Но среди униатского духовенства, постоянно вдохновляемого духовенством римскокатолическим, лишь немногие сочувствовали делу воссоединения и ещё меньшее число выразило своё сочувствие делом. Затруднений и врагов, словом, было больше, а деятелей и средств меньше. Едва только успели благочинные выехать на дело, как униатское духовенство рассеялось по губернии и убеждало народ твёрдо держаться унии 1482 . Униатские священники поспешили рассеевать в народе слухи, что дело воссоединения будет вовсе не от государыни, не с её воли и ведома, а оно есть «единственно змышление архиепископа Садковскаго», – и подобные речи некоторые представители униатского духовенства не стеснялись произносить и перед приехавшим в селение благочинным, рекомендуя ему уезжать обратно 1483 . Высочайший указ, назначавший оставшимся без приходов, за невоссоединением, униатским священникам ежегодную пенсию 1484 , поспешно был истолкован в самом благоприятном для унии и неблагоприятном для православия смысле. «Униатские попы сим ободрились» 1485 и, вместе с помещиками, спешили уверить народ, что «не только воспрещено присоединяться, но и жалованье неприсоединившимся определено» 1486 . Где не могли подействовать на народ такие и тому подобные толкования и убеждения, там униатское духовенство старалось произвести давление на чувство народа. Пущены были в ход слухи, что благочинные – это «антихристовы апостолы», разосланные по всему свету, что скоро наступит «кончина века», а теперь настало трудное время испытания для верущих, и т. п. 1487 . Рядом с этим не были пренебрегаемы и несколько уже запоздавшие угрозы, что возвращенные России западнорусские области снова отойдут к Польше и «Россия, как была мала (!), ещё будет меньше» 1488 . И, под влиянием всех этих уговоров, страхов и угроз, забитый и почти обезличенный народ начинал терять почву под своими ногами. Разъезжавшие по селениям благочинные иногда наталкивались на неожиданные вещи. «Успеха болеене имею», – писал благочинный Вилейской округи вслед за своим рапортом о присоединении к православию прихода в городе Вилейке: «в прочих приходах и церквах обыватели ни под каким видом присоединяться к благочестию не желают».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Чтобы зачислить межплеменную дань в разряд государственных налогов, надо доказать существование в X в. единого Древнерусского государства, охватывающего огромные просторы Восточной Европы, освоеннью многочисленными восточнославянскими племенами. Но сделать это, увы, невозможно, хотя стараний тут приложено немало. 1482 Сохраняют научную ценность наблюдения историков, стоявших у истоков советской исторической науки, согласно которым у восточных славян X в. не было и не могло быть общей государственной территории, а значит, и единого государства. 1483 По мнению С. В. Бахрушина, изучавшего историю государственности при первых Рюриковичах, «говорить о прочной государственной организации в эту эпоху еще трудно. Нет даже государственной территории в полном смысле этого слова. Покоренные племена отпадают при первой возможности, и приходится их покорять сызнова. Если верить летописи, древляне были покорены уже Олегом; вторично их покоряет Игорь, но при нем же они восстают и не только избавляются от киевской дани, но и угрожают Киеву; в третий раз их покоряет вдова Игоря, Ольга, и с этого времени только Древлянская земля прочно входит в состав Киевского государства. Владимир должен был дважды совершать поход в землю вятичей, уже покоренную в свое время отцом Святославом, и т. д. Каждый новый князь начинал свое правление с того, что приводил опять в подчинение племена, входившие при его предшественниках в состав державы». 1484 Более того, «у киевских князей, вечно стремящихся к новым завоеваниям еще нет прочной связи с Приднепровьем». Откинутые сюда внешнеполитическими и военными неудачами, «киевские князья должны были отказаться от широких завоевательных планов. Сыновья Святослава уже пытаются опереться на местные силы». 