С падением Гранадского эмирата (1492) пресеклась деятельность ордена по выкупу пленных непосредственно на Пиренейском п-ове. Кастильские М. начали активно участвовать в миссионерской работе в Нов. Свете. По крайней мере один член ордена принимал участие во 2-м путешествии Х. Колумба (1493-1496). Достоверные сведения о постоянной деятельности М. в Америке относятся к 1514 г., когда Франсиско де Бобадилья († 1538) основал конвент в Санто-Доминго. В 1522 г. его стараниями появилась обитель М. в Панаме, в 1527 г.- в Санта-Марте (совр. Колумбия). В 1526 г. капелланами во мн. экспедициях конкистадоров были М. Так, член ордена Бартоломе де Ольмедо († 1524) был капелланом и советником Э. Кортеса во время экспедиции 1519-1521 гг. Согласно его сообщению, он крестил более 2,5 тыс. местных жителей. М. стали первыми миссионерами на территории совр. Гватемалы и Сальвадора (1535-1537), где были основаны конвенты ордена. Также М. проповедовали на территории Коста-Рики (с 1560). В 1534 г. при начале строительства г. Кито Эрнандо де Гранада основал обитель, ставшую важнейшим центром изучения языка индейской южноамер. этнической группы кечуа для проповедников всех католич. орденов. В дальнейшем М. основали конвенты во всех частях испан. Нов. Света: ок. 1537 г.- в Асунсьоне (совр. Парагвай), в 1535-1541 гг.- в Трухильо, Уаманге (ныне Аякучо), Арекипе и Чачапоясе (совр. Перу), в 1541-1557 гг.- в Чукисаке (ныне Сукре), Ла-Пасе, Потоси, Санта-Крус-де-ла-Сьерра (совр. Боливия), в 1548-1578 гг.- в Сантьяго, Консепсьоне, Ла-Империале (ныне Карауэ), Вильяррике, Вальдивии, Ла-Серене, Мендосе, Анголе, Осорно (совр. Чили), в 1557-1568 гг.- в Буэнос-Айресе, Сантьяго-дель-Эстеро, Тукумане (ныне Сан-Мигель-де-Тукуман), Талавера-дель-Эстеко (совр. Аргентина), в 1594-1597 гг.- в Мехико, Антекере и Пуэбло-де-лос-Анхелес (совр. Мексика; в 1533 М. было запрещено основывать конвенты в Мехико, вероятно, из-за противодействия др. орденов), в 1642 г.- в Каракасе (совр. Венесуэла). В большинстве обителей М. велись занятия по катехизации новообращенных христиан и действовали школы для обучения буд.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

1534 Марш полагает, что это предложение первоначально служило либо глоссой на полях, либо подзаголовком, который позднее был инкорпорирован в основной текст (Marsh F. Sh. The Book of the Holy Hierotheos… P. 41, η. 1). 1538 Т. е. у «ума», возможно, первоначально складывается точно такое же мнение о втором уровне над твердью, что и о первом. 1542 Марш предлагает переводить это предложение как продолжение предыдущего: «…того духовного хлеба, чин которого вознесен и величие которого прославлено» (Marsh F. Sh. The Book of the Holy Hierotheos… P. 42), – что больше соответствует синтаксической структуре этого отрывка, однако плохо согласуется со следующим предложением. 1544 Таким образом, сила света в каждой «обители», которые одновременно выступают уровнями вселенной, расположенными один над другим, увеличивается по мере приближения к вершине, где пребывает Сам Бог. Ср. похожие представления в Pistis Sophia. 1546 В комментариях в рукописи Н исправлено на «О покое различения», что больше соответствует следующему далее тексту. 1547 Здесь и в конце этой главы в тексте встречается необычная форма мн. ч. samvas (вместо smaya), которая более нигде в сирийской литературе не засвидетельствована. 