Наряду со стихийными бедствиями, большое огорчение архиепископу Иоанну доставляли частые ссоры жителей Пскова и Новгорода между собой и вражда новгородцев с московскими князьями. Он всей душой желал мира в своей епархии, поэтому всегда старался примирить враждующих. Тяжелым испытанием для архиепископа Иоанна было столкновение новгородцев с митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном по вопросу «месячного» 1 суда. Этот вопрос поднимался несколько раз, и новгородцы вынуждены были покориться воле первосвятителя. Неоднократные столкновения новгородцев с митрополитом и великим князем Московским Василием I Дмитриевичем отразились на судьбе архиепископа Иоанна, который часто ходатайствовал за свою паству перед князем. В 1401 году владыка Иоанн был вызван митрополитом Киприаном в Москву якобы для решения святительских дел, а там задержан и заключен в Николаевский Старый монастырь, в котором пробыл более трех лет. Со смирением, с радостью принял это наказание честный старец. Но новый архиерей в Новгород не был назначен. В 1403 году преосвященный Иоанн с миром был отпущен в Новгород и продолжал еще трудиться на благо своей паствы до 1415 года. За это время он много внимания уделил строительству церквей и монастырей. Первый храм (придельный) в честь Божией Матери был устроен им еще в 1391 году. В 1398 году архиепископ Иоанн поставил каменную церковь на воротах в честь Воскресения Христова, сам ее освящал, а в 1400 году по велению владыки эта церковь была украшена живописью. В 1399 году им устроена новая каменная церковь в честь Успения Богоматери. В 1407 году преосвященный Иоанн поставил каменную церковь Преображения Господня на Видогощи и святителя Николая на Веренде. При каждой из них он устроил иноческие обители. В 1411 году была построена каменная церковь в честь святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1413 году в воспоминание победы новгородцев над немцами под Выборгом архиепископом Иоанном был построен каменный собор Архангела Гавриила и в самый день праздника освящен им. Это был последний храм, построенный самим владыкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Италии. Вместе с тем, как убедительно показал церковный историк кард. В. Брандмюллер, основанная на суждении участника К. С. кард. Гильома Филластра (1348-1428) гипотеза исследователей XIX-XX вв., согласно к-рой Иоанн XXIII не желал проведения К. С. и лишь под давлением кардиналов согласился отправиться в Констанц, не находит подтверждения в источниках (аргументы в пользу гипотезы см.: Ibid. S. 182-184; ср.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 92-93). Напротив, еще 20 марта 1414 г. Иоанн XXIII начал переговоры с городским советом Констанца о предоставлении охранной грамоты (salvus conductus), в к-рой была бы признана верховная юрисдикция Иоанна XXIII как единственного законного главы католич. Церкви во всех относившихся к церковному суду вопросах, а также гарантирована безопасность и защита папской курии во время ее пребывания в городе. Ввиду нежелания городских властей брать на себя такие обязательства, Иоанн XXIII вынужден был обратиться за посредничеством к кор. Сигизмунду I, под давлением которого городской совет в июне 1414 г. утвердил соответствующий документ. 12 авг. 1414 г. в Констанц прибыл направленный Иоанном XXIII для руководства практической подготовкой к Собору кард. Джордано Орсини (ок. 1365-1438). В сент. 1414 г. Иоанн XXIII назначил викариев для временного управления церковными делами в городах Папской области, в т. ч. в Болонье и в Риме, на время своего отсутствия в Италии (Ibid. S. 86-89). Т. о., Иоанн XXIII планомерно готовился к поездке на К. С.; нет свидетельств того, что он пытался отменить Собор или изменить время и место его работы. При этом, однако, осенью 1414 г. Иоанн XXIII уже не считал кор. Сигизмунда I своим политическим союзником. Еще во время переговоров в Лоди в 1413 г. Иоанн XXIII заручился поддержкой и покровительством Фридриха IV (1382-1439), герц. Австрийского, личные и политические отношения которого с кор. Сигизмундом I были сложными и в целом недружественными. 15 окт. 1414 г. по пути в Констанц Иоанн XXIII встретился с герц. Фридрихом IV в Меране; в датированной тем же числом булле «Dum intuitus» Иоанн XXIII назначил герц.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