1485 «Подлинным киевским князем» С. В. Бахрушин считал Владимира. Но и тот был тесно связан лишь с территорией Приднепровья. 1486 В. А. Пархоменко, тщательно рассмотрев соответствующие летописные сведения, заключал: «Получается очень неясная и расплывчатая территория Владимировой державы, противоречиво обозначающаяся в ... преданиях и сказаниях. С другой стороны, укрепление – по летописи – Владимиром ближайшей к Киеву территории (по Стугне, Трубежу и Остру, – Белгород, Переяслав, Василев) естественно склоняет к сильному ограничению допускаемых обычно широких размеров Владимировой державы... Походы же его на радимичей, вятичей и червенские города вряд ли могут быть связаны с вопросом о прочных границах и пределах Владимировой державы; это скорее набеги характера Святославовых походов за данью. Говорить о «покорении», о «присоединении» этих территорий к «русскому государству» или «включении в состав его» – не соответствует духу и характеру эпохи». 1487

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Три трактата против Паламы: Brevis expositio nefandarum haereseum Palamae ( κθεσις πτομος τν το Παλαμ πονηροττων αρσεων) (cod. Monac. 223, f. 16–26); Altera expositio et confutatio nefandarum haereseum Gregorii Palamae ( τρα κθεσις κα νεσκευ τν το Παλαμ πονηροττων αρσεων (cod. Monac. 223, f. 65–124); Quinque dissertationes antirrheticae adversus Palamam ( ντιρρητικο λγοι κατ τν ατν πονηροττων αρσεων), [dissertatio prima] (cod. Monac. 223, f. 124–163). Ост. четыре слова изданы Надалом 6 .1479). Confutatio epistolae Palamae ad Acindynum e Thessalonica missae ( πιστολ το Παλαμ νεσκευασμνη, ν π Θεσσαλονκης πσταλεν τ κινδν) (cod. Monac. 223, f. 32–51). Письмо св. Григория Паламы , послужившее предметом опровержения, изд. Мейендорфом 6 .933). Adversus Barlaam libri V (cod. Mon. 223, листы утеряны?; Marc. gr. 155). Завещание (Marc. gr. 155, f. 17r-34v). Письма 1483 . Karpozilos A. Seventeen letters of Gregorios Akindynos (Cod. Monac. Gr. 223)//Collectanea Byzantina. Roma 1977. 65–117. (OCA 204). [Ориг., англ. пер., комм.]. 1484 . Loenertz R. Gregorii Acindyni epistulae selectae IX//EEBS 1957. 27. 89–109. 1485 . Letters of Gregory Akindynos. Greek text and English translation by Hero A. C. Washington, DC 1983. LIII, 465. (Corpus fontium historiae Byzantinae 21: Dumbarton Oaks Texts. 7). [Парал. англ. пер.; греч. текст=TLG 3192/1]. Morris R.//JThS 1985. 36. 503; Papadakis A.//Spec 1985 (Oct.). 60:4. 932; Beyer H.-V.//BZ 1987. 80. 378–384. 1486 . Loenertz R. Dix-huit lettres de Grégoire Acindyne analysées et datées//OCP 1957. 23. 114–144. же://LoenByz 6 .583). 1. 81–110. Приписываемое соч. Περ οσας κα νεργεας принадлежит Прохору Кидонису (см. 6 .1878). Утерянные антипаламитские соч. 1487 . Phanourgakis В. γνωστα ντιπαλαμικ συγρμματα το Γρηρορου κνδνου// Κληρονομ α. 1972. 4. 285–302. [Автор исходит из несоответствия цитат из Акиндина у св. Григория Паламы дошедшим соч. Акиндина и обосновывает гипотезу о том, что Палама цитирует 4 несохранившихся произв.: Гомилия к собору, Λιβλλος, О благодати, Об энергии в главах божеств. Максима. См., однако, выше, с. 383–384]. Исследования

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

12 n: proprie autem essentia idcirco est dicta, quod semper est. M. 10, 490 c. 1484 Полный текст его – таков. Dilectissimis fratribus et cuepiscopis nostris universis per Orientem constitutis Liberius urbis Romae episcopus aeternam saiutem. Studens paci et concordiae ecclesiarum, postea quam litterae Charitatis vestrae de nomine Athanasii et caet erorum factas ad nomen Iuli bonae memoriae episcopi accepi, secutus traditionem majorum presbyteros urbis Romae Lucium, Paulum et Hellanum a latere meo ad Alexandriam ad supradictum Athanasium direxi, ut ad urbem Romam veniret: ut in praesenti id, quod Ecclesiae disciplina exstitit, in eum statueretur. Litteras etiam adeumdem per supradictos presbyteros dedi, quibus continebatur, quod si non veniret, sciret se alienum esse ab Ecclesiae communione. Reversi igitur presbyteri nuntiaverunt eum venire noluisse. Secutus denique litteras Charltatis Vestrae quas de nomine supradicti Athanasii ad nos dedistis, sciatis bis litteris, quas ad unanimitatem nostram dedi, me cum omnibus vobis et cum universis episcopis Ecclesiae catholicae pacem habere; supradictum autem Athanasium alienum esse a communione mea sive Ecclesiae rumanae et consortio litterarum ecclesiasticarum. Er. 4, 1 n. M. 10, 678–681 cc. 1485 Athanas. Hist. ad monach. 