Не нужно иметь большого воображения, чтобы понять, почему такое действо в конечном счете повсюду исчезло, и почему «во всех христианских литургиях со временем была произведена определенная стилизация, в которой остался только внешний признак прежнего целования». 1481 Как всегда, это дело культурного контекста. Лобзание было, конечно, не более шокирующим для древних христиан, чем в обычном современном приходе на Западе. Известно, что в старину лобзание среди неродственников было скорее признаком уважения, чем проявлением чувств. 1482 Но это верно лишь отчасти. Тертуллиан замечает, что супруг-язычник не потерпит, чтобы его жена-христианка приблизилась к брату во Христе для лобзания мира, и реакция мужа, конечно, не имела никакого отношения к уважению! 1483 5. Молитвословия, сопровождающие лобзание a) «Христос посреде нас», «И есть, и будет» В Мф. 18, 20 Христос говорит ученикам, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (ν μσφ ατν)». Уверенный в исполнении этого обещания, обмениваясь лобзанием в византийской литургии старший священнослужитель говорит « Χριστς ν μσο μν», на что младший отвечает «Κα στι κα σται». Гемист – наш первый греческий очевидец диалога, 1484 потому что ранний кодекс Bodlean Cromwell 11, 1225 г. (P. 53) содержит «Мир всем» с сегодняшним ответом «И есть, и будет». Современная формула, изредка появляющаяся в греческих богослужебных списка, весьма распространена в славянских источниках. 1485 Вариативная формула «Мир о Христе иерейству твоему», используемая сослужащими пресвитерами также встречается в славянских рукописях, но ныне она заменена формулой Гемиста. 1486 b) Молитва лобзания мира Другая славянская особенность этой части литургии – молитва перед целованием, находящаяся в нескольких рукописях ВАС и ЗЛАТ и даже в некоторых печатных изданиях. Oratio ante pacem свойственна другим восточным литургиям, за исключением ар-мянской и восточно-сирийской, 1487 и, вероятно, попало в славянскую традицию в результате распространения ИАК. Мы не нашли такой молитвы ни в одной из греческих рукописей ВАС или ЗЛАТ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—406— зумительно перед мятущимся народом, защищаясь перед гневными судьями; евреев приводя к по­знанию Христа при помощи чтимых у них Писаний, эллинов склоняя внешними доводами и непи­санными законами природы, христиан укрепляя, прозелитов назидая и питая приличными наставле­ниями, как садовники (питают) отсадки растений – соответственным и умеренным поливанием воды. А что особенно обнаруживает его силу в речах, мы (сейчас) узнаем. Афины – передний город Ахаии, очаг наук, как прежде называли его люди знаменитые, место заня­тий мужей мудрых и преданных науке. Итак, Павел, прошедши весь Иллирик и всюду рассеи­вая искры веры, которые Дух Св. приняв вос­пламенял и сохранял неугасимыми 1484 , пришел по нужде путешествия 1485 и к мудрым Афинянам. Многотрудным было делом, чтобы скинотворец публично проповедовал учение о Боге тем, кото­рые имели притязание быть владыками всех людей по образованности. Но возвышаемый величием природы и богатством дарования свыше, он избрал не один из крытых домов 1486 и не в какой-либо мастерской присевши (как обыкновенно вели рассуждения с своими учениками даже первые из их философов), повел он свою беседу; но вошедши в Ареопаг (где был совет жестокий и страшный, произносивший уголовные решения), и нашедши тут великое множество собравшихся, встав начал проповедовать по примеру привыч­ных ораторов, ежедневно состязавшихся у них. —407— Взяв за начало надпись, начертанную на одном жертвеннике, и отсюда удачно возвестив им не­ведомого Бога, и закончив всю речь, он, хотя и чуждый внешней мудрости, настолько мало погре­шил в чем-нибудь относительно доводов, что самого главу членов Ареопага, Дионисия, а вместе и жену его, убедив, обратил и сделал рабом Христа, на основании одного жертвенника и крат­кой надписи отклонивши от многих жертвенни­ков. Отошедши победителем оттуда, где враждебный демон Эллинов особенно был силен, и пере- шедши отсюда в соседний город Коринф, бывший столицею Ахаии, и возвестив в синагогах спа­сительное учение, он ушел, привлекши прозе­лита – не одного из толпы и из заурядных (лю­дей), но самого начальника синагоги со всем много­численным домом 1487 . Победив закон (начиная) с главы и возвеличив крест, как высокий тро­фей, он оставил таким образом и этот город, подчинив его Христу. С течением же времени и с распространением слова благочестия, он стал как бы каким полководцем, – приобретая Царю ежедневно города, села, деревни и пресекая силу прежде владычествовавшего тирана.