В правление Раду III Валашское княжество оказалось под влиянием Порты, к-рая с этого времени стала утверждать на трон валашских господарей; последние были обязаны выплачивать дань и участвовать в военных походах султана. Наступил почти полувековой период значительного влияния Молдавского княжества на Валашское: св. Стефан III, не желая иметь покорного Порте соседа, неск. раз вторгался в Валашское княжество, посадил на трон сначала Басараба III, затем Басараба IV Молодого (чел Тынэра) Цепелюша (1477-1482). Однако в нач. XVI в. Валашское княжество полностью подчинилось Порте ( Giurescu D. C. 1973. P. 420-431). Валашское княжество в кон. XV-XVI в. Господарь Раду IV Великий (чел Маре) (1495-1508), старший сын господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) (1481, 1482-1495), правил на рубеже веков и получил прозвище Великий благодаря успешной внутренней политике. Внешняя политика была построена на лояльности к Венгерскому королевству и Порте: Раду IV регулярно платил дань османам, практически каждые 3 года ездил поклоняться султану; в 1497 г. был заключен мирный договор с Венгерским королевством (ратифицирован в 1507). В 1507 г. внешнеполитическое спокойствие было ненадолго нарушено поддержкой Раду IV претендента на молдав. престол Романа из Кошерени, в ответ на что правящий молдав. господарь Богдан III Кривой (1504-1517) ввел в Валашское княжество войска. Примирение было достигнуто путем переговоров, которые вел митр. Унгро-Влахийский свт. Максим ( Бранкович; ок. 1505 - после 1508). Раду IV принадлежит заслуга реорганизации Церкви: ок. 1504 г. он пригласил для этой цели проживавшего в Адрианополе (Эдирне) свт. Нифонта II (К-польский патриарх в 1486-1488, 1497-1498), к-рый стал митрополитом Унгро-Влахийским. Митр. Нифонт II перенес митрополичью резиденцию из Куртя-де-Арджеша в Тырговиште (рядом с резиденцией господаря), организовал в Олтении епископию (митрополия времен Владислава I Влайку утратила свое значение), подчиненную митрополиту Унгро-Влахийскому; в связи с увеличением населения создал Бузэускую епархию. Раду IV известен также как ктитор: он наделил различными привилегиями множество церквей, основал мон-рь Дялу, архитектурный комплекс которого признан наиболее значительным строением того времени, построил церковь в Говоре и неск. монастырей в Сербии (Лапушня и др.). При Раду IV в Валашском княжестве (в Тырговиште) в 1508 г. появился 1-й печатный станок и была издана 1-я книга, Служебник на церковнославянском языке, подготовленный иером. Макарием из Черногории. Благодаря умеренной политике Раду IV смог примирить враждующие группы бояр, установив в стране мир ( Giurescu C. 1943. Vol. 2. Pt. 1. P. 127-133).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Первая рукопись (л. 1–94 об.) содержит Псалтырь, Четвероевангелие и другие более мелкие произведения, переписана двумя писцами: 1-ым писцом написаны л. 1–26, 2-й писец, начав с последних двух строк на л. 26, переписал весь(!) текст на л. 27–94 об. Предисловие к пасхалии на л. 93 об. – 94 он писал еще в сжатой манере, поскольку на последнем листе тетради (л. 94) необходимо было разместить оставшуюся пасхалию (безнадежная задача!), но он вышел из положения тем, что начал пасхальные таблицы не с 7001 г., а с 7004 г. (т. е. с того года, в котором он переписывал текст) – поэтому стал писать в более свободной манере (л. 94–94 об.). Это обстоятельство и ввело в заблуждение Н. В. Синицыну, посчитавшую, что текст пасхалии выполнен особым почерком. На самом деле пасхальные таблицы на л. 94–94 об. переписаны тем же 2-ым писцом: характерная лигатура «бого» присутствует и в предыдущей части (л. 56, 56 об., 87), индивидуальные варианты написания высокого «б» и «в» с характерной петлей видны в предшествующем тексте (л. 76 об., 80 об., 90 об., 91), и др. Следовательно, первая рукопись сборника Троиц., 46 написана около 1495 г. (филигрань: Три горы под крестом – типа Лихачев, 1272 (1497 г.) – не противоречит высказанной датировке). Переработка пасхальных таблиц определяет вторичность того варианта Предисловия к пасхалии, который содержится в Троиц., 46 (с чтением «новый Рим»), и датирует его 1495 г. Внесу лишь уточнение в вывод Н. А. Тихонюка о месте создания рукописи. Почерки сборника Троиц., 46 не принадлежат писцам