В связи с ослаблением власти англ. короны в Ирландии возросло влияние семейства Фицджеральд, графов К. Магнаты оберегали колонию от внешних угроз, но в то же время испытывали влияние гэльской культуры, вводили ирл. обычаи и традиц. право. Джеральд, 9-й граф К. (1513-1534), оказывал покровительство ирл. поэтам и музыкантам, принимал на службу гэльских судей (брегонов), привлекал на свои земли ирл. арендаторов. При поддержке еп. Э. Лейна граф вступил в конфликт с Дублинским архиеп. Джоном Аленом, к-рый настаивал на возвращении церковных земельных владений, захваченных приближенными графа. В этом споре на стороне архиепископа выступил лорд-канцлер кард. Томас Вулзи, заинтересованный в ослаблении влияния графа. Попытки кор. Генриха VIII (1509-1547) ослабить власть Фицджеральдов стали одной из причин восстания Томаса Шёлкового (1534-1536), в к-ром приняли участие представители ирл. духовенства. Подавив восстание, англ. власти конфисковали владения графа К. и его сторонников, что облегчило проведение Реформации. При наместниках Л. Грее (1535-1540) и Э. Сент-Леджере (1540-1548) в обл. Лейнстер проводилось упразднение капитулов и монашеских общин. В случае добровольной сдачи имущества каноники и насельники мон-рей получали компенсацию, как правило в форме пенсии, поэтому монашеские общины редко оказывали сопротивление. Первым в Ирландии в 1535 г. был закрыт жен. августинский приорат в Грейни (графство Килдэр), однако приоресса Эгидия Уэйл сдала имущество лишь в июле 1538 г. ( Archdall. 1876. P. 258-261). Мон-ри францисканцев и кармелитов в К. были закрыты в апр. 1539 г. Еп. Уолтер Уэллзли (1529-1539), который после избрания на кафедру К. сохранил должность приора мон-ря Грейт-Коннелл, пытался спасти обитель от уничтожения. Епископ мотивировал просьбу тем, что в мон-рь никогда не принимались «ирландские мятежники», его насельники просвещали местное население и оказывали гостеприимство королевским чиновникам. Однако после смерти епископа обитель была закрыта (1541) (Ibid. P. 261-267). Конфискованные церковные земли раздавались мелкой англ. аристократии, дворянству (джентри) и колонистам, к-рые должны были поддерживать англ. администрацию и оказывать сопротивление мятежникам. За счет конфискаций в графстве К. укрепились позиции англ. дворянства (Юстасов, Уэллзли, Саттонов и др.).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

В 1526-1527 гг. К. неск. раз становился членом различных гос. комиссий и участвовал в работе Сената в качестве официального советника (zonta de pregadi). В окт. 1527 г. К. был назначен послом к герц. Феррары Альфонсо I д " Эсте (1476-1534); он успешно выполнил данные ему поручения и добился присоединения герцога к антиимп. Коньякской лиге, объединявшей папу Римского Климента VII (1523-1534) и правителей Франции, Англии, Миланского герц-ства и Венецианской республики (см.: Gleason. 