Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Указатель мест Свящ. Писания: Ин. – Откр.]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1912. Т. 2. 9. С. 561–576 (1-я пагин.) —561— 34. 8, 35. 324. 27–28. 5, 45. 404. 8, 39. 334. 9, 32. 453. 8, 39. 334. 335. 28–29. 14, 8. 194. 39–41. 15, 20. 380. 17, 6–8. 58. 8, 56. 393. 5, 45. 405. 8, 42. 345. 9, 33 455. 10, 30. а. 14. 1, 11. 136. 8, 46. б. 364. 9, 40. 466. 1, 1, а. 16. 15, 9–10. 355. 1, 1. б. 24. 16, 23–24. 16. 6, 27. 469. 6, 68. 96. 8, 46. а. 364. 10, 24. 8. 8, 44–45. 362. 15, 9–10. 355. в поправ. т. 4. 6, 56. 57. 7, 28. б. 181. 10, 24. 8. 8, 46. а. 364. 18, 7–9. 134. 8, 46. б. 364. 14, 22. 273. 8, 58. 395. 7, 30. 185. 8, 48. 369. 8, 20. 257. 8, 48. 370. 20–21. 15, 20. 380. 8, 51. 375. 10, 11. 482. 6, 2–4. 420. 14, 8. 193. 8, 55. а. 388. 1, 1. б. 23. 52–53. 16, 14. 4. 3, 33. 256. 8, 54. а. 383. 5, 19. 339. 8, 54. б. 384. 10, 18. б. 3. 8, 54–55. 387. 10, 31. 15. 1, 2. 44. 10, 33. 16–17. 1, 2. 46. 10, 37–38. 25. 1, 2. 48. 14, 7. а. 186. 1, 2. 55. 14, 28. б. 300. 15, 14–15. 365. 15, 1. 329. 1, 1. а. 14. 17, 6–8. 53. 55. 8, 1–2. 127. 15, 1. 319. 19, 11. 192. 1, 2. 48. 1, 9–10. 128. 5, 30. 367. 9, 34. 458. 6, 68. 91. 1, 9–10. 128. 8, 46. а. 363. 11, 9–10. 34. 12, 49–50. 110. 14, 31. 314. 17, 6–8. 55. 1, 4. 85. 1, 9. 106. 9, 13–14. 426. 20, 17. б. 248. 9, 18–19. 434. 34–36. 17, 11. 66. 1, 2. 47. 17, 26. 127. 16, 26–27. 20. 19, 7. 187. 17, 6–8. 58. 35–36. 3, 33. 255. 15, 2. 402. 5, 20. в. 346. 9, 41. 468. 37–38. 1, 14. в. 148. 5, 37–38. 399. 1, 16–17. 157. 6, 2–4. 420. 12, 47–48. 104. 14, 18. 248. 3, 33. 255. 256. 1, 1. б. 22. 5, 46. б. 408. 1, 1. в. 41. 9, 27. б. 449. 1, 3. б. 67. 10, 18. б. 3. 11, 21–24. 40. 14, 15. 242. 13, 37. 167. 16, 3. 404. 13, 37. 167. 14, 15. 242. 13, 37. 167. XIII. 2. 13, 10–11. 123. 12, 14–15. 75. 13, 20. 134. 11, 32. 46. 13, 9. 119. 11, 28–29. 44. 14, 11. б. 216. 6, 57. 60. 13, 21 проп. т. 4. 7, 39. 219. стр. 307. 7, 46. 228. 18, 3. 129.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Римская цифра после имени указывает на выпуск, арабская – на стран. выпуска. А Абалмасовы – III, 20. Абрютин – III, 20. Аввакум, протопоп – I, 74. Августин, архиеп. Дмитровский – I, 24. Августин Блаженный – I, 20. 41. Августин, монах – III, 25. Авив, монах-чудотворец – II, 193. Авраамий, архим. Ростовский-чудотв. – II, 147. Авраамий, игумен – II, 194. Авраамий, Смоленский чудотв. – II, 190. Агафангел, архиеп. Волынский – III, 9. Адриан, подвижник – II, 193. Акинфов Н.И., окольничий – I, 14. 15. Акуловы – III, 20. Александр Благословенный, импер. – I, 24. 104; III, 21. Александр Великий, импер. Македонский – I, 79. Александр, Свирский чудотв. – II, 190. Алексий, епископ Тульский – I, 86. Алексий, митроп., Киевский чудотв. – II, 189. Алексей Михайлович, царь – I, 42. 83. 85. 102. 122; III, 16, 24. Алексей Петрович, царевич – I, 52. 114. Алексий, челов. Божий – I, 68; II, 191. Амвросий, архиеп. Казанский – I, 99. Амвросий, архиеп. Московский и Калужский – III, 19. Амвросий Медиоланский – I, 41. Аминадав, иеродиакон – II, 138. Аммоний, преподобный отец – I, 45. Амфилохий, святой – II, 141. Амфитеатров Е.В., проф. – III, 9. Анастасий никейский – II, 146. Анастасий Синайский – I, 47, 67; II, 149. 166. 172; III, 13. Андрей, святой – I, 67. Андрей Юродивый – I, 64. 68. 74. 114; II, 145. 191; III, 24. Ансернстин, граф – II, 146. Антипа, свм. – I, 102. Антиох, св. – III, 11. 23. Антоний, преподобный Печерский – II, 138. 142. 189. 195. Антоний, муч. – II, 189. Антоний Римлянин – I, 47. 67; III, 21. Антоний, еп. Смоленский – I, 86. Антошин П.Д., Орловск. купец – III, 3. 14. Ануарий, св. – 1, 35. Анфим, сын Селиверстов – II, 138. Анфологион, книга – II, 177. 