Первые два были казнены, а князь Бельский ушел в Москву, где был радушно принят Иоанном. Племянник Федора (сын сестры его) Александр Иванович Ходкевич ходатайствовал за них пред королем и отдал вотчину их брату Федора Симеону. У Казимира было шесть сыновей. Воспитанием и образованием их занимались краковский каиитульный каноник Длугош (известный историк) и итальянец Каллимах. Иезуиты Скарга и Кулиш утверждают, будто в 1480 г. королевич Казимир (второй сын короля, умерший в молодых летах), выпросили у отца постановление, чтобы православные жители Литвы, не признающие власти римского папы, нигде не могли ни строить для себя новых церквей, ни починять старых. Королевич умер в 1484 г. от чахотки. Братья его, короли польские Александр и Сигизмунд I, исходатайствовали у Папы постановление о признании его святым. Но торжественная канонизация его состоялась только в 1602 г. Александр Казимирович. – В 1492 г. Казимир умер на 64 году жизни, после 50-ти летнего царствования. Ему наследовал сын его Ян Альбрехт, тенью мелькнувший на престоле Пястов, не приобретши ни любви, ни уважения народа. Литовцы, желая сохранить свою политическую независимость и зная испорченный нрав Яна, выбрали великим князем другого сына Казимирова Александра. Собравшись на сейм в Вильну, литовские вельможи Василий и Михаил Глинские, Симеон князь Слуцкий и князья Ольшанские, Мстиславские и Гедройцы, под предводительством литовского маршала Хребтовича, вручили великому князю меч, говоря «возьми, князь, этот меч и управляй нами, но помни, что ты должен так управлять, чтобы в одной руке был меч, а в другой милость. Если вздумаешь поступать не милостиво, то знай, что сделаешься причиной своей и нашей погибели». Александр хотел сблизиться с Москвой, «посылал не одиново своих послов к царю Ивану, чтобы с ним был в любви и в братстве и в докончанье» и просил себе в супруги дочь московского царя Uoahha III Елену Иоанновну. Царь согласился, с условием, чтобы дочери его «будучи за ним, свой греческий закон держати во всем, а ему ее к римскому закону не нудити ничем»; на что Александр дал Иоанну «свою утверженную грамоту».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Возможно, к сюжету Жития святой, содержащегося в «Золотой легенде» Иакова из Варацце, восходит образ Е., попирающей нечестивого царя (рим. имп. Максенция), при этом она могла быть изображена с книгой в руках (каменная скульптура сер. XIII в., собор в Падерборне, Германия), с мечом (деревянная скульптура, XVI в., Германский национальный музей, Нюрнберг), с книгой и мечом (деревянная скульптура нач. XVI в., ГЭ), с колесом и мечом (каменная скульптура собора Страсбурга, ок. 1330), с колесом, книгой и мечом (картина «Вмц. Екатерина» неизвестного нидерландского художника последней четв. XIV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Луки Лейденского, XVI в., Городской музей, Пиза). С XIV в. распространение получил встречающийся и ранее (фреска в апсиде церкви в Монморийоне, Франция, кон. XII - нач. XIII в.) сюжет «Мистическое обручение вмц. Екатерины» (восседающий на коленях Богоматери Младенец Христос (реже - Христос-Средовек: рельеф из житийного цикла, Тино да Камаино, 1-я треть XIV в., ц. Санта-Мария Доннареджина в Неаполе) вручает Е. кольцо): образ Микелино да Безоццо, ок. 1420, Национальная пинакотека, Сиена; витраж капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской ц. св. Лаврентия, мастер П. Геммель, 1481; Дж. Б. Бертуччи, ок. 1510-1515, Музей изобразительных искусств, Будапешт; А. Корреджо, «Обручение вмц. Екатерины в присутствии св. Себастьяна и с мученичеством двух святых», ок. 1526-1527, Лувр, Париж; Пармиджанино, между 1531 и 