Cyprian " s Synods//VChr. 1983. Vol. 37. N 4. P. 328-339; Eck W. Der Episkopat im spätantiken Africa: Organisatorische Entwicklung, Soziale Herkunft und Öffentliche Funktionen//Hist. Zschr. 1983. Bd. 236. S. 265-295; Clarke G. W., transl. The Letters of St. Cyprian. N. Y., 1984-1989. 4 vol.; Duval Y. Densité et répartition des évêchés dans les provinces africaines au temps de Cyprien//Mélanges de l " École française de Rome: Antiquité. R., 1984. Vol. 96. P. 493-521; Mordek H. «Libertas monachorum»: Eine kleine Sammlung afrikanischer Konzilstexte des 6. Jh.//ZSRG.K. 1986. Bd. 72. S. 1-16; idem. Karthago oder Rom?: Zu den Anfängen der kirchlichen Rechtsquellen im Abendland//Studia in honorem eminentissimi cardinalis Alphonsi M. Stickler/Cur. card. R. I. Castillo Lara. R., 1992. P. 359-374; Silva y Verastegui S., de. Imágenes de los concilios Africanos en los códices altomedievales hispánicos: Los concilios de Cartago y el concilio Milevitano//REAug. 1986. Vol. 32. N 1/2. P. 108-123; Contreras E. Las Actas des Tercero Concilio Bautismal del Cartago del año 256//Teología. Buenos Aires, 1987. Vol. 24. N 49. P. 29-57; idem. Sententiae episcoporum numero LXXXVI de haereticis baptizandis//Augustinianum. 1987. Vol. 27. P. 407-421; Lancel S. Évêchés et cités dans les provinces africaines (IIIe-Ve siècles)//L " Afrique dans l " Occident romain: Ier siècle av. J.-C.- IVe siècle ap. J.-C.: Actes du colloque de Rome (3-5 décembre 1987). R., 1990. P. 273-290; Ocker C. Augustine, Episcopal Interests, and the Papacy in Late Roman Africa//JEcclH. 1991. Vol. 42. N 2. P. 179-201; Tilley M. A. Dilatory Donatists or Procrastinating Catholics: The Trials at the Conference of Carthage//Church History. 1991. Vol. 60. N 1. P. 7-19; Merdinger J. E. Rome and the African Church in the Time of Augustine. New Haven, 1997; eadem. Councils of North African Bishops//Augustine through the Ages: An Encycl./Ed. A. D. Fitzgerald. Grand Rapids (Mich.), 1999. P. 248-250; Garc í a Mac Gaw C. G. La epístola 59 de Cipriano y el conflicto entre las sedes de Roma y Cartago//Gerión.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Из учения Стагирита о душе как о первой энтелехии (см.: Канто-Спербер, Барнз, Бриссон и др. Греческая философия. Т. 1. С. 407–409) вполне можно было сделать вывод о том, что душа вселяется в уже существующее тело, которое в потенции имеет жизнь прежде появления души. О возможности такого прочтения Аристотеля свидетельствует полемизировавший с ним Немесий Эмесский (см.: О природе человека. М., 1996. С. 50). С другой стороны, данная точка зрения имела некоторое основание в Ветхом Завете ( Исх.21:22–24 (по Септуагинте)), где говорится, что в случае нанесения беременной женщине повреждения, приведшего к выкидышу, мера наказания зависит от срока беременности, т.е. от того имеет ли плод человеческий облик или еще нет. Это мнение было характерно, главным образом, для представителей антиохийского богословия (см.: Congourdeau M.-H. L’embryon et son âme dans les sources grecques (VIe s. av. J.C. – Ve s. ap. J. C.)//Amis du Centre d’histoire et civilisation de Byzance. P., 2007. P. 299–301). Причем, его разделяли как халкидониты, например, Феодорит Киррский (см.: Theodorus Cyrensis. Haereticarum fabularum compendium. Liber V. IX//PG 83. Col. 481C-483A; Рус. пер. см.: Блж. Феодорит Киррский. Краткое изложение Божественных догматов IX//Христианское чтение. 1844. C. 221–222), так и противники Халкидона, например, Филоксен Маббугский (см.: Congourdeau M.-H. L’Animation de l’embryon humain chez Maxime le Confesseur//Nouvelle revue théologique. 1980. T. 3/5. P. 696). На чем была основана уверенность Ж. Лебона, неизвестно, но Севир прямо отвергает приписываемое ему бельгийским ученым мнение (см.: Homilia 23//PO. Vol. 37. Fasc. 1. P. 116–117, 118–119). Обстоятельная критика антропологических представлений о разновременности возникновения духовной и телесной составляющих человеческой природы была дана прп. Максимом Исповедником (см.: Ambigua ad Ioannem 7. 39. 30–43. 10; 42. 1. 1–33. 12). 958 См.: Epistola 12 ad Ioannem cubicularium//PG 91. Col. 492А. Данный аргумент использует и прп. Анастасий Синаит , указывающий, что, если по аналогии с природой человека рассматривать божество и человечество Христа как части Его единой природы, придется признать, что Христос состоит из двух несовершенных вещей, а, следовательно, невозможно утвержать, что Он является совершенным по Своему божеству и по Своему человечеству (см.: Viae dux XVIII...

