьбе с готтами 1523 , то есть в 378 году; выражение Амвросия в одном из его писем разъясняет, что в это время были написаны только первые две книги трактата 1524 . Три остальные книги были присоединены к первым уже впоследствии. Эти книги составлялись, несомненно, из церковных проповедей: они прямо называются дневным поучением 1525 , говорят о дневном апостольском чтении 1526 , автор часто обращается в них к слушателям 1527 . Но вместе с этим общим назначением книги предназначались лично и для императора, что видно как из отдельных обращений к императору 1528 , так и из прямого указания на желание императора более подробно ознакомиться с тем, что он одобрил в кратком изложении 1529 . На этом основании можно думать, что 3, 4 и 5-я книги трактата составлены скоро после первых двух и, может быть, около 379 или 380 г., как полагает Ihm 1530 : обращения к императору Грациану, присутствовавшему при произнесении поучений (coram) 1531 , показывают, что последний в это время уже возвратился с востока, а это могло случиться не ранее 379 года. De excessu fratris Satyri представляет собой слово, сказанное Амвросием при погребении своего брата Сатира; составляющее прибавление к нему De fide resurrectionis – слово о воскресении мертвых и о последних судьбах человека было произнесено через семь дней после первого на мо- —165— гиле покойного 1532 . Определению времени происхождения этих двух книг служат упоминания епископа о страхе и бедствиях Италии, вызванных опасением варварского нашествия 1533 ; при этом нашествие варваров на западе еще только ожидалось, а не случилось действительно. Следовательно, рассматриваемые слова принадлежат тому времени, когда Грациан и в особенности его восточный соправитель Феодосий еще не успели на востоке совершенно покончить с варварами, то есть приблизительно к 379 г. 1534 . Некоторые однако относят слово к еще более раннему времени, именно к 375 г. 1535 . De Spiritu Sancto в трех книгах излагает в связи с учением о Пресвятой Троице учение о Св. Духе, о Его участии в творении, промышлении и искуплении. Трактат содержит в себе ссылки на книги De fide 1536 , а уже цитированное нами письмо, отправленное св. Амвросием в 378–379 г. на восток к императору Грациану, показывает, что в это время Амвросий еще только намеревался писать о Св. Духе 1537 , значит, сочинение не могло появиться ранее 379 года. С другой стороны, во время написания этого сочинения уже умер предводитель, наводивших прежде страх варваров, а александрийский епископ Петр был еще жив 1538 . Эти признаки указывают на 381 г., как на время появления нашего трактата 1539 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проходящая через все предписания Paed. заповедь целомудрия имеет приложение и ко сну. «Должно пользоваться и им не для беспечной лености, а для успокоения от дел» 1525 . По отношению и ко сну разум не должен находиться в изгнании; а требования его, с одной стороны, выражаются в том, чтобы ложе было просто и удобно 1526 , а с другой в том, чтобы спать по возможности меньше 1527 . Ложе изысканное и роскошное, помимо неудобств, приносит вред для организма 1528 . У кого оно есть, конечно, не запрещается пользоваться им, но добиваться его приобрести – не достойно христианина 1529 . Долгий же сон, хотя не противоречит природе, однако, не приносит пользы душе и телу, да и не соответствует поведению людей, вращающихся около истины 1530 . Сон, это – мытарь, берущий у нас половину жизни 1531 ; человек спящий ничего полезного не делает, по подобен мёртвому 1532 . Домочадцам вечно бодрствующего Логоса неприлично спать целую ночь 1533 , но следует отнимать от сна время, им похищенное: следует подниматься для славословия Бога 1534 и далее для обыденных занятий, если дни коротки 1535 . Но и во время сна христианин не должен гасить внутреннего света 1536 : Он должен мыслить о божественном и находиться в общении с Богом. Душа никогда не перестаёт действовать, она и во сне продолжает размышлять, далее лучше, чем наяву «потому что она уже не отвлекается тогда заботами о теле, и сама с собой размышляет о лучшем;» таким образом, нужно достигать того, чтобы она и во сне мыслила о Боге и через такое непрестанное общение с Ним уподоблялась ангелам 1537 . Такой же характер носят предписания, касающиеся пользования банями и гимнастикой. Климент вооружается против роскоши первых 1538 , против совместного нахождения в них мужчин и женщин, против того, чтобы последние пользовались услугами своих рабов. Все это – повод к разврату и разнузданности 1539 . Бани должны служить лишь для чистоты тела, но и в таком случае ими не следует пользоваться часто. Должно, прежде всего, душу омывать очищающим Логосом, а тело только по временам омывать от грязи 1540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Подробнее в моей «Истории греко-вост. церкви» (loc. cit). 