423 И пришедъ в Великую Орду и царя Тахтамыша, побдивъ, прогна. – Тимур совершил несколько походов против Тохтамыша: в 1391 г. из Ташкента через северный Казахстан в Западную Сибирь и оттуда на запад, к Волге. Решающая битва произошла в местности Кондурча (в долине одноименной речки в современной Самарской обл.) и закончилась разгромом Тохтамыша. Второй поход Тимур совершил в 1395 г. через Закавказье. В долине Терека в решающей битве он разгромил Тохтамыша, затем, преследуя его, двинулся в области нижней Волги, оттуда повернул на запад к Днепру, а оттуда на северо-восток в Рязанскую землю. На обратном пути Тимур прошел Нижнее Поволжье, Кубань, Дагестан и напоследок разгромил Астрахань и Сарай-Берке. 424 И прииде близ предлъ Рязаньскиа земли... – Вторгшись в 1395 г. в Рязанскую землю и захватив г. Елец, Тимур двинулся к Москве. На берегах Оки его встретило русское войско под предводительством великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389–1425). Тимур по каким-то причинам не вступил в битву и повернул назад. Русские летописцы объясняли уход Тимура заступничеством почитаемой на Руси иконы владимирской Божьей матери, доставленной в XII в. из Константинополя вместе с другой иконой Богородицы – «Пирогощей». Ее название, как полагает Д. С. Лихачев, восходит к греческому «пюрготив» – «башенная» (Богоматерь на ней изображена была в окружении семибашенного Влахернского – в Константинополе – монастыря). Об этих событиях см. также «Повесть о Темир-Аксаке» (наст. изд., т. 6). 425 Шарухъ – Шахрух – сын (а не внук) Тимура, после его смерти глава государства (со столицей в Герате, городе на западе Афганистана) в 1409–1447 гг. 426 Мусулманъ – Сулейман, старший сын Баязита, правивший после пленения отца Тимуром в его европейских владениях. Находился в дружеских отношениях с Византией. 427 Мисиа – Муса, сын Баязита. Враждовал с братьями, в 1411 г. одержал победу над Сулейманом. Убит в 1413 г. 428 Махамет – Мехмед I, османский султан (1402–1421). В первые годы правления замирял сельджукских эмиров, освободившихся от османской зависимости после разгрома Баязита Тимуром. В 1413 г., разгромив своего брата Мусу, стал единовластным правителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устройство крыши Василия на Горке было характерно для XVI в. и совершенно не отвечало основным принципам псковской архитектуры XIV-XV вв. Да это и не должно нас удивлять. Ведь жизнь вокруг Васильевской церкви была полна событий не только, мирных, но и грозных и разрушительных. Заглянем в псковские летописи, познакомимся с описаниями пожаров, испепелявших псковский Средний город и окрестности Усохи после 1413 г. В то время, за исключением подавляющей части церквей и сравнительно немногих гражданских зданий, вся застройка была деревянной, рубленной из толстого смолистого леса, преимущественно соснового, крыта тесом с прокладкой берестой в несколько слоев. Застройка эта была тесной и не такой уж низкой — жилища тогда в Пскове редко бывали одноэтажными, а большей частью в два — три этажа. Не только сами здания, но и ограды дворов, колодцы и дворовые уличные мостовые делались из толстых бревен и плах. Можно себе представить какой характер имели бушевавшие здесь пожары, и насколько удивительно было бы, если бы до нашего времени сохранилось здание Васильевской церкви, построенное в 1413 г. Псковская архитектура продолжала интенсивно развиваться и в XVI в. В 40-х годах XVI в. она, не теряя своих основных черт, обогатилась рядом приемов, взятых из среднерусского зодчества. К этому ее приводили и собственные обстоятельства развития — город чрезвычайно вырос, архитектурно обогатился и стал требовать значительно большего разнообразия в формах архитектурных доминант, и, как, можно полагать,— влияние новых заказчиков — московской администрации и представителей тех трехсот семейств, которые были водворены на место высланных в 1510 г. наиболее богатых и влиятельных старых псковичей. Когда все этапы исследования были пройдены, стало очевидно, что церковь Василия на Горке — памятник середины XVI в. Спегальский Ю.П. Церковь Василий на Горке в Пскове. Советская археология. Журнал. М., 1970, Комментарии и обсуждение 3 января 2003 года храм передан Православной Церкви. Открыт ежедневно, совершается богослужение.

