Явление прп. Зосимы Досифею. Миниатюра из «Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких». Кон. XV в. (ГИМ. Вахр. Л. 83 об.) († после 1514, Соловецкий мон-рь?), игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , агиограф, заказчик и вкладчик рукописей. Д. стал насельником Соловецкой обители при жизни своего наставника прп. Зосимы . После кончины последнего (17 апр. 1478) Д. жил в одной келье с прп. Германом Соловецким († 1479 или 1484), к-рый вместе с прп. Савватием первым поселился на Соловках. О том, что Д. в течение нек-рого времени являлся игуменом Соловецкой обители, известно из монастырской описи от янв. 1514 г. (бывш. игум. «Достофей» назван среди участников описания на 1-м месте, среди «лудчих старцев»), из записи бывш. митр. Спиридона (Саввы) в Житии преподобных Зосимы и Савватия (в записи Д. назван бывш. соловецким игуменом - Минеева. Рукописная традиция Жития. Т. 2. С. 45) и из рассказа «О явлении преподобнаго Зосимы» в Житии преподобных Зосимы и Савватия, переданного со слов Д. («бывшу мне некогда игуменом на Соловках» - БЛДР. Т. 13. С. 110). Настоятельство Д., к-рое, по-видимому, было недолгим, не поддается точной датировке. Существует мнение, что Д. мог быть игуменом Соловецкого мон-ря между 1479 и 1484 гг. ( Досифей (Немчинов). С. 64; Дмитриева. Досифей. С. 198; Панченко О. В. Коммент.//БЛДР. Т. 13. С. 770). В рассказе «О явлении преподобного Зосимы» сообщается о молитве игумена Д. перед образом прп. Зосимы, что могло иметь место не ранее 1508 г., когда были написаны первые иконы преподобных Зосимы и Савватия (в Житии преподобных сообщается, что соловецкие иноки 30 лет после кончины основателей Соловецкого мон-ря не решались написать их образы - Там же. Т. 13. С. 102; мнение архим. Досифея (Немчинова) , что Д. был автором 1-й иконы прп. Зосимы ( Досифей (Немчинов). С. 64), лишено оснований). Сообщение об игуменстве Д. не ранее 1508 г. противоречит записи митр. Спиридона (Саввы), свидетельствующей, что к 1502/03 г. Д. уже покинул этот пост. В качестве настоятеля Д., очевидно, почти не занимался хозяйственной деятельностью. Помимо упомянутых источников, его имя не представлено ни в одном монастырском документе ни в должности настоятеля, ни в качестве бывш. игумена.

http://pravenc.ru/text/180327.html

Бурное развитие церковной архитектуры на Руси было прервано нашествием войск хана Батыя в 1238 году и подчинением русских земель Золотой Орде. В последующие десятилетия многие храмы были сожжены или разрушены, прежние центры храмоздательства пришли в упадок. Последняя четверть XV u haчaлo XVI века ознаменовались строительством четырех выдающихся памятников русской архитектуры на территории Московского Кремля – нового Успенского (1475–1479), Благовещенского (1489) и Архангельского соборов (1505–1508), церкви Ризоположения (1484–1486) и храма-колокольни святого Иоанна Лествичника (1595–1508), известной под именем «колокольни Ивана Великого». В совокупности они составили единый храмовый комплекс, призванный подчеркнуть роль Москвы как нового церковного центра Руси. Ко времени строительства кремлевских соборов на Руси прочно укоренилась традиция отделять алтарь от остальной части храма высокой стеной икон, получившей название иконостаса. Византийская храмовая архитектура первого тысячелетия не знала такого явления: алтарь отделялся от храма прозрачной преградой. В конце первого – начале второго тысячелетия в пространство между колоннами алтарной преграды стали помещать иконы Христа и Пресвятой Богородицы. Однако в греческой традиции иконостас никогда не доходил до таких размеров, какие характерны для послемонгольской Руси: до сего дня на греческом Востоке иконостасы делаются главным образом одноярусными, с невысокими царскими вратами, а иногда и вовсе без царских врат. Другим видимым отличием русского храма от византийского стала форма купола, которая на Руси постепенно приобрела луковичный характер. Тенденция постепенного увеличения высоты подкупольного барабана с одновременным уменьшением диаметра купола наметилась еще в Византии. На