Троице-Сергиева монастыря – следовательно, рукопись создана не в Троицком монастыре, а, скорее всего, при московской митрополичьей кафедре 264 . Попадание кодекса в собрание Троице-Сергиева монастыря вполне объяснимо – ведь с начала 1495 г. троицкий игумен Симон по сути дела являлся «нареченным» митрополитом и исполнял функции главы Русской церкви. В других списках Предисловия к пасхалии заглавия нет, но в Троиц., 46 киноварный заголовок надписан по верхнему полю л. 93 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Шустик : кн. Иван Иванович Жировой-Засекин [см. Жировой, Засека], начало XVI в.; Артемий Шустик, крестьянин, 1564 г., Олонец [Ср. Шуст] Шутиха , князья Дмитрий и Андрей Всеволодовичи Мезецкие, «оба Шутихи» (родословцы) Шутиха – шут Шутов Коняй [см.. Коняй] Авдиев, крестьянин, 1536 г., Переяславль Шухертов Артемий Юрьевич, 1635 г. Шухновы Парша и Константин, псковичи, сведенные до 1565 г. в Казань на житье Шухобалов Аким Борисов, писчик, 1399 г., Нижний Новгород Шушера, Шушерин : Асташ Шушера, крестьянин, 1564 г., Олонец; Борис Шушерин, дворянин в свите вел. кн. Елены, 1495 г.; Шушерины, конец XVI–XVII в., Новгород Шушера – дрянь, отбросы Шушлепа ( Шушлеба ) Борис Федорович Товарков-Пушкин [см. Товарко, Пушка], вторая половина XV в. Шушлепа, шушлепень – увалень, лентяй, лежебок Шушнин Никифор, крестьянин, 1650 (1656? – С. В.) г., Углич Шушпан, Шушпанов : кн. Василий Юрьевич Шушпан Шелешпанский, конец XV в.; Шушпановы, крестьяне, 1545 г., Ярославль Шушпан – женская кофта, сарафан, балахон Щ Щавей Тимофеевич Бачин [см. Бачины], 1495 г., Новгород; Щавей Леонтьевич Скрябин сын Травин [см. Скряба, Трава], казнен в 1497 г. одновременно с Владимиром Гусевым; Щавей Отавин [ср. Отава], дворянин, 1577 г. Щавей – щавель Щадиглаз Федор, крестьянин, конец XV в., Московский уезд Щапихин см. Щепиха Щеглов Григорий Федорович, 1597 г., Нижний Новгород; Щеглов Петр, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Щеглятев Богдан Никитич, 1585 г., Псков Щеголь, Щеголев : Кирилл Иванов Щеголь, 1564 г., Олонец; Григорий Иванович Щеголь Нагой [см. Нагой], дворянин 1-й статьи на Земском соборе, 1566 г.; Леонтий Степанович Щеголев, конец XVI в., Новгород Щегорбут Григорий, крестьянин, 1628 г., Белев Щедрин Кузьма, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Щедра, щерба – изъян Щека, Щекин : Щека Стогинин [см. Стогинин], землевла делец, первая половина XV в., Белоозеро; Алексей Григорьевич Щекин, дьяк вел. кн. Ивана, 1503 г.; от него – Щекины Щека Кривая см. Кривая Щека Щека Сеченая см. Сеченая Щека Щекалов Семен Иванович, 1532 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в 1495), Ильинский Мокрый в «Прусском заполье» (женский, ныне в черте Вел. Новгорода; как монастырь впервые упом. под 1496), старорусский Космодамиановский (мужской, на р. Полисть, близ г. Ст. Русса, ныне Старорусский р-н; упом. в писцовой книге 1497/98 г.), Успенский (женский, в Ст. Руссе; упом. в писцовой книге 1497 г.), Полистский Николаевский (мужской, на левом берегу Волхова, при впадении в него р. Полисть, ныне территория кладбища поселка при ст. Волхов Мост Чудовского р-на; известен с 1499), Скнятин Введенский (первоначально женский, с кон. XVII в. известен как мужской, ныне урочище Шкнятино Солецкого р-на; существовал в 1528), Молочковский Успенский (мужской, ныне дер. Молочково Солецкого р-на; известен с 1539), Подлютовский (под Лютовой горой) Воскресенский (мужской, на р. Ниша, в 3 км от совр. дер. Зайцево Крестецкого р-на; документально известен с 1555), Боровенская Гордеева Михаило-Архангельская пуст. (мужская, ныне дер. Боровно Окуловского р-на; известна с 1562), Волок-Держковский Николаевский (мужской, на правом берегу Мсты, ныне дер. Волок Боровичского р-на; известен с 1581), Медовский Воскресенский (первоначально мужской, в 1-й пол. XVIII в.- женский, ныне урочище Медово Холмского р-на; известен с 1582), Оскуйская Преображенская пуст. (мужская, ныне урочище Спасо-Оскуйский Погост Маловишерского р-на; известна с 1583), Космодамиановский на Поле (мужской, ныне территория дер. Нов. Деревня Новгородского р-на; известен с кон. XVI в.), Миголощинская в честь Владимирской иконы Божией Матери пуст. (мужская, ныне дер. Миголощи Хвойнинского р-на; известна с 1595), Симеонова Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Семёновщина Валдайского р-на; существовала в 1598), Вельевская Галилейская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Велье-Станы Демянского р-на; основана патриархом Никоном в сер. XVII в.), Крутецкий Николаевский (мужской, ныне дер. Мякишево Хвойнинского р-на; существовал в сер. XVII в.), Менюшский Троицкий (мужской, на берегу Каменского оз., ныне дер. Менюша Шимского р-на; основан в сер.