5138 Упоминается только в Никоновской лет. (см. прим. Отметим упоминание еп. Евфимия Феотоки не по имени, а по прозванию. 5139 Первый раз упоминается в Лаврентьевской лет. под 1159 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 348), затем – под 1168 г. в связи со спором о праздничных днях, попадающих на среду или пяток. Епископ Антоний настаивал на соблюдении поста, а князь Мстислав Андреевич полагал иначе. Князь изгнал несогласного с ним епископа (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354–355). 5141 Упоминается в списке архиереев в Никоновской лет. (см. прим. 1). Одно и то же лицо с Захарией, приведенным в списке ниже? 5142 Упоминается в Лаврентьевской лет. под 1230 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 455), а также в 1231 г. при поставлении епископа Ростовского Кирилла (Там же. Стб. 456–457). В 1239 г. после разгрома Чернигова татары отпустили епископа Порфирия в Глухов (Там же. Стб. 469). Древние синодики отмечают в Смоленской епархии примерно в это же время тезоименитого епископа. Возможно, это Черниговский Порфирий, временно управлявший Смоленской епархией (см. Смоленская). 5143 См. Записи о поставлении Русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1888. 13. С. 452; 8. С. 451. Новейшие сведения см. Бибиков Μ. В. BYZANTINOROSSICA. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 584. 5144 Даты – по Н.Д. Девятисотлетие... С. 25. Упоминается в списке епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием под 1377 г. В Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 27) именуется Дебрянским, в Никоновской (ПСРЛ. Т. 11. С. 33) – Брянским. 5145 Даты – по Н.Д. Девятисотлетие... С. 25. Помещен в Воскресенской и Никоновской лет. под 1377 г. в числе епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием, но после Нафанаила Брянского(ПСРЛ. Т. 8. С. 27; Т. 11. С. 33). В обоих источниках он именуется Черниговским. 5146 Упоминается под 1389 г. в Никоновской лет. как один из епископов, сопровождавших митрополита Пимена при его поездке в Константинополь (ПСРЛ. Т. 11. С. 95). Под 1390 г. в Воскресенской лет. сказано: «Въ лто 1390. на Москву митрополить. Тогда же съ нимъ епископи на свою ... на Чернигов и на Брянеск епископъ...»(ПСРЛ. Т. 8. С. 60). («В год 1390. Прибыл в Москву митрополит Киприан. Тогда же прибыли с ним епископы Русские, каждый в свою епархию: на Чернигов и Брянск – Епископ Исаакий».) Последний раз упоминается в Никоновской лет. под 1416 г. в числе членов Собора, избравшего митрополитом Киевским и Литовским Григория Цамблака. (ПСРЛ Т. 11. С. 226–227).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате похода 540 Михаил Тверской признал себя «молодшим братом» Дмитрия Ивановича, а великое княжение – его «отчиной»: «А вотчины ти нашие Москвы, и всего великого княженья, и Новагорода Великого, блюсти, а не обидети. А вотчины ти нашие Москвы, и всего великого княженья, и Новагорода Великого, под нами не искати, и до живота, и твоим детем, и твоим братаничем». Он также отказался от сюзеренитета над Кашинским княжеством, взял на себя обязательство по совместным с Москвой действиям в отношении Орды (см. выше) и отказался впредь принимать ярлыки от татар на великое княжение (в обмен на обязательство Дмитрия не делать того же в отношении Твери) 541 . Ответом Мамая был удар по союзникам Москвы: в конце 1375 г. его отряды вновь повоевали Запьянье и разорили Новосиль – столицу князя Романа Семеновича. В 1376 г. великий князь «ходилъ за Оку ратию, стерегася рати тотарьское» 542 . Выход с войском за Оку, т.е. за пределы московских владений, – серьезная акция: очевидно, Дмитрий имел тогда основания ожидать ордынского похода на Москву и хотел встретить противника вне своей территории (как он сделал затем и в 1378, и в 1380 гг.). В начале 1377 г. соединенные силы Московского и Нижегородского княжеств (московскую рать возглавлял сын Корьяда-Михаила Гедиминовича Дмитрий Боброк, перешедший на службу в Москву, нижегородскую – сыновья Дмитрия Константиновича Василий и Иван) отправились в поход «на Болгары». Здесь правителями были тот же Асан, на которого был направлен поход 1370 г., и некий «Махмат-Солтан» Остается неясным, тождествен он «Салтан Бакову сыну», посаженному Дмитрием Константиновичем и Ачихожой в 1370 г., или самому хану Мухаммед-Бюлеку (который в сообщении о его воцарении в 1370 г. назван в летописи практически идентично – «Мамат Солтан»), и, соответственно, были ли Асан и Махмат-Солтан в 1377 г. зависимы от Мамая или самостоятельны 543 . Булгарские правители вынуждены были капитулировать, выплатить контрибуцию (2000 рублей двум великим князьям и 3000 – «воеводам и ратемъ») и принять даругу (сборщика дани) и таможенника 544 . Волжская Булгария, таким образом, оказывалась в зависимости от Нижнего Новгорода и Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

