Здесь папы находились до 1377 года, и это почти семидесятилетнее пребывание их в Авиньоне известно в истории под именем авиньонского пленения пап. Авиньонские папы, начиная с Климента V, стали в полную зависимость от французских королей и действовали под их влиянием; в то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние. При всем том и авиньонские папы стремились играть роль всемирных повелителей, если не во Франции, то в других государствах. Но это им не удавалось. Сознание независимости светской власти от духовной созрело уже повсюду. Вслед за Францией выступила с протестами против папских притязаний Германия. Напрасно папы посылали туда отлучения и интердикты – на них никто не обращал внимания. В 1338 году германский император Людовик Баварский, герцоги и курфюрсты решились даже торжественным актом засвидетельствовать независимость светской власти от духовной; на одном собрании, заявив, что папские притязания на распоряжение императорской короной незаконны, они решили на будущее время при избрании императора обходиться без папского утверждения. То же самое проведено было и в золотой булле (1356 г.) императора Карла IV. Англия, находившаяся со времен Иоанна Безземельного в полном порабощении папам, во время авиньонского пленения пап также мало-помалу освободилась от их влияния. При Эдуарде III (1327–1377 гг.) прекращена была ленная подать папам и отменена апелляция в Рим. Даже в Италии власть пап значительно упала. В церковной области только по форме признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасались за совершенное уничтожение папской власти в Италии, если папы будут оставаться в Авиньоне, и потому приглашали возвратиться их в Рим. Это понимали и сами папы. Григорий XI (1370–1378 гг.), запасшись наемными войсками для своего водворения в церковной области, перенес наконец свою резиденцию в Рим (1377 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Явление вел. кн. Димитрию иконы свт. Николая Чудотворца на Угреше. Средник иконы-складня. 2-я пол. XIX в. (СПИГИАХМЗ) Тем временем осложнились отношения с Литвой. В 1377 г., после смерти Ольгерда, литов. великокняжеский стол занял один из его младших сыновей от 2-го брака Ягайло (см. Владислав (Ягайло) ), что вызвало враждебную реакцию его старших братьев, родившихся от 1-го брака Ольгерда. Осенью 1377 г. один из них, полоцкий кн. Андрей, ушел с дружиной к Д. И. и зимой 1377/78 г. стал наместником Московского вел. князя в Пскове. В дек. 1379 г. рус. войско во главе с князьями Владимиром Андреевичем, Андреем Ольгердовичем и Д. М. Боброк-Волынским предприняло поход на земли Великого княжества Литовского и заняло города Трубчевск и Стародуб. На службу к Д. И. вместе с семьей, боярами и дружиной перешел младший брат кн. Андрея - Дмитрий Ольгердович. Очевидно, к этому времени в Москве уже располагали сведениями о заключении союза между Мамаем и Ягайло и поход был реакцией Москвы на это событие. К лету 1380 г. рус. княжества во главе с Москвой оказались в сложном положении - против них выступил Мамай. Фактический правитель Орды тщательно готовился к походу, его войско было усилено наемными отрядами с Сев. Кавказа (осетины, черкесы) и из итал. колоний в Крыму и в Азаке (совр. Азов). Авторитет Мамая в степи усиливал заключенный союз с Литвой. В мае 1380 г. в Давыдишках Литовский вел. кн. Ягайло с братьями заключил мирное соглашение со своим воинственным зап. соседом - Тевтонским орденом - и получил возможность двинуть войска на восток. К союзникам присоединился рязанский кн. Олег (Иаков) Иванович , желавший таким образом обезопасить свои владения от ордынцев. Согласно договоренности, войска союзников должны были встретиться 1 сент. 1380 г. на Оке. В ожидании прихода литов. войска Орда Мамая вместе с ханом Тюляком находилась на полях «за Доном». По свидетельству Пространной «Летописной повести», Мамай мог отказаться от похода, если бы ему дали такой «выход», какой платила Сев.-Вост.

