По этому праву короли назначали на епархиальные кафедры епископов, а в церкви и монастыри — священников и настоятелей, раздавали «хлебы духовные» исключительно по своей воле, допуская часто самые возмутительные злоупотребления и доводя православную иерархию до самого жалкого положения. Духовные хлебы раздавались разным недостойным людям за деньги или в награду за военные и гражданские заслуги. Монастыри отдавались в управление даже светским людям под одним только условием — до пострижения управлять ими через наместников из духовных лиц, но и это условие часто не соблюдалось — какой-нибудь пан, получив монастырь, управлял им сам лично, и не думая о пострижении. Такие же светские паны по временам занимали и архиерейские кафедры, именуясь нареченными епископами. Поевши несколько времени духовных хлебов, такой епископ продавал свою епархию другому такому же искателю духовного хлеба. Случалось, что король отдавал кафедру двум панам сразу и между ними завязывалась из-за нее борьба вооруженной силой. С помощью таких злоупотреблений правом подаванья короли успели со временем довести православную церковь до крайнего оскудения в ней достойных пастырей. Очутившись в таком опасном положении, Киевская митрополия старалась создать себе внешнюю опору по крайней мере в патриархе и вошла с ним в теснейшее общение. В то время как московские митрополиты и избирались, и поставлялись собором своих великорусских епископов, независимо от патриарха, киевских митрополитов принято было ставить не иначе как с благословения патриарха. (Преемственный порядок киевских митрополитов был следующий: 1) Григорий Болгарин (1458-1473); 2) Мисаил (1474-1480); 3) Спиридон, не принятый на митрополию, еще при жизни Мисаила; 4) Симеон (1481-1488); 5) Иона Глезна (1492-1494); 6) Макарий (1495-1497); 7) Иосиф Болгаринович (1498-1501); 8) Uoha II (1503-1507); 9) Uocuф II Солтан (1509-1521); 10) Uocuф III (1522-1534); 11) Makapuй II (1535-1555); 12) Сильвестр Белькевич (1556-1567); 13) Uoha III Протасович (1568-1577); 14) Илия Куча (1577-1579); 15) Онисифор Девочка (1579-1589); 16) Михаил Рогоза — перешедший в унию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Завершающей стадией развития готики в И. стал стиль исабелино, или стиль «католических королей». Система перекрытий зданий оставалась в целом прежней, предпочтения были отданы крестовым сводам с усложненным рисунком. Главные изменения коснулись декоративного убранства, в к-ром композиционно образующими элементами стали геральдические мотивы, символизирующие новую роль гос-ва в процессе развития зодчества в И. (мон-рь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо, 1477-1506, Хуан де Гуас). Именно в период господства исабелино формируется новая парадная концепция оформления фасада здания - фасад типа ретабло, который представляет собой сложный скульптурный экран, накладывающийся на гладь стены в зоне входа в здание (в церкви монастыря Сан-Пабло в Вальядолиде, 1497-1500, Симон де Колонья, и коллегиуме Сан-Грегорио в Вальядолиде, 1488-1496, Хуан де Гуас, Хиль де Силоэ (?), скульптор Матиас Карпинтеро). При сохранении в фасадах подобного типа традиц. готических элементов, таких как 3-лопастные арки, украшенные фестонами, витые колонки, скульптуры, стоящие на консолях, был применен новый тип декора - с четко выделенной геометрической сеткой, организующей скульптурное заполнение. Это предвосхитило и определило особенности формирования зодчества испан. Возрождения, в истории которого долгое время сохранялась привязанность к использованию готических конструктивных решений и декора фасадов типа ретабло. Стиль исабелино нашел отражение и в постройках, выполненных по частным заказам, где программа декора носила более свободный и менее обремененный символическими значениями характер: Каса-дель-Кордон в Бургосе (1476-1497), Каса-де-лас-Кончас в Саламанке (1493-1517), дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (ок. 1480 - ок. 1500, Хуан Гуас?). Возрождение как архитектурный стиль условно отмечается в И. с 1492 г., когда активизировалось включение страны в политическую и художественную жизнь Европы. В связи с объединением И. под властью «католических королей» началось создание единого национального художественного стиля в целом для страны.