Святейший Синод 8 декабря 1910 г. благоизволил признать в лике святых Святителя Белгородского Иоасафа. На всеподданнейшем о сем докладе Император Николай II начертал 10 декабря: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием». Святитель Киприан Московский 23 16 сентября, 27 мая Преставившийся 550 лет назад святитель Киприан, митрополит Киевский, является выдающимся архипастырем Православной Церкви. Родился он около 1330 г. в стольном, с 1186 по 1392 гг., городе Болгарии Тернове (Тырнове), принадлежа к знатному боярскому роду Цамвлаков. В болгарском синодике недели Православия, писанном в XIV в., один из Цамвлаков значится великим примикирием, что соответствовало в позднейшем должности обер-церемониймейстера Двора и начальника государственной квартиры на войне. Как свидетельствует «Афонский Патерик», Киприан, по окончании своего школьного воспитания, чувствуя влечение к иночеству, отправился, по совету своего духовного наставника и родственника Евфимия, на святую гору Афон. То было время, когда Святая гора прославилась успешной борьбой с лжеучителями Варлаамом и Акиндином, превратно толковавшими «умное» делание (плоды Иисусовой молитвы). Юный инок Киприан почерпнул много знаний и духовного опыта, подвизаясь, как можно предполагать, в одном из славянских монастырей. Вел он переписку с блаженным Евфимием, тогда уже Патриархом. Занимался он преимущественно списыванием и переводом книг, обогатив изучением святоотеческих писаний свой ум и сердце. Это в будущем дало ему возможность, по отзыву митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) , «сделаться восстановителем упавшего в России духовного просвещения». Тогда на Афоне в цветущем состоянии была славяно-сербская письменность. То, что Киприан имел больше всего дело с трудами в этой области сербских иноков, привело позднейших писателей к ошибочному присвоению ему сербского происхождения. Многие славянские книги были переведены с греческого в древнейшей из святогорских обителей, Лавре св. Афанасия. Лаврой при Киприане управлял игумен Филофей, просвещенный духовный писатель, возведенный в 1354 г. на Константинопольский Патриарший Престол. Он снова пребывал на Афоне с 1355 по 1364 г., по оставлении в первый раз Патриаршества. Ему хорошо известен был ученый инок Киприан. Когда он в 1364 г. вторично возглавил Константинопольскую Церковь , то назначил Киприана «ближним» при себе монахом – чиновным клириком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Однако вряд ли с этим можно согласиться. Судя по всему, речь в патриаршей грамоте идет о событиях более ранних, чем 1374 г. Для подобного вывода у нас имеются несколько оснований. Прежде всего, нам неизвестны случаи, когда поставленный митрополитом епископ управлял своей епархией не самостоятельно, а в качестве митрополичьего экзарха. Между тем, у нас есть косвенные подтверждения того, что до 1374 г. Нижний Новгород в церковном отношении действительно управлялся от имени митрополита. Об этом говорят известие летописца о пребывании митрополита Алексея в Нижнем Новгороде в 1370 г. 424 , а также то, что русские летописи на протяжении целого десятилетия, в промежуток между смертью суздальского епископа Алексея в 1364 г. и поставлением Дионисия в 1374 г., не называют ни одного суздальского епископа, хотя известия о событиях церковной жизни во владениях суздальских князей встречаются у летописца регулярно. (Из церковных известий во владениях суздальских князей в 1364–1374 гг. упоминаются: смерть и похороны в нижегородской церкви св. Спаса князя Андрея Константиновича 2 июня 1365 г.; женитьба 18 января 1366 г. великого князя Дмитрия Московского на дочери суздальского князя Дмитрия Константиновича; гибель монахов в монастыре св. Лазаря в Городце от грома 23 июля 1367 г.; пожар соборной церкви св. Михаила в Городце и церкви св. Михаила в Суздале от молнии 11 апреля 1368 г.; восстановление князем Борисом Константиновичем Суздальским сгоревшей соборной церкви св. Михаила летом 1370 г.; строительство каменной церкви св. Николы князем Дмитрием Константиновичем в Нижнем Новгороде летом 1371 г.; чудо с колоколом у церкви св. Спаса в Нижнем Новгороде летом 1372 г. 425 ). Наконец, обращает на себя внимание, что патриарх Антоний, обращаясь к суздальскому архиепископу Евфросину, применительно к его предшественнику на суздальской кафедре употребляет термин «твой монах», хотя в Константинополе было известно, что Дионисий являлся суздальским владыкой 426 . Вероятно, вскоре после знакомства с Сергием Дионисий получил сан архимандрита и стал руководителем нижегородского духовенства. Чтобы предупредить возможное недовольство нижегородской паствы фактическим уничтожением суздальской епархии, митрополит Алексей направил вместе с Сергием в Нижний Новгород «поучение жителям нижегородских и Городецких пределов». Оно дошло до нас в единственном списке рубежа XIV–XV вв. в одной из рукописей московского Чудова монастыря 427 . В нем митрополит Алексей, обращаясь к «игуменомъ, попомъ и диаконом и всем правовернымъ христианомъ всего предела Новгородского и Городецкого», призывал их подчиниться непосредственной власти митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