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

6, 116. B. THE ABLATIVE GENITIVE 361 . The genitive performs also the duties of the original ablative which it has absorbed (see § 998). GENITIVE OF SEPARATION 362 95 . The ablative genitive is used with words denoting or implying separation: thus, – 1 . With Verbs . – πεχον τς λλδος, they were distant from Greece Xn. A. 3, 1, 2. νσος ο πολ διχει τς περου the island is not far distant from the mainland Th. 3, 51. δυον δελφον στερθημεν δο of two brothers were we two bereft S. Ant. 13. τοτους... ο πασω τς ρχς I shall not depose these from office Xn. Cyr 8, 6, 3. οδν διοσεις Χαιρεφντος you will not differ at all from Chaerephon Av. Nub. 503. 2 . With Αadjectives . – φλων γαθν ρημοι destitute of good friends Xn. Mem. 4, 4, 24. ρφανς νδρν bereft of men Lys. 2. 60. τερον τ δ το γαθο the pleasant is different from the good PL. Go. 500 d. 3 . With Adverbs . – χωρς τς δξης apart from the reputation Pl. Ap. 35 b. νευ πλοων without boats Xn. A 4. 2, 2, 3. πρρω τς πλεως far off from the city Xn. Hell. 4, 5, 14. διαφερντως τν λλων differently from the vest Xn. Hier. 7, 4. Note. – Verbs of depriving sometimes take a genitive of separation instead of the accusative of § 340: thus, τν λλων φαιρομενοι χρματα taking away property from the rest Xn. Mem. 1, 5, 3. πσων πεστρησθε of how much have you been bereft! Dem. 8, 63. 363. Genitive with Comparatives . – Adjectives and adverbs of the comparative degree may be followed by a genitive (of separation) of the thing compared (see § 426, 2): thus, χρσς δ κρεσσων μρων λγων gold is more potent than unnumbered words Ε. Med. 965. στρ χρν τοτων at a time later than these (events) Hdt. 4, 166. [πονηρ] θττον θαντου θε baseness runs swifter than death P1. Ap. 39 a. 364 . Genitive with Verbs of Inferiority and Superiority . – Verbs denoting Inferiority or Superiority (or Comparison, § 363) may be followed by a genitive of separation: thus, τχει… περιεγνου ατο you surpassed him in quickness Xn.

http://azbyka.ru/otechnik/world/a-gramma...

8 . Any Attendant Circumstance. – συλλξς στρτευμα πολιρκει Μλητον having collected an army he laid siege to Miletus Xn. A. 1, 1, 7. Such participles are often best rendered in English by a codrdinate verb: as καταπηδσς π το ρματος τν θρκα νδυ he leapt down from lis chariot, and put on his breastplate Xn. A. 1, 8, 3. Note 1.– It is important to remember that these relations (of time, manner, etc, § 653, 1–8) are not expressed by the participle, EY al mor lly ish oot TEN fl aia ea Ar rendered in English in several different ways. Thus, πολμει κ Χερρονσον ρμμενος (he waged war, using the Chersonese as a base of operations Xn. Α. 1, 1, 9), taken by itself, might be rendered he waged war while using the Chersonese, etc. (time, § 653, 1) or he waged war by using the Chersonese, etc. (means, § 633, 2) or he waged war, thus, using, etc. (manner, § 653, 3) or he was enabled to wage war because he used, etc. (cause, § 633, 4), or he waged war with the idea of using, etc. (purpose, § 653, 5), or he did wage war, if he used, etc. (condition, § 653, 6), or he waged war although he used, etc. (concession, § 653, 7), or he waged war with the Chersonese as a base of operations (attendant circumstance, § 633, 8); but in every case that form of English translation should be chosen which best suits the Greek context. Note 2. – Some idiomatic uses of the circumstantial participle are often best rendered by a different idiom in English. Thus, ρχμενος (lit. beginning) is often best rendered at first, in the beginning, τελευτν (lit. ending) finally, χων (lit. holding on) persistently, νσς (lit. having completed) quickly, θαρρν boldly, λαθν (lit. escaping notice) secretly, χαρων (lit. rejoicing) with impunity, κλαων (lit. weeping) to one’s sorrow, φθσς (lit. anticipating) before. (Many of these are to be explained as adjectives used with adverbial force, § 425): thus, περ ρχμενος γ λεγον as I said in the beginning PL Ap.24 a. νοιγ» νσς make haste and open Av. Nub. 181.