http://pravenc.ru/text/178205.html

315 Болгарский монах Киприан, посол патриарха Филофея (Коккина) на Русь в 1372–1373 гг., близко связанный с монашеством Северной Руси. Иоанн Мейендорф называет Киприана «одной из ярчайших фигур восточного православия XIV века», «византийско-русские связи, отношения с католическим западом, историографическая, агиографическая и литургическая практика эпохи отмечены его личностью и идеями», которые основывались «подобно идеям Филофея и Иоанна Кантакузина » на «принципе единства «византийского православного содружества» и будущей России». Прот. Иоанн сомневается в том, что Киприан принадлежал к роду Цамблаков, хотя без сомнения он имел болгарское происхождение. ( Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь... С. 239, 240:244). 316 После приезда Киприана в Византию (с 1363 г.) он сблизился с патриархом Филофеем и стал его келейником (Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон... абз. с прим. 41). 318 Аверьянов К. А. Сергий Радонежский… С. 207, посл. абз. Д. Цендикопулос относит окончание 2 срока патриаршества свт. Филофея к промежутку времени между сентябрем 1376 г. и июнем 1377 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 375). 319 Хотя по сообщению митрополита Киприана его заключили в монастырь насильно, где свт. Филофей в «истомлении и болезнех нестерпимых» скончался в 1377 или 1378 г., см.: Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль… С. 96, прим. 57. Синаксарь Ватопедского монастыря предлагает другую версию, что святитель умер «по причине глубокой старости и преставился в 1379 году» (Статья «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского»… абз. 9). 320 По мнению Д. Цендикопулоса, патриарх Филофей умер в промежутке между сентябрем 1377 г. и июнем 1378/1379 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 375). 322 Раннее почитание свт. Филофея как святого отражено также (кроме монографии Митреа) в Ватопедском синаксаре (Статья «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского»… абз. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию († 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому († 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси († 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского († 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Из оставшихся двух дат наиболее вероятной для присылки креста и грамоты В. А. Кучкину кажется последняя поездка. О ней под 1376 г. сообщает Рогожский летописец: «Тое же зимы приехаша из Царягорода отъ патриарха Филофиа некотораа два протодиакона, сановника суща, единъ ею именемь Георгии, а другыи Иванъ, къ Алексию митрополиту всеа Руси» 609 . Как видим, летопись не дает точной даты прибытия патриарших послов на Русь. Однако в литературе были сделаны попытки определить ее. Так, Г. М. Прохоров относит приезд посланцев патриарха Филофея в Москву к марту 1376 г. 610 Основой для подобного вывода послужило то, что это сообщение предваряет известие о приходе из Константинополя в Киев Киприана 611 . Известно, что последний прибыл туда 9 июня 1376 г. 612 Эту датировку попытался оспорить В. А. Кучкин. Он обратил внимание, что в статье 6884 г. Рогожского летописца, где помещено сообщение о прибытии патриарших послов в Москву, перед этим говорится о возвращении новгородского архиепископа Алексея в Новгород. Это произошло в пятницу 17 октября, что указывает на 17 октября 1376 г. После же сообщения о послах следующая точная дата встречается в известии, где говорится о походе московской и суздальской рати на Болгар, осада которого началась в понедельник 16 марта, что приходится уже на 1377 г. 613 На этом основании он делает вывод, что «приезд патриарших послов должен датироваться скорее всего январем-февралем 1377 г.» 614 Однако исследователь не учел особенностей Рогожского летописца. Известно, что после татарского разгрома Твери в 1327 г. тверское