20 сент. 1495 г., после достаточно долгого перерыва, митрополитом был поставлен игум. Троице-Сергиева мон-ря Симон . В связи с еретиками его не обвиняли, но и о его выступлениях против жидовствующих неизвестно. В отношениях с Великим княжеством Литовским И. В. выступал как защитник Православия. От своей дочери Елены, вышедшей замуж за Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика в 1495 г., он требовал сохранить верность Православию, а от ее мужа добивался, чтобы тот построил для супруги правосл. храм в столице Литвы Вильно. В начавшейся в 1499 г. войне с Литвой И. В. выступал как защитник правосл. населения от попыток обратить его в католичество. В этой войне проявилось и враждебное отношение московского правителя к духовенству Киевской митрополии: Брянский епископ был арестован и отвезен в Москву. Скупость летописных известий 2-й пол. 90-х гг. XV в. не позволяет в полной мере судить о характере отношений И. В. и рус. духовенства в эти годы. Исключением является известие под 1497 г. о том, как вел. князь тайно каялся перед митрополитом и др. иерархами, что по неосторожности содействовал смерти своего заключенного в тюрьму брата Андрея. (Ростовский владычный летописец отметил: ранее, опровергая слухи, что он хочет арестовать своего брата Андрея, И. В. поклялся митрополиту «небом, и землею, и Богом сильным, отцом всея твари» (ПСРЛ. Т. 24. С. 214).) Осенью 1495 г. И. В. посетил Вел. Новгород, архиеп. Геннадий торжественно встретил его при въезде в город, вел. князь молился за литургией в Софийском соборе и «ел» у архиепископа. Эти действия имели этикетный характер, И. В. не собирался отступать от намеченной им политики в отношении Церкви. После образования в 1499 г. Новгородского княжества, пожалованного И. В. сыну Василию (его кандидатура была поддержана архиеп. Геннадием), последовала выдача от имени И. В. и Василия Иоанновича жалованных грамот новгородским мон-рям, по к-рым они освобождались от суда архиепископа и подчинялись судебной власти великокняжеских наместников.

http://pravenc.ru/text/469780.html

осязательным для всех свидетельством о том, что православная Церковь была только терпимою в Литве, а не господствующею, служило самое местопребывание православных митрополитов. Они жили постоянно не в Вильне — столице государства, где главным действующим лицом духовным всегда являлся римско-католический епископ, а в скромном и довольно далеком от столицы Новогрудке и Вильну посещали лишь изредка, большею частию однажды в год, хотя и имели здесь свой кафедральный собор. Иногда проживали они еще в Минске, где имели свой дом и держали своих наместников . Из девяти епархий, вошедших в состав Литовской митрополии по отделении ее от Московской, одна — Галицкая — сделалась только частию епархии митрополитской, обнимавшей Киев, Вильну, Новогрудок, Слуцк, Городну, Минск, Галич, Львов вместе с их округами; другая — Черниговская — закрылась под конец периода, когда Чернигов и Брянск со всеми северскими областями перешли (1500) под владычество московского государя, а о третьей — Перемышльской, — даже об именах ее епископов, вовсе не сохранилось сведений. Из епископов епархии, или владык (так обыкновенно назывались в Литве даже в официальных бумагах православные епископы в отличие от латинских, которых называли епископами-бискупами), известны : а) Смоленские: Мисаил (1454–1480), избранный с 1475 г. и на митрополию; Иоаким (1480–1494) и Иосиф Болгаринович (с 1494), удержавший за собою эту епархию и по избрании (1498) на митрополитскую кафедру ; б) Полоцкие: Каллист (с 1458 г.), преемник его Симеон, вероятно бывший потом митрополитом (с 1481 г.); преемник Симеона Иона Глезна, также бывший потом митрополитом (с 1488), и Лука (1488–1503) ; в) Луцкие: Мартиниан (1459), Никифор (1490), Иона (1492–1495) и Кирилл (1495–1509) ; г) Черниговские и Брянские: Евфимий, удалившийся (в 1464 г.) от притеснений за веру в