Из нимба Христа выходят 7 коротких стеблей с медальонами с изображениями Св. Духа в виде голубей, образующих цветок или корону. В композицию включены также 2 св. жены, изображенные оглавно, но предков Христа по плоти нет - ветви и завивающиеся стебли покрыты только цветами и листьями. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама. Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг. Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг. В восточнохрист. искусстве изображения «Д. И.» известны с XII в. В визант. искусстве существует 2 варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе ц. апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского (до 1343)). В др. варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из ВЗ и НЗ, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях НЗ. Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 г. в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция «Д. И.» состояла из изображений пророков, среди к-рых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении «Д. И.» в портике мон-ря Богородицы Перивлепты в К-поле (XI в.). В XIII-XIV вв. «Д. И.» становится широко распространенной темой в росписях визант. храмов: Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия (ок. 1265); св. Ахиллия в Арилье, Сербия (1296); Спасителя в мон-ре Жича, Сербия (роспись ок. 1220, обновлена в 1309-1316); Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313); Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (1259-1265); Св. Софии в Трапезунде (1260-1270); св. Апостолов в Фессалонике (после 1315); груз. церквей в Кинцвиси (1207) и Сафаре (1-я пол. XIV в.). Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня мон-ря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте «Д. И.» отражает связь ВЗ и НЗ, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В нач. XIV в. в искусстве Сербии по образцу «Д. И.» была создана композиция «Лоза Неманичей», представляющая родословие серб. государей (ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/180450.html

В XI-XII вв. при переводе визант. синаксарей на слав. язык сказание об О., близкое к находящемуся в Минологии имп. Василия II, было включено под 9 нояб. в состав слав. Пролога краткой редакции (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. С. 326-329). В стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., память О. и сказание о нем содержатся под 10 нояб. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 35). Под этим же числом краткая заметка о мученике и посвященное ему двустишие вошли в ВМЧ митр. Макария, где имя святого передается как Арест (ВМЧ. Нояб. Стб. 341-342, 349). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского в конце сказания о мученике говорится, что О. явился во сне составителю и рассказал о еще больших, ранее нигде не описанных муках, к-рые он претерпел за Христа ( Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. С. 333-335). Кард. Ц. Бароний в 80-х гг. XVI в. внес память О. в Римский Мартиролог под 9 нояб. (MartRom. P. 506). В совр. редакции Римского Мартиролога память мученика обозначена под 10 нояб. (MartRom (Vat.). P. 581). Ист.: BHG, N 1383-1385; ActaSS. Nov. T. 4. P. 391-399; PG. 116. Р. 120-128; ЖСв. Нояб. С. 191-197; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 109-111 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 133-134). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 349; Т. 3. С. 463; Β. Ν. Γ. Ορστης//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 948-949; Sauget J.-M. Oreste//BiblSS. Vol. 9. Col. 1228-1231; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 366-367. А. Н. Крюкова Гимнография Согласно Типикону Великой церкви , отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память О. отмечена под 10 нояб. вместе с памятью мучеников Нира и Каллиопия без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 96). Мученичество Ореста. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество Ореста. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, содержатся указания на богослужебное последование О.: служба мученику совершается 10 нояб. и состоит из цикла стихир-подобнов и канона ( Пентковский. Типикон. С. 293). Такой же набор гимнографических текстов, посвященных О., с добавлением седальна указан в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 310) и в рукописных слав. Минеях студийской эпохи - напр., в ГИМ. Син. 161, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 28-29).