180. Аполлос, еп. Севский – III, 21. Апокалипсис – I, 74. Апраксин С.Ф., Фельдмаршал – I, 16. Арменопул, книга – III, 13. Арсений, архим. – I, 120. Арсений, еп. Тверской – I, 102; II, 189. Арсений, митр. Ростовский и Яросл. – I, 103. Арсений, препод. отец – III, 13. Арчил, Имеретинский царь – I, 55. Афанасий, патриарх Александрийский – I, 98; II, 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Скачать epub pdf Январь Кирилл Александрийский, святитель. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 1 (Ин.1:33 – Ин.2:10)]./Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 1. С. 193–208 (1-я пагин.). (Продолжение) —193— Ведь если он говорит, что Оно (Слово) не есть Сын, то должен будет отрицать Отца, ибо кого же Он будет отцом, когда нет сына? И в таком случае он станет в противоречие со всеми Божественными писаниями. Если же признает (Слово) Сыном и что Оно и до вочеловечения было и называется Сыном, то как же Архангел говорит нам, что имеющее родиться от Святой Девы назовется Сыном Божиим, хотя Он уже и прежде был таковым по природе? Как Сын, вечно существующий с Отцом, назначается быть Сыном Божиим, имеющим начало бытия во время воплощения по причине явления Его в мир с телом: так и об имеющем по существу в Себе своего Духа говорится, что Он получает Его как человек, сохраняя подобающее человечеству свойство и вместе с человечеством усвояя ради нас и его свойства. В противном случае возможно ли представлять Слово без собственного Духа? Ведь и о человеке разве не нелепо говорить, что существующий в нем дух отделен от него, противореча этим истинному и полному понятию природы человека. Но это, полагаю, для всех совершенно ясно. Каким же образом станем от Сына отделять Дух, столь существенно и природно объединенный с Ним, чрез Него исходящий 1 и природно в Нем существующий, так что не считается другим отличным от Него, как по тожеству действенности, так и по самому единству природы? Послу- —194— шай, что говорит Спаситель Своим ученикам: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и Иного Утешителя даст вам. Дух истины, егоже мир не может прияти ( Ин.14:15–17 ). Вот ясно называет Святого Духа Духом истины. А что Сам Он (Сын), а не другой кто от Него отличный, есть истина, о сем послушай опять Его говорящего: Аз есмь истина ( Ин.14:6 ). Когда таким образом Тот, Кто Сын по природе, есть и называется истиною, то смотри, какое единство имеет с Ним Дух, если Иоанн, ученик Спасителя нашего, говорит о Нем в одном месте: Сей есть пришедый водою и кровию и духом, Иисус Христос , не водою точию, но водою и кровию: и Дух есть свидетельствуяй, яко Дух есть истина ( 1Ин.5:6 ). Вот почему, и когда живет в нас Святой Дух во внутреннем человеке ( Еф.13:16 ), то говорится, что вселяется Сам Христос (ст. 17), – и это так должно быть по самой природе вещей. Кроме того блаженный Павел ясно поучает этому в словах: вы же несте в плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас: аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его 2 : аще же Христос в вас, плоть убо мертва греха ради, дух же жизнь 3 для правды ( Рим.8:9–10 ). Обрати на эти слова тщательное внимание. Назвав Дух Христов живущим в нас, тотчас же присовокупил: аще же Христос в вас, указуя тем самым на полное подобие Сына с Собственным Его и от Него по природе изливающимся Духом 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

