Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ преподобные (пам. 4 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В 1492 г. поселились на р. Печенге, построили ц. в честь Преображения Господня и основали Печенгский мон-рь (в 20 верстах к западу от Вологды, в Грязовецком у.). Основные сведения об А. и К. П. содержатся в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII - XVIII в.), к-рое сообщает, что «в лето 7000» (условная дата, т. е. до 1492) А. и К. П. поселились на р. Печенге и поставили ц. в честь Преображения Господня - так был основан Печенгский мон-рь. Время кончины преподобных неизвестно. Мощи А. и К. П. почивали под спудом в Преображенском храме мон-ря. Печенгский мон-рь был закрыт в 1764 г., церковь обращена в приходскую (погост Владимирско-Печенгский). По «Иконописному подлиннику» Г. В. Филимонова (под 25 сент.), «Авраамий подобием сед, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия; Коприй подобием аки Александр Невский, ризы монашеския» (Филимонов. С. 33). Время отдельной местной канонизации неизвестно, в 1841 г. они вошли в Собор Вологодских святых, установленный еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым), имена А. и К. П. включены в 3-й тропарь 9-й песни канона службы всем святым земли Вологодской (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 464). Ист.: Описание о российских святых. С. 129. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1862. Февр. С. 23; Голубинский. Канонизация святых. С. 314; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 7-8; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местночтимых. Вологда, 1890. С. 363-364; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 6. Февр. С. 46-47; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1 (4 февр.); Филимонов. Иконописный подлинник. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/62944.html

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1492 г., говорится в Супрасльской летописи, «преста­вился Казимир, король Польский, Якгойлович, и великий князь литовский и русский, справед­ливый, добрый, при митрополите киевском Ионе Глезне». Об Ионе известно, что до избра­ния в митрополиты он был архиепископом По­лоцким и имел репутацию «мужа святого, сугубо наказанного (т.е. сведущего; прим. автора) в Пи­саниях, могущего и иных пользовать и проти­вящимся закону нашему (т.е. православной вере; прим. автора) сильного возбранителя». Известно также, что русские князья Великого княжества Литовского обратились к Константинополь­скому Патриарху с ходатайством о поставлении его на Литовскую митрополию. «Прошло четы­ре года со смерти митрополита Симеона, пока совершилось избрание Ионы и утверждение его на митрополичьем престоле» (3), иными словами, его утверждение приходится на 1492 год – год смерти «справедливого, доброго» короля Казимира, которого митрополит пережил всего на два года. Со смертью Казимира IV в Польско-Литовс­ком государстве произошло разделение власти: Литвой стал управлять Великий князь Александр (Казимирович), а Польшей – его брат Ян Ольбрахт (Альбрехт, Альберт). По мнению русского историка прошлого века, «это новое разделение властей было благоприятно для Православия, укрепляя в Великом князе Александре чувство близости и благораспо­ложения к литовскому и русскому населению» (20). Исследователи, изучившие более доско­нально тогдашнюю действительность – не столь положительно смотрят на самою личность Великого князя Александра и на положение православных в годы его правления. Так, автор «Исторического очерка церковной унии» прот. К. Зноско пишет: «Западнорусская Церковь , пользовавшаяся при Казимире IV сравнительным спокойствием, при преемнике Алек­сандре Казимировиче опять стала подвергаться притеснениям и преследованиям. При нём в Литве особенно усилилось влияние латинского духовенства, со стороны коего обнаружилась к Православию такая нетерпимость, какой не было со времён Ягайло...». Следует отметить, однако, что уже при «справедливом и добром» Казимире в 1480 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексея митрополита в Алексеевской церкви Московского Чудова монастыря 1477 , св. