Сергий решительно порывает с обычаями особножительных монастырей и в вопросе обеспечения монахов всем необходимым для жизни в обители. Радонежский игумен, несмотря на крайнюю скудость Троицкого монастыря на начальном этапе его существования, категорически запретил своим монахам выходить за пределы своей обители в поисках милостыни. Это правило должно было неукоснительно исполняться даже в случае самого бедственного положения братии, которая временами попросту голодала. «Преподобный же Сергий всяку нужю ону, и тесноту, и всяку скудость, и недостаткы тръпяше съ благодарениемъ, ожидаа от Бога богатыа милости» 8 , — отмечается в житии. Со временем в окрестностях монастыря поселилось множество крестьян, которые «начаша посещати и учащати в монастырь, приносяще многообразнаа и многоразличнаа потребованиа» 9 . Только такие добровольные приношения Сергий разрешал принимать на нужды своей обители. Наиболее вероятно, что общежительный устав в Троицкой обители был введен после 1364 года. Показательна хронологическая близость к этой дате еще одного события, важного для дальнейшего развития монашеской жизни на Руси: в 1365 году святитель Алексий основал в Московском Кремле Чудов монастырь, который также стал общежительным. Историк Борис Клосс склонен считать это событие началом монастырской реформы, направленной на возрождение общежительного устава в русских обителях, а ее инициативу всецело связывает с митрополитом Алексием. Движение, направленное на возобновление общежительного монашества, охватило и женские обители. Так, в 1367/1377 году святитель Алексий основал в честь своего небесного покровителя женский Алексеевский монастырь в Москве. Ставшая в нем игуменией сестра митрополита Иулиания (иначе Ульяна; ум. в 1393 году) в летописи именуется: «общему житью женскому начальница» 10 . Благодаря огромному духовному авторитету, который приобрел Радо-нежский подвижник, по всей Руси не только было основано множество других общежительных монастырей, но и введен общежительный устав в ранее существовавших особножительных обителях (например, в московском Высоко-Петровском и многих других).

http://e-vestnik.ru/analytics/na_poroge_...

1352. Как могли иудеи не узнать Мессии в лице И. Христа? 1837. IV. 333. 1353. Тень и тело, или ветхозаветные прообразования и новозаветная истина. 1842. IV. 147. 1354. О причинах не скорого пришествия в мир Христа Спасителя. 1845. I. 203. 1355. О пророчестве. 1837. IV. 179. 1356. Об истине и Божественности пророчеств Ветхого Завета. 1839. II. 61. 1357. О цели чудес Ветхого Завета. 1844. II. 268. 1358. Таинство воплощения. 1853. II. 429. 1359. Событие пророчеств об И. Христе. 1843. II. 456. 1360. О Божественности Христианской Веры, доказываемой из лица ее Учредителя. 1841. II. 108. 1361. Отличительный характер христианского учения. 1835. I. 49. 1362. Древность Христианства. 1821. IV. 85. 1363. Торжество Христианства. 1824. 215. 1364. Христианство и всенародность. 1834. IV. 245. 1365. Влияние Христианской религии на законодательство. 1838. IV. 291. 1366. О благотворном влиянии Христианской Веры на род человеческий в религиозном отношении. 1841. IV. 88. 1367. О благотворном влиянии Веры на нравственность человеческую. 1840. II. 311. 1368. Догматическое учение о Господе нашем И. Христе. 1851. I. 137. 146. 193. 340. 369. 498. 1369. Господь Иисус как учитель. 1852. I. 377. 1370. Господь Иисус как пастырь. 1853. I. 90. 1371. Господь Иисус разрушитель смерти. 1852. II. 187. 1372. Христос, как жертва, созерцаемая верою. 1853. II. 318. 1373. Христос – страдалец, утешитель страждущим. 1854. II. 167. 1374. Некоторые мысли отцов церкви о вочеловечении Бога Слова. 1832. XLVIII. 271. 1375. Учение о личном свойстве Духа Святого. 1849. I. 151. 225. 1376. О действиях св. Духа в душах верующих. 1853. I. 532. 1377. О св. Духе и его действиях. 1833. II. 163. 1378. О даре св. Духа. 1839. II. 223. 