1534 См. об этом мою «вступительную лекцию по истории церкви» в университете. (Богосл. Вестн., 1895, т. III и отдельно). 1538 По авторитетным словам самого Филарета преподаватели даже духовных академий и при том в конце 30-х годов: брели по сей книге (т.е. еписк. Иннокентия) по чужому следу, не рассуждая, хотя им о сем и напоминали». С.К. Смирнова. История моск. дух. акад., 226. М. 1879. 1539 Жизнь Иннокентия была описана не раз. Самым обстоятельным образом в статьях Христ. Чтения (в 1884–5: «Иннокентий еписк. пензенский). Число этих статей очень велико, именно пять (не менее 130 стр.), хотя на самом деле биографические сведения об этом историческом лице очень скудны. Автор – прот. В. Жмакин – захотел изучить это лицо в связи с условиями того времени, когда жило оно; от этого-то и получилась протяженность Иннокентиевой биографии у жизнеописателя. Произведение о. Жмакина достойно Иннокентия. Напрасно только он называет отзыв проф. Чистовича о церковной истории Иннокентия «ученым отзывом (1884, I, 424). Слишком много чести для Чистовича, писавшего историю академии в качестве историка-чиновника, а не ученого историка. (Отзыв занимает 11 строк и не чужд фраз, напр., автор говорит: «дух истории превосходный». Дух превосходный – точно дело идет о кадетских корпусах. См. подробнее ниже). Не тщательно о. Жмакин собрал пособия для оценки Иннокентия, наприм., не обратил внимания на наш «отзыв» об Иннокентии (появившийся в прибавл. к твор. св. отцов – и отдельно; он вошел в состав одной книги выпущенной еще в 1881 г., подробнее ниже). Не отличаются ясностью его суждения о нравственном достоинстве отношений митр. Филарета к Иннокентию – предмет, оценка которого колеблется. (Но об этом еще будет речь). Напрасно автор отказался от исследования сочинений Иннокентия. Предлог, под которым он сделал это, не заслуживает уважения (ibid. 426). о. Жмакин мог бы сказать прямо, что подобная задача ему не по силам. Отыскать источники «Начертания» вовсе не легко, а это дело неизбежное для исследователя указанной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь же далеко было не то: Даниилу по прежнему приходилось действовать по указанию других и подвергать нареканию свой высокий сан, между тем как пользы из такого положения вещей для него не представлялось никакой. Его положение в правление Елены можно назвать шатким, и он в это время только сумел держаться на месте. Слабость государственного значения м. Даниила с особенной ясностью обнаруживается в отношении боярского правительства к некоторым правам церкви. Даниил много борьбы вынес ради того, чтобы защитить земельные права церквей и монастырей. Но после смерти Василия Иоанновича, в правление Елены и бояр, явились узаконения, направленные в прямой ущерб землевладельческим правам духовенства. В 1535 году вышло запрещение монастырям покупать и брать в заклад или «по душах» вотчинные земли служилых людей без ведома правительства под опасением в противном случае отобрания этих вотчин в пользу государя. 509 Этим весьма важным распоряжением навсегда пресекалась возможность бесконтрольного увеличения церковных земель в России. Но боярское правительство на этом, не остановилось. В следующем 1536 году в Новгороде по распоряжению его отобрано было значительное количество церковных земель. В правление Елены и бояр духовенство привлечено было к исполнению некоторых городских и государственных повинностей. В 1534 году при постройке в Москве Китая-города, обнесения его стеною и валом, правительство, сделав на эту постройку пожертвование из собственной казны, повелело «и митрополиту вдати, елико достоит, тако же и всему священническому чину урок учиниша, потому же и князем и бояром и сановником». Точно также и в Новгороде при возведении деревянного города боярское правительство привлекло к этому делу и самого архиепископа и все новгородское духовенство. В общественных и государственных нуждах, напр. при выкупе пленных, правительство этого времени не стеснялось прибегать и к церковным денежным средствам. Еще хуже сложились обстоятельства не в пользу митрополита Даниила после смерти княгини и правительницы Елены (скоропостижно умершей 3-го апреля 1538 г.) 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