1535, Национальная галерея, Лондон; А. Санчес Коэльо, 1578, Прадо, Мадрид). Помимо сцен видений Е. (наряду с темой мистического обручения «Явление Богоматери ап. Луке и вмц. Екатерине» - А. Караччи, 1592, Лувр, Париж) в качестве выделенных из житийного цикла сюжетов получили распространение композиции с изображением мучений (витраж «Св. Екатерина перед императором; Бичевание», кон. XIV в., собор архидиак. Стефана, Вена; картина Л. Орси «Мученичество св. Екатерины», ок. 1560, Галерея д " Эсте, Модена; средник «Алтаря вмц. Екатерины», Л. Кранах Старший, ок. 1506, Картинная галерея, Дрезден; Я. Бассано «Св. Екатерина и мученики Александрии» (или «Мученичество св. Екатерины»), 1545, Городской музей, Бассано-дель-Граппа; Веронезе «Заточение вмц. Екатерины», ок. 1580-1585, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также композиция «Диспут вмц. Екатерины с философами» (фреска Пинтуриккио с учениками в Зале святых, Ватикан, 1492-1494; фреска Дж. А. Порденоне в ц. Санта-Мария ди Кампанья, Пьяченца). Реже в качестве самостоятельного сюжета избирались эпизоды, связанные с чудесным сокрушением колес (миниатюра, ок. 1480,- Paris. lat. 920. Fol. 288v), коронованием, перенесением мощей Е. на Синай и вознесением ангелами души святой.

http://pravenc.ru/text/189599.html

1475. Об этом авторе упоминает уже блж. Иероним Сгридонский в своем сочинении «О знаменитых мужах». 1476. Определение uerus свт. Амвросий часто использует в своей экзегезе по отношению к прообразу, чаще всего Христу. Ср.: loseph 6. 31; 9.47; 10. 52; 14. 83–84; Isaac 1.2:3. 7; 4. 17. — Примеч. ред. 1477. О смерти евнуха Каллигона (gladio ultori punitum) упоминает и блж. Августин, contr. Iul. 6. 14. 41. — Примеч. ред. 1478. См.: 1 Петр. 1. 19; Рим. 5. 9; Еф. 1. 7; Koл. I. 14, см. также: Деян. 20. 28; Откр. 1. 5.5. 9. 1479. Свт. Амвросий упоминает тех патриархов, чьим добродетелям он уже посвятил свои сочинения. 1480. Vir perfectus — стоическое понятие, которым свт. Амвросий пользуется для обозначения праведника. 1481. См.: Мф. 5. 46. 1482. См.: Мф. 5. 44. 1483. Скорее всего, это относится к братьям Иосифа, которых свт. Амвросий оправдывает в продолжение всей книги. 1484. См.: Быт. 37. 3–4. Ср.: Iacob 2. 2. 5. 1485. См.: Быт. 37. 7. 1486. См.: Мф. 28. 16–17. 1487. Ср.: Флп. 2. 10. 1488. Ср.: Мф. 13. 54–57; Ин. 6. 42. 1489. Иаков, отец Иосифа, своим неверием прообразует иудейский народ, но его любовь к Иосифу указывает на избранника среди сыновей. 1490. То есть возвышение Иосифа над братьями и прообразование им Спа­сителя. См.: Быт. 49. 22–26. 1491. См.: Uak. 5. 6; I Ин. 2. 1. 1492. См.: Быт. 37. 14. 1493. Ср. у свт. Иоанна Златоуста, hom. 61. 3: «Все это произошло для того, чтобы обнаружилось расположение Иосифа к братьям и стал очевидным их кровожадный замысел против него. Как Иосиф пришел посе­тить братьев… Господь наш, по человеколюбию Своему, пришел посе­тить человеческий род, приняв свойственную нам плоть и благоволив стать нашим братом» (цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и друг их авторов I–VIII вв. Ветхий Завет. Т. 2: Книга Бытия 12–50. Тверь: Герменевтика, 2005. С. 167). 1494. См.: Быт. 37. 13. 1495. См.: Лк. 19. 8. 1496. См.: Быт. 37. 15. 1497. Ср.: Числ. 16. 5; Ин. 10. 14. 1498. Ср.: Быт. 4. 16. 1499. См.: Быт. 3. 8. 1500. См.: Быт. 37. 17. 1501. См.: Быт. 49. 1–28.