Руси эта традиция продолжилась, но при этом сама форма купола также приняла иные, более «вертикализованные» очертания. Генезис луковичной формы куполов, так же как и время появления этой формы в русском церковном зодчестве, является предметом дискуссии между учеными. Некоторые датируют ее появление XIII веком 50 , другие – значительно более поздним временем, например, рубежом XVI u XVII веков 51 . Некоторые также полагают, что луковичная форма была навеяна формой шлема русского воина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Известно также, что Сигизмунд I дал преемнику Евфимия, архиеп. Иосифу, три «службы» людей в Полоцком повете (РГАДА. Ф. 389 (Лит. митр.). Кн. 9. Л. 187–187 об.; Ярушевич. Ревнитель православия. С. 178). В 1516 г. Сигизмунд I подтвердил пожалования Свидригайло Владимирской кафедре по просьбе епископа Пафнутия (РГАДА. Ф. 389. Кн. 9. Л. 148 об.; Ярушевич. Ревнитель православия. С. 178). О судебных спорах еп. Вассиана см.: Теодорович. Город Владимир. С. 47. О пожалованиях Федора Ивановича Ярославича и Константина Ивановича Острожского Турово-Пинской кафедре см. подробнее: Грушевский. Пинское Полесье. С. 5, 29–30, 105, 107, а также прил. 11, 15, 27. В этой части работы митр. Макария совсем отсутствуют сведения о Перемышльских и Холмских епископах 1-й четв. XVI в., очевидно потому, что он не имел доступа к соответствующим архивным источникам, которые в то время не были опубликованы. Данные о Перемышльских епископах первых десятилетий XVI в. содержатся в работе: Добрянский. История епископов. С. 32–37. О Холмских епископах того же времени см.: Площанский. Прошлое Холмской Руси. Т. 1. С. 100–115. Б?ольшая часть использованных в этих работах источников — это документы, свидетельствующие о поземельных сделках и спорах, которые вели епископы. Однако, некоторые документы касаются вопроса о положении Церкви в обществе и ее отношениях с государственной властью и представляют более общий интерес. Это прежде всего документы, связанные с переменами на Холмской кафедре в 1504–1508 гг. 24 октября 1504 г. Александр Ягеллончик пожаловал вакантную Холмскую кафедру своему «русскому писарю» Ивану Сосновскому. Новый епископ не только был светским лицом, но и состоял в браке и, получив сан, не торопился расторгнуть брак и принять монашеский обет. 27 октября 1507 г. по просьбе жителей Холмской епархии он был отстранен и кафедра передана архим. Филарету. Сосновский не хотел покидать кафедры, и король 12 февраля 1508 г. повторил свое распоряжение, ссылаясь на то, что Сосновский «не принял священства по русскому обряду и вовсе не исполнял должности своего звания» (Акты Виленской археографической комиссии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

В свободное время он усиленно читал Библию, к к-рой получил доступ в монастырской б-ке. После принесения монашеских обетов в 1506 г. Л. по распоряжению руководства мон-ря стал готовиться к принятию священного сана. В период подготовки Л. изучал трактат влиятельного эрфуртского теолога Г. Биля († 1495) «Объяснение канона мессы» (Sacri canonis missae exposito; 1-е изд.- 1488), в к-ром обсуждался среди прочего и вопрос о том, каким должно быть духовное состояние предстоящего перед Богом во время мессы пресвитера. Чтение аскетической лит-ры, житий святых и трудов представителей монашеского богословия привело к значительному усилению у Л. чувства собственного недостоинства и греховности. Сравнивая собственную жизнь и предлагавшиеся в духовной лит-ре идеалы с реальной монашеской жизнью и с собственным внутренним состоянием, Л. приходил к заключению, что его подвиги не могут загладить его внутреннюю вину перед Богом и не могут даровать ему уверенность в собственном спасении. Подобные мысли повергали его в уныние и отчаяние, однако первоначально Л. удавалось преодолевать их благодаря беседам с духовниками и собратьями по ордену (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 56-90). После рукоположения во пресвитера в 1507 г. Л. было дозволено заняться систематическим изучением теологии и он был приписан к