О высоком авторитете фарисейских К. в раввинистическом иудаизме может свидетельствовать спор об авторитете «слов книжников», или «мудрецов» (    или    ), и «слов Торы», из к-рого ясно, что толкованию К. письменной Торы усваивается такое же значение, как и ей самой (ср.: Мишна. Санхедрин 11. 3; Орла 3. 9; Йевамот 2. 4; 9. 3; Пара 11. 4-6 и др.; см. Sch ü rer. 1979. P. 341-342) (см. в статьях Иудаизм раввинистический , Раввины ). Новый Завет Иисус Христос толкует Свящ. Писание в синагоге Назаретской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348–1350 гг. Иисус Христос толкует Свящ. Писание в синагоге Назаретской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348–1350 гг. Из 62 случаев употребления слова γραμματες в НЗ 57 встречаются в синоптических Евангелиях, 4 - в Деяниях апостолов и в Посланиях. За исключением Мф 13. 52 (и, возможно, Мф 23. 34), где говорится о христ. К., и Деян 19. 35, где этот термин в согласии с общегреч. словоупотреблением обозначает высокопоставленного городского чиновника («блюстителя порядка»), а также 1 Кор 1. 20, где цитируются слова Ис 33. 18 (LXX), в остальных местах имеются в виду иудейские учителя закона. В Евангелии от Луки термин γραμματες заменяется и одновременно уточняется другими - νομικς или νομοδιδσκαλος, переводимыми как «законник» или «законоучитель» (Лк 5. 17; 10. 25; 11. 45, 46, 52; 14. 3; ср.: Тит 3. 13; 1 Тим 1. 7). В НЗ, более чем в любом др. источнике, К. рассматриваются как единая группа. Евангелисты-синоптики изображают их противниками Иисуса, при этом никаких др. особых характеристик, объединяющих их в отдельную группу, не приводится. Соответствующие акценты расставлены уже в самом начале Евангелия от Марка: Иисус учит «как власть имеющий (ς ξουσαν χων, «как имеющий силу [Божию]»), а не как книжники» (Мк 1. 22; ср.: Мф 7. 29). Нек-рые К., упомянутые в Галилее, по словам евангелиста, пришли из Иерусалима (Мк 3. 22; 7. 1). Описание споров К. с Иисусом позволяет предположить, что они были признаны авторитетными евр. учителями закона (Мк 1. 22; 9. 11).

http://pravenc.ru/text/1841568.html

Прп. Иларион Великий. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348-1350 гг. Прп. Иларион Великий. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348-1350 гг. Предание о том, что святыня была подарена монастырю Муасак Карлом Великим, скорее всего является недостоверным. Приорат Дюравель был основан аббатом Дурандом лишь в 1055 г., сведения о почитании И. В. в Муасаке до XII в. отсутствуют, в т. ч. в каролингской «Муасакской хронике», охватывающей период до 818 г. (MGH. SS. T. 1. P. 280-313). Предание о мощах И. В. сходно с легендой о перенесении в Муасак мощей св. Киприана Карфагенского и Сциллийских мучеников. Согласно этой легенде, записанной в «Муасакской хронике» аббата Эмери де Пейрака (1377-1406), мощи святых были подарены Карлу Великому халифом Харуном ар-Рашидом и тот поместил их в Лионе. Во время нашествия варваров мощи были перенесены в сел. Сен-Сиприен (совр. деп. Ло), где ок. 1076 г. был основан приорат Муасака. Узнав о наличии там святыни, аббат Рогерий торжественно перенес мощи в Муасак (1122). Действительное происхождение мощей, хранившихся в Сен-Сиприене, остается неизвестным. Блж. Ален де Сольминиак, еп. Каорский (1637-1659), высказывая сомнение в их подлинности, писал лионскому духовенству: «Среди многочисленных злоупотреблений, обнаруженных мною во время первого посещения своего диоцеза, есть одно, характерное для всех - почти в каждой церкви имеются мощи, либо подложные, либо не имеющие никакого свидетельства об их подлинности» ( Albe. 1911. P. 727). В 1660 г. еп. Николя де Севен велел произвести каноническое освидетельствование мощей, хранившихся в Дюравеле. Согласно акту освидетельствования, мощи покоились в каменном саркофаге, установленном за главным алтарем церкви. В храме находились витражи с изображением И. В., Агафона и Пиамуна. Доказательства подлинности мощей не были обнаружены, что привело к временному запрету их почитания. В сел. Дюравель сохранилась церковь бывш. приората, сооруженная в XI-XII вв. на месте более раннего храма св. Стефана. От ранней церкви сохранилась 3-нефная крипта VIII-IX вв., перестроенная в XI в. Наличие крипты позволяет предположить, что в эпоху Каролингов в Дюравеле находились некие святыни. Возможно, это были мощи святых, идентифицированные после основания приората как мощи И. В., Агафона и Пиамуна. Тогда же возникла легенда об их перенесении по повелению Карла Великого. В наст. время мощи 3 святых хранятся в каменном саркофаге, частицы мощей - в 3 деревянных бюстах-реликвариях XVIII в. Раз в 5 лет совершается процессия с реликвариями и поклонение мощам.

