Недостаточно понятна судьба свт. Филофея после его отставки 282 . Видимо, с конца 1354 г. и до осени 1364 г. свт. Филофей (Коккин) оставался в Константинополе, при этом периодически посещая Афон 283 . Это 10-летие характеризуется неудачной борьбой нового имп. Иоанна V Палеолога с двором Кантакузинов, турецкой экспансией и попытками сохранить остатки империи путем подписания унии с Римо-католической Церковью 284 . В этот период святитель проживал в основном в монастыре Акаталипт 285 и вплотную занимался литературной деятельностью, в которой активно продвигал исихазм. После своей отставки свт. Филофей принялся за написание жития покойному патриарху Исидору (Вухиру), в котором святитель постарался описать его как образцового иерарха. Данное сочинение было написано свт. Филофеем, скорее всего, в промежутке между 1355 и 1357 гг. 286 В конце 1350-х гг. (или начале 1360-х) свт. Филофей, вероятно, составил, или, может быть, доработал давно начатое еще во время настоятельства в Великой Лавре житие прп. Герману (Марулису) 287 . 14 ноября 1357 г. скончался в результате давней болезни свт. Григорий Палама , и вскоре он стал широко почитаться как святой: в Фессалонике, где он был похоронен, в Великой Лавре на Афоне, в Кастории, Веррии и константинопольском монастыре Акаталипт, где в это время проживал свт. Филофей. В начале 1360-х гг. в честь своего наставника свт. Филофей написал каноны, гимны и последование службы 288 , которую намеревался включить в богослужебные книги в качестве литургии, совершаемой во 2 воскресенье Великого поста 289 . Также, судя по всему, свт. Филофей собрал корпус сочинений свт. Григория. Примерно в это же время свт. Филофей начинает писать житие свт. Григорию, большую часть которого он, скорее всего, написал до 1363 г. Данное житие было выполнено в жанре энкомия (похвального слова) 290 . Вероятно, между 1357 и 1360 гг. по просьбе имп. Елены Кантакузины Палеологины, жены Иоанна V Палеолога и дочери Иоанна VI Кантакузина, свт. Филофей (Коккин) пишет 3 Слова (проповеди) о заповедях блаженства на Мф. 5.3–12 . Текст этих Слов отличается сложностью построения и смысловым богатством. Так как императрица благоволила исихазму и поддерживала его, то эти Слова могли быть актом признательности святителя и стимулом к дальнейшему имперскому патронажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Константин Палеолог (сын Мануила II) (1428–1449) Фома Палеолог (сын Мануила II) (1443–1460) Димитрий Палеолог (сын Мануила II) (1449–1460) Правители Эпирского царства (деспотата) Михаил I (1204–1215) Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1224) (осенью 1224 г. захватил Фессалонику и вскоре провозгласил себя императором) Фессалоника Дом Монферрат – королевство Фессалоника Бонифаций I (маркиз Монферратский, захватил Фессалонику в 1204) Деметрий (сын Бонифация) (1207–1224) Династия Ангелов – Фессалоникийская империя Феодор Ангел Комнин Дука (император) (1224–1230) Мануил (брат Феодора) (1230 – около 1237) Иоанн (сын Феодора) (около 1237–1244, деспот в 1242) Димитрий (брат Иоанна) (1244–1246) В 1246 г. Фессалоника покорена Никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. Эпир Михаил II (около 1231–1268) Никифор I (1268–1296) Фома (1296–1318). Регентша Анна Палеологиня-Кантакузина, примерно