Москву; Нектарий (прежде 1499 г.) и Иона, взятый русскими в плен при занятии ими Брянска (1500); д) Владимирские: Феодосий (1485) и Вассиан (1487–1497); е) Холмский: Симеон (1494); ж) Пинский и Туровский: Вассиан (1495–1502) . Замечательную особенность по отношению к епископскому сану встречаем в Литовской митрополии ту, что Полоцкий епископ Лука имел у себя жену, которая вместе с сыном своим Андреем жила в Полоцке же или неподалеку от Полоцка, где владела купленным имением , такое явление отнюдь не было бы допущено в Московской митрополии как несогласное с правилами Церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/436032/

Это коснулось и митрополичьих владений. Сохранившийся актовый материал позволяет говорить, что при митрополите Симоне велась большая работа по определению и уточнению границ земельных владений митрополичьей кафедры. В 1495–1496 гг. боярский сын И. Парфеньев межевал митрополичьи земли и князя И.Ю. Патрикеева 53 . В 1495–1496 гг. митрополичий сын боярский И. Парфеньев и А. Палицын межевали земли митрополичьи и князя И.Ю. Патрикеева 54 . В октябре 1496 г. митрополичий боярин С.В. Фомин, боярский сын И.М. Чертов и митрополичий дьяк Афанасий межевали земли в Московском уезде 55 . В мае 1497 г. митрополичий дворецкий К.Я. Сахарусов и митрополичий дьяк Лука межевали земли с имениями Н.И. Юрьева 56 . В октябре 1497 г. по «благословению господина Преосвященнаго Симона митрополита всеа Руси» митрополичий боярин В.Ю. Фомин размежевывал в Ростовском уезде владения митрополии и А.Ф. Челяднина 57 . В 1498 г. межевались земли митрополичьего Новинского монастыря в присутствии дьяка Афанасия 58 . В 1499–1500 гг. межевал митрополичьи земли боярин Г.Н. Фомин 59 . В 1501 г. митрополичий боярин В.Ю. Фомин, казначей старей Иоаким и дворецкий К. Сахарусов межевали земли в митрополичьем селе Пушкино Московского уезда 60 . В 1504 г. Митрополичий дворецкий К. Сахарусов межевал земли в Московском уезде 61 , в ноябре «разъезжал» митрополичьи земли боярский сын А.Т. Рчинов 62 . В 1504–1505 гг. митрополичьи межевались с вотчиной Филипповых 63 . Для митрополии приобретались угодья. В 1506–1507 гг. дворецкий Ф.Ф. Сурмин купил деревню Алексинскую в Московском уезде 64 , в 1508–1509 гг. он же купил село во Владимирском уезде 65 . Покупал владения для митрополичьей кафедры дьяк Афанасий Иванов 66 . «При м[итрополите] Симоне в купчих грамотах писалось, что земли приобретены «в прок без выкупа» 67 . Давались вклады в митрополию при митрополите Симоне 68 . Некоторые угодья обменивались на другие 69 , в октябре 1499 г. митрополичий дворецкий обменивал митрополичьи угодья 70 , в 1498–1499 гг. К.Я. Сахарусов менял земли во Владимирском уезде 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Григорий начал собою ряд киевских митрополитов, управлявших только западно-русскими епархиями, отделившимися от московской митрополии. После него Киевскую кафедру последовательно занимали Мисаил (1474–1477), Симеон (1477–1478), Иона Глезна (1490–1495), Макарий I (1495–1497), Иосиф I Болгаринович (1498–1501), Uoha III (1501–1507), Иосиф II Солтан (1507–1520), Иосиф III Русин (1522–1533), Макарий II (1535–1556), Сильвестр Белькевич (1556–1568). Uoha III (1568–1577), Илья Куча (1577–1579), Онисифор Девочка (1579–1589) и Михаил Рагоза (1590–1599). При Михаиле Рогозе принята была уния, а вместе с этим временно прекратился ряд православных иерархов на Киевской кафедре. Со времени поставления Григория давнишние стремления литовских князей освободиться от церковного подчинения Москве осуществились: Литва стала иметь своих особых митрополитов. Но то, чего желал некогда Витовт, – «штобы митрополит седел на столе Киевское митропольи по старине», – не исполнилось еще и теперь. Митрополиты этого периода, также как и их предместники, носили только титул Киевских, а сами не жили в Киеве. Местом постоянного их пребывания был Новогродок литовский. Отсюда они