http://pravenc.ru/text/389213.html

Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА) Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА) Чаще всего изображения святых встречаются в минейных циклах рукописей: в Евангелии с минологием из Ватикана (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, XI в.), где святые представлены стоящими в ряд; в Минологии из Амброзианской б-ки в Милане (Ambros. E 89, XI в.) - фронтально в рост в начале текста (Fol. 211r) и в 4 сценах мучений в конце (Fol. 234r); в Минологии из мон-ря Эсфигмен на Афоне (Ath. Esph. 14. Fol. 343r, XI в.) - в 4 сценах мучений; в греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58, XV в.), т. н. Афонской книге образцов,- фронтально в рост, у каждого в руке крест. Поясные изображения святых встречаются в Минее праздничной Б. Вуковича (1538, Венеция). В иконописи примерами ранних миней служат: икона на дек. (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), композиции к-рой близки к миниатюрам из Минология Василия II, и 12-частная икона на сент.-дек. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В настенных минологиях известны изображения святых в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, (1348-1350) - 4 сцены мучений (причем А., не упомянутый в надписи на фреске, изображен вместо О., сцена мучения к-рого отсутствует); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (1386-1390),- 3 сцены мучений; в притворах церквей: св. Апостолов (Св. Спаса), Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561), и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в обоих памятниках святые представлены фронтально в рост. Иногда сцены из Жития мучеников оказываются выделенными из общего минология в отдельные циклы, к-рые, как правило, создавались в местах особого почитания святых. Кодекс XII в. из Национальной университетской б-ки в Турине (Taurin. B.II.4), происхождение к-рого К. Вейцман связывает с Малоазийским регионом, где пострадали святые, представляет собой иллюстрированный текст Жития 5 мучеников. На фронтисписе (Fol. 3v) помещено фронтальное изображение святых (в рост) с крестами в руках, к-рых увенчивает ангел; в тексте - 13 сцен мучений.

