Следующий Собор (1580) решал вопрос в большей степени в пользу государства: было принято общее правило, по которому ни митрополит, ни епископы, ни монастыри не могли получать земли от вотчинников путем покупки или в залог . Собор обосновал этот приговор тем, что Московское царство окружено врагами (Собор подразумевал, вероятно, войну на западе, в Ливонии, и набеги крымских татар), для отражения которых нужны хорошо вооруженные и экипированные служилые люди. А служилые люди до крайности обеднели и не располагают ни землей, ни деньгами для своей экипировки. Кроме того, Собор отмечал, что обогащение монастырей влечет за собой порчу монашеской жизни, создает у монахов привычку к избыточной еде и питью; возможно, тут отразились взгляды участников Собора. Приговор Собора 1580 г.— главным образом его первая часть — мог бы стать новой программой правительственных мероприятий в решении вопроса о церковных владениях, если бы он получил практическое воплощение. Через два года, 20 июля 1584 г., уже при царе Федоре (1584–1598), был созван новый Собор. Этот Собор подтвердил приговор 1580 г. и дополнил его очень важными мерами, а именно: если не навечно, то на неопределенное время отменялись тарханы — «до государева царева... указу... тарханы отставити, покаместа земля поустроитца... а платить тарханом всякие царские подати и земские розметы, всяким тарханом... со всеми людьми» . Эта новая мера правительства, вызванная главным образом очень трудным финансовым положением государства, в действительности была направлена против церковных и монастырских владений, ибо почти все они были освобождены от налогов и податей в пользу государства специальными жалованными грамотами и тарханами. Если бы эта программа была проведена правительством в жизнь, то, с одной стороны, можно было бы говорить о резком изменении правительственной политики в отношении церковных и монастырских владений, а с другой — ожидать значительного роста денежных поступлений в государственную казну. Но этот приговор Собора очень скоро — как это часто случалось в административной практике Московского государства — был нарушен самим правительством . Интересно и важно то обстоятельство, что власти смотрели на приговор Собора от 20 июля как на действительную отмену тарханов и старались как можно скорей применить его на практике. Уже в начале осени того же года от монастырей поступили челобитные, из которых видно, что местные власти требовали от них налогов .

http://sedmitza.ru/lib/text/436492/

Епископы также сугубо оговаривали, что разрешение дается царю в виде исключения, и никто из простых смертных не должен дерзать совершить подобное же. Поначалу Иоанн, сыгравший в мае 1572 г. свадьбу с Колтовской, взялся было нести епитимью. Но уже в начале августа, после получения известия о победе над татарами, царь стал присутствовать за литургией в храме и вскоре забыл о своем временном отлучении. После этого не прошло и трех лет, как он развелся с Анной Колтовской и отправил ее в монастырь. В дальнейшем Иоанн, не утруждая более архиереев, сам решает проблемы в личной жизни. Он сожительствует то с княжной Марией Долгоруковой, то с Анной Васильчиковой, то с Василисой Мелентьевой, статус которых был более официальным по сравнению с положением великого множества иных девиц и женщин, ставших жертвой Иоаннова сладострастия. Многие из них были впоследствии, когда прискучили царю, казнены или пострижены в монашество. Наконец, в 1580 г. Иоанн женился на Марии Нагой (традиционно ее считают седьмой в ряду официальных жен Иоанна Грозного), которую все же нарицал царицей. Именно она стала матерью будущего царевича-мученика святого Димитрия Углицкого. Однако и этот брак царь не считал пределом: уже незадолго до смерти Иоанн при живой жене пытался свататься к родственнице английской королевы Елизаветы – Марии Гастингс, но получил вежливый отказ. В мае 1572 г. Московским митрополитом был избран архиепископ Полоцкий Антоний (отвоеванный у Литвы Полоцк в это время ненадолго вошел в состав Московского царства). При Антонии получили продолжение усилия царя, направленные на ограничение церковного землевладения. На соборе 1573 г. были запрещены земельные пожертвования в крупные монастыри. Передача земель в бедные обители дозволялась только с разрешения царя. В 1580 г. состоялся еще один собор, на котором вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Разоренное тиранической политикой государство нуждалось в средствах, и взор царя опять обратился к церковным имуществам. Собор запретил отдавать в монастыри земли «на помин души» и повелел заменять их денежным эквивалентом, отдавая сами имения дальним родственникам или государю. Также монастырям и епископату было запрещено покупать вотчины, брать имения под залог и вообще увеличивать церковные земли. В случае необходимости иметь земли для пропитания братии (например, при основании нового монастыря), велено было обращаться к царю – «бить челом государю». Такие образом, собор 1580 года существенно ограничил экономическую независимость Церкви. Соборное решение стало поворотным моментом в истории монастырского землевладения, что было связано, с одной стороны, с возраставшими притязаниями государства, с другой, – с имевшими место злоупотреблениями, которые в это время все чаще стали встречаться в монастырской жизни. Тем самым был сделан крупный шаг в направлении еще большего подчинения Церкви государству.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