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Дальнейший наш путь лежал через город Бельск-Подляский. Здесь в Пречистенской церкви хранится Бельская икона Божией Матери, чудотворный образ, согласно преданию привезенный в 1472 г. в Московское государство из Византии наследницей последних византийских императоров Софьей Палеолог. В 1495 г. эта икона сопровождала Великую княгиню Елену, дочь Ивана III, в путешествии из Москвы в Вильну для заключения брака с Великим князем Литовским - впоследствии польским королем Александром Ягеллоном. Елена была основательницей и попечительницей построенного в 1497 г. храма в замке в данном ей в удел г. Бельске, куда в 1497 (или 1498) г. была торжественно перенесена икона. В Бельске находится и единственная в Польше православная иконописная школа. Еще одним местом, которое надо обязательно включать в план поездки, была Святая Гора Грабарка. Она появляется в исторических источниках в 1710 г. Это место издавна было известно чудесами исцелений, которые происходили от воды источника у подножия горы. Тогда, во время господствующей заразы, каждый, кто нашел там прибежище и пил воду из целебного источника, остался в живых. Благодарные за спасение люди решили построить на этом месте церковь Преображения Господня. Монашеская жизнь на Святой Горе возобновилась после Второй мировой войны. Когда границы нашей Церкви изменились, многие монастыри остались в Белоруссии или Украине, а те, которые остались на территории Польши, были закрыты, разрушены и их не разрешали восстанавливать. В те годы монахини из разных мест нашли пристанище на Святой Горе Грабарке, где был основан Марфо-Мариинский монастырь. В течение года Грабарку посещают миллионы человек со всего мира. Самое большое количество паломников собирается на праздник Преображения Господня 19 августа. Идут на Грабарку православные братства, монахи, миряне, древние старики и родители с младенцами на руках. Несут православные на себе кресты сотни километров из разных концов Польши, Белоруссии, Украины, Словакии, России. На коленях обходят главный храм обители - Преображенский. Кресты богомольцы устанавливают вокруг храма, благодаря этой традиции Грабарка получила второе название - гора Крестов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Описание иконы Пресвятой Богородицы Бельская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Бельская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Бельская Чудотворный образ, согласно преданию привезенный в 1472 году в Московское государство из Италии наследницей последних византийских императоров Софьей Палеолог вместе с Виленской иконой Божией Матери. В 1495 году эти иконы сопровождали великую княгиню Елену, дочь Ивана III, в путешествии из Москвы в Вильну для заключения брака с великим князем литовским Александром Ягеллоном (впоследствии польским королём). Великая княгиня Елена была основательницей и попечительницей построенного в 1497 году храма в замке в данном ей в удел городе Бельске, куда в 1497 или 1498 году была торжественно перенесена Бельская икона. Белорусско-литовские летописи свидетельствуют о том, что, когда в Бельском замке 22 июля 1564 года при участии короля проходил сейм Великого княжества Литовского посвященный государственной и имущественной унии Княжества и Короны, а также обсуждению редакции II Статута Литовского, от иконы сошла огненная молния, спалившая верхний и нижний замок. Происшедшее было воспринято как знак немилости и предупреждение о каре Божией за реформирование или отречение от веры предков. Впоследствии Бельск не принял участия в заключении Люблинской унии. В настоящее время Бельская икона находится в г. Бельск-Подляски (Польша). Празднование вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февраля, 13 октября и во вторник Светлой седмицы. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Бельская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-789