1993. P. 41-42). В янв. 1528 г. К. был избран послом к папе Римскому Клименту VII. Главная задача К. состояла в том, чтобы не допустить заключения мира между папой и имп. Карлом V. Положение К. в папской курии осложнялось тем, что Венецианская республика, пользуясь ослаблением папской власти после осады и разграбления Рима имп. войсками в мае 1527 г., заняла неск. районов Папской области, в т. ч. Равенну и Червию, а также заявила о своем праве совершать церковные назначения в пределах подчиненных Венеции территорий без одобрения папы Римского. В июне 1528 г. К. прибыл в Витербо, где до нач. окт. 1528 г. находилась папская курия. Вместе с папой Римским Климентом VII К. вернулся в Рим и оставался при папской курии до нач. 1530 г. В архивах Венеции сохранились многочисленные донесения К. этого периода, а также адресованные ему инструкции дожа Андреа Гритти (1523-1538) и других членов венецианского правительства (отрывки см.: Dittrich. 1881. S. 27-73). К 1529 г. неизбежность заключения мира между императором и папой Римским стала очевидной; К. пытался в этих условиях защищать интересы Венеции, однако ему удалось добиться лишь второстепенных уступок. С окт. 1529 г. К. находился вместе с папской курией в Болонье, куда прибыл имп. Карл V для переговоров с Климентом VII. 23 дек. 1529 г. К. от имени Венецианской республики подписал мирный договор с имп. Карлом V и папой Римским Климентом VII; согласно условиям договора, Венеция возвращала ранее занятые города папе Римскому и императору, выплачивала императору значительную денежную сумму, а также соглашалась присоединиться к антитур.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Сразу же после смерти Василия III международное положение Русского гос-ва серьезно осложнилось. Пытаясь вернуть земли, утраченные в прежних русско-литов. войнах, кор. Сигизмунд I отказался подтвердить мирный договор на имя нового рус. государя; в 1534 г. активизировались нападения литов. войск на пограничные рус. города. В кон. осени при участии митр. Даниила было принято решение о войне. Войско во главе с князьями М. В. Горбатым-Шуйским и Телепневым-Оболенским, к к-рому присоединились полки из Вел. Новгорода, повернуло назад в 40 верстах от Вильно. Особенно опасная ситуация сложилась летом 1535 г., когда на Чернигово-Северскую землю направились главные литов. силы, к к-рым присоединилось наемное польск. войско. Были заняты Гомей, Почеп, Радогощ, после 6-недельной осады штурмом был взят Стародуб. Однако в дальнейшем литовцам удалось удержать только Гомей. Уже в февр. 1536 г. виленский воевода Ю. Радзивилл обратился к Телепневу-Оболенскому с предложением начать мирные переговоры. В нач. 1537 г. был заключен мирный договор, по к-рому Великому княжеству Литовскому отошел Гомей, а Русскому гос-ву - ряд волостей на новгородской границе, где во время войны были поставлены пограничные крепости Себеж и Велиж. Под воздействием сообщений об успехах литов. войск летом 1535 г. в находившемся под рус. протекторатом Казанском ханстве 25 сент. 1535 г. произошел переворот: ставленник вел. кн. Василия III Джан-Али был убит, новым казанским ханом стал крымский царевич Сафа-Гирей. В дек. 1535 г. началась война с Казанским ханством, последовали набеги на нижегородскую округу, была разорена Балахна, в 1536 г. набегам подверглись костромские и галичские земли, в 1537 г. Сафа-Гирей во главе крымских татар и ногайцев предпринял поход на Муром. Весной 1538 г. между Москвой и Казанью начались переговоры о заключении мира. К внешним конфликтам добавились внутренние. Младший из братьев вел. кн. Василия III старицкий кн. Андрей, недовольный тем, что ему «не придали городов», поднял мятеж. Войска князя после 1534 г.

