О, если бы народ внимал заповедям Господним, (ст. 18) тогда бы мир его уподоблялся течению тихой величественной реки, несущей благоденствие, успокоение и благословение; правда же его уподоблялась бы силе волн, устремляющихся на берега неверия и размывающих их и пробивающих самые скалы непрестанным действием. Тогда бы, говорит условно ст. 19-й, семя Израиля (земного) было бы как песок; но в том же стихе указывается и будущее,-„тогда не изгладилось бы имя Израиля пред Господом“. Но народ не внимал заповедям Господним, а потому Господь и сказал этому народу: „отнимется от вас царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его“ ( Мф. 21:43 ). Поэтому и „истребилось имя народа сего пред Господом“. Он не нужен для дальнейшего развития царствия Божия. Весь строй его жизни, с отступлением от заповедей Божиих, оказался основанным на лжи и неправде: и Господь отнял у плотского Израиля народную жизнь. 20 . Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: „Господь искупил раба Своего Иакова“. Все христианские комментаторы, не зараженные духом отрицания, согласны в том, что это мессианское пророчество. Решительно невозможно отнести этот и следующий стихи к возврату из плена, возврату, разрешенному царем персидским. Точно также не может этот стих считаться подтверждением взгляда, относящего самое пророчество ко времени Ездры или позже. Пророчество говорит о бегстве от Халдеев, подобном бегству из Египта. Трудно представить себе, чтобы событие возврата было изображено видевшими уже это событие в подобных ст. 20 выражениях. Но с другой Стороны, как пророчество, стих 20-й по своим выражениям также не соответствует историческому событию, выходу из Вавилона (с позволения царя) той колонии Иудеев и Левитов, которые шли с священными сосудами, отданными им Киром заведомо для Богослужения и украшения храма, который он же разрешил построить. (Ездры I, Ис. 44:28 ). Бегства от Халдеев быть не могло, в то время, когда „Шешбацар (или Зоровавель) князь Иудин ( 1Ездр. 1:8, 2:2 ) выводил Иудееев в Иерусалим. Очевидно, что здесь надо разуметь пророчество Мессианское, раскрытие которого начинается с XLIX главы 1558 . В пророчестве этом Вавилон является понятием отвлеченным, типическим образом зла, как мы на то указывали в XIV главе (и выше в общем вступлении); а бегство от Халдеев знаменует удаление от скверн мира, возрождение к новой чистой жизни во Христе (ср. 2Кор. 6и ссылку). Об этой новой жизни, возможной только после великой тайны искупления, и пророчествует 20-й стих, словами: „распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: Господь искупил раба Своего Иакова“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сближение Ливонии с Польшей вызвало неудовольствие России. Сославшись на нарушение ливонцами обязательства о выплате полагающейся по древним договорам дани, царь Иоанн IV Васильевич Грозный в янв. 1558 г. отдал рус. войскам распоряжение совершить разведывательный рейд по Ливонии, положивший начало затяжной Ливонской войне (1558-1583). Первоначально рус. войска не ставили перед собой цели закрепиться в Ливонии: они осаждали и грабили города и замки, захватывали пленных и требовали от властей Ливонии выплаты дани. Ливонский орден был неспособен организовать сопротивление: замковые гарнизоны в Ливонии состояли по большей части из нем. наемников, которые отказывались сражаться до получения причитающегося им жалованья, на выплату которого у ордена не было средств; лишь немногие представители ордена пытались оборонять свои замки, однако без поддержки извне все их усилия были обречены на неудачу (подробнее о событиях войны см.: Форстен. 1893. С. 84-253; Арбузов. 1912. С. 148-163; Королюк. 1954. С. 34-49). К. в 1-й период Ливонской войны (янв.-июль 1558) руководил гарнизоном Феллина и в боевых действиях не участвовал. Напуганные успехами рус. войск, захвативших важный в стратегическом отношении г. Дерпт (ныне Тарту, Эстония), члены ордена на собрании в Валке (ныне Валка, Латвия и Валга, Эстония), состоявшемся в июле 1558 г., избрали К. коадъютором Фюрстенберга, рассчитывая, что военные таланты и связи К. помогут организовать оборону Ливонии. С этого времени К. фактически руководил Ливонским орденом. Он предпринял неск. безуспешных попыток начать контрнаступление против рус. войск; так, в кон. 1558 г. он отбил замок Ринген (ныне Рынгу, Эстония), однако не смог развить успех и после неудачной осады Дерпта вынужден был отступить в Ригу. В ответ на действия К. рус. войсками в янв.-февр. 1559 г. был проведен масштабный карательный рейд, в ходе к-рого рус. отряды прошли по землям Ливонии, разорили более 10 городов и замков, дошли до Риги и прошли через всю Курляндию до прусской границы, захватив огромную добычу и большое число пленных. Несмотря на общий успех военных действий, рус. войскам так и не удалось взять ни один город на побережье Балтийского моря.