1410. Деян. 28. 22. 1411. Апок. 22. 18, 19. 1412. Святой Иоанн Лествичник. 1413.  …если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2, 21); 1414.  …если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 2, 4). 1415.  … невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение (Евр. 6, 4–8). 1416. Liber de Pracscriptionibus, cap. VII. Hue sunt doctrinae hominum et ducmoniorum etc. 1417. Мф. 13. 52. 1418. Четьи-Минеи. Житие преподобных Симеона и Иоанна, спостника его. 21 июля. 1419. Ин. 14. 21. 1420. Ин. 5. 36–37. 1421. Мк. 1. 22. 1422. Пс. 75. 2. 1423. Иуд. 1. 19. 1424. Ис. 5. 21. 1425.  Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Притч. 26. 12). 1426.  …не мечтайте о себе (Рим. 12. 16). 1427.  не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога (2 Кор. 3. 5). 1428. 2 Кор. 12. 19. 1429. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Григорий Синаит. Главы зело полезные, гл. 128. Память сего святого празднуется Церковью 8 августа. 1430. 2 Пет. 3. 16. 1431. 2 Пет. 1. 20, 21. 1432.  Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным (1 Кор. 2. 11–13). 1433. Деян. 22. 3., сличи Флп. 3. 5–8. 1434. 1 Кор. 2. 14. 1435. Мф. гл. 25. 1436. Флп. 3. 6. 1437. Рим. 8. 7. 1438. Рим. 8. 7. 1439. 1 Кор. 2. 14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Приветствуйте друг друга святым целованием». От этих и некоторых других подобных фрагментов в церкви произошел обычай, что после молитв братья приветствуют (suscipiant) друг друга поцелуем» 1410 Вот что мы видим у Юстина и (с дополнением обряда умовения рук) в Климентовой литургии: моления, мир, перенесение даров, анафора. 1411 Но в книге II «Апостольских постановлений», в нескольких других ранних источниках и в каждой современной восточной литургии чин мира следует за перенесением даров и обрядами accessus. 1412 Мы уже объяснили в главе I возможные причины для такого несоответствия. Мы утверждали, что ранние документы показывают мир и перенесение даров в качестве исконных составляющих преданафоральных чинов. Последующие дополнения к ритуалу (умовение рук, молитва приближения к престолу, Символ веры и т. д.) были вставлены прежде, после, или между двумя элементами изначальной страты. Мир присоединили к ближайшей анафоре из-за интерпретации этого чина почти всеми комментаторами, как приуготовления к предложению на престоле согласно тексту Мф. 5, 2324: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». 1413 Святоотеческие толкования лобзания мира созвучны древнейшему христианскому преданию, как можно заметить из следующего фрагмента «Дидахе» (14, 2): Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами [чтобы благодарить], пока не примирится, чтобы не осквернилась жертва ваша.. 1414 В византийской евхологической традиции и всех константинопольских источниках, предшествующих древнейшему евхологию и содержащим мир, он находится там, где и ныне, а именно непосредственно перед анафорой, и нет оснований думать, что он некогда было иначе. 1415 Правда Иоанн Златоуст в константинопольских проповедях не упоминает перенесения даров, таким образом, мы не можем сказать, где оно находилось тогда: до или после лобзания мира. 1416

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

A ныне по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровичи всея Русии наказу учинено в тех селех и в деревнях в монастырской пашне 529 десятин с полудесятиною, да ис пустых земель учинено к старой к монастырской пашне в прибавку 884 десятины, и обоего в монастырской пашне и в пустых землях учинено 1413 десятка с полудесятиною по 2 чети десятина; и те десятины пахати на монастырь живущих 752 вытей крестьяном по 2 десятины на выть. А за десятинами осталось живущих 344 выти и тех вытей крестьяном платит в монастырь оброчново хлеба: 992 чети бес полуосмины ржм, да в прибавку 237 чети с полуосминою ржы, и обоего 1229 чети ст. полуосминою ржи, 1170 чети овса, 46 чети пшеницы, 175 чети ячмени, 76 чети овсяново ядра, 894 овчины да прибавки 92 овчины, и обоего 986 овчин, 865 поярков да прибавки 99 поярков, и обоего 964 поярки, 584 сыры да прибавки 130 сыров, и обоего 714 сыров, 18449 яиц да прибавки 4746 яиц, и обоего 23195 яиц. Да крестьяном пашенным и непашенным живущих 1096 вытей платит в монастырь по прежнему 299 рублев 11 алтын пол 5 денги, да с 3-х мелниц оброчных денег 68 рублев, да с слободка, что на Вологде, оброку рубль и 13 алтын 2 денги, да с пустошей оброку с сенных покосов 17 рублев 23 алтыны з денгою. И всего со крестьян, и с мелниц, и с пустошей и слободка оброчных денег 386 рублев 14 алтын пол 6 денги, да сена косити на монастырь 4043 копны, а изделье всякое крестьяном делати на монастырь по прежнему. Да в пустых земель осталось за монастырскою пашнею 2176 чети с осминою. И ис того числа слуг монастырских устроено на той пустой земле трицать четыре человеки, а дано им по 20 чети человеку, итого 680 чети, а им с тое пашни служит всякая монастырская служба на своих лошадех. А хто именем слуг устроено на пашне, и тому перепись: Олексей Лихорев, Богдан Кафтырев, Степан Озерецкой, Третьяк Немиров, Буслав Козляинов, Данило Степанов, Володимер Козлов, Тимофей Бабкин, Тихан Карцов, Козма Гладкой, Иван Терентиев, Русин Меркуров, Федор Розварин, Борис Невежин, Иван Мокеев, Пятой Щербинин, Иван Павловской, Богдан Патрекеев, Иев Слотов, Дема Борков, Василей Лихорев, Посник Чюркин, Ондрей Лобанов, Ондрей Вязметин, Федор Крошенина, Третьяк Данилов, Матфей Багатырев, Гаврило Козлитин, Сава Борзунов, Гриша Ухтомской, Любим Васильев, Воевода Денисов, Семейка Гладкой, Иван Сукин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