41 n. Migne, s. g. 25, 741 s. In haereticam pravitatem subscribens. Hieron. Chron. X. Migne. 27, 685 c. Philost. H. E. 4, 3. Migne, s. g. 65, 518 c. 1488 Полный текст комментария к этому документу у Илария – таков. Quid in his litteris non sanctitatis, quid non ex metu Dei eveniens est? Sed Potandus et Epictetus dum damnaro urbis Komae episcopum gaudent, sicut in Ariminensi synodo continetur, audire haec noluerunt. Quin etiam Kortunatia- nus episcopus epistolam eamdem rursum diversis episcopis mittens, nihil proieit. Lt autem in negata Athanasii communione sibi potius essent onerosi, renique omnem siid periculi facerent, dummodo nihil Sardicensi synodo, qua Atlia- nasins absolutus et Ariani damnati fuerant decerperent: litterae ex Egypto omni atque ab Alexandria missae admonebant: quoniam quales ad Julium pridem de reddenda exsulanti Athanasio communione erant scriptae, tales nuuc ut de subjectis intelligentur, ad Liberium datae sunt de tuenda. Ib. 2 n. M. 681 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Прося милостыню, нищие всякий раз говорят много поучительного, обращаясь к богатому со словами «любомудрия, назидания, совета». «А каковы речи богатых? Свойственные свиньям, собакам, волкам и другим животным» 1480 . Богатство имеет обаяние. Почет, блеск, роскошь, окружающие большие состояния, ослепляют бедного и влекут его к себе с неудержимой силой. Невозможность же достигнуть желаемого превращается в жгучую зависть, разъедающую, как ржавчина, душу человеческую. Св. Иоанн Златоуст в своем стремлении отстоять внутреннюю свободу бедного ни о чем не говорит так часто, как о призрачном блеске богатства. Обращаясь к бедным, он любит повторять и объяснять слова псалма: «Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому его» ( Пс. 48:17 ). Эти слова – сокровище и опора, источник внутреннего богатства и изобилия. «Ты выходишь, – обращается проповедник к бедному, – и видишь человека, гордо сидящего на златосбруйном коне и окруженного множеством копьеносцев, затем видишь человека бедного и униженного. В тебе рождается зависть к богатому и возбуждается отвращение к бедному. Но является Давид, приступает к тебе и говорит: “Не убойся, егда разбогатеет человек”. Иди с пророком и не бойся» 1481 . Богатство непрочно. Оно возбуждает к себе всеобщую ненависть. Блеск богатства не имеет никакого отношения к нравственному достоинству личности. Мраморные колонны, золотые арнизы, фонтаны, портики, ковры, великолепные спальни – «все это слава дома, а не слава человека». «Стены обложены мрамором: какое же отношение к человеку, живущему в них? Потолки в золоте: какое отношение к их владельцу? Главы колонн золотые: какое отношение к голове хозяина, оскверненной грехами? Пол чист? Но совесть не чиста» 1482 . «Если ты увидишь кого-нибудь облеченного блестящей одеждой и окруженного толпой телохранителей, то раскрой его совесть – и ты найдешь внутри его много паутины и увидишь много нечистоты» 1483 . «Не смотри на пышные одежды богатых, но раскрой их душу и вглядись, не полна ли она бесчисленных ран, не одета ли в рубище, не одинока ли она и не беззащитна ли? Какая польза в этом безумном пристрастии к внешнему? Гораздо лучше быть бедным, но жить добродетельно, чем быть царем, но порочным» 1484 . Даже тело бедного, питающееся простой и естественной пищей, чище, чем тело богача. Последнее напоминает собой печь, в которой горят мясо и кости, распространяя смрад и дым. «Таковы и утробы богатых. В них ты найдешь еще