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Закрыть О смыслах Русской цивилизации Заметки на тему русской историософии Анатолий Степанов   17:07 07.05.2021 12530 Время на чтение 17 минут Статья вторая, начало см. здесь . Несомненно, важнейшим пунктом, задающим алгоритмы русской истории, является эпоха конца XV – начала XVI веков. О смыслах Русской цивилизации В это время произошло столько знаковых событий, которые предопределили жизненный маршрут Руси, задали пути нашего развития, что прямо дух захватывает. Великий князь Иван III Васильевич, возглавлявший Московское государство с 1462 по 1505 годы, собрал вокруг Москвы практически все русские земли, подчинив Москве даже кичившийся своими вольностями Великий Новгород, который долго сопротивлялся и не желал входить в состав единого русского государства. Его сыну Василию, довершая дела отца, оставалось только включить в состав Московского государства Псков и Рязань – последние русские княжества, находившиеся вне Московского государства (не считая Киев и западно-русские земли, оказавшиеся в орбите Литвы, а затем Речи Посполитой). В годы княжения Ивана Великого в 1480 году после знаменитого стояния на реке Угре Московское княжество, наконец, стало суверенным государством, ордынское иго пало. Это событие отмечено в нашем календаре 6 июля (23 июня) памятью о чудесной помощи иконы Божией Матери Владимирской, перед которой усердно молились москвичи. Объединение русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига происходит практически одновременно. Кроме того, на время княжения Ивана Великого выпало важное событие мировой истории – в 1492 году исполнилось ровно 7000 лет от сотворения мира. Было известно много пророчеств, причём, авторитетнейших Святых Отцов (в частности, святителя Иоанна Златоустого) о том, что мир этот будет существовать 7000 лет. Поэтому к концу XV века Русь жила напряжённейшими апокалиптическими ожиданиями. Эсхатологические настроения усугублялись тем, что в 1453 году под натиском войск султана Мехмеда II пал Константинополь. Это произвело сильное впечатление на весь христианский мир и воспринималось как явное свидетельство наступающего конца света. Есть сведения, что кое-где ожидания были настолько острыми, что даже поля не засевались в 7000 году от сотворения мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/07/o_...

1463. 2 Пет. 1. 4. 1464. 1 Ин. 2. 23. 1465. Мф. 1. 18. 1466. Ин. 1. 14. 1467. Лк. 1. 31. 1468. См. житие Григория Акрагантийского. 1469. Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностию стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, — сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству, обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелию все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания. 1470. Ин. 3. 20. 1471. 2 Пет. 1. 21. 1472. Мф. 7. 21, 23. 1473. Иак. 2. 26. 1474. Иак. 3. 11, 15. 1475. «Слово о Законе Духовном» преподобного Марка Подвижника, гл. 2. 1476. Слово 56. 1477.  Не подавайте соблазна… (1 Кор. 10. 32). 1478.  …на земле чужой (Пс. 136. 4). 1479. ОР РНБ. Ф. 550. Q1. 1520. Л. 239–242. 1480. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1. 1520. Л. 222–228. 1481. ОР РНБ. Q. 1. 1520. Л. 274–279. 