идеям в 20-х гг. XVI в. По утверждению Безы, ок. 1528 г. К. впервые познакомил с основными положениями протестантизма его родственник Пьер Робер Оливетан ( 1538) ( Beza. 1879. Col. 121; подробнее см.: Ganoczy. 1987. P. 64-66). Определенное влияние на движение К. в сторону протестантизма могло оказать также его близкое знакомство c семьей Гийома Копа ( 1532), придворного врача кор. Франциска I, члены к-рой, сами не будучи протестантами, сочувственно относились к лютеран. идеям. Исходя из косвенных сведений можно предположить, что интерес К. к протестантизму усиливался с нач. 30-х гг. XVI в. и его кульминацией ок. 1533 г. стало собственно обращение, т. е. внутренний отказ К. от католицизма и начало активного изучения Свящ. Писания и протестант. лит-ры. В окт. 1533 г. сын Г. Копа Никола Коп ( 1540) был назначен ректором Сорбонны; в день начала учебного года (1 нояб. 1533) он выступил с речью «О христианской философии», в которой рассматривал соотношение ветхозаветного закона и евангельской благодати в лютеран. духе (текст см.: Concio academica nomine rectoris universitatis Parisiensis Nicolai Copi scripta//CO. Vol. 10. Pars 2. Col. 30-36; ср.: Tylenda. 1976). Речь возмутила мн. присутствовавших профессоров теологического фак-та и монахов, подавших жалобу кор. Франциску I; не дожидаясь ее рассмотрения, Коп бежал из Парижа в Базель. К. также покинул Париж: как установлено, в действительности речь Копа была написана если не самим К., то при его непосредственном участии, поэтому он не мог чувствовать себя в Париже в безопасности (подробнее об авторстве речи см.: M ü ller. 1905. S. 224-242; Ganoczy. 1987. P. 80-82). Вскоре К. отправился под вымышленным именем в г. Ангулем, к своему другу Луи дю Тийе, служившему там приходским священником. В Ангулеме К. провел кон. 1533 и нач. 1534 г., занимаясь в библиотеке. Предполагается, что именно в это время у К. возник замысел трактата «Наставление в христианской вере»; он создал первые наброски для буд. сочинения и подобрал необходимые иллюстрации и цитаты из сочинений церковных писателей (см.: Ganoczy.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Заповедный и старинный район Москвы 07.07.2011 г. Самые первые упоминания о Москве можно отнести к двенадцатому веку. Этот красивейший город на своей территории имеет множество достопримечательностей, которые сохранили атмосферу и облик старинного города. Посмотреть на памятные и интересные места в столицу приезжает много туристов из разных городов. Многие из них предпочитают поезд сапсан - расписание движения и цена билета на этот поезд указаны в каждой железнодорожной кассе дальнего следования. Одним из самых интересных и старейших мест Москвы – это Китай-город. Он расположен между Москвой – рекой и Кремлем, с севера Китай-город ограничивается Охотным рядом, с востока Новой и Старой площадями. Китай-город не связан с китайцами ничем, к самому Китаю от тоже отношения не имеет. Некоторые историки считают, что этот район получил такое название от слова «кит», что на древнерусском диалекте обозначает «плетень». Про этот район Москвы можно рассказывать много, он имеет богатую историю своего развития. Отдельно хочется сказать, про известную Китайгородскую стену. Она была построена в 1534 году. С самого начала стена была из дерева, в 1538 году она стала каменной. До наших дней эта стена не один раз подвергалась ремонтным и восстановительным работам. Очень интересно, как сами москвичи использовали эту стену. Башни Китайгородской стены служили лавками, стена периодически обрастала различными постройками: сараями, конюшнями, харчевнями. Совсем неудивительно, что все окрестности были сильно замусорены, все в округе было сильно загрязнено. В начале двадцатого года стена стала выглядеть намного лучше, вдоль нее были разбиты палисадники, а сама она вся была покрыта диким виноградом. Китайгородские башни служили теперь архивохранилищами, в Круглой башне разместился музей птицеводства. В середине двадцатого века Китай-город был почти полностью уничтожен. Сегодня это замечательное место по решению правительства объявлено заповедным. В этом районе не ведутся новые строительства, а отреставрированные старинные постройки отданы под учреждения культурного назначения. [ главная библиотека новости родителям информация предложения ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/mest/005moskva.ht...