http://pravenc.ru/text/189751.html

В редакции Н(икита) П(етрович) остался с 1526 Трескиным 1527 и секретарем Лебедевым, 1528 кругом в долгах. При таких обстоятельствах другой, 1529 как говорится, потерял бы голову, но Н(икита) П(етрович) смог писать фельетоны – и в первый раз в жизни. Фельетоны, написанные легким слогом, не лишены были игривости, и печатались за подписью «Вес. Долгий». Особенный успех имел фельетон о гомеопатии, 1530 теория которой изложена была замечательно понятливо. Многие из почитателей Н(икиты) П(етровича), а их было немало (иначе газета осталась бы в то время почти без вовсе подписчиков при крайне неисправной 1531 рассылке: газета моск(овским) подписч(икам) доставлялась к полудню, а иногородним пачками с несколькими напр(имер) по 40 за раз) по большей части из «образованных лавочников» и духовенства интересовались знать настоящую фамилию автора. Н(икита) П(етрович) своими беседами в передовых статьях, можно сказать, образовал лавочников, и они привыкли (факт) к его слогу. Духовенство и лавочники подозревали в подписи «Вес. Долгий» самого редактора; ходили в контору якобы за покупкой спрашивали конторщицу с хитростью, напр(имер): – «Не знаете ли, сударыня, кто писал этот фельетон?» или: – «Настоящая это фамилия или «вседаумонин " ». – Аксаков: 1532 «Сударыня, вы должны знать, а скрываете». 1533 Конторщице было строго-настрого приказано не объяснять 1534 загадочной подписи. Подпись Вес. Долгий не гармонировала со столь 1535 тяжкими обстоятельствами, при коих слабохарактерные люди прибегают к веревкам, острым инструментам и т. п. Одни объясняли сию подпись так: весьма долгий, т. е. большого роста, другие весь в долгу (лавочники). Пишущему сии строки пришлось узнать впоследствии, что значила подпись: Вес.(елый) – hilaris, а долгий – большого роста. 1536 В том же году П. А. Лебедев предложил Н(иките) П(етровичу) исполнять в типографии посторонние работы и, разумеется, для этого увеличить число наборщиков. Заказы были найдены. В типографии между прочим печатались «Жизнь Иисуса Христа» Ренана, 1537 «Восточная агиология» архимандрита Сергия, 1538 затем набиралась магистерская диссертация Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Протестантские мнения по мере распространения их на материке Европы проникали и в Англию, но здесь богословская сторона Реформации мало занимала умы – гораздо более интересовало англичан свержение папского ига, с которым соединены были для них большие денежные поборы в пользу Рима и духовенства. Такого характера и были в Англии первые протесты против Римской Церкви. Ближайшим поводом к реформационному движению в Англии послужила ссора английского короля Генриха VIII (1509–1547 гг.) с папой Климентом VII. Генрих захотел развестись со своей женой, Екатериной Аррагонской, чтобы жениться на некоей Анне Болейн, и просил (1527 г.) у папы развода, но папа по влиянию германского императора Карла V, племянника Екатерины Аррагонской, после долгих проволочек отказал ему в этом. Тогда Генрих решился не только обойтись без папы в деле о браке, но и совсем уничтожить его власть в Английской Церкви. В 1533 году по его распоряжению английским парламентом издан был закон о независимости Англии от папы в церковных делах и о верховных правах короля в Церкви, а в 1534 году Генрих формально и торжественно объявил себя верховным главой Церкви вместо папы. Большинство епископов и священников подчинились новому порядку в церковном управлении, не признававшие же главенства короля или сомневавшиеся в этом подверглись преследованиям и казням. Затем Генрих закрыл все монастыри в Англии (1538 г.) и имущества их обратил в свою пользу. Что касается вероучения, то король-реформатор не сделал почти что никаких перемен в этом отношении. Получив схоластическое богословское образование, он в душе оставался таким же католиком, каким был до разрыва с папой, и так же ненавидел протестантов, как в 1521 году, когда издал от своего имени сочинение против Лютера. Только по стараниям архиепископа Кентенберийского Томаса Кранмера