иногда посещали столичную Вильну, Минск и некоторые другие места своей обширной епархии. Но во весь период отдельного существования Киевской митрополии до самого конца XVI в. ни один из киевских митрополитов не посетил Киева. Опустелый и полуразоренный древне-русский стольный город не привлекал их внимания. Притом, и самое путешествие из Литвы в Киев было тяжело по дальности расстояния и небезопасно от нападений со стороны татарских шаек, часто грабивших южные окраины. Не посещая Киева, митрополиты этого времени и вообще мало заботились или могли заботиться о делах своей Киевской кафедры. Только один из них, святитель Макарий 1-й, предпринял было в 1497 г. подвиг путешествия из Литвы в Киев, намереваясь обновить и устроить здесь запустелый кафедральный Софийский собор. Но ревностному святителю не суждено было осуществить своих намерений. В пределах нынешней Минской губ., недалеко от Мозыря, на него напали перекопские татары и умертвили как его самого, так и многих из его свиты 94 . Киев увидел только останки своего архипастыря, которые были положены в Софийском соборе и нетленно почивают здесь и в настоящее время. «Я уповаю на Господа Бога», замечает по этому поводу современный летописец, «что такая смерть случилась архиерею Божию» для большего ему воздаяния, ибо он ехал в Киев, желая помочь церкви Божией – Софий разоренной теми же Агарянами» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Алонием Сшкилом (Шило), сильно пострадал в Смутное время, восстановлен в 60-х гг. XVII в., в 1680-1681 приписан к Юрьеву мон-рю, в 1687 - к Новгородскому архиерейскому дому, в 1725 деревянные церковь и колокольня разобраны и перевезены в Юрьев мон-рь), Коломецкий Троицкий (мужской, ныне урочище Коломцы у впадения р. Гнилка (М. Глинка) в р. Волхов в Новгородском р-не; основан не позднее нач. XV в., вскоре после весны 1680 приписан к Николаевскому Липенскому мон-рю, в 1692 числился приписным к Новгородскому архиерейскому дому; следов мон-ря не сохр.), Николаевский с Поля (мужской, в Новгороде; основан в 1390; согласно описи 1617 г., разорен; вероятно, не был восстановлен), во имя Двенадцати апостолов на Чудинцеве («на Пропастех») (женский, в Новгороде; основан в 1432 Новгородским архиеп. Евфимием I, упом. в кон. XVI в., запустел в Смутное время, восстановлен не позднее 1617, время упразднения неизв.), Николаевский Кречев особный (мужской, ныне в черте г. Ст. Русса; упом. с сер. XV в., в 1676 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в Демянске; впервые упом. в 1495, последнее упоминание под 1582, разорен в Смутное время), Петропавловский (женский, в Ст. Руссе; упом. с 1497/98, разорен в Смутное время, согласно описи 1625 г., не существовал), Сергиев (мужской, на р. Полисть, близ Ст. Руссы; упом. с 1497/98, в 1677 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю как «запустелый»), Иоанно-Предтеченский Струпинский (мужской, ныне дер. Теребутицы Шимского р-на; впервые упом. в писцовой книге 1497/98 г.; согласно описанию 1628 г., находился в запустении), Покровский Пустошский (Пустошный) (мужской, ныне дер. Пустошь Старорусского р-на; упом. с 1499, в 1664 приписан к Новгородскому архиерейскому дому; вероятно, прекратил существование в кон. XVII - нач. XVIII в.), Гдицкий (Вдицкий) во имя св. Параскевы Пятницы (мужской, ныне дер. Вдицко Новгородского р-на; упом. в писцовых описаниях в 1500; вероятно, запустел в Смутное время, в описи Водской пятины 1628 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В том же 1495 г. «собрались епископы, так говорит современная летопись, Владимирский Вассиан, Луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и Всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением. Той же осенью прибыл из Царьграда посол патриарха Нифонта. Он сказал: «не поставляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды». Они отвечали: «мы не отказываемся от древних обычаев соборной