Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Брадатый; † после 15.12.1510, Спасо-Каменный монастырь), бывш. митр. Московский и всея Руси. Прозвище Брадатый может указывать на то, что З. был родственником дьяка Стефана Брадатого (Бородатого), служившего при дворе вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Марии Ярославны ( Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва. СПб., 1998. С. 161-162). Есть основания согласиться с предположением А. В. Карташёва о том, что З. до принятия монашеского пострига служил дьяком вел. кн. Иоанна III ( Карташёв. Очерки. Т. 1. С. 494): автографы З., напр. в рукописи РГБ. Троиц. 122, свидетельствуют о наличии у него навыков профессионального писца. В 1485 г. (до 10 марта) З. был поставлен архимандритом ставропигиального Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , насельники к-рого были подсудны во всех делах, кроме духовных, вел. князю (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). Контакты представителей рода Бородатых с Симоновым мон-рем были неслучайными. В 1462-1485 гг. дьяк Семен Васильев Бородатый производил дозор водяных мельниц Симонова и Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского , монастырей (Там же. 372. С. 366). Этот же дьяк 1 марта 1484 г. в качестве свидетеля подписал вкладную грамоту Г. Перхушкова в Симонов мон-рь (РИБ. Т. 32. 50). В актах Симонова мон-ря в 1485-1490 гг., т. е. в период настоятельства З., упоминаются монастырские старцы Кассиан и Яким Бородатые (АСЭИ. Т. 2. 398. С. 403; 399. С. 404), возможно, их приход в обитель связан с З. Наряду с ними упоминается соборный старец Досифей (Курицын) (Там же. 398. С. 403), по-видимому родственник влиятельного дьяка Иоанна III Ф. В. Курицына . Старший сын и соправитель Иоанна III вел. кн. Иоанн Иоаннович 10 марта 1485 г. выдал на вотчины Симонова монастыря на Галичской земле иммунитетную грамоту, подтверждающую прежние льготы (Там же. 396. С. 402). По мнению Л. И. Ивиной, этот документ свидетельствует об особом отношении вел. кн. Иоанна Иоанновича к З. ( Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 104). 26 мая 1485 г. верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич выдал З. льготно-несудимую грамоту на владения Симонова монастыря в своем княжестве (АСЭИ. Т. 2. 397. С. 402-403). При З. Симонов мон-рь купил земли в Можайском у. (Там же. 398. С. 403; 399. С. 405). В поземельной тяжбе между мон-рем и вотчинником И. Саврасовым, имевшим великокняжескую грамоту на спорную землю, вел. князь с доклада московского наместника кн. И. Ю. Патрикеева разрешил тяжбу в пользу З. (Там же. 400. С. 405-408). Возможно, в период настоятельства З. кн. Патрикеев купил у властей Симонова монастыря луг (ДДГ. С. 345). Уже в бытность З. митрополитом кн. Патрикеев вновь вынес решение в пользу властей Симонова монастыря (АСЭИ. Т. 2. 402. С. 411).

http://pravenc.ru/text/200033.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508, Москва?), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Документальные источники о деятельности Д. и созданных им произведениях разнообразны, особенно в сравнении со сведениями о мастерах предшествующего периода: летописи, житийная лит-ра, послание прп. Иосифа Волоцкого, описи Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и др. источники, по большей части косвенные. Дата рождения Д. неизвестна. Она определяется на основании расчета возраста в период его работы в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре между 1467 и 1476 гг. в качестве 2-го художника или помощника при старце Симонова Старого московского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Митрофане ( Кадлубовский. 1899. С. 125), когда Д. могло быть не более 25-30 лет. Необходимо учитывать участие сыновей Д., по крайней мере Феодосия, в следующих по времени (известных нам) работах по украшению интерьера Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря в 1484-1485 гг. Время смерти Д. приходится на годы по возвращении из поездки по мон-рям Белоозера между 1499-1500 и 1502/03 гг. и определяется от даты (1503) создания и присылки по распоряжению вел. кн. Иоанна III из Москвы в Вологду образа «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием» ( Богусевич. 1929. С. 17). 2 следующих крупных заказа - украшение Четвероевангелия великокняжеского казначея и печатника Ивана Ивановича Третьякова-Ховрина, 1507 г. (РНБ. Погод. 133), и работы в Благовещенском соборе Московского Кремля, 1508 г. (ПСРЛ. Т. 13. С. 8),- поручили Феодосию. К этому времени Д. либо скончался, либо отошел от дел. Можно предполагать, что Д.

