По внешности Церковь эта теперь больше благоденствовала, чем прежде: не было в ней ни унии, ни латинской пропаганды, ни прямых гонений за веру, кроме известных случаев в Галиции; король подтверждал и охранял права православного духовенства и мирян. Но внутренняя болезнь Церкви, начавшаяся еще прежде и подтачивавшая ее коренные силы, достигла теперь гораздо большего развития. И главным виновником тому был сам король Сигизмунд I с своим правом или, вернее, произволом подаванья церковных должностей. Мы видели, до какой степени и безобразия доходил этот произвол в раздаче церквей, монастырей и даже святительских кафедр. Оттого православная иерархия, особенно высшая, постепенно оскудевала и изнемогала нравственными силами, забывала о своем высшем призвании служить Богу и спасению ближних, заботиться об успехах веры и Церкви, постепенно ниспадала, погружалась в одни житейские заботы, так что, когда с наступлением нового периода явились более сильные враги православия, она оказалась слабою, чтобы противодействовать им и охранять от них свое духовное стадо. Настоящий период служил постепенным подготовлением к последующему и естественным переходом к нему. Одна из епархий Литовской митрополии, Смоленская, после взятия Смоленска русскими в 1514 г. была для нее навсегда потеряна. Зато другая древнейшая епархия, Галицкая, в которой еще с 1414 г. не видим особых епископов, была восстановлена в 1539 г., хотя под управлением только викарного архиерея, так что число всех епархий в этой митрополии оставалось и теперь восемь. По обнародованным доселе актам упоминаются следующие епархиальные владыки того времени : а) Смоленские: Иосиф Солтан (1502–1506), потом митрополит, и Варсонофий (1509–1514); б) Полоцкие, которые с 1511 г. начали уже постоянно называться архиепископами: Лука (1503), Евфимий (1511), Иосиф (1516–1522), бывший потом митрополитом; Нафанаил (1524), Мисаил (1534), Симеон (1540) и Герман Хрептович (1551); в) Владимирские: Вассиан (1508–1511), Пафнутий (1514), Иона (1523), Пафнутий (1526), Геннадий (1540); г) Луцкие: Кирилл (1508–1526), Пафнутий (1526), Макарий (1528–1534), бывший потом митрополитом; Арсений (1540), Феодосий (1545–1548); д) Пинские и Туровские: Вассиан (1503), Арсений (1511), Вассиан (1513), Арсений (1514), Иона (1518–1522), Макарий (1528), Вассиан (1540), Варлаам (1545), Макарий (1552); е) Холмские: Филарет (1511), Иона (1540); ж) Перемышльские: Антоний (1511), Лаврентий (1535), Арсений (1540); з) Галицкие: Макарий (1539–1548) и Арсений Балабан (с 1549) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436047/

5 сент. 1491 г. в Москве по приказу вел. кн. Иоанна III Васильевича был схвачен его младший брат - угличский кн. Андрей Васильевич, обвиненный в преступлениях против вел. князя. Через неск. дней в Угличе были арестованы княжичи Иван и Д. А., к-рых отправили в пожизненное заточение в Переславль-Залесский (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 357; см. также: Т. 24. С. 209; Т. 27. С. 291). Архангелогородский летописец при этом отмечает, что на княжичей «железа возложиша сентября в 22 день» (Там же. Т. 37. С. 98). Согласно Пискарёвскому летописцу, все годы заключения Д. А. провел в Переславле-Залесском (Там же. Т. 34. С. 180). В позднем Угличском летописце сообщается, что Д. А. и его брат были сосланы «безповинно во изгнание, или заточение, преже в Переславль, потом уже на Белоозеро, конечное - на Вологду», в Димитриев Прилуцкий в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня муж. мон-рь (Угличский летописец. С. 44). Житие Д. А. и «Житие... Андрея Васильевича Углецкаго и чад его...» отмечают, что первое время после ареста Д. А. находился в тюрьме в Угличе, после смерти отца был переведен вместе с братом на новое место (ГИМ. Увар. 818. Л. 143 об., 166). В описи архива Посольского приказа 1614 г. отмечена «запись целовальная 7017-го (1508/09) году, по чему целовал князь Михайло Васильевичь Шуйской, что был приставлен у князя Ондреевых детей Ивановича уделного в Переславле» (Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г./Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960. С. 60). В описи архива того же приказа 1626 г. отмечено количество и состав документов, касавшихся содержания Д. А. и его брата в заключении: «Тетрати сторожевые княж Ондреевых детей… как они сидели в тюрьме в Переславле скованы с лета 7016-го (1508) маия з 27 числа по лето 7022-го (1514) маия по 8 число» (Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 57). Здесь же в XVII в. хранились крестоцеловальные записи переславских наместников кн. М. В. Шуйского и В. М. Заболоцкого-Чертёнка о надзоре за княжичами «по государеву указу» и «наказная память, как стеречи княж Ондреевых детей и над приставы смотрити» (ДДГ. С. 471). Опись 1626 г. дает основание предположить, что Д. А. и его брат на нек-рое время переводились из Переславля в др. места, возможно на Белоозеро и в Вологду, что стало источником для возникновения позднейшей легенды о 3 местах их заточения.