Тою же осенью прибыл из Царьграда посол патриарха Нифонта. Он сказал: не поставляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды. Они отвечали: мы не отказываемся от древних обычаев соборной цареградской церкви и от благословения отца нашего патриарха. Мы учинили то по нужде, как и прежде поступали братия наши епископы при в. кн. Витовте. И в правилах св. апостолов и св. отцов написано: «два или три епископа пусть без всякого сомнения поставляют епископа». 21 Бл. Макарий, по примеру предшественников своих жил в Вильне: здесь посвятил он в 1495 г. Кирилла епископа Луцку. В Вильне личным сношением с в. кн. Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать православию и в других нуждах. С другой стороны Киев в те печальные времена оставался полуразрушенным и часто подвергался нападениям крымских и ногайских хищников. Татары два раза опустошали Волынь в 1496 г. и в марте 1497 г. два отряда их снова вторгались туда же, но оба были разбиты на голову и почти истреблены. 22 Попечительный пастырь давно желал осмотреть древнейшее место своей кафедры и святыни Киева. К тому побуждала его и настоятельная нужда привести в порядок софийский собор, ограбленный пред тем татарами. После счастливых дел с татарами решился он отправиться в Киев. Ему говорили о возможных опасностях пути: но он по делам долга своего предал себя воле Божией. Современный летописец, знавший Макария, оплакивает смерть его, встреченную на пути в Киев, как наказание за грехи паствы и утешается ею, как залогом наград за святую ревность его. Он так пишет: «того же 1497 г. мая 1 дня в первый день шестой недели после великого дня (пасхи), в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященного киевского Макария, митрополита и архиепископа всей России». В селе Стриголове, минской губернии, за пять миль от Мозыря 23 «на р. Бчиче, нагнали они его совсем неожиданно. Они увели в свою землю бывших с ним и одних убили, других побрали в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

29. КИПРИАН, родом Сербянин, посвящен в Константинополе, но когда, различно о нем полагают; по сказанию же самого Киприана в 1375 году; скончался в 1370 (1407) году в Москве. 30. ФОТИЙ Грек, родом из Мореи, прибыл в Киев на Митрополию в 1408 или 1409, или по сказанию Никоновой Летописи, в 1410 году; скончался в Москве в 1431 году. 31. ГРИГОРИЙ Самблак, родом Болгарин, посвящен в 1416 году ноября при жизни еще Митрополита Фотия, пока он был и Киевским, скончался в 1419 году. 32. ИСИДОР Грек, а по сказанию других Болгарин или Далмат, вступил на Киевскую Митрополию 1437 года, но скоро потом отступись от православия восточной церкви, принял соборно во Флоренции Унию, за что по прибытии своем в Москву Соборно низложен. – 33. ИОНА, который прежде Исидора избран был Великим Князем Василием Васильевичем в сан Всероссийского Митрополита, паки на место низложенного Исидора избран Собором в 1443 году; управлял без посвящения Всероссийской Митрополией 5 лет; потом 1449 года декабря 15 посвящен Русскими Епископами; скончался 1461 года марта 31 дня. В Киеве, после Григория Цамблака, были Григорий Уният и Герасим православный. 34. МИСАИЛ избран около 1474 г., а где и кем посвящен неизвестно; управлял Киевской Митрополией, по сказанию Коссова, 4 года, кончина же его не известна. Спиридон. 35. СИМЕОН посвящен около 1474 г., правление его полагается около 5 лет, а по другим известиям, он скончался 1488 года. 36. ИОНА II Глезна посвящен на Киевскую Митрополию, как полагает Киевский Каталог, в 1482 году; но по другим известиям о кончине Симеона, посвящение его должно быть позже; в каком же году он скончался, неизвестно. 