http://sobory.ru/article/?object=00261

В зап. компартименте изображены св. равноапостольные Константин и Елена, святители Иоанн Милостивый и Николай Мирликийский. На лопатках зап. пары подкупольных опор друг напротив друга представлены архангелы Михаил и Гавриил как стражи, охраняющие вход в храм, что характерно для серб. ансамблей поздневизант. периода. Рядом с ними прп. Симеон Мироточивый и свт. Савва Сербский - основатели Сербского государства и Церкви. Их частое появление в росписях Моравского периода было связано со стремлением кн. Лазаря подчеркнуть преемство династии Неманичей. Христос Спаситель. Роспись над порталом нартекса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Христос Спаситель. Роспись над порталом нартекса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Росписи притвора многочисленны и хорошо сохранились (кроме верхнего яруса). В 2 сводах под куполом и в откосах круглых окон представлены ветхозаветные цари, в парусах - гимнографы, прославлявшие Пресв. Богородицу (фрагментарно сохр. одна фигура). Ниже в 3 яруса располагаются циклы детства Христа и Пресв. Богородицы: «Отвержение даров», «Моление Анны, и Иоаким, уходящий в пустыню», «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых врат», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иоаким и Анна ласкают маленькую Марию», «Благословение первосвященников», «Первые шаги Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Моление Захарии о посохах», «Обручение Марии Иосифу», «Благовещение Пресв. Богородице», «Упреки Иосифа», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Первый сон Иосифа», «Путь в Вифлеем», «Перепись населения» (где правитель Квирин ошибочно подписан как Август Кесарь), «Поклонение волхвов», «Возвращение волхвов», «Второй сон Иосифа» и «Бегство в Египет». Цикл начинается под барабаном с истории Иоакима и Анны, продолжается сценами детства Пресв. Богородицы в следующем ярусе, ниже располагаются сцены детства Христа. Эти сюжеты очень близки к аналогичным циклам в Кахрие-джами (1316-1321) и Куртя-де-Арджеш (ок.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Папы Григорий и Бенедикт заранее прокляли тех, кто явится в Пизу, но их авторитет был уже слишком слаб. Всего в Пизу съехалось 25 кардиналов и около 100 епископов. На 15-м заседании 5 июня 1409 г. Пизанский собор низлагает обоих пап и избирает на престол нового, уже одновременно третьего папу, Александра V. При своем избрании Александр поклялся, что не распустит собор, но не сдержал своего слова и под предлогом подготовки к Вселенскому собору через три года распускает Пизанское совещание. Григорий XII, как и Бенедикт, отказывается признавать постановления Пизанского собора и в ответ проводит свой собор в  Чивидале-дель-Фриули, на котором объявляет Бенедикта и Александра схизматиками, но при этом  заявляет о готовности отречься в случае, если и другие двое пап пойдут на такой шаг. Через несколько месяцев скончался папа Александр V и на его место возводится Иоанн XXIII. Существует мнение, что папа Иоанн был «моральным монстром», но такой образ создали ему его противники. Скорее он был яркой светской личностью, которая не хотела расставаться с достигнутым положением. Когда становится понятно, что от Иоанна XXIII нельзя дождаться серьезных действий для обретения единства, взоры сторонников объединения направляются в сторону короля Сигизмунда. Сигизмунд берется за ликвидацию раскола. Подвигло его к этому, с одной стороны, желание стать императором Священной Римской империи, о чем нельзя было мечтать, пока не восстановлено церковное единство; с другой стороны, король Германии одним из первых понял всю опасность нарастающего в Европе национально-религиозного движения, угрожавшего всему феодальному строю. Удача была на стороне Сигизмунда. Папы Григорий и Бенедикт постепенно теряют свое влияние в Европе, и даже неаполитанский король Владислав в 1412 г. признает Иоанна XXIII законным понтификом. Но в июне 1413 г. Владислав вынуждает Иоанна XXIII покинуть Пизу и искать убежища во Флоренции, где его приняли далеко не радушно. Иоанну срочно нужен был влиятельный покровитель, которым и становится Сигизмунд. 9 декабря 1413 г. папе Иоанну III ничего не оставалось делать, как только издать буллу, подтверждающую произнесенный еще в конце октября призыв Сигизмунда к созыву Вселенского собора в Констанце. Согласно булле папы первым пунктом на повестке собора стояло преодоление «Великого раскола». 5 ноября 1414 г. Папа Иоанн XXIII торжественно открыл собор, объявив его продолжением совещания в Пизе. Судя по всему, Иоанн еще надеялся быть признанным единственным законным папой, но эти надежды не оправдались. Подавляющее большинство членов собора решило, что единства удастся достигнуть только в результате отречения всех трех пап. Одновременно Сигизмунд и собор признали правомочными папскими легатами представителей Григория и Бенедикта, прибывших на собор.