1482. Быт. 3. 5. 1483. ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 18. Л. 1 об. — 2. 1484. Ср.: Т. 1. С. 283. «Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы». 1485. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 284, 285. 1486. Евр. 12. 6. 1487. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 283 об. 1488. ОР РГБ. ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 13. 1489. Мф. 7. 7. 1490. ОР РНБ. Ф. 550 Q. 1, 1520. Л. 280. 1491. Печатается по: Сергей Нилус. Полное собр. соч. Т. 3. Святыня под спудом. М., «Паломникъ», 2000. С. 23–24. — Ред. 550. Q. 1, 1520. Л. 280–282. 1492. ОР РНБ. Ф. 1493. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1, 1520. Л. 87–88. 1494. ОР РГБ. Ф. 213 (Опт. Пуст.). К. 106. Ед. хр. 15. Л. 5 об. 1495. В ряду наиболее важных предметов, которыми должен заняться, по мысли епископа Игнатия, проектируемый им Собор Российской Православной Церкви, значится и преобразование духовно-учебных заведений с приспособлением их к задачам духовного воспитания и богословского образования. Преосвященный Игнатий проектирует в пункте 8 составление учебников для духовно-учебных заведений, с изъятием из них всего языческого и безнравственного. Печатаемые нами впервые «Уроки словесности», полагаем, иллюстрируют мысль владыки Игнатия о должном направлении преподавания этого предмета. — Примеч. Л. Соколова. [Текст печатается по: Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. II. Приложение. Киев, 1915. С. 70–82.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Евфимий суздальский 1 апр. 1406. Стефан махрищ. 14 июля 1406. Киприан м. м. 16 сент. 1406. Юлиания княгиня вязем. 21 дек. 1406. Княгиня Евфросиния 7 июля 1407. Савва звенигородский 3 дек. 1407. Арсений епископ тверск. 2 мар. 1409. Феодор и Павел 12 окт. 1410. Сергий обнорский 7 окт. 1412. Феофил и Иаков омуч. 21 окт. 1412. Корнилий палеостр. 21 авг. 1420. Симеон арх. н. 4 фев. 1421. Ферапонт белозерский 27 мая 1426. Никон игум. радонежск. 17 нояб. 1426. Кирилл белозерский 5 июня 1427. Павел ком. 10 янв. 1429. Евфимий корельский 18 апр. 1430. Фотий м. м. 1 июля 1435. Савватий тверской 2 мар. 1434. Феодор князь острож. 28 авг. 1435. Савватий соловецкий 27 сент. 1435. Дионисий глушиц. 1 июня 1437. Игнатий арх. 28 авг. 1438. Александр кушт. 9 июня 1439. Иаков железноборский 11 апр. 1440. Григорий пельшемский 30 сент. 1441. Герасим. еписк. пермский 30 янв. 1442. Арсений коневский 12 июля 1444. Макарий унженский 25 июля 1444. Варнава 11 июня 1445. Михаил клопский 11 янв. 1452. Амфилохий глушицкий 12 окт. 1452. Князь Иоасаф 10 сент. 1451. Питирим. пермский 30 янв. 1455. Филипп рабанский 15 нояб. 1457. Евфимий арх. новгородский 10 мар. 1458. Паисий гал. 23 мая 1460. Евфимий сянжем. 11 апр. 1460. Савва вышерский 1 окт. 1460. Иона м. м. 31 мар. 1461. Иона епископ пермский 30 янв. 1462. Варлаам шенкурский 19 июня 1462. Георгий шенкурский 23 апр. 1465. Тихон мядынский 16 июня 1465. Савва тверской 2 мар. 1467. Иона новгородский 5 нояб. 1470. Исидор мучен дерпт. 8 янв. 1472. Исидор юродивый ростов. 14 мая 1474. Иларион псковский 28 мар. 1476. Пафнутий бор. 1 мая 1477. Зосима соловецкий 17 апр. 1478. Александр ошев. 20 апр. 1479. Иона псковский 29 мар. 1480. Антоний краснох. 17 янв. 1481. Евфросин и Серап. псков. 15 мая 1481. Досифей 8 окт. 1481. Мартиниан белозер. 12 янв. 1483 Макарий коляз. 17 мар. 1483. Феофил арх. новгород. 28 авг. 1483. Герман соловецкий 30 июля 1484. Козма яхром. 18 фев. 1492 Онуфрий мальский 12 июня 1492. Ефрем. перек. 26 сент. 1492. Иоанн юродивый 29 мая 1494