1548 «Различение», или «разделение», выступает здесь выражением способности логически мыслить, ср.: Евагрий. Послание к Мелании 2, 3, 36. Таким образом, ум попадает на тот уровень мироздания, где эта способность оказывается представленной в совершенстве. 1550 Сир. nydha. Представление о «покое» в Ветхом Завете связывается с субботой, когда Бог «упокоился» от дела сотворения мира (см.: Быт. 2, 2–3 ). В Лев. 25, 4–5 также говорится о «субботе покоя земли», которая должна наступать каждый седьмой год. На основе этих представлений в эллинистическом иудаизме складывается идея календаря, основанного на «юбилейных» циклах (ср. в связи с этим Дан. 9 , а также 1 Енох и Книгу Юбилеев). В Новом Завете в Послании к Евреям о «покое» говорится как о состоянии гармонии с Богом, которое должно наступить в конечные дни. Филоксен Маббугский пишет, что Стефан Бар Судайли интерпретирует слова Христа в Лк. 13, 32 , опираясь на «иудейское учение», понимая настоящее положение творения как «шестой день», после которого должен наступить «первый день», когда все творение соединится с Творцом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Религиозная война в Германии В 1530 г. Карл V , после девятилетнего отсутствия, приехал в Германию, назначив собрание имперского сейма в Аугсбурге . На этом сейме требование покорности встретило отказ, мотивированный тем, что в делах совести не имеет силы никакое императорское поведение. Вследствие желания императора иметь письменное изложение мнений членов сейма по религиозному вопросу, составлена была " апология " , главной целью которой было оправдать евангелическое учение от обвинения в ереси . Документ этот, получивший название аугсбургского исповедания , был подписан всеми лютеранскими князьями и представителями двух имперских городов. В конце концов, Карл V предложил сейму отсрочить дело до весны следующего года, с тем, что к назначенному сроку князья должны воссоединиться с католической церковью, под страхом насильственного подавления ереси. Правда, при этом был обещан вселенский собор , который и должен был окончательно разрешить все споры. Протестантские чины (в том числе лютеранские и цвинглианские города) протестовали против такого решения, и ответом их на угрозы императора и католиков было заключение ими в самом конце 1530 и начале 1531 г. шмалькальденского союза . До междоусобия, однако, дело не дошло; в 1532 г. в Нюрнберге состоялось соглашение, в силу которого князья и города, принявшие уже аугсбургское (отнюдь не цвинглианское) исповедание, оставались при нем, но отказывались от защиты его последователей в других землях; такое положение дел должно было продолжаться до решения религиозных споров собором или, по крайней мере, имперским сеймом. Карл V опять был отвлечен от внутренних дел Германии своей сложной международной политикой. Огражденная нюрнбергским трактатом, реформация могла спокойно утверждаться и даже распространяться на новые земли, хотя по смыслу соглашения 1532 г. должен был поддерживаться status quo ante. В 1534 г. введена была реформация в Вюртемберге , куда возвратился изгнанный оттуда раньше герцог Ульрих. В 1538 г. главные католические князья, с королем Фердинандом во главе, заключили между собой союз в Нюрнберге .