до 1313 г Николай Орсини (1318–1323) Иоанн Орсини (1323–1335) Никифор II (1335–1340) В 1340 г. Эпир был подчинен Андроником III Палеологом, а в 1348 г – сербским королем Стефаном Душаном. Пал под ударами турок-османов в 1476 г Фессалия Иоанн I (севастократор) (1271–1296) Константин (1296–1303) Иоанн II (1303–1318) В 1318 г. Фессалийское государство распалось, а в 1348 г. было подчинено сербским королем Стефаном Душаном. Афино-Фиванское герцогство Оттон де Ла Рош (1204–1225) Гвидо (1225–1263) Жан I (1263–1280) Вильгельм I (1280–1286) Гвидо II(1287–1308) Вальтер I(1308–1311) Манфред Сицилийский (1312–1317) Вильгельм II Сицилийский (1317–1338) Жан Рандаццо (1338–1348) Фредерик Рандаццо (1348–1377, с 1355 г. король Сицилии Фредерик II) Мария (1377–1381) Педро IV (1381–1387), король Арагона Нерио I Аччаюолли (1387, формально с 1394–1402) Антонио I (1402–1435) Нерио II (1435–1439, 1441–1454) Антонио II (1439–1441) Франческо (1451–1454) Франко (1455–1458). Герцогство было завоевано турками-османами, а последний герцог погиб. Ахейское княжество Вильгелм I де Шалеплит (1206–1209) Жоффруа I де Виллардуэн (1209–1226/1231)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. Единоличное правление И. К. (1347-1354) И. К. оказался в двусмысленной ситуации, т. к. после окончания гражданской войны в Византии зап. союз продолжал войну против Умура (погиб в бою в 1348) и под угрозой атаки латинян на К-поль Византия была вынуждена к ним присоединиться. В хрисовуле к папе Клименту VI от 22 сент. 1347 г. И. К. оправдывает свою прежнюю политику, утверждает, что якобы не искал союза с турками, но был к тому вынужден, одобряет планы крестового похода против турок и готов к нему присоединиться. Вернер ( Werner. 1966. S. 120) оценивает И. К. как опытного политического тактика, озабоченного «заключением византийско-тюркского союза против генуэзцев и османов», к-рый обещал Западу участие в коалиции против турок и при этом тайно сотрудничал с Умуром, ведя двойную игру. Наиболее острая проблема, вставшая перед И. К.,- снабжение столицы хлебом из Сев. Причерноморья. В целях безопасности гос-ва И. К. снизил ввозные пошлины на продовольствие и прекратил раздачу откупов генуэзцам, а осенью 1347 г. созвал на к-польском ипподроме народное собрание для одобрения новых налогов на строительство флота, к-рые подрывали его авторитет в народе. Начавшееся строительство флота спровоцировало нападение генуэзцев общины Галаты на верфи 15 авг. 1348 г. и вызвало «галатскую войну». 1 окт. 1348 г. И. К. вновь созвал народное собрание, чтобы получить одобрение «демоса» на продолжение строительства флота и войну с Генуей. Прямые обращения к народу свидетельствуют о том, что собственные ресурсы власти И. К. фактически исчерпал. В 1348 г. И. К. отправил посольство Георгия Спанопула и Николая Сигера в Авиньон к папскому двору для переговоров об унии Церквей, а в 1349 г. принял в К-поле 2 папских легатов, т. к. папская курия вместе с Венецией поддерживала усилия И. К. по ликвидации генуэзской монополии на торговлю в Причерноморье. «Галатская война» закончилась поражением визант. флота 5 марта 1349 г. и подтверждением всех торговых привилегий Генуи. Генуэзцы превратили Галату в неприступную крепость и фактически контролировали Золотой Рог.