http://pravenc.ru/text/1684285.html

Основные теологические работы Беза: Recueil en sommaire des signes sacres (1561); Du droit des Magistrats sur leurs sujets, ecrit monarchomaque dans lequel il justifie le droit des huguenots a resister a la tyrannic (1574); Histoire ecclesiastique des Eglises Reformees de France dans laquelle il propose l’idee de loi fondamentale (1580); Chrestiennes Medimamions, Medimamions sur les psaumes penitentiels, ecrites sur le mode de la paraphrase, genre litteraire tres developpe au XVI е siecle (1581). Переписка Беза с 1539 по 1582 г. издана в серии « Travaux d’humanisme et Renaissance» ( Correspondence. T. 1–23. Geneve, 1960–2001). 754 Основные труды Нокса: An Epistle to the Congregation of the Castle of St Andrews; with a Brief Summary of Balnaves on Justification by Faith (1548); A Vindication of the Doctrine that the Sacrifice of the Mass is Idolatry (1550); A Godly Letter of Warning or Admonition to the Faithful in London, Newcastle, and Berwick (1554); Certain Questions Concerning Obedience to Lawful Magistrates with Answers by Henry Bullinger (1554); A Faithful Admonition to the Professors of God’s Truth in England (1554); A Narrative of the Proceedings and Troubles of the English Congregation at Frankfurt on the Maine (1554–1555); A Letter to the Queen Dowager, Regent of Scotland (1556); A Letter of Wholesome Counsel Addressed to his Brethren in Scotland (1556); The Form of Prayers and Ministration of the Sacraments Used in the English Congregation at Geneva (1556); The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women (1558); A Letter to the Queen Dowager, Regent of Scotland: Augmented and Explained by the Author (1558); The Appellation from the Sentence Pronounced by the Bishops and Clergy: Addressed to the Nobility and Estates of Scotland (1558); A Letter Addressed to the Commonalty of Scotland (1558); On Predestination in Answer to the Cavillations by an Anabaptist (1560); The History of the Reformation in Scotland. 5 vols. (1559–1566). 755 Как пишет M. Вебер, «Готхайн с полным основанием называет кальвинистскую диаспору «рассадником капиталистического хозяйства»», каковой вывод подтверждается историей Франции, Шотландии, Нидерландов, США и т.д.; «поразительна, – пишет Вебер, – связь между религиозной регламентацией жизни и интенсивным развитием деловых способностей у целого ряда сект, чье «неприятие мира» в такой же степени вошло в поговорку, как и богатство» (см.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. С. 68–69). «В результате мы приходим к удивительному выводу: зародыши современного капитализма надо искать... как раз в тех странах, где официально господствовали явно враждебные ему теории» (Вебер М. История хозяйства; Биржа и ее значение. М., 2007. С. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1547 г., после смерти англ. кор. Генриха VIII , Томас Кранмер , архиеп. Кентерберийский, реализуя свои идеи по развитию англикан. вероучения и протестант. образования, пригласил в Англию П. М. В. и других известных континентальных реформаторов, в т. ч. Буцера и Окино. П. М. В. прибыл в Англию в дек. 1547 г.; весной 1548 г. он получил пост профессора теологии в Крайст-Черч-колледже Оксфордского ун-та. В 1549 г., читая курс лекций по НЗ, П. М. В. организовал теологический диспут о понимании Евхаристии, в ходе которого стало очевидным, что его позиция отличается и от католической, и от лютеранской. По итогам этого диспута П. М. В. составил и опубликовал «Трактат о таинстве Евхаристии» (Tractatio de Sacramento