Ему монастырский летописец приписывает построение каменной церкви с трапезою, известной с самого начала XVI столетия под именованием «Дмитрий Селунский.» На это церковное строение Иван Васильевич Шереметев Большой дал 50 рублей. Вклад по тому времени довольно значительный, если иметь в виду, что тогдашние шесть рублей заключали в себе фунт серебра. 30 4. Вонифатий (после 1520г.) Из братии монастыря. По сказанию летописца он славился благочестивою жизнью, слух о которой достиг и до великого князя; вследствие сего монастырь был посещен великим князем. Это посещение, если оно действительно было, должно отнести к 1520 году, когда князь Василий Иоаннович с молодою супругою Еленою ходил на богомолье в Кириллов монастырь; на пути посетил Корнилову обитель и, вероятно, некоторые другие монастыри. 31 5. Макарий По синодику 6. Арсений По синодику 7. Иоасаф I (около 1548 г.) Имея ревностное попечение о благолепии храмов, он приобрел на свое иждивение много довольно ценной утвари церковной, как то: большой благовестный колокол, стоящий 80 рублей, напрестольное Евангелие с серебряным окладом верхней деки, крест воздвизальный, обложенный серебром, кадило серебряное – «а весу тянет противу 15 рублев», паникадило о 12 свечах и др. В последствии (1555 – 1560) Иоасаф был игуменом в Троице-Сергиевом монастыре, 32 и потому в описях второй половины XVI века пожертвованные им вещи обозначались, что их дал «Троицкой игумен Иасаф.» В его время из вкладчиков известен инок Вассиан Шереметев, 33 который дал колокол, ризы и стихарь, «а цена всему тому 60 рублев.» 8. Варфоломей (прежде 1558 г.) В описи 1585 года о местном образе Спаса Вседержителя в соборной церкви сказано: «окладывал его игумен Варфоломей», а в других описях XVI века пишется: «окладывал Юрьевский архимандрит Варфоломей.» Он был архимандритом в Юрьеве монастыре 1558 – 1564 г. 34 10. Паиссий II (до конца 1563 г.) С 1560 года стали быть известны вклады в монастырь царя Иоанна Грозного: в этом году «месяца сентября в 4 день царь и великий князь Иван Васильевич всея руси прислал в обитель Николы чудотворца по своей царице и по великой княгине по Настасье милостыни пятнадцать рублев денег и велел по царице понехиды пети и литургию Божию служити собором и на литеях поминати, и в синодик в вечное поминание написати и братья на приставлснье царицыно и на памяти поминати и кормы кормити по вся годы....» 36

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ч. архиеп. Арма Джорджа Доуделла (1543-1558), к-рый отказался признать нововведения. В этих условиях наместником И. был вновь назначен Сент-Леджер (1550-1551). Ему удалось заключить с ирл. правителями и магнатами соглашение о назначении сторонников Реформации на некоторые епископские кафедры (Лимерик, Уотерфорд и др.). По инициативе Сент-Леджера в Дублине был напечатан англ. текст «Книги общих молитв», а также подготовлен его лат. перевод. После издания 2-й редакции «Книги общих молитв» (1552) и принятых в качестве офиц. вероучительного документа Англиканской Церкви «Сорока двух статей» архиеп. Дж. Доуделл бежал в Италию, а др. прелаты выразили недовольство изменениями в богослужебной практике. Попытки еп. Джона Бейла (1552-1553), активного сторонника Реформации, ввести англикан. богослужение в еп-стве Оссори не увенчались успехом. Напротив, ирл. духовенство приветствовало восшествие на престол католички кор. Марии I Тюдор (1553-1558). При ней была приостановлена англиканская реформа Церкви, восстановлена духовная власть папы Римского, отменены законы против католиков. Архиеп. Дж. Доуделл, признанный Папским престолом, вернулся в И. и в апр. 1554 г. возглавил комиссию по смещению женатого духовенства, в результате работы к-рой были лишены кафедр Дж. Бейл, бежавший в