http://pravenc.ru/text/187517.html

Как мученик с крестом в руке Н. изображается в произведениях различных видов визант. искусства: на иконе XI в. «Святые Прокопий, Димитрий и Нестор», из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Σωτηρου Γ., Σωτηρου Μ. Εκνες τς Μονς Σιν. Αθναι, 1956-1958. Τ. 1. Σ. 64; Τ. 2. Eik. 47); на фресках 3-й четв. XI в. Сакли-килисе в Гёреме (капелла 2). В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) образ Н. встречается в разных компартиментах и различается внешним обликом и деталями одеяния: на подпружной арке купола и в крипте он в хитоне и плаще, с крестом в правой руке, в юго-западной капелле кафоликона представлен в полный рост в воинском облачении - в кольчуге, коротком хитоне, плаще, с копьем и со щитом ( Chatzidakis-Bacharas Th. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athens, 1982. Р. 97-99). Его лик с усами и темной клинообразной бородой в крипте отличается от традиц. иконографии ( Connor C. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium. Princeton, 1991. P. 14-15). Редкий вариант с усами и едва обозначенной бородкой сохранился в ц. свт. Николая Касницис в Кастории (посл. треть XII в.) ( Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria: Mosaics Wall Painting. Athens, 1985. P. 60-61), на фресках парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы рядом с кафоликоном монастыря Дионисиат на Афоне (1546/47, мастер Георгий Критянин). С бородой Н. также изображен в сцене казни в росписях ц. Митрополии в Мистре в составе цикла Жития вмч. Димитрия (ок. 1312). В Ерминии же святой описан в чине мучеников как «юный, без бороды» (Ерминия ДФ. С. 164). Как воин Н. предстает во мн. монументальных декорациях: в Палатинской капелле в Палермо (50-60-е гг. XII в.) в соборе в Чефалу (1148) на Сицилии, в ц. во имя вмч. Пантелеимона в Нерези (1164), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Пантелеимона в с. Бояна близ Софии (1259, см.: Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. P., 1928. Pl. XV), в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Кифера (XIII в.) ( Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce. L " ile de Cythère. Athènes, 1997. P. 61. Pl. 5), в ц. во имя свт. Власия в Верии (XIII в.), в ц. во имя св. Климента (Перивлепты) в Охриде (1294/95), в ц. во имя праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (мастера Михаил и Евтихий, 1314), в ц. во имя св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315), в ц. во имя св. Димитрия в Пече (ок. 1345), в ц. Таксиархов (1359) и в ц. во имя св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (ок. 1384-1385), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре Гонья (Крит) на о-ве Кифера (юг Пелопоннеса) (XV в.) (Ibid. P. 246-249. Pl. 4, 6); в сербских мон-рях - в Успенской ц. в мон-ре Грачаница (ок. 1320), в Вознесенской ц. в мон-ре Дечаны (ок. 1348-1350), Троицкой ц. в мон-ре Ресава (до 1418).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Кон. 01.1367 Иоанн V проходит Болгарию и доходит до Созополя 04.1367 – 05.1367 Принято решение о созыве Вселенского собора с целью объединения Церквей 06.1367 Диспут Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом по вопросу объединения Церквей 05.1366/06.1367 05.1366/06.1367 – 03.1368 03.1368 Присоединение митрополий Серрского княжества к Константинопольскому патриархату Кон. 02.1368 – до 04.05.1368 04.1368 Собор против Прохора Кидониса 18.10.1369 Иоанн V принимает католичество в Риме 10.1364 – 06.1370 Свт. Филофей утверждает митрополию в Москве во главе с митрополитом Алексием Осень 1370 Изменение политики свт. Филофея по отношению к России Осень 1373 03.1375 – 04.1375 Снятие анафемы с Сербской Церкви 02.12.1375 Киприан назначается митрополитом Киевским, Русским и Литовским 08.1376 Захват власти Андроником IV Палеологом 09.1376 – 06.1377 Окончание 2 патриаршего периода свт. Филофея 09.1377 – 06.1378/06.1379 Смерть патриарха Филофея II. Хронологический перечень сочинений свт. Филофея (Коккина) 30.12.1341 (?) Слово о прпмц. Анисии Нач. 1341 – весна 1342 Краткое повествование о прп. Никодиме Весна 1342 – 06.1345 Диатаксис Божественной Литургии 01.1346 2 Слова против Акиндина 05.1346/03.1354 Молитвы по случаю землетрясения 08.1347 Молитва Христу при вступлении… (на Ираклийскую митрополичью кафедру) 13481350 1 плг. 1350 Житие прп. Саввы 08.1351 Томос 1351 Осень 1351 – 1353 3 Антирретика против Никифора Григоры (13–15) Энкомий свщмч. Фоке 25.10.1351 – 06.05.1352 Послание Ираклеотам, находящимся повсюду После 05.1352 Молитва Богородице по случаю Ее нового явления 08.1352 – 09.1352 Слово о захвате Ираклеи 10.1352 Исповедание веры Нач. 12.1353 2 гомилии в Неделю о скорченной жене 1350 – 12.1354 2 Слова на 37 пс. 1354 – весна 1355 12 Антирретиков против Никифора Григоры (1–12) Лето 1355 (?) Молитвы при засухе Кон. 1350-х Слово о прп. Онуфрии Кон. 1350-х 3 Слова о Господних заповедях блаженства 1355 – 1364 Опровержение анафематизмов Арменопула Нач. 1355 – 08.10.1364