http://bogoslov.ru/article/3200588

кафедра, пользовавшаяся покровительством вел. князей литов., ее юрисдикция распространялась не только на земли Литвы, но и на территорию Зап. Руси. В 1390 г. митр. Киприан окончательно обосновался в Москве, но не перестал посещать юго-западнорус. епархии (в литов. земли он приезжал в 1398, когда по настоянию Витовта вынужден был отстранить от управления Туровской епархией еп. Антония). После смерти Киприана в 1406 г. вел. кн. Витовт отправил в К-поль Полоцкого архиеп. Феодосия для поставления на Киевскую митрополию. Однако на Киевскую кафедру был возведен Фотий (1408-1431), к-рый, проживая в Сев.-Вост. Руси, старался посещать западнорус. епархии. В кон. XIV в. Витовт ликвидировал в ВКЛ ряд удельных княжеств, преобразовав их в наместничества, что имело негативные последствия для правосл. Церкви, т. к. князья из рода Гедиминовичей и Ольгердовичей, сидевшие в рус. землях, благосклонно относились к церковным нуждам, являлись основателями новых храмов и мон-рей. Так, кн. Симеон-Лугвений Ольгердович († 1399) основал недалеко от Мстиславля Успенский и Онуфриевский мон-ри. Кн. Андрей Полоцкий († 1399) дал жалованную грамоту Свято-Троицкой обители, располагавшейся за р. Полотой. Его сын кн. Михаил Андреевич († 1385) основал в полоцком замке Петровский мон-рь. В 1402 г. в полоцкий Лукомль, входивший в удел супруги Витовта, из разоренного татарами после битвы на Ворскле (1399) Жидичинского мон-ря на Волыни были перенесены частицы мощей свт. Николая, в память о чем в городе был воздвигнут крест (по др. источникам, храм). От мощей святителя в городе совершались чудотворения. В XIV - 1-й пол. XV в. на белорус. землях были написаны Друцкое, Мстижское, Пинское Евангелия, создана «Книга, списанная на ересь латинскую» (РНБ. Q. п. I. 7). В 1413 г. Витовт совместно с Ягайло издал Городельский привилей, декларировавший, что только католики могут занимать в ВКЛ высшие гос. должности, пользоваться имущественными льготами и иметь личные родовые гербы. После 1413 г. на всех видных адм. постах ВКЛ источники указывают знатных литов.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Он начал активно вмешиваться в борьбу между наследниками Баязида, поддерживая то одного, то другого претендента на престол. Такая политика приносила свои плоды: в борьбе за власть тур. принцы искали альянса с Византией. Одновременно М. П. прилагал дипломатические усилия к поиску помощи от зап. правителей, отправляя послов во Францию, в Англию, в Арагон, в Венецию, к папскому двору, однако всякий раз сталкивался с безразличием Запада к судьбе Византии. Внутреннее положение М. П. усугубилось катастрофической нехваткой финансовых ресурсов. Серьезные споры разгорелись в Церкви в связи со смещением К-польского патриарха Матфея I в 1402 г. В Морее нарастало сопротивление местных магнатов. После смерти брата М. П., деспота Мореи Феодора I, в 1407 г. он назначил новым деспотом своего сына Феодора II и лично отправился в Мистру, чтобы усмирить местную знать и упорядочить дела в Морее. После смерти Иоанна VII (1408) М. П. прибыл в Фессалонику, чтобы передать ее под управление др. своего сына, Андроника. В 1414-1415 гг. М. П. вновь побывал на Пелопоннесе и лично контролировал восстановление оборонительной стены (Гексамилиона) на Коринфском перешейке для обеспечения безопасности морейских владений с севера. Смерть имп. Мануила II Палеолога. Миниатюра из Летописного свода. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 29) Смерть имп. Мануила II Палеолога. Миниатюра из Летописного свода. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 29) Междоусобица преемников Баязида I (1403-1413) исключила активные действия турок против Византии. И все же в 1411 г. К-поль был осажден, пусть ненадолго и безуспешно, войсками Мусы, одного из претендентов на тур. престол, поскольку М. П. оказывал поддержку его сопернику в борьбе за власть Сулейману. Ситуация в регионе стала меняться, когда в 1413 г. победу в османской междоусобице одержал султан Мехмед I (1402-1421), консолидировавший тур. владения и укрепивший свою власть в М. Азии. Мехмед еще поддерживал мирные отношения с М. П. Новый этап тур. завоевания Византии начался с воцарением султана Мурада II (1421-1451).