Eucharistiae, 1549). Во время восстания 1549 г., вызванного введением «Книги общих молитв» , П. М. В., спасаясь от преследования мятежников, покинул Оксфорд и скрывался в Ламбете, резиденции Т. Кранмера. Он помогал Кранмеру в составлении новой редакции «Книги общих молитв», изданной в 1552 г. По просьбе Кранмера П. М. В. написал обширный труд «Защита древнего и апостольского учения о святейшем таинстве Евхаристии» (Defensio Doctrinae veteris et apostolicae de sacrosancto Eucharstiae Sacramento; опубл. в 1559), в к-ром представил собственное понимание Евхаристии и полемизировал со Стивеном Гардинером, еп. Винчестерским, лидером католич. крыла англ. епископата. Кроме того, П. М. В. принимал активное участие в работе Комиссии по реформе церковных законов Англии (Reformatio legum ecclesiasticarum). После смерти англ. кор. Эдуарда VI и восшествия на престол исповедовавшей католицизм кор. Марии Тюдор (1553-1558), Кранмер и др. сторонники Реформации подверглись преследованию. П. М. В. возвратился в Страсбург, но до конца жизни интересовался событиями в Англии, активно общался с находившимися в вынужденном изгнании в европ. гос-вах англичанами, поддерживал переписку со мн. ведущими деятелями англикан. Церкви. После восшествия на англ. престол сторонницы англиканства кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603), П. М. В. посвятил ей трактат «О Послании к Римлянам» (1558).

http://pravenc.ru/text/2580408.html

1988. С. 187-189). Церковное почитание Н. устанавливается после того, как 30 апр. 1558 г. в приделе святых Иоакима и Анны Софийского собора при архиеп. Новгородском Пимене совершилось открытие мощей этого Новгородского святителя (об источниках, повествующих о данном событии, см. ниже). В. Л. Янин , основываясь на данных экспертизы мощей, проведенной В. В. Гинзбургом, показавших, что это останки человека «около 20 лет или субъекта несколько более старшего возраста евнухоидной конституции» ( Гинзбург. 1940. С. 86), и сопоставив их с данными ранних письменных источников, пришел к выводу о «фальсификации останков Никиты в 1558 г., о замене их более подходящим для демонстрации телом, которое было переодето в «новошвенные» архиепископские одежды», а «иконографический образец вырабатывался уже с учетом подмененных останков» ( Янин. 1988. С. 173). Помимо поверхностного и тенденциозного, предпринятого в целях атеистической пропаганды характера экспертизы мощей 1940 г. необходимо отметить, что описание останков Н. отличается от описания, сделанного после вскрытия мощей в 1919 г. (см. ниже; это касается, в частности, фиксации наличия волос на черепе, а также неупоминания отсутствия одной из ступней, хранившейся в отдельном ковчежце в ризнице Софийского собора). Следует, однако, учесть возможность и того, что Н. был поставлен во епископы до достижения предписанных каноническим правом 35 лет (что в эпоху княжеского патроната над Церковью не представляется чем-то невозможным) или действительно был евнухом («скопцом»), подобно некоторым представителям древнерус. высшего духовенства. После обретения мощей для устройства раки и совершения там молебнов Н. Иоакимовский придел был перестроен, его алтарь несколько расширен. В условиях начавшейся в том же 1558 г. Ливонской войны Н. стал восприниматься в Новгороде как один из покровителей рус. воинства (обретение его мощей совпало по времени со взятием Ругодива (Нарвы)); 26 июля «ризы Никиты чюдотворца епископа Новгородцкого» были отправлены вместе с иконами, привезенными из отбитого у немцев Ругодива, царю Иоанну IV Васильевичу Грозному (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Исследователи отмечают значение для начального этапа существования О. а. школ иезуитов . Однако известно, что Общество Иисуса, создавшее сеть образовательных учреждений высокого уровня, не было пионером в области образования. Действия иезуитов, в т. ч. в создании училищ, были ответом на вызовы Реформации . Влияние коллегий иезуитов на О. а. стало значительным в период подготовки Брестской унии 1596 г. и в первые десятилетия после нее. К сер. XVI в. ближайшим к Волыни католич. учебным заведением была Львовская кафедральная (митрополитальная) школа, известная задолго до появления во Львове Общества Иисуса. Образцом для О. а. могла быть Виленская иезуитская коллегия, открытая в 1570 г., в к-рой учились в т. ч. русины. Однако в 1578 г. это была еще начальная школа. Наиболее убедительным является предположение о том, что кн. Острожский заимствовал идею образовательного центра из практики польск. протестантов. В г. Пинчове в М. Польше (ныне Пиньчув, Польша) один из первых польск. кальвинистов - состоятельный шляхтич Николай Олесницкий - после 1550 г. основал школу, просуществовавшую до сер. 60-х гг. XVI в. и оставившую значительный след в польск. культуре. В отличие от др. школ Пинчовская школа имела программу обучения, изданную в 1558 г. В 1555 г. она уже именовалась гимназией, была разделена на классы, в ней изучали греч. и лат. языки, преподавали польск. язык. В 1558-1559 гг. в школе трудились 5 учителей. Пинчовский ученый кружок подготовил полный перевод Библии на польск. язык, изданный в 1563 г. в Бресте (Брестская Библия). К переводу был причастен широкий круг ученых, это была 1-я в польск. культуре попытка коллективной работы над переводом. В Пинчове в 1558-1562 гг. работала типография, напечатавшая ок. 25 изданий, из них 6 на польск. языке, преобладали богословско-полемические произведения польск. кальвинистов - Ф. Станкара, М. Кровицкого и К. Пшеходзки. Типографию финансировало протестант. сообщество. Возможно, пример Пинчовской школы с сильным интеллектуальным центром и типографией, при к-рой был осуществлен полный перевод Библии на польск. язык, повлиял на планы кн. Острожского по созданию центра правосл. просвещения. Между О. а. и Пинчовской школой помимо вероисповедных имелись организационные различия. В Пинчовском центре наибольшее значение имела школа, созданный при школе кружок переводчиков Библии существовал здесь недолго. В Остроге сначала сформировался круг книжников, готовивших перевод Библии, затем открылась школа; с самого начала работала типография, в Пинчове она была создана позже школы. Т. о., в начальный период О. а. в ней доминировал кружок богословов-интеллектуалов, а также типографов. В О. а., так же как и в Пинчовской школе, изучали 3 языка. Вместо польского, входившего в программу школы кальвинистов, в правосл. уч-ще преподавали церковнослав. язык. Свидетельств о контактах кн. Острожского с Олесницким нет. Существует информация о том, что Острожские и Олесницкие породнились в кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Внешнеполитические неудачи, которые усугубила еще одна ложная беременность, подорвали здоровье М. Т. К осени 1558 г. стало ясно, что наследницей М. Т. может быть только Елизавета. На нее начала делать ставку и испан. партия при англ. дворе, чтобы не допустить на англ. трон Марию Стюарт, жену франц. дофина Франциска (в 1559-1560 кор. Франциск II). М. Т. с недоверием относилась к Елизавете, но 6 нояб. 1558 г. все же объявила ее наследницей трона и через несколько дней скончалась (возможно, от рака). Вечером того же дня после тяжелого воспаления легких умер и архиеп. Р. Пол. М. Т. похоронили вопреки ее завещанию (она желала быть погребенной рядом с матерью, в Питерборо) в Вестминстерском аббатстве (14 дек.). Впоследствии в этой же могиле похоронили и Елизавету I. В изображении протестант. авторов правление М. Т. представляло собой череду кровавых преступлений и политических неудач, этой т. зр. придерживались большинство историков до XX в. Совр. исследователи предлагают более взвешенный подход к личности М. Т. и ее политике: в частности, отмечают, что во время ее правления были начаты эффективные финансовая, таможенная и военная реформы, принимались меры по развитию торговли и мореплавания (в т. ч. основание в 1555 Московской компании). Эти начинания в значительной мере продолжила Елизавета I. Лит.: Harbison E. H. Rival Ambassadors at the Court of Queen Mary. Princeton, 1940; Loades D. M. The Reign of Mary Tudor: Politics, Government and Religion in England, 1553-1558. L., 19912; Elton G. R. England under the Tudors. L., 19973; Prescott H. F. M. Mary Tudor. L., 20032; Duffy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England. New Haven; L., 20052; idem. Fires of Faith: Catholic England under Mary Tudor. New Haven; L., 20092; Whitelock A. Mary Tudor: England " s First Queen. L., 2009. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702)

http://pravenc.ru/text/2562156.html

В феврале 1558 года из Москвы последовала грамота к магистру, архиепископу Рижскому, епископу Юрьевскому и всем епископам и людям в Ливонии, направленная от царского печатника, бояр и князя М. Глинского. “Нарушив крестное целование царю, ливонцы навлекли на себя его гнев. Чтобы избежать кровопролития, они должны как можно скорее послать к царю послов с данью” 9 . 15 февраля 1558 года последовала грамота аналогичного адресования, так “как ливонцы высказывают склонность избавить свою страну от окончательной гибели, то они должны сейчас же послать послов к царю. Со своей стороны бояре будут предстательствовать пред царем за Ливонию” 10 . Затем татарский царевич “Шин-Алей сообщил царю челобитие ливонцев, ходатайствующих о помиловании. — Иван IV посылает им эту опасную грамоту с тем, чтобы они прислали к нему послов, добрых людей, с данью” 11 . “Опас­ная” царская грамота была адресована ливонскому магистру, архиепископу Рижскому, епископу Юрьевскому и др. 17 марта 1558 года епископ Герман на собрании клира говорил о жестокости “Московита” 12 . За несколько дней до взятия Юрьева юрьевские послы писали епископу Герману о необходимости самому направиться в Москву для заключения мира 13 . Однако события развивались таким образом, что соображения послов не были осуществлены и епископ Герман вскоре появился в Москве, но уже в другом качестве. Русские войска к этому времени взяли город “Керепеть”. Ещё до его взятия находившиеся в нём магистр Ливонского ордена и епископ Юрьевский покинули город. “Бискуп пошел с своими людми к Юрьеву” 14 . Царские воеводы погнались за ними, догнав его за 25 километров до Юрьева, “побили бискупа на голову и гоняли по самой посад Юрьевской; и бискуп ушел в Юрьев не со многими людми и взяли на том бою из бискупова двора лутчих людей, и телеги з доспехом и з зелием и со всяким запасом поимали многие” 15 . А. Курбский, участник военных действий, писал, как они подошли к Дерпту, “в нем же бискуп сам затворился со бурмистры великими и со жители града, и к тому аки две тысящи немец, еже к ним приидоша за пенези.

http://pravmir.ru/sudba-katolicheskogo-e...

