1534 В этом смысле значение, конечно, не для одного только случая, но и для всех других аналогичных. 1535 Считаем более вероятным, во всяком случае, является единственно существенным лишь то, что данное предположение есть именно Божие и, следовательно, имеет все божественные ручательства соответственного исполнения. 1536 Мы не находим оснований согласиться будто в аргументации апостольской нет и намеков на оправдание обращения с проповедью к язычникам, которых – напротив – св. Павел явно выдвигает уже своим ударением на бесправии Израиля. 1537 Разумеется, предположение касательно избрания, обозначает предмет, о котором было это «изволение Божие», а его содержание отмечается только словами. Здесь вся фраза гласит так: (допущено было предрешение о судьбе сыновей Ревеккиных до их рождения для того) дабы предположение насчет избрания (или имеющее своим объектом избрание) было не от дел, но от Призывающего. В этом случае остается неясным, почему предположение неизменно должно обладать лишь такими свойствами и не может быть с качествами обратными. Для сего обязательна причина в самом существе акта, откуда неизбежны соответственные обнаружения. По этим соображениям думаем, природа характеризуется как божественное; все дальнейшее определяет необходимый и нормальный способ реализации. Тогда мысль будет та, что исторические события были (устроены известным образом) затем, дабы предположение об избрании, всецело исчерпывающееся именно предикатами избирающей свободы Божией, раскрывалось и фактически по воле Призывающего, а не являлось заслугой подвигов человеческих. Этим оттеняется и существенная особенность христианства, что в нем божество есть абсолютно свободное бытие или абсолютный дух, между тем в язычестве оно рисовалось не вполне свободным, S. 19. 1538 В этом же смысле освещается и «ненависть» в качестве акта божественной воли отвержения (S. 14), почему предпочтение Иакова будет уже избранием ко спасению (S. 16). Собственно о словах Maлax. I, 2 см. и в исследовании проф. П. В. Тихомирова, 578 – 579.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Все лидеры протестантов однозначно выступали против М. как института. М. Лютер особенно подчеркивал, что принятие монашеских обетов противоречит новозаветному отношению к клятвам (Мф 5. 33-37) (De votis monasticis (1521)). Под влиянием его проповеди местные августинцы-еремиты, к которым Лютер принадлежал до своего выступления, разрешили членам ордена отказываться от монашеских обетов и жениться. В 1523 г. после проповедей и дебатов с участием У. Цвингли городскими властями были изгнаны монахини из Цюриха. Цвингли призвал превратить мон-ри в больницы и дома для бедных. Закрытия произошли также в 1529 г. в Базеле, в 1530 г. в Женеве. В следующее десятилетие конфискации земли и монастырского имущества в пользу короны прошли в Дании и Швеции. В Англии диссолюция началась с деятельности кард. Т. Уолси, который проводил визитации мон-рей и конвентов и под предлогом слабой дисциплины закрывал их и конфисковывал собственность или переводил монастырские церкви в приходские. В апр. 1534 г. кор. Генрих VIII назначил Томаса Кромвеля, секретаря Уолси, гос. секретарем и главным министром. В 1535 г. ему было поручено провести ревизию мон-рей и вообще церковной собственности по всей стране. 