http://pravenc.ru/text/2581513.html

Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Терумот. 46b) как деревня, откуда был родом разбойник Эли ( Klein. 1928. S. 49). Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Евсевий Кесарийский говорит о городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса ( Euseb. Onomast. 589). Евсевий при этом допускает неточность и помещает 2-ю Кану также на территории колена Асира, тогда как в действительности она была в пределах колена Завулона . Блж. Иероним ( Hieron. Ep. 46; Idem. Ep. 108) говорил о К. Г. как о деревне недалеко от Назарета ( Wilkinson. 1977. P. 153). Свт. Епифаний Кипрский сообщал о чуде в Герасе (Иордания), которое каждый год происходило в христ. храме, построенном на месте святилища Диониса: в день памяти чуда в К. Г. вода в фонтане атриума превращалась в вино ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LI 30. 1-2). Паломник Феодосий (нач. VI в.) указывает, что расстояние от Диокесарии (т. е. Сепфориса ) до К. Г. 5 рим. миль (ок. 8 км). Такое же расстояние, по его подсчетам, отделяет К. Г. от Назарета. Сообщения паломника из Пьяченцы (ок. 570) несколько отличаются, хотя он двигался по Галилее тем же маршрутом, что и Феодосий (со стороны Кесарии Приморской). По его наблюдениям, от Диокесарии до К. Г. было 3 рим. мили (ок. 5 км), что соответствует расстоянию до Кафр-Каны. В К. Г. он вместе с группой паломников поклонился св. сосудам. Из 6 сосудов на тот момент сохранилось только 2. Один из них паломник наполнил вином и возложил на алтарь в качестве приношения. На каменном ложе он написал имена своих родителей и совершил омовение в источнике, водой из которого, как считалось, были наполнены когда-то сосуды, упомянутые евангелистом ( Wilkinson. 1977. P. 79). Св. Виллибальд приблизительно в 724 г. посетил К. Г., где, по его описанию, находилась большая церковь, а в ее алтаре был один из сосудов. Из него паломники пили вино (Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//ActaSS. Iul. Vol. 2. P. 505). Согласно датированной 808 г. «Памятной записке о домах Божиих, или монастырях» (Commemoratorium de casis Die vel monasteriis), в К. Г. был мон-рь (число монахов неизв., т. к. запись повреждена). Англ. паломник Зевульф, совершивший в 1102-1103 гг. путешествие на Св. землю, писал, что К. Г. расположена на горе, приблизительно в 6 рим. милях (ок. 9 км) к северо-востоку от Назарета. Кроме мон-ря Архитриклиний к тому времени, по словам паломника, там ничего не сохранилось (Путешествие Зевульфа в Святую Землю/Пер.: П. В. Безобразов//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 3. С. 287).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

Брак в Кане. Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я пол. Х в. (РНБ. Греч. 21. Л. 2) Брак в Кане. Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я пол. Х в. (РНБ. Греч. 21. Л. 2) В средневизант. период иконографическая схема сочетала оба изображения в одной композиции: слева за столом сидят Христос и обращающаяся к Нему Богоматерь, в центре - жених, невеста и архитриклин, пробующий вино; на первом плане, перед столом, слуга, подносящий воду в сосуде и наливающий ее в большие водоносы (напр., Евангелие XI в.- Paris. gr. 74; мозаики кафедрального собора в Монреале (Сицилия), 1180-1190; фреска собора Рождества Богоматери Антониева мон-ря в Новгороде, XII в.). Нередко в композицию включалась фигура седовласого старца, отождествляемого с прав. Иосифом. Так рекомендует изображать Б. в К. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 15). Брак в Кане. Роспись ц. Богородицы в мон-ре Каленич. Ок. 1413 г. Фрагмент Брак в Кане. Роспись ц. Богородицы в мон-ре Каленич. Ок. 1413 г. Фрагмент В палеологовскую эпоху в сохраняющей традиц. черты композиции усиливается символический аспект. Это выражается в изображении убранства трапезы, где предметы формой и видом напоминают трапезу в композиции «Тайная вечеря» (напр., в росписи церквей Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350, Богородицы Перивлепты в Мистре (Греция), 2-я пол. XIV в., собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502-1503). Интересной особенностью отличается композиция Б. в К. в росписи ц. Богородицы в мон-ре Каленич (ок. 1413, Сербия), где жених и невеста изображены держащимися за нож (невеста касается острия), их головы склонены друг к другу, свободные руки подняты к груди в жесте взаимного согласия. На втором плане над супругами юная служанка держит в руках стакан с жидкостью розового цвета. Эта деталь, перекликающаяся с местным свадебным обычаем, трактуется исследователями также в евхаристическом смысле, как воспоминание о крови и воде, истекших в чашу из ран Христа во время распятия.

http://pravenc.ru/text/Брак в Кане.html

Лит. Hannick Chr. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36; Ταμεον. Ν 279-285. Σ. 106-108. А. Ю. Никифорова Иконография Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. и древнерус. искусстве А. С. обычно изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, на столпе-колонне с резной капителью, с поднятыми в молении руками: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 208, 976-1025 гг.); на фреске капеллы 7 в Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), X в.; на миниатюре Минология на ноябрь (Paris. gr. 580. fol. 2v, 1055-1056 гг.); в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r); на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в Минологии XII в. мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 228a); в рукописи житий и мучений святых из Великой лавры на Афоне, XII в. (Laur. Δ 71. Fol. 181b),- вместе со свт. Амфилохием Иконийским ; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 18v); в настенных минологиях нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны ( Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.); в росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.,- со свитком в левой руке; на рус. минейной иконе, нач. XVII в. (ЦАК МДА); на греч. иконе письма К. Контариниса, 1716 г. (собрание С. Амберг-Герцога. Швейцария); на рус. гравированной минее работы Г. П. Тепчегорского , 1722 г. (РНБ). Образ А. С. нередко помещался в ряду изображений столпников, напр. в Лондонской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26), между преподобными Симеоном и Даниилом Столпниками; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- образы А. С. и прп. Даниила Столпника; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