535 ...съ тестем своим Витовтом... владющу всею землею Киевскою и. Литовскою. – Витовт (Витаутас, 1350–1430) – с 1392 по 1430 г. великий князь Литвы. Дочь Витовта княгиня Софья была женой великого московского князя Василия I. При Витовте территория великого княжества Литовского достигла значительных размеров, доходя до берегов Черного моря и включая киевские земли. Витовт препятствовал объединительной политике московских князей и, нарушая врéменные союзы с Василием I, трижды вторгался со своей ратью в пределы Московского великого княжества. 536 И Быша потри лта воюючися. – Β течение 1406–1408 гг., временно замиряясь, Витовт захватил русские города Коложе и Одоев, а Василий I – г. Дмитровец; в 1408 г. состоялось противостояние русских и литовских войск на р. Угре, разделяющей княжества. 538 ...Светригайло Олгердовичь. – Свидригайло (Швидригайла, ок. 1370–1452), сын великого князя литовского Ольгерда (1345–1377 гг.) и брат Ягайла Ольгердовича, великого князя литовского (с 1377 по 1392 г., с перерывом), а с 1386 по 1434 г. – короля польского. Свидригайло Ольгердович был великим князем Литвы в 1430–1432 гг. Β 1408 г. принял сторону московского великого князя и получил от него в удел города Владимир, Переяславль, Юрьев, Волок, Ржев и половину Коломны. 539 Β нем же – и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери... Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых имя есть. Β ней же – чюдотворная икона Пречистыа... – Успенский собор во Владимире, построенный в 1158–1161 гт. при Андрее Боголюбском. 541 дядю своего князя Володимера... – Владимира Андреевича Серпуховского, который был двоюродным братом Димитрия Донского и участвовал во многих его походах (ум. в 1410 г.). 543 ...отъха къ Костром. – Β безуспешную погоню за Василием I Едигей направил 30-тысячное войско во главе с царевичем Тегрибердеем и князьями Якши-беем и Сеит-Али-беем. 545 ...объстоаще славный град Москву уже 20 дней... – Во время осады Москвы, длившейся три недели, никаких военных действий Едигей не предпринимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. Митреа на С. 78 (строки 19–20) снова замечает, что последние штрихи в житие свт. Григорию Паламе могли быть внесены во 2 период патриаршества свт. Филофея. Далее автор монографии упоминает, что Синодальный томос 1368 г. сообщает о том, что патриархи Каллист и Филофей оба занимались поиском свидетельств чудес по молитвам свт. Григория Паламы . Патриарх Каллист, например, писал викарным епископам и церковным чиновникам в Фессалонике, запрашивая письменные свидетельства чудес свт. Григория Паламы . Этот поиск был осуществлен по указу вдовствующей императрицы Анны Савойской, находившейся в то время в Фессалонике, а результаты были направлены патриарху Каллисту. Подобным образом свт. Филофей запрашивал информацию о чудесах свт. Григория у великого эконома Фессалоникской митрополии, который прислал святителю клятвенные свидетельства от тех, кто получил чудесную помощь от свт. Григория Паламы . Выборочно свт. Филофей включил эти свидетельства в текст жития свт. Григория. С. 79–84 – Этот раздел монографии посвящен последним годам жизни свт. Филофея (Коккина), его прославлению и церковному почитанию. Ë (С.79–84) Второй период патриаршества свт. Филофея продлился почти 12 лет. В середине августа 1376 г. имп. Иоанн V был вынужден отречься от престола в результате переворота, который совершил его сын Андроник IV. Андронику удавалось удерживать власть до июля 1379 г., когда его отец также сверг его с императорского престола. После переворота Андроника IV в 1376 г. свт. Филофей (Коккин) был смещен с патриаршего