http://pravenc.ru/text/471274.html

мира. Всего представлено ок. тысячи отдельных фигур святых и сюжетов, объединенных более чем в 10 циклов. Христос Пантократор. Роспись в куполе мон-ря Дечаны. 1338/39-1348 гг. Христос Пантократор. Роспись в куполе мон-ря Дечаны. 1338/39-1348 гг. Иконографическая программа включает изображения Христа Пантократора, сюжеты от Сотворения мира до Грехопадения, цикл земной жизни Спасителя (с Воплощением Христа, Его поучениями, чудесами и страстями), сцены, иллюстрирующие основание новозаветной Церкви, ее укрепление и расширение деяниями апостолов, мучеников, святителей, преподобных, а также Второе пришествие и Страшный Суд. В росписи алтаря присутствуют избранные евангельские сюжеты на тему основания Христом новозаветной Церкви, образ к-рой повторяется в каждом христ. храме. Эта мысль о преображении скинии ветхозаветной в новую развита в сцене «Причащение апостолов» в верхней части апсиды, где Христос изображен перед св. трапезой, в саккосе, как архиерей по чину Мелхиседекову, расположенный ниже образа Божией Матери «Оранта», окруженной архангелами в далматиках; продолжают тему устроения Новой Церкви и служащие литургию святители, изображенные в нижнем ярусе. Композиция «Служба св. отцов» с некоторыми отличиями в иконографии представлена и в др. апсидах. В алтаре также находятся цикл Воскресения Христова, композиции «Руно Гедеоново», «Лестница Иакова», «Борьба Иакова с ангелом» и «Ветхозаветная скиния». В жертвеннике (парекклисион Пресв. Богородицы) представлены 20 сцен из жизни Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. Роспись кафоликоны мон-ря Дечаны. 1338/39-1348 гг. Успение Пресв. Богородицы. Роспись кафоликоны мон-ря Дечаны. 1338/39-1348 гг. В куполе размещены образ Христа Пантократора и композиция «Небесная литургия» с ангелами в диаконских и священнических одеяниях; в барабане - 8 пророков; на парусах - евангелисты, между ними - Мандилион и Керамион. В подкупольном пространстве подробно представлены евангельские события: Двунадесятые праздники (Успение, состоящее из 5 эпизодов, изображено на зап.

http://pravenc.ru/text/171794.html

упомин. в 1390г.). Каменные вновь: Николы Неревском конце (1313), Богородицы на Прусской улице (1348 г. упомин. сгоревшею); Нерукотворенного Образа в Людином конце на Добрыни улице (1378), Симеона на Чюдинцевой улице (1392), Константина и Елены на Яневой улице (1400); возобновлены прежние каменные: Космы и Дамиана (1350, потом перестраивалась в 1375); Сорока Мученик (1356); деревянные: Лазаря в Зверинцах (1300), Георгия на Борковой улице (1302), Николы на Яковлеве улице в Неревском конце (1356), Петра в Неревском конце (1384), св. Мины в Людином конце (1385 г. упомни. сгоревшею), Алексия в Людином конце (1391 г. упоминается прежде в 1340 г.), Введения на Прусской улице (1391). Неизвестно какие: Владимира на Побережье близ Детинца, давшая название Владимирскому берегу (1331), Ипатия на Щирковой улице в Неревском конце (1396). В XV-м веке были построены на Торговой стороне, вновь каменные; Алексия Человека Божия близ Успения (1409), Андреа Первозванного на Щитной улице, в Плотницком конце (1417). Каменные вместо деревянных: Никиты в Плотницком конце (1406), Луки на Лубянце (1424); каменные вместо прежних каменных: Св. Отец на Торгу (1430), Михаила Архангела на Михайловке (1454), Илии в Славном (1455), Успения на Торгу (1458), Димитрия на Славковой улице (1463); неизвестно какая: Николы в Никольском конце за Плотницким. На Софийской в Детинце каменные вновь: Гурия, Самона и Авива у Софии, со Владычня двора, поставленная в память знамения, совершенного от иконы этих святых во храме св. Софии (1410), Петра митрополита на воротах: от Неревского конца (1416), Николы у св. Софии (1442); каменные вместо деревянных: Афанасия и Кирилла (1416), Милостивого Спаса на Воротах (1426 упоминается 1424 г.), Анастасии (1440; упоминается деревян. 1417). Вместо прежних каменных: Иоанна Златоуста (1434–1437), Петра на Воротах владычних (1438), Бориса и Геба (1441). За Детинцем, каменные вновь построенные: Архангела Гавриила на Хревковой улице (1413), Воздвижения в Людине конце (1415), Николы на Холопьей улице в Неревском конце (1417), Всех Святых на Черничиной улице в Людином конце (1418), Спаса Преображения на Розважи в Неревском конце (1421), Иоанна Милостивого на Людгощи в Неревском конце (1422); каменные вместо деревянных: Усекновения на Чюдинцевой улице (1402), Петра и Павла в Неревском конце (1406), Апостола Луки в Людином конце (1416), Николы на Яковлевой улице в Неревском конце (1417), св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

