И можем сказать, без преувеличений, что все были умилены до слез всем виденным и слышанным» 1348 . Выразителями этих чувств всей Литовской паствы в отношении к своему новому архипастырю были в тот же день главный начальник северо-западного края А.Л. Потапов, городской голова и представитель Виленского учебного округа. Потапов, при прощании с преосв. Макарием, обратился к нему от лица всех, между прочим, с следующими, знаменательными в устах говорившего, словами: «Еще раз повторяю: мы счастливы вашим назначением, хотим назидаться и пользоваться вашими поучениями. В каждом вашем слове, в каждом взгляде вашем мы почерпаем уверенность и силу служить правде и процветанию православия» 1349 . В следующее воскресенье 19 января, преосв. Макарий совершил Божественную Литургию в Виленском Пречистенском соборе, при чем пред молебном, по случаю пожертвования Государем Императором драгоценного образа Казанской Божией Матери Пречистенскому собору, произнес слово. В этом слове преосв. Макарий, указывая на достойный подражания пример Государя Императора, побуждал своих новых пасомых, чтобы они, каждый по мере своих сил и средств, кто чем может, содействовали восстановлению, поддержанию и украшению православных храмов в местном крае, потому что, говорил он, – «нужда в храмах православных, в их поддержании, обновлении, украшении, в снабжении их самыми необходимыми принадлежностями для богослужения, все еще здесь – нужда вопиющая, как ни много уже сделано для неё и доселе делается» 1350 . Через два дня после того, 21 января, во вторник, преосв. Макарий посетил Мариинскую женскую общину, во вновь устроенной церкви, в которой сам читал акафист Покрову Пресвятые Богородицы, а затем внимательно осмотрел обитель и детский приют при ней. Это посещение его Мариинской обители имело заменить собою предположенное было сначала торжественное архиерейское служение 26 января, которое было затем отменено, по случаю скорого отъезда преосв. Макария в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде 1351 . На другой день после того, 22 января, преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

М., 1912. Л. 141; Жуковская Л. П. Реймсское Евангелие: история его изучения и текст. М., 1978. Л. 3об.; Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988. Л. 249; Страдания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, ее учителя Хрисогона, святой мученицы Феодотии и других, с ними пострадавших. М., 1994; Акафист святой великомученице Анастасии Узорешительнице. М., 2000. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 514-517; Kirsch J. -P. Anastasie (1)//DHGE. T. 2. Col. 1484-1485; idem. Anastasie//DACL. T. 1. Col. 1919-1924; Whitehead P. B. The Church of S. Anastasia in Rome//American J. of Archeology. 1927. Vol. 31. P. 405-420; Delehaye H. Étude sur le légendier romain: Les saints de novembre et de décembre. Brux., 1936. P. 151-171, 222-258; BiblSS. T. 1. P. 1042-1049; Devos P. Sainte Anastasie la vierge et la source de sa Passion (BHG 76z)//AnBoll. 1962. T. 80. P. 33-47; Ραμφς Ι. Σπ. Αναστασα//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 565-567; Janin. Églises et monastères. P. 22-26; Kappel G. Die Kirchenslavische Anastasielegende//Slavia. Praha, 1971. T. 40. П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная Иконография Иконографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует. Точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в виз. и древнерус. искусстве встречается достаточно редко и только у А. У. и прмц. Анастасии Римляныни. Наименование «Фармаколитрия» имеется в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 264, 976-1025); в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 272r); в ц. Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.; в Минологии XI-XII вв. (Laur. D 51 (427). Fol. 105v); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 22r); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; в росписи мон-ря Поганово (Сербия), ок. 1499 г.; в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 58об.).

http://pravenc.ru/text/114938.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