http://azbyka.ru/otechnik/world/a-gramma...

Svenska riksdagsakter jämte andra handlingar som höra till statsförfattningens historia. Ser. I. Stockholm, 18871938. Hft. III. 28 Handlingar till Sverges reformations- och kyrkohistoria under Konung Gustaf I. Stockholm, 18411842. Hft. III. 29 Brask H. Latinsk korrespondens 1523. Stockholm, 1973; Samling af Biskopen Hans Brasks Bref, giord af framledne Ärke-biskopen Doct. Eric Benzelius den yngre, sådan som den befinnes ра Linköpings bibliothek. Linköping, 1793. 30 Arboga stads tänkebok III, 14931533. Utg. av E. Noreen och T. Wenningström. Uppsala, 19391940; Arboga stads tänkebok IV, 15341569. Utg. av E. Noreen. Uppsala, 19411950; Enköpings stads tänkeböcker 15401595. Utg. av S. Liung. Stockholm, 19601966; Jonköpings stads tänkebok 14561548. Utg. af C.M. Kjellberg. Jonköping 19151919; Stockbolms stads tänkeböcker 15441548. Utg. genom J.A. Almquist. Stockholm, 1936; Stockholms stads tänkebok 152429 mm. av mOlauus Petri Phase. Utg. av L. Larsson. Lund, 19291940. 33 Konung Christoffers landslag. Samling af Sveriges gamla lagar. Utg. af D.C.F. Schlyter. Lund, 1869. Vol. XII; Konung Magnus Erikssons Landslag. Samling af Sveriges gamla lagar. Utg. af D.C.F. Schlyter. Lund, 1862. Vol. X; Magnus Erikssons. Stadslag i nusvensk tolkning av Åke Holmbäck och Elias Wessén. Lund, 1966; Svenska landskapslagar. Tolkade och förklarade for nytidens svenskar av Åke Holmbäck och Elias Wessén. Östgötalagen och Upplandslagen. Stockholm, 1933. 34 Svenska medeltidspostillor utg. af Svenska fornskrift-sällskapet. Stockholm, 19051906, 19091910. Bd. IVV. 36 Uppsala universitetsbibliotek (сокр.: UUB). Cod. Е 131 (в двух томах). Из-за темно-зеленого переплета, изготовленного в XIX в., кодекс получил неофициальное название «Зеленая книга Бьельке». 37 Подробно эти идеи были аргументированы Эриком Спарре в трактатах «Pro lege, rege et grege» и «Postulata nobilium». Эти сочинения стали классическими образцами шведской дворянской идеологии конца XVI в. 38 В состав таких кодексов входят списки областных и общегосударственных законов, а также статутов, исходящих от правителей и государственных советов Швеции. Кроме того, присутствуют выписки из памятников шведского, канонического и римского права, комментарии, правовые казусы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Лит.: Keyser R. Den norske Kirkes Historie under Katholisismen. Kristiania, 1856-1858. 2 bd.; Bang A. C. Udsigt over den norske kirkes historie under katholicismen. Kristiania, 1887; Holmsen A. Norges historie: Fra de eldste tider til 1660. Oslo, 1939; Kulturhistorisk leksikon for Nordisk Middelalder. Kbh., 1956-1978. 