Чтобы представить, сколь внушительным было данное собрание, достаточно сравнить его с предшествующими Соборами, состав которых нам известен. «В соборном приговоре, пишет С.М. Соловьев , состоявшемся 15 января, ради надлежащего варварского прещения от турского, крымского, ногай, от Литовского короля, с которым совокупились ярым образом Польша, венгры, немцы ливляндские и шведские, соединились, как дикие звери, надмились гордостно и хотят потребить Православие; ради того, чтоб церкви Божии и священные места были без мятежа, а воинский чин ополчался крепко на брань против врагов Креста Христова, мы, Антоний митрополит всея Руси уложи так: сколько ни есть земель и земляных угодий, до сих пор данных в митрополии, епископии и монастырям, из них да не исходит, ни по какому суду, ни по какой тяжбе не берут их и не выкупают; что и не утверждено крепостями, и того не выкупать, и вперед с монастырями о вотчинах не тягаться. А от сего дня, 15 января, на последующее время вотчинниками вотчин своих по душам не отдавать, а давать за них в монастыри деньги, а села брать наследникам, хотя бы кто и далеко был в роду. А если у кого не будет роду и дальнего, то вотчину брать на государя, а деньги за нее платить из казны; митрополиту, владыкам и монастырям земель не покупать и в закладке не держать, а кто после этого уложения купит землю или закладную станет за собою держать, то землю брать на государя» 711 . Данный Соборный приговор был подписан 15 января 1580 г. Вполне допустимо, что работа Собора продолжалась и после 15 января 1580 г. Предписания Собора сводилась к следующему: 1 . Земли, находящиеся во владении Церкви, принадлежат ей, в том числе и те, на которые нет «крепостей», т. е. нужных документов. «Впредь с монастыри о вотчинах не тегатися». Исключением являлись закладные земли и княжеские вотчины. 2 . Но теперь, с 15 января 1580 г., земельный фонд духовенства не мог пополняться ни за счет вкладов или покупки, ни за счет закладной земли. 3 . Земли, находящиеся в закладе, переходили к государю, им же решался вопрос о величине денежной компенсации.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В документе о разделе владений кн. Острожского 1603 г. указано точное расположение О. а.: «В пригородку конюшня с [расположенным] при ней двором. Типография и школа должны быть совместно...» (Описи Острожчини 2-ï пол. XVI - 1-ï пол. XVII ст./Упоряд.: В. Атаманенко. К.; Острог; Н.-Й., 2004. С. 75). В связи с тем, что сыновья кн. Острожского поделили «пригородок» пополам, школа и типография должны были находиться под опекой владельцев обеих половин нижнего замка. И. А. Тесленко установил, что О. а. располагалась возле «Боровицкого плаца» (владение в нижнем замке), к-рый принадлежал Александру Стажицкому, одному из слуг рода Острожских. До Стажицких участок принадлежал представителям рода Боровицких - наследственных слуг князей (последний из них - острожский староста Ждан Боровицкий - умер, не имея потомков, в 1600). Усадьба Стажицких четко локализована: «С одной стороны рядом с русской школой, а с другой - круг двора пана Станислава Закшевського» ( Тесленко. 2014. С. 200-216). В истории академии выделяют 3 этапа. Начальный период (1576-1586) характеризуется интеллектуальным подъемом, связанным прежде всего с публикацией Острожской Библии (1581). Тогда сформировался круг деятелей О. а. разных конфессий и национальностей с преобладанием православных, в к-рый входили ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий, Иван Фёдоров, Эммануил Мосхопулос (выпускник рим. Греческой коллегии), протестанты Андрей Рымша и Мотовило, Дионисий (Ралли-Палеолог), Евстафий Нафанаил. Почти все они участвовали в подготовке Острожской Библии. Предполагают, что в Острожский кружок входили также греч. еп. Тимофей, Мегленский еп. Феофан Грек. Помимо Библии в этот период в Острожской типографии были напечатаны Азбука ((Букварь), 1578; 2-е изд.- «Книга словенская, рекомая Грамматика», 1598), «Книжка, собрание вещей нужнейших» Тимофея Михайловича (Аннича) (1580) - первый в истории кириллического книгопечатания алфавитно-предметный указатель к НЗ (большинство сохранившихся экземпляров приплетены к острожскому изданию НЗ с Псалтирью (1580)), стихотворная «Хронология» Андрея Рымши, посвященная событиям земной жизни Иисуса Христа (1581), Псалтирь (1580).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание. Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы. В 2010 г. общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла, добивалась передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви. В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви с выселением музейных фондов в новое здание и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения». Этот проект, однако, вызвал как критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан. Проект был отвергнут. В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку «Символов России», победив в медиаконкурсе «Россия-10». Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро, имеет одиннадцать башен. Архитектурные памятники кремля: Успенский собор (1508—1512). Звонница Успенского собора (1682—1687). Святые ворота. Надвратная церковь Воскресения (1670). Судный приказ (1650—1660). Церковь Иоанна Богослова (1683). Церковь Одигитрии (1693). Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675). Церковь Григория Богослова (1680). Красная палата (1670—1680). «Дом на погребах» (XVII в.). Самуилов корпус. Белая (Столовая) палата. Башни кремля. Успенский собор (1508—1512) стоит на месте своих белокаменных предшественников XII—XIII вв. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Это монументальное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м. Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т. п. придают облику храма особую пластическую выразительность, красоту и устойчивость до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=03271