http://pravenc.ru/text/178189.html

А в Минском уезде князь Константин Иванович Острожский, построив церковь святого Николая в имении своем Смолевичах, дал ей (1507) дарственную запись на три волоки земли с огородами и сенокосами, подтвержденную потом (1508) и королем Сигизмундом . Немало было благотворений на монастыри и церкви и в других епархиях. В Полоцке некто Иоаким Туровский подарил (1509) Предтеченскому монастырю свое родовое село на реке Турове с принадлежащими ему угодиями. В Витебске по жалобе местного архиепископа Иосифа и всего духовенства на витебского воеводу Януша король приказал ему (1516) отпускать по-прежнему на городские церкви, особенно Успенскую и Михайловскую, разные установленные дани из королевских дворов и волостей и не возбранять церковным рыболовам ловить в озерах рыбу, по давнему обычаю. В Мстиславле местный князь Михаил Иванович Жеславский пожаловал Нагорному Николаевскому монастырю четыре семьи людей с данями и доходами (1507); Пустынскому монастырю село на реке Ослине с пашнями и угодьями (1507) и сеножать близ реки Вехры (1511); Онуфриевскому монастырю, который назван в грамоте «лаврою», ез на реке Соже (1515) и Спасской городской церкви пустошь с землею пахотною, бортною и с сеножатью (1519) . В Пинске и его округе князь Федор Иванович Ярославич пожаловал двум городским церквам, Николаевской и Дмитриевской, остров Пнюской, с правом селить на нем людей, а Николаевской, кроме того, две копы грошей ежегодной дани (1518); Лещинскому монастырю — ниву, дворище в селе Ольвичах, пять озер и полдворище в селе Сухом (1514, 1518, 1520); Введенской церкви в селе Купятичах — участок леса (1511); Зачатиевской церкви в селе Ставке — определенное количество мерок зерна с двух мельниц (1519); церкви святого великомученика Димитрия в селе Городецком — полколоды меду и пятьдесят грошей ежегодной дани (1518) . В Турове князь Константин Иванович Острожский записал (1508 и 1513) на церковь Преображения Господня сад с пасекою, поля и сеножать. В Смоленске король Сигизмунд пожаловал (1507) Спасскому монастырю Матвеевскую пустошь и две службы людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Основан в 1508 г. препод. Даниилом. Храмов четыре: соборный во имя Пресвятой Троицы, каменный, теплый, во имя Похвалы Божией Матери, каменный, во имя Всех Святых и над святыми вратами в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Крестные ходы бывают: в день Св. Троицы в монастырь из всех городских церквей и 28 июля вокруг монастыря. В монастыре погребены: на северной стороне настоятельских покоев князь И. П. Барятинский, в монашестве Ефрем, им были построены все ныне существующие каменные здания и ограда монастырская; почетная гражданка Варвара Васильевна Гладкова, пожертвовавшая на устройство монастыря 100 000 руб. в 50-х гг. прошлого столетия при архимандрите Платоне. В монастырском архиве сохраняются грамоты царей: Василия III (1525 – 1526 гг.), Иоанна Грозного (1538 – 81 гг.), Федора Иоанновича (1582 г.), Михаила Федоровича (1615 г.), Алексея Михайловича (1661 т 1675 гг.), Федора Алексеевича (1681 – 82 гг.), Иоанна и Петра Алексеевичей (1687 г.), митрополитов: Даниила (1526 г.), Афанасия (1564 г.), патриархов: Иосифа (1647 г.), Никона (1653 – 54 гг.), Иоасафа ( 1669 г.), Иоакима (1680 г.) и Адриана (1695 г.). Там же находятся две купчие записи основателя монастыря игумена Даниила 1525 и 1527 гг. (в копиях), рукописное евангелие 1521 г. и несколько древних актов XVII в. Церковно-приходская школа на 26 мальчиков. Странноприимный дом для богомольцев, (ежегодно бывает до 5 000 чел). Монастырь получает из казны 1249 руб. 7 коп. Архимандрит, монахов 12, послушников 12. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908. Троицкий Данилов монастырь был основан в 1508 г. преподобным Даниилом, иноком Горицкого монастыря, расположенного в паре километрах от учреждённой обители; по имени основателя монастырь и получил свое название. О преподобном Даниле, одном из самых почитаемых переславских святых, известно достаточно много. Преподобный Даниил родился в Переславле-Залесском (1460 г.) в семье землевладельца Константина и Феклы. В крещении был наречён Димитрием.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1520-1526) (см. ст. Московский Симонов монастырь ), писец-каллиграф. Принадлежал к старомосковскому боярскому роду. В нач. XVI в. являлся монахом Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . По-видимому, принял постриг в зрелом возрасте, т. к. по родословцам известно, что ранее он был женат и имел сына Даниила (ВОИДР. Т. 10. С. 105, 172). Впервые упомянут в послании прп. Иосифа Волоцкого окольничему Б. В. Кутузову в связи с событиями ок. 1506-1508 гг., когда волоцкий кн. Федор Борисович, притесняя волоколамских монахов, покушался на их имущество. Среди прочего князь хотел завладеть принадлежавшим Г. «деисусом мастерского писма», получил отказ, после чего Г. «отослал свои иконы на Симоново» (Послания Иосифа Волоцкого. С. 212, 276-277). Возможно, в связи с этими событиями Г. перешел в столичный Симонов Новый мон-рь, находившийся под покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича . В числе др. монастырских властей Г. подписал меновую грамоту Симонова мон-ря с детьми боярскими Квашниными на земли в Соснинском стане Московского у., 1508-1511 гг. (при архим. Варлааме), в списке монастырских старцев в грамоте Г. назван первым (грамота дошла в списке XVII в.; опубл.: АФЗХ. 2. С. 8; Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 143). Позднее Г. жил в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Вкладная запись 1519 г. в рукописи, содержащей Лествицу прп. Иоанна Лествичника и Паренесис прп. Ефрема Сирина, сообщает, что книгу «дал инок Герасим Замытской ис Кирилова монастыря в дом Святыя и Живоначальныя Троица Сергиева мон-ря» (РГБ. Ф. 304/I. 162). В 1520 г. Г. стал архимандритом Симонова мон-ря. В период настоятельства Г. обитель получила от вел. кн. Василия III неск. значительных земельных пожалований. 29 февр. 1522 г. по челобитью настоятеля и братии Василий III выдал льготную грамоту на земли Симонова мон-ря в Жданском, Терентьевом, Шаховом, Соснинском станах Московского у. По этой грамоте разграбленные крымскими татарами монастырские владения на 5 лет были освобождены от налогов. 3 янв. 1524 г. Г. получил льготную грамоту на принадлежавшие Симонову мон-рю села в Бежецком Верхе и в Угличском у. Их население было освобождено от всех налогов, «оприч церковных пошлин», грамота утвердила подсудность крестьян симоновскому архимандриту. В 1524-1526 гг. Г. купил «в Прьчистие дом Симонова монастира» ряд деревень и земельных угодий, преимущественно в Бежецком Верхе (возможно, приобретения связаны с тем, что в этом регионе находились вотчины родственников Г. Замыцких и Застолбских) (АФЗХ. 17. С. 24; 18. С. 25-26; 20, 23. С. 27-30; 25. С. 31).