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

II. Кроме перечисленных обязанностей в непосредственное пастырское служение приходского священника входит: 1) постоянное проповедование в церкви, особенно по воскресным дням и праздникам, с выбором для этого мест из Св. Писания и при руководстве исключительно учением церкви 1531 ; 2) катехизические беседы в церкви каждое воскресенье и праздник, в удобное для того время, к юным прихожанам, чрез ознакомление их с основами веры и научение страху Божию, а также обучение в церкви и взрослых всякий раз, когда они приготовляются к исповеди 1532 ; 3) в частности, обучение детей в школах 1533 , жениха и невесты при венчании 1534 , восприемников при крещении 1535 и заключенных в тюрьме 1536 . Учительское служение в приходе составляет главнейшую обязанность приходского священника; если он нерадив в этом отношении, то подвергается отлучению, а при дальнейшем упорстве, подвергается извержению из своего сана 1537 . Далее, к пастырскому служению приходского священника относится; 4) ведение метрических книг о родившихся, повенчанных и умерших в приходе 1538 , а так как эти метрики суть официальные документы, как в церковном, так и в государственном отношении 1539 , и в некоторых поместных церквах подлежат контролю государственной власти 1540 , то в них они должны быть ведены согласно указаниям последней 1541 ; 5) ведение и прочих приходских книг, где они существуют по распоряжению подлежащей власти 1542 ; 6) сообщение епархиальной власти о распространении в его приходе книг противорелигиозного пли противогосударственного направления 1543 ; 7) извещение ее о желании кого либо перейти в другое вероисповедание 1544 ; 8) извещение подлежащей власти, в случае надобности, о лицах, упорно остающихся в конкубинате 1545 ; 9) извещение ее о смерти тех, которые при жизни получали пособие из общественных средств или от государства 1546 ; 10) обязанность извещать подлежащую власть о появлении всякой эпидемической болезни в приходе, а также и о незаконнорожденных детях 1547 ; 11) о прихожанах, оставивших какое-нибудь имущество 1548 ; 12) о волнениях народа 1549 ; 13) надзор за точностью совершения службы лицами, состоящими при церкви и школе 1550 ; 14) надзор за тем, чтобы никто не употреблял на домашние потребности вещей, назначенных для богослужения, и охранение старых таких вещей от злоупотребления 1551 ; 15) чтобы никто не вводил в церкви чего либо нового в пении, чтении или в обрядах 1552 ; 16) надзор за управлением имуществом, назначенным для церкви, училища и благотворительных учреждений 1553 и 17) воспрещение всякому другому священнику отправлять какие либо священнодействия в приходе без его разрешения 1554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

12 Воздержание и той разоряет, кто сластнейшаго 1530 брашна 1531 взискивает 1532 . Исраилтяне 1533 сице преступиша, манну презревше, егда мяс просиша. 13 Воздержание и тем не хранится, иже строити яд излише тщится. Тако Илии сынове твориша. Господа к гневу на ся возбудиша. 14 Воздержание растленно бывает, егда кто чрево свое пресыщает. Яко в Содоме жившии твориша 1534 , за что казненни огнем свыше быша. 15 Воздержанию и то есть противно 1535 , аще и худы пищы хощет силно, Яко же Исав сочива желаше, зане же брату первородство даше. 16 Всех тех образов ты, брате, блюдися, всяко воздержне век твой жити тщится 1536 . 17 Аще воздержник в злобе пребывает, демону точна себе проявляет, Той бо безпищен выну, но во злобе тлеет всескверный во адстей 1537 утробе. 18 Отьими дрова – пламень у гасится 1538 ; отьими пищу – страсть ти умалится. 19 Пекло, жупел, слама огнь велий раждает; вино, масло 1539 и тук похоть умножает. 20 Мерно от пищы и вина вкушаяй есть остряй разум, память соблюдаяй. 21 Дрова 1540 многая 1541 мал огнь угашают, брашна лишняя 1542 разум истребляют. 22 1543 Яко от огня дым всегда бывает, тако от вина похоть ся раждает 1544 . 24 Воздержание мысли благи родит, добродетели в человецех плодит. Во всяких делех благия советы дает и мудры на вопрос ответы. 25 Уне есть мерно по вся дни вкушати, нежели долго от пищ ся держати. Пост бо безмерный силу истребляет, дух уныния и печаль раждает 1545 . 