Англию, Дублинский архиеп. Дж. Браун и еп. Мита Эдуард Стейплз. Однако в основном высшее духовенство, назначенное при Генрихе VIII и Эдуарде VI, сохранило свое положение в Церкви, а бывший архиеп. Дж. Браун добился прощения от папского легата и получил должность пребендария при соборе св. Патрикия в Дублине. Меры, принятые кор. Марией Тюдор в религ. сфере, способствовали признанию папой Римским Юлием III (1550-1555) за англ. монархами статуса королей И. В дек. 1557 г. во все графства И. были направлены назначенные королевой уполномоченные, к-рые должны были способствовать возвращению католич. храмам церковной собственности, утраченных реликвий, утвари, колоколов. Однако земельные приобретения, сделанные за время Реформации за счет монастырских владений, не оспаривались и считались законными.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Феодосий (Суморин) , прп. Тотемский († 1568), будучи в 1554 г. в Москве, получил царское разрешение на строительство обители и освобождение от суда тотемского наместника, по распоряжению свт. Макария Н. выдал прп. Феодосию грамоту на построение храма и снабдил его всем необходимым для его освящения. Основание Введенского мон-ря в Сольвычегодске также связано с Н. 29 февр. 1554 г. он послал в Вел. Устюг грамоту соборному протопопу Феодосию о постройке там Успенского собора; грамота сохранилась в подлиннике с черновосковой печатью Н. В авг. 1558 г. Н. отправил настоятелю мон-ря грамоту с благословением освятить новопостроенный собор (РИБ. Т. 12. Ч. 1. Стб. 125-127, 128-129; Макарий (Веретенников). 2006. С. 272-273, 273-274; Он же. 2007. С. 276-277, 277-278; см. также: Тарасов. 2014). Астраханский еп. Феодосий (1602-1606), в будущем активный противник Лжедмитрия I , был рукоположен им во пресвитера и поставлен толгским игуменом ( Дмитриевский А. К. К трехсотлетнему юбилею Астраханской епархии: Житие и подвиги первого архиеп. Астраханского Феодосия//ТКДА. 1903. 5-8. С. 167; СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 393-394). Сохранившийся актовый материал характеризует Н. как деятельного архипастыря. В грамоте от 7 мая 1561 г. он выразил беспокойство нарушениями жителями Вел. Устюга канонических правил, касавшихся духовного родства, а 15 апр. 1564 г. Н. предписал устюжскому протопопу послать соборных священников в Сольвычегодск для назидания небрежно служащего духовенства (РИБ. Т. 12. Ч. 1. Стб. 132-134, 135-136; Макарий (Веретенников). 2006. С. 275-276; Он же. 2007. С. 279-280). Еще ранее, в 1558 г., Ростовский владыка послал Анике Строганову икону Благовещения в благословение на построение соборного Благовещенского храма. Данный «начальный образ» нашел затем отражение в шитье и в соборной росписи ( Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 42). Известны благословенные (на продолжение священнического служение иеромонахам) и ставленные грамоты Н., а также подтверждавшие прежние ставленные грамоты (РИБ. Т. 32. Ч. 1. Стб. 240, 315-316, 429; Кат. древнерус. грамот, хранящихся в ОР ГПБ в Ленинграде. СПб., 1992. Вып. 1-2. С. 63. 148; Полознев Д. Ф. Благословенные и ставленные грамоты Ростовской и Вологодской епархий XVI-XVIII вв. из фондов ОПИ ГИМ//СРМ. 1995. Вып. 8. С. 52). Известно имя владычного дьяка Ф. М. Плишкина, скрепившего «сотную» грамоту, в к-рой перечислены владения архиерейской кафедры в Вел. Устюге ( Васильев Ю. С. 1556-1557 г. Сотная с устюжских писцовых книг Ю. И. Александрова Самсонова на вотчину архиеп. Ростовского в Устюжском у.//Великий Устюг: Краевед. альм. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 378). При Н. в Ростове находился в заточении уроженец г. Каменца-Подольского инок Исаия ( Абрамович Д. И. К лит. деятельности мниха камянчанина Исаии. СПб., 1913. (ПДПИ; 181)).