теологическому фак-ту Эрфуртского ун-та; одновременно с этим он преподавал в монастырской школе философию. Постепенно о талантах Л. как преподавателя стало известно руководству ордена. В 1508 г. он был направлен генеральным викарием ордена И. фон Штаупицем ( 1524) в незадолго до этого основанный Виттенбергский ун-т, к преподаванию теологии и нравственной философии в котором были привлечены августинцы-еремиты, имевшие в Виттенберге небольшой монастырь. Л. читал в Виттенберге курс лекций по аристотелевской этике и изучал теологию в 1508/09 г.; здесь же 9 марта 1509 г. ему была присвоена степень библейского бакалавра, после чего он начал читать в ун-те также лекции по Свящ. Писанию. По возвращении в Эрфурт осенью того же года Л.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

границы Государева двора помещение для торжественных приемов - двухъярусную Грановитую палату. Дальнейшему строительству дворца помешали чреда пожаров, а затем кончина Солари (а возможно, и мастера Марко, о судьбе к-рого сведения после 1491 отсутствуют, см.: Подъяпольский. 1991. С. 224). Занятый с 1494 г. на строительстве кремлевских укреплений мастер Алевиз смог приступить к строительству дворца только в 1499 г.: «Тоя же весны, мсяца Maia, князь beлukiй веллъ заложити дворъ свой, полаты каменныа и кирпичныа, а подъ ними погребы и ледники, на старомъ двор у Блarobщehia, да и стну камену отъ двора своего до Бopobumцkia стрлницы; а мастеръ Алевизъ Фрязинъ отъ града Meдioлaмa» (ПСРЛ. Т. 12. С. 249). В это же время из Кремля был выведен на новое место московский Спасо-Преображенский на Бору мон-рь. В 1499-1508 гг. были сооружены парадные и жилые покои, а немногим позднее - хозяйственные строения Государева двора. Вероятно, вначале была выстроена на подклете палата, получившая со временем наименование Средней, или Золотой. Она была поставлена между Грановитой палатой и Благовещенским собором, несколько отступив от них к западу. Позднее к этим постройкам было добавлено обширное Красное крыльцо с 3 лестницами, служившими для прохода в эти палаты и собор. С 1503 г. строились поставленные перпендикулярно к парадной части дворца с юж. стороны Набережные палаты, с северной - корпус Постельных хором. Их 1-й ярус занимал стоявший на погребах обширный хозяйственный подклет. Перед обращенным во внутренний двор фасадом проходила галерея на аркаде - Набережные и Постельные переходы,- соединившая воедино располагавшиеся на 2-м ярусе разнообразные постройки. Второй ярус Постельных хором, где находились жилые покои вел. князя и княгини, был деревянным. В целом строительство дворца завершилось к 1508 г., в период правления вел. кн. Василия III: «Тоя же весны, Maia въ 7, во вторую недлю по Пасц, вшелъ князь beлukiй Василей Ивановичъ всеа Pyciu и съ своею великою княгинею Coлoмohieю въ новой дворъ кирпичной жити, его же заложилъ отець его князь beлukiй Иванъ Bacuлiebuчь государь всеа Pyciu на старомъ мст у Блarobщehia» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В Синодике Успенского собора записан род иерарха: «Родители владыки Досифея Сарского – Петра, Улиту скимницу, Феодосиа скимника, Марфу скимницу, инока Ефрема, иерея Тимофеа, Матрену, Илариона скимника» 859 . Таким образом, в роду епископа —274— Досифея немало родственников, которые отошли в иной мир в монашеском звании. Митрополит Мануил (Лемешевский) приводит о епископе Досифее следующие данные: «В 1445–1446 году он был настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Есть сведения, что он управлял и Киево-Печерской лаврой. 23 января 1508 г. хиротонисан во епископа...» 