22 К игумении N. 22.1 166. О послушнице, впавшей в недоумение и о бывшем при о. Макарии случае 23 Письма к А. Н. 23.1 167. Воюй со страстишками 23.2 168. Что значит «утренюем утренюю» 23.3 169. Хорошо ходить на откровение 23.4 170. Надо жить мирно 23.5 171. Как жить 23.6 172. Не бойся открывать помыслы 24 Письма к С. Ч. 24.1 173. Духовной жизни сразу не научишься 24.2 174. Борись мужественно с диаволом 25 Письма к А. О. 25.1 175. Одобряет в решении поступить в монастырь 25.2 176. Не пожив в монастыре, не научишься монашеству 25.3 177. Не стыдись откровения помыслов. Советы новоначальной 25.4 178. Скорби – наша слава. Путь к святости – смирение 25.5 179. Поздравление с принятием монашества 25.6 180. О чаепитии в дни поста 25.7 181. Пожелания в день Ангела 25.8 182. О снах. О богохульных помыслах 25.9 183. О записывании помыслов. Не возносись любовью «матушки» 25.10 184. Скука – от внутренней гнили 25.11 185. Не скорби о том, что родные оставили тебя 25.12 186. Пост – время веселое. Как проводить пост немощной телом 25.13 187. Суждение мирских о монашеской жизни. Совет брату 25.14 188. Взгляд мирских на монахов 25.15 189. Осторожность и кротость – лучшее украшение молодой монахине 25.16 190. Наставление монахине-учительнице 25.17 191. Не возносись – слушайся опытных 25.18 192. Не верь снам 26 Письма к И. 26.1 193. Как должно быть пение монахинь. Каких цветов надо искать. 26.2 194. Пожелания в день Ангела. Служение больным сохраняет чистоту 26.3 195. О книге Св. Иоанна Златоуста: «О девстве» 26.4 196. О вечной Пасхе и о внутреннем гнильце 26.5 197. Об открытии Шамординской общины. Об утверждении в сердце Иисуса 26.6 198. Не забывай молитвы Иисусовой 26.7 199. Как идти в Оптину и о молитве Иисусовой 26.8 200. Будь кротка. Не будь лакомкой – сладость разслабляет 26.9 201. Блудныя мысли—от недостатка смирения 26.10 202. Пожелания в день Пасхи 26.11 203. Радуйся безвинному осуждению 26.12 204. Не бойся волнений жизни 26.13 205. Пожелание в день пострига 26.14 206. Пожелание в день Рождества Христова

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Несмотря на трудности восхождения, подвижники могут достичь таких высот обожения, что по благодати они становятся живыми образами Христа. Цель трехчастного пути аскезиса – сделать Бога Человеком, а человека проявить как бога. На примере образа загадочного библейского персонажа – царя Салима Мелхиседека – преподобный показывает, как, постепенно восходя от творения к Богу, человек может всецело соединиться по благодати с Ним. Максим Исповедник , с одной стороны, постоянно подчеркивает, в какой высшей степени святые уподобляются Христу, так что, как он выражается, «становятся Господом», и в то же время он не перестает проводить различие между Христом и святыми, даже самыми совершенными среди них с. 193–194]. Христианина, достигшего обожения, ожидает покой в Господе, поскольку для святого прекратилось действие зла и он достиг состояния вечного пребывания с Богом. Прообраз подобного покоя Максим Исповедник видит в установлении ветхозаветной субботы и юбилейного года ( Исх.23:1–12 ; Лев.25:1–7 ; Вт.15:10–11). «Мы празднуем седмицу дней, когда прекратилось действие зла. А субботу седмиц мы празднуем, когда прекратилось сложение с лукавыми мыслями. Субботу семилетия мы празднуем тогда, когда не принимаем больше прилог вожделения. Празднуем мы и Юбилей, когда совершенно упраздняется воспоминание о зле и воображение, возникающее от предвкушения того, что с нами произойдет. Ведь когда человек приобретает совершенное бесстрастие, тогда он разрешается от уз греха и, избавляясь от скорбей, в душу вселяется радость» с. 77]. Путь аскезиса, преображения падшего естества человека у прп. Максима Исповедника