престола по причине, вероятно, своего отказа короновать узурпатора, и удалился в Константинопольский монастырь (вероятно, Акаталипт). Новым патриархом был назначен Макарий ок. июня 1377 г. Здесь М. Митреа не поддерживает точку зрения некоторых исследователей, что свт. Филофей сам ушел в отставку по причине преклонных лет и слабого здоровья (см. прим. 307 на С. 79). Точная дата смерти свт. Филофея (Коккина) не установлена. Автор монографии склоняется больше к версии, что святитель умер в промежутке между 1377 и 1378 гг. (см. прим. 310 на С. 79–80). Это мнение основывается на тексте жития митрополита Петра, составленного в 1381–1382 гг. близким соратником свт. Филофея Киприаном. В этом тексте Киприан сообщает, что после своего прибытия в Константинополь в июне 1378 г. он застал на престоле уже Макария, а свт. Филофей был заключен в монастыре, где умер год спустя. Но из текста не ясно, с какого момента времени Киприан отсчитывает этот год: с момента смещения свт. Филофея или с момента прибытия Киприана в Константинополь. Последование же службы свт. Филофею упоминает только день его смерти, который и считает в тексте датой его памяти, – 22 число, но какого месяца, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

2 авг. 1377 г. на р. Пьяне нижегородско-московская рать потерпела сокрушительное поражение от войска Мамаевой Орды, неожиданно напавшего на рус. полки при пособничестве мордов. князей. Погибли командовавшие нижегородским полком кн. Семен Михайлович и сын Д. К. Иван (утонул в Пьяне). Победители двинулись к Н. Новгороду. Д. К., будучи не в силах оказать сопротивление, удалился в Суздаль, а горожане попытались добраться до Городца-Радилова. 5 авг. Н. Новгород был взят и разграблен, были разорены также территории за р. Сурой, а осенью того же года на нижегородские земли совершила набег мордва. В ответ зимой 1377/78 г. Д. К. при поддержке Димитрия Московского послал на мордву с войсками Бориса Городецкого и сына Семена, разоривших мордов. земли и захвативших множество пленных. В июле 1378 г. неожиданно напавшее ордынское войско вновь захватило Н. Новгород. Захватчики отказались от предложенного Д. К. «окупа», и 24 июля город был сожжен. В Куликовской битве (1380) нижегородские силы участия не принимали, что, по-видимому, стало следствием систематического разорения нижегородских земель в предшествующие годы. Вероятно, это же обстоятельство обусловило поведение нижегородских князей во время похода Тохтамыша на Москву летом 1382 г. (годом раньше в Н. Новгород приходил посол от Тохтамыша царевич Акхожа, не решившийся идти в Москву). Когда войска Тохтамыша подошли к Рязанской земле, Д. К. выслал навстречу хану сыновей Василия и Семена с изъявлением лояльности. Во время осады Москвы нижегородские князья подтвердили горожанам заверения Тохтамыша о том, что город не будет разграблен. Однако, как только городские ворота были открыты, ордынцы перебили московских послов, ворвались в Кремль и, опустошив, сожгли его. На обратном пути хан отпустил Семена Дмитриевича вместе со своим послом Шихматом к Д. К., а Василия Кирдяпу как заложника увел с собой. Тогда же в Орду был вынужден отправиться за ярлыком на свое княжение Борис Городецкий. В 1383 г. в Орде шли напряженные переговоры, которые должны были урегулировать отношения рус. князей с Тохтамышем. С осени 1382 г. здесь находились князья Михаил Тверской, Борис Городецкий и Василий Кирдяпа. Весной 1383 г. в Орду приехало московское посольство во главе с сыном вел. князя Василием I Димитриевичем . Вскоре в Орде также оказались сын Бориса Городецкого Иван Тугой Лук и сын Д. К. Семен. Д. К. не дождался решения хана о распределении столов в Нижегородско-Суздальском княжестве. Князь скончался в своей столице, приняв перед смертью схиму с именем Феодор, похоронен возле своих родителей и брата св. кн. Андрея в нижегородском Спасо-Преображенском соборе. Имя Д. К. было внесено в синодик Успенского собора Московского Кремля, в синодики церквей и мон-рей Ростовской и Суздальской епархий. Узнав о кончине Д. К., Тохтамыш отдал ярлык на нижегородское княжение Борису Городецкому, кн. Семен Дмитриевич получил Суздаль, в 1387 г. хан отпустил на Русь кн. Василия Кирдяпу, пожаловав ему Городец-Радилов.