http://pravenc.ru/text/178357.html

М.А. Цветков Архиепископ Геннадий Гонзов заступил на новгородскую владычную кафедру в 1484 году. В 1485 году он обнаружил в Новгороде еретическое движение, представителей которого в послании епископу Прохору Сарскому (1487) назвал «жидовская мудрствующими», прп. Иосиф Волоцкий в Просветителе называет их «жи- довствующими», а в советской историографии «новгородско-московской» ересью. Двадцатилетняя борьба с ересью побудила владыку написать несколько посланий, составить новую пасхалию, заниматься организацией духовных училищ для кандидатов в священный сан, создать литературный кружок в Новгороде, в котором в 1499 г. была переведена с греческого, латинского и еврейского языков первая полная славянская Библия , переписывались кормчие книги. Все это было сделано в период острой конфронтации с новгородским духовенством, не желавшим принимать архиерея, избранного в Москве, в борьбе с еретиками в окружении великого князя, с самим Иваном III. В полном смысле слова новгородского архиепископа можно назвать человеком большого гражданского мужества, просветителем и педагогом. Стараниями архиепископа Геннадия в 1488, 1490 и 1504 гг. в Москве проводились соборы на еретиков «жидовствующих». Среди еретиков, осужденных на церковном соборе 1490 г. выделяется фигура Захара Стригольника. Об этом персонаже архиепископ подробно рассказывает в посланиях митрополиту Зосиме и собору епископов (1490). Первая встреча Геннадия и Захара произошла за три года до посланий Зосиме и епископам, в 1487 г., (Захар – «лает ми, господине, беспрестани уже третий год, на четвертый настало», – писал Геннадий митрополиту 1 ). На Захара архиепископу пожаловались монахи, что «причастия три годы не давал, а сам, деи, не причащал же ся». Владыка позвал Захара к себе и спросил: «О чем ты так чинишь, что еси три годы не причащался?» И он ми молвил: «Грешен есми». И яз ему молвил: «Ты о чем же еси перестригл детей боярских, да от государя еси их отвел, а от Бога отлучил, что еси причастия не дал три годы?» И он ту свою ересь явил: «а у кого, деи, ся причащати? Попы, деи, по мзде ставлены, а митрополит, деи, и владыкы по мзде же ставлены».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Церковь Ризоположения (Московский Кремль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Ризоположения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православная церковь на Соборной площади Московского Кремля, расположена между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930—1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен). В 1737 году церковь пострадала во время Троицкого пожара. В советское время с 1918 года по 1993 год службы в церкви не велись, с 1965 года в церкви открыт музей. Описание [ править править код ] Церковь Ризположения была возведена в 1484-1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450-1451 гг. Годы строительства церкви приходятся на время грандиозной перестройки Кремля. Известные своим искусством каменщики из Пскова одновременно с митрополичьим храмом построили новый великокняжеский Благовещенский собор. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви Ризположения почти лишен псковских черт: о происхождении мастеров напоминает лишь узор тройного кирпичного фриза, опоясывающего барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Церковь возведена из кирпича, заменившего в Москве во второй половине XV столетия белый камень. В плане здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет), с тремя полукруглыми апсидами (алтарная часть) с восточный стороны и входами-порталами с южной, северной и западной стороны. Стены церкви, разделенные вертикальными лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Высокий барабан главы на граненом постаменте увенчан шлемовидным золотым куполом.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Ризопо...

