Таблица 4 Краткая хронология жизни свт. Филофея (Коккина) Период Событие ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике 1300-е – 1320-е Детство и образование в Фессалонике 1320-е Послушник в монастыре Хортаит ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде ок. 1331–1341/2 Монах в Великой Лавре 1340/1341–1342 Игумен в монастыре Филокалла весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 06.1345– нач. лета 1347 Аскеза на Афоне нач. лета 1347 – нач. 09.1353 Митрополит Ираклеи Фракийской нач. 09.1353–1354/5 Патриарх Константинопольский (1 срок) кон. 1354 – осень 1364 Отставка, пребывание в монастыре Акаталипт 11.10.1364 – сер. 08.1376 Патриарх Константинопольский (2 срок) сер. 08.1376 – 06.1377 Свергнут с престола 1377/1378 Смерть в Константинополе 1380-е Почитается как святой В ходе составления биографического повествования о свт. Филофее (Коккине) нами было отмечено, что жизнь святителя на протяжении всего ее периода мало изучена. Даже в последнем современном научном труде М. Митреа датировки и другие сведения о святителе снабжаются многочисленными «возможно», «вероятно», «скорее всего», что говорит о косвенном характере имеющихся фактов и их возможной альтернативной трактовке. Наиболее изученными периодами жизни свт. Филофея представляются сроки его патриаршего служения, остальное время его жизни, в том числе сведения о происхождении свт. Филофея и его окружении в детстве, можно отнести к более «темным» местам его биографии. Хотя в работе М. Митреа больше внимания уделяется именно этим местам, их изученность остается незначительной, поэтому приоритетными направления для изучения биографии свт. Филофея (Коккина) можно считать эти периоды, перечислим их: Ø Рождение и детство, а также подробности о его семье и окружении (ок. 1295 – 1320-е гг.); Ø Весь период монашества до епископского сана: o Период пребывания в монастыре Хортаит в качестве послушника и, возможно, позже в качестве монаха (1320-е гг.); o Период пребывания в Ватопедском монастыре, загадочная история с конфликтом с прп. Саввой и уход в Великую Лавру (кон. 1320-х и 1330-е гг.);

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Турки османские, теснимые монголами, в первой половине XIII века из внутренней Азии переселились на Запад, в Малую Азию. Здесь они вначале поступили на службу к сельджукскому иконийскому султану; потом, по разрушении Иконийского царства монголами, они под предводительством своего султана Османа укрепились в горах Вифинии и образовали разбойничье государство. Осман сообщил туркам свое имя. Сын Османа, Орхан (1326–1360 гг.), подчинил себе Никомидию и большое число греческих городов в Малой Азии и сделал Бруссу своей столицей. Он первый принял титул падишаха и назвал ворота своего дворца Высокой Портой (Оттоманская Порта). Греческий император Андроник III Палеолог (1328–1341 гг.) хотел было остановить успехи османов, но (в 1333 г.) под стенами Никеи потерпел поражение, после чего Никея отошла от империи к туркам. Во время своих завоеваний Орхан пролил много христианской крови. Многие из малоазийских христиан, чтобы избавиться от смерти или не лишиться свободы, принимали магометанство. Преемник Орхана Мурад I (1360–1389 гг.), перешедши в Европу, отнял у греков Фракию и город Адрианополь, который сделал (1362 г.) своей столицей. Сербы, болгары и венгры надеялись было соединенными силами остановить нашествие Мурада на Европу, но были разбиты наголову. Своими жестокостями Мурад наводил ужас на всю Европу. Целые тысячи европейских христиан, особенно женщин и детей, были отправляемы в Малую Азию для заселения пустынных мест; там их обращали по большей части в магометанство. Особенно тяжело было для христиан распоряжение Мурада, чтобы пятый из всех военнопленных