http://pravenc.ru/text/114450.html

По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Σμερον πντας συγκαλε τσιος μνμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τν σοφν Ελμπιον σν Ελαμπ δω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τν θεαν σου μνμην κα εκλε (Божественную твою память и славную) (Ταμεον. Σ. 57). Е. Е. Макаров Иконография Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично. В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках - крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом - знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев. темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой. Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) - по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) - в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ).

http://pravenc.ru/text/187173.html

Последование А. в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. Л. 142об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52). Оно помещено в совр. печатных греч. и рус. Минеях и состоит из цикла стихир на Господи воззвах 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа и канона 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑρχιππον μν τν σοφν θεηγρον» (Архиппа воспеваю мудрого, богоглаголивого), принадлежащим гимнографу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. По греч. рукописям известен еще один канон А. 2-го гласа без акростиха, с началом: « Ως ορανς σμερον/ Εκκλησα Χριστο» (Ныне Церковь Христова как небо) гимнографа Георгия, имя его вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 504. Σ. 169). Этот канон не вошел в печатные богослужебные книги. О. В. Венцель Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Иконография. А. изображается средовеком, в хитоне, гиматии; бывает представлен с ап. от 70 Филимоном и Апфией (как правило, в мучении), чья память празднуется в тот же день, или единолично, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен на миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 200, 976-1025 гг.,- в мучении); в Минологии (ГИМ. Греч. 183. Fol. 101, посл. четв. XI в.,- в мучении, с ап. Филимоном и Апфией); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 100об., XV в.,- в рост, с ап. Филимоном и Ананией, память к-рого приходится на 4 янв. и 1 окт.). В настенных минологиях на февраль: в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?); в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.; возможно, изображение мученичества представлено под 22 нояб. в церквах мон-рей Дечаны и Козия. В рус. памятниках: на минейной иконе на февраль, кон. XVI в., на иконе из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В Соборе апостолов представлен слева внизу на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/76546.html

Прп. Иоанн Кущник. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг. Прп. Иоанн Кущник. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг. Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Дечанах. Ок. 1348-1350 гг Почитание И. К. было широко распространено в древности. Существуют 3 греч. редакции Жития И. К., 2 из к-рых не опубликованы, а также многочисленные его версии на вост. языках, в частности на коптском и армянском. В копто-арабском Синаксаре указано 3 дня памяти святого: преставление И. К. 16 абиба (16 хамле эфиоп. календаря), т. е. 20 июля, и 17 тубаха, т. е. 12 янв.; освящение церкви и перенесение мощей И. К. 20 тубаха (20 тэр эфиопского календаря), т. е. 15 янв. В копто-эфиоп. традиции И. К. называют Иоанном с Золотым Евангелием, его также именуют Нищим или Бедным, как и в др. восточных традициях. В арм. Синаксаре день памяти святого совпадает с днем, указанным в греч. Синаксарях,- 15 янв. (8 аряца). Между 868 и 876 гг. Анастасий Библиотекарь выполнил перевод одной из греческих редакций Жития И. К. на лат. язык (AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 258; по мнению Ж. М. Соже, ок. 870 г.- BiblSS. T. 6. P. 641). Содержание различных версий Жития, как правило, имеет незначительные отличия, при сохранении основных моментов повествования могут опускаться второстепенные подробности, варьироваться сроки пребывания в мон-ре (6 или 7 лет), отсутствовать название монастыря и т. п. Между Житием И. К. и Житием Алексия, человека Божия , имеются многочисленные совпадения. В частности, высказывались предположения о том, что Житие И. К. послужило одним из источников Жития Алексия или же оба этих произведения принадлежали к одному кругу агиографических памятников с общими типическими чертами. Мощи святого, по свидетельству рус. паломника Антония (впосл. архиепископ Новгородский), видевшего его могилу (Книга Паломник. С. 29), ок. 1200 г. еще находились в К-поле. Однако, согласно др. традиции, уже в VIII в. тело И. К. было перенесено из К-поля в Рим и положено в посвященной ему церкви. В Безансоне в соборе св. Стефана хранилась глава И. К., для которой был сделан серебряный реликварий. В 1674 г. реликварий перенесли в собор св. Иоанна, в 1794 г. глава И. К. была утеряна. В наст. время рука И. К. хранится в мон-ре Живоносного Источника (Хрисопиги) близ Ханьи (Крит), др. частицы - в архиепископской резиденции в Никосии (Кипр), в скиту Пресв. Богородицы (Афон), в мон-ре Варлаама (Метеоры), в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в исихастирии Вознесения Господня близ г. Козани, в мон-рях Лимонос (Лесбос), Честного и Животворящего Креста (Самос), Живоносного Источника близ Кисамоса (Крит), Успения Пресв. Богородицы близ Пили (Фессалия) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201).