строится в соответствии с его антропологией, т. е. представлением о человеке. Преподобный выделяет в человеке несколько начал (плотское, душевное, духовное). О каждой части души необходимо должным образом заботиться, каждая требует своих средств восстановления. Каждая строчка Библии становится для святого источником размышления о способе восхождения к Богу. Мы можем понимать три составляющих аскетической лествицы (πpξις, θεοpα, θωσις) в горизонтальном плане – как три определенных способа возрождения каждой составляющей человека – и в вертикальном плане – как три этапа, которые святой проходит на пути восхождения к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

См. Acta Sanctorum. Junius. T. 3. Venezia, 1743. P. 15-37; ссылки на другие версии или рукописные копии (при этом, естественно, в них не исключены и разночтения) см. в: Bibliotheca Hagiographica Latins. T. 1. Bruxselles, 1992. P. 271-272, n. 1801-1814; Bibliotheca Hagiographica Greaca. T. 1. Bruxselles, 1957. P. 111, n. 313y-318c; Bibliotheca Hagiographica Orientalis. Bruxselles, 1954. P. 46-47, n. 193-194. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Julius//Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 821; еще см. такие же показания в Типиконе Великой церкви X века (J. Mateos. Le Typicon de la Grande Église. T. 1. Roma, 1962. P. 338). Theodorus Iconii Episcopus. In martyrium sanctorum Ciryci et Julittae, 2//PG 120. Col. 168; хотя Феодор говорит о повреждении или искажении еретиками сказания о мучениках, однако такое обвинение надо оценивать, скорее, как полемический выпад, целью которого было представить Кирика и Иулитту в ортодоксальном свете, устранив все неподходящие элементы (о которых теперь нам ничего неизвестно, так как у нас имеется лишь православные версии Мученичества). Это наименование, которое многими исследователями прилагается к Кафолической церкви периода поздней античности и раннего средневековья. Лат. - XVI Kalendas Jul., то есть «шестнадцатый день перед июльскими календами», то есть в нашем исчислении 16 июня. Латинский текст: Antiochia sanctorum Cirici et Iulittae matris eius et cum eis CCCCIIII martyrum. (приводится по критическому изданию, сопровождаемому комментариями, в Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931 (p. 321). Делеэ указывает еще на несколько областей почитания святого Кирика, которое все больше и больше ширилось с каждым веком. В частности, исследователь говорит о Палестине, Понте, Лидии, Италии и др. (Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2, idem); см. еще об этом же у архиепископа Сергия в: Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С. 271. См. указания на все эти календари, хотя и без пометок, что речь идет только о святом Кирике, в: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 213; при этом нельзя совсем исключить вероятность того, что в этих календарях их составителями подразумевался какой-то другой мученик Кирик.

http://bogoslov.ru/article/971453

Привлечение учеников к полноте богообщения (15:16) означает их избрание, отделение от мира. Мир любит лишь своих, его любовь обращена только на ему подобных, таких же, как он 190 : «Если бы вы от мира были, мир любил бы свое. А так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» (15:19). Церкви как союзу любви противостоит ненависть мира. Иисус уже говорил, что мир Его ненавидит (7:7). Теперь эта ненависть к Нему перейдёт на учеников: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он прежде вас возненавидел» (15:18). Иисус напоминает слова, произнесённые Им ранее (13:16): рабы не вправе рассчитывать на то, что к ним будут относиться лучше, чем к их господину: «Если Меня гнали, и вас будут гнать; если слово Мое