http://pravenc.ru/text/164577.html

Виталий Иосифов 1885–1890. Иероним Экземплярский 1890–1894. Александр Богданов 1894–1898. Георгий Орлов 1898–1902. Димитрий Ковальницкий 1902–1903. Иннокентий Беляев 1903–1909. Кирилл Смирнов 1909. Козловское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869. (С 25 окт. 1869 г. было вакантно). Нафанаил Троицкий 1904–1908. Григорий Яцковский 1908. Тверская, учр. в 1271 г. Кафедра в Твери Епископы Тверские: Симеон еп. Полоцкий 1271–1289. Андрей кн. Ерденев 1289–1315. Варсонофий 1315–1328. Феодор I 1330–1341. Феодор II 1342–1360. Василий 1361–1372. Евфимий Вислен 1374–1390. Св. Арсений 1390–1409. Антоний 1411–1434. Илия 1434–1457. Моисей 1458 – 1461. Геннадий Кожа 1461–1477. Вассиан кн. Сгригин-Оболенский 1477–1508. Нил (грек) 1508–1521. Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567. Св. Варсонофий 1567–1570. Савва 1570–1573. Феодорит 1573–1578. Архиепископы: Захарий 1578–1602. Еп. до 1589. Феоктист 1603–1609. Арсений (грек) 1613–1615. Пафнутий 1620–1627. Евфимий 1628–1642. Иона 1642–1654 . Лаврентий 1654–1657. Иоасаф (Иосиф) 1657–1676. Симеон (Симон) 1676–1681. Варсонофий Чертков-Еропкин 1681. Митр. Сергий 1682–1702. Каллист Поборский 1703–1712. Епископы и Архиепископы: Алексий Титов 1713–1714. Варлаам Косовский 1714–1720. Сильвестр Холмский 1720–1723. Митр. Феофилакт Лопатинский 1723–1738 Архп. с 1725. Митрофан Слотвинский 1738–1752 Архп. с 1744. Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758. Афанасий Вольховский 1758–1763. Иннокентий Нечаев 1763. Гавриил Петров 1763–1770. Платон Левшин 1770–1775. Архп. Арсений Верещагин 1775–1783. Иоасаф Заболотский 1783–1788 Архп. с 1785. Тихон Малинин 1788–1792. Архиепископы и Епископы: Ириней Клементьевский 1792–1798. Еп. до 1796. Павел Пономарев 1798–1799. Еп. до 1799. Павел Зернов 1800–1803. Еп. до 1801. Мефодий Смирнов 1803–1814. Еп. до 1804. Серафим Глаголевский 1814–1819. Филарет Дроздов 1819–1820. Симеон Крылов-Платонов 1820–1821. Иона Павинский 1821–1826. Амвросий Протасов 1826–1831. Григорий Постников 1831 – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В одну последнюю осень померло в Новгороде от язвы 15 396 человек. «В лето 7016 (1508 г.), – говорит летописец, – бысть мор в Великом Новеграде: помре железою по три осени и в последнюю осень людей 15,396 человек». Святитель Серапион усердно начал молить Господа и Пречистую Его Матерь, чтобы прекратилась страшная болезнь, и ходил с крестами около всего города. Он велел срубить обыденную церковь в честь Похвалы Богородицы в Детинце, на площади, против соборной каменной Софии, октября в 15-й день, и того же дни архиепископ Серапион святил и служил в ней. При освящении молитвами святителя исцелил Господь трех человек – слепого, расслабленного и бесноватого, и с того времени начала убывать язва. В том же году постигло Новгород другое великое бедствие: страшный пожар опустошил всю Торговую сторону его. «Того же 7016 (1508) лета, – рассказывает летописец, – августа в 20 день... при архиепископе Серапионе Великаго Новгорода и Пскова... бысть в В. Новеграде пожар зол: загореся на Славкове улицы (в Окулове дворе Хмельникове, у Логинове жене Екатерине, с поля, в клети, от свещи), и погоре Знаменская Торговая сторона вся, и многи палаты запалишася, и животов без числа множество сгорело... и николиже в В. Новеграде таковый пожар не бывал, ни в прежних летех, но велми страшен, ни в летописцах таковаго пожару не обретохом, толь злаго. Яко облацы дождевнии за много число дней быша, и бысть ведро велие: и в то время бысть гремение страшно на небеси, на земли страшнее же и небеснаго труса; и найде на люди страх и беда велия, друг другу не можаху пособити, ни