свыше 15-летнего возраста поступал в распоряжение султана. Таких поступивших в распоряжение султана обучали турецкому языку и магометанскому учению и зачисляли в разряд янычар. Напрасно византийский император Иоанн V Палеолог (1341–1391 гг.) путешествовал на Запад и просил там помощи, напрасно в ожидании помощи от папы он принял католичество, – никто не помогал. Сын Мурада, Баязет I (1389–1403 гг.), завоевал Болгарию, часть Сербии, Македонию, Фессалию и Элладу и принудил византийского императора Мануила II Палеолога (1391–1425 гг.) платить дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1237 Все эти факты показывают, что в религиозной полемике XIV в. не следует видеть прямое продолжение споров, разделявших Византийскую церковь в конце XIII столетия и вращавшихся вокруг двух главных тем: церковного единства и Арсенитского раскола. Проблема «гуманизма» не стояла на повестке дня при двух первых Палеологах: как предмет обсуждения она была вскользь затронута в прениях Паламы с Варлаамом (1337–1341), и то лишь в связи с нападками последнего на монашескую духовность. Победа паламитов означала, что у независимого «гуманизма» нет больше в Византии никаких шансов. Новых анафем против «внешней мудрости» в Синодике не прибавилось, но самые видные представители «гуманизма»: Варлаам, Никифор Григора, Димитрий Кидонис – поименно перечислены там как враги церкви и православия 1238 . В разное время вопрос о связи между возникновением и развитием исихазма в византийском мире исследователи ставили в зависимость от новых «гуманистических» тенденций в искусстве «палеологовского ренессанса» как в самой Византии, так и в славянских странах 1239 . Плодотворная сама по себе, эта гипотеза требует все же острожного применения. Так, например, необходимо учитывать ранее отмеченный факт, что первые годы XIV в. исихасты и гуманисты жили в относительном мире. Между прочим, именно в этот период на средства Феодора Метохита, фактического отца «светского гуманизма» XIV в., была заново украшена церковь Хора – самый замечательный константинопольский памятник этого «ренессанса» 1240 . И без сомнения, что так называемое «второе южнославянское влияние на Руси» (XIV-XV вв.), сопровождавшееся обширным проникновением исихастской литературы и идей, могло содержать определенную универсалистскую идеологию византийских зилотов. Но даже здесь исихасты не имели абсолютной монополии: русский митрополит Феогност (1328–1353) был другом Никифора Григоры и антипаламитом 1241 . С другой стороны, исихастская духовность могла совершенно по-разному влиять на искусство славянских стран и Византии. Например, вовсе не очевидно, что главные деятели византийского исихазма – Афанасий I, Палама и патриархи второй половины XIV в., – проявляли особый интерес к искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1319. Враги креста Христова. А. Фотия. 1866. I. 644. 1320. Письмо Раввина, обратившегося в христианскую веру, к Евреям... 1829. XXXIV. 47. 1321. Письмо к новообращенному христианину. 1837. III. 108. 1322. Письмо духовного отца к смущенному речами вольнодумцев. 1858. I. 343. 1323. Письмо обращенного магометанина к крестному отцу. II. 18. 1324. О преданиях, как источнике религии. 1829. XXVI. 314. 1325. Было ли и откуда происходило ожидание Спасителя у язычников. 1838. III. 51. 1326. Следы истинного учения веры между язычниками до пришествия Спасителя. 1853. II. 207. 1327. О всеобщности веры в Божество. 1839. II. 38. 1328. О состоянии веры во время невинности первых человеков. 1832. XLV. 308. 1329. Участие сердца в познании истин веры. 1861. I. 3. 1330. Основания веры в Откровение. 1826. XXIV. 216. 1331. О Божественных откровениях. 1830. XL. 309. 1332. Предварительные понятии о православном догматическом Богословии. 