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Мы как бы присутствуем при самом обновлении мира. Там мы видим попытки язычников, изумленных, пораженных быстротою распространения христианства, многочисленностью чудес, изумительной высотой святостью жизни христиан, – объяснить все это „волшебным злохитрием“, „магическим искусством“, „восхвалением“, „чарами“, язычнику не найти было другого объяснения. Здесь мы читаем страницы, на которых воспроизводится учение Иоанна с теми отличительными, характерными чертами, какие свойственны учению одного только этого Апостола. Тут читаем такие рассказы о благовестнических трудах св. Апостола, которые отмечают самые характерные черты души Ап. Иоанна. 1480 Lipsius. Op. cit. В. I, S. 117. 473 и др. Stichart. Op cit. S. 99. По этой версии Иоанн даже и осужден был в ссылку на остров Патмос проконсулом же. 1481 По закону нельзя было в данном случае самовольно поступать; нужно было обращаться к судебным учреждениям или проконсулам ( Дeяh. XIX, 38 ). По одному апокрифу (Lips. Op. cit. I, 477) виновниками вызова Иоанна в Рим были Иудеи. 1485 По другой редакции, император римский присылает солдат за Апостолом, чтобы они схватили его и привели в Рим. 1486 Lipsius. Op. cit. В. I, S. 479. По другой редакции (Lips. I, 479). Иоанн не был во дворце на суде императора: император не хотел даже видеть его. По прибытии в Рим, он приказал подвергнуть его различным истязаниям. 1487 Ibid. S. 480. Свидетельство о чаше с ядом находится во многих текстах: Ambrosiast., Vatican., Tischend. (Lips. I, 428–429), Paris. (ib. I, 506) и друг. мног. 1489 По свидет. другого апокрифа, в это время была исцелена одна придворная девушка (Lips. I, 482). 1492 Ibid. с. XI, р. 52. Ср. тексты Псевдо-Августина (Lips. I, 66), Abdias (Ibid. I, 419). Этот рассказ мы встречаем у Тертуллиана (De praescript. adv. haeret, с. 36), бл. Иеронима в двух местах (Adv. Jovinianum. с. 14; Comment. in Matth. с. XX, 23). В одном из этих мест он ссылается на Тертуллиана , а в другом вообще на церковные истории (historiae ecclesiasticae tradunt.). Встречаем его и у многих других церковных nucameлeй-cf. Acta sanctorum. Op. cit. р. cit. р. 681. Adonis Archiep. Viennensis. Op. cit. p. 824. 850 и мн. др. 1494 L. с. XII, р. 52 ср. А. стр. 90 об.; D. стр. 39: E. С. G. Н. стр. 20; I р. 373: от Иудеев и греков. По свидетельству текстов А. D. E. С. G. Н.. Иоанн был сослан на остров Патмос непосредственно из Ефеса. 1495 Е. стр. 20; D. стр. 39; но G. Н. стр. 20: παρ τινν τν ν Εφσω ( φεσων) οκοντων ( σκητρων); L, ρ. 52; pontifices et magistratus Ephesiorum; А. стр. 90 об.: Ефесяне; I. р. 373. 1496 А стр. 90 об.: Андриану; D стр. 39: Андреяну; Е стр. 20 Ондреяну; C. G. Н. стр. 20: Αδριαν; I. р. 373; по L р. 52: ad Domitianum.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Архитектор-реставратор Л.А. Давид предложил более раннюю датировку - между 1479 и 1492 годами. Эта дата с некоторыми оговорками (ближе к 1500 году) была принята В.В. Седовым, но не была принята В. В. Кавельмахером, С. С. Подъяпольским (придерживающимся датировки серединой - второй половиной XVI века). В начале 2000-х годов С.В. Заграевский обосновал датировку храма во временном промежутке с середины 1470-х до середины 1480-х годов. Недавно было высказано предположение о строительстве церкви выходцами из Черногории, из города Котора - града Святого Трифона. Церковь Трифона - одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Материалом для постройки стен служил гладкотёсаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Фасады, пересечённые лопатками и горизонтальным кирпичным профилированным карнизом, имеют трёхлопастное завершение. Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелированными бусинками типичны для раннемосковского зодчества. В начале XVIII века к западу от церкви были возведены колокольня и трапезная, в 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский придел, в 1861 - северный Филаретовский придел, в 1889-1895 годах с запада была пристроена ещё одна колокольня, а на месте старой трапезной по проекту архитектора Г.