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1455. Там же. С. 865. 1456. Там же. 1457. Там же. С. 864–865. 1458. Там же. С. 866. 1459. Там же. С. 867. 1460. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 89. 1461. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 855–856. 1462. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 319. 1463. Там же. 1464. Ср. наши замечания в Главе VI по поводу слов схимонаха Илариона»Господь есть мысленное высочайшее существо, таковое же и имя Его». 1465. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 859. 1466. Песн. 1:2. 1467. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 860. 1468. Там же. С. 857. 1469. Там же. С. 858. 1470. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 326. 1471. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 855. 1472. Мф. 7:21. 1473. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 860–861. 1474. Там же. С. 862–863. 1475. Там же. С. 867. 1476. Там же. С. 862. 1477. Там же. С. 861- 862. 1478. Там же. С. 869. 1479. Там же. С. 868–869. 1480. См.: Ириней (Середний), архимандрит. Жизнь и труды профессора С. В. Троицкого. — Богословские труды 12. М., 1974. С. 217–219. 1481. Антоний (Бупатович), иеросхимонах. Прошение в Правительствующий Синод. СПб., 1913. С. 54. 1482. Троицкий С. Афонская смута. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 138. 1483. Там же. С. 138–139. 1484. Там же. С. 139–140. 1485. Там же. С. 140–141. 1486. Там же. С. 141. 1487. Там же. С. 143–144. 1488. Там же. 1489. Там же. 1490. Там же. С. 155. 1491. Там же. 1492. Там же. С. 156. 1493. Там же. 1494. Там же. С. 142. 1495. Там же. С. 170. 1496. Там же. С. 146. 1497. См. Главу VII нашей работы. 1498. Cu.: Lampe G. W. Н. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1987. P. 637–639. 1499. См.: Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορ " ιου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Β " . Σελ. 340). 1500. См.: Григорий Палама. Против Акиндина 5, 26 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ. Σελ. 365–373). Ср.: Григорий Нисский. Против Евномия 1, 8; 2, 29; 12, 67 и др.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

260 Легенды о Фарре, который будто бы имел лавку для продажи идолов, см. и Левнера (Левнер. Легенды. C. 39) и у Jurieu (Jurieu. Histoire. P. 481). 261 71s Piel есть активная форма глагола, обозначающая выраженное в глаголе интенсивное действие, направленное на предмет. Имеет значение итеративное, каузативное и привативное (лат.). 264 72s Получать предзнаменование (посредством наблюдения над знаками, которые посылает божество, чтобы сообщить свою волю) (нем.). 265 113i Keil C. F. Biblischer Commentar über die Bücher Mose’s//Biblischer Commentar über das Alte Testament/Hrsg. v. C. F. Keil, F. Delitzsch. Lpz., 1861. Bd. 1: Genesis und Exodus. S. 209. 274 75s Лютер переводит это, однако, как «колдовать», «прислушиваться к крику птиц»; другие – «я предчувствую», «я предполагаю» (нем.). 276 Об этом рассказывают Ямвлих, Damascius (у Фотия), Варрон (у Августина), Плиний, Psellus и др., см.: Scholz: Götzendienst. S. 69 ff.; Jurieu. Histoire. P. 469 etc. Заметим, что целый ряд новейших исследований «сублиминального сознания» проливает много свету на эти практики древности и подтверждает то, что до сей поры казалось невозможным. 277 117i Моисей Бен Нахман (     , Моше бен Нахман Геронди, Нахманид, Р а МБ а Н (­ Рабби Моше Бен Нахман); Bonastruc ça Porta; 1194, Жирона (Каталония) – ок. 1270, Палестина) – средневековый еврейский философ, врач, каббалист и экзегет; комментарий на Пятикнижие – последнее и наиболее объемное из его сочинений (первое печатное издание – Рим, до 1480 г.). 278 118i Бахйя (Бехай) бен Ашер бен Хлава (     ; XIII в., Сарагоса) – средневековый еврейский экзегет, проповедник и каббалист; одно из наиболее известных его сочинений – комментарий на Пятикнижие (первое печатное издание – Неаполь, 1492). 279 119i Квадрант – астрономический прибор, представляющий собой металлическую пластину в форме четверти круга, установленную в вертикальной плоскости; использовался для измерения высоты светил над горизонтом и угловых расстояний между светилами. 280