помощи подати». Страшная буря усиливала свирепость огня до крайней степени; вихрь сокрушал дома и исторгал деревья; Волхов взволновался и разбил многие суда; «всех душ сгорело в этом пожаре 3315, а утопших Бог един весть». Во время этого пожара архиепископ выходил с крестами и чудотворными иконами на Великий мост к Чудному (черному) кресту и там пел молебны. «Видя же казнь Божию на град, святитель не можаше слова рещи на молебне, многим захлипанием, слезы точа от очию яко струя непрестанно; и моляшеся в тайне сердца своего к Господу Богу нашему Иисусу Христу, и ко Пречистей его Матери Пресвятой Богородице, и ко всем святым, о еже пременитися граду от належащаго прещения и гнева Божия, и пожара великаго избавитися; видя же архиепископ, в то время, ово столпом огненным до небеси огнь досязаше, ово же яко труба огнь хождаше по граду вихром, и зажигаше, – архиепископ же ни очию хотяше возвести на небо, ни от горкаго того плача престати не можаше, дóндеже уставитися гневу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Bibliografia româneasâ veche 1508–1830, de Ioan Bianu. Auteur du texte: Nerva Hodo. T I. 1508–1716. Bucuresc, 1903 [Catalogul manuscriselor româneti din Biblioteca Academiei]. Сердечно благодарим заведующего Отделом редкой книги Центральной библиотеки им. М. Эминеску, госпожу Lacramioara Chihaia за предоставление в наше распоряжение редкой рукописи для ознакомления с ней. Мы также выражаем глубокую признательность профессору кафедры славистики Ясского университета им. А. Куза, доктору Марине Врачу за ценные консультации по работе с данной рукописью. Здесь и далее славянский перевод «Проскинитария» цитируется по рукописи ЯИХМЗ  15357 (перевод  иеродиакона Дамаскина 1701–1703 гг.). Цитируя эти подробности переписки Иоанна Комнина, мы опираемся на текст предисловия иеромонаха Иустиноса к фототипическому переизд.: Ιωννου του Κομνηνο Προσκυνητριον του Αγου Ορους του Αθωνος. Ανατπωση απο την α κδοση του τους 1701. Καρυς Αγου Ορους, 1984 [Иоанн Комнин. Проскинитарий святой горы Афона. Карея. Святой Афон. 1984]. Pantos Dimitrios. Ιωννης-Ιερθεος Κομνηνς μητροπολτης Δρστρας (1657–1719): βος – εκκλησιαστικ δρση – συγγραφικ ργο (=Pantos D. Iwannhc-Ierotheoc Komnhnoc mhtropolithc Drystrac (1657–1719): bioc – ekklhsiastikh drash – syggrafiko ergo [Johan Metropolitan Komnin, Metropolitan Dristrskiy (1657–1719): Life as Church Service, Life as Written Heritage]. National and Kapodistrian University of Athens, 2007, 300 p. (in Greek). P. 48. Лебедева И.Н. Поздние греческие хроники и их русские и восточные переводы//Палестинский сборник. Вып. 18 (81). С. 132–139.  Л., 1968; Александропулос О. «Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы» и его перевод/К вопросу о греческих переводах начала 90-х гг. XVII в. In: Бибиков М.В., Фонкич Б.Л., Яламас Д.А. (eds.): Проблемы византийской и новогреческой филологии: К 60-летию Б.Л. Фонкича. Москва 2001. С. 39–69; Ястребов 2014: Ястребов А.О., Венецианский след в жизненном пути Палладия Роговского. Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 4. С. 9–28.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

1959. С. 187, 207, 268). Авторитет Феодосия в монастырской среде ок. 1510-1511 гг. и позднее был настолько значительным, что заслонил память о Д. (в надгробном слове прп. Иосифу, написанном еп. Саввой (Чёрным), Д. упом. после Феодосия, как отец его). Феодосий - единственный представитель семьи, внесенный в монастырский синодик: «Феодосиа Иконника, Деонисиева сына, по его смерти написати в повседневное поминание. Да не выгладити, доколе манастырь Пречистые стоить. А за то Феодосей церковь подписывал, да купил деревню...» (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря. 