1379. Дух премудрости. 1830. XXXIX. 226. 1380. О необходимом условии к получению св. Духа. 1827. XXV. 240. 1381. Дух утешитель. 1845. II. 441. 1382. Бог есть любовь. 1825. XVII. 201. 1383. Бог есть любовь. 1837. III. 323. 1384. Что следует из того, что Бог есть любовь? 1825. XVII. 213. 1385. О любви Божией к нам. 1830. XXXVIII. 345.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1361 После и другие архиерея совершали 50летие своего епископского служения, как например, Евгений Казанцев, бывший архиепископ Ярославский (1818–1868), на покое и высокопреосвященнейший митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (1834–1884). 1364 Как мы замечали раньше, в самый день 5 августа 1867 года и к дню этому далеко не все приветствия приспели и еще не было приветствий от восточных вселенских патриархов, которые присланы были несколько после 5 августа. 1366 Скончался 19 апреля 1869 года. См. некролог его в 1-м выпуске Материалов для истории Крымской войны и обороны Севастополя, изданных под редакцией Дубровина, стр. 1 и далее. СПб. 1871. 1367 Письма Филарета к Антонию, III, 302. Срав. 317. Срав. также Письма Филарета к Алексию, стр. 133 и далее. 1377 Срав. приведенные раньше слова письма митрополита Филарета к архимандриту Антонию от 10 апреля 1855 года. 1382 Т.е. в 1818 году, когда родитель государя Александра Николаевича еще не был наследником престола. Рождение государя совершилось в среду на светлой неделе, что еще более возвысило торжество события в 1818 году. 1389 Указывается на французов, которые, в царствование императора Николая, трепетали могущества России, а теперь пожелали сломить это могущество. 1391 Разумеется неудачная попытка к восстановлению мира, предпринятая прямо по кончине императора Николая по почину самих же западных держав на Венском конгрессе. 1393 Защита Турции для Англия и Франция была только поводом для своекорыстных целей, ради которых они не прочь были и попрать права Турции, чего опыты уже и были на Венском конгрессе, не увенчавшиеся, впрочем, пока успехом. 1394 Здесь разумеется привлечение Италии, Испании и других мелких государств Европы (Германских) к союзу Линией и Францией. 1399 Скончавшемуся в 1861 году в звании генерал-фельдмаршала. О его распоряжениях в Крыму, не всегда удачных, см. записки сенатора К. Н. Лебедева в Русском Архиве за 1889 год, т. I, стр. 143. Срав. также Сборник рукописей о Севастопольской обороне, III, 417, 420, 431, 444, СПб, 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхшюнах. Апология. С. VII-VIII. 1359 Имеется в виду преподобный Варсонофий Оптинский. 1360 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. IX. 1361 Там же. С. X. 1362 Там же. С. XI. 1363 Авторство Муретова подтверждается письмом Новоселова Флоренскому от 15 марта 1913 года, а также газетой»Колокол»от 24 мая 1914 года. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 87–88; Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 570. Муретов Митрофан Дмитриевич (1850–1917) — профессор МДА, доктор богословия, автор многочисленных трудов, в том числе монографии»Учение о Логосе Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии»(М., 1885). 1364 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. XI. 1365 Как уточняет Флоренский, отзыв Муретова является ответом на некий»полу–оффициальный запрос о нем Епископа». Имеется в виду ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский), приславший Муретову рукопись»Апологии». См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. XI. 1366 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. XI-XII. 1367 Цит. по: Там же. С. XIII. 1368 «Слово стало плотью»(Ин. 1:14). 1369 Деян. 17:27–28. 1370 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. XIII-XIV. 1371 В книге»На горах Кавказа». 1372 В ответе на рецензию инока Хрисанфа. 1373 В ответе на рецензию инока Хрисанфа. 1374 См. Главу VI. 1375 Другими архиереями, заседавшими в Синоде в 1913 году, были: митрополиты Санкт–Петербургский Владимир, Киевский Флавиан, Московский Макарий, архиепископы и епископы: Иннокентий, экзарх Грузии, Финляндский Сергий, быв. Тверской Алексий, Владивостокский Евсевий, Гродненский Михаил, Екатеринославский Агапит, Омский Владимир. См.: Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство. С. 658. 1376 О нем мы говорили в Главе VI. О жизни Павла Григоровича в горах Кавказа в 20–е годы и о его расстреле см. в Главе XI. 1377