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

ок. 1328 Прп. Савва Новый возвращается в Ватопед после 20 лет аскетических подвигов ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде под руководством прп. Саввы Нового 1330 г. ок. 1331–1341/1342 Монах в Великой Лавре по руководством прп. Германа (Марулиса). В этом промежутке времени свт. Филофея рукополагают в священный сан. ок. 1336 † прп. Герман Марулис 1331–1337 гг. 1340 г. Свт. Григорий Палама составляет Святогорский томос, который свт. Филофей подписывает в качестве иеромонаха Великой Лавры Исихастский собор в Константинополе 1340/1341–1342 Игумен в монастыре Филокалла: – пишет житие прп. Никодима Нового; – пишет энкомий прпмц. Анисии. 15.06.1341 † имп. Андроник III Палеолог. Начало гражданской войны 17.03.1342 Афонское посольство в Константинополь к имп. Анне Савойской для переговоров о прекращении гражданской войны весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре: – пишет Диатаксис Божественной Литургии и диаконского служения. 1342–1350 Восстание зилотов в Фессалонике 1345–1347 Аскеза и исихия на Афоне: – пишет 2 догматических слова о Фаворском Свете против Григория Акиндина; – пишет житие прмц. Февронии. 02.1347 Власть захватывает имп. Иоанн VI Кантакузин. Окончание гражданской войны 17.05.1347 Избрание патриархом Исидора I Вухира нач. лета 1347 Избрание митрополитом Ираклеи Фракийской (Перинф) 05.1347 – 08.1347 После 08.1347 Свт. Филофей прибывает в Ираклею 08.1347 Исихастский собор в Константинополе 1348–1350 Началась эпидемия бубонной чумы в Константинополе; † прп. Савва Новый Ватопедский; † Варлаам и Акиндин. 1350 г. Избрание патриархом Каллиста I (10 июня) † свт. Исидор I Вухир (осень) 1350 – 2 пол. 1352 Пребывание в Константинополе в монастыре св. Маманта или св. Фоки: – пишет 14 глав против ереси Акиндина и Варлаама (с 1350 г. до лета 1351 г.); – составляет Соборный томос 1351 г.; – пишет Исповедание веры (1351 г.); – отправлет письмо из Константинополя жителям Ираклеи после падения города (1351 г.); – составляет первые 3 антирретика против критики Н. Григоры (1351–1353 гг.). – пишет Историческое слово о захвате Ираклеи (2 пол. 1352 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