http://pravenc.ru/text/2561896.html

Время архиерейства И. характеризуется активным храмовым строительством. В 1390 г. И. освятил каменную ц. равноапостольных Константина и Елены, деревянную ц. св. Афанасия у собора Св. Софии (обетную, построенную за один день во время эпидемии чумы, после чего мор прекратился «стоянием и владычним благословением» - НПЛ. 1950. С. 384), придел Покрова Пресв. Богородицы в ц. св. Иакова на Яковлевой ул., устроенный после мироточения иконы Покрова Пресв. Богородицы. В 1394 г. сгорели владычный двор и «маковица» собора Св. Софии, починенная по распоряжению И. в следующем году. В 1408 г. по благословению И. Софийский собор был покрыт свинцом, на нем устроена новая «маковица», покрытая золотом; в 1409 г. по распоряжению архиерея построили «теремець камен, идеже воду свящають на всякыи месяць, и пекленицю (пекарню.- М. П.) камену» (Там же. С. 401). В 1394 г. И. освятил ц. вмч. Димитрия на Даньславле ул. В 1398 г. архиепископ «с попы и с клиросом Святеи Софеи» поставил и освятил ц. Воскресения Христова «на воротех», храм по повелению И. был расписан в 1400 г. 1 окт. 1399 г. архиепископ освятил каменную ц. Покрова в Зверином мон-ре, построенную новгородцами «пометом», т. е. на пожертвования (по данному случаю во владычной летописи приводится молитва Пресв. Богородице об И.- Там же. С. 394). В том же году архиерей освятил каменную ц. во имя равноапостольных Константина и Елены на Яневой ул. В 1413 г. И. в престольный праздник освятил каменную ц. в честь Собора арх. Гавриила на Хревковой ул. (поставленную на средства воевод и воинов, участвовавших в походе на швед. крепость Выборг). Большинство указанных церквей находились в Неревском конце или примыкали к нему, что заставляет предположить особую связь владыки, по крайней мере в кон. 80-х - 90-х гг. XIV в., с боярскими кланами этой части Новгорода. При И. были построены следующие каменные храмы, об освящении к-рых архиепископом в летописях не говорится: св. Симеона на Чудинцевой ул. (1392), Собора арх. Михаила (1395) и Чуда арх. Михаила в Хонех (1407) в Аркаже (Аркадиевском) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Чудинцевой ул., св. Варвары на Черницыной ул., а также св. князей Бориса и Глеба в Русе (1403), Рождества св. Иоанна Предтечи в Росткином мон-ре, св. апостолов Петра и Павла в Кожевниках и св. Никиты в Плотницком конце (1406), св. Власия на Волосовой ул. (1407), надвратная ц. во имя прп. Варлаама Хутынского в Лисицком мон-ре, св. Георгия и Благовещения в Русе (1410), свт. Николая в Порхове (1412), Зачатия св. Иоанна Предтечи на Десятине (1413), св. Евфимия в Плотницком конце (1414), а также придел 3 отроков в ц. св. Михаила на Прусской ул. (1402). За время архиерейства И. каменные церкви были сооружены и в Пскове.