Образ Ермолая входит в декорации мн. храмов на Балканах: ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209 и ок. 1235), ц. Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320); капеллы архидиак. Стефана ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия (1263-1268); ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); ц. свт. Николая в Псаче, Македония (1365-1371). Изображение Ермолая включалось в житийные циклы вмч. Пантелеимона; один из ранних образцов - житийная икона вмч. Пантелеимона (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) с образом Ермолая в сценах обучения и крещения вмч. Пантелеимона (1, 2, 5, 6-е клейма). В поствизант. живописи иконография Ермолая не претерпела существенных изменений. Как старец с седыми волнистыми или прямыми волосами до плеч и недлинной бородой Ермолай представлен на фресках ц. Преображения в Като-Хора на о-ве Китира (кон. XV в.); кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552, мастер Джорджи); ц. апостолов Петра и Павла в Кастории (1561). На иконе «Святые Ермолай, Фалалей, Пантелеимон» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) Ермолай, облаченный в хитон и плащ, в правой руке держит узкогорлый сосуд для лечебного масла. На Руси изображения Ермолая известны с домонг. времени. Предположительно рядом с прп. Сампсоном Странноприимцем он изображен в юго-зап. части основного объема под хорами в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), рядом с мучениками Киром и Иоанном - на фресках (ок. 1161) Спасского собора полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня жен. мон-ря. Надпись с именем Ермолая сохранилась возле утраченного изображения в храме «Донаторов» в Эски-Кермене в Крыму, к-рое датируется XIV - нач. XV в. ( Гайдуков. 1997. С. 40-46). В древнерус. иконописи изображения Ермолая встречаются нечасто, в основном среди избранных святых на иконах, выполненных по заказу частных лиц, и на минеях. Свидетельством распространения отдельных изображений Ермолая служит упоминание его имени на иконах-мощевиках: на серебряной наперсной иконе-мощевике (1409/10, ГММК, Благовещенский собор), выполненной по заказу нижегородской кн. Марии. Большой образ Ермолая находился в освященной в его честь московской церкви на углу Б. Садовой ул. и Б. Козихинского пер., построенной в 1610 г. и связанной с патриархом Ермогеном (до принятия иночества он носил имя этого святого). Мощи патриарха во время его торжественного прославления как священномученика были покрыты мантией с вышитыми на скрижалях изображениями мучеников Ермолая и Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190207.html

Последование И. К., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Εκ βρφους τν Κριον πιποθσας θερμς (С младенчества Господа горячо возжелав...) - в греч. Минее; общий отпустительный тропарь И. К. и Павлу Фивейскому 4-го гласа       - в слав. Минее; кондак 2-го гласа Ποθσας σοφ πτωχεαν (      ) с икосом; кондак 2-го гласа    (Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 9); кондак 3-го гласа        (Там же); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Πτωχν παθν με δεξον εχας σου Μκαρ. Ιωσφ (Нища страстей мя покажи молитвами твоими, блаженне. Иосиф) 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Πλουτισθες τας θεαις ρετας (      ); цикл стихир-подобнов (в слав. Минее их 2), самогласен (в рус. Минее их 2), светилен (в греч. Минее их 2), седален. По рукописям известны песнопения И. К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон с акростихом Ο νος πνης μοι πλουτσοις τοτον, πτερ (Ум бедный мой: обогати его, отче) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Ολον τν αϒλην το ϒου Πνεματος (Все сияние Святого Духа) (Ταμεον. Σ. 154); дополнительный кондак 8-го гласа        c икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 248); дополнительные икосы (Там же. С. 92, 175). Е. Е. Макаров Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Милешево. Ок. 1228 г. И. К. сложилась в визант. искусстве к X в. и в дальнейшем не претерпела существенных изменений. И. К. изображается молодым безбородым иноком, с короткими темными волосами, в монашеском одеянии; в правой руке держит крест, в левой - закрытое Евангелие, которое является непременным атрибутом образа И. К. как подарок родителей святого,- благодаря Евангелию они смогли узнать сына перед смертью. Описание этого иконографического типа содержится в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Юный, без бороды, держит закрытое Евангелие» (Ерминия ДФ. С. 173). В др. варианте иконографии И. К. изображается средовеком, напр. на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 25r, 1327-1340 гг.), в росписи ц. Вознесения в монастыре Дечаны, Сербия (1348-1350).

