Самый северный Донской монастырь – Троицкий-Лебедянский. Монастырское предание относит основание его к глубокой древности, связывая его начало с именами князя Юрия Святославовича Смоленского и атамана Тяпки. В княжение Иоанна Калиты был послан из Москвы боярин Тяпкин (или Тяпка) с данью в Орду к хану Узбеку. Соблазнившись деньгами, Тяпка присвоил их себе и, скрываясь от московских властей, избрал для своего обитания Романовские леса на берегу р. Дона. Здесь он собрал шайку вольницы и промышлял набегами. Однажды он захватил вовремя набега священника, который и поселился в городке Тяпки, отправляя в часовне молебные службы. Тяготясь шумною жизнью вольницы, священник просил отпустить его на гору, в лес, для уединенной жизни. После одного набега, удачу которого Тяпка объяснил Божией помощью, просьба священника была удовлетворена, и он в версте от городка, на поляне Романовского леса, поселился в двухэтажном каменном здании: низ был жилищем его, а верх – храмом во имя пр. Илии. Сам Тяпка, под конец жизни, удалился сюда и принял монашество; его примеру последовали и некоторые его сподвижники. После Куликовской битвы монастырь был разорен татарами. Под опустошенною Ильинской церковью поселился после того другой любитель пустынного уединения – священник или игумен Петр, к которому прибыл, неизвестный преданию по имени, удельный князь, лишенный княжества, жены и детей, – как думает местный историк, – Юрий Смоленский. Последний обстроил монастырь и здесь же скончался 14 сент. 1407 года. На этот раз монастырь существовал до 1542 г., когда монастырь снова был разграблен татарами. Монахи заперлись в ограде, не хотели сдаться и мужественно защищались. Татары осадили монастырь и сделали первый приступ, но неудачно, потому что монахи искусно защищались: они вскипятили воду, подпустили в нее муки и этою клейкой жидкостью обливали взбиравшихся на монастырскую стену татар. Тогда татары переменили тактику: из дуба они соорудили стенобитную машину и пробили ею ограду, после чего ворвались в монастырь. Монахи были перевешаны на деревьях, имущество все разграблено, келии и ограда сожжены. Уцелели только стены церкви пр. Илии. С тех пор монастырь запустел на много лет 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Так может исцелить душу, показать ей образ здравия одно только благословение простого священника. А что может быть выше спасения души?.. Рейтинг: 10 Голосов: 1407 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.Б.Раиса 11 августа 2018, 17:09 До слёз... слава Богу! 10 августа 2018, 00:51 Ульяна,здравствуйте!Теперь есть время для Исповеди. Ульяна 9 августа 2018, 21:57 Сегодня, девятого августа, в день Святого Пантелеимона мне предстояла операция. Узнала я об этом только позавчера в обед. Побежала в Церковь, исповедаться, а мне сказали, что исповедь только завтра в 8.00. Мне в это время нужно было быть в больнице. Тогда я попросила у священника благословения на операцию. Два дня перед операцией молилась Богу, Богородице, Святому Пантелеимону и святителю Луке Крымскому. Надеялась, что помогут мне. Так вот сегодня у меня внезапно без веских причин поднялась температура (горло не болит, насморка нет), и операцию отменили. Вот теперь думаю, Божественное ли это вмешательство, и к чему это? Ну то есть, почему Бог решил, что мне сегодня не нужно делать операцию? р.Б.ольга орлова 9 августа 2018, 20:53 Здесь последний отец Иона из Печор - это тот самый отец Иона, который вот здесь последний про отца Адриана рассказывал: http://pravoslavie.ru/112709.html (я тогда просто его фамилию не знала) Мария 9 августа 2018, 20:15 Какая хорошая статья! Сразу у всех этих батюшек захотелось благословения попросить! И у матушек тоже! Я читала, что взаимное благословение членов семьи или собратьев по какому-то делу дает также возможность и Господу действовать. Потому что один свою волю творит, а когда двое или трое по взаимному благословению действуют уже и " место " как бы для воли Божьей между ними образуется. Про жребий тоже очень понравилось. В жизни часто бывает, что не знаешь, как поступить в той или иной ситуации. Направо мне или налево? И спросить не у кого. Тогда молишься и тянешь жребий. А вот с " молчанием " Бога вопросы. Нужно ли явного " сигнала " ждать к действию? Намеки и знаки не считать за таковой?