http://pravenc.ru/text/178237.html

Но Ольгерд сам тако сотворити не восхоте, вместо же себе даде им на княжение сына своего Андрея, и повеле ему, чрез крещение римское, паки креститися во Пскове, его же пришедша от литовския в православную веру, псковский священников собор вторицею крестиша». Опять делается ссылка на летопись. Но летопись опять говорит не то: о римском крещении Андрея, и о том, что его вторицею крестиша, и помину нет. «Князь Ольгерд, – читаем в Псковской летописи, – приведе сына своего Андрея, а еще бе не крещен... Псковичи много томишася, биюще челом князю Ольгерду, хотяще его крестити и на княжение посадити в Пскове, он же но въсхоте, но крести сына своего Андрея» 633 . В другой летописи читаем: «тако бо бяше ему имя молитвенное, не еще беше не крещен… И крестиша сына его (Ольгерда) Андрея в сборной церкви» 634 . 4) «Великий князь Симеон Иоаннович женат был на литовке, юже пришедшу от литовския в православную веру крестиша. Было ей литовское имя Августа, а во святом крещении Анастасия». Но здесь уже и беспоповщинский учитель не сказал, какая это литовская вера, – латинская или языческая; и, таким образом, указанный пример, как он и изложен, никакого доказательства не представляет. И в летописи о ней замечается: «родом литовка, прозвище ей бысть литовское Августа, а во святом крещении Анастасия 635 . Надобно иметь в виду, что в то время в Литве господствовало еще язычество. Ольгерд князь литовский, княживший с 1341 до 1377 г. (о крещении его сына Андрея мы уже говорили) был до конца жизни язычником, и даже гнал христиан; при нем были замучены два брата, бывшие его любимцы, названные в крещении Иоанном и Антонием 636 . Появлявшиеся в это время в Литве христиане были веры православной, а не латинской. Супруга Ольгерда Юлиания, княжна тверская, была православная; она-то и уговорила своего мужа принять св. крещение и схиму 637 . Латинская вера в это время была совершенно неизвестна в Литве. В первый раз занес оную в Литву некто Петр Гометольд, около 1364 г., т. е. спустя уже около 20 лет по смерти Анастасии 638 ; «наипервее, – читаем в летописи, –принял он веру римскую и до Литвы принес..., а римской веры в Литве не было, только русская замешалася» 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

1364 . Душина С. А. Идея теозиса в контексте нравственной философии Владимира Соловьева//Verbum 3 9 .1524). 324–326. 1365 . Евлогий (Смирнов), архим. Старчество и русская религиозная жизнь//ОПРК 9 .987). 27–37. 1366 . Егоров А. А. Митрополит Киприан и его время: к вопросу о политическом исихазме//Отечественная философская мысль XI-XVII вв. и греческая культура. Киев 1991. 219–228. 1367 . Елдин М. А. Византийское наследие и русская философская мысль//Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород 1998. 352–355. 1368 . Зимакова Е. В. Особенности русского старчества и его влияние на отечественную культуру XIX века//Агиологическое древо русской культуры. М. 2000. 28–34. 1З69. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М. 1999. 309. 1370 . Иванов В. В. Исихазм и поэтика косноязычия у Достоевского//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск 1998. 2. 321–327. 1371 . Игнатия (Петровская) , монахиня. Слово о старчестве//АО 1996. 2–3. 165–208. 1372 . Игнатия (Петровская) , монахиня. Старчество на Руси//АО 1998. 3. 118–151. 1373 . Игнатия (Петровская) , монахиня. Старчество на Руси. М. 1999. 315. Максимов Ю. Новая книга о старчестве//АО 1999. 4. 331–333; Степанов Валерий, свящ.//ЖМП 2000. 7. 77–78. 1374 . Иоанн (Максимович) , архиеп. Святая Русь – русская земля. М. 1997. 103. 1375 . Ионайтис О. Б. Роль исихазма в формировании понятия личности в русской философии// Η. П. Огарев от XIX к XXI веку. Саранск 1999. 178–179. 1376 . Ионайтис О. Б. Русская средневековая философия и византийские традиции. Екатеринбург 1999. 