Преподобный Нил Сорский (1433–1508) О его жизни до принятия монашества известно только то, что происходил он из крестьянской семьи, но был грамотен. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, а потом предпринял путешествие в Святую Землю, был в Константинополе и на Афоне. Там он остановился надолго, где научился уединенной жизни в молитве и созерцании. Вернувшись на родину, основывает скит, получивший потом его имя, и собирает тех, кто стремится к отшельничеству, чтению и переписыванию книг. Последнее было поставлено на достаточно научной основе, сам Нил внимательно изучал переписываемые тексты, искал более точные списки. Нил Сорский оказался в центре споров стяжателей и нестяжателей о монастырской собственности. Он выступал против обширных земельных владений, считая, что инок должен жить, довольствуясь только самым необходимым, добывая то собственным трудом. Считал он так же, что с еретиками (в частности с известными в то время новгородскими «жидовствующими») следует поступать мягко. Участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов, написал ряд посланий ученикам и составил устав монашеской жизни. Незадолго перед кончиной в 1508 году написал духовное завещание. День памяти: 7(20) мая Преподобный Кирилл Белоезерский В миру Косма. Родился в Москве от благочестивых родителей. Принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков – Преподобным Сергием. В 1390 г. братия Симоновской обители упросили преподобного Кирилла быть их игуменом. Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок. Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. К нему стали стекаться ревнители безмолвия, и св. старец понял, что время его безмолвия кончилось.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