и своего министра Кромвеля, тайных протестантов, бывших его главными советниками во время столкновения с папой, Генрих издал от лица парламента в 10 членах нечто вроде нового вероучения. В членах говорилось о трех таинствах – крещении, покаянии и причащении, об оправдании верой, отменялось почитание икон и святых и тому подобное, но крайне неопределенно и не в смысле протестантском; например, пресуществление признавалось, добрые дела считались необходимыми для оправдания, иконы рекомендовалось удержать в церквах и прочее. В последнем же своем распоряжении относительно вероучения, в так называемых «Шести членах», Генрих прямо восставал против лютеранства, угрожая смертной казнью тем, которые будут отрицать пресуществление, допускать причащение под обоими видами, утверждать, что священникам можно вступать в брак, и прочее. В силу этого распоряжения многие из принявших лютеранство подверглись преследованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы свидетельства западных латинских памятников второй половины XII – XIII bb. о древней Руси X – первой четверти XII b. как о едином раннефеодальном государстве во главе с великим князем – королем. Аналогичное определение древней Руси содержится и в северных латинских памятниках. Королей Руси Владимира и Ярослава знает норвежец монах Теодорих, написавший в 70 – 80-х годах XII b. «Историю о древностях королей Норвегии» 1532 . Ярослав фигурирует в качестве «блистательного короля» Руси (rex magnificus Jarzellavus) в «Деяниях» (Acta) св. Олафа, составленных во второй половине XII b. 1533 В анонимной «Истории Норвегии» (конца XII – начала XIII b.) он также назван «королем Руси» (rex de Russia) 1534 . Многочисленные свидетельства произведений северного эпоса – саг, собранные и исследованные советскими 1535 и буржуазными 1536 специалистами, позволяют утверждать, что и в Северной Европе в конце XII b. – 30-х гг. XIII b. было в ходу мнение о древней Руси как о едином государстве с великим князем – королем во главе. Посмотрим теперь, как изображали Русь второй половины XII – XIII b. ее западные современники. Представление о Руси этого времени изложено, в частности, в историческом сочинении «Деяния венгров» (Gesta Hungarorum) Анонима – нотария венгерского короля Бeлы III (1172 – 1196 гг.), написавшего свой труд, как установил Л. Силадьи, в 1196 – 1203 гг. 1537 Аноним излагает историю союза племен венгров до их прихода на территорию современной Венгрии и рисует картину их расселения (на Дунайской низменности; ему принадлежит рассказ о подчинении венграми Киева, Галича и Владимира в IX b. Тенденциозность и неправдоподобность этого рассказа, автор которого пытался «исторически обосновать» притязания венгерских феодалов на галицко-волынские земли, очевидна. Установлено также, что Аноним перенес картину русской действительности рубежа XII – XIII bb. в повествование о событиях конца IX b., когда союз венгерских племен проходил через южнорусские степи 1538 . Рассказу о походе венгерских племен через земли восточного славянства Аноним посвящает пять глав (с 7-й по 11-ю) 1539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

707 ...Алексй Федоров сынъ Адашев да Игнатей Вешняков... – Об Алексее Адашеве см. выше коммент. к с. 28 и 46. Игнатий Михайлович Вешняков – постельничий в 1552–1561 гг. 708 И оттоле бысть вражда межи бояр и Селиверстомъ и его съвтники. – О протопопе Благовещенского собора Сильвестре см. выше. Характеристика Сильвестра в приписке носит такой же враждебный характер, как и в посланиях царя, но отличается рядом своеобразных черт. Здесь Сильвестр никак не связывается с Алексеем Адашевым, о котором в приписке сообщается только, что он в первый же вечер присягнул царю; в Первом послании Курбскому царь утверждал, что во время его болезни «возшаташася яко пиянии» и Сильвестр, и Адашев. Сильвестру и его безымянным «советникам» в приписке противопоставляются столь же анонимные «бояре». Для доказательства связи Сильвестра со Старицким здесь указывается, что они были «из нятства выпущены» по