С 1272 года он сделался Великим князем Владимирским, но продолжал жить в Костроме. Великокняжеское положение в деле постройки храма могло принести князю незаменимые услуги. Действительно, великий князь Василий Ярославович ещё до своей смерти успел закончить постройку Успенского храма, как гласит древнее повествование о явлении Феодоровской иконы Божией Матери, и лично перенёс в новопостроенный собор чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери». Правильность этой датировки подтверждает уникальная особенность собора – алтарь его ориентирован не на восток, а на север – в сторону реки Запрудни, где явилась первому и единственному костромскому князю Василию Ярославовичу чудотворная икона Фёдоровской Божией Матери. И если сведения о постройке каменного храма в XIII век верны, то это позволяет поставить средневековую Кострому в один ряд с древними русскими городами Киевом, Владимиром и Новгородом! Правда, среди краеведов по вопросу датировки постройки Успенского собора существуют разногласия. Кроме вышеуказанной версии, существуют ещё, как минимум две. По одной из них Успенский храм был деревянным и только в XV веке, после опустошившего Кострому пожара 1413 года, построен в камне. По другой, высказанной Е.В.Кудряшовым в книге «Художественная культура Костромского края XVI-XIX веков», собор был построен в начале XVI века, одновременно с Троицким собором, также находившемся в костромском Кремле, и разобранном после пожара 1773 года. «В XVI и начале XVII вв. костромской Успенский собор представлял собой двухстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм с позакомарным покрытием и высоким сводчатым подклетом». Изучение истории Успенского собора в XVI - XVII веках затрудняется тем, что необходимые для этого документы погибли в пожарах 1654, 1679 и 1773 годов. Известно, что кроме Троицкого рядом с Успенским собором в Кремле находились деревянные храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, шатровая колокольня и Крестовоздвиженский монастырь.«Пожар, случившийся 18 мая 1773 года, нанёс огромный ущерб Костромскому Кремлю.