153. О вечной жизни и смерти Праведницы во веки живут. ( Прем. 5:15 ). Один Бог бесконечно вечен; потому, что не имеет ни начала, ни конца; но Сам в Себе имеет источник вечной жизни, – Он всегда был, есть и будет, а все, что Он сотворил; мир видимый и невидимый, ангелов и человеков, – все это имеет начало бытия; но, по бесконечному милосердию Своему и по Своей благости, Бог дает и тварям Свою вечную жизнь, так, что и они могут жить вечно. Так праведники живут вечно: Праведницы во веки живут, – живут вечно потому, что в одном Боге – в источнике вечной жизни – праведники почерпают свою жизнь; а вечный источник жизни сеть Господь наш Иисус Христос: Я путь, истина и жизнь 191 , – сказал Господь; – в Нем была жизнь и жизнь была свет человекам 192 . Как же праведники почерпают жизнь в Господе? Изучая святое Евангелие и стараясь познать Самого Христа, и исполнять Его святую волю, и Его святой закон: «сия есть жизнь вечная, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси, Господа Иисуса Христа« 193 . »Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни« 194 , – вопрошает св. апостол Петр. Итак, вечная жизнь в лице Иисуса Христа и в Его словах – во святом Евангелии. Хочешь, христианин, вечно жить, старайся знать Бога и Его святые заповеди. – Вера в Иисуса Христа также дает вечную жизнь: »веруяй в Мя, имать живот вечный» 195 ; «Я есть хлеб жизни; кто верует в Меня, – у того из чрева потекут реки воды живой» 196 . Итак, кто верует в Иисуса Христа, тот получает неиссякаемый источник вечной жизни – реки у него из чрева потекут воды живой. Присовокупите к сему любовь к Иисусу Христу – и уразумеете, что любовь к Нему также дарует вечную жизнь: «Любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, иже на небесех« 197 . »А кого возлюбит Отец Небесный, тот вечно будет жить " 198 ! Итак, спросите: почему праведники вовеки живут? Потому, что они знают Бога и Иисуса Христа, знают святое Евангелие, веруют в Бога и любят Его. Присовокупите к сему самый главный и важнейший источник жизни – приобщение плоти и крови Сына Божия: »Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный«.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Введение в изучение св. Григория Паламы Введение Учителя св. Григория Паламы Молодые годы Варлаам и Соборы 1341 г. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Последние годы Учение святого Григория Паламы Борьба со светским эллинизмом: человек, лишенный благодати Богословское обобщение исихазма: жизнь во Христе Христос и обоженное человечество: Спасение, обожение и екклисиология Богословие истории: символы и реальность Богословие бытия: сущность и энергия Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Заключение ПОСЛЕСЛОВИЕ notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Глава 34 (1) Подойдите народы, чтобы послушать, И племена, будьте внимательны! Да слышит земля и что наполняет ее, Вселенная и все творения ее! (2) Вот гнев Иеговы на все народы И ярость Его на все ополчение их: Он предал их проклятию, отдал на истребление. (3) Убитые их будут брошены, И от трупов их распространится смрад, И горы размокнут от крови их. (4) И исчахнет все воинство небесное 190 , И свернутся, как свиток, небеса, И все воинство их спадёт, Как опадает лист с виноградной лозы, И как иссохший плод со смоковницы. (5) «Разорделся на небе меч мой.... «Вот он сходит на Едом, «И на народ, обреченный погибели в наказание. (6) Меч Иеговы наполнится кровью, Покроется слоем жира, Крови ягнят и волов, Жира почек овнов; Ибо жертвоприношение у Иеговы в Восоре 191 , И заклание большое в земле Едома. (7) И буйволы падут с ними, И телицы с молодыми быками; И будет упоена земля их кровью, И прах их пропитается жиром. (8) Ибо, день мщения Иеговы, Год возмездия по делу Сиона. (9) И обратятся реки ее в смолу, И прах ее – в серу: И вся земля та будет сера горючая 192 . (10) Ночью и днём не будет униматься пламя, Вечно будет клубиться