292 Митреа ссылается на Малые византийские хроники, изданные Петером Шрайнером в 1975–1979 гг.: Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 77, n. 289. На русском языке данные хроники представлены: Сайт «Библиотека древних текстов». URL: (дата посещения: 16.02.2020). Д. Цендикопулос указывает, что свт. Филофей вернулся на патриарший престол 08.10.1364 (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 374). 293 В историографии заметна динамика в датировке сроков патриаршества свт. Филофея (Коккина), она представлена в табличном виде в приложении на С. 351 . 295 2 период патриаршества свт. Филофея, который составляет довольно длительный промежуток времени ок. 12 лет, представляет собой время, насыщенное различными событиями, как политическими, так и церковными. Единственным трудом, который подробно изучает деятельность свт. Филофея в этот перид, является монография Д. Цендикопулоса (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 69–154). В монографии М. Митреа данный период также не раскрывается: он занимает всего 3 страницы текста (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 76–79). 303 А именно 18 октября 1369 г., как уточняет Д. Цендикопулос (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 375). 306 Поляковская М. А. Византия... С. 242, строки 18–22. Также см.: Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 55. 310 Дунаев А. Г. Кидонис//Православная энциклопедия. Т. 32. С. 657–663.//Сайт Православная энциклопедия. 2018. 28.04. URL: http://www.pravenc.ru/text/1684327.html (дата обращения: 19.03.2020). 311 Как указывает Д. Цендикопулос, еще в 1364 или 1367 г. святитель в ответ на письмо монахов Великой Лавры выразил свое одобрение о праздновании памяти свт. Григория (Паламы) (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 374). 313 Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. Москва: Энциклопедия российских деревень, 2006. С. 201. 314 История послания даров свт. Филофеем прп. Сергию Радонежскому подробно рассматривается в монографии К. А. Аверьянова 2006 г. (Аверьянов К. А. Сергий Радонежский… С. 199–211; в широком контексте – здесь же, в главе 5 на С. 179–239). Результаты исследований, упоминаемых в нашей работе, Аверьяновым учтены (а именно: Статья «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского»… (дата обращения 12.03.20); Белоброва О. А. Посольство Константинопольского патриарха... С. 18; Кучкин В. А. Сергий Радонежский... С. 75–92).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

33. Иоанна Калеки (1335–1347) тридцать четыре документа, из коих два касаются брачного права (воспрещение посвящения клирику, обручившемуся сначала с одной и женившемуся впоследствии на другой, послание к митрополиту Трапезундскому с требованием не терпеть более конкубината императора Василия II Комнена Трапезундского), три о волшебстве 1531 и одно послание к русскому митрополиту Феогносту об открытии мощей св. Петра митрополита 1532 . 34. К патриаршеству Исидора (1347–1350) относится семнадцать документов, в том числе завещание патриарха 1533 и постановление о присоединении Галицкой митрополии к Киевской 1534 , а также грамота, призывающая галицкого митрополита на суд 1535 . 35. К патриаршеству Каллиста (1350–1354, 1355–1364) относится пятьдесят документов, из коих два относятся к брачному праву (синодальный акт о бракосочетании между царевичем Андроником, сыном Иоанна Палеолога, и дочерью царя болгарского Иоанна-Александра, и запрещение браков, заключаемых в раннем возрасте) 1536 , и два к делам русской церкви (деяние о русском и литовском митрополитах и грамота к Роману Литовскому митрополиту) 1537 . 