http://sobory.ru/article/?object=23506

Затем означенный Иероним, в присутствии преподобного отца, г. епископа виленского, на отеческие его увещания, подтверждая скверными устами свои заблуждения, в поругание христианской вере, сказал положительно, что означенные схизматики и русские суть хорошие христиане, и он пребыл в тех заблуждениях, ободряя тем русских и их превратную веру. В вышеозначенных краях России есть город Плесков (Пскова), в расстоянии около 100 немецких миль от границ христиан. Означенный Иероним, в лето Господне 1413 г., прибыл лично в означенный город Плесков и вступил в церковь , или синагогу (?!) тех русских и неверных, во время службы, для поклонения превратным их таинствам. И тот Иероним, в присутствии нескольких верных христиан, там стоявших, в пренебрежение ключей Петровых и в поругание христианской веры, а в поддержании исповедания тех народов, преклонив колена, повергался там ниц пред мнимыми их Дарами явно, публично и гласно. Тот же Иероним, дабы более и более понравиться вышеозначенным неверным и показать им, что он следует их секте и превратной вере, и уподобиться им и в обычаях, также как и в вере, по обряду тех неверных отпустил себе и носил длинную бороду и волосы, совершенно отринув и оставив одеяние и тонсуру клирика. И так было и есть действительно (Журн. мин. народ. просв. 1873 г. 12. 275–276). Этого Иеронима, как известно, на Констанцком соборе (1414 г.) судили, между прочим, за его общение с русскими. Подобное же мнение о вере русских высказал (впрочем, в смягченном виде) Иоанн Ласский, архиепископ Гнезненский. (Histoir. Russiae monumenta I, под 1520 ann.). 51 Действительно, Ник. лет. указывает на послов от пап, но эти указания так голословны, что нельзя отсюда выводить ничего определенного. См. 1, 2 и 3 чч. лет. по Никонову списку. 54 Шлецер. III. 445–460; Истор. христианства до Владимира 312–316; журн. м. н. пр. 1843 Июнь. Истор. рус. церкви. Е.Е. Голуб. 1. 70–73; 79–80. 59 Известия о попытках пап во время Владимира читаются в летописи по Ник. Списку. Нет оснований считать известия эти за вымысел, но с другой стороны нельзя думать, чтобы в древнейших, дошедших до нас, редакциях первоначальной летописи известия были, как это некоторые думают, опущены с целью изгладить из памяти нашей истории о сношениях с папами, сношения, как сами по себе и особенно как возникшие по инициативе пап, не могут дать повода к упреку русских, если эти попытки оканчивались неудачей для пап.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

1759-1766); Дионисий в 4-й раз (после 1767-1774); Никифор из Смирны (ок. 1778-1790); Анфим (ок. 1779); Каллиник (до 1780-1792); Гавриил (1792-1810); Даниил (1810-1811); Кирилл (1811-1813); Дорофей Проинос (1813-1821); нмч. Никифор Пилусиот (1821-1824); Герасим (1824-1829); Григорий (1830-1840); Герасим (1840-1853); Кирилл (1853-1873); Дионисий Харитонидис (1873-1880); Неофит Папаконстантину (1880-1886); Дионисий Харитонидис вторично (1886-1887, затем К-польский Патриарх); Матфей (1890); Кирилл Димитриадис (1890-1908); Каллиник (1908-1910); Поликарп (1910-1922). После 1922 г. епархия была упразднена. Архитектура Рим. город находился в юго-зап. части совр. Эдирне (стены укреплений еще сохранялись в XIX в.). Собор Св. Софии не сохранился, но известен по фотографиям XIX в. Построенный в V-VI вв., представлял собой купольный тетраконх с амбулаториями и галереей. После завоевания А. (1361) Мурад I превратил Св. Софию в мечеть Халабие. Баязид I Йылдырым построил на месте раннехрист. базилики мечеть (кон. XIV в.). Ядро совр. города возникло в 10-е гг. XV в. к северу и северо-востоку от цитадели. К тому времени относятся Старая мечеть (Эски-джами; 1403-1413, девятикупольная с арочным портиком вдоль фасада), бедестен (1418, перекрыт 14 куполами), перестройка визант. моста (1420, совр. мост Газимихаль). Церкви Христа, Одигитрии и св. Стефана сгорели в 1526 г. Последняя была восстановлена и стала подворьем Афонской Великой лавры . Лит.: Le Quien. OC. Vol. 1. P. 1172-80; Choisy A. L " art de bâtir chez les Byzantins. P., 1883. P. 131 sq.; Pauly, Wissowa. T. 7. Col. 2174-2175; Αξιτης Π. Η Αδριανοπολις π τν ρχαιοττων χρνων μχρι το 9. Θεσσαλονκη, 1922; Laurent V. La liste épiscopale du synodicon de la métropole d " Adrianople//EO. 1939. Vol. 38. P. 1-34; Aslanapa O. Edirnede osmanl devri abideleri. Istanbul, 1949; Mavrodinov N.//Actes de VIe Congrès international des Études Byzantines. [P., 1951]. Vol. 2. P. 286-290; Ö zde G. Edirne Imar planina hazrlk etüdü. Istanbul, 1951; Velkov V. Die thrakische und dakische Stadt in der Spätantike. Sofia, 1959. S. 96; Edirne: Edirne " nin 600. fetih yildönümü armaan kitabi. Ankara, 1965; Γριτσπουλος Τ. Α. Αδριανοπολις//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 453-460; Zachariadou E. A. The Conquest of Adrianople by the Turks//StVen. 1970. Vol. 12. P. 211-217; Kreiser K. Edirne. Edirne, 1975; Venedikov I. Thracian art treasures. Sofia, 1975; Asdracha C. La région des Rodopes aux XIIe et XIVe s.: Étude de géographie historique. Athènes, 1976; Искусство стран и народов мира. М., 1978. Т. 4. С. 455; La Thrace orientale et la Mer Noire: Géographie ecclésiastique et prosopographie. P., 1987; Soustal P. Thracien//TIB. W., 1991. Bd. 6. S. 161-167.

