Заголовок дополнен по списку Епифаниевской редакции: «Месяца августа в 26 день, внегда великое и паче надежда избавление наше бысть преславным образом Богоматере от нашествия безбожных агарян. Повесть полезна от древняго писания сложено, являющи прославившаго чюдеси о иконе Пречистыя Богородица, еже нарицается Владимерьская, како приде от града Владимеря в боголюбивыи град Москву, избави нас и град нашь от безбожнаго и зловернаго врага царя Темирь Аксака». 3) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.245 (л. 591 об. – 598 об.). Сборник 40-х годов XVI в. Филиграни: Единорог – Брике, 10355 (1540 г.); Рука под звездой и литерами РВ – Брике, 11383 (1537 г.); Щит под розеткой, под ним буква L – Брике, 9864 (1531–1540 гг.). Текст заголовка ошибок не содержит, особенное чтение: «виждь безбожнаго варвара». 4) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.229 (л. 599 об. – 608) Сборник 50–60-х годов XVI в. Филиграни: Рука под звездой, на ладони тройка и буквы RN – Брике, 11386 (1542– 1555 гг.), Лихачев, 1850 (1562 г.); Рука под звездой, на ладони лилия и литеры PD – Брике, 11363 (1554–1565 гг.). Заголовок: «Месяца августа в 26 день. Слово ко всем полезна от древняго сложениа славнаго, являющи преславнаго бывъшаго чюдеси …» 5) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 372 (л. 193–202). Сборник конца 50-х – начала 60-х годов XVI в. Филиграни: Перчатка под короной с 6 фестонами – Брике, 10934 (1557–1558 гг.); Рука под короной – Лихачев, 1743 (1551 г.); Рука под 5-конечной звездой – Брике, 11222 (1542 г.); Перчатка под короной с 6 фестонами и буквой Р – Брике, 11042 (1561–1574 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове две полоски – Лихачев, 1778 (1556 г.), 1833 (1558 г.). В заглавии для двух киноварных строк оставлено место, далее: «(я)вляющи прославившаго чюдеси …» Текст доведен до слов: «Слышав же благоверныи князь великии Василии Дмитреевичь, от нашествия окаяннаго и зловернаго царя Темирь Аксака возратися». 6) ГИМ, Музейское собр., 398 (л. 533–542 об.). Пролог 1568 г., писан на Вологде. Текст, похоже, скопирован со списка Московского университета. 7) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 67 (1°) (л. 91 об. – 97). Сборник 60– 70-х годов XVI в. Филигрань: Рука под звездой – Брике, 11250 (1570 г.). Заголовок: «Месяца августа 26 день. Слово полезно, еже нам являющи прославившаго чюдеси от иконы Пресвятыа Богородици, нарицаеться Владимерскиа». 8) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 625 (л. 24–36). Сборник начала 20-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры AV – Дианова («Кувшин»), 74 (1620– 1623 гг.); Кувшин с одной ручкой под стрелкой, на тулове литеры GL – Дианова («Кувшин»), 92 (1621–1623 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По церковной практике перенесение празднования памятей святых ввиду какого-либо большого праздника допускается лишь на ближайшие к памяти дни, большею частью на кануны этих памятей; здесь же память переносится почти на 5 месяцев ранее, и без всяких мотивов. Итак, мы считаем, что канон преподобной Феодоре Солунской, имея признаки Иосифовских канонов, главным образом акростихованное имя автора в IX песни и признание его за канон Иосифа таким солидным древним памятником, как Евергетидский Типик (а с ним вполне согласен и Афонский Пролог 769), написан св. Иосифом Песнописцем. 5 .     Св. мученицы Фервы (Θερβ) 461 девы, сестры ее и служанки. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ χο δ. Ирмос: Θαλσση τ ρυθραον πλαγο. 6 .     Св. мученика Иринея (Ермия) Сирмийского (ν τ Σιρμ). По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ· с ирмосом Χορο σραλ (т. е. 4 гласа). 7 .     Св. мученика Каллиопа. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: καλο παιν Καλλιωπου 462 πνου ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: γρν διοδεσα. Начало: Καλ τν γνα διηνεκ. В Славянской Печатной нет этого канона. А в Греческой Печатной он помещается – почти с самых первых печатных изданий: 1558, 1559, 1587, 1685, 1803, 1818, 1820 и позднейших. 