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

1361. См.: Быт. 42:20; 44:1. 1362. См.: Быт. 27:38, 39. 1363. seruus est. Qui Nauroy: seruus est qui Schenkl. 1364. Ср. описание мудреца у Цицерона (musc. 5. 48). 1365. minitabatur Nauroy: minitabat Schenkl. 1366. См.: Гал. 4:22–31. 1367. Ср.: 2Кор 3:6. 1368. См.: Рим. 9:27; Ис. 10:22. 1369. См.: Быт. 27:41. 1370. Свт. Амвросий толкует имя Ревекка как «терпение», см.: Isaac 1. 1. 1371. См.: Рим. 12:19. 1372. magisterio Nayroy: ministerio Schenkl. 1373. См.: Быт. 28:12. 1374. См.: Притч. 5:15–16. 1375. См.: Быт. 29–31. 1376. То есть систему или совокупность нравственных правил. 1377. Дерево стиракс, дающее благовонную смолу, возможно, является серебристым тополем. 1378. См.: Быт. 30:37–39. 1379. См.: Пс. 140 1380. См.: Числ. 17:8. Палла указывает на толкование Оригена, что жезл Ааронов прообразует древо Христа, т. е. Крест Господень (horn in Num. 9. 7) (Palla. P. 290–291, n. 78). 1381. То есть разногласия с братом Исавом. — Примеч. пер. 1382. См.: Быт. 28:18. Далее сказано, что Иаков «нарек имя месту сему Вефиль», «дом Божий». 1383. Более подробно о поисках Лавана говорит свт. Амвросий в fug. 4. 22–5. 25. 1384. См.: Ioseph 5:25. 1385. См.: Ин. 1:16. 1386. Указание на чтение свидетельствует о том, что текст предназначался для проповеди в храме. 1387. Ср.: Vergilius, georg. 2. 507: Condit opes alius defossoque incubat auro. 1388. Такая этимология встречается также в fug. 5. 26, она восходит к Филону (agric. 42; fug. et inu. 44) (Palla. P. 295, n. 83). 1389. См.: Быт. 31:25–30. 1390. Такое толкование двух браков Иакова было устоявшимся у древних христианских авторов, ср. у Иустина Философа (dial. 134. 3). 1391. См.: Рим. 5:20. 1392. В переводе с еврейского имя Рахиль означает «овца, имеющая ягнят». Но в epist. 4 (М 27) свт. Амвросий имя Рахиль толкует как «сильное веяние» (aspiratio fortis). 1393. См.: Быт. 30:23. 1394. См.: Быт. 31:34. Ср.: fug. 5.27. 1395. См.: Быт. 32:1. 1396. Это описание сходно с Вергилиевыми, georg. 2. 212: Ieiuna… glarea; Aen. 4. 366: …duris genuit te cautibus horrens/Caucasus.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В 1364 г. сын Д. К. кн. Василий Кирдяпа привез от правившего в вост. части Орды хана Азиза ярлык на великое княжение на имя отца. Однако Д. К. уступил ярлык Димитрию Иоанновичу в обмен на военную помощь из Москвы в конфликте Д. К. с младшим братом городецким кн. Борисом, к-рый не позднее осени 1363 г. захватил нижегородский стол, принадлежавший кн. Андрею Константиновичу. Полки вел. кн. Димитрия и Д. К. двинулись на Н. Новгород, что заставило кн. Бориса просить мира. Д. К. занял нижегородский стол, сохранив одновременно и суздальский, Борис вернулся в Городец-Радилов на Волге. Союз между нижегородско-суздальским и московским князьями вскоре был скреплен браком вел. кн. Димитрия со 2-й дочерью Д. К. св. кнж. Евдокией Димитриевной (в монашестве Евфросиния), 18 янв. 1367 г. в Коломне состоялась свадьба. В том же году нижегородские войска под командованием Д. К. и его братьев князей Бориса Городецкого и Дмитрия Ногтя на р. Пьяне разбили напавшие на нижегородские земли отряды Булак-Темира, правителя ордынского улуса Булгар. В 1370 г., действуя по повелению Мамая и хана Мухаммед-Бюлека, Д. К. послал войско во главе с Борисом Городецким и Василием