18 марта 1536 г. Парламент издал Акт о закрытии малых мон-рей с низким ежегодным доходом. В 1538 г. началась кампания против нищенствующих орденов. В мае 1539 г. был издан 2-й Акт о закрытии, уточняющий положение конфискованной собственности. Некоторые мон-ри были превращены в кафедральные соборы или колледжи, нек-рые оставлены для проживания монахов и каноников. В целом диссолюция повлекла за собой серьезные социально-экономические последствия. В наиболее тяжелом положении оказались монахини, поскольку не все могли или хотели вступить в брак, а родственники не всегда принимали их обратно на содержание. Акты о единообразии 1552 и 1559 гг., а также Акты против рекузантов 1593, 1605, 1606 гг., угрожавшие не только клирикам, но и мирянам серьезными наказаниями за следование католич. обычаям, сделали крайне затруднительным сохранение М. в Англии частным образом (хотя отдельные примеры известны, напр., Мэри Уорд († 1645), организовавшая сеть католич. сестричеств для служения бедным и больным, в т. ч. в Лондоне; несмотря на успех и распространение по всей Европе, организация Уорд встретила противодействие со стороны иезуитов и была запрещена папской буллой «Pastoralis romani pontificis» (1631)). Католическая реформа и контрреформация

http://pravenc.ru/text/2564108.html

1514 Ср.: Исх. 20:5. 1515 См.: Ис. 29:14. 1516 См.: Ис. 45:3. 1517 См.: Ис. 44:25. 1518 См.: Ис. 49:6. 1519 Ср.: Лк. 10:22. 1520 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1521 Конъектура Кройманна. В рукописи: «имеет». 1522 Конъектура Кройманна. В рукописи: «свое, которое «всё " " . 1523 См.: Мф. 11:27. 1524 Интерполяция. 1525 См. Лк. 10:22. 1526 Ср. Рим. 1:19—20. 1527 См. Ис. 1:3. 1528 См. Ис. 55:5 (?) 1529 Ср. Ис. 40:15. 1530 Ср. Ис. 1:8. 1531 Конъектура Кройманна. В рукописи: «просвещение». 1532 Ср.: Ис. 49:6. 1533 См.: Лк. 10:23—24. 1534 Слова «если они не сподобились узреть то, что никогда не предсказывали?» Кройманн помещает здесь. В рукописи они находятся ниже, после слов: «[то, которое другие заслуженно увидеть не могли]». 1535 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1536 Корссен так восстанавливает текст: «В чем же было счастье тех (т. е. учеников), которые тогда увидели то, что другие (т. е. пророки) по справедливости увидеть не могли, раз не достигли лицезрения того, что никогда не было предсказано, разве только это те, которые могли увидеть деяния своего Бога, однако, не видели , даже если предсказали?» 1537 См.: Ис. 29:14. 1538 См.: Лк. 10:25. 1539 Ср.: Исх. 20:12. 1540 См.: Лк. 10:27; Втор. 6:5. 1541 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о законе жизни». 1542 Кройманн предполагает здесь лакуну: «сомневающийся». 1543 Конъектура Кройманна. В рукописи: «достигает». 1544 Конъектура Кройманна. В рукописи: «твоему». 1545 Конъектура Кройманна. В рукописи: «поскольку должны использоваться одни и те же требования той и другой жизни». 1546 Конъектура Кройманна. В рукописи: «нужно, чтобы и Христос даровал то, чему учит Творец: любить Его». 1547 Т. е. ортодоксальные христиане. 1548 Ср:.Лк. 11:1. 1549 Там же. 1550 Ср:.Лк. 11:2. 1551 В тексте Евангелия, искаженного Маркионом, были слова: «Пусть придет Святой Дух Твой на нас и очистит нас». 1552 Ср.: 1 Кор. 2:12. 1553 Ср.: Пс. 104 103:4; Tert. Adv. Marc., II, 8,2; III, 9, 7. 1554 Ср.: Быт. 1:2. 1555 Ср.: Лк. 11:2. 1556 Ср., напр.: Пс. 24 23:7—10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