Цареградской Церкви и от благословения отца нашего патриарха. Мы учинили то по нужде, как и прежде поступали братия наши епископы при великом князе Витовте. И в правилах святых Апостолов и святых отцов написано: два или три епископа пусть без всякого сомнения поставляют епископа» 26 . Блаж. Макарий, по примеру предшественников своих, жил в Вильне: здесь посвятил он в 1495 году Кирилла в епископа Луцку. В Вильне личным сношением с великим князем Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать православию и в других нуждах. С другой стороны, Киев в те печальные времена оставался полуразрушенным и часто подвергался нападениям Крымских и Ногайских хищников. Татары два раза опустошали Волынь в 1496 г. и в марте 1497 г. два отряда их снова вторгались туда же, но оба были разбиты на голову и почти истреблены 27 . Попечительный пастырь давно желал осмотреть древнейшее место своей кафедры и святыни Киева. К тому побуждала его и настоятельная нужда привести в порядок Софийский собор, ограбленный паред тем татарами. После счастливых дел с татарами, решился он отправиться в Киев. Ему говорили о возможных опасностях пути, но он по делам долга своего предал себя воле Божией. Современный летописец, знавший Макария, оплакивает смерть его, встреченную на пути в Киев, как наказание за грехи паствы, а утешается ею, как залогом наград за святую ревность его. Он так пишет: «того же 1497 г. Мая 1-го дня, в первый день шестой недели после Великого дня (Пасхи), в понедельник, безбожные Перекопские татары убили преосвященного Киевского Макария, митрополита и архиепископа всей России».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Макарий, Митрополит Киевский (+ 1497) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 мая в день мученической гибели и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Святитель Макарий родился в знатной русско-литовской семье, в молодости постригся в Виленском Свято-Троицком монастыре и был там настоятелем. В 1495 г. он был возведен в сан митрополита Киевского. Киев лежал тогда в развалинах и в течение долгих лет уже не видел митрополита в своих стенах. Вся область эта была разорена татарами, и святитель знал, что они перерезали все дороги, но никакие опасности не могли его остановить. Он считал долгом своим пребывать в своем кафедральном городе. 1 мая 1495 г., в день воскресный, митрополит остановился для совершения Божественной литургии в селе Стригалове. Во время богослужения его известили о приближении татар. Обратившись к встревоженным богомольцам, святитель сказал: «Дети, удалитесь все, мой же долг оставаться здесь!» Народ разбежался, а он в полном одиночестве продолжал священнодействовать. Когда татары скрылись, верующие вернулись в храм. Они нашли святителя Макария лежащим около святого престола, с отсеченной саблей головой. Святые останки его были перевезены в Киев и погребены в соборе Святой Софии, который был тогда закрыт, разорен и запущен. С тех пор в нем часто слышали таинственное пение незримого хора, а перед гробницей священномученика находили горящие свечи, зажженные неведомой рукой. В XVII в. после исцелений, совершившихся по предстательству священномученика митрополита Макария, он был причислен к лику святых. • Свято-Троицкий монастырь г. Вильно, в котором свт. Макарий был архимандритом, основан на месте гибели мучеников Литовских: Антония, Иоанна и Евстафия (память их 14 апр.), дата основания не известна, но к XV в. обитель уже существовала. Монастырь находился на Острой горе (по монастырской хронике — Троицкой). В 1584 г. при монастыре образовалось братство, боровшееся посредством духовного просвещения с Унией; братский Свято-Духовский храм стал основой вскоре учрежденного и существующего до сих пор Виленского Свято-Духова монастыря (в современном Вильнюсе, столице Литвы и центре Виленской и Литовской епархии, это вблизи Ауштос-Варту, по-русски Островоротной улицы).