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря 1478 , св. Саввы в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря 1479 , св. Никиты в Никитском соборе Никитского монастыря в Переславле-Залесском 1480 , св. Пафнутия в соборе Рождества Богородицы Боровского монастыря 1481 , свв. Леонтия 1482 и Исаии 1483 в ростовском Успенском соборе, св. Авраамия в посвященном ему приделе Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря 1484 , св. Исидора в посвященном ему приделе Вознесенской приходской церкви в Ростове 1485 , св. Макария в Троицком соборе Троице-Калязина монастыря 1486 , св. Антония Римлянина в соборе Рождества Богородицы Новгородского Антониева монастыря 1487 , св. Антония в Троицком соборе Антониева-Сийского монастыря 1488 , свв. Зосимы и Савватия в посвященном им приделе Преображенского собора Соловецкого монастыря 1489 . Данный список можно было бы продолжить, но его достаточно, чтобы признать факт не только количественного преобладания, но и широчайшей распространенности указанного варианта размещения гробницы святого в рассматриваемый период. Существенно и то, что большинство из этих гробниц располагалось не вообще у южной стены, а вблизи ее восточной части. Наиболее же характерным таким местом являлось неширокое пространство между южным входом в церковь и иконостасом. В документах встречаются следующие обозначения места расположения раки в интерьере храма: «на правой стороне» 1490 , «на десной стороне» 1491 , «от юга» 1492 . Действительно, в ориентированной алтарем на восток церкви правая, или десная, сторона и есть южная. К юго-востоку относительно центра главного храма располагалось и большинство вышеупомянутых приделов, содержавших раки святых. Чем же был обусловлен данный выбор места для раки или придела? Казалось бы, он определялся хоть и не всеобщей, но все-таки довольно устойчивой традицией, восходящей к домонгольскому времени. Вот несколько характерных примеров, знаменующих эту традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень скоро после этого Амвросий был взволнован новым уже более обидным для Церкви распоряжением императора. В 388 г. 1480 начальник одной из отдаленных восточных провинций донес императору, что местные христиане, возмущенные иудеями и гностиками, которые, по-видимому, чинили им какие-то препятствия в совершении их религиозных процессий, разрушили одну иудейскую синагогу и одно из мест религиозных сборищ валентиниан 1481 ; монахи и местный православный —155— епископ так же как будто бы были причастны к этому делу 1482 . Вспыльчивый император издал распоряжение наказать примерно монахов, а православного епископа обязать на церковные средства возобновить разрушенную синагогу 1483 . С точки зрения Амвросия в этом распоряжении Феодосия обидным для Церкви должно было быть как само насильственное вмешательство императора в дела подобного рода, так и решимость императора защищать иудеев и еретиков в ущерб интересам христиан. Из Аквилеи он немедленно отправил к Феодосию в Милан специальное письмо 1484 . Указав, прежде всего, на долг епископа говорить перед императором правду в случае заблуждений со стороны последнего 1485 , особенно, если эти заблуждения касаются предметов религиозных 1486 , он затем указывает на явную несправедливость императора по отношению к христианам. В самом деле, почему он не издал подобного распоряжения относительно еретиков, напавших на дом православного епископа в Константипополе 1487 , и пришел в ярость, когда была разрушена синагога, perfidiae locum, impietatis domus, amentiae receptaculum, которое осудил и Сам Бог 1488 . Почему христиане не требовали от иудеев восстановления своих разрушенных храмов, а возобновляли их на собственные средства, когда эти иудеи во время императора Юлиана разрушили много христианских храмов в Дамаске, Газе, Аскалоне, Бейруте и Александрии 1489 . Разве справедливо и согласно с религиозными обязанностями, что Ecclesia non vindicata est, a vindicabitur synagoga? 