http://pravenc.ru/text/82160.html

Соскучившись городской молвой, пустыннолюбивый инок просил покровителя своего преосвященного Стефана отпустить его в Глушицкий монастырь, но преосвященный, прозревая способность его быть добрым настоятелем, готовил ему иное назначение и не спешил отпустить его от себя. В это время, т. е. в конце 1831 года, скончался строитель Лопотова Пельшемского монастыря иеромонах Иосиф. По распоряжению преосвященного обряд погребения почившего строителя поручено было совершить иеромонаху Игнатию, а 6 января 1832 года архипастырь не усомнился назначить его строителем означенного монастыря, при чем возложил на него набедренник. Напутствованный благословением преосвященного Стефана, отправился строитель Игнатий в порученную ему обитель 75 . 65 Преосвященный Стефан (С. Л. Романовский, 1787–1841) – с 1828 г. епископ Вологодский. Был весьма расположен к свт. Игнатию. 66 Семигородная Успенская пустынь в Кадниковском уезде – расположена в глуши лесов, называлась « церковь Пречистыя Богородицы на семи горах». Основана в начале XV века иноками Глушицкого монастыря. В ней провел Димитрий Александрович конец 1830-го и начало 1831-го гг., здесь из глубины его смиренной души «вылился» покаянный «Плач инока», о котором современник свт. Игнатия писал: «Кто с небольшим в 20 лет мог восплакать плачем инока, тот был совершен и без седин опытности и старости, и никто кроме преосвященного Игнатия не мог в таком раннем возрасте высказать такие мысли. Едва ли кто и поверит, что эта книга написана почти несовершеннолетним юношей» (Соколов. 4.1. С. 380). 68 Глушицкий Дионисиев монастырь Кадниковского уезда – основан преподобным Дионисием Глушицким в 1413 г. В настоящее время монастырь возрождается. 69 Архимандрит Пимен (П. Д. Мясников, 1810–1880) – прп., прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, память 17 августа (ст. ст.). Настоятель Николо-Угрешского монастыря, вологодский уроженец. Впервые Петр, будущий архимандрит Пимен, услышал о молодом подвижнике Димитрии Брянчанинове в конце 1820-х гг. от вологодского приходского священника о. Александра Юшкова, крестившего младенца Димитрия в с. Покровском и дружившего с семейством Брянчаниновых. Эти рассказы укрепляли желание юноши Петра сделаться монахом. Искренние отношения связывали архим. Пимена со свт. Игнатием на протяжении всей жизни, они описаны в его воспоминаниях, в которых, в частности, имеется: «Известие о кончине преосвященного Игнатия Брянчанинова 30 апр. 1867 г.», см.: (Пимен (Мясников). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 1877. С. 406–407).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

По своим высоким качествам души, разностороннему образованию, огромным общественным трудам преосвященный Гурий должен быть поставлен в ряду достопамятных иерархов Русской Православной Церкви. Труды: О Богоучрежденности епископского сана. (Магистерская диссертация). 17 августа 1853 г. Беседы священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Святых Таин. Письма из Пекина об успехах Православия в Китае//Иркутские епархиальные ведомости. – 1863. Отчет о состоянии и действиях Пекинской миссии//Христианское чтение. – 1864, ч. 1. Исповедание веры молокан донского полка. – 1875. О скопческом учении. – 1877. Слова и речи//Таврические епархиальные ведомости. – 1882, 8. Письма о переводе Нового Завета на китайский язык//Русский архив. – 1893, кн. 2. – С. 394. Письма к преосвященному Иакову о Русской и Греко-российской церкви в Китае в XVII-XIX вв. //Русская старина. – 1884, т. 43. Литература: Палимпсестов И. И. Гурий, архиепископ Таврический: из воспоминаний//Русский архив. – 1888, 3. – С. 165–170. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1413. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 388. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 291, 490. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М.. 1832–1891, 1883. – С. 453. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 125–126. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 50, 78. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 3. – С. 377, пр. 2, 522; т. 4. – С. 11, пр. 1; т. 5. – С. 256, 275, 291, 323, 327, 659, 677, 682; т. 6. – С. 248, 249, 378, 532, 596, 618, 619, 622, 654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода(1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010