2004. С. 162-163; этому предшествовало поминание Никиты Тараканова: «А дал на то Никита краски иконные, и теми красками церковь подъписали...» - Там же. С. 160). Сотрудничество в 1507 г. с известным переводчиком, организатором писцового дела, переписчиком и декоратором рукописей Михаилом Медоварцевым над оформлением Четвероевангелия для И. И. Третьякова-Ховрина в келье мон-ря Николы Старого, а также работы в великокняжеском соборе в 1508 г. расширили связи художника. Феодосий стал известен не только и даже не столько как художник: он «философствует» среди бояр и иноков, не кистью, а словом. Его общественная позиция отчетливее выявляется по письменным источникам, анализ которых вскрывает стремление Феодосия обособиться от ремесленных кругов. Владимир помимо упоминаний наряду с Феодосием в Житии прп. Иосифа и летописчике Игнатия Зайцева (Житие прп. Иосифа игум. Волоколамского. 1886. С. 23; Зимин. 1950. С. 15-16) фигурирует в описи Волоколамского мон-ря 1545 г., но лишь однажды, при описании интерьера теплой Богоявленской ц. при трапезной: «Деисус стоячеи. 9. иконъ на гладком золоте. Письмо Володимерово Денисьева сына да ученика их Тучкова» ( Георгиевский. 1911. Прил. С. 7). Дата строительства комплекса - между 1503 и 1508 гг. Опись ранней ц. Одигитрии «под колоколы» (1495) называет среди проч. местных образов «Пречистое Успение. На гладком золоте. Письмо Денисьевых детей и учениковъ его» (Там же. С. 8), но кого именно - остается неясным, подобно упоминанию «чад» ферапонтовской летописи 1502 г.

http://pravenc.ru/text/178357.html

12 Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. и упраздненные монастыри и пустыни Ярославской епархии. М., 1906, с. 56. 13 Меняйло В. А. Указ. соч., сс. 21– 27; Волоколамский патерик//Богословские труды. Т. X. М., 1973, с. 179. 14 Кадлубовский А. А. Житие Пафнутия Боровского писанное Вассианом Саниным//Сб. Историко-филологического общества при институте князя Безбородко в Нежине. II. Нежин, 1899, лл. 17–17 об.; Флоря Б. М. Московский иконописец середины XV в. Митрофан по данным письменных источников//Культура Древней Руси. М., 1966, сс. 278–280. 16 Георгиевский В. Т. Указ. соч. Приложение, сс. 3–4, 10, 14; Голубцов А. П. Указ. соч., сс. 121–122, 123. 17 Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991, сс. 342–343. На обклейке нижней крышки переплета рукописи ГИМ. Епарх. 321 (445) сохранилась запись: “В лето от 7016 (1508 г. — В. М.) написана быс книга сиа святая Исаак Сириянинъ диякомъ Иваномъ на Симонове/А замышлением архимандрита Касиана Симоновьскаго”. В 1508 г., согласно сохранившимся актам, архимандритом Симонова монастыря был Варлаам (см.: Акты феодального землевладения и хозяйства. Акты Московского Симонова монастыря. Сост. А. И. Ивина. Л., 1983, сс. 8, 11, 13–15, 17–18, 20). Вторая строка приведенной записи сделана другим пером и, возможно, через несколько лет после первой. Касьян стал архимандритом после поставления Варлаама Всероссийским митрополитом 3 августа 1511 г. (см. Строев П. М. Указ. соч., с. 150). 19 Невоструев К. П. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. М., 1865, с. 46; Белокуров С. А. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//ЧОИДР. Кн. 3. М., 1903, с. 31. 20 ГИМ. ОР. Епарх. 252 (340). Первая половина — середина XVI в., с пометами второй половины XVI в. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. рукопись названа “Книжка в четверть… писано в ней мелкие вещи от Устава…”, что точно отражает ее содержание. Вероятно, составителем рукописи был старец Фотий старый. См. также: Книжные центры Древней Руси…, сс. 55, 300–301.

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010