летописание надолго прекращается и возобновляется лишь через несколько десятилетий. При этом тверской летописец, восстанавливая пропущенные годы, зачастую делал это с ошибками, что видно на указанном примере – в летописную статью 6884 (1375/76) г. он внес известие, относящееся к марту 1377 г. Окончательно же в ошибочности датировки, предложенной В. А. Кучкиным, убеждает тот факт, что в сентябре 1376 г. патриарх Филофей был свергнут с патриаршего престола, заточен в монастырь, а на его место возведен Макарий 615 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вставка имени князя Ивана в текст Жития Сергия привела к несогласованности с последующим изложением, в результате чего получилось, будто князь Иван Иванович, решивший создать некую церковь (?), пришел за советом к преподобному Сергию, хотя на самом деле, как выясняется из дальнейшего, речь идет о посещении Сергия митрополитом Алексием, задумавшим исполнить свой обет. Таким образом, в Житии Алексия подогнаны друг к другу два разные сюжета, что привело к противоречию. Следовательно, данный источник не может предоставить дополнительной информации о времени возникновения Андрониковского монастыря. Согласно Троицкой летописи, в 1374 г. Сергий Радонежский, живущий теперь в «отчине» князя Владимира Андреевича, основывает по просьбе князя в столице удела Серпухове монастырь «близ града на Высоком» во имя Зачатья Пресвятой Богородицы, «състави общее житие зело благоразумне» и благословляет на игуменство своего ученика Афанасия. Последний при жизни Алексия общежительный монастырь был основан Федором, племянником Сергия. Обитель была посвящена Рождеству Богородицы и располагалась на берегу Москвы реки на месте, «зовомом от древних Симоново». Произошло это между 1375 и 1377 гг. Действительно, в описанном в Житии Сергия чуде с видением ангела на службе вместе с Сергием священнодействует Федор. Поскольку при этом присутствовал князь Владимир Андреевич, то, значит, в 1374 г., когда Троице–Сергиев монастырь перешел под патронат Владимира Андреевича, Федор еще находился в обители. Кроме того, Федор не мог по каноническим правилам стать игуменом ранее 1375 г., так как родился около 1342 г. С другой стороны, основание Симонова монастыря произошло не позднее 1377 г., при живом митрополите Алексии (Алексий скончался 12 февраля 1378 г., но в середине зимы вряд ли уместно было заниматься выбором места для строительства будущего монастыря). Таким образом, вырисовываются географические контуры распространения монастырей с общежительным устройством при жизни митрополита Алексия. В Москве и Подмосковье это были: Чудов (1365 г.), Андроников (1366 г.), Алексеевский (1367 г.), Симонов (1375—1377 гг.), Владычный (1362 г.) и Высоцкий (1374 г.) монастыри в Серпухове, введено общежительство в Высокопетровском (начальный общежительный монастырь в Москве) и Троице–Сергиевом (около 1365 г.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Третья редакция труда Пахомия в целом содержит тот же рассказ, но имеет определенные уточнения и дополнения. В частности, сообщается, что еще до основания Симоновской обители Феодор принял («сподобившюся», по выражению агиографа) священство. Эпизод выбора места для будущего монастыря изложен несколько иначе. Сергий, благословив племянника, отпустил с ним одного из своих учеников, прося: «Обреть место, възвестите ми». Только после того, как Сергий побывал на предполагаемом месте новой обители, Феодор получил благословение от митрополита Алексея. Дополнительно сообщается, что Феодор позднее побывал в Царьграде и «от патриарха кир Нила велми почтен бысть и възвеличенъ», а сам монастырь строился «в патриаршее имя». Также указано, что «въ время строениа основана бысть церковь на другом месте камена» во имя Успения Богородицы. Уточняется, что Феодор умер 28 ноября 1395 г. 746 Все эти события происходили в 1377 г. – последний год жизни митрополита Алексея, а