36. К патриаршеству Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376) относятся сто сорок пять документов, из числа коих одно послание направлено против развращения нравов и в нем напоминается запрещение третьего и четвертого браков 1538 , и 17 относятся к делам русской церкви 1539 . Может быть к этому времени, или же к патриаршеству Каллиста, относится определение, ограничивающее тремя случаями препятствия к браку по причине духовного родства 1540 . Кроме того сохранились замечания Филофея, адресованные к Арменопулу, о политических анафемах, при чем патриарх присоединяется к мнению Златоуста и Вальсамона 1541 . 37. К патриаршеству Нила Керамевса (1380–1389) относится шестьдесят пять документов 1542 , из коих один об устройстве антиминсов 1543 и пять по делам русской церкви 1544 . Кроме того вероятно Нилу принадлежит послание константинопольского патриарха к одному русскому игумену (по предположению Сергию Радонежскому) об иноческой жизни 1545 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Сергия), и Симоновский монастырь, игуменом которого стал Феодор, племянник преп. Сергия и неутомимый поборник византийско–русских связей. Преп. Сергий был близок к великокняжескому двору (в 1375 году он крестил сына Дмитрия)   и к митрополиту Алексию, предполагавшему назначить его своим преемником. Эти факты указывают на то, что Алексий в своих промосковских настроениях не мог не принимать во внимание грамот, которые получал после 1370 года от патриарха Филофея, чей посланник Киприан, будущий митрополит, также присутствовал при крещении в Переяславле.   Эти грамоты, как мы увидим ниже, вполне критически оценивали безоговорочную поддержку Алексием московской позиции в 1368 году и рекомендовали митрополиту учесть законные жалобы православного населения юго–западной Руси. Когда 8 октября 1364 года Филофей во второй раз стал патриархом,   Алексий, которого он поставил митрополитом Киевским и всея Руси, уже единолично управлял митрополией, поскольку Роман в 1362 году умер. Между 1364 и 1370 гг. Филофей без колебаний поддерживал митрополита Алексия, подкрепляя престижем патриархата все его действия, церковные и гражданские. Вероятно, наиболее характерной акцией, выразившей неприязнь и недоверие митрополита к Ольгерду, была торжественная канонизация трех литовских мучеников — Антония, Иоанна и Евстафия, которые были крещены священником Нестором в Вильне и замучены по приказанию Ольгерда в 1347 году.   По всей видимости, эти новые святые были канонизированы Алексием, чтобы дискредитировать Ольгерда как потенциального лидера православной Руси. В 1347 году частицы мощей были даже доставлены в Константинополь, выставлены, по распоряжению патриарха Филофея, для поклонения в храме Св. Софии и прославлены в официальном греческом панегирике, сочиненном ритором Михаилом Вальсамоном.   Этот необычный жест Филофея   не только поддерживал дело Москвы, но одновременно выражал переориентацию политики патриарха, озабоченного судьбой православных верующих в Литве. Среди документов патриархата за этот период содержится ряд текстов, которые помогают не только удостовериться в полной поддержке, оказывавшейся Филофеем политике Москвы, но также определить точную дату, когда именно произошел явный поворот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Тогда же, как свидетельствуют летописи, был распят Антиохийский патриарх. Чтобы понять, что в действительности произошло с патриархом после похода Пьера Лузиньяна, надо сначала определить, кто им был в то время. В 1359 г. Антиохийский Патриархат охватила смута: патриарх Игнатий был свергнут и бежал на Кипр, его противники провозгласили патриархом Дамасского митрополита Пахомия. Из всех причин этого конфликта мы в состоянии разглядеть только внешний, византийский фактор – исихастские споры того времени. Игнатий был противником паламитов и, вероятно, филокатоликом; Пахомий, напротив, ориентировался на исихастов. Ж. Насралла ошибочно полагал, что Игнатий умер на Кипре в 1366 г. и оказался невольным виновником гонений на свою паству после похода кипрского короля на Александрию 644 . На самом деле Игнатий умер в 1364 г., как совершенно ясно свидетельствует летопись конца XIV в. Антиохийского патриарха Михаила II, сохранившаяся в передаче Павла Алеппского 645 , Пахомий в течение двух лет был единственным Антиохийским патриархом. От этого времени сохранилась грамота антиохийского клира к константинопольскому первосвятителю Филофею (второе патриаршество: 1364–1376 гг.), где подтверждаются прерогативы Пахомия как законного патриарха. Послание датируется исследователями началом 1365 г., прочие датировки неубедительны. Под грамотой стоят имена всех антиохийских архиереев; но, к досаде позднейших ученых, издатели XIX в. опубликовали только те подписи, что были сделаны