1531 ...этот народ принял католическое верои споведание. — О принятии Реккаредом, королем вестготов, католического вероисповедания см. кн. IX, гл. 15. Лангобарды же оставались арианами до начала VII в. 1532 К тому же он направил к императору посольство... — К императору Маврикию. См. кн. X, гл. 2. 1533 ...что тепе рь — чего он прежде не сделал — он выступит против лангобардов... — См кн. VI, гл. 42; кн. VIII, гл. 18. 1534 ...покинула сей свет королева Ингоберга... — О ней см. кн. IV, гл. 26. 1535 ...оставив единственную дочь, которая была замужем за сыном короля в Кенте. — За Этельбертом. См. кн. IV, гл. 26. 1536 ...поразила герцога в голову, как Юдифь Олоферна. — По библейскому преданию, Иудифь, славившаяся своей красотой, освободила свой родной город Ветилую в Ханаане от осады ассирийской армии под командованием Олоферна. Проникнув в ассирийский лагерь под видом перебежчицы, она ночью вошла в шатер Олоферна и отсекла ему голову его же собственным мечом. (См.: Иудифь, 13. 10). 1537 ...расположенный от этого места в 35 милях... — Приблизительно 52 км. 1538 ...называемыми в просторечии bacchinon... — Слово позднелатинского происхождения, заимствованное из германского языка. Ср. нем. Becken — «таз, чан». 1539 ...был схвачен герцогом Эбрахаром... — О нем см. кн. X. гл. 9. 1540 « ...вызвали для женитьбы...» — С Брунгильдой. См. кн. VII, гл. 33, 34; кн. IX гл. 32. 1541 « ...этого Балломера, именуем ого вами Гундовальдом..» — О нем см. кн. VII, гл. 14, 36. 38. 1542 ...эти подарки предназначаются Реккареду, жениху Хлодозинды... — См. кн. IX, гл.25. 1543 ...король Хильдеберт... решил отпраздновать пасху. — 10 апреля 589 г. 1544 ...по сове ту епископа Маровея... — О нем см. кн. VII, гл. 24. 1545 ...Майордом. — См. прим. 48 к кн. VI. 1546 ...чтобы они заново провели податную перепись... — См. прим. 150 и 154 к кн. V. 1547 «...как бы вы не причинили вред королю, если вздумаете поступить вопреки его клятве». — Очевидно, вопреки клятве короля Хариберта. 1548 ...сын Авдина... — О нем см. кн. VII. гл. 47.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Скорбей, яже не чаю быти разрушимы. Плачевна не престает бряцати цевница 1530 , Перси – гусли, жаль – струны, цевничник – десница. При сих гуслех и нощи и дни провождаю, Все жития моего время истощаю. О! коль краты тяжесть духа тщахся сокрушити, Внегда в недрех глаголы желах утаити! О! елижды день бяше, весь во скорбех бяше, Нощи вся, яже имех, вопль мой провождаше. Не стеняти елижды имеях уветы 1531 , Стенанию запретить прилагах наветы! В радость разрешити ся совет ваш бысть, друзи, Абие вся решилем веселия узы 1532 ? Но егда вопль мой смехом хощу укротити, И при смеху силен вопль мой возшумети. Множицею желая аз мирно уснути, Но в слезах утренюю 1533 нощи вся минуты. Аще же заключаю плачь в себе крепчае, То яко море от волн бежит жесточае. Вы есте сведители, дебри и потоки, Удолия 1534 и холми, коль плачь мой жестокий. Весте 1535 , с воздыханием колико аз брахся 1536 , Но стенанием сердца всегда побеждахся. И само ехо воплем моим подвиженно Жалостныя отглашать 1537 гласы убежденно. То аз, то оно в воплех и ламентах выну 1538 , Плачем ся и стеняем взаим на премену, Яко пандионийски ответ имут сестры, 1539 Егда своих жалостей счытают реестры. Плачется Прогне ложа, мужем оскверненна, Рыдает Филомела, девства си лишенна; 1540 Една другую в воплех своих вспомогают, Обе слезящи жалость свою воспевают. Тако и Алциона гибель мужа в море Рыдает, 1541 возвышшая гласы своя горе, Или яко горлица, друга си лишенна, Стеняет непрестанно, многоболезненна. Сице есть и живот мой, на семь основанный, Да ни един ему день преидет безпечалный. Повседневно наводят жизни моей борбы Непрестанны болезни, непрестанны скорби. Но яко вопль бысть моим глаголом начало, Воплем ся и житие дабы окончало! Благодарение за денежную казну Щедра твоя рука, отче преподобный, 1543 Достойна мзды есть – Господь праведный С небес да воздаст! – шла твоя казна Полше полезна. Но какая помочь нам от твоей казны? Бог весть сребролюбца лукава соблазны, Вовремя прислана злому волку-вору, Угодило в пору. Хоть надежен друг француз, шалберов 1544 старшина,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1521 По жанру не гомилия, а догматический трактат. По мнению Барденхевера, следующий фрагмент 22) составляет с данным единое целое (примеч. CPG). 