Несмотря на казнь Сервета, в Женеве и ее окрестностях оставались антитринитарии. Об этом свидетельствует та полемика, к-рую К. пришлось вести во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. с некоторыми представителями протестант. общины переселенцев из Италии (подробнее об этом см.: Rotond ò . 1968). Так, в 1554 г. юрист из Падуи Маттео Грибальди публично отвергал учение о единой сущности Бога и критиковал христ. учение о Св. Троице; в 1555 г. К. вызвал его на заседание Консистории, однако этот вызов не имел последствий, поскольку Грибальди жил на бернской территории и не подпадал под юрисдикцию Женевы. В 1558 г. еще один итальянец, Джорджо Бландрата, проповедовал своим соотечественникам антитринитарные идеи; после попытки К. обличить его в ереси он бежал в Берн, а оттуда в Польшу (см.: Tylenda. 1977). С целью успокоения споров и дискуссий внутри итал. общины К. издал свои собеседования с Бландратой и потребовал от итальянцев подписать исповедание веры в Св. Троицу. В числе согласившихся сделать это был антитринитарий Джованни Валентино Джентиле; вскоре, однако, он вернулся к прежним антитринитарным взглядам и начал активно их проповедовать. В июле 1558 г. Джентиле был арестован, под давлением суда он отрекся от своих идей и обратился к К. и властям Женевы с просьбой о помиловании. Он был приговорен к смерти, однако ввиду полного раскаяния приговор был смягчен: ему было предписано принести публичное покаяние и самому бросить все свои сочинения в огонь ( Niesel. 1929; ср.: Виппер. 1894. С. 485-488). 16 сентября 1558 г. он был освобожден, однако не стал выполнять свое обещание остаться в Женеве; вскоре он издал трактат «Противоядие» (Antidoto), в к-ром подверг жесткой критике учение К. о Св. Троице, изложенное в «Наставлении...» ( Greef. 2008. P. 166-167); К. ответил ему трактатом «Выявление и искоренение нечестия Валентина Джентилиса» (Impietas Valentini Gentilis detecta et palam traducta). В 1566 г. за свои взгляды Джентиле был приговорен к смерти властями Берна и обезглавлен (Ibid. P. 167). Женевские казни

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Однако посылая войска на Ливонию, русское правительство еще не приняло решения о войне. Речь шла о мерах давления, которые должны были заставить Орден выполнить взятые на себя обязательства. Не случайно, возвращаясь из похода, командующий войсками касимовский хан Шах-Али призывал власти Ордена, «будет у вас есть хотения перед государем исправитца», прислать в Москву послов, обещая в этом случае вместе с боярами ходатайствовать за них. Когда магистр попросил «опасной грамоты» для послов, которые привезут царю дань, такой документ был выслан. Однако установившееся перемирие просуществовало недолго. В нарушение его условий из нарвского замка стали стрелять по пограничной русской крепости Ивангород, и царь в ответ приказал по Нарве «стреляти изо всего наряду». Нарвские горожане отправили в Москву делегацию, отмежевываясь от действий своего «князца» — наместника Ордена, но Адашев и Висковатый жестко потребовали передать русским воеводам «князца» и нарвский замок и принести присягу на верность царю; в этом случае, как заявили они делегатам, «вас государь пожалует... старины ваши и торг у вас не порушит». Нарвские горожане отказались принять эти условия, и 11 мая 1558 года русские войска взяли город штурмом. Затем по городу прошел крестный ход во главе с архимандритом Юрьева монастыря и протопопом Софийского собора. С этого момента Нарва стала главным русским портом на Балтике, и вскоре ее начали посещать купцы из многих стран Западной Европы. Взятие Нарвы стало началом перелома в ливонской политике Русского государства. С конца мая 1558 года русские войска принялись занимать одну задругой пограничные крепости Ордена, а в июне 1558 года в поход на Ливонию выступило большое русское войско во главе с боярином князем Петром Ивановичем Шуйским. Поход продолжался все лето и показал полное военное бессилие Ордена — русские войска заняли 20 «городов», среди них такой крупный центр и резиденцию епископа, как Дерпт. Воевод, прибывших к царю в Александрову слободу, Иван IV жаловал «шубами и кубки, и аргамаки... и во всем им свое великое жалование показал». Вся восточная часть современной Эстонии в результате похода оказалась под русской властью.

http://sedmitza.ru/lib/text/438929/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010