е. новому, богомужному тропосу существования. Согласно этому тропосу, «одна Личность воплощенного Христа имеет две воли и две силы, которые зависят соответственно от двух Его природ». 1345 Христологический догмат, с точки зрения митр. Каллиста, раскрывает «подлинное измерение нашей личностности». 1346 Владыка Каллист затрагивает в этой связи тему «просопии», 1347 призывая «видеть Христа в каждой человеческой личности» и «служить Ему во всех человеческих личностях». 1348 Христианство, как свидетельствует митр. Каллист, согласно отцам Церкви, есть личный опыт встречи с Христом в Духе Святом. 1349 Дух, как и Христос, «есть Лич­ность. Он… не просто неживая сила, а одна из трех вечных Личностей Троицы». 1350 С одной стороны, «дар Духа есть дар Церкви», как общности верующих, но в то же время это и «личный дар, приспособленный к собственному пути каждого», 1351 и преподанный с целью «целостного преображения нашей личности посредством пребывающего в нас Духа Святого». 1352 « Он преобража­ет индивидов в личности», даруя им «единство и взаимное проникновение». 1353 Вслед за В. Н. Лосским , митр. Каллист отмечает личный кенозис Духа, Который ведет нас к Личности Христа, а не к Себе, и остается сокрытым в Своей Личности. 1354 При этом в начале духовного пути действие Духа в личности крещеного человека остается им не замеченным, но со временем, в зависимости и по мере произволения человека, сила, энергия присутствия Духа в личности христианина становится очевидной, 1355 хотя Личность Духа все-таки остается сокровенной, являющей Себя в других личностях 1356 – «в обоженных человеческих личностях», «в сонме святых». 1357 Поскольку Дух Святой есть хоть и сокровенная, но Личность, то все же «мы можем войти и действительно входим в личные отноше­ния с Ним по принципу «я – Ты»», 1358 но полнота личных отношений человека со Святым Духом в большей мере смещена в область эсхатологии. Антропология и личность «Взаимная любовь Троицы – это не замкнутый круг. Бог в Своей любви «исступлен»: Он простирается вне Самого Себя в творении – и особенно в сотворении человеческих личностей, созданных по Его собственному образу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Фирмилиана, епископа Кесарии каппадокийской (233 г.): «Власть отпущать грехи дарована Апостолам и Церквам, которые основали они, будучи посланы от Христа, и епископам, которые наследовали им по преемству» 1348 . Св. Амвросия: «Кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, который также отпущает их чрез тех, кому дал власть отпущать?» 1349 . И в другом месте; «право сие предоставлено одним священникам» 1350 . В третьем: «люди совершают только служение во отпущение грехов, но не показывают какой-либо собственной власти. Ибо не в свое имя отпущают, а во имя Отца, и Сына, и Св. Духа; они просят, Бог дарует; человеческое здесь послушание, а щедродательность принадлежит верховной власти» 1351 . Св. Иоанна Златоустог о: «Отец весь суд дал Сыну ( Иоан. 5, 22 ): теперь вижу, что Сын весь суд сей отдал священникам… Священники иудейские имели власть очищать тело от проказы, или лучше, не очищать, а только свидетельствовать очищенных (Лев. гл. 14)…; но священники нового завета получили власть не свидетелями быть очищенных, а очищать, притом не проказу тела, но скверну души» 1352 . Лациана, епископа испанского (ок. 370 г.): «Ты говоришь: один Бог может отпущать грехи? Справедливо. Но и то, что совершает Он чрез священников, есть Его же власть» 1353 . Св. Льва, папы римского : «Ходатай Бога и человеков, человек Господь Иисус Христос даровал предстоятелям Церкви власть, чтобы они и преподавали освящение покаяния кающимся, и чрез дверь примирения допускали их, очищенных спасительным удовлетворением, к приобщению св. Таин. Но в этом деле непрестанно участвует Сам Спаситель» 1354 . Вообще древние учители Церкви утверждали, что разрешает грехи в таинстве покаяния Сам Христос 1355 , или Дух Святый 1356 , а на земле видимыми органами этой власти, после св. Апостолов, служат епископы 1357 и пресвитеры 1358 . 