1523 Полный текст сохранился только на грузинском. Небольшой греческий отрывок из PG также не переведён. 1524 Г. Острогорский, вопреки мнению Ф. Долгера и Б. Хеммердингера, считает данный фрагмент подложным. 1525 Г. Острогорский, вопреки мнению Ф. Долгера и Б. Хеммердингера, считает данный фрагмент подложным. 1526 К. Холл без достаточных оснований считает данный фрагмент отрывком из Testamentum ad cives (CPG 3751) (примеч. CPG). Г. Острогорский, вопреки мнению Ф. Дёлгера и Б. Хеммердингера, считает данный фрагмент подложным. 1530 В частности, здесь содержатся пять отрывков из «Анкората» и «Панария», точно идентифицировать которые не удаётся. 1532 Строка из гл. 57,18 «Панария» (V. 3. Р. 432:8). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 1109. 1533 Из «Панария» 21,1 (V. 1. Р. 239:12 – 238:5). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 984. 1534 Из «Панария» 30, 22 (V. 1. Р. 363:19 – 264:14). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 993. 1535 Из «Панария» 28, 2–3 (V. 1. Р. 315:5–11, 315:14 – 316:6). Рус. пер., включающий данный фрагмент, см.: Библиографический указатель к ТСО 991. 1537 Непереведенный отрывок, изданный К. Холлом (см.: Holl К. Epiphanius I. Ancoratus und Panarion. Leipzig, 1915. S. 162–168). 1538 Древнерусский перевод: Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 25–31. Вып. 13. Тетрадь 2. Μ., 1912. 26 декабря. Стлб. 2368–2380 (в аппарате – уточнения и сопоставления текстов по PG). 1539 Необходимые сведения о коллекции текстов «Апостольские списки», включая дошедшие под именем Епифания, см. на рус. яз.: Виноградов А. Ю. Апостольские списки//БТ 40. 2005. С. 128–147 (о списке Пс.-Епифания см. с. 135–136). 1541 Хотя не входит в число подложных сочинений (согласно TLG), составляет с предшествующими сочинениями единое целое.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1525 Именно истории как периода рабства человека греху и ослепления избранного народа. Так у кумранитов: «И перечень их сроков слепоты Израиля ко всему этому – ведь он точно разъяснен в Книге разделов времен по их юбилеям и в их седмицах» (CD XVI. 2–3). «И юбилеи прекратятся, когда Израиль очистится от всякого блуда, и вины, и нечистоты, и осквернения, и греха, и злодеяния, и спокойно будет жить во всей стране, и против него не восстанет более ни сатана, ни какой-либо ненавистник, и земля будет с тех пор чистою всегда» (Юб L). 1526 «И он [т.е. Адам] жил на семьдесят лет меньше тысячи лет, ибо тысяча лет как один день по небесному свидетельству. Ради сего о древе познания написано: «В день, когда вы вкусите от него, вы умрете». Посему он не окончил годы этого дня, но умер в этот день» (Юб IV). 1527 Browne H. Ordo saeculorum: A Treatise on the Cronology of the Holy Scriptures. London, 1844. P. 339. 1529 Цит. по: Сантала Р. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. СПб., 1995. С. 89. 1531 Елизарова М.М. Проблема календаря терапевтов//Палестинский сборник. 1978. Вып. 15. М.; Л., 1966. С. 113–115. 1532 Смирнов А., прот. Книга Еноха: историко-критическое исследование//Православный собеседник. 1888. Т. 3. С. 458–459. 1534 О намечавшихся до нашей эры контурах будущих гностических систем см. в статье: Hänchen E. Gab es eine vorchristliche Gnosis?//Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1952. XLIX. S. 316–349. 