Посему, для занятия штатных мест по Виленскому кафедральному собору, я нашёл совершенно достойными, по способностям, поведению и прежней службе, следующих священнослужителей: 1) на место кафедрального протоиерея, ректора Литовской семинарии настоятеля Ружанской церкви соборного протоиерея магистра Ипполита Гомолицкого; 2) на место ключаря, протоиерея бывшего Виленского Николаевского собора, что ныне кафедральный, Василия Попова; 3) на место первого священника, члена Литовской консистории и настоятеля Лысковской церкви протоиерея Виктора Гомолицкого; 4) на место второго священника, благочинного церквей но Виленскому и Трокскому уездам, состоявшего до ныне священником Виленского Николаевского собора, Василия Матусевича; и 5) на место диакона, тоже состоявшего до ныне диаконом при Николаевском соборе, Димитрия Смородского. Препровождая при сем послужные списки сих пяти священнослужителей, покорнейше прошу посредства Вашего Сиятельства, чтобы они утверждены были Святейшим Синодом в назначенных мною для них новых должностях. К сему долгом считаю присовокупить: а) что ректор семинарии сам просит об определении его протоиреем кафедрального собора, и об увольнении его от ректорской должности сделано мною особое представление; б) что протоиерей Виктор Гомолицкий тоже просил меня об определении его к собору кафедральному, из уважения, что он обязан пребывать в Вильне по званию члена консистории и затем не будет в состоянии управлять Лысковским приходом, отстоящим от Вильна в трёхстах вёрстах; в) что между протоиереями Ипполитом и Виктором Гомолицкими нет никакого родства; г) что, после ближайшего рассмотрения обстоятельств, долгом моим будет представить по принадлежности о вознаграждении помянутых выше протоиерея Василя Попова и священника Василия Матусевича за то количество жалованья, которое они будут получать менее против их жалованья по прежнему штату Виленского Николаевского собора; д) что для занятия прочих мест по кафедральному собору делаются мною ещё соображения о лицах достойных занять таковые, и в особенности одно священническое место оставлено до времени вакантным потому, что об оном просит один из членов консистории протоиерей Куцевич, между тем как остаётся ещё без назначения священник бывшего Николаевского собора Корсакевич – это обстоятельство разрешается весьма удобно, с назначением нового штатного причта к древней Виленской Николаевской церкви, о котором мною представлено. 10. Список с отношения к обер-прокурору Святейшего Синода, от 22 августа 1844 года за 1413, о приписании некоторых домов Троицкого монастыря к Виленскому кафедральному собору для помещения соборян и консисторских чиновников

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Аполлос Алексеевский 19 дек. 1816 перев. из Тольгского монастыря, а 20 дек. 1817 – в Московский Богоявленский. Феоктист Орловский , игум., из инспекторов Перервинской семинарии, произведён 30 дек. 1817, а 19 авг. 1818 произведён в архим. Серпуховского Высоцкого монастыря. Аристарх , 19 авг. 1818 перев. из Нижегородского Благовещенского монастыря, а в 1821 – в Макариев Желтоводский. Гавриил Игнатьев 12 сент. 1821 перев. из Серпуховского Высоцкого, а 18 мар. 1825 – в Иосифов мнтрь. Гавриил , 24 мар. 1825, из наместн. Чудова монастыря; 28 мар. 1830 перев. в Высокопетровский. Евлампий Пятницкий 28 мар. 1830 перев. из Дмитровского Борисоглебского, а 24 мая 1831 – в Лужецкий мнтрь. Феофил , 24 мая 1831, из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры, а в дек. перев. в Тверской Отрочь мнтрь. Платон Казанский в дек. 1831 перев. из Дмитровского Борисоглебского, а 28 апр. 1833 – в Нижегородский Благовещенский мнтрь. Иоаким 28 апр. 1833 перев. из Нижегородского Благовещенского, а 29 дек. 1838 – в Коломенский Новоголутвин мнтрь. Митрофан Воронцов 29 дек. 1838 перев. из Московского Златоустова, а 5 окт. 1845 – в Богоявленский мнтрь. Иоанникий Холуйский , Чудовский наместн., 3 дек. 1845 перев. из Московского Златоустова, а 31 дек. 1850 – в Богоявленский мнтрь. Леонид Краснопевков 31 дек. 1850 перев. из Московского Златоустова, а 22 янв. 1854 – в Заиконоспасский мнтрь. Иннокентий Орлов 18 мар. 1854 перев. из Лужецкого, а 7 авг. 1859 – в Московский Богоявленский мнтрь. Игнатий Рождественский определён 7 авг. 1859, а 25 окт. 1863 перев. в Московский Богоявленский мнтрь. Сергий Спасский определён 25 окт. 1863; до ныне (1868). 