http://pravenc.ru/text/471337.html

происходил из сословия воинов (стратилатов). Они молодые, безбородые, похожи на вмч. Георгия Победоносца или вмч. Димитрия Солунского, но не с кудрявыми волосами, а с короткими прямыми прядками. Одежды отличаются: О. в светлой, богато расшитой тунике и плаще такого же цвета с пурпурной вставкой (тавлионом) - знаком высокого происхождения; П. в светлой тунике, длинные рукава и открытый ворот к-рой видны из-под напоминающего фелонь светло-лилового одеяния с вырезом-горловиной посреди, драпирующего полностью плечи и руки; подобные облачения в том же ансамбле - у мч. Филимона, «распорядителя церемоний»,- возможно, создатели мозаик знали о придворном статусе П. Столь же похожими ликом и одеждами святые изображены на маргинальной миниатюре в рукописи Евангелия с Минологием посл. четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266r) - О. в красном хитоне и синем плаще с золотым тавлионом, П. в синем хитоне и красном плаще с тавлионом, у обоих в руках кресты. В паре как юноши они изображены на одной из миниатюр Минология, принадлежавшего деспоту Фессалоники Димитрию Палеологу (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340), в минейных росписях ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (1371-1381), в росписях ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718). О молодом возрасте О. «с показавшеюся бородою» упоминает мон. Дионисий Фурноаграфиот в чине св. мучеников (Ерминия ДФ. § 10. С. 164). Изображения мучений святых встречаются в минейных циклах в храмовых росписях. На фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) на аркаде юж. нефа в минее июля (под 16-м днем) - святые в античных одеждах; О. средовек в светлом гиматии, П. ближе к старческому возрасту; их избивают палками 2 палача. В минейном цикле в нартексе Вознесенской ц. мон-ря Вел. Дечаны (1348-1350) святые представлены под 9 нояб. рядом с прп. Матроной Пергийской/К-польской. О. безбородый, он указывает на стоящего рядом средовека П. Все 3 святых показаны рядом под 9 нояб. на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Их фигуры включены в роспись ц.

http://pravenc.ru/text/2578439.html

Прп. Исаакий. Мученичество св. Иеремии. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. После кончины И. братия единодушно избрала Д. игуменом, архиеп. Аттик рукоположил его во пресвитера и поставил игуменом мон-ря. Когда архиепископом стал Несторий (428), он пришел в мон-рь к Д., чтобы получить его благословение. Но тот не пустил нового архиепископа к себе в келью и велел ему идти и каяться в грехах; т. о., Д. предвидел предстоящую смуту в церкви и возникновение ереси несторианства . Во время III Вселенского Собора, проходившего в Эфесе (431), его участники не могли отправить в К-поль послания о низложении Нестория, т. к. город был закрыт до окончания собора. Однако одно письмо все же дошло до столицы - это было послание, адресованное Д. Святой пробыл в мон-ре, ни разу не покидая его стен, 48 лет; его не заставили выйти даже просьбы императора во время землетрясений и др. бедствий. Однако на этот раз Д. покинул мон-рь и отправился в имп. дворец в сопровождении монахов и многочисленного народа. При встрече с имп. Феодосием святой сообщил ему решение Собора, убеждал в необходимости ссылки Нестория, а также беседовал с самим архиепископом. После этого Д. состоял в переписке с участниками Собора, в частности со свт. Кириллом, патриархом Александрийским. Тексты этих писем приведены в Житии, а также в деяниях Собора ( Mansi. T. 4. Col. 1228-1232, 1257-1260) вместе с речью Д., обращенной к жителям К-поля (Ibid. Col. 1429-1430). О Д. упоминал также Несторий в «Книге Гераклида Дамасского», описывая визит святого к императору и единодушное выступление всех к-польских монахов против Нестория ( Nestorius. Le livre d " Héraclide de Damas/Trad. F. Nau. P., 1910. P. 241-246). В этом отрывке имп. Феодосий задает Д. вопрос, почему тот прежде отказался стать архиепископом К-поля, а теперь критикует нового пастыря (Ibid. P. 242-243). Однако информация о том, что Д. была предложена К-польская кафедра, др. источниками не подтверждается. После низвержения Нестория и избрания нового архиепископа Д. получил титул «экзарх всех константинопольских монастырей» (варианты: «отец всех монахов», «архимандрит монастырей» и др.). Этот титул сохранялся за его преемниками по крайней мере до 542 г. Однако письмо участников Эфесского Собора к Д., где ему и его последователям официально присваивается этот титул (см.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 224), как было доказано, является позднейшей интерполяцией ( Dagron. 1970. P. 268-269).