8 .     Св. апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта и Ерма ; канон с акростихом: ποστλοι πλξωμεν νθεον μλο, ωσ· χο γ. Ирмос: τ δατα πλαι. Начало: ποστλων γων τν παναγαν συμνω πανηγυρσωμεν μνμην. То же в Славянской Печатной. 8 .     Св. мученика Павсилиппа. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ· с ирмосом ισωμεν τ Κυρ. 9 .     Св. мученика Евпсихия; канон с акростихом το Εψυχου εψχω δω πνου, ωσ· χο πλ. δ. Ирмос γρν διοδεσα. Начало: Το θλου εψχω. То же в Славянской Печатной. Но по Славянской и Греческой Печатным Минеям IX, 3 и 4 тропари не одинаковы. Вариации Славянской Печатной находятся у Порф. 227. По рукописи 553 (Х в.) есть анонимный канон на 7 гл. Ирмос: Τ συνεργσαντι Θε. Начало: Προγονικν καταλιπν. 10 .   Св. мучеников Терентия, Помпия, Максима, Макария, Африкана и других; канон с акростихом: πληθ με σζοι καλλινκων μαρτρων, ωσ· χο πλ. δ. Ирмос γρν διοδεσα. Начало: Πληθ θλορων πανευκλεν Χριστν κδυσπει. В разных Печатных Греческих Венецианских изданиях глагол акростиха стоит по-разному: напр., в издании 1558, 1569 и 1587, 1685, 1803 напечатано σζε, в 1820-м – тоже σζε, а по тропарям выходит σζε(?); в издании 1880 г. и Римском 1898 – в акростихе и по тропарям стоит σζοι. По Славянской Печатной помещается этот же канон, но с значительными изменениями; в акростихе стоит: «спаси» (σζε), а по тропарям тоже σζοι; четыре тропаря пропущены (I, 4; IV, 4; VII, 4; VIII, 4); три тропаря другие (III, 2; V, 3; IX, 4); вариации некоторых тропарей Славянской Минеи находятся у Порфирия 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископом К. стал дальний родственник королевы, ревностный католик кард. Реджиналд Пол (1556-1558). Он добился возвращения Церкви доходов от утраченных бенефициев, восстановил неск. мон-рей в Англии. За время правления Марии Тюдор в К. был казнен 41 протестант (больше только в Лондоне). Однако значительных реформ кафедрального капитула в К. архиеп. Р. Пол провести не успел. Кард. Реджиналд Пол (впосл. архиеп. Кентербери). 1537 г. Худож. С. Лучиани (ГЭ) Кард. Реджиналд Пол (впосл. архиеп. Кентербери). 1537 г. Худож. С. Лучиани (ГЭ) Восшествие на престол кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603) знаменовало окончательную победу Реформации в Англии. В ее правление архиепископами К. были выходцы из круга кембриджских теологов - сторонников церковных реформ: М. Паркер (1559-1575), Э. Гриндал (1576-1583) и Дж. Уитгифт (1583-1604). В этот период наметилась тенденция к противостоянию сторонников офиц. Церкви Англии, придерживавшихся т. н. срединного пути (via media) между католицизмом и протестантизмом, и пуритан (см. Пуританизм ) - приверженцев радикальных церковных реформ в Англии, прежде всего упразднения епископата. Архиеп. Э. Гриндал, выступавший за дальнейшие церковные реформы в духе кальвинизма , вскоре после избрания вступил в конфликт с кор. Елизаветой I по вопросу о новой манере проповеди, т. н. упражнений (exercises), когда 2 священника (или мирянина) выбирали стих из Свящ. Писания, а затем произносили проповеди, вступая в дискуссию друг с другом и отвечая на вопросы присутствовавших на собрании. В результате конфликта Гриндал был помещен под домашний арест, хотя королева и не решилась сместить его с кафедры. Его преемником стал Уитгифт, глава кембриджского Тринити-колледжа, прославившийся борьбой с пуританами в ун-те. Он пытался добиться от англиканского духовенства признания Акта о супрематии , «Книги общих молитв» (в редакции 1552 г.) и « Тридцати девяти статей» . В результате деятельности Высокой комиссии мн. пропуритански настроенные священнослужители лишились должностей.