Москва. Кремль. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кремль, церковь Ризоположения, 1485 год. До середины XVII века служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен. Факт. В церкви с 1644 года сохранились уникальные «тощие свечи» - пустотелые цилиндрические подставки для свечей, декорированные ярким красно-бело-зеленым узором из окрашенного воска.  Из газеты " Антенна " сентябрь 2008 Церковь Ризоположения (1484–1486). Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву. Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Церковь возведена из кирпича и поставлена на высокий цокольный подклет. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Под куполом расположен тройной орнаментальный фриз из кирпича – «визитная карточка» псковских зодчих. Южный вход в храм оформлен резным белокаменным порталом, к которому ведет высокое каменное крыльцо. Стены и апсиды украшены декоративным поясом из кирпича и терракоты После постройки в сер. XVII в. Теремного дворца храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Ныне существующий иконостас относится к 1627 г., стенная роспись выполнена в 1644 г. Церковь, поставленная на митрополичьем дворе, служила местом домашней молитвы святителей. Росписи церкви Ризоположения были исполнены в 1644 живописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Главной темой росписей стала торжественная «похвала Богородице». Росписи располагаются на стенах в четыре яруса и состоят из небольших композиций. Два верхних яруса занимает цикл жития Богоматери. Два нижних яруса стен отведены иллюстрациям торжественного гимна, прославляющего Богородицу – Акафиста.

http://sobory.ru/article/?object=03411

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Автор - Каталикос - патриарх всея Грузии Святейший и Блаженнейший Илия второй, конец 90-ых. Икона находится в Свято-Троицкой Лавре Г. Тбилиси Файл 11202.jpg:   Размер: 444x443, 0.2 MPix, 53 Kb. Дата: 2010-06-24, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (589) , (32) . Описание: Троица Живоначальная. 1484-1485. Музей им. Андрея Рублева, ВП 21. Икона поступила в Музей им. Андрея Рублева в 1954 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Реставрирована К.Г. Тихомировой и И.В. Ватагиной в 1955 и 1975 гг. Сохранность: значительно утрачены одежда правого (особенно хитон) и среднего Ангелов, нимб правого Ангела. На одежде левого и на рукаве среднего Ангелов авторская живопись утрачена. Файл 12919.jpg:   Размер: 790x1001, 0.79 MPix, 786 Kb. Дата: 2011-07-15, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (719) , (24) . Описание: Драгоценный оклад на икону Святой Троицы, писанную Преподобным Андреем Рублевым. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова в Троице-Сергиеву Обитель. Файл 13766.jpg:   Размер: 808x998, 0.81 MPix, 222 Kb. Дата: 2011-09-28, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (291) , (8) . Описание: Икона Троицы «Зырянская» 14 века. Ее уникальность – в надписях на… коми-зырянском языке, сделанными древнепермским письмом. С 1847 по 1928 год находилась в трапезной Архиерейского дома Вологодского кремля. Сейчас икона хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Файл 13774.jpg:   Размер: 450x726, 0.33 MPix, 81 Kb. Дата: 2011-09-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (228) , (3) . Описание: Фрагмент внутренней росписи церкви Иконы Божией Матери Феодоровская в Богоявленском монастыре города Углич. Сюжет " Ветхозаветная Троица " . Файл 19442.jpg:   Размер: 800x512, 0.41 MPix, 155 Kb. Дата: 2012-09-03, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (225) , (6) . Описание: Троица Ветхозаветная. Икона на западном фасаде Троицкого (Морского) собора в Усть-Луге Кингисеппского района Ленинградской области. Файл 19494.jpg:   Размер: 771x566, 0.44 MPix, 230 Kb. Дата: 2012-09-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (204) , (6) . Описание: Троица Ветхозаветная.Икона,доска,паволока,темпера.65 х 54см.2015г.,автор:свящ.Емил Лилов.Частная собсвенность г.София,Болгария. Файл 24998.jpg:   Размер: 1776x2040, 3.62 MPix, 1258 Kb. Дата: 2015-03-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (142) , (2) .