Их было по три в ряд со стороны церкви, но вероятно находились они и с задней стороны столбов, как можно заключать по поновленным ликам святых, которые и доселе видны на столбах со стороны алтаря. Сняты ли были кальки с этих замечательных образцов живописи, не знаем, но не можем не пожалеть, если этого не было сделано. Было бы очень важно иметь эти снимки для сравнения с подобными же фресками Успенского собора и для определения их взаимного отношения. В главном куполе, под несколькими слоями позднейшего письма, открылось поясное изображение Господа Вседержителя, которое восстановлено теперь в его первоначальном виде. Была высказана мысль, что это изображение относится к 1405 г. когда, при В. Князе Василии Дмитриевиче, Благовещенский собор расписывали известный Андрей Рублев с Феофаном Гречином и старцем Прохором 13 . Но принять этого предположения нельзя. Во 2-й Соф. летописи прямо говорится, что в 1483 г., собор был сломан до основания и расписан в 1508. Под 1483 г. сказано: Князь Великий, разруши благовещенье на своем дворе, подписанную только, по казну и по подклеть и заложи казну (помещение для церковного имущества) около того подклета и полату кирпичну с казнами. Под 1482 г. во 2-й Соф. летописи записано: того же лета начаша рушити церковь на площади Благовещение, верх сняша и лубьем покрыша (П. С. Р. Л. VI, 234). В 1489 г., августа 9-го, Благовещенский собор был освящен, а в 1508 году расписан стенописью, а иконы снабжены, окладами и украшениями из золота, серебра и драгоценных каменьев. (Ibid. стр. 335, 239, 247). В настоящее время на паперти Благовещенского собора идет расчистка верхнего слоя живописи, под которым открыто изображение Похвалы Богородицы или – «О тебе радуется благодатная всякая тварь». Еще замечательнее стенопись, следы которой обнаружились весной прошлого года, при возобновлении внутренности Успенского собора во Владимире, и которую мы имели возможность осмотреть на месте. Еще Солнцев заметил на южной стороне андреевского притвора и вывел на свет Божий фреску с изображением рая и праведных душ в лоне Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Смолевичи. Церковь Александра Невского. Александро-Невская церковь /// Объект утрачен По идентичному типовому проекту также выстроена церковь в дер. Лешня Копыльского района Минской обл. http://sobory.ru/article/?object=35279 Приходская церковь Св. Николая в Смолевичах, 3-го класса, деревянная, построенная в 1508 г. князем Константином Острожским, записавшим сей церкви 65 десятин земли с правом пользоваться безвозмездно княжескими мельницами. Князья Радзивиллы увеличили фундуш сей церкви. Штатного годичного жалованья причту 324 р. Ныне всей земли до 130 десят. Прихожан мужского пола 1169 душ и женского - 1300 душ. Описанная церковь в Смолевичах не сохранилась. Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын — князь Константин Константинович Острожский, также вошел в историю как радетель веры Православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селениии Смолевичи, расположенном в Минской епархии, в двадцати километрах от Минска. Сегодня многие знают, что первая церковь в Смолевичах была построена в 1508 году. А узнали об этом из брошюры Г.В.Разумова, О.А.Кузнецова “Смолевичи”. Этот же год указан и в церковной клировой ведомости за 1843 год и в книге Ю.А. Якимовича “Зодчество Белоруссии”. Но ряд авторов называют другую дату, ссылаясь на первый том Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной России, изданный в Вильно в 1867 году, в котором напечатан документ — «Дарственная запись Константина Ивановича, князя Острожского, Смолевичской Св. Николаевской церкви на три волоки земли с огородами и сенокосом» от 27 марта 1507 года, в которой говорится, что «церковь з ласки его светое добудовании». В конце текста оговорка, что напечатано это не с документа, а со списка документа, доставленного г. Ставровичем. А это известный приём российских фальсификаторов истории. Мол кто-то, когда-то этот документ переписал и сохранил. А вот историки своими исследованиями опровергают эти даты. Ведь только в августе-сентябре 1507 года Острожскому удалось бежать из московского плена, где находился с 14 июля 1500 года, проиграв битву на Вядрошы. Среди них и Генадь Саганович, где пишет об этом в книге “Айчыну сваю баронячы”. После возвращения Острожского в Вильно 25 сентября король Жыгимонт I Стары вернул ему его прежние староства (все на Украине).