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Сближение Ливонии с Польшей было с опасением воспринято в России. Сославшись на нарушение ливонцами обязательства о выплате т. н. юрьевской дани (подробнее о юрьевской дани см.: Selart A. Der «Dorpater Zins» und die Dorpat-Pleskauer Beziehungen im Mittelalter//Aus der Geschichte Alt-Livlands. FS f. H. von zur Mühlen zum 90. Geburtstag/Hrsg. v. B. Jähnig, K. Militzer. Münster, 2004. S. 11-38), царь Иоанн IV Грозный в янв. 1558 г. отдал рус. войскам распоряжение совершить разведывательный рейд по Ливонии, положивший начало затяжной Ливонской войне (1558-1583). Л. о. был неспособен организовать сопротивление: замковые гарнизоны в Ливонии состояли по большей части из нем. наемников, к-рые отказывались сражаться до получения причитавшегося им жалованья, а на его выплату у ордена не было средств; лишь немногие представители ордена пытались оборонять свои замки, однако, как правило, безуспешно. В 1559 г., после серии военных неудач, потери Нарвы, Дерпта и неск. замков, на ландтаге в Вендене Фюрстенбергу пришлось уступить власть своему коадъютору Готхарду Кетлеру , ставшему последним магистром Л. о. (1559-1562). Воспользовавшись длившимся с марта по нояб. 1559 г. перемирием с Россией, Кетлер закрепился в Ревеле и, заложив ряд земельных владений Л. о., собрал деньги, необходимые для найма войска. Одновременно он обратился с просьбами о военной помощи к князьям Свящ. Римской империи, а также правителям Польши и Швеции; в ответ ему обещали поддержку, но никаких практических действий европ. правители так и не предприняли. В нояб. 1559 г. магистр Л. о. попытался отбить у рус. войск Дерпт, однако потерпел неудачу. В кон. 1559 - нач. 1560 г. рус. войска продолжали совершать из Дерпта набеги на Ливонию, захватывая и грабя замки. Летом 1560 г. рус. войска под предводительством кн. А. М. Курбского (1528-1583), воспользовавшись изменой нем. гарнизона, захватили замок Феллин, взяли в плен находившегося там бывш. магистра Фюрстенберга, а также получили в свое распоряжение артиллерийские орудия Л. о., хранившиеся в замке; осенью рус. войска осаждали замки Венден, Вольмар (ныне Валмиера, Латвия), Вайсенштайн (ныне Пайде, Эстония), Ревель и грабили их окрестности.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Сторонников кальвинизма, распространившегося в 30-40-х гг. XVI в. в Англии, не удовлетворял умеренный характер церковной реформы. Восшествие на престол кор. Эдуарда VI (1547-1553) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации Церкви Англии. Были отменены «Шесть статей», сняты ограничения на чтение Библии и создана комиссия для выработки англикан. символа веры. В 1547 г. под ред. Т. Кранмера была издана Книга гомилий (см. Гомилиарии ), сыгравшая важную роль в истории англикан. богословия. Важнейшим шагом в англ. Реформации стало издание Книги общих молитв (1549, 2-я редакция - 1552), окончательно закреплявшей признание только 2 таинств и трактовку символического характера Евхаристии. Введение Книги общих молитв сопровождалось «Актами о единообразии» , унифицировавшими литургическую практику англиканства. В 1552 г. комиссия Кранмера завершила работу над 42 статьями, утвержденными Эдуардом VI в качестве офиц. вероисповедания А. Ц., однако смерть короля и восшествие на престол Марии Тюдор (1553-1558) прервали развитие англ. Реформации. Ее правление было отмечено восстановлением католичества, возрождением монашеских орденов, реституцией церковных земель, преследованием протестантов и эмиграцией многих из них в Германию и Швейцарию. С восшествием на престол королевы Елизаветы I (1558-1603) А. Ц. была восстановлена. Были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей» - изложение англикан. вероучения, сохраняющее свою силу и в наст. время, а также издана новая Книга гомилий (1571). Выработка доктринальных положений велась в острой полемике между сторонниками умеренной гос. А. Ц. в том виде, в к-ром она существовала при Генрихе VIII и Эдуарде VI (Р. Хукер , Р. Бэнкрофт , М. Паркер , Дж. Джоуэл , Дж. Уитгифт ), и богословами, попавшими в годы эмиграции под сильное влияние кальвинизма и видевшими идеал церковного устройства в независимых кальвинист. общинах (Дж. Нокс , К. Гудмен , Э. Гриндал , У. Траверс , Т. Картрайт ). При Елизавете I был окончательно сформирован компромиссный доктринальный облик А.