1538 Следуем слав. пер. с греч. κατ πρθεσιν τν ανων. Ср. слово πρθσμιος 1539 В западной науке считается, что Послание Варнавы написано в утешение христианам из евреев после восстания Бар Кохбы, когда римляне преследовали всех евреев (см.: Flesseman-van Leer E. Tradition and Scripture in the Early Church. Assen, 1954. P. 49). О датировке и авторстве Послания см. тж.: Православная энциклопедия. Т. VI. С. 658–662. Все аргументы, приведенные там, однако, не представляются нам состоятельными. Так, датировка основывается на фразе: «За то, что они [т.е. иудеи] постоянно воюют, храм их разрушен врагами, и теперь подданные их врагов восстановят его» (16.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Неужто роды выглядят ужасней? 1532 (6) Рождают же в храмах животные, и это не считается осквернением. (24, 1) По правде сказать, после этого меня не удивляет склонность язычников к суевериям. Ведь всерьез полагая, что всякое событие есть начало несчастья, предзнаменование какого-нибудь зла или погибели, немудрено быть все время в страхе: (2) Прорыла ль мышка ход сквозь глину алтаря, Иль забралась в сосуд, ища остатки масла, Петух ли жертвенный до срока прокричал – Все это страшный знак, ужасная примета! 1533 (3) Менандр в своей комедии «Суеверный» высмеял одного из них в таких словах: А. О всеблагие боги! Добрый знак! Затягивая правую сандалью, Порвал шнурок я. В. Глупый дуралей! Шнурок гнилой был, а купить другой Тебе не позволяла твоя жадность. 1534 (4) Чрезвычайно метко заметил как-то Антифон. 1535 Когда однажды свинья съела своих поросят, и это обстоятельство навело на хозяина свиньи уныние ввиду ожидания скорого несчастья, он заметил саркастически, что, поскольку животное сделало это от скудной кормежки и по причине жадности хозяина, то в этом случае следовало бы не печалиться, а радоваться. Ибо это действительно предостережение богов: смотри, чтобы свинья не пожрала с голоду твоих собственных детей. (5) «Что удивительного в том, – говорил Бион, – если мышь, не находя ничего лучшего, изгрызла корзину?» «Вот если бы корзина съела мышь, – рассмеялся в ответ Аркесилай, – это было бы удивительно». 1536 (25, 1) Диоген хорошо заметил как-то по поводу одного человека, который, увидев, что змея обвилась вокруг пестика ступы, восторгался этим явлением, как чудом. «Что в этом удивительного? – сказал он ему, – Вот если бы змея выпрямилась, а пестик обвился бы вокруг нее, это было бы и впрямь дивно!» 1537 (2) Неразумным животным на роду написано быть в движении, бегать, драться, рождаться и умирать. Все это, будучи естественным для них, не может быть противоестественным для нас. (3) Видим летающих на небе в светлых лучах Гелиоса Птиц, но не все роковые. 1538 (4) Комический поэт Филемон также высмеивает суеверные страхи: Заметив, что слуга мой наблюдает За тем, как кто чихнул, вошел иль вышел, Немедленно веду его на рынок.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Можно прибавить, что и в женщинах апостол не желал роскоши в головных уборах и прическах ( 1Тим. 2:5 ) 1532 . Можно, как на примере увенчивания, сослаться на И. Христа, что Он был венчан славою и честью ( Евр. 2:7 ), но ведь это увенчивание было совершенно иное; был увенчан на суде, но Его венец был не из цветов, а из колючего терновника 1533 . Таким образом, всякий может увенчиваться 1534 . А ведь не такого венца желают люди, и не такой венец надевают они на голову 1535 . Вопрос об увенчивании венками за военные заслуги привел Тертуллиана к другому вопросу, вопросу о военной службе вообще, – прилична ли она христианам? Опираясь на то, что христиане призваны к духовной брани против диавола 1536 и к священству 1537 , Тертуллиан считает военную службу неприличной и несродной христианину. Невозможно