http://pravicon.com/icon-436-photo

Мадонна в скалах. 1483–1484/85 гг. (Лувр, Париж) Мадонна в скалах. 1483–1484/85 гг. (Лувр, Париж) Мадонна с Младенцем и св. Анной. 1503–1507 гг. (Лувр, Париж) Главными достижениями Л. да В. этого периода являются его живописные произведения. Среди них «Портрет музыканта» (ок. 1485, не окончен; Амброзианская пинакотека, Милан), в котором острота психологической характеристики оттеняется мягкими колористическими эффектами. По разным версиям, на нем изображены известный композитор франко-фламандской школы Жоскен Депре или молодой музыкант - друг Л. да В. Аталанте Мильоротти. Два др. портрета Л. да В., выполненные в тот же период, оказали прямое влияние на последователей художника. В них простота композиции способна вызвать в памяти портретные бюсты работы Верроккьо, а гармоничность линейного ритма сочетается с вниманием к деталям и разнообразию фактур («Дама с горностаем» (1489-1490, Краков, собрание князей Чарторыйских); «Прекрасная Ферроньера» (1490-1495, Лувр, Париж; принадлежала королю Франции Франциску I)). В 1483 г. совместно с братьями Эванджелистой и Джованни Амброджо де Предис Л. да В. заключил договор на исполнение центральной и 2 боковых створок полиптиха для капеллы Непорочного Зачатия ц. Сан-Франческо-Гранде в Милане. Итогом этой работы стали 2 версии картины «Мадонна в скалах» (Лувр, Париж; Национальная галерея, Лондон). Более ранней принято считать парижскую версию, которая в нач. XVI в. была вывезена во Францию. В сложной иконографической программе картины отчетливо проведена тема Непорочного Зачатия (грот является аллюзией на девство Марии, см.: Песн 2. 14) и подчеркнута пророческая роль св. Иоанна Крестителя: именно на него указывает сидящий слева от Мадонны арх. Уриил и его благословляет Младенец Христос. Благодаря суровому, могучему скальному пейзажу, внутри к-рого помещена сцена, она приобретает вселенский, внеисторический масштаб. Здесь, как и в ватиканском «Св. Иерониме», нашел отражение новаторский подход Л. да В. к проблеме соотношения человеческой фигуры и пейзажного окружения.

http://pravenc.ru/text/2463395.html

Между 22 июля 1481 и 12 янв. 1483 гг. И. посетил Ферапонтов монастырь, где в это время произошел пожар. Летом 1483 г. И. присутствовал при избрании троицкого старца Сергия на Новгородскую кафедру. В 1484 и 1486 гг. по заказу И. были написаны толковые Апостолы (РНБ. Солов. 155; РНБ. F.I.5), первый предназначался для Ферапонтова монастыря. И. упоминается в приписках к неск. книгам, созданным в пределах Ростовской епархии в 1481-1488 гг. ( Попов. 1989. С. 34). Прп. Кассиан Учемский, в миру кн. Константин Мангупский, являлся служилым боярином И. и впоследствии по его разрешению принял монашеский постриг (Житие Кассиана Учемского//Ярославские ЕВ. 1873. 14. Ч. неофиц. С. 113-114). И. принял участие на начальном этапе следствия о новгородских еретиках- «жидовствующих» . В послании к Ростовскому архиерею Новгородский архиеп. Геннадий (Гонзов), инициатор следствия, в февр. 1489 г. (по мнению А. И. Плигузова, в июле-авг. 1488, см.: Pliguzov. 1992) писал: «Мню, яко не неведомо твоему святительству церковный раздор от еретичьскаго нападания, что есми посылал подлинникы великому князю да и митрополиту, отцу его, и митрополит-деи то и вам являл» (цит. по: Казакова, Лурье. 1955. С. 316). В письме речь идет о «подлиннике» следственного дела о еретиках (не сохр.), к-рый архиеп. Геннадий послал в Москву в 1487 г. По-видимому, И. принял участие в состоявшемся в нач. 1488 г. в Москве Соборе, на к-ром рассматривались присланные свт. Геннадием документы. Тогда центральная власть (как духовная, так и светская) не придала значения этому делу, возможно, потому, что кружок «жидовствующих» с осени 1485 г. пользовался большим влиянием в Москве, к нему принадлежала, в частности, жена младшего вел. князя Елена Стефановна. Большая часть упомянутых в «списке» архиеп. Геннадия новгородцев осуждена не была, 3 новгородца были наказаны, их «биша... по торгу кнутьем» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 324; Т. 23. С. 186). Архиеп. Геннадий с упреком писал И. об этом Соборе: «И как мню, ныне вы положили то дело ни за что, как бы вам мнится: Новъгород с Москвою не едино православие; не поболезновали есте о том нимала!» (цит. по: Казакова, Лурье. 1955. С. 317).