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечания И твой, государев, боярин твоим, государевым, длом радет и промышляет неоплошно. – По мнению М.И. Тихомирова, медленность сыска – необходимая предосторожность, «политический расчёт»; поскольку силы князя И.Н. Хованского были очень незначительны, ему приходилось выжидать подходящего для сыска времени. По прибытии в Новгород в распоряжении И.Н. Хованского находились лишь по сотне дворян, стрельцов и слуг. Тайно собрав из пятин дворян до 2 тыс. человек, Хованский только тогда приступил к сыску: это произошло через 11 дней по вступлении в Новгород – Тихомиров 1940, 113. 6 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царю с просьбой о скорейшем решении участи восставших (20–21 мая) РГАДА, ф. 96, оп. 1. стлб. 3, ч. 3, л. 677. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 129 (1648–1649), 130 (1652). Документ изд.: Коваленко и др., 2001, 338–339 139); датирован 20–21 мая «условно по дате выезда предыдущего гонца 19 мая... и дате пометки о получении с учётом срока дороги от Новгорода до Москвы в 5–6 дней» (с. 406). 1476 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолецъ твой, государевъ, новгородцкой Никонъ митрополитъ Бога молю и челом бью. В нынешнемъ, государь, во 158 (1650)-м году майя 1477 въ 19–й день по твоему, государеву, указу твой, государевъ, бояринъ князь Иванъ Никитичь Хованской с стоварыщи 1478 из Великого Новагорода пошел во Псков со всми твоими, государевыми, ратными людьми. что в Великом Новгороде по сыску твоего, государева, боярина князя Ивана Никитича Хованского смутных людей сыскалось, и т по твоему, государеву, указу посажены по тюрмам 1479 до твоего, государева, указу близко трехсот человкъ. И ко мн, богомольцу твоему, приходятъ с плачем з болшимъ 1480 матери и жены, и дти их, и не дадут к твоему, государеву, богомолью к церкве пройтить, а чают тмъ всмъ седлцамъ 1481 , которые и не в болших 1482 винах, смерти. И от тово во граде всякимъ чинов людем ужас великой. А псковскому твоему, государеву, длу, что здся в Великом Новгороде смутные люди посажены по тюрьмамъ, помочи нт. А которые и были во Пскове 1483 , и от нихъ слышеть, что и во Пскове ужас велик 1484 , что здся в Великом Новгороде многие люди в тюрьмах седят. И того ради и 1485 псковичи больше крепятца, чтоб имъ твоему, государеву, боярину не здаватьца и для сыскного дла в город не

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Сходное описание пути гуннов и венгров в Паннонию находим в Иллюстрированной хронике. Гунны, согласно этому источнику, «выйдя из Скифии, прошли затем (земли) печенегов и белых кунов-половцев и, наконец, вступили в Суздаль, Русь и в землю черных кунов (куманов). Выйдя отсюда, они достигли Тисы...» Иллюстрированная хроника дает перечень мест, где побывали венгры до прихода в Трансильванию, через которую они достигли Венгрии: «Пройдя через страны печенегов, белых кунов-половцев, через Суздаль и город под названием Киев, венгры, наконец, перешли через горы...». Б. Хоман, реконструируя данную часть протографа второй половины XI b., пришел к выводу о том, что в нем содержались сведения о движении венгров-кочевников через земли печенегов, белых кунов-половцев русских летописей, черных кунов – торков русских источников, узов византийских авторов, а также через Суздаль, Русь (Rumhenia) u Kueb 1483 . Не вызывает сомнения сознательное внесение в текст протографа второй половины XI b. наименования Суздальской земли 1484 . Свидетельства русских летописей убеждают, что во второй половине XI b. Суздальская земля хорошо известна в других областях Руси, в частности в Киеве 1485 . Материалы археологических раскопок свидетельствуют об интенсивном развитии здесь земледельческого хозяйства с IX b. 1486 Самый факт выхода Суздальской земли из-под власти киевских князей в 30-х годах XII b., рост силы и международного авторитета ее князей в последующее время – результат развития этой области в IX – XI bb. Из Суздальской земли вел к Киеву торговый путь (через Курск) 1487 . Протограф венгерских хроник второй половины XI b. упоминал о прохождении венгров через Русь, Русскую землю (Ruthenia). Характерно, что венгерский автор второй половины XI b. употребляет термин «Русская земля», «Русь» (Ruthenia) рядом с наименованием земли Суздальской. Он имеет в виду Русскую землю в узком смысле. Русские летописцы применяли термин «Русь», «Русская земля» и в широком смысле, для обозначения всей русской земли, и при наименовании одной из областей Руси – Киевской земли 1488 . Двоякое значение этого термина было, очевидно, известно и венгерскому хронисту второй половины XI b.