http://sobory.ru/article/?object=48880

После того как Констанцский Собор (1414-1418) положил конец церковной схизме (1417), началось восстановление адм. структур П. о. Были выделены территории, непосредственно подчиненные папе Римскому (immediate subjectae) и подчиненные ему опосредованно (mediate subjectae). Управление владениями, непосредственно подчиненными папе Римскому, было поручено папским представителям (ректорам), параллельно с к-рыми действовали коммунальные органы с разной степенью автономии. Владения, подчиненные папе Римскому опосредованно, управлялись апостольскими викариями или сеньорами, полностью самостоятельными в своей политике, как, напр., представители династий Эсте в Ферраре и Монтефельтро в Урбино. Часто папы Римские стремились укрепить свою власть с помощью своих родственников. Так, при поддержке папы Римского Александра VI (1492-1503) его сын Чезаре Борджа захватил ряд городов в Романье (Римини, Фаэнцу, Урбино и др.), рассчитывая создать там собственное гос-во. Папа Юлий II (1503-1513) лишил Чезаре Борджа всех владений, поставив их в непосредственное подчинение Папскому престолу. Присоединившись к направленной против Венеции Камбрейской лиге (1508-1510), а затем организовав антифранц. Святейшую лигу (1511-1513), папа Юлий II смог установить контроль над Перуджей, Болоньей, Пармой, Пьяченцей и Реджо-нель-Эмилией. Опасаясь чрезмерного усиления власти имп. Карла V (1519-1556), папа Климент VII (1523-1534) присоединился к антигабсбургской Коньякской лиге, что привело к разграблению Рима нем. наемниками, состоявшими на службе у императора (май 1527). Центробежным тенденциям способствовала политика непотизма : папа Юлий II передал своим родственникам из семьи делла Ровере герц-ство Урбино (1508), папа Павел III (1534-1549) выделил из П. о. для своих родственников из семьи Фарнезе герц-ство Кастро (1537) и герц-ство Парма и Пьяченца (1545). Практику отчуждения территорий окончательно запретил папа Римский Пий V буллой «Admonet nos» (29 марта 1567). Поражение папы Павла IV (1555-1559) в войне против Испании (1557) и заключение мира в Като-Камбрези (1559) закрепили испан. господство в Италии и зависимость папства от Габсбургов .

http://pravenc.ru/text/2578947.html

В другом эпизоде говорится о М. как о помощнике св. Бенедикта в управлении монастырем. Некоему монаху-готу поручили расчистить участок земли, заросший терновником. Во время работы он слишком сильно взмахнул садовым ножом (falcastrum), железное острие соскочило с рукояти и упало далеко в озеро. Монах признался М. в своей неловкости, а тот поведал об этом св. Бенедикту. Святой опустил рукоять в воду, и лезвие, поднявшись со дна озера, само собой соединилось с ней. Однажды юный мон. Плацид отправился к озеру за водой, но оступился, упал в воду и стал тонуть. Св. Бенедикт, находившийся в келье, чудесным образом узнал об этом и велел М. поспешить на помощь. Прибежав к озеру, М. схватил Плацида за волосы и вытащил на берег. Только после этого он понял, что прошел по воде как по суше. Св. Бенедикт объяснил, что чудо произошло из-за самоотверженного послушания М. (oboedientiae illius deputare coepit), но ученик связывал его с чудотворной силой учителя (pro solo eius imperio). Конец спору положило свидетельство Плацида, уверявшего, что его спасителем был св. Бенедикт. Причиной, по к-рой св. Бенедикт покинул Сублак и отправился странствовать, были козни некоего пресв. Флоренция, ненавидевшего святого и даже пытавшегося отравить его. Вскоре Флоренций погиб, и М. с радостью сообщил об этом св. Бенедикту. Однако святой упрекнул ученика в том, что тот обрадовался чужой смерти, и наложил на него пенитенцию (епитимию). Из этого эпизода следует, что после ухода св. Бенедикта М. остался в Сублаке. Возможно, впосл. он жил в Кассинском мон-ре (см. Монте-Кассино ), но свт. Григорий Великий об этом не упоминает. Св. Бенедикт принимает на обучение Мавра и Плацида. 1505–1508 гг. Роспись мон-ря Монте-Оливето-Маджоре (Италия). Худож. Содома и мастерская Св. Бенедикт принимает на обучение Мавра и Плацида. 1505–1508 гг. Роспись мон-ря Монте-Оливето-Маджоре (Италия). Худож. Содома и мастерская В IX в. сложилось предание о том, что М. переселился из Италии в Галлию и основал там мон-рь Гланфёй в обл.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010