по-гречески, не сообщив даже число сирийских подписей. Приведем имена этих людей, которым меньше чем через год суждено было оказаться в мамлюкских зинданах: Пахомий, патриарх Антиохийский; Герман, католикос Ромагириса и экзарх всей Иверии; Нифонт, митрополит Апамеи; Григорий, митрополит Помпеополиса (в Киликии); Софроний, митрополит Илиополя (Баальбека); Арсений, митрополит Востры; Софроний, митрополит Мопсуэстии; Павел, митрополит Бейрута; Симеон, митрополит Эмесы (Хомса) 646 ; Мелхес (Мелкий), митрополит Триполи; Евфимий, митрополит Эдессы 647 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особая ревность и стремление научить и духовно просветить проявилась у о. Николая в послереволюционное время, когда мрак безбожия и нравственное опустошение расползались по стране. Хронологически видна активность о. Николая, как проповедника-просветителя. Записи его проповедей хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии 437 . 7 ноября 1916 года. Речь перед панихидой у гроба Преосвященного Никанора (Надежина) епископа Олонецкого и Петрозаводского. С. 78. 19 мая 1918 года. Слово перед молебном по окончании 1917–1918 учебного года в Олонецкой Духовной Семинарии. С. 55. 16/3 апреля 1920 года. Речь при открытии Петроградского Богословского института (в Петрограде). С. 57. 13 апреля 1920 года. Речь, сказанная в ответ на приветствия Богословскому Институту от разных учреждений и лиц. С. 60. 19 мая 1920 года. Слово по случаю 100-летней годовщины со дня рождения (05. 05. 1820) историка Сергея Михайловича Соловьева . (Сказано в храме Троицкого подворья при Петроградском Богословском Институте). С. 79. 26/13 июля 1920 года. Слово перед отпеванием профессора-академика Б.А. Тураева . С. 83. 20/7 августа 1920 года. Слово перед отпеванием академика Алексея Александровича Шахматова в Петрограде. С. 85. 19/6 марта 1921 года. Беседа 10-я в Казанском соборе. Христианство , его исторический ход и победа над древним миром. С. 363–369. Р-1363. 25/12 апреля 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Евангельское изображение Христа, как Богочеловека. С. 17–26. Р-1363. 17/30 июня 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Богочеловек Иисус, как совершитель нашего спасения. С. 123–134. Р-1363. 28 августа 1921 года. 17-я беседа в Казанском соборе: О Церкви. Церковь в мире. Отношение к ней и ее значение для мира. С. 149–156. Р-1364. 31 октября/13 ноября 1921 года. Слово в Казанском соборе перед панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября. С. 87. 17 февраля 1924 года. Беседа 18-я в Морском соборе: О Царстве Божием. С. 35–42. Р-1364.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прибыл к Даниилу Галичскому, передал сыну его Роману Новгродок, Волковиск, Слоним, – а сам постригся в иноки у Полонинского игумена Григория, известного благочестием; три года провел в подвигах; потом отправился в св. гору Афон: но, не могши дойти по опасностям времени, возвратился из Болгарии в отечество 52 ; здесь, на берегу Немана, не вдали от Новгродка, основал он свой монастырь и стал подвизаться в нем. Напрасно язычник отец и ласками и угрозами понуждал его возвратиться к язычеству; он не хотел и слышать о том 53 . В 1263 г. убит был жестокий отец Воишелга Миндовг. Воишелг положил отмстить кровь его над язычниками. Тогда Довмонт, Князь Пальшанский, с 300 семейств литовских, удалился в Псков, и здесь с ними принял крещение. Воишелг в продолжение трех лет усмирил Литву, умертвил врагов отца своего; для распространения св. веры вызвал из Новгорода православных священников, преимущественно Псковских, как более знакомых с языком Литвы; потом (в 1268 г.) передал все владения зятю Шварну, а сам удалился в Угровесский монастырь 54 . Таким образом вся Литва перешла во владение христианского князя. Хотя Тройден, Вел. Князь Литвы после Шварна, жил как жестокий язычник: но три брата его (Сурпутий, Лесий и Винкели) была искренними и усердными христианами: «жили в любви, кротости и смирении, храня правую веру христианскую, пламенно любя веру и нищих» 55 . Сын Тройдена Римонт под именем Елиссея жил и умер иноком в Новгродском Лаврашевском монастыре, отдав престол Витену 56 . Древняя Литовская летопись говорит: «И тот Петр Гаштольд (ок. 1364 г.) найпервый принял (в Кракове) веру римскую и до Литвы принес... а римской веры в Литве не было, только русская замешалася» 57 . Летопись, говоря здесь о Литве, имеет в виду преимущественно Вильну – столицу Литвы со времени Гедимина (1305–1341): но и в Вильне, тем более по другим местам Литвы, Русская вера, вера православная, прежде 1364 г. ужо более, чем замешалась. Брачные союзы литовского княжеского дома с домами русских князей имели следствием более и более усиливавшееся значение православия в Литве 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИДОНИС [Кидони; греч. Πρχορος Κυδνης] Прохор (ок. 1335, Фессалоника - ок. 1370), афонский иеромонах, богослов-антипаламит, переводчик. Жизнь О К., младшем брате Димитрия Кидониса , известно очень мало - гл. обр. лишь о последних годах его жизни благодаря сведениям, содержащимся в томосе 1368 г. (см.: Mercati. 