http://pravenc.ru/text/469552.html

Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Однако Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии. Тогда султан завоевал Болгарию, приступил к столице империи и держал самую продолжительную в истории Константинополя осаду с 1394 по 1402 год. За помощью против турков Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Откликнулся венгерский король Сигизмунд: он отправился в поход против турок, который закончился полным поражением венгров 25 сентября 1396 года в сражении у Никополя. В 1399 году французский полководец Букико прорвал турецкую блокаду Константинополя и прибыл к осажденным с 1200 воинами. С 1400 по 1403 год Мануил объезжал европейские столицы, пытаясь убедить королей составить союз против турок. Однако помощь пришла совсем с неожиданной стороны – от Тамерлана, чей опустошительный набег на Русь за несколько лет до этого был остановлен чудом Владимирской иконы Богородицы. В 1402 году, потерпев сокрушительное поражение от монголов, турки вынуждены были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи. В 1413 году Мануил помог следующему султану Мехмету I (1413–1421) в войне с его братом Мусой, благодаря чему Мехмет поддерживал мир с Византией во все время своего правления. В 1421 году Мануил посадил на трон своего сына Иоанна VIII, а сам ушел в монастырь Перивлептос, где принял постриг с именем Матфей. Из-за недальновидных политических шагов Иоанна VIII султан Мурад II (1421–1451) в 1422 году предпринял осаду Константинополя, к счастью, неудачную. 21 июля 1425 года после продолжительной болезни Мануил-Матфей умер и был похоронен в монастырской церкви Вседержителя. Стойкость, смелость, честность и верность истине не погубили Мануила II Палеолога, но, напротив, помогли стать последним ярким императором Византии.