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1478 Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe «Santi Marcellino e Pietro»: Repertorium der Malereien. Citta del Vaticano; Munster, 1987. 1479 Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe «Commodilla»: Repertorium der Malereien mit einem Beitrag zu Geschichte und Topographie von C. Carletti. Citta del Vaticano, 1994. 1480 Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe Anonima di Via Anapa: Repertorium der Malereien, mit einem Beitrag zu Geschichte und Topographie von V Fiocchi Nicolai. Citta del Vaticano; Munster, 1991. 1481 Pergola Ph. Le catacombe romane. Roma, 1996; расширенное переизд.: Pergola Ph. Le catacombe romane: Storia e topografia. Roma, 2003 (с каталогом Barbini P.M.). 1483 Nestori A. La basilica anonima della via Ardeatina. Citta del Vaticano, 1990; Saint–Roch P Le cimetiere de Basileus ou coemeterium sanctorum Marci et Marcelliani Damasique. Citta del Vaticano, 1999. 1484 Основные точки зрения суммировал Поль–Альбер Феврье: Fevrier P.–A. A propos de la date des peintures des catacombes romaines/Rivista di archeologia cristiana. 1989. Vol. 65. P. 105–133. Авторы более поздних публикаций так или иначе присоединяются к уже существующим мнениям. 1485 Bisconti F. La Madonna di Priscilla: interventi di restauro ed ipotesi sulla dinamica decorativa/Rivista di archeologia cristiana. 1996. Vol. 72. 1–2. P. 7–34. 1486 Tolotti F. II cimitero di Priscilla: Studio di topografia e architettura. Citta del Vaticano, 1970; Pergola Ph. La region dite les «Flavii Aurelii» dans la catacombe de Domitilla/Melanges de l’Ecole Fran9aise de Rome. 1983. Vol. 95. P. 183–248. 1488 Janssens J. Vita e morte del cristiano negli epitaffi di Roma anteriori al sec. 7. Roma, 1981. 1489 Shaw B.D. Latin funerary epigraphy and family life in the later Roman Empire/Historia. 1984. Vol. 33. P. 457–497. 1490 Kajanto I. Onomastic studies in the early Christian inscriptions of Rome and Carthage. Helsinki, 1963. 1491 Fiocchi Nicolai V. I cimiteri paleocristiani del Lazio. I. Etruria meridionale. Citta del Vaticano, 1988; Fiocchi Nicolai V., Ricciardi M. La catacomba di S. Vittoria a Monteleone Sabino (Trebula Mutuesca). Citta del Vaticano, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важное направление исследований последних лет – изучение топографии Рима и его окрестностей 1481 , рассмотрение катакомб в широком контексте исторического развития загородных кладбищенских зон, тех глубоких трансформаций, которые происходили при переходе от античности к Средним векам в результате активного христианского строительства монументальных базилик – центров культа и паломничества 1482 . В особенности интересна территория, расположенная к юго–востоку от Рима, между дорогами Аппиевой («царица дорог», ведущая на юг, а оттуда – морским путем на Восток, в Малую Азию и Палестину) и Ардеатинской 1483 . Хронология самих катакомб, как и их живописи, является трудной проблемой 1484 . Прямые и бесспорные указания на дату захоронений очень редки. Что касается надписей, они многократно «мигрировали» со своих первоначальных мест. Иногда родственники усопшего помещали монету в сырой известковый раствор, на котором закреплялась доска или черепица, закрывавшая погребение. Монета дает точную дату, но, во–первых, такие находки единичны, а во-вторых, они могут датировать только конкретное погребение или небольшой соседний участок, но не всю катакомбу, состоявшую из множества разновременных участков. В настоящее время, после долгих дискуссий, которые еще не закончены, самые древние христианские росписи датируются временем ок. 230 г. Во 2–й половине 4 в. сложилась развитая иконография, сходная с той, которая существовала и в монументальной живописи: Христос во славе, окруженный апостолами Петром и Павлом, и мучениками, Богоматерь с Младенцем (древнейший пример – в катакомбе Присциллы) и др. Для уточнения дат живописи используются также технические и технологические данные, полученные в ходе реставрационных работ. Упомянем только известнейшее изображение Мадонны с Младенцем из катакомбы Присциллы, считающееся самым древним в христианском искусстве (сейчас его относят к 40–м годам 3 в.) 1485 . Старая апологетическая традиция относила его ко 2 в. (именно старые точки зрения приведены в книге Преосвященного Порфирия, который часто говорит о памятниках «апостольского века»). Одна из задач изучения развития подземных кладбищ – выявление и датировка самых древних участков 1486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание сочинений Юстиниана хорошо определяется уже из самих их названий. Судя по этим