дым от неё, От поколения к поколению будет оставаться в запустении, Во веки веков не будет проходящего по ней. (11) И завладеют ею пеликан и еж, И филин и ворон будут обитать нацией; И протянется по ней вервь опустошения И отвес разрушения. (12) Знатные ее.... и нет там, кого бы избрать на царство 193 : И все князья ее будут ничто. (13) И произрастёт на чертогах ее множество колючих растений, Крапива и репейник на укреплениях ее; И будет она жилищем шакалов, Убежищем для страусов прозовется. (14) Там встретятся летучие мыши с дикими кошками, И лешие 194 будут перекликаться один с другим; Там поселится ночное страшилище 195 , И найдёт на ней покой. (15) Там угнездится змей летучий 196 , И будет класть свои яйца, Й выводить детей, И собирать их под тень свою; Там будут собираться коршуны один к другому. (16) Найдите в книге Иеговы, И прочитайте: Ничто из этого не убавится,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

М. Александровский В. Счет церквей по различным их подразделениям В настоящем Указателе «московскими» названы церкви города Москвы с теми пригородами, которые находятся внутри черты градоначальства или столичных мировых участков. Нижняя церкви двухэтажных храмов не сочтены за отдельные церкви, а только за приделы, равно как и те церкви, которые помещены на хорах или в надстройках над храмами, а также и в колокольнях, если эти последние не отделены хотя бы очень малым пространством от главных зданий храмов. При таком счете, в вышеуказанных пределах к 1 января 1915 года было всего 563 отдельные церкви с 698 приделами при них, т.е. всего 1261 престол. Строилось еще 5 церквей, в которых предположены 10 престолов. Все церкви каменныя, кроме 363. 384. 401. 435. 436. 439. 510. 517. 556. Общее количество 563 церквей представляется удобным подразделить следующим образом. А. 8 соборов: 1. 8. 10. 15. 24. 56. 57. 444. В них 36 престолов. Б. 252 церкви не домовые, с 774 престолами. А именно: I. 228 обыкновенных приходских церквей с 726 престолами. Китайского сорока 13 церквей: 7. 11. 46. 50. 58. 107. 141. 183. 232. 295. 334. 350. 387. В них 37 престолов. Ивановского сорока 43 церкви: 2. 16. 17. 33. 34. 36. 59. 63. 72. 76. 80. 88. 103. 108. 160. 161. 176. 178. 182. 189. 190. 191. 193. 198. 206. 224. 226. 228. 230. 240. 245. 246. 248. 273. 279. 288. 296. 297. 299. 300. 302. 327. 330. В них 134 престола. 3амоскварецкого сорока 39 церквей: 18. 40. 67. 77. 83. 84. 86. 89. 113. 131. 132. 137. 142. 147. 153. 169. 172. 180. 197. 208. 216. 218. 229. 231. 236. 243. 253. 258. 266. 269. 278. 286. 305. 309. 321. 395. 398. 452. 482. В них 133 престола. Сретенского сорока 38 церквей: 14. 19. 26. 28. 70. 87. 90. 91. 95. 97. 120. 121. 123. 139. 144. 164. 166. 171. 173. 188. 195. 196. 205. 207. 214. 215. 221. 222. 242. 247. 259. 262. 263. 275. 292. 293. 392. 557. В них 119 престолов 5. Никитского сорока 37 церквей: 25. 27. 39. 41. 45. 51. 52. 53. 61. 73. 74. 85. 93. 99. 100. 117. 119. 149. 163. 165. 174. 179. 194. 200. 211. 217.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Я искренне всегда стремился к Богу Удостоверение Часть 1 Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Часть 2 Письмо 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307     “Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодными для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: « Боже, милостив буди мне, грешному» ( Лк. 18:13 ). Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга”. Игумен Никон (Воробьёв) Я искренне всегда стремился к Богу Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребёнком. Всего в семье было семь человек детей, все – мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