Отмеченный митр. Макарием случай был далеко не единственным: так, дворянин Василий Бака (будущий епископ Вассиан) получил 30 декабря 1545 г. привилей на Холмскую кафедру по ходатайству католического вельможи — сандомирского воеводы Яна Тенчинского (Площанский. Прошлое Холмской Руси. Ч. 1. С. 147–148). Как и в других случаях, высказывания униатских писателей восходят к тексту Льва Кревзы — в нем митр. Макарий действительно называется «дворным владыкой» королевы Елены (РИБ. Т. 4. Стб. 237). Как следует из относящегося к кон. 1533–1534 г. письма Сигизмунда I, Сикора был отлучен от Церкви и король рекомендовал архиепископу Львовскому не оказывать поддержки такому человеку (AGZ. T. 10. 542. S. 37). Макарий Тучапский уже в 20-х гг. был одним из «старших» общины православных мещан Львова в ее борьбе с католическим патрициатом; в 1530 г. он был избран и одним из «опекунов» их патронального храма — Успенской церкви (Крип’якевич I. Льbibcьka Русь в nepшiй noлobuhi XVI biky//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1907. Т. 79. С. 31–33). В настоящее время можно уточнить хронологию событий. Первая из грамот галичан еп. Макарию, судя по упоминанию в ней недолгого канцлерства Хоенского и осеннего сейма в Кракове, должна быть датирована 8 сентября 1536 г. 8 октября 1537 г. при отъезде из Львова король выдал архиепископу грамоту, подтверждавшую его право назначать митрополичьих наместников для православных, и тогда же приказал львовским старостам не вмешиваться в прерогативы архиепископа (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 10. 64; AGZ. T. 10. 578. S. 39). «Привилей Ягайлов», на основании которого король, по словам галичан, принял такое решение,— это распоряжение Ягайлы 1423 г. о надзоре архиепископа за «схизматиками», чтобы они не наносили вреда Римской Церкви. Письмо галичан митрополиту с просьбой о посвящении Макария в сан епископа должно быть датировано 8 декабря 1538 г.— перед созывом нового сейма (Грушевський. Icmopiя Т. 5. С. 437–438). Если православные авторы, характеризуя эти события, обращают внимание на продажность польских политиков и самой жены монарха, то польские ученые подчеркивают веротерпимость Сигизмунда I, восстановившего Львовскую епископию вопреки сопротивлению латинского духовенства (£api?nski. Zygmunt Stary. S. 85–86). Однако успех православных невозможно объяснить одними взятками (как бы значительны они ни были), а тезис о сопротивлении католического духовенства не соответствует фактам: свидетелями на грамоте Сигизмунда I, оформлявшей решение о восстановлении православной кафедры во Львове и передаче ее еп. Макарию, выступали католические епископы. Причину следует искать в том, что в поддержку Макария Тучапского очень активно выступала местная православная шляхта: 16 дворянских печатей скрепило прошение митрополиту о назначении Макария Тучапского наместником, 33 дворянских печати стоят и под вторым письмом галичан митр. Макарию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Запись 1534 Видали ли вы, как пчелы придерживаются пчелы-царицы или как муравьи - муравья-царя? - Так умные и словесные существа должны придерживаться Бога. Или знаете ли вы, как планеты меньшие придерживаются большей и около нее вращаются? Так умные и словесные существа должны придерживаться Бога всяческих. Семейство - малый образчик бесчисленной семьи сил, обращающихся около Бога и в Боге. Государство, или цари и их подданные, - значительные образцы обращения небесных Сил около Вседержителя, Царя славы. Записи 1535-1544 Как в разговоре с людьми посредником между нашим словом и словом другого служит