22 bd.; Гуревич А. Я. Свободное крестьянство и феод. гос-во в Норвегии в X-XII вв. М., 1961; он же. История и сага. М., 1972; он же. Норвежское об-во в раннее средневековье. М., 1977; Hamre L. Norsk historie frå midten av 1400 - åra til 1513. Oslo, 1971; idem. Norsk politisk historie, 1513-1537. Oslo, 1998; Helle K. Konge og gode menn i Norge, 1150-1319. Bergen, 1972; idem. Norge blir en stat. Bergen, 19742; idem. Under kirke og kongemakt, 1130-1350. Oslo, 1995; Bagge S. Den kongelige kapellgeistlihet, 1150-1319. Bergen, 1976; idem. Mennesket i middelalderens Norge, 1000-1300. Oslo, 1998; idem. From Viking Stronghold to Christian Kingdom: State Formation in Norway, c. 900-1350. Cph., 2010; Andersen P. S. Samlingen av Norge og kristningen av landet 800-1130. Oslo, 1977; История Норвегии/Ред.: А. Я. Гуревич и др. М., 1980; Bagge S., Mykland K. Norge i Dansketiden. Oslo, 1987; Beskow P., Staats R. Nordens kristande i europeisk perspektiv. Skara, 1994; Mundal E. Helgenkult og norske helgenar//Collegium Medievale. Oslo, 1995. Vol. 8. N 2. P. 105-129; Møtet mellom hedendom og kristendom i Norge/Red. H. E. Lidén. Oslo, 1995; Gunnes E. Erkebiskop Øystein, statsmann og kirkebygger. Oslo, 1996; Albrectsen E. Fælleskabet bliver til, 1380-1536. Oslo, 1997; Selja - heilag stad i 1000 år/Red. M. Rindal. Oslo, 1997; Krag C. Norges historie fram til 1319. Oslo, 2000; idem. Sverre: Norges største middelalderkonge. Oslo, 2003; Steinsland G. Den hellige kongen: Om religion og herskermakt fra vikingtid til middelalder. Oslo, 2000; Myking M. Vart Noreg kristna frå England?: Ein gjennomgang av norsk forskning med utgangspunkt i Absalon Tarangers avhandling Den angelsaksiske kirkes inflydelse paa den norske (1890). Oslo, 2001; Tveito O. Kvite-Krist: En analyse av Gudsbildet i eldre norrøn skaldedikning. Oslo, 2002; idem. Ad fines orbis terrae: En studie i primær trosformidling i nordisk kristningskontekst. Oslo, 2004; Даниельсен Р. и др. История Норвегии: От викингов до наших дней. М., 2003; Ecclesia Nidrosiensis, 1153-1537: Søkelys på Nidaroskirkens og Nidarosprovinsens historie/Red. S. Imsen. Trondheim, 2003; Sigur sson J. V. Kristninga i Norden 750-1200: Utsyn og innsikt. Oslo, 2003; idem. Det norrøne samfunnet: Vikingen, kongen, erkebiskopen og bonden. Oslo, 2008; Riisøy A. I. Stat og kirke: Rettutøvelsen i kristerettsaker mellom Sættargjerden og reformasjonen. Oslo, 2004; Archbishop Eystein as Legislator/Ed. T. Iversen. Trondheim, 2011; Sigur sson J. V., Riisøy A. I. Norsk historie 800-1536: Frå krigerske bønder til lydige undersåttar. Oslo, 2011.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Олаус Петри. Предисловие к «Шведской хронике». Пер., вступ. ст., коммент. А.Д. Щеглова. Северная Европа. М., 2007. Вып. 6. С. 274289. Олаус Петри. Шведская хроника. Пер., послесл., коммент. А.Д. Щеглова. М., 2012. Снорри Стурлусон. Круг земной. Пер. А.Я. Гуревича, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкой, М.И. Стеблина-Каменского. М., 1980. Хроника Эрика. Пер. А.Ю. Желтухина. Комм. А.Ю. Желтухина и А.А. Сванидзе. М., 1999. Хроника Энгельбректа. Пер., послесл., коммент. А.Д. Щеглова. М., 2002. Швеция и шведы в средневековых источниках. Пер., пред., коммент. А.Д. Щеглова, В.В. Рыбакова, А.Ю. Кузиной. М., 2007. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М , 1987. Acta et processus canonizacionis beate Birgitte. Uppsala, 1924. Acta pontificum danica: Pavelige aktstykker vedrørende Danmark København, 19041943. Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte. Leipzig, Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte. Utg. B. Schmeidler. Hannover, Leipzig, 1917. Annales Suecici medii aevi: Svensk medeltidsannalistik. Komm., utg. G. Paulsson. Lund, 1974. Arboga stads tänkebok. Utg. E. Noreen, T. Wenningström. Uppsala, 1940. Bd. III. Arboga stads tänkebok. Utg. E. Noreen. Uppsala, 1950. Bd. IV. Biskop Hans Brasks registratur. Textutgåva med inledning av H. Gunneng. Uppsala, 2003. Brev av Gustav Vasa. Ett urval av N. Edén. Stockholm, 1917. Dela Gardiska arkivet eller Handlingar ur Grefl. DelaGardiska Bibliotheket pa Loberod. Stockholm, 1831. D. 1. Den heliga Birgitta. Revelaciones extrauagantes. Utg. L. Heilman. Uppsala, 1956. Den heliga Birgitta. Himmelska uppenbarelser. Till svenska av Tr. Lundén. Malmö, 1958. Bd. IIV. Engelbrektskronikan. Redig., inled., kommen. S.-B. Jansson. Stockholm, 1994. Den heliga Birgitta och den helige Petrus av Skänninge. Officium parvum beate Marie virginis. V&r Frus tidegard. Utg., inledning, övers. T. Lundén. Lund, 1976. Bd. III. Ericus Olai. Chronica regni Gothorum. Textkritische Ausgabe von E. Heuman und J. Öberg. Stockholm, 1993. Bd. I–II. Finlands medeltidsurkunder. Samlade och i tryck utgifna af Finlands stadsarkiv genom Reinh. Hausen. Helsingfors, 1935. Bd.VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 6 ДЕКАБРЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Память Скончались Родились    " γιος Νισρ "http://Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, .    " Спомен светог мученика Нисара "http://Архимандрит Светих. 6. децембар, http://svetosavlje.org/zitija-svetih-13/7/ .    " Sfântul Mc. NISER, svârit prin foc (†304) "http://Sinaxarul sfinilor de pretutindeni: (septembrie - februarie)/monahul Valerian Drago i rasofora Iustina. - Bucureti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodox, 2010, p. 174.    " Asella Roomalainen "http://Календарь на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, http://ort.fi/kirkkokalenteri/20231206 .    " Sfânta Cuv. ASELA, stare la Roma (Italia, +406) "http://Sinaxarul sfinilor de pretutindeni: (septembrie - februarie)/monahul Valerian Drago i rasofora Iustina. - Bucureti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodox, 2010, p. 174.    " Sainte ASELLE (ASELLA), moniale puis abbesse à Rome, surnommée " une fleur du Seigneur " (vers 406) "http://Laporte Claude. Tous les saints de l " Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 624, .    " Auxilius, Isserninus and Secundinus Dec 6 "http://Сайт Эндрю Филлипса The Latin Saints of the Orthodox Patriarchate of Rome, http://www.orthodoxengland.org.uk/stddec.htm ; " Ss. Auxilius, Isserninus, and Secundius of Ireland "http://Сайт иером. Амвросия (Муни) Celtic and Old English Saints, http://celticsaints.org/2023/1206a.html ; именования кафедр: " Den hellige Auxilius av Killossey (d. ≈460) "http://Норвежский католический календарь Den katolske kirke, ; " Den hellige Iserninus av Aghade ( -469) ... biskop av Kilcullen "http://Там же, ; " Den hellige Secundinus av Dunshaughlin (≈375-447) "http://Там же, .