ходатайству Сильвестра. Между тем Евфросиния и Владимир были освобождены из заточения в 1540 г.; Сильвестр появился в Москве и при царском дворе не ранее 1547 г. 709 Иван Михайлович Шюйской... – Князь И. М. Шуйский-Плетень из рода Суздальских князей. Один из старейших бояр Ивана IV (в думе с 1538 г.), попадавший в опалу еще при Василии III, участник борьбы за власть в период «боярского правления». Умер в 1560 г. 710 А околничей Федор Григорьевич Адашев... владти нами Захарьиным, Данилу з братьею. – Ф. Г. Адашев, отец Алексея Адашева, окольничий с 1549–50-х гг. Опасения по поводу возможного господства Захарьиных – Даниила Романовича и Василия Михайловича, естественно, могли быть связаны с воспоминанием о роли родичей малолетнего Ивана IV (Глинских) в годы «боярского правления». 711 ...Иван Иванович Пронской-Турунтай... приводиши ко кресту! – Князь (из князей рязанских), боярин с 1549 г., умер в 1569 г.; по известиям Курбского и Таубе и Крузе был умерщвлен, несмотря на то что был к этому времени пострижен в монахи. Владимир Воротынский, как и его отец Иван, был связан с С. Ф. Бельским, бежавшим в Литву в 1534 г. после смерти Василия III, и был заточен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1529 ...наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. – Римскому магистрату была безразлична религия обвиняемых: он наказывал за неподчинение ему, представителю римской власти. 1530 Были и такие безумцы... – Римский консул мог приносить жертву Юпитеру Капитолийскому, совершенно не веря в его существование: он исполнял свой долг римского гражданина и магистрата – и только. К тому, во что он верил, это не имело никакого касательства. Другое дело христианин, уверовавший в «Бога Живого» ( Is. 56, 8 ), который дал ему право называть его Отцом (Math. VI, 8, 15), обещал победу над смертью и жизнь бесконечную. Новая вера становилась содержанием жизни, опорой и утешением. Судья и подсудимый жили в совершенно разном мире мыслей и чувств: для Плиния не захотевший отречься – «безумец», а «безумец» убежден, что своим отказом он сохранил себя для Христа и жизни вечной. 1532 ...в установленный день... – воскресный. Для рабочего люда, большинства тогдашних христиан, это было раннее утро – единственное свободное время. 1533 ...клятвенно... – Плиний, заинтересовавшийся «безумцами», так легко идущими на смерть, начал расспрашивать об их жизненном укладе. Так как они были сообществом, то вопрос, в чем они обязывались, вступая в это общество, какую клятву давали, был естественен. 1534 ...для принятия пищи, обычной и невинной. – Опровергается обвинение в поедании человеческого мяса. 1538 Амастрида – приморский город; входил в состав Понтийского царства; источником его богатства и тогда и при римлянах была торговля лесом. 1539 Обеты..., принятые нами, в прошлые годы... – Принимаем конъектуру Шервин-Уайта (ad loc.) priore anno. Обеты принимались каждый год. Идет третий год пребывания Плиния в Вифинии. 1543 Они пользуются латинским правом. – Это был особый класс отпущенников, так называемые Latini Iuniani: они имеют право собственности, могут покупать и продавать землю, скот, рабов, но в праве оставлять формальное завещание им отказано, и после их смерти патрон может распорядиться их имуществом, как ему будет угодно, забрать себе хоть все. Права патрона над латином можно было продать, подарить или завещать любому римскому гражданину. Плиний просит Траяна о даровании троим таким отпущенникам полного римского гражданства: так как патрон их, Валерий Павлин, который мог сделать их полноправными отпущенниками, умер, надо было обращаться с такой просьбой к императору.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