http://pravenc.ru/text/2565272.html

548. Успенский – Николаевский – Мороцкий , мужской, ныне приходская церковь в селе Морочи, Минской губ., Мозырского у., в 124 вер. к сев.-зап. от Мозыря, при впадении рч. Морочи в р. Случ, с правой ее стороны. Вероятно, уже существовал в XV ст., так как в 1508 году упоминается игум. Феодосий. В грамоте 1558 кн. Юрию Слуцкому о подсудности православн. духовенства Киев. митрополиту упоминается и Николаевский Мороцкий игумен. В 1589 г. отдан в управление архим. Слуцкого Троицкого м-ря Михаилу Рагозе. В 1824 г. он упразднен и церковь его обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 107; Ратшин, 175; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 202; “Опис. монаст.”, 1817 г., 121; “Поли. собр. Закон.”, 1824 г., XXXIX, 30010; “Акты Зап. Р.”, III, 22 (грам. 1558 г.); IV, 15 (грам. 1589 г.); Архим. Николай, “Ист. стат. оп. Минск. еп.”, 161; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписных к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч.1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 549. Успенский – Новодворский , мужской, ныне село Новый Двор, Минской губ., Пинского у., Логишинской волости, в 25 вер. к сев.-вост. от Пинска и в 15 вер. к юго-вост. от местечка Логишина, при оз. Постском. Основан в 1618 г. Григор. Володкевичем для укрепления православия против унии. В 1743 г. подвергался притеснениям униатов, которые разогнали монахов и овладели м-рем и его имуществом, но в 1747 г. возвращен православным и приписан к Виленскому Духову монастырю. Закрыт в 1817 и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 340; “Минск. губ. в.”, 1847 г., 26 (стат. опис. Пинск. у.); 1864 г., 50 (год основания); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.” 68, 152; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 598 (просьба православных о возвращении иконы Новодвор. Божией Матери, которая игуменом этого м-ря завезена в Киев); III, прилож., CXII, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписных к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 53, XXVIII (постановления 1681 г. о мерах для защиты православия; подписался игум. Грозовский и Новодворский Платон Лукианский), 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей), 448, (обращен в унию 1743 г. 22 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

упоминается с 1558 по 1561 (1558–1566, 1555–1559) неизвестно Никифор, епископ упоминается с 1564 по 1566 неизвестно Иона (Борзобогатый-Красенский), епископ бывший наречённый епископ Владимиро-Волынский, рукоположен с 1571 по 1585 (управлял с 1567) осуждён, приговорён к лишению имущества и изгнанию из Отечества; 1585 Кирилл (Терлецкий), епископ бывший епископ Туровский и Пинский (униат) с (29.05.) 1585 по 1595 лишён сана и кафедры; 1607 После Брестского Собора 1596 года западные русские епископии находились под гнётом униатских владык. Луцкая и Острожская Восстановлена в 1620 году Имена Сведения Исаакий (Борискович), епископ рукоположен с 11.01.1621 по 1633 (управлял из Киева) сведён с кафедры униатами, с 1633 епископ Перемышльский Афанасий (Пузына), епископ управлял с 12.03.1633 по 12.10.1647 (избран в конце 1632) 25.12.1650 Иосиф (Чаплиц-Шпаковский), епископ упоминается с 1650 по 1655 неизвестно Дионисий (Балабан Тукальский) епископ бывший епископ Холмский с 1655 по 28.02.1658 митрополит Киевский и Галицкий; 10.05.1663 Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), епископ рукоположен с 1659 по 08.07.1685 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Шумлянский), епископ находился на кафедре с 1685 упоминается в 1691 неизвестно Дионисий (Жабокритский), епископ рукоположен с 07.02.1701 до 1709 в 1702 (1) перешёл в унию (управлял с 1696) передан Московским властям и сослан в Соловецкий монастырь; 1715 Кирилл (Шумлянский), епископ рукоположен (1716) с 1711 по 1715 изгнан униатами, удалился в Киев, с октября 1715 епископ Переяславский, викарий Киевской епархии Далее православных владык на кафедре не было. Львовская В составе Киевской митрополии в период разделения. Учреждена в 1539 году Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская Кафедра во Львове Имена Сведения