http://drevo-info.ru/articles/2727.html

673 Lundmark E. Redaktionerna av Olavus Petris svenska krönika. Vetenskaps-Societetens i Lund Årsbok. Lund, 1940. S. 1376. 681 Ср.: Щеглов А.Д. Шведское Средневековье и XVI век в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. СВ. М., 2007. Вып. 68 (2). С. 131135. 688 КВ D409, D17, D407b; UUB N142, W251 и др. В ряде рукописей слово «sanhet» («истина») приняло более привычный для новошведского языка вид: «sanning»; смысл приветствия остался тот же. 698 В т.н. «Реальном каталоге», где наряду с шифрами и описаниями приведены сведения об исследованиях и публикациях. К сожалению, в тексте не указана дата создания документа и имя его автора. 711 Частое употребление «t» вместо «d» или «th»: «te» («de»), «tessa» («dessa»), «teras» («deras»), «ter» («där»); частое употребление «Ki» вместо «Ky»: «besinnerligh» («besynnerligh»), «ippersta» («yppersta»), «sister» («syster»). 716 Ср.: Nyrin-Heuman Е. Käilkritiska, textkritiska och språkliga studier till Ericus Olai Chronica gothorum. Lund, 1944. S. 36. 717 Подро6но см.: Scheglov A. Ericus Olai och Adam av Bremen. Historisk tidskrift. Stockholm, 2014. Bd. 133. Hft.4. S. 145169. 718 Таким образом, очевидно: Эрикус Олаи свел воедино две версии рассказа об Уппсальском святилище: 1) некую версию, близкую к тексту Адама (или непосредственно текст Адама) и 2) версию «Прозаической хроники», являющуюся более вольной переработкой повествования Адама. Эрикус Олаи внес в рассказ дополнения и другие изменения. Подробно см.: Scheglov A. Ericus Olai och Adam av Bremen... 721 Сложным остается вопрос – в каком объеме Олаус пользовался агиографическими текстами? Во всяком случае, он задействовал «Житие Эскиля» и «Житие Ансгария». Не ясно, на какую версию «Vita Anskarii» опирался Петри. Скорее всего, это не среднешведский перевод жития: лексика, употребленная Олаусом, значительно отличается от лексики, содержащейся в соответствующих фрагментах перевода. Неясно, использовал ли Олаус пространный латинский текст Римберта. Слишком значительны расхождения «Шведской хроники» с этим памятником: например, Петри игнорирует сообщение о том, что Ансгарий являлся монахом Корби. По всей видимости, Олаус использовал краткую версию, вероятно, приведенную в богослужебной книге – бревиарии. Также неясно, работал ли Олаус с житием Сигфрида. Приведенная им информация об этом святом – крайне скудна. Возможно, она почерпнута из других источников – хроник, перечней королей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Аристофан упоминает иронически о символе – судейском черепке, тессере (Plut 278; Eccl. 296) или свидетельстве (Av. 1214), которое здесь же иначе называется печатью (sphraggida, 1213) на разрешение того или иного действия. Аристофановский xymbolon – " птица " , " дорожная примета " (Av. 721), " договор " (I 278 Космос), " примета " (Av. 721) или " маленькая монетка " (фрг. I 44) . Мы видим, что всей классической поэзии, можно сказать, совсем чуждо употребление слова " символ " . 4. Классическая проза а)  Однако не лучше обстоит дело с классической прозой. Фукидид совершенно не знает символа. Символ как опознавательную табличку лишь однажды находим у Геродота (VI 86). В роли доказательства у него выступает тоже лишь однажды равнозначный символу symbolaion (VI 86). Ксенофонт ничуть не оригинален в употреблении символа в качестве приметы для гадания (Mem. I 1, 3) или знака, удостоверяющего личность (Inst. Cyr. VI 1, 46 об Абрадате, узнавшем печать своей жены Панфии), что можно вполне сравнить с гомеровскими " знаками " (sëmata), известными только супругам, Одиссею и Пенелопе (Od. XXIV, ср. также у Еврипида Hel. 298, где sëmata соседствуют с xymbol " 291). Ораторская проза IV века до н.э. изредка употребляет слово символ как указание на тессеры для голосования (Demosth. XVIII 210), договоры между городами и гражданами (VII 11, 12, 13; XXI 173; Antiphont. V 78) или свидетельство (Demosth. XXIII 83; XV 4; Epist. II 4). Лишь однажды Исократ называет ораторское искусство " символом нашего воспитания " (Panegyr. 49). Другие ораторы вообще не употребляют этого слова даже в чисто бытовом значении, npuчeм cuмboл (symbolaion) в смысле торгового договора и соглашения повсеместно заменяет у hux cuмboл (symbolon) в том же значении. б)  Философская проза досократиков также редко обращается к символу, однако в нем все более отчетливо выделяются значения, менее всего известные классике. Если у Анаксагора (B 19 D) радуга – простой знак (symbolon) дурной погоды, то, по Демокриту, люди, создавая речь, " в общении друг с другом стали устанавливать [словесные] символы относительно каждой из вещей " (B 5, 1).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010