больше, чем в той печи, и смрада, и зловонных испарений, и отвратительного запаха, потому что все тело их и каждая часть его от пресыщения отзывается большой несваримостью желудка. Ведь когда естественная теплота обессилена, не может переварить всей пищи, то последняя пробивается на поверхность тела, подобно дыму, и производит отвратительный запах» 1485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Как зрачок глаза является, если можно так выразиться, точкой соприкосновения двух миров, мира внутреннего и мира внешнего, так в человеке должно быть нечто, являющееся таинственным местом, через которое Бог со всеми Своими дарами входит в его жизнь 1482 . Вышеславцев утверждает, что «действительное реальное соприкосновение с Божеством возможно только в глубине человеческого “Я”, в глубине сердца», ибо Господь, как говорит Паскаль, ощущается сердцем. И действительно, «человек «без сердца» есть человек без любви и без религии, безрелигиозность есть в конце концов бессердечность» 1483 . Настоятельный призыв к сердечной молитве Достаточно просмотреть указатель к Добротолюбию 1484 или к Беседам о молитве Иисусовой 1485 , чтобы понять, в какой степени сердечная молитва поощряется и практикуется среди русских монахов. Молитва не может быть совершенной, если она не исходит из глубин сердца 1486 . Молитва в истинном смысле слова – это воздыхание сердца к Богу. Если этот порыв имеет в себе какой-то изъян, то молитвы не происходит 1487 . Получившая известность благодаря Добротолюбию, сердечная молитва своими корнями уходит в эпоху ранних Отцов. Именно в этом смысле они истолковывали 9-й стих 15-й главы Второзакония: «Внемли себе...» 1488 . Но почему для духовной жизни так важно это внемление? Греки искали Бога в космосе, а евреи – в истории 1489 . Но христианские монахи старались отыскивать знаки присутствия Божия в человеке, в его познании себя самого, поскольку именно в человеке запечатлен образ Божий 1490 . «Следует внимать самому себе, чтобы иметь возможность внимать Богу», – говорил уже св. Василий Великий 1491 . Если «я» идентифицировать с сердцем, то вместо того, чтобы внимать себе самому, следует, указывает Феофан Затворник , внимать своему сердцу. «Надобно установиться вниманием в сердце и стоять там неисходно пред Господом» 1492 . Одна корреспондентка пишет Феофану: «Хотелось бы мне дойти до понимания глубины сердца, и внимательно следить за каждым его биением». И Феофан спешить одобрить это намерение: «Доброе и предоброе хотение!» 1493 На языке Отцов, созерцать Бога в образе своей собственной души означает «видеть место Божие» 1494 . А согласно языку Писания, Бог пребывает в сердце, которое есть «престол Духа» 1495 . «Познать самого себя» или «внимать сердцу» на духовном языке означает вполне определенную цель: войти в соприкосновение с Богом. «Благочестие – настроение сердца в отношении к Богу в духе веры» 1496 . В этом смысле можно утверждать, что созерцание себя в конечном счете приводит к забвению себя, ибо при таком созерцании хотят увидеть Бога. И потому Феофан Затворник дает такой совет: «Стойте вниманием в сердце, и созерцайте не свое “я”, а Господа с благоговением и сокрушением. Вот и все» 1497 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

2.8. Богословие человеческой личности митрополита Каллиста Уэра «Мы должны быть не попугаями, а орлами» 1480 . Наш современник, митр. Диоклийский Каллист (Уэр) 1481 , заслуженный лектор Оксфордского университета, всемирно известный богослов и патролог, автор множества книг и статей, переводчик святоотеческих и богослужебных текстов 1482 , является общепризнанным «систематизатором основных идей восточной патристики, выдающимся знатоком византийской традиции», которому «удается переводить – в буквальном и переносном смысле – святоотеческое учение на язык современного человека» 1483 . Митр. Каллист сам относит себя «к неопатристическому синтезу», причем для него важно живое восприятие опыта и предания отцов Церкви через призму современности: как бы они думали и «говорили, если бы жили сейчас», будучи «нашими современниками» 1484 . «Святоотеческая эпоха», считает владыка Каллист, должна продолжаться и действительно продолжается и поныне – в творчестве «живых свидетелей Православия» 1485 , стать которым призван каждый из нас. 2.8.1. Актуальность богословия человеческой личности Одним из главных русел богословской мысли митр. Каллиста является на протяжении уже многих лет тема человеческой личности 1486 . Обладая синтетическим мышлением, Уникальное и само-стоятельное объединяя в своем опыте и жизни лучшие достижения христианского Востока и Запада, английский богослов Православной Церкви, митр. Каллист признает, что понятие человеческой личности является одним из самых центральных в богословии, хотя оно и «не находится в центре богословских изысканий» т. н. «святоотеческой эпохи» и Вселенских Соборов 1487 . И даже значительно позже оно лишь затрагивалось в т. н. Символических книгах Православной Церкви, 1488 и, как подчеркивает митр. Каллист, только в XX в. «православные авторы начали обсуждать личность человека на более систематической основе» 1489 . Однако до сих пор, по мнению нашего оксфордского аналитика, богословие человеческой личности приходится признать неразработанным и недостаточным 1490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Во всяком случае портик ефесского храма был самой чудесной частью этого всесветного архитектурного чуда 1475 . Переход между срединными колоннами фасадной староны портика вел в предхрамие. Отсюда поднималась на высокую храмовую крышу лестница, сделанная из одной цельной виноградной лозы чудовищных размеров с острова Кипра 1476 . Далее следовала самая центральная часть храма – святилище, или алтарь (cella). Спускавшаяся занавеса разделяла его на две половины, закрывая собой в задней самую статую богини. В передней части святилища были расположены те дорогие приношения, пожертвования ex vomo u m. п., которыми был так богат ефесский храм 1477 ; здесь помещалась та удивительная статуя Гекаты, которая одинаково поразила и Страбона 1478  и Плиния 1479 , и при осмотре которой «храмовые служители приглашали беречь глаза: таков блеск ее мрамора 1480 » , оживотворенного резцом Трасона. Тут стоял источник Пенелопы и статуя старухи Евриклеи 1481 ; здесь же были помещены массивные золотые коровы – дар лидийского Креза 1482 ; тут хранились четыре неоценимых вазы греческого чеканщика Ментора, жившего в век Перикла и искусные работы которого по золоту, серебру и бронзе ценились в неслыханные деньги 1483 . В святилище, которое не имело отверстия в плоской крыше, постоянно царил таинственный полумрак, чуть только рассекаемый теми лучами света, которые, пробившись через колоннаду, достигали дверей святилища 1484 . За святилищем следовало другое помещение, служившее обыкновенно 1485 кладовой для сохранения как храмовых, так и частных сокровищ 1486 . Крыша храма была сделана из кедровых бревен, которые считались необыкновенно долговечными 1487 . Центром этого сооружения, для которого оно и было воздвигнуто, был идол Дианы ефесской. Эта статуя богини считалась очень древней; она вместе с Афиной акропольской, Артемидой таврической, Димитрой сицилийской, Афродитой пафской и Цибеллой пессинской считалась спадшею с неба, Διοπετς γαλμα 1488 . О материале, из которого она была сделана, спорили еще во времена Плиния 1489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Оба раза эзоповские персонажи используются для высмеивания Христа еретиков. Не исключено, что апологет был знаком с переработками басен Эзопа наподобие тех, что содержались в сатирах Энния и других римских сатириков. 1453 См.: Лк. 9:41. 1454 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1455 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1456 Ср.: Лк. 9:46—48. 1457 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 1458 Ср.: Исх. 1:20. 1459 Ср.: Исх. 1:17. 1460 Ср.: Исх. 1:15—16. 1461 Ср.: Быт. 1:28. 