26 Многу воздержание ползу содевает, человека в здравии благом соблюдает. Продолжает житие, весть душу строити, еже своя делеса изрядно творити. И страстми владети то 1546 деет, ум чищает и к 1547 небесней мудрости прямо обращает. Добродетели плодит, злонравие губит; блажен, кто благостыню 1548 сию выну любит. Бог же воздержание воздает благими во мире временными и в небе вечными. Отроци еврейстии брашен не вкусиша скверных во Вавилоне 1549 и прекрасни быша. Моисий четыредесять 1550 древле дний постися и собеседовати Богу сподобися. Точне Илиа пророк в воздержности 1551 бяше, а Господь в содружество Свое й прияше.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1 приспособляемости; адаптации к жизни (англ.). 1513 2 плохой приспособляемости, слабой адаптации (особенно к окружающей обстановке) (англ.). 1514 3 " Он легко сходится с людьми " (англ.). 1515 1 язык, дискурс (фр.). 1516 1 ядерным оружием (англ.). 1517 2 лучше быть красным, чем мертвым (англ.). 1518 1 " неудачника " (англ.). 1519 2 " …и я хочу подчеркнуть, Отче, что личное знакомство с Вами, после того как я Вас уже много читал, доставило мне огромное удовольствие… Пророческий аспект, если я осмелюсь так высказаться, большей части Ваших выступлений на наших собраниях, а также глубокое значение важности ближайшего будущего Православия, которые я ощутил в Вашем докладе… " (Фр.). 1520 3 Ну вот, игра сыграна. Случилось, что должно было случиться (фр.). 1521 1 Определенно (фр.). 1522 2 " Только несколько строк благодарности за то, чем Вы делитесь с нами в ваших писаниях Я уже прочитала несколько Ваших книг, и у меня нет других слов, чтобы выразить мою благодарность, кроме очень сердечного спасибо… Возможно, я никогда не встречусь с Вами лично, но я могу образовывать себя в духе Христа и в Вашем, читая Ваши слова. Да сохранит Вас Бог и даст Вам долгую жизнь и крепкое здоровье для продолжения Его дела… " (англ.). 1523 3 Наконец-то! (фр.). 1524 4 порочный круг (фр.). 1525 5 См.. 3Цар.19.12. 1526 1 инвестиционного банка (англ.). 1527 2 " Деньги к деньгам " (англ.). 1528 3 " Что нам здесь нужно – так это монашество " (англ.). 1529 1 Стихотворение Г.Иванова. Правильно: " Это звон бубенцов издалека,/Это тройки широкий разбег,/Это черная музыка Блока/На сияющий падает снег " . 1530 1 жители богатых пригородных районов (англ.). 1531 2 " Вера и сомнение у Достоевского " (англ.). 1532 1 Национальную картинную галерею 1533 2 " После смерти " (лат.), аутопсия, вскрытие трупа. 1534 1 заблуждении, мании (англ.). 1535 2 солярия (англ.). 1536 3 1Ин.2:16. 1537 1 технические неполадки (англ.). 1538 2 не так все просто! (фр.). 1539 1 " Возвращение Бога " (фр.). 1540 2 верю, ибо это нелепо (лат.). 1541

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

н. Бегство диких гусей). В И. была провозглашена религ. терпимость, католики сохраняли имущество и гражданские права в обмен на принесение клятвы верности Вильгельму II, ставшему англ. королем, и его жене Марии. Однако после отказа ирл. парламента ратифицировать договор преследования католиков возобновились. Лит.: Meehan C. P. The Confederation of Kilkenny. Dublin, 1846; Moran P. F. Historical Sketch of the Persecutions Suffered by the Catholics of Ireland Under the Rule of Cromwell and the Puritans. Dublin, 1884; O " Rahilly T. F. Irish Poets, Historians, and Judges in English Documents, 1538-1615//Proc. of the Royal Irish Academy. Ser. C. Dublin, 1922. Vol. 36. N 6. P. 86-120; Johnston T. J. A History of the Church in Ireland. Dublin, 1953; Coonan T. L. The Irish Catholic Confederacy and the Puritan Revolution. Dublin; N. Y., 1954; Сапрыкин Ю. М. Англ. колонизация Ирландии в XVI - нач. XVII в. М., 1958; Осипова Т. С. Освободительная борьба ирл. народа против англ. колонизации (2-я пол. XVI - нач. XVII в.). М., 1962; Bradshaw B. The Dissolution of Religious Orders in Ireland under Henry VIII. L.; N. Y., 1974; idem. The Edwardian Reformation in Ireland 1547-53//Archivium Hibernicum. Dublin, 1977. Vol. 34. P. 83-99; idem. Sword, Word and Strategy in the Reformation in Ireland//Historical Journal. Camb., 1978. Vol. 21. N 3. P. 475-502; idem. The Reformation in the Cities: Cork, Limerick, and Galway, 1534-1603//Settlement and Society in Medieval Ireland/Ed. J. Bradley. Kilkenny, 1988. P. 445-476; Bottigheimer K. S. The Failure of the Reformation in Ireland: Une Question Bien Posée//JEcclH. 