освящение новой обители состоялось, очевидно, в начале осени 1377 г. Когда был основан Симонов монастырь? Вопрос этот представляет определенную сложность. Дело в том, что русские летописи XV–XVI вв. не указывают времени его возникновения. Только в Пискаревском летописце – источнике очень позднем и сложном по составу, под 6871 (1363) г. встречается известие о благословении Сергием Феодора на доставление Симонова монастыря: «Того же лета благословляет преподобный отец наш игумен Сергей ученика своего Феодора поставите монастырь на Москве, зовомое от древних Симоново на реке Москве, от града пять поприщь до него» 747 . Но эту дату следует сразу отвергнуть. В литературе традиционно считалось, что Симонов монастырь возник в 1370 г. или время, близкое к нему 748 . Именно этой даты придерживаются Н. С. Борисов и Р. Г. Скрынников, считающие, что Сергий благословил своего племянника на основание новой обители «около 1370 г.» 749 . Б. М. Клосс дает иную датировку этого события – «между 1375 и 1377 г.» Основанием для выбора нижней даты послужили для него два наблюдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Дионисий Суздальский. Иконописная школа Троице-Сергиевой Лавры. 90-е гг. XX в. Еще раньше, в 1366 году, в бытность свою архимандритом Вознесенской обители, Святитель пережил налет на город знаменитых ушкуйников, возглавляемых новгородскими боярами Есипом Варфоломеевичем, Василием Федоровичем и Александром Абакумовичем. Сегодня невозможно точно установить, находился ли святитель Дионисий в Нижнем Новгороде во время набега на пристань и пригороды ватаги ушкуйников воеводы Прокопа в 1375 и погрома всего города монгольскими войсками в августе 1377 и летом 1378 годов. Примечательно то, что, по свидетельству краткой редакции жития преподобного Евфимия Суздальского, о событиях 1377 и 1378 годов святитель Дионисий, наделенный даром прозорливости, возвестил Преподобному еще перед отсылкой того в Суздаль. В 1377 году монах Лаврентий по благословению епископа Дионисия составил для Нижегородского и Суздальского князя Димитрия Константиновича так называемую Лаврентьевскую летопись, один из самых интересных и содержательных памятников древнерусской культуры. Епископ Дионисий и “мних” Лаврентий прикровенно, как бы устами летописца XIV века, благословляли современных им русских князей на освободительную борьбу. Оконченная за три года до Куликовской битвы, летопись прославляет погибших при Батыевом нашествии князей как героев-исповедников. Три года спустя преподобный Сергий Радонежский всенародно благословит князя Димитрия Иоанновича на битву с Мамаем. В 1379 году святитель Дионисий вместе с преподобным Сергием Радонежским, опасаясь церковной смуты и раздоров, выступили против избрания на Всероссийский митрополичий престол Митяя (архимандрита Михаила) — ставленника великого князя Московского Димитрия Иоанновича. На Архиерейском соборе, нарочито устроенном для хиротонии Михаила-Митяя в сан митрополита — возглавителя Русской Церкви, святитель Дионисий Суздальский единственный из присутствующих выступил против его поставления без благословения Константинопольского Патриарха. Доводы Святителя заставили Димитрия Иоанновича отказаться от затеянного предприятия, а Митяя снарядить в Царьград. Более того, святитель Дионисий, по-видимому, не скрывал своих намерений также отправиться в Константинополь, дабы известить Патриарха Нила о церковной “замятне” на Руси. Именно поэтому великий князь Московский повелел его арестовать и бросить в темницу. Только поручительство преподобного Сергия Радонежского вернуло святителю Дионисию свободу, чем он воспользовался для претворения в жизнь своего первоначального намерения — прибыть в Византию к патриаршему двору. Есть весьма веские основания предполагать существование предварительной договоренности о том между святителем Дионисием и преподобным Сергием.

http://pravmir.ru/svyatitel-dionisiy-arh...