1462 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пообещал благословением также сам брачный плод». 1463 Ср.: 4 Цар. 1:9—12, где, правда, о лжепророке не сказано. 1464 Ср.: Лк. 9:51—56. 1465 Вставка Кройманна. 1466 См.: Ис. 42:2—3; Мф. 12:19—20. 1467 Ср.: 3 Цар. 19:12. 1468 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 1469 Ср.: Лк. 9:57—58. 1470 См.: Лк. 9:57. 1471 См.: Лк. 9:59. 1472 См.: Лк. 9:60. 1473 Вставка Кройманна. 1474 См.: Лев. 21:11. 1475 Конъектура Кройманна. В рукописи: «там». 1476 Ср.: Числ. 6:6—7. 1477 Речь идет о человеке из Лк. 9:59—60. 1478 Ср.: Лк. 9:61—62. 1479 Ср.: Быт. 19:17. 1480 Ср:.Лк. 10:1. 1481 Ср: Исх. 15:27; Числ. 33:9. 1482 Ср.: Исх. 12:34—36. 1483 Ср.·.Лк. 10:4; Мф. 10:10. 1484 Ср:.Лк. 10:1. 1485 Ср:.Лк. 10:4. 1486 Ср.: Втор. 29:5. 1487 Ср.: Лк. 10:4. 1488 Ср.: 4 Цар. 4:29. 1489 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так и Господь, что…». 1490 Ср:.Лк. 10:5. 1491 Ср.: 4 Цар. 4:26. 1492 См.: Лк. 10:7. 1493 См.: Втор. 25:4. 1494 Ср.: Исх. 12:34—36. 1495 Ср.: Исх. 1:11—14. 1496 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «и на погибель тем, которые не приняли». 1497 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ему. Держится за». 1498 Ср.: Лк. 10:11. 1499 Ср.: Втор. 23:3—4; Числ. 22:3—6. 1500 См.: 1 Цар. 8:7. 1501 Ср.: Л к. 10:19. 1502 Ср.: Ис. 11:8—9. 1503 Ср.: Быт. 3:1—5. 1504 См.: Пс. 91 90:13. 1505 См.: Ис. 27:1. 1506 См.: Ис. 35:8—9. 1507 См.: Ис. 35— invalescite, manus dimissae et genua resoluta. Выше, Adv. Marc., IV, 10, 1, эта библейская цитата имеет несколько иной вид: convalescite, manus dimissae et genua dissoluta. 1508 См.: Ис. 35:5—6. 1509 Ср:.Лк. 10:19. 1510 Конъектура Кройманна. В рукописи: «неизвестному богу, теперь, считай, известному». 1511 См.: Ис. 7:9. 1512 Ср.: Рим. 1:20. 1513 Ср.: Tert. De an., 3,1; Tert. Adv. Herm., 8,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

От дву сторон брань востает междоусобна гражданов, Сусед суседа ганяет, воинских много приборов, Под ровнеми знаменами трубы к бою голос дают, Биются полки с полками, копием ся сокрушают. 22 Идет встречу зять свекрови 1481 , мечем ся преведивают 1482 , За неправду умреть готови, но виннейший побеждает. Тако егда мира чести часть малую пределяют, Для их гордей упрямости поля в крови восплывают. 23 В том времени обмирает Рим, тоскует, страсть ся боит, Едва в печали зевает, на ногах своих не стоит, Составы ему ослабели, кровь ся в жилах помутила, Очи, руце почернели, смерть ся к нему приближила. 24 В конец трижды отчихает, яко скорбний, мокротою, «Ох, ох, – с плачем призывает, – Аугусте, буди со мною! Здравствуй, живи, царю славний, вручаю ти мир и себе», Тем в ад выплюнь дух военний, ложно становится в небе. 25 Осквернил ся мертвецами могилник, Рим нареченний. Отчим Неро пожарами сожегл, он немилосердный. Третяя часть не остала, с дымем пошла 1483 нова Троя, Похороны зле приняла, не от царя, но злодея. 26 Каков днесь Рим, как здешевял, како разни от онаго, Что Волску землю звоевал, 1484 збил силу царствия греческаго. Нуманчиком 1485 зломал роги, картагинчики 1486 победил, Реце Рену спутал ноги, 1487 розлев Дуная усмирил. 27 Тако страшне римлян силы, всем народом ищезоша, Егда внуки разорили, что отцове припасоша. Мало было дедицови 1488 всего мира дани, зборы. Что остало Неронови, Алярик 1489 взял в готтов дворы. 28 Наследники днесь римляне ищут древния честности; Врата твои, о Трояне, 1490 подгризли зубы старости. Паде столп седмилесничный Севера 1491 милостиваго И двор Люкулля столичний, 1492 не знать валу Титоваго. 29 Уже столы не потеют балсамем 1493 царя Нерона, Царей теплице грязнеют, вода с калом помешана. В твоих банях, Антонине, гусята ся полоскают. В твоей, Тибуре, равнине 1494 козы душных трав нюхают. 30 Показы дивовиск 1495 , з езды строи 1496 , злата бросаниа, Борения лвов з медведи, различныя играния, Потешние комедие с творцами и зрителями Век пременил в трагедие, вся днесь лежать под ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010