860 П. Строев действительно называет Троицкого настоятеля с этим именем: «Досифей, 1446 и 47» 861 . Но если в Троицком игумене 40-х гг. XV в. признать иерарха XVI в., то, в таком случае, он должен был родиться в конце XIV – начале XV в. , что представляется маловероятным 862 . Между тем в Сергиевой обители был настоятель с таким именем в XIV веке. В находящемся во Вкладной монастырской книге перечне настоятелей, после игумена Серапиона, который был поставлен на Новгородскую кафедру, назван «Досифей – год и полнедели» 863 . Е. Голубинский указывает следующие его годы: «Досифей 2-й, в 1506–1507-м году» 864 . Таким образом, близость дат окончания данного настоятельства и начала архиерейства епископа Досифея позволяет предположить, что митрополит Симон, сам Троицкий постриженник, поставил себе викария из Троицких игуменов. Более того, можно думать, что сам он возвёл его в своё время в сан игу- —275— мена, а ещё ранее, будучи Троицким настоятелем, игумен Симон (1490–1495) совершил монашеский постриг будущего иерарха, назвав его Досифеем. Во время короткого настоятельства в Троицкий монастырь игумену Досифею давались «с братией, или кто по нем иный игумен будет у Живоначальныя Троицы» жалованные грамоты, определявшие льготы для обители и вклады 865 . Летопись не называет архиереев, участников его хиротонии, но можно предполагать, что в ней участвовал Суздальский епископ Нифонт (1484–1508), о кончине которого в марте «на Москве» говорится сразу после сообщения о поставлении Крутицкого владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)) НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

После избрания на Папский престол Александра VI Фарнезе получил должность казначея в Римской курии (6 сент. 1492). Папа, испанец по происхождению, нуждавшийся в поддержке знатных римских семейств, 20 сент. 1493 г. возвел Фарнезе в достоинство кардинала-диакона; 23 сент. он получил диаконию святых Космы и Дамиана (с 29 нояб. 1503 и до 25 сент. 1513 занимал также диаконию св. Евстафия). В апр. 1494 г. он был возведен в сан субдиакона и диакона. 14 нояб. папа назначил Фарнезе легатом в Патримонии св. Петра (1494-1496). 28 апр. 1501 г. он, не будучи пресвитером, стал администратором диоцеза Корнето-Монтефьясконе (1501-1519). 26 нояб. 1502 г. папа Александр VI назначил его легатом в Анконской марке (1502-1509). При следующих папах кард. А. Фарнезе благодаря семейным связям, обходительности и дипломатическим способностям укрепил свое положение: он был администратором диоцезов Ванс (1508-1510), Беневенто (1514-1522, 1528-1530), Сен-Понс-де-Томьер (1514-1534), Ананьи (апр.-июнь 1525), Битонто (1530-1532), Сована (апр. 1532), Сора (янв.-июнь 1534). В окт. 1508 г. стал архипресвитером Латеранской базилики. В 1509 г. назначен епископом Пармы, занимал кафедру до 1524 г. От имени болевшего в то время папы Римского Юлия II (1503-1513) открыл заседания Латеранского V Собора (3 мая 1512). В отсутствие кардинала-перводиакона короновал папу Льва X (19 марта 1513). В авг. 1516 г. сам Фарнезе стал кардиналом-перводиаконом. После возведения в достоинство кардинала-епископа занимал субурбикарные кафедры Фраскати (с 15 июня 1519; в связи с этим назначением 26 июня рукоположен во пресвитера, 2 июля - во епископа), Палестрины (с 9 дек. 1523), Сабины (с 18 дек. 1523), Порто и Санта-Руфины (с 20 мая 1524), Остии и Веллетри (с 15 июня 1524). Декан коллегии кардиналов (с 1524). При папах Римских из рода Медичи - Льве X и Клименте VII (1523-1534) - Фарнезе стал одной из наиболее влиятельных фигур при папском дворе. После смерти папы Климента VII, к-рый рассматривал его в качестве своего преемника, Фарнезе был избран папой Римским.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Больше известно о поддержке К. И. церковных учреждений в Турове. В 1513 г. Преображенской ц. были подарены разные угодья (сад, луга, озера и др.). 5 марта 1520 г. К. И. передал расположенной в замке Успенской ц. 3 села и 14 озер. Тогда же собору и епископской кафедре были пожалованы 24 ведра ежегодной медовой дани. При переходе Турова под власть К. И. возникла проблема отношений магната с Турово-Пинским епископом. По ходатайству К. И. Сигизмунд I в февр. 1522 г. подтвердил привилей кор. Александра 1506 г. Турово-Пинской епархии, где устанавливалось, что князья и бояре на территории епархии без благословения архиерея не должны закладывать храмы и монастыри, не должны определять к ним священников и вообще не могут вмешиваться в духовные дела под угрозой штрафа в 3 тыс. коп литов. грошей. С приобретением