Котошихина О России в царствование Алексея Михайловича, гл. IV, § 37. 406 Все летописи (1 и 4 Новгородские, 1 Софийская, Академическая, Никоновская и Воскресенская), а также Епифаний в житии преподобного Сергия (литографическое издание лист 256) относят кончину св. Алексия к 6885 году от С. М. или к 1377 году от P. X. Но он скончался 12 Февраля в пяток (летописи Никоновская и Воскресенская), а 12 Февраля было в пяток не в 1377, а в 1378 году от P. X., к которому на сейчас указанном основании и относит его кончину большая часть новых историков. Объяснение загадки относительно летописей и Епифания состоят в том, что тогда было счисление мартовское и что по этому мартовскому счислению Январь и Февраль 1378 года приходились последними месяцами 1377 года. (При переводе сентябрьского счисления на теперешнее январское, в случае месяцев Сентября-Декабря, нужно вычитать из годов от С. М. не 5508, а 5509, наоборот, при переводе мартовского счисления на январское, в случай месяцев Января и Февраля, нужно вычитать из годов от сотворения мира не 5508. а 5507). 407 Никоновская летопись IV, 65 fin. (cfr Ключевский стр. 133): «В лето 6939 (1431) во княжение великого князя Василья Васильевича, при святейшем Фотее митрополите киевском и всея Руси, обвалися верх церковны во время священныя литоргия и священнику ещё не изшедшу из олтаря, но невредим бысть: и тако тоя церкви место очистивше и начаша копати, хотяще основати новую церковь каменну; и сице копающе обретоша свещенное тело Алексея митрополита киевскаго и всеа Руси, сице же и ризы его целы, месяца Maia в 20 день».– Мощи святителя Алексия поставлены были в приделе новопостроенной церкви. Во второй половине XV века архимандрит чудовский, последующий архиепископ новгородский. Геннадий построил в монастыре церковь во имя самого святителя, в которую и были перенесены мощи. На место обветшавшей Геннадиевой церкви была построена для мощей новая, доселе остающаяся, церковь (с престолами во имя Благовещения Богородицы и св. Алексия) во второй половине XVII века (о поругании, которому в 1812 году подвергались мощи от Французов, быв выброшены из раки, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С какого же времени можно было стать настоятелем монастыря? Четкий ответ на этот вопрос дает Н. С. Борисов, указавший, что «монашеские уставы требовали, чтобы игумен был не моложе «возраста Иисуса», то есть 33 лет» 754 . В подтверждение своих слов он ссылается на авторитетное мнение Е. Е. Голубинского , подробно проанализировавшего все требования тогдашних монастырских уставов для кандидатуры игумена 755 . Отсюда вытекает главный вывод – Феодор, родившийся в 1344 г., мог стать игуменом новой обители не ранее 1377 г. Митрополит Алексей, благословивший создание монастыря, скончался в феврале 1378 г., но поскольку, как справедливо указывает Б. М. Клосс, зимой вряд ли было уместно заниматься выбором места для обители, хронологические рамки основания Симонова монастыря сужаются до весны – осени 1377 г. Окончательно же уточнить их позволяет тот факт, что Феодором в новом монастыре была выстроена церковь Рождества Богородицы. В пятой главе нашей работы мы выяснили, что при возведении храмов на Руси чрезвычайно устойчивой была традиция их освящения на престольный праздник. Как известно, по церковному календарю Рождество Богородицы празднуется 8 сентября. С учетом этого обстоятельства основание Феодором Симонова монастыря следует отнести к началу сентября 1377 г. В. А. Кучкиным было высказано сомнение, что Феодор являлся основателем Симонова монастыря. Поводом для подобного утверждения явилось то, что духовная грамота великого князя Ивана Красного 1358 г. упоминает «святую Богородицу на Крутице», которой предназначалась четверть великокняжеской «коломенской тамги» (торговой пошлины) 756 . Эта же церковь упоминается и в первой духовной грамоте его сына Дмитрия, составленной около 1375 г. (по датировке В. А. Кучкина – в 1372 г.) 757 . Как известно, Крутицами называлась местность рядом с Симоновым монастырем. «Вполне вероятно, – делает предположение исследователь, – что в древности это название распространялось и на ту территорию, которую впоследствии занял Симонов монастырь». Таким образом, «речь должна идти или о возобновлении запустевшего великокняжеского монастыря, или о его расширении, может быть, строительстве на новом месте, но близ старого». Об этом, по его мнению, свидетельствует и то, что «с появлением Симонова монастыря княжеская ружная церковь св. Богородицы перестает упоминаться в источниках» 758 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010