http://pravoslavie.ru/114966.html

Одним словом, это была эпоха коренных сдвигов в миропонимании и чувстве жизни европейского человека, в результате которых и родилась современная неоренессансная цивилизация 1404 . Происходящая внутри нее, по выражению исследователей, проблематизация христианства берет свой исток, пожалуй, именно в тех непростых десятилетиях европейской истории. Что на Востоке? И здесь кипели народные движения (зилоты) и появлялись ереси – беспокойная и неоднородная среда крупных полисов и их сельской округи была благоприятной почвой для их зарождения. Сказанное верно и применительно к Фессалонике – «этому блистательному и виднейшему из городов» 1405 , по словам Энкомия Киприану Ларисскому. «Это был пограничный город» 1406 . И вот на этом пограничье окрепла и утвердилась сформировавшаяся на Афоне позитивная антропология (разумею учение св. Григория Паламы ), давшая конструктивный ответ на вызовы Нового времени (прот. Иоанн Мейендорф ) и явившаяся духовной основой консолидации значительной части византийского общества вокруг Церкви. Эта антропология встретила на своем пути серьезных оппонентов. Оппозицию Церкви составили не только приверженцы светского гуманизма, но и народных неомагических и еретических течений. В миросозерцании представителей обеих групп обнаруживаются определенные сходства – например, учение о симпатической связи всех элементов вселенной, которое является теоретическим обоснованием магии (ср. известия о конфискации у Каппадокиса «магических книг»), разделялось не только «старушонками, гадающими на ячмене», но и крупнейшими интеллектуалами той эпохи (Никифор Григора) 1407 . «Наука, которую византийцы унаследовали от греков, – говорит по этому поводу Ж. Верпо, – это не только совокупность математических знаний, но и магия, оккультные познания, алхимия, астрология – повседневные спутницы математических дисциплин» 1408 . Последний симбиоз во многом и определил пути развития византийской культуры, обусловив вместе с тем сложность ее изучения: именно город был той средой, тем локусом и той фокальной точкой, где оба течения – ученый и народный эллинизм сходились в своей оппозиции к учению и обрядовой практике Церкви. Возможно, этот двуединый характер эллинизма и обусловил резкость некоторых нападений св. Григория Паламы на сторонников светской учености. И хотя проф. А. Риго прав, когда упрекает Паламу в молчании касательно богомилов в его главных трудах 1409 , не встречаемся ли мы со скрытым упоминанием еретиков на страницах гомилий?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

- Вы отлично говорите на местном – восточном армянском. Как так? - обратились мы к ней.  Оказалось она родом из самой Армении, поэтому говорит не на западноармянском, на котором в основном говорят армяне Диаспоры, а  восточноармянском, на котором говорят в современной Армении. В период учебного года семья иерея живет в Ереване и приезжает к отцу Аветику только в дни каникул. На территории монастыря семья иерея недавно поставила временной домик – вагончик, в котором они могут оставаться в те дни, когда не успеют спуститься с гор до наступления темноты в город Капан. Примечательно, что к ним уже и родственники из Ирака приезжают. - Это дяди батюшки. Они тоже родом из Ирака. Вот они говорят на западноармянском, - сказала, поймав наш вопросительный взгляд, супруга священника.  