http://pravenc.ru/text/674786.html

Совершенное аскетическое трезвение, осуществляемое благодаря молитве покаяния, освобождает человека от всякого помысла о прошлом или будущем. Им овладевает одно лишь попечение – «не потерять такого Бога; перестать быть недостойным Его». Так восстанавливаются его гармоничные отношения с Богом, и первое место здесь занимает любовь Христова 1345 . Из всего сказанного мы видим, что великая ценность молитвы заключается в возделывании смирения и любви, соединяющих человека со Христом. В связи с этим Старец формулирует следующий духовный закон: «Чем больше смиряемся мы в болезненном покаянии, тем быстрее молитва наша достигает Бога» 1346 . Таким образом, благодаря действию молитвы жизнь человека переносится в план Бытия Божия, тогда как жизнь Бога входит в человека и пребывает в нем. В подобном двустороннем движении происходит взаимопроникновение божественной и человеческой жизни. Человек возносит свои душевные силы к Богу, а Бог нисходит к нему 1347 . Воскресение человека характеризуется неугасимым и болезненным стремлением к покаянию, неутомимой молитвой и любовью 1348 . Откровение Бога сопровождается глубоким преображением всего человеческого бытия и неописуемой гармонией сердечной любви 1349 . Молитва понимается как бесконечное творчество 1350 в контексте соработничества человека и Бога «в Акте творения Им бессмертных богов» 1351 . Такая молитва является ответом на призыв Небесного Отца и становится наиболее ценным средством для обожения человека. Всякая сторона или сила человеческого естества, возносящаяся к Богу в молитве, становится сверхмирной. 2. Чистая молитва Из предыдущей главы становится очевидным, что молитва не является естественным свойством падшего человека. Она есть плод борьбы за исполнение заповедей Божиих. Она есть дар, который Бог человеколюбно ниспосылает на землю, чтобы возвести человека на Небо. Христианская молитва как акт богочеловеческий имеет сверхприродный характер. Стяжание молитвы возможно только тогда, когда человек прилагает к этому все силы своего существа. В наиболее совершенных своих проявлениях молитва является даром Святого Духа, поскольку Сам Бог молится в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Фирмилиана, епископа Кесарии каппадокийской (233 г.): «Власть отпущать грехи дарована Апостолам и Церквам, которые основали они, будучи посланы от Христа, и епископам, которые наследовали им по преемству» 1348 . Св. Амвросия: «Кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, который также отпущает их чрез тех, кому дал власть отпущать?» 1349 . И в другом месте; «право сие предоставлено одним священникам» 1350 . В третьем: «люди совершают только служение во отпущение грехов, но не показывают какой-либо собственной власти. Ибо не в свое имя отпущают, а во имя Отца, и Сына, и Св. Духа; они просят, Бог дарует; человеческое здесь послушание, а щедродательность принадлежит верховной власти» 1351 . Св. Иоанна Златоустог о: «Отец весь суд дал Сыну ( Иоан. 5, 22 ): теперь вижу, что Сын весь суд сей отдал священникам… Священники иудейские имели власть очищать тело от проказы, или лучше, не очищать, а только свидетельствовать очищенных (Лев. гл. 14)…; но священники нового завета получили власть не свидетелями быть очищенных, а очищать, притом не проказу тела, но скверну души» 1352 . Лациана, епископа испанского (ок. 370 г.): «Ты говоришь: один Бог может отпущать грехи? Справедливо. Но и то, что совершает Он чрез священников, есть Его же власть» 1353 . Св. Льва, папы римского : «Ходатай Бога и человеков, человек Господь Иисус Христос даровал предстоятелям Церкви власть, чтобы они и преподавали освящение покаяния кающимся, и чрез дверь примирения допускали их, очищенных спасительным удовлетворением, к приобщению св. Таин. Но в этом деле непрестанно участвует Сам Спаситель» 1354 . Вообще древние учители Церкви утверждали, что разрешает грехи в таинстве покаяния Сам Христос 1355 , или Дух Святый 1356 , а на земле видимыми органами этой власти, после св. Апостолов, служат епископы 1357 и пресвитеры 1358 . 2. Приступать к таинству покаяния могут одни только Христиане, которые после того, как очистились от всех грехов в таинстве крещения, снова согрешают, и имеют нужду в новом средстве к очищению своей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010