http://sedmitza.ru/lib/text/437129/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУРИЦЫН Иван Волк Васильевич (сер. XV в.? - 27.12.1504), великокняжеский дьяк, дипломат, книжный писец. Казнен как еретик, причастный к ереси жидовствующих . Брат Ф. В. Курицына . Впервые упоминается в источниках под 1492 г. в связи с тем, что совместно с Ю. М. Траханиотом и М. С. Еропкиным в качестве сопровождаемого лица участвовал в посольстве, отправленном к рим. (германскому) кор. Максимилиану с целью заключения антипольского союза (переговоры закончились в июле 1493 безрезультатно). Доехав до Любека, К. исполнил там ряд поручений Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , в т. ч. связанных с приглашением книгопечатника Б. Готана на рус. службу. Был одним из сопровождающих вел. кн. Иоанна III в его поездке в Новгород в окт. 1495 - нач. 1496 г.; он упоминается 5-м из 6 посольских дьяков ( Милюков П. Н. Древнейшая разрядная книга офиц. редакции (по 1565 г.). М., 1901. С. 20; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 25). Летом 1497 г. участвовал в переговорах с Ливонией. 19 авг. того же года К. вместе с П. Г. Заболотским был послан к польско-литовскому кор. Александру Ягеллончику , чтобы тот «на Стефана бы еси воеводу не ходил» (т. е. не предпринимал враждебных действий в отношении молдав. господаря Стефана III Великого , союзника Москвы, родственника Иоанна III: наследник московского престола Иоанн Иоаннович Молодой († 1490) был женат на Елене Волошанке, дочери Стефана). В июле 1498 г. в качестве одного из послов ездил на переговоры «с немцами» (Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 28). В 1495-1497 гг. скрепил подписью докладной судный список княжича Василия (см. Василий III Иоаннович ) о владениях Спасо-Ярославского монастыря в Ярославском у. (АСЭИ. Т. 3. 209. С. 223), что свидетельствует о его участии в административно-судебной деятельности. В 1504 г. владел дер. Мочигиной в Клинском у. (ДДГ. 36. С. 404), возможно, деревнями в Дмитровском у. (Там же. 95. С. 390; «деревни Волковы Григорьева (sic) сына Курицина», 1504 г.). В том же году был осужден на Московском Соборе за ересь «жидовская мудръствующих» и сожжен заживо в клетке вместе с Д. Коноплёвым и И. Максимовым. Имя К. было включено в список анафематствованных Синодика в Неделю Православия ( Бегунов Ю. К. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 215). Анафематствование К. продолжалось до сер. XVIII в. ( Булычев. 1995. P. 299).