соблюли, и ваше будут соблюдать» (15:20). Мир не отзовётся на их проповедь. Ученикам нет смысла надеяться на то, что все люди прислушаются к их учению. Но как некоторые приняли слова Иисуса, так будут и те, кто пойдёт за ними. Иисус уходит, и мир обратит на учеников свою ненависть, как на носителей Его имени. Причина будущих гонений заключается в неведении (15:21), в неспособности понять, что Иисус выполнял поручение Отца. Приход Сына Божия к людям возложил на людей моральную ответственность. За отказ и нежелание поверить в то, что Бог всецело явил себя в Иисусе Христе, иудеи навлекли на себя осуждение: «Если бы Я не пришел и не говорил им, они не имели бы греха; теперь же извинения не имеют в грехе своем» (15:22) 191 . Возненавидев Сына, они возненавидели и Отца: «Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит. Если бы я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, они не имели бы греха; теперь же и видели и возненавидели и Меня и Отца Моего» (15:23 – 24). Происшедшее отвержение подтверждается Писанием (Пс 34:19, 68:5) 192 : «Но да исполнится слово, в Законе их написанное: “Возненавидели Меня напрасно " » (15:25) 193 . Однако перед лицом грядущих гонений ученики останутся не одни, с ними будет Утешитель: «Он будет свидетельствовать о Мне. Но и Вы свидетельствуйте, потому что от начала вы со Мною» (15:26 – 27). Эти свидетельства нельзя понимать как раздельные. Они станут совместными. Ведь Св. Дух будет присутствовать в самих апостолах 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Велико-Тырново – см. Тернов Венгрия (Туркия) – 44, 149, 171, 252, 255, 260, 261, 265–269, 271–273, 275, 305, 306, 308, 309, 313 Венгры («турки», «гунны», «пеонцы», мадьяры, угры) – 149, 153, 154, 157, 170, 172, 190, 196, 219–221, 229, 260–262, 268, 270–273, 279 Вервианы (древляне) – союз восточно-славянских племен, населявший территорию между Днепром, Горынью и верховьями Южного Буга 167 Веррия – город недалеко от Фессалоники 311 Верроя (Вероя) – город в Болгарии, совр. Боруй 254, 277, 285, 302 Версиникия – византийская крепость к северо-востоку от Адрианополя 176 Веручи – см. Леанди Вестготы (визиготы) – германское племя 24, 31, 60, 63, 83, 84, 108, 109 Визáнтий – см. Константинополь Византийцы – см. Ромеи Византия (Византийская империя, Романия) –13, 15, 26, 41, 48, 65, 66, 68, 74, 77, 81, 92, 94, 97, 107–109, 117, 123, 124, 131, 140, 143, 147, 148, 150, 152–154, 157, 158, 160, 163, 166–170, 186, 189–191, 193, 194, 217,      219, 234, 235, 247, 253–255, 257, 258, 260, 261, 265–272, 275, 276, 293, 302, 315 Византия – см. Константинополь Визиготы – см. Вестготы Визия (Виза) – город во Фракии, совр. Виза 288, 290, 295 Виотия (Беотия) – область в Греции 30 Витичев – сторожевая крепость, охранявшая брод через Днепр под Киевом 148, 161 Вифиния – область на северо-западе Малой Азии 16, 88,180 Вифсаида – город в древней Галилее 16 Владимир (Великий) – город в Северо-Восточной Руси 248, 251 Владимир (Волынский) – город, столица Владимиро-Волынского княжества 251 Влахерны – северо-западный пригород Константинополя со знаменитой церковью Богородицы 198 Влахи (волохи) – население левобережья Дуная 275, 281, 283–286, 289, 290, 294, 297, 298 Волга – см. Атель Волниг – см. Варуфорос Волохи – см. Влахи Волхов – река на северо-западе европейской части России 159 Волынь – Владимиро-Волынское княжество 271, 272 Волыняне – восточно-славянское племя 167 Вольный порог – см. Струкун Ворея – город во Фракии 299 Вороталмат – см. Талмат Воск (Воско) – крепость в Италии 264 Воспор (Боспор, Пантикапей) – город на Крымском полуострове, совр. Керчь 137, 138