воздух, находящийся везде и все наполняющий, и чрез воздух слова долетают до слуха другого, а без воздуха невозможно было бы говорить и слышать, так в духовном отношении в сообщении с бестелесными существами посредником бывает Дух Святый, везде Сый и вся исполняяй. Не понимаем вполне, как чрез посредство воздуха слова наши слышат другие, иногда на далеком расстоянии, однако же знаем, что слышат; не понимаем также, как слышат в Духе Святом св. Ангелы и человеки вопли сердца нашего, а знаем, что слышат. Как там удостоверяемся в слышании другими нашей речи из ответов, так и здесь удостоверяемся из ответов. Там мы видим очами телесными лицо, с которым говорим, здесь очами сердечными: глазу представляется образ, оку сердца - лицо невидимое или дух невидимый. Для телесных существ есть расстояние, для Святого Духа оно не существует. Запись 1536 Ангела Божия представляй в образе человеческой души, т.е. Ангел, как душа твоя. Потому-то Ангелы и являются в человеческом образе, потому, то есть, что они имеют природу, подобную душе человеческой - только безгрешную, святую и высшую. Запись 1537 Как скоро слышит Бог молитву двоих или троих, молящихся от сердца вместе. Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их [Мф. 18, 20], говорит Сам Господь. Запись 1538 Намерение по отношению к нам Господа нашего Иисуса Христа состоит в том, чтобы изгнать из сердец наших ложь (лесть), гордость и злобу диавольскую и вместо того насадить Свою истину и любовь, кротость и смирение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Dublin, 1884; O’Rahilly T. F. Irish Poets, Historians, and Judges in English Documents, 1538–1615//Proc. of the Royal Irish Academy. Ser. C. Dublin, 1922. Vol. 36. N 6. P. 86–120; Johnston T. J.A History of the Church in Ireland. Dublin, 1953; Coonan T. L. The Irish Catholic Confederacy and the Puritan Revolution. Dublin; N. Y., 1954; Сапрыкин Ю. М. Англ. колонизация Ирландии bXVI — haч.XVII в. М., 1958; Осипова Т.   С. Освободительная борьба ирл. народа против англ. колонизации (2-я noл.XVI — нач. XVII в.). М., 1962; Bradshaw B. The Dissolution of Religious Orders in Ireland under Henry VIII. L.; N. Y., 1974; idem. Sword, Word and Strategy in the Reformation in Ireland//Historical Journal. Camb., 1978. Vol. 21. N 3. P. 475–502; idem. The Edwardian Reformation in Ireland 1547–53//Archivium Hibernicum. Dublin, 1977. Vol. 34. P. 83–99; idem. The Reformation in the Cities: Cork, Limerick, and Galway, 1534–1603//Settlement and Society in Medieval Ireland/Ed. J. Bradley. Kilkenny, 1988. P. 445–476; Bottigheimer K. S. The Failure of the Reformation in Ireland: Une Question Bien Pos ée//JEcclH. 1985. Vol. 36. N 2. P. 196–207; Simms J. G. War and Politics in Ireland, 1649–1730. L.; Ronceverte, 1986; Jefferies H. The Irish Parliament of 1560: The Anglican Reforms Authorised//Irish Historical Studies. Dublin, 1988. Vol. 26. N 102. P. 128–141; Kearney H. Strafford in Ireland, 1633–1641. Camb.; N. Y., 1989; Ellis S. G. Economic Problems of the Church: Why the Reformation Failed in Ireland//JEcclH. 1990. Vol. 41. N 2. P. 239–265; Crawford J. Anglicizing the Government of Ireland: The Irish Privy Council and the Expansion of Tudor Rule, 1556–1578. Dublin, 1993; Haigh Ch. English Reformations: Religion, Politics and Society Under the Tudors. Oxf.; N. Y., 1993; Duffy S.Ireland in the Middle Ages. Basingstoke; N. Y., 1997; Protestantism and National Identity: Britain and Ireland, c. 1650 — c. 1850/Ed. T. Claydon, I. McBride. Camb.; N. Y., 1998; Political Ideology in Ireland, 1541–1641/Ed.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010