Макарий (Тучапский), епископ рукоположен и утверждён Польским королём 23.10.1539 Арсений (Балабан), епископ рукоположен с 1549 по 1568 Иона (Лопатка-Осталовский), епископ рукоположен с 15.08.1570 (назначен королём 16.06.1569) Гедеон (Балабан), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XX в. называть икону Тихвинской. Как «Нарвская», с историей обретенных из пепла ругодивских образов, основанной на обобщенных летописных сведениях и сказании кн. Курбского, икона впервые появилась в публикации С. И. Снессоревой (Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1891, 18982. С. 269-270, без ил.). Это название и вариант сказания впосл. получили широкую известность (в т. ч. опубликованы в расширенном своде чудотворных икон, к-рый подготовил рус. духовный писатель Е. Н. Поселянин (Погожев) - см.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 625-626, без ил.). Считающийся той самой чудотворной иконой Божией Матери, Тихвинский образ пребывал в ц. Успения Пресв. Богородицы в Ивангородской крепости до 1940 г. После закрытия церкви икону перенесли в храм Иверской монашеской общины близ Ивангорода (до революции 1917 ц. Иверской иконы Божией Матери Ивангородского подворья Николаевского Илецкого мон-ря Оренбургской епархии). В 1944 г. она была отправлена в Пюхтицкий мон-рь, ныне ее местонахождение неизвестно. В Воскресенском соборе Нарвы почитается список Н. и. В наст. время празднование Н. и. совершается 11(24) мая - в память чудесного обретения и 14(27) авг.- в память принесения образа в первопрестольный град Москву (несмотря на сохранившуюся в летописи дату 9 авг. 1558). 17 мая 2003 г. в Нарве на ул. Раквере был освящен престол верхнего храма в честь Н. и. (заложен в 1999, нижний храм освящен в 2001 во имя прав. Иоанна Кронштадтского; проект архит. П. В. Григорьева, архит.-строитель А. П. Прокопович). 24 мая 2006 г. впервые в Нарве состоялся торжественный крестный ход из Воскресенского собора в храм в честь Н. и. с соборными иконами - списком Н. и. и чудотворной иконой свт. Николая Чудотворца. 17 мая 2008 г. в Нарве прошли юбилейные торжества, посвященные 450-летию обретения икон; приходу храма в честь Н. и. были подарены список Тихвинской (Нарвской) иконы Божией Матери и икона прмч. Корнилия Псково-Печерского, написанные в иконописной мастерской Псково-Печерского мон-ря. Ист.: Hansen H. J. Geschichte der Stadt Narva. Dorpat, 1858; Erganzende Nachrichten zur Geschichte der Stadt Narva vom Jahre 1558: Mitt. von Augenzeugen und Zeitgenossen. Narva, 1864 [Припл. к кн.: Hansen H. J. Geschichte der Stadt Narva. Dorpat, 1858]; Сказания кн. Курбского/Ред.: Н. Г. Устрялов. СПб., 18683. Лит.: Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Т. 10. С. 298-303; Петров А. В. Город Нарва: Его прошлое и достопримечательности: 1223-1900. СПб., 1901; Коченовский О. Нарва: Градостроительное развитие и архитектура. Таллин, 1991; Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003; Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI в. М., 2015. С. 72-75. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564680.html

С 1491 г. М. Н. м. известен как резиденция Мукачевских епископов. Не только монахи, но и многие епископы похоронены на монастырском кладбище на Чернечьей горе, рядом с современной обителью. В 1491 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн был избран епископом Мукачевским. Считалось, что кор. Владислав (Уласло) II Ягеллон своей грамотой от 31 июля 1491 г. назначил его и утвердил в качестве епископа и настоятеля обители, к-рой «по древнему обычаю были подчинены все русины греческого обряда». Однако, как доказал историк-славист А. Л. Петров, данная грамота является поздней подделкой (Там же. С. 166-167; Лучкай. 