368 Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности... С. 221, строки 11–27; 228–229. 369 Д. Цендикопулос указывает период с 1365 по 1375 гг. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 370 Дмитрий Солунский/О. В. Иванова, А. А. Турилов, А. А. Лукашевич, А. С. Преображенский//Православная энциклопедия. Т. 15. С. 155–195.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 23.10. URL: http://www.pravenc.ru/text/178231.html (дата обращения: 25.02.2020). 372 Авторство данного жития не подтверждено, однако «особенности языка составителя» указывают на свт. Филофея (Коккина; Жития двух вселенских патриархов XIV в. свв. Афанасия I и Исидора I... С. VII). 373 24 октября по мнению А.И. Пападопуло-Керамевса является днем кончины, а 28 октября – днем погребения (Барабанов Н. Д. Афанасий I/Н. Д. Барабанов, О. В. Л., О. В. В.//Православная энциклопедия. Т. 4. С. 18–20.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 04.03. URL: http://www.pravenc.ru/text/76936.html (дата обращения: 10.04.2020)). 374 Жития двух вселенских патриархов XIV в. свв. Афанасия I и Исидора I... С. VII, посл. строка. В Прав. энц. свт. не упоминается в качестве автора данного жития (Барабанов Н. Д. Афанасий I… (дата обращения: 25.03.2020)). 375 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 64, ll. 1–3. Д. Цендикопулос указывает 1348–1350 гг. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 376 Д. Цендикопулос указывает более широкий диапазон времени: с 1350 по декабрь 1354 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 377 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 74. Также к концу 1350-х гг. относит написание этих Слов Д. Цендикопулос (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 380 Какие-то из них, возможно, были написаны в период с мая 1350 г. по 2 пол. 1352 г. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 65, ll. 11–13). 381 Д. Цендикопулос указывает более широкий промежуток времени: с 25 октября 1351 г. по 06 мая 1352 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 382 М. Митреа считает, что Историческое слово было написано уже ко дню памяти св. Димитрия, 26 октября 1352 г., т.е. времени для написания у святителя было ок. 4–5 месяцев, с мая по октябрь 1352 г. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 63, ll. 6–9). Г. М. Прохоров обозначает более широкие временные рамки время ­– 13511353 гг., и предполагает, что данное «Историческое слово» было написано с целью защиты Филофея от обвинений в пренебрежении к Ираклеотам, поэтому в Слове ясно проводится идея боговдохновенности поступков свт. Филофея. Отсюда Прохоров делает вывод, что данное Слово могло иметь ценность в указанном ключе, если было написано в ближайшее к трагедии время (Прохоров Г. М. «Так возсияют праведники…»… С. 186). Д. Цендикопулос сужает срок написания до августа – сентября 1352 г., т.е. через 3–4 месяца после подписания мирного договора с генуэзцами (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