18 Златоустов (Иоаннозлатоустовский) в Москве, в Белом городе, существовал в начале XV столетия (упом. 1413 г.); возобновлён около 1480 г. Ныне третьеклассный. [IV, 187.] Игумены Иосиф , около 1547. Макарий , 1578, 86, 98. Пимен , в 1624–31. Савватий , 1636 и 37. Иона , в сент. 1645. Феодосий , 21 дек. 1653, в июле 1654. Мисаил , 1658–61. Гермоген , 1662–67. Феоктист бывший упом. 1666 (Соб. Деян., V, 457).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Занимаются земледелием. Живут бедно. 25. Петровка – на месте бывшего ногайского аула Мустапой. По выходе ногайцев в Турцию, их место заняли в 1860 г. великороссы из курской и орловской губерний и малороссы из черниговской, полтавской и харьковской. Селение названо Петровкой в память управлявшего таврической палатою государственных имуществ Петра Даниловича Шотта. Молитвенный дом, деревянный, построен прихожанами и освящен в 1862 г. во славу Пресвятой Троицы. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 180 р. и от прихожан 900 р. и 120 д. земли. Священник помещается в церковном доме, а псаломщик – в общественном. Приход – одна Петровка. Прихожан 1413+1375=2788. Дух. 5+2. Петровские жители приговором своим от 24 апреля 1883 г. постановили: разделить Петровку на два самостоятельные сельские общества; восточную часть селения назвать по-прежнему Петровкой, а западную – Павловкой; из общего надела земли Петровке назначить 13705 дес., а Павловке – 8938. – Приговор этот утвержден присутствием по крестьянским делам 30 ноября 1883 г., а таврической казенною палатою – 31 марта 1884 г. – Предположено павловцами построить особую церковь на своей половине села, и для этой цели уже собран капитал. 26. Нижние Серогозы – растянуты на 10 верст по сторонам балки, начинающейся на севере с долины Каиш-Капчак. В 3 верстах от селения есть большой насыпной курган с татарским названием: Сары-гуз, что значит в русском переводе: желтый вол (сары – желтый, огуз – вол). Отсюда, вероятно, получило название как селение, так и балка. Нижними же Серогозы называются в отличие от Верхних, расположенных на той же балке, к северу. Воду в Н. Серогозах добывают из колодцев подле балки. Есть колодцы и вне балки, глубиною до 23 сажень; но вода в них большею частью горько-соленая. Местность эту начали населять с 1812 г., и первоначально жители разных селений таврической губернии: Збурьевки, Кардашинки и пр., а потом и выходцы из других губерний. Церковь , каменная, с такою же колокольнею, построена прихожанами в 1867 г. и освящена во имя Святителя Николая вместо прежнего также каменного храма, освященного в 1821 г. и сгоревшего 26 мая 1862 г. При церкви есть приходское попечительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Умер Е. П. не позже 1422 г., времени открытия мощей Сергия Радонежского (об этом он еще не знает). Изд.: Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца: (По лицевому списку Троице-Сергиевой лавры XVI в.). Сергиев Посад, 1853; Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа//ПЛ. СПб., 1862, вып. 4, с. 119–171; Послание Епифания к преподобному Кириллу 1413 г./Изд. А. И. Никифоровым//ПС, 1863, т. 3, с. 323–328; Срезневский. Памятники, стб. 240–241; Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергиа чюдотворца, и малоисповедание от божественых чюдес его, списано учеником его, священноиноком Епифанием//ВМЧ, Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883, стб. 1463–1563; В той же день (25 сентября) Слово похвально преподобному отцю нашему Сергию, сотворено бысть учеником его, священноиноком Епифанием//Там же, стб. 1563–1578; Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием в XV в./Сообщил архим. Леонид. Печатаются по Троицким спискам XVI в. с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четиих-Миней. СПб., 1885 (ПДПИ, 58); Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму под ред. архим. Леонида//ППС, СПб., 1887, т. 5, вып. 3 (15), с. I–III, 3–6; Тихонравов Н. С. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (2-е изд. М., 1916; репринт: Die Legenden des heiligen Sergij von Radone. Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov. Mit einer Einleitung und einer Inhaltsübersicht von L. Müller. München, 1967); Житие св. Стефана, епископа Пермского написанное Епифанием Премудрым /Изд. Археограф. ком., под ред. В. Г. Дружинина . СПб., 1897 (переизд. с введ. Д. Чижевского: Apophoreta Slavica. The-Hague, 2, 1959); Месяца апреля 26 день. Преподобнаго во священноиноких отца нашего Епифаниа счинено бысть Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа//ВМЧ, Апрель, дни 22–30. М., 1915, стб. 988–1109; Грабарь И.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

He прекратилась и схизма. Ни один из конкурентов не подчинился соборному решению, так что после 1409 г. католической церковью правили уже три папы. При этом Шотландия и Испания оставались верны Бенедикту, Неаполь и области Центральной Европы продолжали слушаться Григория, но большая часть христианского мира была склонна поддержать Александра, хотя Парижский университет выступил против него, когда он распространил на нищенствующие ордена право принимать исповедь. «Пизанский папа» Иоанн XXIII созвал собор в Риме в апреле 1412 г., но от его малолюдных заседаний мало что сохранилось – кроме постановления сжечь произведения Уиклифа. Собор был распущен 10 февраля 1413 г. Таким образом, Пизанский собор 1409 г. не только не оздоровил католическую церковь , но даже не уничтожил схизму: вместо двух пап стало трое. В то же время Пизанский собор показал, что латинская церковь не утратила внутреннего сознания своего единства, несмотря на присутствие в ней двух понтификов, и сыграл важную роль в подготовке к впечатляющему собору, который состоялся в Констанце пять лет спустя. В ноябре 1414 г. еще не коронованный император Священной Римской империи Сигизмунд I, обеспокоенный не только великой схизмой, но и нарастанием проблем в Богемии, связанных с народно-еретическим движением Яна Гуса, принудил Uoahha XXIII созвать Констанцский собор, который осудил всех троих. 6. Констанцский собор (1414–1418 годы) Перед собором (XVI Вселенским по католическому счету), который историки называют «самым важным собором Средних веков», стояли три главные задачи: защита католической веры от ереси (causa fidei), восстановление церковного единства прекращением схизмы (causa unionis) и преобразование католической церкви, средневековое устройство которой оказалось к тому времени совершенно неприспособленным (causa reformationis). Он продолжался почти четыре года и оказался одним из самых впечатляющих собраний, которые когда-либо созывались в Западной Европе. Это был настоящий парламент народов, съезд ведущих умов того времени, которые сплотились для того, чтобы высказаться по самому животрепещущему вопросу – о воссоединении христианского мира под одним не вызывающим сомнения главой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты, граффити. Помимо таких известных гос. деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и др. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литов. кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. 1917. Вып. 3. С. 105-110; История РЦ. Кн. 3. С. 543-544). Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом. При царе Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены 2 каменных барельефа с изображениями Г., убивающего змея (в 1464), и вмч. Димитрия Солунского (в 1466) (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). В 1527 г. возле Фроловской башни была построена ц. во имя вмч. Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Так к концу 70-х годов число веслианских методистов в Англии равнялось только 380,870 членам (в 1878 году на 1413 человек меньше 1877 года). Кроме того в Америке находилось около 500,000 членов веслианского методизма, как сообщает составитель статьи «Methodismus» в Real- Encyclopädie für Protest. Theologie und Kirche. 