1999. С. 45). Еп. Иоанн признал митр. Киевского Иосифа (Болгариновича) и Нифонта II , патриарха К-польского. В XVI в. Мукачевские епископы и настоятели попали в зависимость от венгерских магнатов-протестантов. В частности, Мукачевский еп. Василий I (в миру Владислав) поддерживал Габсбургов, а имп. Свящ. Римской империи и кор. Венгрии и Богемии Фердинанд I утвердил его полномочия и монастырские доходы, о чем свидетельствует его грамота от 15 марта 1552 г. ( Hodinka A. A munkácsi görög szertartásü püspökseg okmánytára. Ungvár, 1911. P. 14-15). В 1556 г. вслед. Венгерского восстания в Трансильвании епископская резиденция в Мукачеве была опустошена. Преемник еп. Василия - еп. Иларион (в миру Иларий) - ориентировался уже на семиградских князей. Временной его резиденцией после выезда из Мукачева перед наступлением имп. войск стал Михаила архангела Грушевский Мараморошский мужской монастырь , который по грамоте кн. Юрия Батория от 19 февр. 1556 г. номинально подчинялся власти настоятеля М. Н. м. и по совместительству епископа Мукачевского. Иногда его резиденцией являлся Бычковский Крестовоздвиженский мон-рь (ныне в пос. Вел. Бычков Раховского р-на). В 1558 г. правительница Трансильвании и владелица Мукачевской доминии кнг. Изабелла Ягеллонка освободила Мукачевского епископа от налогов и барщины. Во время войны между австр. Габсбургами и трансильванскими (семиградскими) князьями, в 1537 г., М. Н. м. был разрушен, погибла большая часть монастырских документов и архивов. В 1538-1550 гг., при еп. Мукачевском Василии I, как свидетельствует грамота кор. Фердинанда I от 15 марта 1552 г., мон-рь вновь был восстановлен. В 1558 г. М. Н. м. посетили послы царя Иоанна IV Васильевича Грозного.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Святые епископы и архиепископы 109. Святый Иоаким, первый епископ Новгородский, родом Корсунянин, преставися в лето 6541 Прибыл в Россию с царевною Анною, супругою св. равноапостольного князя Владимира, обращал Новгородцев в христианство , построил первую деревянную церковь св. Софии, завел школу для обучения отроков. Ум. 1030 года и погребен в деревянной церкви св. Иоакима и Анны, им же построенной. Мощи его (как сказано в летописи «кости едины») перенесены в нынешний Софийский собор в 1699 году. Память совершается 10 февраля и 4 октября, вместе с другими угодниками, в том соборе почивающими. (Новгор. Летоп. III, 275). 110. Святый Лука епископ преставися в лето 6562 Прозванием Жидята или Жирята, вторый епископ Новгородский с 1034 года. В 1051 году освящен им знаменитый Софийский храм, доселе существующий; а не долго после того оклеветан он был пред митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге. Известно его «Поучение», дышащее простотою и умом; оно содержит в себе краткое изложение обязанностей христианина. (Изд. в 1 ч. Русск. Достопам.). Блаж. Лука переводил книги с Греческого, но эти труды его до нас не дошли. (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литерат. ч. I, стр. 13.). Погребен в Новгороде за Софийским собором. Мощи его обретены в 1558 году, перенесены в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Память вместе с другими святителями 10 февраля и 4 октября. 111. Святый Никита епископ преставися в лето 6602 месяца января в 31 день Затворник Печерский, епископ Новгородский, хиротонисан в 1097 году. Ум. 1108 года января 31. В этот день совершается память его. Мощи, обретенные 30 апреля 1558 года, и даже бывшие на них одежды, оказались совершенно целыми и невредимыми. Великолепная серебряная рака, в которой они почивают в Новгородском Софийском соборе, вклад графини А.А. Орловой-Чесменской. В «Иконописном Подлиннике»: «иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский, новый чудотворец, подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Новые тенденции 3-го периода, связанные с усложнением иконографии и умножением декоративных элементов, проявляются уже в завесе с композицией «Успения Пресв. Богородицы», к-рая была заказана Богданом III в мон-ре Путна (1510; мон-рь Путна). Центральная сцена обрамлена 12 крупными медальонами из переплетенных растительных мотивов, внутри их помещены изображения городов (Рим, Эфес, Александрия, Эдесса (?), Иерусалим, Фессалоники, Сарды, Фивы, Вавилон (?), (не читается), Иераполис, (не читается)), где апостолов настигла весть об успении Пресв. Богородицы, и уже вне медальонов апостолы изображены, несомые ангелами «на облацех» к месту события. В нижней части композиции изображен заказчик - Богдан III ( Musicescu. 