Визит в монастырь мы продолжили вместе с Давидом, пока иерей отвлёкся на телефонный разговор. От него и услышали продолжение истории покинутой пустыни. Ваанаванк стали восстанавливать в 1960-70-х годах. По инициативе и средствами Общества по охране исторических памятников Армении. Археологическая экспедиция Института археологии и этнографии АН Армянской ССР с 1966 года приступила к раскопкам этого комплекса. Благодаря доктору исторических наук профессору Григору Григоряну Ваанаванк получил свое второе рождение. Фактически после разрушительного землетрясения 1407 года, а до этого еще и нашествия войск Тимура  (Тамерлана) в 1386 году, сметавшего все на своем пути, о Ваанаванке  почти все забыли. И только после раскопок археологов люди обратили внимание на историю и события вокруг этого монашеского поселения. Благодаря археологам и лично Григору Григоряну монастырь крупица за крупицей восстанавливал свою историю; отбитые, сбитые ударной сейсмической волной камни вновь возвращались на свои прежние места, храмы восстанавливались, а лакуны истории заполнялись новыми фактами. И первым восстановленным храмом стала двухэтажная церковь Пресвятой  Богородицы, а к началу 2000–х был восстановлен и кафедральный собор Св. Григория Просветителя. История об одном из богатейших культовых и учебно-просветительных очагов Сюникской области Армении - монастыря Ваанаванк, основанного князьями Дзагикянами в пределах гавара Багк (от авт. гавар с арм. – область) в начале X века как мозаика складывалась постепенно. И знаете, что примечательно? Что строящие монашеское поселение правители наказывали хоронить себя по всей территории Ваанаванка, и внутри храмов, и при входе, чтобы люди ходили по их могильным плитам, читали об усопших, соприкасаясь таким образом с трудами князей тех времен. Сюникские цари при жизни говорили, что они не безгрешны, и наказывали хоронить на проходных частях монастыря.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

—139— Луз 1392 от Богоявлений, бывших на этом месте па­триарху Иакову 1393 . – Из последующей истории с Вефилем связано пребывание в нем ковчега завета 1394 , ежегодные суды здесь св. пророка Самуила над народом Израиль­ским 1395 и, наконец, начавшееся здесь со времени Ие­ровоама, поставившего золотых тельцов для поклонения, идолослужение 1396 . Последнее вызывало сильные обличения пророков 1397 , но все-таки не прекращалось, и лишь благочестивый царь Иосия разрушил алтарь Вефильский 1398 . – Во времена Маккавеев Вефиль вместе с другими горо­дами сильно был укреплен Вакхидом: 1399 тут была построена крепость с высокими стенами, воротами и запорами 1400 . Глазам же свв. путешественников он, несомненно, представился в виде небольшого городка (Πολχνιον) 1401 . С Вефиля via Romana со своими каменными плитами начинала уклоняться от обычной дороги в Сихем, к северо-западу 1402 . Спустившись с Вефильской возвышен­ности в долину, она поднималась в гору. Тут взору путников представилась одна из великолепнейших картин Самарии, которая не перестает приводить в восхи­щение путешественников даже и в наше время 1403 . Спу­стившись с горы, дорога шла по глубокой долине и при- —140— водила