соединить обеты Богу с присягой, даваемой человеку 1538 . «Может ли с мечом в руках сражаться сын мира, которому не позволен даже спор? Подвергнет ли он другого узам, темнице, пыткам и мучениям, он, который не может отомстить за свои собственные оскорбления»? В военной службе христианин будет вступать в противоречия с обетами христианина, входит в соприкосновение с языческим культом, и – так как невозможно одновременно служить двум господам – по необходимости должен будет отдавать предпочтение одному пред другим. «Ужели будет он бодрствовать пред храмами, от которых отказался? Ужели будет вечерять в тех местах, которые апостол интердиктовал? Тех, которых днем он обращает в бегство заклинаниями (exorcismis), ужели будет он защищать ночью, опираясь на копье, каким пронзен был Христос? Ужели будет он носить знамя, враждебное Христу? Потребует от начальника значок (signum), он, который уже принял его от Бога? Ужели обеспокоится он трубой трубача, он, который ожидаете пробуждения от трубы ангельской? Ужели по воинскому порядку будет сожжен христианин, которого Христос освободил от огня?» 1539 . А сколько другого можно встретить в лагерной службе, что должно быть понимаемо как преступление! Самый переход из лагеря света в лагерь тьмы есть уже преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Как и многие его предки-евреи, Нострадамус избрал профессию медика и фармацевта. Сначала Нострадамус учился в Авиньоне, а потом поступил в университет Монпелье. В 1525 году он получил степень бакалавра и вскоре отличился во время эпидемии чумы, разразившейся на юге Франции. Потом он некоторое время провел в странствиях, в 1529 году защитил докторскую диссертацию, а в 1534 году по приглашению известного гуманиста Скалигера прибыл в городок Ажен, где женился и произвел на свет двух детей. Потом Нострадамуса стали преследовать несчастья. Эпидемия неизвестной болезни унесла жизни его жены и детей, что подорвало его репутацию талантливого врача. Потом у него вышла ссора со Скалигером, а в довершение всего он получил повестку от инквизитора Тулузы. В 1538 году ему пришлось спешно покинуть Францию. Нострадамус отправился странствовать по Европе — Лотарингии, Нидерландам и Италии. Но когда в 1544 году на юге Франции опять вспыхнула эпидемия чумы, он вернулся на родину и принял активное участие в борьбе с болезнью. В 1546 году его вновь приглашают в Прованс для борьбы с еще одной эпидемией чумы, и он отличился еще раз, проявив недюжинные хладнокровие и трудолюбие. Парламент Прованса даже назначил ему пожизненную пенсию. После этого Нострадамус поселился в провинциальном городке Салоне, где вторично женился. Именно здесь он стал выпускать свои астрологические альманахи, а впоследствии написал знаменитые «Центурии» (Берзин, с.11). Интересы Нострадамуса не ограничивались лишь медициной и астрологией, он увлекался широким кругом гуманитарных наук, включая философию, религию и оккультные науки , и вообще был очень образованным человеком. Он дружил не только с выдающимся гуманистом Скалигером, но и с писателем Франсуа Рабле, вместе с которым, по некоторым слухам, путешествовал по Италии. Успех сопутствовал ему и на врачебном поприще, хотя своими достижениями в борьбе с эпидемиями он был обязан не сомнительным пилюлям из лекарственных трав, а, скорее, правилам гигиены, которые активно внедрял. Нострадамус занимался и парфюмерией, очень прибыльным делом по тем временам, и посвятил этому вопросу целый трактат. Умер Нострадамус довольно состоятельным человеком.

http://sueverie.net/nostradamus-predskaz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010