К. И. ряда значительных владений в Киевской земле следует связывать первые попытки князей Острожских влиять на церковную жизнь в Ср. Поднепровье. В 1508 г. установились связи К. И. с самой почитаемой обителью Великого княжества Литовского - Киево-Печерским мон-рем (см. Киево-Печерская лавра ). Первые десятилетия XVI в. стали временем внутренних конфликтов в обители. В результате одного из таких конфликтов в 1508 г. киевский воевода арестовал печерского архим. Вассиана. После вмешательства К. И. архимандрит был освобожден и получил возможность поехать в Вильно к королю. В 1516 г. К. И. вместе с женой дал Киево-Печерскому мон-рю ряд сел как поминальный вклад по родителям Татьяны - кн. Семену Юрьевичу Гольшанскому и его жене Анастасии. В 1522 г. в положении Киево-Печерской обители произошли серьезные изменения. Сигизмунд I санкционировал восстановление в мон-ре общежительства, было ограничено вмешательство киевского воеводы и его «урядников» в монастырскую жизнь. Одновременно особым постановлением был введен коллективный патронат князей, бояр и земян Киевской земли над Киево-Печерским мон-рем. Поскольку такой порядок был ранее установлен по отношению к Жидичинскому монастырю по инициативе К. И., то, вероятно, и в данном случае могла иметь место его инициатива. Однако у этих преобразований нашлись противники. Уже в 1524 г. архим. Игнатий был отстранен от управления Киево-Печерским мон-рем и заменен новым настоятелем Антонием. В следующем году К. И. и печерские старцы обратились к королю, добиваясь возвращения архим. Игнатия, т. к. Антоний разрушал монастырскую общину. Игнатий вновь занял пост настоятеля, но в 1526 г. Антоний был возвращен в мон-рь, в 1528 г. по ходатайству политического противника К. И.- виленского воеводы Гаштольда Антонию было обеспечено пожизненное настоятельство. По-видимому, враги К. И. не желали установления прочных связей между правосл. магнатом и самой почитаемой и богатой правосл. обителью Великого княжества Литовского.

http://pravenc.ru/text/2057074.html

XVI в. проявляются черты, свойственные новгородской архитектуре 2-й пол. XV в. Так, напр., церкви св. Климента (1519) и свт. Николая в Папоротне (вероятно, 1522) имеют деревянные перекрытия подцерковья, объемно-пространственное решение этих построек и детали декоративного убранства также напоминают новгородские храмы XIV-XV вв. Если облик ц. св. Климента был во многом задан особенностями храма-предшественника, то храм в Папоротне сознательно ориентирован на архитектуру сер.- 2-й пол. XV в.: это 2-этажная постройка с доминирующей вертикальной осью и фасадами, богато украшенными орнаментальными поясами. Новгородские черты преобладают и в храмах ап. Филиппа и свт. Николая на Нутной ул. (1526), Успения Колмова мон-ря (1527-1528), свт. Николая Медведского мон-ря в Нов. Ладоге (вероятно, 20-е гг. XVI в.). Т. о., новгородская архитектурная школа, развитие к-рой было прервано в 70-х гг. XV в., и в следующем столетии продолжала служить источником, откуда зодчие заимствовали определенные архитектурные формы. Подцерковье, ставшее отличительной особенностью новгородской архитектуры XV в., в XVI в. появилось в большинстве построек, при этом летописи свидетельствуют о том, что в нек-рых случаях новгородцы не перестраивали храмы целиком, а устраивали перекрытие подцерковья в построенной ранее церкви. Иной характер имеют монастырские соборы - Спасо-Преображенский в Хутынском мон-ре (1515) и Успенский в Тихвине (1507-1515), а также Успенская ц. в Ивангороде (вероятно, 1507-1508). В отношении тихвинского собора летописец прямо свидетельствует о работе итальянского мастера, не называя его имени; собор в Хутынском монастыре и Успенская ц. в Ивангороде могут быть связаны с работой итал. зодчих, что было отмечено в ходе анализа архитектурных форм и конструктивных особенностей. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Хутынском мон-ре, 5-главый 6-столпный 3-апсидный с повышенными подпружными арками, построен мастерами, к-рые в 1508-1512 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010