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наш курс по Академии был четырнадцатый (13-го августа 1855 г.) 188 . Наш приемный экзамен продолжался недели две, за 1-е сентября; мы написали три экспромта, отвечали по философии и богословию. Вот все кончилось, и мы с трепетом ожидали решения своей судьбы. Вот и решение сделалось известным: некоторым любителям просвещения надо было воротиться на милую родину, а мы остались в Академии, чтобы, наконец, узнать и убедиться, что для того, чтобы быть умным, не надобно непременно говорить умно, а только не надо говорить глупостей, или говорить их как можно меньше. Все равно и для того, чтобы получить репутацию доброго человека, часто не надо делать добра, а только не надо делать положительного зла. И этого довольно по условиям настоящего времени. Я не знал, каким по числу меня приняли; только, кажется, не ниже 15-го, потому что некоторые говорили, что 12-м, некоторые 9-м. Довольно и того. Вот началось и ученье, начались лекции. Вот предметы и преподаватели нашего младшего курса; Феодор Александрович Голубинский читал нам метафизику и историю древней философии; Матвей Иванович Салмин 189 логику и историю новой философии; Иван Иларионович Космин 190 , а после него Платон Иванович Капустин 191 , – психологию и нравственную философию; Егор Васильевич Амфитеатров – словесность во всем объеме, т.е. эстетику, прозу, поэзию, литературу; Иван Алексеевич Смирнов-Платонов 192 – всеобщую и русскую историю. Кто слушал историю, тот в наше время не слушал математики, и наоборот. Теперь не так: теперь все слушают все. Математику читал всегда Петр Спиридонович Делицын; физику – Александр Сергеевич Терновский (переведенный из Вифании) 193 , а после него Платон Иван. Капустин. Немецкий язык читал Феодор Александрович; французский Петр Спиридонович; греческий Василий Сергеевич Соколов (свящ. у Мартына Исповедника) 194 . Бакалавр иером. Агафангел) читал Св. Писание. Феодор Александрович был главой наставников, столпом Академии и патриархом философов. Он сам был воспитанником Академии 1-го курса, и все ректора и профессора были его ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смысл словосочетания τ ν λων συνεκτικτατον ργαστριον (1305 Α 14–15). Перевод этого словосочетания представляет сложности, в силу многозначности каждого из трех составляющих его элементов. Начнем с τν δλων. У отцов и у самого Максима τ λα значит «всё», «весь мир», будучи синонимом к τ πντα и τ π ν 186 . Прилагательное συνεκτικ ς используется в устойчивом словосочетании συνεκτικ ατα, «содержительная причина». И философы, и богословы именовали «содержительной причиной» ту, что удерживает сущее в бытии, так что при устранении причины данная вещь уничтожается 187 . В космологии под συνεκτικ ατα понималась причина, которая даёт существование и удерживает созданное от распада. Так, например, у пс.– Аристотеля (I – серед. II в. н.э.), для которого подобная причина есть Бог или же божественная сила: о содержительной причине всего... о главнейшем в космосе... Все составилось от Бога и через Бога, и никакая природа сама по себе не самодостаточна, если ее лишить идущей от Бога поддержки... Древние смогли дать надлежащее понятие о божественной силе, но не о его сущности 188 . Ср. в том же контексте Григорий Богослов : Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое... Бог есть творческая и содержительная причина всего... Ибо вселенная ( τ π ν ) как могла бы осуществиться и составиться, если бы не Бог все осуществлял и содержал? ...