к городу Гофна (, φνε, Γφνα, Γοφνα) 1404 . Окрестности этого города были продолжением помянутого прекрасного ландшафта. Обилие воды, мягкость климата долины и плодородие почвы обусловливали собой богатейшую растительность: тут были и виноградники, и пальмы, и маслины, и гранатовые деревья и т. п. 1405 . Даже Евсевий думал, что эта местность есть именно долина Есхолова, откуда соглядатаи принесли громадную вино­градную кисть 1406 , а новейший путешественник Риттер го­ворит, что «при хорошем хозяйственном уходе эта мест­ность может быть и райской» 1407 . Если она так прекрасна теперь, то какова же она была во времена Апостола Павла?! От Гофны дорога продолжала уклоняться к северо-западу в том же уклоне, как и от Вефиля, образуя одну прямую, и шла на протяжении 20–30 минут 1408 до небольшого селения Визеов (Βηϑζαϑ, Βηζϑ, у Ио­сифа Флавия: Βηϑζηϑ; Bethzecha) 1409 , где Вакхид, выйдя из Иерусалима, расположился лагерем 1410 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Законным Римским папой Г. признали Римско-Германская империя, Англия, Венгрия, Богемия, Польша, Скандинавские страны, Флорентийская и Венецианская республики и Неаполитанское королевство. В дек. 1406 г. Г. направил Бенедикту XIII сообщение о своем избрании и уведомление о принесенной клятве. В ответном послании (янв. 1407) Бенедикт XIII предложил организовать их встречу, чтобы обсудить преодоление схизмы. С 3 по 21 апр. 1407 г. в Марселе проходили переговоры о встрече Г. и Бенедикта XIII, на к-рых было достигнуто соглашение, что она состоится не позднее 1 нояб. 1407 г. в Савоне, находившейся в сфере франц. влияния. 9 авг. Г. отбыл из Рима в Витербо, с 4 сент. по 22 янв. 1408 г. находился в Сиене, 28 янв. прибыл в Лукку. Г. предложил антипапе изменить место встречи, т. к. по просьбе Бенедикта XIII, находившегося в Савоне с 24 сент. 1407 г., к ней были стянуты франц. войска. В то же время ближайшее окружение Г., а также неаполитанский кор. Владислав, представители от Венеции и Венгрии настаивали на отказе от переговоров с Бенедиктом XIII. В апр. 1408 г. под предлогом начавшихся в Риме волнений кор. Владислав ввел в Папскую область войска. Оказавшись в зависимости от кор. Владислава, 4 мая 1408 г. Г. запретил кардиналам вступать в переговоры с поддерживавшими Бенедикта XIII французами. В тот же день он объявил о возведении в кардинальское достоинство 4 чел. из своего ближайшего окружения, двое из к-рых были его племянниками: Антонио Коррарио и Габриеле Кондольмиери (впосл. папа Римский Евгений IV ). Назначение новых кардиналов нарушало условие клятвы Г. перед конклавом и вызвало недовольство Бенедикта XIII, не назначавшего кардиналов с 1397 г. 9 мая 1408 г. он возвел в кардинальское достоинство 2 чел. Франц. король, однако, пригрозил лишить Бенедикта XIII своей поддержки, если намеченная встреча не состоится. Между тем фактический отказ Г. от переговоров с антипапой и нарушение данной им клятвы вызвали раскол в его окружении. 11 мая кард. Жан Жилль отказался подчиняться Г. и бежал из Лукки в Пизу; за ним последовали еще 6 кардиналов. 31 июля эти кардиналы и часть примкнувших к ним авиньонских кардиналов приняли решение добиваться отречения как Г., так и Бенедикта XIII и созвать в Пизе Собор для избрания нового папы.