2. Приступать к таинству покаяния могут одни только Христиане, которые после того, как очистились от всех грехов в таинстве крещения, снова согрешают, и имеют нужду в новом средстве к очищению своей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

– отставлен от службы 1348 ; Яков Ильин с 1681–1688 г. 1349 ; Илья Савельев с 1686–1699 г. 1350 ; Иван Иванов с 1694–1699 г. 1351 Пономари: Иван Борисов с 1682–1694 г. 1352 ; Мартин Климентьев с 1682 г. по 10 июля 1687 г. 1353 ; Василий Михаилов с августа 1687–1688 г. 1354 ; Григорий Иванов Муромцев с 1688–1699 г. 1355 ; Алексей Васильев с 1697–1699 г. 1356 Из числа членов причта Верхоспасского собора, как на наиболее известных в истории, должно указать на протопопов сего собора Александра Алексеева и Ивана Лазарева и на дьякона – впоследствии также протопопа сего собора Якова Игнатьева. Протопоп Александр участвовал в заседаниях Московского собора 1666 г. 1357 , а протопоп Иван Лазарев – при шествии царя Федора Алексеевича для целования икон, пред отправлением в Успенский собор, кропил путь св. водою от Верхоспасского собора до Грановитой палаты 1358 . При короновании царей Иоанна и Петра Алексеевичей, Лазарев вместе с протопопом Воскресенского собора Гавриилом переносили в Успенский собор на головах, на золотых блюдах, под дорогими пеленами животворящий крест, диадему и цепи 1359 . По его указанно, 18 марта 1681 г. была составлена роспись материалов, нужных к строению «звезда пресветлая», которую царь Федор Алексеевич велел написать, а именно: серединка – уставом на меньшей александрийской бумаге, в десть, на клейма и на заставицы и на прописи и на каймы золота красного 500, серебра 200 листов, бакану виницейского 2 золотника, яри виницейской же 3 золотника, ражгиля 3 золотника 1360 . Пользуясь расположением царя Федора Алексеевича, Лазарев получил, вероятно, в какую-либо основанную им церковь , царские двери, писанные, со столбцами, и с сенью, а также северную и южную дверь – стоимостью весь дар 19 рублей (Г. 188, ст. 551). В 1687 г. по обещанию Лазарева, он постригся в монахи в Троице-Сергиевом монастыре 1361 . Имя Якова Игнатьева в истории Верхоспасского собора впервые встречается в 1684 г., когда он был еще диаконом. Прослужив 14 лет в сем сане, Яков был определен в конце 1699 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

При таких условиях произошло 6 января 858 г. 1347 событие, окончательно испортившее отношения между Игнатием и правительством. Личная жизнь Варды была далеко не безупречна. Еще при жизни Феоктиста, оставив свою жену, он жил в незаконной связи с невесткой, вдовой умершего сына. 1348 Это возбуждало большие толки в столице, сеяло соблазн в обществе, и патриарх мужественно выступил обличителем могущественного царедворца. 1349 На увещания и уко- —420— ризны Варда не обратил внимания. Тогда Игнатий в праздник Богоявления торжественно лишил его причастия. 1350 Неожидавший такого исхода Варда в гневе схватился за меч и угрожал пронзить патриарха; но тот ответил иною угрозой, указав на Бога, могущего обратить меч против него самого. 1351 От угроз Варда перешел к просьбам о прощении; 1352 за дядю просил и угрожал Михаил; 1353 Игнатий не простил, и Варда остался под отлучением. Патриарх как будто сам толкал Варду соединиться с «схизматиками», с партией Асбесты. 