http://pravenc.ru/text/115120.html

Кир.-Бел. 530/787. Требник. Середина XVI в. 8°. 170 + 4 ненумерованных листа. Филиграни: 1) Перчатка, вид: Лихачёв, 1571 (1530 г); 2) Кувшин с литерами PD, вид: Брике, 12791 (1558–1563 гг.); 3) Кувшин, тип: Лихачёв, 1680 (1543 г ). Записи: 1-й ненумерованный лист – «Потребник Германовскои Масалскаго»; оборот верхней крышки переплёта – зачёркнутая запись (нрзб.) Содержание: л. 64–65 – поновление инокам; л. 65–160 об. – чин исповеди; л. 65 об.–68 об. – поновление инокам; л. 69–75 об. – поновление инокам; л. 82–86 – поновление священникам и дьяконам; л. 137–144 – епитимийные правила; л. 145–147 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 147 об.–149 об. – вопросник мужчинам (М-КБ 530/787); л. 150–152 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 152 об.–156 – вопросник мужчинам (М-Калик./); л. 156–156 об. – краткий вопросник инокиням (КрЧЖ- Соф. 868 ); л. 156 об.–160 об. – поновление. Издание: Корогодина М.В. О создании памятников покаянной дисциплины в древнерусской письменной традиции//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. СПб., 2000 Вып. 3. С. 114–116 (епитимийные правила). Кир.-Бел. 532/789 Требник. XVI в. Конволют: 1) л. 1–112 третья четверть XVI в.; 2) л. 113–154 – XII в ; 3) л. 155–168 – XVI в.; 4) л. 169–176 – XVI в. 4°. 178 + I л. Переплёт – сумка. Филиграни: первая часть: 1) Лилия в щите, тип: Брике, 7150 (1554–1571 гг.); 2) Рука с короной, тип: Брике, 10975 (1550 г.); 3) Перчатка с короной, вид: Лихачёв, 1749 (1551 г.); 4) Кувшин с растением, не отожд.; вторая часть: Орёл одноглавый, не отожд.; третья часть: Щит с подвеской b, не отожд.; четвертая часть: Колесо, не отожд. Запись: л. 1 – «Германовскои Каликина» (?). Содержание: л. 2–24 – чин исповеди; л. 5–14 об. – поновление инокам. Кир.-Бел. 547/804. Исповедальник. Конец XVI и первая треть XIIb. 8°. 156 л. Филиграни: I) Кувшин с литерами и цветком, не отожд.; 2) Кувшин с одной ручкой, литерами РО (?) и полумесяцем, тип: Брике, 12804 (1588 г); 3) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами DI, не отожд.; 4) Кувшин с двумя ручками, литерами PD и цветком, тип: Брике, 12791–12792 (1558–1574 гг.); 5) Кувшин с двумя ручками, цветком и датой 1596, вид: Брике, 12884 (1596 г.) Л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

200 Текст вероисповедания под заглавием: Confessio fidei edita in Italica ecclesia Genevae 18 anno 1558 напечатан в издании Corp. Reform. t. 37. p. 385. 201 Исповедание заканчивается следующим образом: Haec omnia comprobamus, recipimus ас confirmamus, еа conditione ut qui secus faxit pro periuro ac perfido habeatur. Ibid. p. 388. 204 См. письмо Вермилия к Кальвину от 11-го июля 1558 года. Согр. Reform. t. 43. р. 250. Любович, стр. 277. 208 Quum interim esse tibi minister noster, nescio quo oestro pircetus, nes omnes qui subscripseramus apud exteras nationes oratione publica non solum ut Arianos et Servetanos notavit, verum etiam ut Georgianos, aut si quid poius dici cogitarive potest. Quod quum ego rescivissem, statim me converti ad unicum illum Deum Israel, quem toto pectore colo, purasque manus in coelum extollens, rogavi illum qui solus innocentiam meam novit, ut veritatem suam patefaceret, meque ab hisce calumniis et imrosturis tandem si vellet liberaret. Exaudivit ille preces meas, et veritatem quam hactenus subobsauram et implicitam tenebam, fugatis tenebris sole ipso sua benignitate clariorem ostendit. Corp. Reform. t. 37. p. 391. 211 Fateor unicum illum Deum Israel, quem sacrae literae nobis proponunt, solum verum Deum, et quem ventosi sophistae negant habere filium, esse patrem Domini nostri lesu Christi: ipsumque lesum Christum quem ille misit, quatenus est verbum, esse verum ac naturalem filium illius unici Dei patris omnipotentis. Haec est summa sententiae теае in articulo de aeterna generatione filii Dei: et doctrinae Genebensis ecclesiae penitus subscribo. Corp. Reform. t. 37. p. 389. 212 См. там, же второе послание Гентилия под заглавием: Altera confessio eiusdem, iussu illustrium dominorum exarata. 