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

269 В приложении к житию Агапита Поликарп пишет: „поскольку твое преподобие повелевает, то я пишу, как постигаю твоим умом и сколько помогает память, хотя и неудачно. Пусть написанное останется будущим после нас на пользу, как и блаж. Нестор написал в летописи о блаж. отцах Дамиане, Иеримие, Матфие и Исаакие и как в житии св. Антония написанны все жития их, хотя и кратко. – Я буду говорить о черноризцах открыто, не таясь, как уже и сказал об них. Вот я говорю о них в 15 лето твоего игуменства, а в продолжении 160 лет доселе не было упоминаемо о них в 15 лето твоего игуменства, а в продолжении 160 лет доселе не было упоминаемо о них». 270 Надпись на старинной доске с изображением святого: «Лукиан священомученик пострадал от Батые около 1243 г.» Показание, очевидно, неопределенное. 271 Опис. лавры стр. 137. Здесь преемники преп. Игнатия до Мелетия Бокуринского показаны весьма сбивчиво и неверно. – Имея в виду ркп. софийский синодик и поверив его грамотами, представляем преемников св. Игнатия: 27 – Николай в 1446 г. свидетельствовал духовную к. Владимира Андреевича. (Опис. Муз. 111); – а в 1463 г. слушал рассказ о пасхальном приветствии преподобных (сент. 21); 28 – Иоанн 2; 29 – Иоасаф; 30 – Феодосий Войнилович с 1480 до 1491 г. (Акт. зап. Рос. ). 66. 111), 31 Макарий, слуцкий архимандрит, с 1492 г. (ibid. 99); 32 – Филарет 1500–1505 г. (Акт. зап. Рос. 2. Λ1. 46.). 33 – Вассиан Шишка, упом. в грам. 28 ноб. 1506 г. (ibid.) 1. 46); 34 – Иона был на соборе 1509 г., 35 – Сильвестр, 36 – Григорий, 37 – Петр, 38 – Игнатий в 1522 г. испросил грамоту на общежитие (Акт. зап. Рос. 2. 112): 39 – Антоний с 23 апр. 1524 г., но по грамоте 17 июля 1525 г. уступил место Игнатию, а сам поступил в Овручский монастырь. В июле 1528 г. по ходатайству киев. воеводы Немировича, снова настоятель лавры. (Акт. зап. Рос. 2. 126. 135. 154); 40 – Иоаким в 1532 г. переведен из Выдубицкого монастыря, 41 – Протасий с 1535 г. 42 – Софроний, известный по грамотам 1540 и 1541 г. (Акт. зап. Рос. 2. 204. 210); 43 – Вассиан грам. 1542 назначен из архим. минского (Акт. зап. Рос. 2. 216. 3. 44: – Иосиф архим. 1550 г. (Акт. зап. Рос. 3. 112); 45 – Иларион Песочинский 1559–1566 г., 46 – Геннадий, 47 – Мелетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

36 Кроме Соборов, которые были по случаю избрания каждого нового митрополита, известны Соборы: а) 1441 г. об Исидоре (Ник. Лет. 5. 156); б) 1447 дек. 29. об увещании кн. Дмитрия Юрьевича к покорности в. князю; в) 1455 г. о нарушении ростов. архиепископом поста в навечерии Богоявления; г) 1458 г. о непризнании Григория митрополитом; д) 1478 г. о возвращении Кириллова монастыря ростовскому архиепископу; е) 1480 г. нояб. об увещании в. к. Uoahha III твёрдо стоять против татар (Ист. Акт. 1. 40. 57. 61. 90. Рус. Врем. 2. 14. Ник. 6. 107); ж) окт. 17. 1490 г. о жидовствующих (ниже § 18); з) 1491 г. о пасхальном круге (Древл. Вивл. 16, 85); и) авг. 1503 г. о церковных имуществах и невзимании мзды за хиротонию; в сент. о вдовых священниках (Соф. Врем. 2, 271. Акт. Эксп. 1, 382. 383.); й) дек. 1504 г. о жидовствующих (ниже § 20); к) 1531 г. о церковных имениях; л) февр. 1589 г. о чине поставления митрополита (Акт. Эксп. 1, 158); м) 1547 о праздновании новым чудотворцам; н) 1549 г. о новых службах и житиях (ниже § 38); о) февр. 1551 г. о церковном управлении; п) июл. 1553 г. о ереси Башкина; р) янв. 1554 г. решение Собора о Висковатом (ниже § 37); с) 1555 г. о Феодосии Косом и об учреждении Казанской епархии (§ 10. 