http://pravenc.ru/text/471337.html

XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 77) - везде в рост. Мучение А. представлено в Минологии Василия II - А. изображен побиваемым камнями и палками, на втором плане - храм арх. Михаила (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 31); в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 9v); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); в циклах настенных минологиев ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.; на фреске трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. 41), и Строгановский иконописный подлинник (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1) усваивают ему образ старца с короткой округлой бородой; в сцене мученичества «Ерминия» предписывает изображать А. «в первых летах мужества» (Ч. 3. § 22. Сент. 12). Ист.: BHG, N 198; ActaSS. Sept. T. 4. P. 14-19. PG. 115. Col. 692-697. Лит.: ЖСв. Сент. С. 262-67; Halkin F.//Byz. 1983. Bd. 76; SynCP. P. 35-37; Bardy G. Autonomus//DHGE. T. 5. Col. 823-824; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 446, 472; Т. 2. С. 279-280; Т. 3. С. 368; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 64; НКС. Т. 2. С. 60. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 161; MenolBas. Tav. 30; BiblSS. T. 2. P. 635; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 296; Millet. Athos. Tf. 211, 3; Евсеева. Афонская книга. С. 233; Менолог. С. 287, 318, 349. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)

http://pravenc.ru/text/63036.html

Да марта же в 18–й де[нь] был я, богомолец ваш, соборной у заутрени и после полунощницы по своему обычаю ексапсалмы сам говорил, а после ексапсалмов втай 1348 себе говорил канон Исусу сладкому на первой кафизме. И после первые статьи на другой кафизме стал я, богомолец ваш, и молитву Исусову творя, на Спасов образ местной, что стоит пред нашим местом, списан с тово образа, которой 1349 взял к Москве блаженные памяти государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии из Великого Новаграда 1350 , и поставлен на Москве в соборной апостольской церкви, котороя 1351 именуетца 1352 Златая Риза, от него же и чюдо было Мануилу, греческому И се внезапу 1353 я, богомолец ваш, стоя на своем месте, увидел венец царский на воздусе злат над Спасовою главою, и помалу тот венец стал приближатися ко мне. И я, богомолец ваш, от великого страху, аки забылся, точию своима очима на тот венец смотрю и свещу пред Спасовым образом, как горит, . И то в разуме помыслил, кем 1354 тот венец движится, и то в памяти есть, что тот венец собою двигся 1355 , и пришед, стал на моей главе, грешной. И аз, от великого того страха пременився, чая чювствено и обоима 1356 рукама 1357 на своей главе осязал. И от того времени тот венец невидим бысть. И пришед из церкви от заутрени, и твоему, государеву, околничему и воеводе князь Федору Андреевичю, и дьяком, и домашным своим такое страшное видение сказывал, и от того времяни 1358 почал ожидать иного себе посещения, и по вся дни литоргию служил и отцу своему духовному исповедался. И марта в 19-й де[нь] во часу дни пришол на Софейской двор Ивашка Жоглова 1359 1360 отлученых, 1361 пристав Гаврилко бутто в своей вине 1362 принося 1363 . И я ево велел поберечь, покамест пойду к обедне, и святых апостол и святых отец хотел ево разрешить и молитвы разрешалные 1364 проговорил. И в том же часу ведом 1365 учинился изменнику твоему,//(л. 125) государеву, Ивашку Жоглову 1366 , и велел бить в набат на Торговой стороне, и собрав многих людей, и послал 1367 ко мне, богомолцу твоему, на Софейской двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010