1985. Vol. 36. N 2. P. 196-207; Simms J. G. War and Politics in Ireland, 1649-1730. L.; Ronceverte, 1986; Jefferies H. The Irish Parliament of 1560: The Anglican Reforms Authorised//Irish Historical Studies. Dublin, 1988. Vol. 26. N 102. P. 128-141; Kearney H. Strafford in Ireland, 1633-1641. Camb.; N. Y., 1989; Ellis S. G. Economic Problems of the Church: Why the Reformation Failed in Ireland//JEcclH.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Иногда, случалось, сам Синод обременял себя без нужды излишними делами. В 1724 году он разбирал исковое дело двух крестьян Ростовского архиерейского дома, подлежавшее исключительному суду их хозяина – Ростовского архиерея. Обер-прокурор предлагал Синоду оштрафовать секретаря за принятие этого дела к синодальному производству 1534 . По некоторым известиям, Петр имел в виду церковное управление, Синод, оставить при одних духовных делах, «дабы церковное правление и учение во славу имени Божия в наилучшее происходило» 1535 . Синоду, как известно, предоставлено было, между прочим, ведение архиерейскими и монастырскими деревнями и всякими с них сборами и расходами, также и судом крестьян архиерейских и монастырских между собою и по искам на них. Государь будто бы нашел, что от подведомственности этих дел Синоду «Духовное Собрание стало быть отягощено», «в управлении духовных дел учинилось помешательство», возникли «многие непорядки» и духовные власти «не о духовных, но паче о других, не принадлежащих к их правлению, попечение возымели». Тогда, будто бы, государь «возымел конечное намерение», чтобы вовсе освободить духовное управление от вотчинных и судных дел, и «быть бы в Синоде только одним делам духовным, о чем собственныя его императорскаго величества руки в Сенате записки имеются, но к исполнению того не допустила его величества кончина» 1536 . VII Относительно «власти» Святейшего Синода в петровское время высказанные разными исследователями взгляды нельзя назвать твердо установленными. Основываясь на выражении манифеста об учреждении Синода, угрожающем за противление и ослушание Синоду наказанием «против прочих коллегий», один исследователь говорит, что «этим выражением законодатель как будто дает знать, что степень власти этого правительства приравнивается к другим коллегиям; значит, Синод должен быть равен с последними». И далее, находя, что в духовном регламенте упоминается об участии государя в синодальной работе лишь однажды, при выработке Синодом дополнительных к регламенту правил, а между тем коллегиям представлено было обращаться к царю во всех случаях, когда того требовала государственная польза, этот исследователь приходит к мысли, будто «власть Синода по сравнению с коллегиями была ограниченнее» 1537 . Затем, будто бы, «Синод de jure скоро занял положение, равное с Сенатом, высшее по отношению к коллегиям», после чего «власть Синода в пределах своего ведомства была точно такою же, как власть Сената в области светского управления» 1538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Но ни один из царских духовников XVII в. не пользовался такою щедрою милостью царя в отношении получения денежных и разными товарами подарков, как протопоп Андрей Савинович Посников. Так, в 1669 г. дано было ему из приказа тайных дел от государя денежных подарков 18 ноября и 17 декабря по 300 р. 1534 , и 17 февраля 1670 г. – 400 р. 1535 , т. е. на наши деньги 17000 р. Что касается выдачи товаров протопопу Андрею, то нисколько не преувеличивая, можно сказать, что весь казенный двор был предоставлен к его услугам. 