Кирдяпой «на болгарского князя Асана», принудив его к капитуляции. Рост политической силы Д. К. символизировало строительство им в 1371 г. в Н. Новгороде каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1372 г. закладка в городе каменной крепости. В нояб. 1374 г. Д. К. принял участие в княжеском съезде в Переяславле Залесском, где, по мнению ряда исследователей, было принято решение о совместных действиях рус. князей против Орды. Летом 1375 г. Д. К. вместе с Борисом Городецким и сыном Семеном принял участие в большом походе вел. кн. Димитрия Московского, союзных ему князей и новгородского войска против Тверского кн. св. Михаила Александровича , к-рому Мамай прислал ярлык на великое княжение. Осажденный в Твери, Михаил капитулировал, признал верховенство московского князя и отказался от претензий на великокняжеский стол. С сер. 70-х гг. Д. К. выступал в союзе с вел. кн. Димитрием Московским в его противостоянии Орде. В 1374 г. на подходах к Н. Новгороду было разгромлено ордынское посольство в тысячу чел., глава посольства - Сары-ака (Сарайка) - вместе с дружиной был захвачен в плен. 31 марта 1375 г. в отсутствие Д. К. Сары-ака и его дружина были убиты в Н. Новгороде; стрела, пущенная Сары-акой, чудом миновала присутствовавшего при этом событии Суздальского еп. св. Дионисия . В ответ на избиение посольства татары из Мамаевой Орды разорили юго-вост. нижегородские волости Кишь и Запьянье. В нач. 1377 г. Д. К. вместе с вел. кн. Димитрием организовал поход в средневолжские владения Орды. Нижегородскую часть войска возглавляли сыновья Д. К. князья Василий и Иван, а московскую - кн. Д. М. Боброк-Волынский. Местные правители Асан и Махмат-Салтан после неудачного сражения капитулировали и выплатили 5 тыс. р. (сумма, равная годичной дани в Орду с Владимирского великого княжества в 80-х гг. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/178237.html

(Из Пролога и жития преподобных). 26-го Июня, преподобного отца Давида, иже в Селуне. В тот же день память Святого Архиепископа Суздальского Дионисия, почивающего в пещерах Киевских. Житие святого Дионисия архиепископа Суздальского Не сохранилось жизнеописания сего благоговейного и великого мужа Церкви отечественной, который соединял с подвигами смиренного отшельника и высокое просвещение Святителя, оценённое современниками; из кратких только сказаний летописи можно собрать о нем немногие сведения. Не известно, откуда был родом блаженный Дионисий, но должно предполагать, что из пределов Нижегородских, ибо там ископал себе первоначально, на красных берегах Волги, пещерную обитель по подобию Киево-Печерской. Сперва подвизался он один в пещере, потом собралось к нему двенадцать учеников, и один из них был великий Евфимий, основавший знаменитую Суздальскую обитель, по благословению Епископа Иоанна, который глубоко уважал подвижника Печерского, предвидя в нем своего преемника. Благоверный Князь Суздальский Борис. Константинович, часто посещал для духовной беседы святого Дионисия и вероятно в Нижнем узнал его Святитель Алексей, во время странствий своих в Орду, ибо поставил его, по смерти Епископа Суздальского Алексея, в 1364 году, на кафедру Суздаля и Нижнего Новгорода. Спасительно было его правление для паствы, не только в духовном отношении, но и в вещественном, ибо он, благоразумием своим, избавил Нижегородцев от мести Татар, успокоив раздраженных граждан, когда они, в порыве ярости, начали убивать корыстолюбивых Ордынцев, приехавших в город их с посольством от Хана. Святитель Дионисий был другом преподобного Сергия Радонежского и пользовался благоволением Митрополита Алексия, который употреблял его по делам церковным, для умиротворения ереси Стригольников, возникшей в Новгороде. Посему, при блаженной кончине великого Святителя Алексия, последовавшей 1377 году, взоры всех были обращены на святого Епископа Суздальского, как на достойного ему преемника; но любимец Великого Князя Донского, архимандрит Спасский Михаил, по прозванию Митяй, предвосхитил сию высокую степень. Самовольно надел он на себя белый клобук и святительскую мантию и властно стал распоряжаться митрополией, угрожая епископам и архимандритам; воздыхал от него клир церковный, с которыми жестоко обращался, сажая иных даже в железа, но никто не смел ему прекословить, страшась гнева великокняжеского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