http://pravenc.ru/text/2462295.html

Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности. – С. 156, sec. 8; Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. с греч. В. Латышев. – С. 110, § 8. Ср.: Повесть временных лет: Подгот. Текста Д. С. Лихачева, пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. – М.; Л., 1950. – Ч. 1: Тексты и перевод. – С. 50, 77; ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть временных лет. – 2-е изд. – Л., 1926. – Стлб. 51: Новгородская летопись старшего и младшего изводов. – М.; Л., 1950. – С. 152. Радзивиловская летопись сообщает о церкви во имя Богородицы, Ипатьевская – о церкви св. Софии, Владимирский летописец и Устюжский летописный свод – о церкви Спаса, одна из редакций Повести о перенесении иконы Николы Зарайского, Житие князя Владимира особого состава, Новгородская четвертая, Софийская первая, Воскресенская, Вологодско-Пермская, Тверская летописи, Хронограф и другие, восходящие к Московскому своду Фотия (1423 и 1418 г), сокращенные летописные своды 1493, 1495, 1497 гг., летописный свод 1518 г. – о церкви в честь св. Иакова (см.: Повесть временных лет. Ч. 2: Приложения. Статьи и коммент. Д. С. Лихачева. – М.; Л., 1950. – С. 338; Ипатьевская летопись//ПСРЛ. – Л., 1962. – Т. 2. – С. 97; Вологодско-Пермская летопись//ПСРЛ. – Л., 1959. – Т. 26. – С. 30; Сокращенный летописный свод 1493 г.//ПСРЛ. – Л., 1962. – Т. 27. – С. 210; Сокращенный летописный свод 1495 г.//ПСРЛ. – Л., 1962. – Т. 27. – С. 314; Летописный свод 1497 г.//ПСРЛ. – Л., 1963. – Т. 28. – С. 13; Летописный свод 1518 г.//ПСРЛ. – Л., 1963. – Т. 28. – С. 172; Мусин А. Археология Корсунской легенды//Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 147). Не мудрено, что путаница с определением названия храма 27 оказалась усвоена последующими поколениями и продолжилась уже вскоре после его археологического открытия. Типичным примером может служить записка члена Комиссии по сооружению Владимирского со бора Ф. Дашкова, в которой без каких-либо оснований об остатках крестовидного храма заявлено как о «древнем храме Рождества Богородицы» (Дашков Ф. Историческая записка о сооружении в Херсонисе храма Св. Равноапостольного Князя Владимира//ИТУАК. – 1888. – 5. – С. 14, 134 (рис.). Между тем у 3. А. Аркаса, отправившего в 1861 г. в ООИД описание средневековых фундаментов, найденных на месте сооружения собора св. Владимира, не было сомнений в том, что здесь был именно храм во имя св. Василия: «Удивляться надо множеству церквей, построенных близко одна от другой, но к сожалению, они будут снесены, за исключением одной (Св. Василия) под храмом Св. Владимира, развалины которого останутся в том же виде, с малою поправкою, чтобы можно было служить литургию» (Тункина И. В. Русская наука... – С. 533).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Макарий, митрополит Киевский, до избрания на кафедру Киевской митрополии был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в г. Вильне. В 1495 году он, в сане архимандрита, но уже нареченный митрополитом Киевским, присутствовал при венчании великого князя Литовского Александра с дочерью великого князя Московского Иоанна Васильевича – Еленою. Вопреки желанию Uoahha III таинство брака было совершено не архимандритом Макарием, а сначала Виленским епископом Войцехом Табором, а затем духовником княгини Елены, придворным священником Фомою. В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита собором русских архиереев: Вассиана, епископа Владимирского, Луки Полоцкого, Вассиана Туровского и Ионы Луцкого. Для получения благословения на управление митрополией к Константинопольскому Патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году Патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы. Киев в то время был полуразрушен и жить в нем было небезопасно вследствие постоянных набегов крымских и ногайских татар. Поэтому митрополит Макарий, подобно своим предшественникам, жил в Вильне, где отстаивал Православие, активно действуя против происков католиков. Много скорбей, трудов и забот принял на себя митрополит Макарий. В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар. Послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий смело двинулся в путь, несмотря на грозившую опасность нападения со стороны татар. И вот, как повествует летописец, «в 1497 году, мая 1-го, на шестой неделе после великого дня Пасхи, в понедельник, безбожные перекопские татары убили Преосвященнаго митрополита Киевского и всея Руси архиепископа Макария». Произошло это «в селе Стригалове, на реке Вжище, недалеко от Мозыря», Спутников его – одних убили, а других увели в плен. Много зла причинили татары и окрестным жителям. Господь, заповедавший не бояться убивающих тело, прославил Своего верного служителя нетлением его тела. Оно было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 годах. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010