17 февраля 1667 г. по указу государя велено было отпускать протопопу Андрею из казенного приказа «всякие узорочные товары» 1536 . Весьма возможно, что казначею не по душе был этот царский указ, и он не всегда готов был отпустить духовнику нужные ему «узорочные товары» под разными предлогами, а Савинов не умолчал об этом пред царем, и результатом жалобы духовника был новый именной указ государя от 30 октября 1668 г. о том, чтобы «Благовещенскому протопопу Андрею Савинову, что ему понадобитца, с казеннаго двора давать по памятем за ево протопоповою рукою с роспискою дьяков, не сказывая о том казначею Афанасию Самойловичу Нарбекову» 1537 . И протопоп Андрей, пользуясь этим указом царя, можно сказать, беспримерным в истории дворцового хозяйства XVII в., когда ему были нужны какие-либо товары с казенного двора, посылал туда на лоскутке бумаги записки, напр. такого рода: «Надобно мне, Благовещенскому протопопу Андрею Савинову, с казеннаго двора мех черевей бурых лисиц» 1538 , или же присылал своего стряпчего, который заявлял, что именно нужно было взять, и тогда в книгах расходных писалось, например, так: «Декабря 4, приходил от Благовещенскаго протопопа Андрея Савиновича Михайло Хабаров и сказал: надобно Благовещенскому протопопу Андрею Савиновичу взять снурка золотнаго» 1539 . И ему отпускали по такого рода заявлениям с казенного двора и полукармазин вишневого цвета на обивку дорожных Владимирских саней 1540 , и байки суконные червчатые и сорочки тафтяные (по 10 алтын штука) и дороги червчатые 1541 , одеяло камчатое с исподом из меха черных лисиц, опушенное целым немецким бобром 1542 . Как на знак особенного благорасположения даря к своему духовнику нужно смотреть на распоряжение его в 1670 г. о том, чтобы для именин протопопа Андрея 19 августа было куплено разной живности, и согласно воле царя подъячий Андрей Чернов доставил на двор духовника 2 быка, купленных по 3 р. за каждого, 10 баранов – по полтине и 20 кур – по 10 денег 1543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Но в этом его влечении Ницше не видит ничего дурного, а, напротив, современное «добро» ему кажется чем-то дурным. «Зло есть лучшая сила человека. Человек должен стать и лучше и злее, так учу я. Злейшее нужно для лучшего сверхчеловека. Я радуюсь великому греху, как своему величайшему утешителю» 1534 , говорит он. Чтобы —513— показать на примере, каков, по существу, должен быть сверхчеловек, Ницше указывает на Цезаря Борджиа и Наполеона. С именем первого в истории соединяется представление о гнуснейшем злодее, который 22 лет от роду убил родного брата с целью грабежа, изнасиловал родную сестру, обманным образом убил политического соперника, зарезал через посредство наемных убийц нескольких детей и, наконец, вместе с отцом своим, папой Александром VI, устраивал в папском дворце такие оргии, от которых приходили в ужас даже итальянцы того времени 1535 . Несмотря на это или же, правильнее будет сказать, благодаря такому исключительному соединению в одном лице самых ужасных преступлений, Ницше возводит его в образец для своих последователей, называя его «классическим, страшным и вместе полным блеска идеалом» 1536 . Что же касается Наполеона, приносившего в жертву своей жажде власти тысячи жизней, то его Ницше величает «воплощением проблемы высшего идеала, хотя он и представляет собой «синтез бесчеловечности и сверхчеловечности» 1537 . Зло, творимое ими, нашего философа ничуть не смущает, так как «тип преступника – это тип сильного человека» 1538 . Таким образом, мы видим, что Ницше разделяет человечество на две весьма неравные половины – на сверхчеловеков, представляющих по числу самую незначительную величину (по вычислению Ницше человек шесть-семь) 1539 , и простую чернь, толпу; ставя ту и другую половину в особые условия существования, немецкий философ узаконяет для них и две отдельные морали – господскую и рабскую. Первая, составляя принадлежность высших натур, отличается полной свободой от всяких нравственных предписаний и имеет в своей основе вышеуказанный принцип: «все неверно, все позволительно», узаконяя этим эгоизм, жестокость и проч.; вторая же вы- —514— ставляет и ярко освещает такие свойства, которые способствуют тому, чтобы облегчить страдальцу его земное бытие; сюда относятся сострадание, уменье помогать охотно и скоро, горячее сердце, терпение, прилежание, смирение, уважение, соединенное с любовью, – потому что это самые необходимые качества и единственное средство для того, чтобы выдержать гнет земного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010