http://pravenc.ru/text/166769.html

л. 123. Приведенное на это место евангелия Матфея толкование заимствовано из так называемого учительного евангелия. см. евангелие учительное, изданное в Москве при патр. Иосифе 1632 г. поучение в неделю по Рождестве Христове слов. 63, стр. 458. Учительное евангелие имело самое широкое приложение в древней Руси. Оно было настольною книгою каждого епископа и весьма многих священников. Самое название, которым оно обозначалось в то время, до некоторой степени подтверждает это. «Поучения избрана от св. евангелия и от многих божественных писаний глаголема от архиерея из уст в всякую неделю на поучение христоимением людем» (Рук. Имп. публ. библ. F 1 194 л. 1. Рук. той же библ. F. 1 216, из собр. гр. Толстого отд. I 320), так называлось оно в то время. Учительное евангелие есть перевод с греческого языка. И сожалению и до сих пор подлинник его не издан. По своему характеру учительное евангелие в большей части не самостоятельное произведение, а есть плод заимствования из разных святоотеческих толкваний, особенно из толкований Златоуста. Для знакомства с подлинным греческим текстом учительного евангелия, принадлежащим королевской Туринской библиотеке, может служить описание ее: Codices manuscripti bibliothecae Regii Tauriensis Athenae 1749. 247. Codex CLXIV. На славянском языке толковое евангелие выдержало два перевода. Один сделан был, как свидетельствуют некоторые рукописи, Рук. Имп. Публ. библ. F. I, 206 л. 1) 1343 года, или, что более вероятно 1407 года (Рукоп, Имп. Пуб. биб. F. I, 222), другой – 1471 (Рук. Имп. Публ. биб. F. I, 194). Одним из переводчиков учительного евангелия называют Константина, философа Костенского (Горский и Новоструев, Опис. Рук. син. биб. отд. II, кн. 2, 669–670. 657–658. 667. А. Попов . Обзор хронографов русской редакции 46). Разность между обоими славянскими переводами толкового евангелия очень незначительная. У Даниила не замечается предпочтительного отношения к одному из переводов толкового евангелия. В его соборнике есть места, которые буквально тождественны, как оказалось после сделанных мною сравнений с древнейшим переводом толкового евангелия (1343–1407) (Ср. рук. Имп. публ. биб. F. I 522 л. 74–78 и рук. той же библ. F. I, 206 л. 32–35). С другой стороны у Даниила находятся места заимствованые из толкового евангелия в его позднейшем переводе 1471 г. (Рук Имп. Пуб. биб. F I, 522, л. 193 и рук. той же библ. F. I, 194 л. 69–70.) Очевидно под руками Даниила находилось два перевода толкового евангелия и при разновременности составления своего соборника он пользовался то тем, то другим переводом. Учительное евангелие выдержало несколько печатных изданий в древней России. Я пользовался изданием 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Во Пскове в XV-м веке было два степенных посадника. Но в XIII-м, XIV-м и первой половине XV-ro не видно двух степенных посадников разом; напротив, один посадник указывается, как один правитель для означения времени, вместе с князем, в таких выражениях: при «псковском князе (таком-то) при посаднике (таком-то)». 63 С конца XIV-ro века являются и во Пскове, как в Новгороде, много лиц, носивших в одно и то же время звания посадников, но они отличались от степенного, который все-таки был один. В 1397 году являются разом два посадника, Сысой и Роман, но в то же время упоминается о степенном посаднике, который назывался Захарий Костроминич; 64 также упоминаются четыре посадника в 1406 и 1407 гг. – в последнем из годов этих указывается степенный посадник Юрий Филиппович. 65 В 1416 году во Пскове упоминается разом о четырех, в 1430– о многих посадниках разом, когда в то же время был один главный– Юрий Тимофеевич. При заключении мира, при отправке посольств везде деятелями посадники, но главный или степенный существует особо от них. Так в 1434 году посадник Селиверст Левонтьевич ездил заключать мир с Новгородом, а когда приехали Новгородцы во Псков, для окончательного постановления, там был главный или степенный посадник Иван Сидорович. 66 Трудно решить, упоминаемые, кроме степенного лица, носившими звание посадники все ли были старые посадники, или же быть может между ними разумелись некоторые посадники пригородов, или же, кроме посадника степенного и посадников в пригородах, существовали еще должности с названием посадников. Несомненно только, что во Пскове, как и в Новгороде, бывши раз степенным посадником, по сложении с себя этой должности, продолжал носить звание посадника. Так бывший степенным посадником в 1402 году, Ефрем, называется посадником и в 1407, хотя степенным был в то время иной. 67 Носившие звание посадников занимались разными общественными делами, например, в 1418 году из числа упомянутых в 1417 г. пяти посадников, один занимается устройством мостовой во Пскове, а другой со своею дружиною получил поручение заключить договор с Новгородцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010