451. Василий Данилович, первый и последний удельный князь ухорский, младший из двух сыновей Даниила Романовича, князя ярославского 657), от брака с неизвестной. Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и оставил сыновей, не бывших уже удельными: Никиту, князя Ухорского; Федора; прозванием Охлябина, родоначальника угасших князей Охлябининых; Александра и Ярослава, князей Ухорских; Михаила, прозванием Хворостина, родоначальника угасших князей Хворостининых . 452. Василий Дмитриевич 452. Василий Дмитриевич, безудельный князь галичский, сын Дмитрия Ивановича, князя галичского 678), согнанного со своего удела Дмитрием Ивановичем Донским, великим князем московским 71), прямый потомок Рюрика в XVI колене. – Известен только по родословным, указывающим, что он жил в XIV в. и оставил одного сына, князя Бориса 391). 453. Василий Дмитриевич 453. Василий Дмитриевич, прозванием Кирдяпа . князь городецко-суздальский, старший из трёх сыновей Дмитрия Константиновича, в иночестве , Фомы. великого князя владимиро-суздальского 72), от брака с Анной или Василисой, в иночестве Ириной, известной только по имени 24 и 41); брат св. Евдокии, в иночестве Евфросинии 78), жены Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71). Род. в Суздале, около 1350 г.; привёз из орды, от хана Ависа, велико-княжеский ерлык своему отцу, в 1364 т.; по приказанию отца, ходил с войском на Асана, царя болгарского, в 1370 г.; дослан отцом, с полками московскими, на тех же Болгар, в 1376 г.; приезжал в Нижний-Новгород, отыскать тело своего брата, Ивана 838), утонувшего в р. Пьяне, в 1377 г.; посланный отцом в орду, к Тохтамышу, находился с ним под Москвой, убеждал Москвичей отворить ворота Татарам, ручаясь за дружелюбие последних, оказался – умышленно или невинно-вероломцем, и ушёл, с Тохтамышем, обратно в Орду, в 1382 г.; бежал было из Орды, но, пойманный, принял от Татар «пстому велику», в 1386 г.; приходил ратью под Нижний, на своего дядю Бориса Константиновича 403) в 1378 г.; выбежал из Суздаля в Орду, которой достигнул, ускользнув от погони, посланной за ним Василием Дмитриевичем, великим князем московским 45), его родным племянником, в 1394 г.; примирившись с племянником, ум. в Городце – Волжском, в 1403 г. Тело его погребено в нижегородском Спасо-Преобряженском соборе. – От брака с неизвестной, оставил сыновой: Ивана (Л: 808), Юрия (Георгия ), Федора ) и Даниила 651) князей безудельных суздальских, из которых вторый Юрий (Георгий) – родоначальник старшей, существующей (в Польше) ветви князей Шуйских . 454. Василий Дмитриевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1362 Brown, John, lvi. Smith, Theology, 14, is less persuaded about Christian influence but agrees that the late date makes this literature problematic for Johannine background. 1363 Meier, Marginal Jew, 2n. 144, noting that the Mandeans probably did not cite John the Baptist until after the Arab conquest. 1364 His reinterpretation of eschatology in existential terms (cf. Bultmann, «Eschatology,» 16; Perrin, Kingdom, 115) actually brings him close to second-century gnosis (Rondorf, «Bultmann,» 361). 1368 Shepherd, «Jews,» 106; Fischel, «Gnosticism» (many of whose Jewish parallels, such as the préexistent prophets, 169, are not very helpful); cf. Barrett, John and Judaism, 19; Grant, Gnosticism, 166,172–73. 