А. Кайзера была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя приделами, с теми, что были посвящениями. В 1812 году митрополит Черногории передал царю Александру I часть мощей Святого Трифона, которые были помещены в храмовую икону церкви Трифона в Напрудном (ныне она находится в Знаменской церкви в Переяславской слободе). К ХХ веку крохотный храм дошёл до нас со всех сторон обстроенный многочисленными приделами, новой трапезной, и аж двумя колокольнями, что отчётливо видно на дореволюционных фотографиях. Уникальная древняя церковь оказалась фактически алтарём крупного и типового " новодела " в псевдорусском стиле. В 1930 году храм был закрыт. Несколько икон перенесли в соседний храм иконы Божией Матери " Знамение " , что в Переславской слободе, а остальную церковную утварь просто-напросто разграбили. Благодаря заступничеству многих знаменитых архитекторов в том числе Петра Барановского, уникальный храм был спасён от сноса. После Великой Отечественной войны, в 1947 году сохранённое древнее здание было освобождено от поздних пристроек и отреставрировано с возвращением первоначального облика, благодаря кропотливому труду архитекторов Петра Барановского и Льва Давида. В 1992 году после многолетнего запустения в храме были возобновлены церковные службы. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Добавить комментарий 24 апреля 2008. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02390

Искусствоведы не пришли к единому мнению относительно даты создания троицкого образа. Так, Эвелина Гусева, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи, относит время его написания к 1480 году и связывает это с чудесным рождением сына Ивана III Василия по молитве его матери Софии Палеолог к Преподобному. А Вадим Нарциссов, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, датировал образ 1492 годом, то есть годом столетнего юбилея преставления Преподобного Сергия. К этой дате в свое время присоединялся и директор Музея древнерусского искусства Геннадий Попов. Большинство исследователей приписывало этот образ кругу Дионисия, хотя достоверно это утверждать нельзя. Икона по-своему уникальна: она соединяет в себе лаконизм и созерцательность рублевских образов и предвосхищает утонченность века Дионисия, гармонично соединяя в себе две эпохи. Троицкий образ в лавре был раскрыт из-под записи в 1920-е годы, но в силу разных обстоятельств (темный собор, закрытие монастыря) оказался вне поля зрения искусствоведов. Полностью его отреставрировали только в 2008 году. Лучезарный, глубокий и в то же время монашеский образ открылся совершенно в новом свете. Святой изображен по пояс, с закрытым свитком в руке. Вокруг него — 19 клейм. Многие исследователи говорили даже, что икона могла быть создана и раньше — возможно, и во время прославления Преподобного Сергия, то есть в 1460-е годы. Образ из Успенского собора датируется концом XV — началом XVI века и содержит точно такие же клейма. Единственное отличие — на нем Преподобный Сергий изображен в полный рост. Нельзя достоверно утверждать, какая из этих двух икон была написана раньше, как и точно ответить, чьей кисти они принадлежат. Однако по ряду косвенных признаков можно сделать предположение, что образ из лавры первичен. Так, при внимательном рассмотрении каждого клейма можно заметить, что по композиционному расположению фигур на нем и их изображению всё решено более свободно и творчески, чем на успенском образе, в котором больше случайностей и схематичности. Иными словами, в первом образе преобладает рука автора, а во втором — следование образцу.