965 с) Результаты борьбы в методизме: современное устройство управления и облик методизма нашего времени Внутренние раздоры в веслианском методизме окончились полным определением форм управления делами секты, так что после изложения борьбы за равноправность проповедников и мирян с членами конференции мы можем ответить на вопрос об управлении сектою в настоящее время. Для этого нам следует охарактеризовать конференцию веслианского методизма, окружные собрания, ¼-годичные собрания, собрания местных проповедников и собрания руководителей классов. I. В настоящее время конференция веслианского методизма представляет две (или даже три) конференции: 966 1) конференция пастырская, состоящая из одних проповедников, распадается на две собственно конференции: а) конференцию «законной сотни», которая в глазах правительства является обладательницею всех методистских капелл и всего методистского церковного имущества, б) конференцию духовных лиц, которая состоит из всех проповедников, явившихся на заседания и имеющих право голоса; 2) конференция представительная, или смешанная, которая состоит из членов от методистского духовенства и мирян (с 1877 г.), происходит после заседаний конференции пастырской. – Первая конференция называется так потому, что члены её («законная сотня») признаются гражданскою властью в праве распоряжаться делами методизма. Этим самым определяется уже и её значение. Конференция «законной сотни» есть высшая методистская инстанция, издающая и отменяющая законы или каноны методизма. Она есть ничто иное, как ежегодный собор секты методистов. Кроме законодательной власти ей подлежат следующие дела: «утверждение всех постановлений, исходящих от двух других конференций; сношение с правительством по делам секты».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Из постановления Городельского сейма об унии Литвы с Польшей и о привилегиях католиков Литовского княжества (1413 г. 2 октября) Приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. 3. С. 68-71 Акт Городельской унии 2 октября 1413 г. 2 октября 1413 г. 1. Прежде всего в то время, когда по воздействию животворящего Духа, восприняв свет католической веры, возложили мы корону королевства Польского, то для прибавления христианской веры, доброго положения и пользы земель наших Литвы, их самих с землями и владениями, им подчиненными и с ними связанными, названному королевству нашему Польскому присвоили, инкорпорировали, соединили, объединили, присоединили, союзом связали с согласия единодушного нашего и других братьев наших и всех панов, шляхтичей и бояр той же земли Литовской с воли и согласия. Однако, желая названные выше земли Литовские, ради враждебных нападений и козней крестоносцев и к ним примыкающих всяких других врагов, которые стремятся разорить названные земли Литовские и королевство Польское и разрушение их замышляют, в уверенности, безопасности и лучшем попечении сохранить и о постоянной для них пользе позаботиться: те же самые земли, которые всегда, в полном господстве, на праве чистом и смешанном, до сих пор держали и держим от предков наших по праву рождения, как государи законные, с воли, одобрения и согласия панов, шляхтичей и бояр, в названное королевство Польское снова инкорпорируем, внедряем, присваиваем, соединяем, присоединяем, союзом связываем и навсегда скрепляем, определяя их самих со всеми их владениями, землями, панствами, княжествами, волостями, имениями, и на всяком праве чистом и смешанном всегда быть едиными невозвратно и нерушимо с короной королевства Польского. 2. Также все церкви и весь клир названных выше земель Литвы, как соборные, монастырские, приходские, общинные, виленские и остальные, в тех (землях) воздвигнутые и которые будут воздвигнуты, основанные и которые будут основаны, во всех их свободах, иммунитетах, привилегиях, изъятиях и обычаях общих сохраняют согласно обычаю королевства Польского.