Для нас явственна сила творящая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслию 189 . Значение «охватывать и удерживать» позволило прикладывать искомое прилагательное к идеям (Прокл) 190 , говорить о связующей и содержительной силе Блага (Порфирий) или силе Бога Творца ( Василий Великий ) 191 . У Прокла в контексте близком к таковому у Трудности XLI Максима сказано о сущностях, которые «связывают противоположности» и сами сводятся к одному началу, так что «самое последнее через средние связано с первым» 192 . Реже τ συνεκτικν могло означать «то, к чему всё сходится» 193 . Тем не менее, в превосходной степени у прилагательного συνεκτικς преобладает значение «наиглавнейший», «основополагающий», тогда как значение «связывающий» и «удерживающий» практически не встречается 194 . Впрочем, значение «основополагающий» подразумевает и значение «всеобщий». Не случайно, Секст Эмпирик неоднократно противопоставляет частное и второстепенное общему и существенному 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Плотин – 15, 29, 31, 33, 41, 42, 61, 68, 114, 122, 123, 125, 130, 134, 188, 189, 194 Плутарх – 42 Порфирий – 122, 123 Посидоний – 42, 55, 72 Потамон – 28 Прокл – 101, 194 Птах – 36 Птолемеи (Лагиды) – 22, 24–26, 34, 37, 49, 149, 201 Птолемей I Лаг – 23, 25 Птолемей II Филадельф – 35, 37 Птолемей Филометер – 54 Пселл Михаил – 194 Раушен Г. – 185 Редепеннинг Э. – 29 Рефентлов X. – 194 Родон, дидаскал – 83, 183 Рублев Андрей, святой – 197 Руфин, переводчик, церковный историк – 128, 129, 185, 190 Савва Освященный, преподобный – 82 Саврей В. Я. – 12, 45, 76, 92, 99, 116, 120, 138, 145, 166, 200 Сагарда А. И. – 151 Сагарда Н. И. – 95, 151, 166 Самсон – 154 Сатир Перипатетик – 67 Светлов Р. В. – 76, 116, 194 Север, император – 81 Секст Эмпирик – 26 Селевкиды – 49, 50, 149 Селевк Никатор – 149 Серапион, святой, епископ – 89 Серапис – 36 Сидоров А. И. – 45, 92, 116, 194 Симеон Юродивый, святой – 136 Симмах – 38 Симон Волхв – 149 Симонетти М. – 179 Симонид – 24 Синезий Птолемаидский, епископ – 86 Сирах – 51, 52 Сковорода Г. С. – 197 Смирнов С. И. – 45 Смит Мортон – 82 Соколов В. В. – 194 Сократ – 87, 193, 197 Соловьев B. C. – 194, 197 Соломон – 51, 52 Сотер – 23, 25 Сотион Александрийский – 67 Софокл – 53 Спасский A. A. – 159 Страбон – 45 Татиан – 102, 150 Тертуллиан – 102, 116, 130 Тот, египетский бог мудрости – 35 Трофимова М. К. – 46 Трубецкой С. Н. – 64, 76 Фабиан, папа – 123 Фабриций – 96 Феогност, епископ – 89 Феодор Атеист – 27 Феодор Мопсуэстийский – 153, 154, 158, 162, 164, 179 Феодот, валентинианин – 96 Феокрит – 24 Феодорит Кирский , блаженный – 156, 158, 161, 166, 180 Феофил Антиохийский – 102, 130, 150 Филипп Сидет – 83 Филадельф – 25 Филон Александрийский – 17, 37, 38, 49, 50, 53–76, 88, 89, 98, 101–104, 109, 110, 115, 141, 155, 170, 177, 178, 194, 201 Флавиан Антиохийский – 160 Флакк, римский наместник – 50, 55 Флоровский Г., прот. – 153, 155, 166, 200 Фотий Константинопольский , святой, патриарх – 29, 98 Франкфорт Г. – 31, 46 Френд У. – 161 Фронтон – 132 Хансон Р. – 74

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

( Ин.14:2,27,20:19–20 ), – есть Дух спасения, то есть Христа ( Ин.17:24 ), – Дух Истины, то есть Христа, и Сама Истина, то есть Христос ( Ин.17:18–19 ). 90, – ( Ин.1:32–33 ). 194, – ( Ин.15:26–27,16:12–13,16–17 ). 245, – ( Ин.17:25 ). 121 Христос радуется и ликует посредством Духа ( Ин.15:11 ). 359, – Духом Христос называет Самого Себя, не уничтожая самостоятельного существования Духа, но как называет Себя Сыном Человеческим, ибо стал человеком, так именует Себя и Духом, от собственного Духа, ибо не чужд Ему Дух Его. Духа Святого Христос получает как человек, а дает людям как Бог ( Ин.7:39 ). 215–216. 221, – ( Ин.17:18–19 ). 98. 99. 100. Дух употребляется вместо Христа и обратно ( Ин.1:32–33 ). 194, – по нераздельности природы Духа и Сына Христос часто называет то Духа, то Себя Самого ( Ин.6:63 ). б. В Духе Христос дает Самого Себя апостолам ( Ин.16:12–13 ), – присутствует в нас через Духа ( Ин.3:36 ). а, – ( Ин.5:18,14:20 ). 