названиям, нетрудно видеть, что главной целью литературной деятельности их автора была полемики с разными сектантами и их примирения и воссоединения с Церковью. Наш Леонтий, как известно, также занимается главным образом полемикой и притом с теми же самыми сектантами, с которыми боролся и Юстиниан. Вот почему в сочинениях обоих этих авторов мы и наблюдаем не только полное совпадение идейного содержания их сочинений, но и весьма большую близость с формальной стороны, со стороны изложения. Частные тезисы, проводимые в сочинениях Юстиниана, и способы их доказательства тоже если не совсем тождественны, то весьма близко подходят к положениям и аргументации нашего Леонтия. Главным предметом обсуждения в сочинениях обоих авторов является христологическая проблема – выяснение истинного, православного понятия о Божественной Ипостаси Иисуси Христа в противовес ложным представлениям о ней еретиков. При этом для обоих авторов руководящим авторитетом является ρος πστεως Халкидонского собора: от него они отправляются и к нему возвращаются во всех своих полемических и апологетических экс курсах. Юстиниан твердо стоит на признании, что Халкидонскоо вероопределение есть чистое Православие, вполне согласное с учением 318 Отцов Никейского собора 1484 , равно как и с постановлениями других Соборов 1485 . Потому разбирает ли он Оригеновы догматы, вооружается ли против нечестия Феодора Мопсуестийского, исследует ли скрытое неправомыслие Ивы Едесского и Феодорита Кирского , во всех этих случаях критерием для суждения и приговоров у нею является халкидонская вера, изменять которой автор считает еретичеством, достойным анафемы. Вся христология Юстиниана конструируется согласно директивам, указанным в Халкидонском определении. Так, в соответствии с этим последним император строго проводит тезис дифизитства с признанием единой Ипостаси, или Лица, во Христе. То он доказывает, что το Χρστο μαν εναι τν πστασιν, τοι ν πρσωπον «одна ипостась, или одно лицо Христа» 1486 , то настойчиво подчеркивает, что эта Ипостась существует ν μφοτροις τας φσεσιν συγχτοις κα διαιρτοις «неслитно и нераздельно в обеих природах» 1487 . Все монофизитские и несторианские мнения о Христе Юстинианом решительно и бесповоротно осуждаются и отвергаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Профессор Лора Александровна Герд – автор основанных на широком архивном материале исследований по вопросам церковной политики царской России на православном Востоке, проблемам канонического права, а также известным персоналиям 1481 . В своей докторской диссертации «Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878–1898)», опубликованной впоследствии в виде монографии, Л.А. Герд на основе архивных материалов рассматривает отношения России и Константинопольского Патриархата в двадцатилетний период по завершении Русско-турецкой войны. Для Константинопольской Церкви вторая половина XIX в. является временем реформ. Усиливаются политическое и националистическое начала в церковной жизни, что было в значительной степени обусловлено введением светских представителей в систему церковного управления. В греческом мире формируется «Великая идея» (Μεγλη ιδα) – восстановление Византийской империи под властью греческого царя, пришедшая на смену ожиданиям исполнения пророчества об освобождении православного Востока русским царем. Основой «Великой идеи» становится освобождение от турецкого владычества Константинополя – древней столицы греческого мира. В России же в это время происходит возрождение византийских идей государственной жизни. При этом церковное направление остается одним из приоритетных в ближневосточной политике России. Таким образом, взаимоотношения России и Константинопольской Церкви (русское присутствие на Афоне, участие России в греко-болгарском вопросе, в борьбе Церкви за сохранение своих прав в Турции, открытие константинопольского подворья в Москве и др.) развивались на фоне скрытого противоборства двух вселенских идеологий (русской и греческой). Следует обратить внимание на ряд работ, посвященных истории монашества и духовно-рыцарских орденов, из которых можно упомянуть исследования А.Р. Андреева и В.А. Захарова 1482 и в особенности A.B. Топоровой 1483 и Н.Ф. Ускова 1484 , a также на исследования по греческой палеографии и источниковедению дочери известного петербургского издателя и писателя Э.А. Гранстрема и ученицы В.Н. Бенешевича Евгении Эдуардовны Гранстрем (1911–1990) 1485 ; и др. 1486