1369 MacRae, «Myth»; Black, Scrolls, 63ff.; Goppelt, Jesus, Paul, and Judaism, 175–80,187; Basser, Allusions, 1–4, 33–35, 75ff.; Grant, Gnosticism, 13–14, 26, 118; Simon, Sects, 12, 116–17; cf. Koester, Introduction, 1:385–87; on Alexandrian (including Philonic) background, cf. Pearson, «Origins.» 1373 Strachan, «Odes,» 14, suggested that the language of the Odes provided a non-Hellenistic, Jewish mystic context for the Fourth Gospe1. It is more likely, however, that the Odes are Christian (albeit Jewish-Christian). 1374 Nock, «Gnosticism,» 262–66, esp. 264–66. OTP 1:236–38 concludes that while Merkabah Mysticism may have influenced gnosticism, they may both simply draw from common sources. 1375 Tinh, «Sarapis,» 113–14; Wikenhauser, Mysticism, 167–83 (though heavily emphasizing Poimandres in the Hermetica); Goodenough, Philo, 134–60; cf. Koester, Introduction, 1:265. 1376 See Urbach, Sages, 1:193; Sandmel, Judaism, 171; Ginzberg, «Cabala,» 457; cf. Scholem, Trends, 5. 1377 E.g., t. Hag. 2:1,7; b. Hag. 15a; p. Hag. 2:1, §15; Gen. Rab. 1:5,10; 2:4; Pesiq. RabKah. 21:5; cf. 2 En. 24A (J is similar); perhaps 1QH 1.11,13 (in Ramirez, ««Himnos»»). 1379 Mystic experiences may have arisen from attempts to duplicate OT prophecy (cf. Urbach, Sages, 1:578), and thus are probably related to apocalyptic visions.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Живя на Святой Горе, преподобный Киприан не прерывал связей с отечеством. Он вел переписку со своим духовным наставником и воспитателем, блаженным Евфимием, который в то время (после 1360 года) уже занимал патриарший престол в Тырнове. Главными занятиями святого Киприана на Афоне были списывание и перевод книг. К этому делу он был хорошо подготовлен своим воспитанием в Тырнове под руководством блаженного Евфимия, который был хорошо известен своим классическим образованием и трудолюбием. Прилежно изучая произведения церковнославянской письменности, состоявшие из переводов святоотеческих творений, Киприан обогатил свой ум и сердце теми знаниями, которые впоследствии помогли ему сделаться «восстановителем упавшего на Руси (в монгольский период) духовного просвещения». Время, когда святой Киприан жил на Афоне, было периодом развития здесь славяно-сербской письменности. Большая часть привезенных впоследствии святителем на Русь и выписанных им со Святой Горы и из Константинополя славянских рукописей принадлежат трудам сербских иноков XIV столетия. Славянскими переводами на Святой Горе занимались не только монахи славянских обителей: Руссикона, Хиландара, святого Павла, Филофея и Ксенофа. Некоторые иноки из числа славянской братии специально для этого поселялись и в знатных греческих монастырях. Как в Константинополе переписчиков и переводчиков книг привлекал Студийский монастырь святого Иоанна Предтечи, так на Афоне - Лавра святого Афанасия. Из сохранившихся славянских рукописей той эпохи видно, что многие славянские книги были переведены с греческого и написаны в Великой Лавре святого Афанасия. Настоятелем Великой Лавры был в то время игумен Филофей (Коккин), выдающийся подвижник-исихаст, муж просвещенный, известный духовный писатель. В 1353 году он был возведен на патриарший престол Константинопольской Церкви. По оставлении в первый раз патриаршего престола в 1354 году патриарх Филофей до 1364 года пребывал на Афоне. Ученый инок Киприан, занимавшийся переводами с греческого, сделался известным благочестивому Филофею. Отсюда идет их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю любовь и преданность со стороны первого и отеческое расположение и покровительство со стороны последнего. Таким образом, во время второго восшествием святителя Филофея (Коккина) на патриарший престол в 1364 году, Киприан уже состоял при патриархе «ближним его монахом», т.е. помощником.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2682

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010