137. 1377 . Казанский П. С. История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания лавры Св. Троицы преподобным Сергием. М. 1855. 1378 . Каплан А. Б. Русская культура и исихазм на рубеже XIX и XV веков//Культурология. М. 2000. 3(15). 228–234. 1379 . Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Париж 1952. 171. изд.: Киев 1990. 52. М. 1993. 230.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1364 До арх. Кирилла управляли Юрьевым монастырем игумены; он первый был архимандритом и притом с 1299 г. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 805. 1372 В Синодике Клопского монастыря 1660 года записаны имена создателей Колмова монастыря: «Ворфрломея, Луки, Максима, Аньсифора, Георгия, Григория.» 1375 В Собр. рукоп. грамот стр. 27 и 61, списанных 1753 года осталось духовное завещание XVI века рабы Божией Орины, приложившей в монастырь Колмов землю со всеми угодьями. В этом завещании сказано между прочим, что на Колмове лежит весь род ее, начиная с прадеда Юрья Онцифоровича, построившего Троицкую церковь . 1377 Там же стр. 571. Список с грамоты в Новг. Соф. библиотеке. О стоянке приступавших к Новгороду Шведов на Колмове в Новг. III лет. стр. 266. 1382 Межевая сия напечатана в Вестнике Имп. Русск. Геогр. Общ. за 1852 год кн. V, Смесь, стр. 19–22. 1385 Вместо Антониевской указана также Николаевская в 1419 году перестроенною. Ист. Росс. Иерарх. ч. III. стр. 635. 1387 Новг. I лет. стр. 112 и 113. Ср. Новг. II лет. стр. 141. Новг. III лет. стр. 239. Новг. IV лет. стр. 122. 1389 В росписи колоколов Вяжицкого монастыря, взятым с новг. пушечного двора за 1618 год, упоминается о двух колоколах чудотворцевых. 1391 До 1627 года Вяжицкой монастырь числился после Юрьева, Хутынского, Антониева и Духова, а с 1627 года третьим, т. е. выше Духова. Список с грамоты в Соф. библиотеке, в 4-ку л. 74. 1395 Подлинная грамота митр. Никона в Вяжицком монастыре. Она напечатана в Ист. Росс. Иерарх. ч. III стр. 638–641. 1397 В донесении казначея с братиею архимандриту Боголепу, находившемуся в Москве, сказано: «в нынешнем во 196 марта в 14 число Божиим изволением в нашем Вяжицком монастыре церкви Божии все и колокольня и колокола все обгорели, и на церквах главы и кресты все сгорели, и в церквах погорели многие образы и многие церковные утвари, ризы и книги и государские жалованные грамоты и крепости и сделочные меновны и межевые записи» и проч. Донесение в акт. монастырей, архива. 1398 Ист. Росс. Иерарх. ч. IV стр. 636. А по надписи на деревянном кресте, храм освящен в 1684 году 4 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Феодосия Печерского в составе ПВЛ. Фрагмент Жития «О изобилование потребных» тоже имеет в известном смысле уставной характер, излагает принцип приема вклада-милостыни, а более широко - разъясняет, как предписывается понимать заповедь «нестяжания». Во времена Московского кн. Иоанна II Иоанновича Красного началось активное освоение и заселение местности вокруг Троицкого мон-ря: крестьяне расчищали лес под пашню, основывали починки, села и дворы. Но в мон-ре существовала строгая заповедь игумена: даже в случае самого крайнего оскудения продуктов питания «не просити у мирян потребных телесных, но... ожидати милости от Бога» ( Клосс. 1998. С. 333). Здесь проявилась особенность рус. аскетического идеала, заключавшаяся в отказе от практики, существовавшей в зап. монашеских нищенствующих орденах францисканцев и доминиканцев, а именно от регулярного сбора в миру милостыни-пропитания. «Вид Звенигородского Саввина-Сторожевского монастыря». Гравюра. 1843 г. «Вид Звенигородского Саввина-Сторожевского монастыря». Гравюра. 