http://pravenc.ru/text/578100.html

В 1985 году в небольшом сквере у стен бывшего Андроникова монастыря великому иконописцу был установлен памятник работы скульптора Олега Комова – автора памятников А. С. Пушкину в Твери (1974), Болдине (1979) и Пскове (1983), А. Г. Венецианову в Вышнем Волочке (1980). В 1988 году собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублева к лику святых " на основании святости жизни и подвига иконописания " . Что же касается музея имени Андрея Рублева, то сегодня его обширное собрание дает представление обо всех основных периодах и направлениях древнерусской иконописи. Подлинными шедеврами коллекции являются памятники конца XIV-haчaлa XV века – времени, когда жил преподобный. Так, древнейшая рукописная книга, хранящаяся в музее, – «Слова постнические Василия Великого», – была написана в стенах Андроникова монастыря в 1402 году. Позже она попала в старообрядческий монастырь, а после его разорения в 1920-е годы – в библиотеку города Куйбышева. В 1961 году благодаря известному историку М.Тихомирову книга вернулась в те стены, где и была создана. Московская школа живописи, вдохновленная идеалами искусства Андрея Рублева, представлена иконами, полными гармонического единства, цельности и особой созерцательности. Так, икона «Иоанн Предтеча» (первая треть XV века) из Николо-Песношского монастыря, написана, по всей видимости, младшим современником Рублева. А икона «Троица Ветхозаветная» старца Паисия (1484-1485 гг.), древнейший  датированный образ в коллекции музея, повторяет иконографию самой знаменитой иконы Рублева, хранящейся в Третьяковской галерее. В музее также хранится превосходная копия с «Троицы» А.Рублева, выполненная блестящим художником-реставратором В.О. Кириковым. Каждый посетитель музея не только знакомится с историей древнерусской культуры и иконописи, но и с историей древней обители Москвы, в которой жил преподобный Андрей Рублев. Молитвы к этому святому звучат в соборе Нерукотворного Образа – в 1989 году, в первую годовщину канонизации преп. Андрея, в храме была отслужена первая Божественная литургия. С этого времени собор вновь стал действующим.

http://pravoslavie.ru/555.html

После сильного пожара 1473 г. Г. «поставил у двора своего на Москве врата, кирпичем кладены ожиганым, да и полату заложил на своем дворе», возведение обширных («на четырех подклетех каменых») митрополичьих палат завершилось в нояб. 1474 г. В том же году у митрополичьего двора была заложена ц. Ризоположения - домовый храм предстоятелей Русской Церкви (вторично заложена в 1484, освящена 31 авг. 1485). Г. вложил в храм сборник, содержащий «Никифора Влеммида любомудрьца избрание псалом» (ГИМ. Син. 408/713). Загородной резиденцией Московских митрополитов, начиная со свт. Феогноста , было с. Голенищево, где Г. в 1473/74 г. «у Алексеева чюдотворцева сада церковь поставил Ивана Богослова и двор срядил, и с теремы, и с погребы, и с ледники и со всем устроил... И тамо сам Геронтей прихождаше часто, понеж бе место тихо и покойно от многих плищей» (АФЗХ. Ч. 1. С. 46-47; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 354). В 1479 г. в Московском Кремле было завершено строительство величественного Успенского собора , ведшееся при Г. после обрушения в ночь на 20 мая 1474 г. недостроенного здания, заложенного при митр. Филиппе. 12 авг. 1479 г. Г. освятил главный храм Русской митрополии, 24 авг. туда были торжественно перенесены мощи свт. Петра (в память об этом было установлено празднование), 27 авг. в соборе упокоились останки др. Всероссийских митрополитов. Софийская II летопись (отражающая митрополичий свод 1518 г.) приводит эпизод строительства собора: архит. Аристотель Фьораванти «в алтаре же над митрополичим местом крыж лятскии (католич. крест.- а. М.) истеса на камени за престолом, егоже митрополит последи стесати повеле» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 286). Отношения Г. с вел. князем до кон. 70-х гг. сохраняли характер взаимной поддержки. В 1477 г. по благословению Г. и освященного Собора начался поход на Новгород, приведший к окончательной ликвидации новгородской государственности. Со временем, однако, умножались случаи вмешательства светской власти в церковные дела.

http://pravenc.ru/text/164853.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010