1490 . Если распоряжение императора бу- —156— дет приведено в исполнение, то этим не только будет нарушена справедливость, но и поругана Церковь . Ведь синагога будет восстановлена на средства, приобретенные христианами любовью Христа, Которого отвергли иудеи; а иудеи, иронизируя над христианами, сделают на дверях своей восстановленной синагоги надпись: храм нечестия, воздвигнутый на деньги христиан 1491 . Разве это не злая насмешка над христианами? Разве этим император не дает повода иудеям злорадно торжествовать над Церковью Христовой 1492 , которая должна уничтожать синагогу 1493 . В заключение епископ просит Феодосия отменить свое прежнее решение относительно восстановления синагоги и издать новый приказ, полный веры и благочестия 1494 . Насколько можно судить по свидетельству Павлина, император не пожелал разрывать c Амвросием и после некоторых колебаний удовлетворил его просьбу 1495 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодор, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт 1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Ионаа III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Галичине: Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан (в Вильне) 1376–1390 Григорий (в Смоленске) 1415–1419 Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея Руси Григорий II 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Галицкие и всея Руси: Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий IV 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Аресений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Ирофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Филофей, епископ Пермский и Вологодский (Амфилохий) Упоминается игуменом Кирилловского Ферапонтова монастыря в 1467 году. 2 ноября 1471 года хиротонисан во епископа Пермского и тридцать лет управлял епархией. В 1480 году был послан великим князем Иоанном III в Великие Луки для убеждения враждующих братьев государя. В 1485 году по старанию епископа Пермского Филофея князья югорские, кодские заключили мир под владычним городом Усть-Вымским с князьями вымскими, с вычегодским сотником и с владычним слугою, клялись лиха не мыслить и не нападать на пермских людей, а пред великим князем вести себя исправно; для подкрепления клятвы пили воду с золота, по своему обычаю. В феврале 1492 года к Пермской епархии была присоединена Вологда, куда и была перенесена кафедра, получившая название Пермской и Вологодской. С 1490 по 1499 годы владыка Филофей присутствовал на всех бывших в то время церковных Соборах. В апреле 1501 года по болезни и старости уволен от управления епархией в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался, год кончины неизвестен. Преемник святителя Ионы († 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля), епископ Филофей старался продолжить миссионерскую деятельность в Пермском крае и искоренить остатки язычества. Он изучил зырянский язык, чтобы удобнее поучать язычников, писал к ним окружные пастырские послания. Однако такого успеха в просвещении, какое было у его предшественников, он не имел из-за нерадения священников и всего духовенства. Известно, что по «повелению» Пермского владыки Филофея Пахомий Логофет написал канон просветителю зырян святому Стефану, епископу Пермскому († 1396, память 26 апреля/9 мая). Владыка Филофей вместе со своим местным Собором составил пасхалию на 19 лет по просьбе архиепископа Новгородского Геннадия (Гонзова; † 1504, память 4/17 декабря). Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 82, 729. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1409. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 47. Московский некрополь: в 3 т. СПб., 1907–1908, т. 3, стр. 260. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 4, стр. 150. Русский архив. 1900. Кн. 2, 7, стр. 331–333. Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1767–1792, ч. 6, стр. 35. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 134. Русская старина. 1882, июнь, указ, стр. 70. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. 1463–1584. М. 2001. Кн. 3, т. 5, 6, стр. 94. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 52, 57, 61, 68, 179, 284: ч. 2, стр. 42. Романова А.А. Филофей//Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4, стр. 876, 877. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никифор II (грек) 1182–1198. Гавриил. Дионисий уп. 1205. Матфей (грек) уп. 1209 † 1220. Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп. Тимофей Цербацкий 1748 –1757 Арсений Могилянский 1757 –1770. Киевские и Галицкий (с 1767 г.) Гавриил Кременецкий 1770–1783. Самуил Миславский 1783–1796. Иерофей Малицкий 1796–1799. Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803. Серапион Александровский 1803–1822. Евгений Болховитинов 1822–1837. Филарет Амфитеатров 1837–1857. Исидор Никольский 1858–1860. Арсений Москвин 1860–1876. Филофей Успенский 1876–1882. Платон Городецкий 1882–1891. Иоанникий Руднев 1891. Феогност 1900. Кирилл II (грек) 1224–1233. Иосиф I (грек) прибыл 1237. Кирилл III (грек) избр. 1243; † 1281. Максим (грек) 1283–1353. Петр Св. 1308–1326. Феогност св. (грек) 1328–1353. Алексий Св. Плещеев хир. 1350; вступил на митр. 1354 † 1378. Пимен (грек) хир. 1380, удал. 1380: возвр. 1382, низлож. 1388. Киприан Св. (серб) 1381–1383; 1390–1405. Дионисий Св. 1383–1385. Фотий (грек) Св. 1408–1431. Исидор (болгарин) 1437–1441. Uoha I Одноушев Св. 1448–1461. Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев прибыл 1352 † 1354. Роман 1354–1362. Киприан Св. 1375–1383–1390. (В Вильне): Григорий I Цамблак (Семивлах) (серб) 1415–1419. (В Смоленске): Герасим 1433–1435. Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II (болгарин) 1458–1473. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич упр. мит. 1474–1480. Спиридон Сатана (не принят и отлучен) 1476. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1488–1488. Uoha II Глезна 1492–1494. Макарий I Св. (Чорт) 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович) 1450–1503. Uoha III 1503–1507. Иосиф III (Солтан) 1509–1521. Иосиф IV Руссин 1523–1534. Макарий II (Москвитянин) 1535–1556. Сильверст Белкевич 1556–1567. Иона Протасевич-Островский 1568–1577. Илия Куча 1577–1579. Онисифор Петрович-Девочка (Девочий) 1583–1588. Михаил Рогоза с 1588 г.; в 1596 г. отпал в унию. Экзархи Константинопольского трона: (В Киеве): Иов Борецкий 1620–1631. Исаия–Борисович-Копинский (Копыстенский) 1631–1633.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Величие государства подчеркнуто в титуле правителя: «боговенчанный Василей, царь всея Руси» (381), «великый дръжавный боговенчанный Рускый царь Василей» (377), и т. п. Но подлинных высот красноречия автор достигает при прославлении «богопросвещенной земли Русской», которой «подобает в вселенней подсолнечьным сианием с народом истиннаго к вере православья радоватися» (395). Сочинения Пахомия Логофета были положены в основу Российской официальной доктрины. Такие его произведения, как «Слово на латыню», Повесть об убиении Батыя в Венгрии, Повесть о Темир-Аксаке, включаются в Московское великокняжеское летописание 70-х годов XV в. В трудах агиографического плана (Житие митрополита Алексия, Житие Кирилла Белозерского, Слово на перенесение мощей митрополита Петра, Похвальное слово Петру, Слово на сооружение московского Успенского собора) Пахомий вполне следует сложившейся доктрине: Москва понимается как новый центр православной ойкумены, великие князья титулуются не иначе как «самодержцами», «самодержцами Русской земли», «царями всея Руси». Успехи централизаторской политики Ивана III способствуют расцвету литературы официозного толка. В Пахомиевской редакции Повести о Темир-Аксаке разрабатывается концепция о перенесении на Русь «вселенской» святости: Владимирская икона Божией Матери объявляется творением самого апостола и евангелиста Луки. В произведениях послепахомиевского времени отражаются взгляды, сложившиеся в конце княжения Василия II и начале правления Ивана III. В 1480 г., в условиях активного противостояния нашествию Ахмата, Ростовский архиепископ Вассиан укрепляет патриотический дух Ивана Васильевича напоминанием, что тот является «великим Русских стран христьанским царем», более того – «Богом утверженым царем», в отличие от «безбожного» Ахмата, который собственно и «не царь сый, ни от рода царьска» (здесь Вассиан пользуется терминологией Повести о Темир-Аксаке). Хотя Вассиан подтвердил значение Москвы как «царствующего града», но более точное представление о Москве в качестве столицы православного мира было высказано в Предисловии к пасхалии 1492 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010