http://religare.ru/2_33125.html

Книгописная деятельность Г. во мн. отношениях представляет связующее звено между традицией тырновской Болгарии и книжной культурой Молдавского княжества XV-XVI вв. Четьи рукописи Г. представляют своеобразную б-ку тырновских сочинений (патриарха Болгарского Евфимия , митр. Киевского Григория Цамблака) и переводов XIV в., при этом выполненные им списки ряда произведений (Житие Варвара Мироточца и стихи ему в сборнике 1441 г., Житие Иоанна Нового Сучавского в списке 1-й трети XV в., Похвальное слово Михаила Вальсамона мученикам Антонию, Евстафию и Иоанну Виленским в сборнике 1439 г.) являются самыми старшими в рукописной традиции. Правописная и акцентная системы (подробно проанализированные Яцимирским в монографии о Григории Цамблаке) следуют нормам, выработанным на Афоне и в Тырнове в 3-й четв. XIV в. Все типы почерков, к-рыми он пользовался на письме, представляют продолжение и развитие тырновских образцов сер.- 2-й пол. XIV в. Художественное оформление рукописей Г. восходит к одному из вариантов (монастырскому) болг. книжной иллюминации XIV в. В истории слав. книгописания в Молдавском княжестве в XV-XVI вв. Г. является знаковой фигурой, выступая во всех отношениях как зачинатель местной книжной традиции; известен лишь совр. ему молдав. книгописец «поп Дамиан», отождествляемый с соименным настоятелем Нямецкого мон-ря, переписавший в 1412-1413 гг. Лествицу Иоанна Синайского, сохранившуюся под одним переплетом со старшей рукописью Г. В переписанных Г. рукописях представлена большая часть позднейшего репертуара славяно-молдав. книжности. Нек-рые переписанные (и, вероятно, составленные) им сборники в XVI в. копировались целиком (напр., сборник 1413 г. (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 164) в рукописи Б-ки Свящ. Синода Румынской Православной Церкви (Бухарест). III. 26 - см.: Томова Е. Сборник БСС, III. 26 от Библиотеката на Светия Синод в Букурещ//Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 28/29. С. 119-124). Внешний вид молдав. рукописной книги XV-XVII вв. (типы письма, в частности характерный «молдавский» литургический полуустав, заголовки, орнаментальный стиль и иерархия иллюминации) в полной мере представлен уже в рукописях Г. и впосл. скорее консервируется, чем развивается. То же наблюдается и в сфере орфографии и акцентуации (см.: Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдав. рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 139-168).

http://pravenc.ru/text/161279.html

Повесть о Луке Колочском Подготовка текста перевод и комментарии Л. И. Журовой «Повесть о Луке Колочском» – один из оригинальных памятников XV–XVI вв., который, видимо, возник в Северо-восточной Руси. В основе сюжета лежит традиционный для древнерусской литературы мотив о явлении чудотворной иконы и рассказ об основании Колочского монастыря. Но основным содержанием «Повести» стало изобилующее беллетристическими элементами занимательное повествование о неправедной жизни простого селянина Луки, неожиданно разбогатевшего за счет иконы. Конфликт строится на взаимоотношениях удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского и земледельца; это обстоятельство позволяет поставить вопрос об особом идейном звучании литературного произведения, отразившем одну из актуальных проблем своего времени – учение о пределах царской власти. Литературная история «Повести о Луке Колочском» тесно связана с историей Можайского княжества. Можайск – один из первых «примыслов» московских князей XIV в. Первое упоминание о Можайске относится к 1293 г. Однако рост города связан с XIV–XV вв., когда Можайск становится опорным пунктом борьбы против литовского наступления и важным центром на торговом пути с Западом. В начале XIV в. Можайск входил во владения московских князей и передавался старшему сыну, после Дмитрия Донского стал центром самостоятельного удела. В Можайске в начале XV в. чеканилась своя монета, можайские князья выплачивали большую дань Орде, можайские купцы торговали с западными странами и с Кафой (Феодосией). Все это – показатели экономической и политической мощи Можайского княжества. Упоминаемый в «Повести» Андрей Дмитриевич Можайский, третий младший сын великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, получил по завещанию отца в удел Можайск. Вся деятельность князя Андрея Дмитриевича как правителя говорит о том, что он стремился показать себя умелым организатором, заботящимся о своих владениях. Князь занимался не только административными вопросами, но вмешивался в дела церковные. Известно «Послание» Кирилла Белозерского, написанное в 1408 или в 1413 г. (1413 г. – год основания Колочского монастыря), которое служит своеобразным примером так называемого «среднего» мнения по вопросу о пределах царской власти. Суть этого мнения заключалась в том, что князю не подвластна сфера церковных отношений, но власть князя не ограничивается делами исключительно светскими, в его обязанности, по мнению Кирилла, должна входить забота о том, чтобы его подданные выполняли предписания веры, которым их учат духовные наставники. Содержание «Повести о Луке Колочском» перекликается с этой мыслью Белозерского старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010