37. МАКАРИЙ избран и посвящен в Киевские Митрополиты 1495 года; он убит Татарами 1497 г. мая 1 дня на пути к Киеву в деревне Стриголово при реке Припяти, по Киевскому же Летописцу при реке Вчиче, за пять миль от Мозыря. Мощи его доныне открыто почивают в Киево-Софийском Соборе. – 38. ИОСИФ II Солтан избран и посвящен на Киевскую Митрополию, по сказанию Палинодии, около 1497 г., а по Киевскому Летописцу 1498 г. Мая 30. Но доказанное время посвящения его сомнительно; ибо в Грамоте, пожалованной ему 1498 г. марта 20 дня от Литовского Великого Князя Александра на Митрополичьи права, он назван только еще Нареченным Митрополитом Киевским и Галицким; скончался он в Вильне 1517 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Фотий (во 2й раз) 878 92 Стефан I Порфирородный 886 93 Антоний II 893 94 Николай I, мистик 901 95 Евфимий II Синкел 907 96 Николай I (во 2й раз) 912 97 Стефан II 925 98 Трифон 928 99 Феофилакт 933 100 Полиевкт (6 февр.) 956 101 Василий I Скамандрин 970 102 Антоний III Студиг 974 103 Николай Хрисоверг 984–995 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила Михаил I 988–991 Лев I 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемит 1035–1049 Кирилл I 1050 – Илларион 1051–1054 Ефрем I 1055 – Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1108–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил с 1198 по 1281гг. Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 Петр 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексей 1354–1378 Пимен с 1380 по 1461гг. Киприан Дионисий Фотий Исидор Иона С половины XIV в., вследствие стремления южнорусских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на две и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение ее на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, с 1461 г. стали называться «Московскими и всея России», а прежний титул «Киевских и всея России перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 г. Киевская митрополия отпала в унию, а в 1620 г. восстановлена в Киеве. Митрополиты в Киеве и Галиче Феодорит 1345–1354 Киприан 1375–1390 Роман 1354–1362 В Вильне Григорий I Цамблак 1415–1419 В Смоленске Герасим 1433–1436 Митрополиты Киевские и всея России Григорий II 1458–1478 Мисаил 1474–1480 Киевские, Галицкие и всея России Симеон 1481–1488 Варлаам 1690–1707 Uoha II 1492–1494 Иоасаф 1708–1718 Макарий I 1495–1497 Варлаам 1722–1730 Иосиф II 1497–1503 Рафаил 1731–1747 Uoha III 1503–1507

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Сия же слыша яз, непотребный Васиянъ, и написах себ, умегчевая ниву сердца своего злонравие, поминая старца подвизи и нежелание мира сего наслажения для будущихъ вчных благъ наслажение, идже праведнии ликоствуют; еже око не вид и ухо не слыша, 634 и на сердце человку не взыде Божие уготование любящим его и творящим волю его; якоже не мощно алчущому не помянути хлба, 635 сице не мочно спастися, иже исхода и Суда не поминающему. 617 ...ученикъ вликаго старьца Касиана Босово... – Кассиан Босой (1439–1532) – в миру носил имя Козьма, происходил из боярского рода, жил в Переяславле-Залесском. В середине 70-х гг. XV в. принял постриг и стал учеником Пафнутия Боровского. После смерти учителя, разделяя идею Иосифа Волоцкого о строгом общежительном уставе, перешел в основанный им монастырь Успения Богородицы, где прославился своими аскетическими подвигами. Кассиан Босой входил в число соборных старцев и возможных претендентов на игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. В 1553–1560 гг. Вассианом Кошкой было создано Житие Кассиана Босого, которое является основным источником сведений об этом волоцком монахе (см. наст. изд., с. 418–427). 618 ...на паметь святыхъ великомученикъ 40, иже в Севастии... – Речь идет о сорока мучениках-воинах, пострадавших за христианскую веру в Севастии Армянской: их погружали в озеро, покрытое льдом, ноги разбивали молотом; потом тела их сожгли, а кости бросили в реку. Церковь особо чтит память этих святых, которая отмечается 9 марта. 619 ...на 6-мъ час дьни... – В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; шестой час дня 9 марта – это, согласно современному времяисчислению, 13 ч. 30 м. дня. 620 ...князь Богданъ Путивльскый... – Богдан Федорович, наместник Путивльского княжества (1495–1500), входившего в состав Чернигово-Северской земли, пограничного удела Великого княжества Литовского. Происходил из рода князей Глинских, был троюродным братом М. Л. Глинского. В 1495 г. получил имение в Менском повете; в 1497, 1498, 1500 гг. королем Александром Казимировичем награждался за службу новыми земельными владениями. С 1500 г., после завоевания Путивля московскими войсками, служил русскому государю, находясь среди «литвы дворовой». Одно время жил в Ярославле; скончался в Москве в 1512 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010