214 Письмо это находится в издании «Согр. reform. t 37. р 390. Его заглавие следующее: Idem Valentinus Gentilis initilis servus lesu. Christi, captivus Genevae propter confessionem veri Dei. Domino Copo, Raymundo, Henoco. caeterisque fidelibus verbi Dei dispensatoribus, gratiam et pacem ab illo unico Deo Israel vero patre, et ab lesu Christo, vero ac naturali eius filio per spiritum sanctum, Amen.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В 1581 г. город был осаждён шведской армией, но выдержал осаду до заключения «Ям-Запольского мира», по которому отошёл к Речи Посполитой и в 1582 г. был занят польско-литовским гарнизоном. с. 471] В связи с литовско-польским участием в Ливонской войне 1558 – 1583 гг. обращает также на себя внимание следующий нумизматический памятник той эпохи: Монета имеет механические повреждения в виде небольшого «скола». Размер – 12 х 12 мм, вес – 0,23 грамма. Найдена предположительно в Рыбно-Слободском районе Татарстана. Лицевая сторона (аверс): в середине – изображение герба Королевства Польского (обращённого влево одноглавого орла с расправленными крыльями и раскрытым клювом). Обратная сторона (реверс): в середине – изображение герба Великого княжества Литовского (т.н. «Погони») (скачущего на коне влево всадника в доспехах/латах/, с мечом в правой руке, воздетым на уровне головы, и щитом в левой руке, на котором изображён «шестиконечный» крест), под гербом – дата «1559», посередине над датой – «звёздочка» с шестью неровными тонкими «лучами». Описание данной монеты (типа монет) и соответствующая прорисовка содержатся, в частности, в вышеозначенном исследовании Э. Копицкого – под 3217 (раздел «2.4. MONETY LITEWSKIE XIV v. – 1707, 1925 – 1938/2.41 MONETY WIELKIEGO KSISTWA LITEWSKIEGO XIV v. – 1707/Zygmunt II August 1544 – 1572/m. Wilno, Tykocin/»). s. 147; 13, s. 171] « IOHANNES 3 DIE GRATIA REX SVECIAE » Обострившиеся после прихода к власти в Королевстве Швеция Иоанна III Васы (1568/1569 – 1592) (расторгнувшего в 1568 г. союзный договор с царём Иваном IV Васильевичем) отношения с Русским царством переросли в многолетнее ожесточённое вооружённое противостояние, в центре которого оказался ключевой пункт шведских владений в Ливонии – г. Ревель (Колывань). В 1570 – 1571 гг. Ревель подвергся длительной осаде силами армий короля Ливонии Магнуса (1570 – 1578), поставленного царём Иваном IV Васильевичем во главе вассального Ливонского королевства, и русскими отрядами под командованием воевод И.П. («Хирона») Яковлева, В.И. Умного-Колычёва и князя Ю.И. Токмакова (Токмакова-Звенигородского). Однако осадная кампания, продолжавшаяся «30 недель без трёх дней», оказалась неудачной.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Эта маленькая книга в разных видах, благодаря покровительству католических властей, скоро обрела популярность, равную популярности катехизиса Лютера. Но она заслужила этот успех своими внутренними достоинствами. Она написана ясно и популярно, изложена изящно и, в соответствии с потребностями времени, вся построена на цитатах из Библии . Но главное достоинство этого катехизиса заключается в том, что он не содержит всякой «непосредственной полемики». Именно эта особенность и обеспечила ему в эту воинственную эпоху неоспоримое преимущество над всеми учеными полемическими книгами католической партии. В своей самой краткой форме он стал, подобно маленькому катехизису Лютера, книгой, которую читал весь народ, и потому подвергся со стороны протестантских противников таким же грубым нападкам, каким катехизис Лютера подвергался со стороны католиков. Успех этого катехизиса много содействовал тому, что канизианцы обрели влиятельное положение во многих других немецких городах. Уже в 1555 году Канизий смог основать новую большую коллегию в Праге, второй столице государства Фердинанда; в 1556 году в Ингольштадте открылась первая баварская коллегия; в конце того же года в Кёльне была основана первая нижнерейнская коллегия; в 1559 году