265–266, – ( Ин.14:23,15:1 ). 315–316, – ( Ин.16:6 ), – Дух чрез Сына исходит святым ( Ин.7:39 ). 215–216, – дает Духа ученикам как собственный Дар Его ( Ин.14:16–17 ). 263, – посылает Духа не как другое что отличное от Себя, то есть по тожеству природы ( Ин.10:34–37,14:20 ). 266, – Дух подается от Отца и вселяется в людей через Сына ( Ин.14:18,19,15:26–27,27:18–19 ). 91, – ( Ин.20:22–23 ). 260, – через Духа Сын световодит Своих учеников, открывая Себя через Него, и говорит в святых ( Ин.14:21 ), – все соединяет с Отцом ( Ин.14:27 ), – дает знание и разумение ( Ин.16:23–24 ), – действия Духа те же, что и Христа ( Ин.1:32,33 ). 193–194, – Дух не есть по природе другой, отличный от Христа, учитель святых, но Сам Христос учит их через Духа, как невидимый уже телесными очами, но созерцаемый духовным зрением сердца, как это подобает Богу ( Ин.14:25–26 ). 285–286, – Единородный открывает нам смысл таинства Своего, всевая каждому через Духа просвещение и руководя любящих Его к познанию того, что выше разума и слова ( Ин.17:26 ). 125, – посредством Духа Святого вселяется в нас и Сам Христос и через Себя в духовное единение с Отцом возводит того, кто познал Его и носит внутри себя истинное боговедение ib. 126, – через Своего Духа Христос обитал в богоносном Павле ( Ин.14:11 ). б. 217. Животворную силу Духа, как искру огня, внедряет Сын в верующих, чем сообщает им собственное благо, то есть жизнь, и преобразует их в бессмертие ( Ин.6:40 ), – животворит ( Ин.6:32–33 ). 478, – ( Ин.6:35 ). а. – в каждого верующего вселяет Христос,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Толкование посл. к Галатам, изд. 1842 г. Вып. на стр. 276. в) Толкование посл. к Ефесеям. Указ. на стр. 337–338 и 379. г) Беседы на 14 посланий св. ап. Павла, печ. 1623 г. в Киево-Печерской Лавре. Указ. на стр. 100. 41) Зонара. Вып. на стр. 43, 44, 125–127, 180–184, 193–194, 271–272, 275–277, 293, 327, 340–341, 359–360; указ. на стр. 194 и 272. 42) Св. Игнатий Богоносец . а) Писания мужей апостольских в пер. прот. Преображенского. СПб., 1895 г. Вып. на стр. 32–34, 55, 73–74, 109, 113, 142, 174 и 194. б) Послание к Филадельфийцам. Киев, 1888 г. Вып. на стран. 30. 43) Св. Ипполит еп. Римский. Творения его в рус. пер. Казань, 1898– 1899 гг. Вып. на стр. 14, 77–78. 214–216, 254–259, 263–264 и 269. 44) Св. Ириней, еп. Лионский. Пять книг против ересей, в рус. пер. прот. Преображенского. М., 1871 г. Вып. на стр. 1, 39–40, 133–135, 239–247, 262 и 292; указ. на стр. 292. 45) Пророк Исаия. Указ. на стр. 197. 46) Пр. Исидор Пелусиот . Творения его в рус. пер. М., 1859–1860 гг. Вып. на стр. 30, 37, 42, 53–54, 112, 164 и 203; указ. на стр. 30. 47) Бл. Иероним Стридонский . Творения его в рус. пер. Киев, 1879– 1903 гг. Вып. на стран. 2, 9–10, 15–17 , 33, 35, 44–45, 58–63, 82–85, 93–94, 98–99, 110, 129, 140, 159, 167, 188, 197–198, 204–206, 218–222, 261, 265–266, 278, 282–283, 307–308, 323, 326, 342, 350–351, 355–356, 361–362; указ. на стр. 10, 58, 61, 98 и 326. 48) Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православ. веры. Вып. на стр. 102. 49) Св. Иоанн Постник . Вып. из Номоканона при Иоасафовском Требнике на сгр. 184. 50) Пр. Иоанн, игумен Синайский. Лествица, пзд. Тр.-Серг. лавры, 1901 г. и Козел. Оптин. пустыни. Вып. на стр. 102–103 и 187. 51) Иоанн, еп. Смоленский. Опыт курса церков. законоведения. Вып. на стр. 330; указ. на стр. 293, 324, 325 и 329. 52) Пр. Иосиф Волоцкий . Просветитель, изд. I, Казань. Вып. на стр. 82. 53) Каптеревъ Н. Патр. Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887 г. Вып. на стр. 319–320. 54) Катихизис Большой, печ. 1878 г. в Гродно Вып. на стр. 153, указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010