http://sedmitza.ru/lib/text/443955/

Но она вскоре дала о себе знать. Игривый сибарит, султан Сулейман недолго удерживал за собой власть. Его грозный брат Мусса, жаждавший султанского трона, выступил против своего владыки, но у стен Константинополя был разбит. Его подвели сербские отряды, в решающие минуты сражения перешедшие на сторону Сулеймана. Однако следующее нападение, случившееся в 1411 г., стало смертельным для старшего брата. Муса двинулся на Эдирне, Сулейман, не имея достаточно войска, пытался бежать в Константинополь, надеясь найти там спасение, но был пойман и казнен. С воцарением Муссы (1411–1413) все резко изменилось. При нем османы в короткое время разгромили Сербию, отомстив сербам за измену, Болгарию, Фессалию и Виотию, осадили Фессалоники и Константинополь. Правда, у Принцевых островов византийский флот сумел нанести туркам поражение, но это был разовый успех. Едва ли железному натиску Муссы можно было что-то противопоставить. Но тут внезапно против султана поднялся его брат Мехмед, с которым император св. Мануил II тут же вступил в союзный договор; к ним присоединились и сербы 787 . В битве при Чамурли в 1413 г. Мусса был разбит и бежал в Валахию, где был умерщвлен, а Мехмед или Магомед (1413–1421) стал Османским султаном, объединив и малоазиатские, и европейские владения турок. Для Византии наступило долгожданное время мира – плод императорских рук и его мудрой дипломатии 788 . Отношения между новым султаном и василевсом сложились самые теплые. Мехмед называл св. Мануила II «своим отцом» (император действительно был уже очень немолод), подтвердил за Византией права на Фессалоники и Юго-Восточную Фракию, а всем независимым правителям в Греции обещал твердый мир. Только Венеция, пренебрегшая помощью Мехмеду во время войны с Муссой, оказалась обиженной вниманием. Наступили мирные и спокойные дни, первые за последние полстолетия. Святой Мануил II решил объехать все свои владения и постараться вдохнуть в них жизнь. Не спеша, император посетил Фасос, Фессалоники, Эвбею и Морею, восстанавливая повсеместно порядок и приводя к ответственности местных правителей и чиновников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и. и окружавшие ее страны на поколение назад; христ. противники О. и. получили передышку. Тимур восстановил анатолийские бейлики, ранее завоеванные Баязидом, а оставшиеся османские владения разделил между сыновьями Баязида. Сулейман был утвержден правителем Балкан, Иса получил Бурсу, а Мехмед Челеби - вост. земли с городами Амасья и Токат. Братья сразу начали междоусобную войну (1403-1413), победителем в к-рой стал султан Мехмед I (1413-1421). В процессе внутренней борьбы турки были вынуждены уступать часть своих владений соседним гос-вам. Византии была возвращена Фессалоника, Сербии - Ниш, Валахии - Добруджа. В 1413 г. Мехмед I снова собрал воедино О. и., быстро подчинил бейлики зап. М. Азии (1414-1415) и нанес поражение Караману. Была возвращена и часть территорий на Балканах, утраченных ранее; возобновились нападения на Трансильванию, Боснию, Морею, что вскоре вынудило воевод Валахии, королей Боснии и албан. князей снова признать себя вассалами О. и. Укрепление О. и. вело к поляризации общества и ужесточению налогового пресса на райю (податное население). Особенно недовольны были туркмены-кочевники и племенная верхушка, терявшая свою роль в армии. Кроме того, туркмены в большинстве были приверженцами еретических вероучений, далеких от суннитского ислама. Кризис нач. XV в. резко усилил социальное недовольство и вылился в мощное протестное движение под предводительством суфийского мыслителя шейха Бедреддина Симави (1358-1416). Сложный путь духовных исканий привел его к идеям пантеизма, проповеди братства людей всех религий, осуждению неравенства. Огромная популярность обеспечила Бедреддину пост кадиаскера (верховного судьи) при дворе султана Мусы (брата Мехмеда I). После его падения шейх, которого консервативные улемы считали еретиком, был отправлен в ссылку в Изник, где он пришел к мыслям о необходимости радикального переустройства мира. В нач. 1415 г. ученики Бедреддина подняли восстание в Зап. Анатолии под лозунгами всеобщего равенства. Шейх бежал в Валахию и объявил себя махди (мессией), посланным очистить мир от несправедливости.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010