v (С. кон.63–65) М. Митреа отмечает, что 6 лет пребывания на кафедре Ираклеи стали временем плодовитого творчества для святителя. За это время он написал несколько экзегетических, догматических, полемических и агиографический сочинений. По времени написания их можно распределить с некоторой долей условности следующим образом: ü Сентябрь 1347 – апрель 1350 (время пребывания на кафедре Ираклеи). Ок. 1348 г. скончался прп. Савва Новый, бывший духовным наставником свт. Филофея. В течение 2 лет святитель написал его житие. Также до момента прибытия в Константинополь в 1350 г. было написано свт. Филофеем 3 экзегетических речи на Притчи 9.1 «Премудрость созда себе дом». ü Май 1350 – июль 1351 гг. До Синода 1351 г. свт. Филофей написал 14 глав против ереси Акиндина и Варлаама. ü К 15 августу 1351 г. написан Синодальный томос с осуждением Никифора Григоры. ü Май – 26 октября 1352 г. После освобождения Ираклеи свт. Филофей написал Историческое слово об этих событиях 154 . ü Май 1350 г. – до 2 пол. 1352 г. В период пребывания в Константинополе святитель написал несколько гомилий, например, 2 экзегетических слова на Пс.37 , которые, впрочем, возможно, были написаны позже, в течение и после 1 период патриаршества. Судя по таблице на С. 388, автор монографии склоняется больше ко времени 1 периода патриаршества. ü 1351–1353 гг. Написаны 3 антирретика в ответ на критику Григорой постановления Синодального томоса 1351 г. Позже по просьбе имп. Иоанна VI Кантакузина свт. Филофей написал еще 12 антирретиков против Никифора Григоры. С. 65–79 – Этот раздел рассматривает периоды патриаршего служения свт. Филофея (Коккина) на Константинопольском престоле, а также длительный промежуток времени между ними. (С. 65–67) М. Митреа отмечает, что в научной литературе периоды патриаршего служения свт. Филофея (Коккина) привлекли наибольшее внимание, поэтому автор монографии не стал подробно их рассматривать. В частности, среди научных исследований в этом направлении Митреа указывает монографию Цендикопулоса 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Как пишет в своих сочинениях свт. Филофей, служение в Ираклее было для него непростым. Среди трудностей он отмечает социальное неравенство, неподчинение и отсутствие моральных качеств у паствы. Как пишет святитель в Историческом слове, он ежедневно защищался «от городского начальства и государственных должностых лиц, находящих удовольствие в неслыханных притеснениях и ограблениях бедных, и неотступно преследующих тех, кто становится на защиту разоряемых, и тайно нападающих [на них] изо всех сил». Кроме этого, святитель давно находился в болезненном состоянии 233 . Свт. Филофей считал, что ведет жизнь «не только бесполезную, но и вредную» 234 . Он желал отшельничества и исихии, его тянуло погрузиться в умственные занятия, и одновременно свт. Филофея терзали сомнения, «как бы то, чего он добивается, не было неугодно Богу» 235 . По этим причинам святитель хотел покинуть свою епархию и вернуться на Афон к желанной ему исихии, но от этих мыслей его отговорили имп. Иоанн VI Кантакузин и друзья его детства, Дорофей и Марк Влаты. Все же иногда свт. Филофей удалялся от тягот митрополичьего служения и уходил в пещеру недалеко от Ираклеи с видом на Мраморное море, в месте, где рядом, с юга у моря, недалеко от обрыва, находилась небольшая церковь Христа Спасителя. Там он молился, в том числе и о том, «чтобы исполнилось его желание и кончились эти сомнения» 236 . В 1348 г. в Константинополе началась эпидемия бубонной чумы, по причине которой погибла большая часть населения города, и далее болезнь прошла по всей Европе 237 . Никифор Григора, современник свт. Филофея, оставил воспоминания об этой эпидемии в своей «Истории ромеев»: «множество домов разом опустошалось в один день или иногда в течение двух дней от всех жителей, и никто никому не мог помочь…» 238 . Тема мировой эпидемии чумы 40–50-х гг., озвученная в творчестве Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо, нашла свое отражение и в творчестве свт. Филофея – в молитве «В страшную всемирную смертоносную язву» 239 . Ок. того же 1348 г. скончался прп. Савва Новый, бывший ранее на Афоне духовным наставником свт. Филофея, и святитель решает написать житие в его честь. Время написания этого жития точно неизвестно, но ограничивается периодом не более 2 лет, до Пасхи 1350 г. 240 Кроме этого, до 28 марта 1350 г. свт. Филофей еще написал 3 экзегетических речи на Притчи 9.1 «Премудрость созда себе дом».

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. К. устойчиво включается в состав святых на лицевых рукописных минеях под 23 янв. В мучении (усечение головы) вместе с мч. Агафангелом он изображен на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 346. К-поль, 1-я четв. XI в.); таким же образом - в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. f. 1. Fol. 44v. Фессалоника, 1322-1340 гг.). Миниатюра в Императорском минологии на янв. (Walters. 521. Fol. 207v. К-поль, 2-я четв. XI в.) буквально следует тексту Мученичества - казнь К. совершается во время Евхаристии в алтаре, усеченная голова падает на престол, окропляя его кровью, за престолом - обезглавленные тела диаконов Христофора и Харитона. В рост вместе с мч. Агафангелом К. представлен в Синаксаре (Минеях) из Давидгареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 30v (60), Афон, 1030 г.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 295, К-поль, кон. XI в.), в Минологии, происходящем из монастыря прп. Саввы Освященного в окрестностях Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 95, XIII в.), в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, под 23 янв. (РНБ. O.I.58. Л. 97, кон. XV в.; там же на Л. 157 есть еще один ростовой образ свт. Климента без уточняющей титулатуры, атрибутирован Л. М. Евсеевой как К., см.: Евсеева. С. 193). В соответствии с днем своей памяти он изображается под 23 янв. и в настенных минологиях балканских храмов; наиболее часто встречается сцена мученической кончины К. вместе с мч. Агафангелом. На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), оба святых стоят на коленях, над их головами занесены мечи, голова К. усечена. В росписи ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), воин, совершив судилище, вкладывает в ножны меч, у его ног обезглавленные тела стоящих на коленях К.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010