21); т) 1560 г. о Сильвестре и Адашеве (Курбский стр. 68); у) 1564 г. по смерти Макария о белом клобуке (Акт. Ист. 1. 173.) и чине поставления митрополита (Акт. Ист. 1. 364); ф) 1572 г. – по смерти м. Кирилла – о разрешении царю вступить в четвёртый брак (Древ. Вивл. 13, 104–111); х) 1580 г. о запрещении принимать вотчины (§ 6). 37 С падением Сарайской Орды сарайский епископ с 1464 г. стал жить в Москве на Крутицах (Ист. Иер. 1, 436); с того времени он по временам заведовал делами митрополии (ниже прим. 188. Соф. Bp. 100. 243), а в 1551 г. это преимущество предоставлено ему правилом Собора (Ист. Акт. 1. стр. 273.). Пермский епископ с 1472 г. переселился из Устьвымя в Вологду, а в 1492 г. передано в его заведование несколько церквей владык московского и новогородского (Акт. Эксп. 1, 346. Соф. Вр. 2, 240. Ист. Иер.). С 1515 г. Смоленская епархия перешла в ведение северной митрополии (§ 3). С 1563 г. Полоцкая епархия также переходила в заведование Москвы: но в 1570 г. Полоцк опять потерян для Москвы, и уже надолго (Ист. Иер.). В 1570 г., после того, как лифляндский Юрьев (Дерпт) возвращен был России, в нём учреждена кафедра епископа. По Новгор. Лет. (у Карамз. 9. пр. 296, 398) в 1570 г. прибыл из Москвы в Новгород «Корнилий, новый Епископ Юрьева Ливонскаго». В дек. 1578 г. был на Соборе вместе с другими епископами Юрьевский Савва (Волокол. ркп. 193). В 1582 г. кафедра закрыта. Об избрании зарайского игум. Антония в тверского епископа и посвящении в февр. 1411 г. Летоп. Даниловича 253.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Да бы добре умрети, паче 1478 же уснути, потом от земля в живот вечный воспрянути. Еже не осужденным 1479 от Господа быти, но во небесной славе с Ним радостно жити. Смерть равнит Различныя цветы поле прозябает, ими же ся зло лпо украшает. Цвет цвета изрядней, весело есть зрити 1480 количеством разни и качеством цвети. Различна в них воня и силы различны, яже от благости прияху Владычны. Но едина коса вся ты 1481 уравняет, егда без избора косец посецает. Равно уведают 1482 , сохнут и во пищу отдаются скотску алчному сирищу. Тако во всем мире от начала веков много различие в среде человеков. Друг друга во 1483 нечем 1484 знатне превосходит, сего честный отец 1485 , того худый родит. Сей в богатом доме, ов в нищем рожденны, сей крепок плотию, ов силы лишенны. Ин разума исполнь, ин мало что знает, всяк же косы смерти неизбжно чает, Яже вся во гробех 1486 имать уравнити, в тление и во прах земный преложити. Равне всех по смерти кости обнажатся и тыя временем в землю претворятся. Не хвалися убо. человече тленный, аще выше инех 1487 еси вознесенный, Но благодарствие да твориши Богу. яко благодать ти сотворил есть многу. Он же и приложит, еже тя почтити и во небесное царствие вселити. Смерть близкая Трех 1488 перстов от смерти есть разстояние деющих на пучине морстей плавание. Деки дебелость стена им. та аще скрутится 1489 , кождо. сущий в корабли, водами 1490 топится. Точне воин близ смерти, аще есть и здравы, глава бо его ищет смерти, а смерть – главы. Течет воин по чужду 1491 главу, а бывает, яко въместо чуждыя свою полагает. Смерть трегуба Треми образы в мире смерть бывает: первая душу с телом разлучает, Вторая грех есть, душу убиваяй. благодати ю Божия лишаяй, Третия 1492 во 1493 день Судный совершится, егда с душею и тело казнится. Первая страшна, но вреда не деет, вторая зла есть, но врачбу имеет – Покаяние; третьяя 1494 зла вечно, огнем бо лютым мучит безконечно. Смерти ждати Седяй в темнице, на смерть осужденный, не может быти в радость возбужденный 1495 . Сладкий глас гуслей 1496 не возвеселяет,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010