1843 г. Точная дата введения в Троицкой обители общежительного устава неизвестна. В Житии прп. Сергия сказано, что переход к общежительству был совершен по благословению К-польского патриарха Филофея Коккина , грамоту и «поминкы» которого («крестъ и парамандъ и схыму») принесли в мон-рь «греки». Преподобный отправился с грамотой к митр. Алексию и, получив его благословение, ввел новый устав в монастыре. Поскольку патриарх Филофей занимал престол дважды (с нояб. 1353 по 22 нояб. 1354 и с 12 февр. 1364 по сент. 1376), исследователи высказывают разные т. зр. по поводу начала реформирования монастыря. По мнению Н. В. Синицыной, введение общежительного устава можно отнести к 1-му Патриаршеству Филофея. В наст. время это мнение разделяют Н. С. Борисов, Г. М. Прохоров. По мнению Б. М. Клосса, переход к общему житию в Троицком монастыре был связан с «монастырской реформой» митр. Алексия, начавшейся в 1365 г. В. А. Кучкин, отрицая сам факт проведения реформы свт. Алексием, считает, что введение общежительного устава можно отнести ко 2-му периоду Патриаршества Филофея, а конкретно к событию, описанному в Троицкой летописи под 1376/1377 г.: «Тое же зимы приехаша из Царяграда от патриарха Филофея некоторая два протодиакона, сановника суща, един ею именем Георгии, а другии Иван, к Алексею, митрополиту всеа Руси» ( Приселков.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

2 В церковнославянской традиции строфы гимна Акафиста называют кондаками и икосами. Они чередуются друг с другом и имеют разную нумерацию: кондак 1 и икос 1, кондак 2 и икос 2 и т.д. Греческий текст гимна связан по начальным буквам строф алфавитным акростихом и в цифровых обозначениях не нуждается. В современных исследованиях часто возникают несоответствия: иногда используется церковное деление на 13 кондаков и 12 икосов, включающее в себя вводную строфу – «τη περμχ)...», иногда же ее не принимают во внимание, и тогда получается по 12 кондаков и икосов. Если к этим двум вариантам применяется сквозная нумерация, то положение еще более осложняется, и Акафист насчитывает то 24, то 25 строф. Мы будем в дальнейшем использовать первоначальное обозначение буква ми греческого алфавита всех 24 строф основного текста гимна, исключая первую, вводную, которая является позднейшим добавлением. Для нашего исследования эта первая строфа имеет достаточно малое значение, так как ее иллюстрирование в XIV в. наблюдается только в четырех памятниках, и, может быть, еще и в пятом случае – в церкви Пантанассы в Мистре. 3 Фресковые циклы: ц. Богоматери Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305 гг.); ц. св. Николая Орфаноса в Фессалониках (1310–1320 гг. или 1340-е гг.); ц. Богоматери Панагии τν Χαλεν в Фессалониках (1310–1320-е гг.); ц. Христа Пантократора в Дечанах (1348–1350-е гг.); ц. Богородицы в монастыре Матейч (1356–1360-е гг.); ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365 гг.); ц. в Кутеа-де-Арджеш (около 1375 г.); ц. св. Петра на Преспе (1367–1371 гг.); ц. св. Димитрия в Марковом монастыре (1380– 1381 гг. или около 1377 г.); ц. св. Троицы в Козин (конец XIV в.); ц. Богоматери Пантанассы в Мистре (1428–1445 гг.). Рукописи: Акафист Богоматери, Гос. Исторический музей (Син. греч. 429), 1360-е гг.; Псалтирь сербская, Мюнхен, Государственная библиотека (Cod. Slav. 4), 1396–1405 гг.; Псалтирь болгарская (Томича), Государственный Исторический музей 2752), (1360–1363 гг.). Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», конец XIV в., сербский мастер (?), Государственные Музеи Московского Кремля 1065 соб.). В публикациях последних лет упоминаются циклы Акафиста в росписях начала XV в. на Крите; предполагается существование сербского цикла в Грачанице (третья четверть XIV в.). См.: Vassilakis-Mavrakakis М. Western Influences on the Fourteenth Century Art of Crete//JO B . Wien, 1982. Bd. 32/5. S. 301–311; II. О грачаницких фреска//Старине Косо ва и IV.5. 1968–1971. С. 179–199.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010