http://e-vestnik.ru/analytics/ikonografi...

1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий 1 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил С 1191– по 1281 Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 С 1380 –по 1461 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Киеве и Галиче Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан 1376–1390 (в Вильне) Григорий 1415–1419 (в Смоленске) Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея России Григорий 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Митрополиты Киевские, Галицкие и всея России Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий II 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Арсений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Иерофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837 Филарет 1837–1857 Исидор 1858–1860 Арсений 1860–1876 Филофей 1876–1882 Платон 1882–1891 Иоанникий 1891–1900 Феогност 1900–1903 Флавиан 2. О единстве Церкви Св. Ириней еп. Лионский. « Церковь , хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли... однако верует, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует, учит и предает, как бы у ней были одни уста» 15 . Путь тех, кто принадлежит к Церкви, идет по всему миру, потому что имеет твердое предание от Апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера; ибо все принимают одного и Того же Бога Отца, и веруют в то же домостроительство воплощения Сына Божия, и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди, и содержат тот же образ устройства Церкви, и ожидают того же пришествия Господа, и допускают то же спасение целого человека, т. е. души и тела. И проповедь Церкви истинна и тверда, так как в ней (в Церкви) указывается во всем мире один и тот же путь спасения» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1462 . Вступление на престол первого единодержавного в России государя Uoahha III , собирателя земли Русской. 1471 . Смерть Фомы Кемпийского. 1472 . Брак Uoahha III с Софией Палеолог. 1472 . Рождение Коперника. 1478 . Покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. 1480 . Свержение татарского ига. 1483 . Учреждение инквизиции в Испании. 1485 . Присоединение Твери к Московскому государству. 1487 . Покорение Казани. 1489 . Покорение Вятки. 1491 . Первая печатная книга на церковнославянском языке (в Кракове). Первое открытие серебряных и медных руд в России (в окрестностях Печоры). 1492 . Открытие Америки. 1497 . Издание «Судебника» Uoahha III . Васко да Гама объехал мыс Доброй Надежды. 1498 . Открытие морского пути в Индию. 1505 . Начало торга неграми. 1506 . Смерть Колумба. 1509 . Основание г. Тулы. 1510 . Падение Пскова и присоединение его к Московскому государству. 1514 . Воссоединение Смоленска с Московским государством. 1517 . Начало реформации. Прения Лютера о незаконности продажи папских индульгенций. 1520 . Покорение Египта турками. Стокгольмская кровавая баня. Смерть Рафаэля. 1521 . Присоединение Рязани и северных земель к Москве. Вормский сейм. 1522 . † Иоанн Рейхлин. 1526 . Священная лига (против Карла V). 1429 . Смерть Макиавелли. 1530 . Аугсбургское исповедание. 1531 . Его апология. Шмалькальденский союз протестантов. 1532 . Реформация английской церкви. 1533 . Кальвин полагает основание обществу реформатов в Швейцарии. 1536 . † Эразм Роттердамский. 1540 . Основание ордена иезуитов Игнатием Лойолою. 1546 . Смерть Лютера. 1547 . Принятие вел. князем Иоанном IV Васильевичем Грозным царского титула. 1549 . Открытие Японии португальцами. 1550 . Второе издание „Судебника“. 1551 . Галликанское исповедание. 1555 . Присоединение Казанского царства. Первая типография в Москве. 1556 . Аугсбургский мир. 1556 . Окончательное покорение Астраханского царства. 1560 . Смерть Густава Вазы. 1561 . Падение ливонского ордена. 1562 . Гейдельбергский катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1413.             Явление иконы Богоматери на Колоче. 9 июля. 1420.             Знамение от иконы Богоматери в Черсках. 16 июля. 1423.             Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. 5 июля. 1426.             Ферапонт, преп. Белоезерский. 27 мая. 1427.             Никон, преп. Радонежский. 17 ноября. Кирилл преп., игумен Белоезерский. 9 июня. 1429.             Павел, преп. Комельский. 10 янв. 1431.             Фотий, митрополит Киевский. 2 июля. 1434.             Максим блаж., юродивый Московский. 11 ноября. 1435.             Савватий, преп. Соловецкий. 27 сент. 1437.             Дионисий преп., игумен Глушицкий. 1 июня. 1439.             Александр преп., игумен Куштский. 9 июня. 1442.             Григорий, преп. Вологодский. 30 сент. 1444.             Арсений, преп. Коневский. 12 июня. 1452.             Михаил юродивый, преп. Клопский. 11 янв. 1458.             Евфимий, архиеп. Новгородский. 11 марта. 1461.             Иона, митрополит Московский. 31 марта. Савва, преп. Вишерский. 1 окт. 1471.            Иона, архиеп. Новгородский. 5 ноября. 1472.            Обретение мощей митрополитов Киевских, Киприана, Фотия и Ионы. 27 мая. 1474.             Исидор-Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 1477.             Пафнутий, преп. Боровский. 1 мая. 1478.             Зосима, преп. Соловецкий. 17 апр. 1480.             Празднование Владимирской иконе Богоматери, ради избавления от Ахмата, Ордынского царя. 23 июня. 1481.             Евфросин, преп. Псковский. 15 мая. 1483.             Макарий, игумен Калязинский. 17 марта. 1492.             Тихон, преп. луховский. 16 июля. Иоанн, Сочавский великомуч. 2 июня. Ефрем, преп. Перекомский. 16 мая. 1494.             Иоанн, юродивый Устюжский. 29 мая. 1495.             Савва, преп. Псковский. 28 авг. 16 век 1504.             Кассиан грек, Углечский чудотворец. 21 мая. Макарий, преп. Желтоводский. 25 июля. 1507.             Обретение мощей преп. Евфимия, архимандрита Суздальского. 4 июля. 1514.             Георгий Новый, муч. Болгарский. 20 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Недовольство правосл. населения было одной из причин заговора против Казимира как вел. кн. литов., в пользу правосл. гедиминовича Михаила Олельковича (1480). С жалобами на притеснения со стороны католиков правосл. знать ВКЛ обращалась к К-польскому Патриарху. Положение православных резко изменилось к худшему при преемнике Казимира Александре Казимировиче (1492-1506), хотя, получая великокняжеский престол, Александр подтвердил все права своих подданных без различия веры. Воспитанный в приверженности к католицизму, он много сделал для его укрепления. В 1498 г. в Полоцке, где ранее не было католич. приходов, основали бернардинский мон-рь, в 1501 г. в Вильно были призваны доминиканцы. Папа Александр VI освободил вел. кн. Александра от необходимости выполнять обязательства, данные тестю, вел. кн. московскому Иоанну III , «никогда не принуждать к римской вере» жену Елену. В случае отказа Елены принять католичество папа уполномочил Виленского еп. Войцеха Табора не только разлучить ее с мужем, удалив из дома, но и конфисковать ее имущество. Вел. князь литов. отказался построить в Вильно правосл. храм для вел. княгини. В 1501 г. католич. Виленский епископ получил от папы право «светского меча», т. е. право преследовать и даже казнить противников католичества. Именно в это время было установлено взимание с правосл. жителей ВКЛ десятины на содержание католич. приходов. Результатом гос. политики стал быстрый рост числа католич. приходов: к 1500 г. их было в Б. 90, в 1550 г.-152. При Александре Казимировиче была предпринята новая попытка введения церковной унии. После убийства крымскими татарами митр. Макария на Киевскую митрополию был назначен Смоленский еп. Иосиф (Болгаринович; 1498-1501), приверженец унии. Он обратился к папе Александру VI c письмом от своего собственного имени, в к-ром признал Флорентийскую унию, католич. Символ веры и передал себя и Церковь под покровительство папы. Иосиф просил, чтобы униатам, признавшим власть папы, разрешили строить храмы и сохранить вост.

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010