170-177 177-178 178-179 179-180 180-181 181-183 183-184 184-185 185-186 186-188 ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока 188-189 189-190 ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) 190-193 ЕВПРАКСИЯ кнг. зарайская, мц. (пам. 10 июня - в Соборе Рязанских святых) - см. Феодор, Евпраксия и Иоанн Постник, святые князья и княгиня 194-195 195-196 196-198 ЕВПСИХИЙ И КАРТЕРИЙ мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 5 и 15 нояб.) - см. Домнин, мученик (пам. греч. 5 нояб.) 198-209 ЕВРЕИНОВ Александр Николаевич (1877 - 1959), титулярный архиеп. Парийский, деятель рус. католичества 209-210 210-212 212-226 226-237 237-238 238-239 ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) 239-242 242-245 ЕВСЕВИЙ сщмч. Лаодикийский (пам. 4 окт.) - см. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел, мученики Александрийские ЕВСЕВИЙ мч. Никомидийский (пам. 20 янв.) - см. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид, мученики Никомидийские 245-246 ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (1867(1872?)-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВСЕВИЙ († 341 или 342), еп. Никомидийский, архиеп. К-польский (с 338), один из сторонников арианства 246-249 249-250 250-251 ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) 251-252 ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания 252-267 267-270 270-271 271-273 273-275 275-276 276-277 ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ рус. мон. («русин»), книгописец, живший и работавший в К-поле и на Афоне в 1-й четв. XV в. 277-278

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

10; сравн. Пс. 71:8 ). Впрочем, Царь мира, будучи всесильным, не силой Своей привлечет к Своему царству все народы, но жертвой, которую Он принесет за человечество, чтобы примирить его с Богом (сн. Иер. 2:13 ), и тем навсегда удовлетворить духовной жажде его 193 : А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих из рва 194 , в котором нет воды (ст. 11) 195 . И потому, Он (Христос-Царь мира) есть Ходатай нового завета, говорит Апостол, дабы, вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию, получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя. Почему и первый завет, бывший образом завета нового, был утвержден не без крови ( Евр. 9:15–16, 18, 23 и др.). Поэтому Господь, устами св. пророка Захарии, по толкованию нашего отечественного учителя Церкви 196 , как бы, так говорит, обращаясь к царю мира на земле: «Ты, яко Мессия и яко Победоносец, внидеши во Иерусалим, и потом, в пятый день, на кресте излиеши кровь Твою, еюже между Богом и человеки новый завет утвердиши, и Твоею смертью смерть умертвиши, грех диавола и ад победиши. Сего ради, вскоре по смерти, во ад, аки в некий ров неимущий воды, снидеши, и оттуду кровию нового завета Твоего изведеши узники Твоя, сиречь, патриархи, от века тамо содержимыя, соделав их общниками страдания и воскресения Твоего. Ибо сам, в третий день воскреснув, совоскресиши и их с Собою, и, по вознесении на небо, и их с Собою.... на небеса возведеши» (сравн. Флп. 2:6–11 ). «Ибо тех, которых искупил и освободил Ты, обращаясь к Спасителю мира, говорит блаж. Феодорит 197 , Своею кровию, – тех, освободив из рва, неимуща воды, послал Ты с спасительными Твоими заветами проповедывать всем свободу. А под рвом сим, кто хочет разуметь – или вечную смерть, или юдольскую прелесть, – тот не погрешит против истины. Ибо и устами Иеремии говорит Бог всяческих: два зла сотвориша людие Мои: Жене оставиша источника воды живы, и исконаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати ( Иер. 2:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010