1985. P. 39. Cat. 39). Если эта завеса в большей степени открывает новые тенденции молдав. лицевого шитья, то плащаница 1516 г. (мон-рь Путна; заказ вел. вистиерника (казначея) Гавриила Тротушана) еще сохраняет монументальный стиль предыдущего столетия. От периода правления Петру IV Рареша (1527-1538, 1541-1546), времени расцвета молдав. стенописи и иконописи, сохранилось довольно мало памятников лицевого шитья, что, по-видимому, связанно с трагическими событиями 1538 г. (поход осман. султана Сулеймана Великолепного в М. к.), во время к-рых предметы лицевого шитья были уничтожены и (или) были вывезены. Однако известны вклады господаря в афонский мон-рь Дионисиат, хранящиеся в ризнице обители. Эта плащаница 1545 г. была заказана Петру IV и его супругой Еленой Бранкович для афонской обители, согласно слав. надписи, обрамляющей центральное поле с традиц. изображением сцены «Оплакивание Христа». Для композиции характерно изображение множества фигур в пространстве, и только небольшая часть заполнена декоративными элементами. Сцену отличают подчеркнутый драматизм, порывистые движения св. Марии Магдалины и др. жен-мироносиц. В ризнице Дионисиата также хранятся 2 недатированные епитрахили, вклад Петру IV и его супруги; одна с изображениями апостолов, другая - святителей ( Кондаков. 1902. С. 279, 254. Табл. XLIV. Рис. 93). Здесь же находятся и епитрахили, вклады молдав. бояр: вклад Гавриила Моцока в сер. XVI в.; заказ сучавского гетмана Симеона Негрилэ и его супруги Елизаветы, 1553 г.; вел. вистиерника Иоанна 1554-1563 гг.; боярина Кырсти и его супруги Марии 1558-1560 гг.; сучавского гетмана Дмитрия 1558-1562 гг. ( Millet, Ylouse. 1939, 1947. P. 48-49, 43-44, 52, 45-46, 49-50). Сохранился также покровец 1535/36 г.- вклад Елены Бранкович в мон-рь Путна, представляющий собой в декоративном обрамлении стилизованного 2-главого орла на золотом фоне, что, видимо, связано с происхождением молдав. княгини, дочери серб. деспота Иоанна Бранковича.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Сближение Ливонии с Польшей вызвало неудовольствие России. Сославшись на нарушение ливонцами обязательства о выплате полагающейся по древним договорам дани, царь Иоанн IV Васильевич Грозный в янв. 1558 г. отдал рус. войскам распоряжение совершить разведывательный рейд по Ливонии, положивший начало затяжной Ливонской войне (1558-1583). Первоначально рус. войска не ставили перед собой цели закрепиться в Ливонии: они осаждали и грабили города и замки, захватывали пленных и требовали от властей Ливонии выплаты дани. Ливонский орден был неспособен организовать сопротивление: замковые гарнизоны в Ливонии состояли по большей части из нем. наемников, которые отказывались сражаться до получения причитающегося им жалованья, на выплату которого у ордена не было средств; лишь немногие представители ордена пытались оборонять свои замки, однако без поддержки извне все их усилия были обречены на неудачу (подробнее о событиях войны см.: Форстен. 1893. С. 84-253; Арбузов. 1912. С. 148-163; Королюк. 1954. С. 34-49). К. в 1-й период Ливонской войны (янв.-июль 1558) руководил гарнизоном Феллина и в боевых действиях не участвовал. Напуганные успехами рус. войск, захвативших важный в стратегическом отношении г. Дерпт (ныне Тарту, Эстония), члены ордена на собрании в Валке (ныне Валка, Латвия и Валга, Эстония), состоявшемся в июле 1558 г., избрали К. коадъютором Фюрстенберга, рассчитывая, что военные таланты и связи К. помогут организовать оборону Ливонии. С этого времени К. фактически руководил Ливонским орденом. Он предпринял неск. безуспешных попыток начать контрнаступление против рус. войск; так, в кон. 1558 г. он отбил замок Ринген (ныне Рынгу, Эстония), однако не смог развить успех и после неудачной осады Дерпта вынужден был отступить в Ригу. В ответ на действия К. рус. войсками в янв.-февр. 1559 г. был проведен масштабный карательный рейд, в ходе к-рого рус. отряды прошли по землям Ливонии, разорили более 10 городов и замков, дошли до Риги и прошли через всю Курляндию до прусской границы, захватив огромную добычу и большое число пленных. Несмотря на общий успех военных действий, рус. войскам так и не удалось взять ни один город на побережье Балтийского моря.

http://pravenc.ru/text/1684285.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010