открылась вторая баварская коллегия в Мюнхене; в 1562-м в Инсбруке – первая тирольская коллегия. Основателями этих учреждений были светские люди. В 1550-х годах немецкие епископы, за исключением одного, аугсбургского Отгона Трухзеса, относились с безразличием к новому движению, которым руководили иезуиты. Но начиная с 60-х годов орден стал получать поддержку и с их стороны. Начало положил Трир в 1560 году, за ним последовали Вюрцбург и Майнц в 1561 году, Ольмюц в 1564 году, Шпейер в 1567 году. Кроме того, аугсбургский епископ Оттон предоставил в 1563 году иезуитам свой университет в Диллингене. Таким образом, уже в конце 1567 года у ордена было тринадцать хорошо обеспеченных учебных заведений, из которых семь находились в университетских городах или имели университетские курсы. Все они имели очень большое число слушателей: в Вене у иезуитов в 1558 году было 500 учеников; в Кельне в 1558 году – 360; в 1562 году – 517; в 1567–1568 годах – 570; в Трире в 1566 году – 500; в Майнце в 1565 году –400; в Шпейере в 1572 году –453; в Мюнхене в 1561 году около 300. Кроме того, орден получил коллегии: в 1559 году в Тирнау, в Венгрии, и в 1560 году в Лувене, в Нидерландах. Следовательно, он мог быть вполне довольным своими успехами в Германии и соседних с ней странах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

34) Хождение Василия, гостя (купца) московского, 1466; Рукопись Синодальной Библиотеки отрывок из него в Историч. Христоматии Буслаева. М. 1861, столбец 750–751. См. Обзор арх. Филарета I, стр. 149. Г. Буслаев и другие напрасно указывают год путешествия 1464, если в самой рукописи означен год 6974–1466. 35) Хождение архим. Грефенья в Иерусалим, рукопись в библиотеке преосв. Филарета черниговского , под Упоминается в Труд. К. Д. Акад. 1875, кн. I, стр. 139–141 и Черн. Епарх. Изв. 1875, ч. неоф., стр. 181, примеч. По поводу имени Грефенья, о. ректор черниг. семинарии писал ко мне, что в собственноручном каталоге преосв. Филарета (который умел хорошо разбирать рукописи) ясно написано рукою владыки имя Грегентия. И то и другое имя в святцах наших не существуют. Ныне сборник находится в церковно-археологич. музее при Киев. Д. Академии; профессор Н. И. Петров приготовляет «Хождение» к изданию и относит его к XV веку. 36) Хождение в Иерусалим и иным св. местам купца Василия Позднякова, 1558, рукопись в Библиот. Общ. Ист. у Царского в библ. Ундольского, в списке XVII в., «Обзор» архиеп. Филарета, I, 226, указывает 1552 год, – это, конечно, опечатка; г. Викторов в своей брошюре указывает 1588 38 – и это, вероятно, опечатка, – иначе непонятно разноречие с показанием архим. Филарета на 36 лет. 37) В летописях под 1558 г. записано: «июня в 24 поехал к Москве (из Новгорода) софийский архидиакон Генадей, а ехати ему ко Царюграду и в Иерусалим, и во св. Гору, и в Египет по монастырям, с милостынею царскою, и обычаи в странах тех писати ему» (Карамз. Ист. Госуд. Росс. VIII, прим. 587, стр. 81–82). Не знаем, уцелело ли его описание, но рукопись его была у нашего историографа и оно предполагалось к изданию Моск. Обществом Истор. в 1820 г. Не одно ли и тоже оно с хождением Позднякова, с которым Геннадий был отправлен Грозным? 38) Путешествие диакона Арсения Селунского, неизв. времени, рукопись XVI в., у Царского, лист 97; по ней Арсений был в Иерусалиме семнадцать лет; рукопись в списке XVII в. 8 , в биол. Ундольского, сл. Сборн. XVII в. л. 31; напеч. в Сказаниях р. народа Сахарова, т. II, кн. 8, стр. 75 76. Мы считаем этого путешественника мифом: ни в одном хождении нет столько чудесного, легендарного, как в его сказании; ни в одном хождении нет столько ошибок фактических и грубых, как у него на одной странице (Елеон, напр., показан за 12 миль от Иерусалима, а он разделяется от него только долиною); из всех хождений только оно одно не приурочено ни к какому времени: это просто подделка века XVII или XVI, не ранее, и притом подделка фряжская, католическая, перешедшая к нам через Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010