1931. P. 40-55; Demetrios Kydones. Briefe/Übers. u. erl. F. Tinnefeld. Stuttg., 1981. Bd. 1. H. 1. S. 237-244. (Biblioth. d. griechischen Literatur. Abt. Byzantinistik; 12); Rigo. 2004. P. 18-51). Рано лишившись отца, К. отправился на Афон, где был принят в число братии Великой Лавры . В первое время отношения его с Димитрием, занятым политической карьерой, были не очень близкими, но затем связь между братьями окрепла, о чем свидетельствует письмо ( Loenertz. 1956. N 108) Димитрия Кидониса губернатору о-ва Лемнос Георгию Синадину Астре (PLP, N 1598) в связи с поездкой К. на остров для сбора пожертвований в 1363 г. Ок. 1363-1364 гг. К. был рукоположен во иерея. По свидетельству Иакова Триканы , дошедшему в передаче Димитрия Кидониса ( Mercati. 1931. P. 321. 268-269), «философия его была украшением, данным Лавре от Бога». Доказательством этого служит его знакомство со схоластикой, в частности - с томизмом, на языке оригинала. Несомненно, что на формирование богословских взглядов и образование Прохора решающее влияние оказал старший брат. После того как 8 окт. 1364 г. К-польским патриархом стал Филофей Коккин , он начал - несмотря на обещание, данное Димитрию Кидонису,- преследование антипаламитов. Патриарх поручил Иакову Трикане следить за делами, словами и мыслями Прохора ( Mercati. 1931. P. 319. 210-213). В начале 1365 г. Димитрий Кидонис обращается к Георгию Синадину с просьбой походатайствовать перед императором об изгнанных монахах и о преследуемом брате ( Loenertz. 1956. N 96). Согласно актам К-польского Собора 1368 г., Прохор был заподозрен в неправомыслии, так что мн. афонские монахи прекратили из-за него общение с лаврскими насельниками.

http://pravenc.ru/text/1684327.html

В 1435 году Kapл VII, отец Людobuka XI, уступил герцогу Бургундскому Филиппу Доброму города по реке Сомме (к северу от Парижа) – Сен-Кантен, Бове, Перонну и др., оговорив право выкупить их впоследствии. Этой ценой Kapлy VII удалось добиться того, что Филипп Добрый разорвал союз с Англией и перешел на сторону французского короля. Обладание городами по Сомме было одной из главных целей борьбы Людobuka XI и Карла Смелого. Имеется в виду коварное убийство герцога Бургундии Иоанна Бесстрашного в 1419 году и союз его сына Филиппа Доброго с королем Kapлoм VII в 1435 году. Герцог делает вид, что не понял короля: Людовик говорит о коннетабле Сен-Поле, а герцог о святом Павле (Сен-Поль) и святом Петре (Сен-Пьер). Короли Франции и герцоги Бургундии принадлежали к одной династии Валуа. Первый герцог Бургундии из этой династий Филипп Смелый (1364–1404) был родным братом короля Франции Kapлa V (1364–1380), дед Людobuka XI Kapл VI и дед Карла Смелого Иоанн Бесстрашный были двоюродными братьями. Летописцем, или историком, Комин стал много позже, после смерти Людobuka XI. Так звали одного из графов Дугласов. – Примеч. автора. Богами враждебными желанья услышаны (лат.). Слова древнеримского поэта Ювенала. Брантом – французский писатель XVI века, оставивший записки о жизни королей, полководцев, придворных. У Скотта ошибка: брата Людobuka XI герцога Гиеннского звали Карлом, под этим именем он и упомянут ниже. Дикий Охотник – по народным поверьям, лесной дух, который охотится в глухих дебрях и пугает и прогоняет из леса охотников. Валлоны – население владений герцога Бургундского (ныне Бельгии), говорящее на французском языке; отряды бургундского войска, составленные из валлонов, носили черные латы и каски с черными перьями. Перевод Е. Бируковой. Знаменитая строка из поэмы великого итальянского поэта, уроженца Флоренции, Данте (1265–1321). В поэме Данте «Божественная комедия» изображен ад, над вратами которого начертаны эти слова (в другом переводе: «Оставь надежду всяк сюда входящий»). Карл Простоватый – король Франции в 898–923 гг., в 923 году во время мятежа крупных феодалов был взят в плен графом Вермандуа и умер (не был убит) после шести лет заключения в Пероннском замке.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010