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Найман А.Я. Евреи в хазарском каганате//Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т. 1. – С. 94–97; Коновалова ИГ. Христианство в Хазарии//Хазары: Второй Международный коллоквиум: Тезисы. – М., 2002. – С. 58–61). Поэтому, решая вопрос о том, кому служил «Георгий наместник» – ромеям или хазарам, надо обязательно учесть краткую и вместе с тем емкую характеристику персидского писателя и географа середины X в. Абу-Исхака ал-Истахри ал-Фарси в его «Книге климатов»: «Самый малочисленный класс [хазар] – иудеи, а самый большой – мусульмане и христиане, но все-таки царь и приближенные его – иудеи» (Сведения арабских географов IX и X вв. по Р. Хр.: О Кавказе, Армении и Азербайджане/Текст, пер. H.A. Караулова. – Тифлис, 1901. – С. 43). Даже если иудаизм был принят хазарским обществом позже начала IX в., представители правящей знати скорее были бы верны культу Тенгри, нежели Христу. 1482 См.: Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена обители Студийской, описанные Михаилом Монахом (Версия II)//Творения св. отца нашего преп. Феодора Студита , переведенные с греческого языка. – СПб., 1867. – Ч. 1. – С. 25, гл. 16. 1483 Труды В.Г. Васильевского . Т.З. – C. CCXXXI, 93.16–17, гл. 28. Иначе как фантастическими нельзя назвать хитроумные объяснения этой «дочери керченского царя», предложенные Фридрихом Вестбергом. В ней он видит Ирину, жену Константина Копронима, которая якобы могла быть «не дочерью великого кагана хазар,... а дочь его вассала, керченского кагана, христианина Феодора» (Вестберг Ф. О жизни св. Стефана Сурожского. – С. 231). 1484 Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – С. 54–68, 152; ср.: Oikonomides N. Le «systeme administratif byzantin in Crimee aux IXe – Xe s.//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – P. 321. 1485 Баранов И.А. Указ. соч. – C. 58. C. A. Плетнева туманно намекает на некие два десятка поселений вдоль побережья Юго-Западной Таврики «со слоем хазарского времени», но тут же соглашается с их явным византийским обликом и отсутствием явных следов пребывания хазар (Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. – С. 165; Плетнева С. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья. – Воронеж, 2003. – С. 90,93). Это же обстоятельство заставляет с недоверием относиться к предпринимаемым в последнее время попыткам В.В. Майко выдать Сугдею или крупное христианское, явно византинизированное поселение на холме Тепсень за праболгарские центры VIII–X вв. (ср.: Баранов И., Майко В. Праболгарский горизонт Судакского городища середины VIII – первой половины

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древние люди, говорится здесь, в своем злочестии и неуважении к богам задумали построить высочайшую башню ( τρσιν λβατον), которая ныне зовется Вавилоном. Но когда они довели ее до высоты, близкой к небу, боги бурей низвергли эту постройку. Этим руинам и дано имя Вавилона. Вместе с тем произошло смешение языков у людей, до того времени говоривших одной речью. Потом открылась война Сатурна с Титаном 1482 . Правда ученые, как Ренан и другие, до последнего времени скептически относились к этому сказанию, не находя подтверждения ему в памятниках Вавилона и Ассирии, и объясняли его влиянием на Бероза еврейских сказаний. Недостоверность Берозова свидетельства о существовании в Вавилоне такого предания основывали, по преимуществу, на том, что такое же сказание передается в так называемой «халдейской сивилле», которая по всей вероятности еврейского происхождения. Возникал вопрос, не взято ли и Берозом это известие из той же сивиллы, на которую ссылается Иосиф Флавий? 1483 Не вдаваясь в спорный и трудно разрешимый вопрос о влиянии евреев на халдеев в эпоху Бероза 1484 , мы можем заметить на это, что ныне в самых памятниках Вавилона находят подтверждение этому сказанию и следы уцелевших, хотя неясных, преданий об этом событии, очень близких к библейскому рассказу, если не совершенно тождественных с ним. Во времена Геродота в Вавилоне существовал знаменитый храм Бэла, возвышавшийся над всей местностью и устроенный этажами, на верхнем из которых, как после увидим подробнее, помещалось самое святилище бога 1485 . Храм этот назывался; «вечный дом». Он был построен в честь семи главных планетных богов, и с его башни производились астрономические наблюдения. Руины его остаются доныне, привлекая к себе внимание путешественников. Известный в библейской истории Навуходоносор, или, как он называется в надписях, Набу-кудурри-усур возобновил этот храм и украсил. Уже это одно обстоятельство, само по себе, вызывает на сопоставление библейского сказания о вавилонской башне с известиями об этой древней священной башне в столице Халдеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010