В изложении правил, относительно женской одежды, Апостол не довольствуется требованием одной наружной благопристойности. Скромность в одеяниях есть средство, чтобы сохранить в должном состоянии внутренние качества. Апостол и касается этих качеств. Они, по его мысли, должны выражаться не только в одежде, но и во всех внешних движениях человека. Внешнее свойство одежды, св. Павел обозначает словами – ν καταστολ κοσμ. Καταστολ, сообразно греческому словоупотреблению, значит узаконенное поведение. В таком значении находится это слово у Арриана 1528 и Иосифа Флавия 1529 ; отсюда, сомневались, напр., Эликотт 1530 , может ли καταστολ означать, также, и одежду. Но сомневались напрасно. В значении одежды и, притом, скромной, принимает это слово Шлейснер 1531 . , встречающееся в Св. Писании однажды 1532 и означающее одеяние, 70 перевели через καταστολ. Златоуст 1533 , Феодорит 1534 , Икумений 1535 это слово объясняют в смысле одежды. – Буквально, καταστολ означает не самое платье, а опускание вниз, напр., περιβολ – покрывала; отсюда, оно легко приняло значение, свешивающейся вниз одежды, и, наконец, одеяния, вообще. Если думать, что существительным καταστολ указывается на узаконенное поведение или внешнюю осанку, как, в другом месте, причастием κατεσταλμνους 1536 , в таком случае, было бы совершенно лишне прилагательное κσμος. – Слово κσμος употребительно у классиков – Ксенофонта, Платона и др. 1537 . У 70 оно не встречается, хотя у них и находится, сродное с ним, κοσμ 1538 . Буквально, это слово означает приведенный в порядок, правильный, благоустроенный, благообразный. Поэтому, в применении к людям, κσμος означает человека, отличающегося благонравием, приличием, скромностью, честностью, вообще, благочинием во всех своих делах личных и отношениях к другим. В этом смысле, κσμος употреблено, в применении к епископу, в 1Тим. 3:2 . В приложении к одежде, κσμος означает платье степенное, приличное, т. е. такое, которое, не отличаясь изысканной нарядностью, не имеет и беспорядочности, непристойности 1539 . Таким образом, Апостол требует, чтобы женщины приходили в собрания на молитву «в одежде пристойной, но не щегольской, дабы не привлекать взора смотрящих» 1540 , «чтобы самая одежда показывала чистоту души» 1541 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В другой, более просторной «катакомбе» тоже трапецевидной (5,05–5,14 х 7, 82 х 1,77–1,51 м) и грубой работы, соединенной в одну с соседней стандартной, квадратной (2,04 х 2,04 х 1,68 м), хорошей работы, более ранней, но с вещами и монетами раннесредневекового времени, была оставлена для поддержания потолка вырубленная из скалы перегородка с тремя арками, отделяющими переднюю часть склепа от «ящековидной» задней 1534 . По бокам входа рядом с каменными ящиками-гробницами были выдолблены в стене две арко-видные ниши – аркосолии, которые, учитывая наличие здесь огромного количества костей, разумеется, не могли быть нишами для урн, как полагал Κ. К. Косцюшко-Валюжинич. Практика кремации была несовместима с византийским обрядом погребения 1535 . Последнее объяснимо тем, что для ромеев смерть перестала восприниматься как конец всего. Она стала иной жизнью. Поэтому нельзя отнести к местам для помещения остатков трупосожжений прямоугольные ниши по обеим сторонам хода в разграбленный склеп с тремя нишами-лежанками: такая же ниша была вырублена посередине стены задней лежанки 1536 . Рис. 419. Крест на потолке склепа (по Н. И. Репникову) Вообще аркосолии становятся характерной архитектурной и символической особенностью ранневизантийских усыпальниц, порой сопутствуя ящикообразным нишам либо заменяя их (рис. 421) 1537 . Они были особенно популярны в гробницах Малой Азии и Сирии до VI–VII вв. 1538 . Такие ниши могли символизировать портал или «дверь в сакральное пространство вечной жизни» 1539 . В этом плане особенно примечателен расположенный под северо-восточным углом храма Богоматери Влахернской склеп в виде неправильной трапеции, с покатым ко входу потолком, оштукатуренный известью, а местами розовой цемянкой 1540 . Над его правой нишей-аркосолием у потолка были нацарапаны неразборчивые греческие надписи явно христианского, поминального содержания, одна из которых была нанесена, вероятно, по свежей штукатурке, а другая – в более позднее время, по уже ветхой штукатурке (рис. 422) 1541 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010