1354 Поступок Игнатия мог быть исключительно выражением его пастырской ревности; но помимо желания самого Игнатия, он имел и чисто политический смысл: им дискредитировалось высшее правительственное лицо, унижалась в глазах населения правящая партия. К личному раздражению Варды должны были примешиваться и политические соображения о невозможности оставить во главе церкви человека, настроенного враждебно к правительству. Этим намечалась участь патриарха Игнатия. Дальнейшие события дали правительству новые, мнимые или действительные, улики против патриарха. В том-же 858 г. был открыт заговор на жизнь Варды, составленный не без ведома Феодоры. 1355 Главные заговорщики были —421— казнены. Положение императрицы стало еще хуже. По-видимому, этот заговор и дал правительству повод постричь Феодору и её дочерей в монашество, чтобы лишить навсегда её и её сторонников надежды на возвращение власти. Варда не без коварства 1356 внушает Михаилу предложить Игнатию совершить насильственное пострижение. Патриарх имел смелость отказаться: «когда я принимал управление церковью, я дал письменную клятву не составлять против вашей державы никаких заговоров или козней. В чём же преступление цариц, и что за причина, что ваше величество задумали это против них?» 1357 В поведении патриарха усмотрели новые признаки неблагонадежности, 1358 а Феодора все-таки была пострижена (сентябрь 858 г.). Петрона, её второй брат, примкнувший к Варде, взял её из Влахернского дворца и, после пострижения, поместил в Карианский, где она, лишенная частного имущества и царских почестей, должна была вести замкнутую монашескую жизнь. 1359 Её дочери разделили участь матери. По поводу раскрытия заговора и дальнейших событий Варда получил сан куропалата. 1360

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весьма примечательны также филологические заметки Феодора Мопсуестийского, касающиеся Евангелий. Святой Марк составил свое Евангелие согласно с проповедью апостола Петра 1348 . Евангелист Иоанн дополняет трех предшественников, то есть умалчивает об уже сказанном ими или же добавляет некоторые новые сведения 1349 . Сама идея о том, что Евангелия дополняют друг друга, была традиционной во времена Феодора. Исходя из этого убеждения он и объясняет или согласовывает имеющиеся разночтения 1350 . Например, относительно вопроса, кто нес Крест, Иисус или Симон Киринейский, следует признать, что несли оба 1351 . Различия у евангелистов касаются преимущественно вопросов второстепенных (место, время, действующие лица) и лишь доказывают их правдивость. «Иоанн обычно опускает сказанное другими [евангелистами], и этим еще раз доказывается, что не о всех вообще событиях написано в Евангелиях. А потому один сказал о чем-то, а другой пропустил, так что из согласия в наиболее важных вещах еще лучше будет видна истинность их повествования» 1352 . Эту мысль позже повторит святитель Иоанн Златоуст в прологе к толкованию на Евангелие от Матфея 1353 . В толковании Евангелия от Иоанна Феодор Мопсуестийский отличает экзегезу (исследование смысла текста) от проповеди (дальнейшее развитие темы) 1354 . В его толкованиях на Евангелия и Послания апостола Павла господствует, конечно, исторический интерес. Историчность и хронологическая последовательность, а также терминологическая точность евангелиста Иоанна являются подтверждением божественного характера описываемых им событий. Историческая точность и порядок согласуются сего богодухновенностью. При истолковании Павловых Посланий Феодор делает особый упор на грамматическом анализе и выяснении взаимосвязи различных отрывков. Вот некоторые показательные примеры. Феодор задается вопросом, каким образом узнал евангелист Лука о событиях, имевших место в Гефсимании ( Лк.22:39 и след.). Естественно предположить, что-либо из рассказов трех учеников очевидцев, либо от Самого Спасителя после Его воскресения 1355 . Далее, Феодор рассуждает о том, как апостол Павел освободился из первых уз в Риме и затем вторично посетил этот город 1356 ; отвергает как несостоятельное предположение о том, что Еф. написал апостол Иоанн Богослов 1357 , объясняет выражение «γνσιε σζυγε» ( Флп.4:3 ) – верный сотрудник 1358 и т.п. 1359 7.7 Церковное и литургическое толкование Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010