1848. I. 262. 375. 1333. О символе веры . 1834. II. 39. 1334. О бытии Божием. 1824. XIII. 147. 1335. Благоговейные чувствования при размышлении о бытии Божием. 1834. II. 335. 1336. О непостижимости Божией. 1837. II. 210. 1337. О непостижимости судеб Божиих. 1831. XLI. 314. 1338. О средствах к познанию Бога. 1822. VI. 50. 1339. Учение о Боге, поколику Он есть един. 1822. VI. 64. 1340. Доказательство бытия Божия из устройства видимой природы. 1837. III. 273. 1341. Бог в натуре. 1829. XXXV. 214. 1342. Учение о св. Троице. 1822. VI. 166. 176. 183. 213. 1343. Учение о Боге триипостасном. 1844. III. 186. 1344. Учение о Боге в самом себе. 1848. II. 205. 246. 1345. Учение о Боге Спасителе. 1851. I. 17. 1346. Следы учения о пресв. Троице в ветхом завете. 1849. II. 149. 1347. Искупитель наш есть И. Христос. 1821. II. 344. 1348. И. Христос послан от Бога. 1830. XL. 152. 1349. И. Христос есть прекрасный образец истины и добродетели. 1822. V. 3. 26. 237. 246. 252. 1350. Свидетельство Иосифа Флавия об И. Христе. 1834. I.      176. 1351. Взгляд на свидетельство раввинов об Иисусе Христе. 1835. I. 387.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

131 Так называлась собственно крышка ковчега завета, так как чрез кропленье на нее кровью подавалось наиболее совершенное очищение грехов; но здесь это слово в широком смысле всего храма – с целью обозначить очистительное влияние его на каждого пребывающего в нем. 134 πανηγυρζω – образовать собрание, праздновать народный праздник; сильнее, чем дальнейшее выражение. 136 γκωμιζω – прославлять, хвалить; γχμιον – хвалебная песнь, похвальное слово (собственно, что пели на κμος – процессии в честь Вакха или победителя на играх). 141 μαστωρ– μαγστωρ – министр двора при Византийском императоре. Это – Лев Бардалис, занимавший эту должность при имп. Андронике Старшем (1328–1341 г.); писал извлечения из святоотеческих толкований на Св. Писание, религиозные стихи; кроме этой стихиры из нынешних песнопений ему принадлежат еще одна стихира на Введение и стихира Иоанну Богослову 8 мая (Архиеп. Филарет, Исторический обзора песнопевцев, § 74). 160 В псалме этот стих, как и следующий, служащий 2-м припевом к настоящим стихирам, относятся к подругам таинственной невесты Царя – Мессии, изображенного в этом псалме. Здесь эти стихи прилагаются ближайшим образом к отроковицам, сопровождавшим во храм Пресв. Деву, а в дальнейшем смысле м. б. к христианским девственницам. 168 νθημα – дар, жертва, приношение. Это слово одного состава, но совершенно другого значения с νθεμα – заклятие, что выражается разницей в суффиксе. 171 τερπνς – приятный, радостный, любезный, восхитительный. Тоже понятие в пасх. ирмосе «Светися» о Богородице «ты же, чистая, красуйся». 214 В древности величание на Введение имело одинаковую форму с величанием на Рождество Богородицы и Благовещение; см. там же. 215 ερζφ – «благокоренной», «с хорошими корнями», «хорошо, крепко утвержденный» – определение к «горе» (по гр.ср.р.: ρει в евр.: «прекрасная возвышенность, радость всей земли»). Разумеется гора Сион иди Мориа из-за храма на ней. 218 В этом и дальнейших стихах псалом 44 имеет в виду некоторую таинственную невесту Бога или Мессии – Царя, по толкованию св. отцев Церковь Христианскую или Пресв. Богородицу; образы и сравнения для изображения этой невесты псалмопевец берет из картины брака царя Израилева (д. б. Соломона) с какой-то иностранной царевной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

1323. Там же. 1324. Там же. С. 156. 1325. Там же. С. 171. 1326. Там же. С. 169–170. 1327. Там же. С. 121–122. 1328. Там же. С. 14–15. 1329. Там же. С. 15. 1330. Там же. С. 172. 1331. Там же. С. 174. 1332. Там же. С. 177–178. 1333. Там же. С. 183–184. 1334. Там же. С. 170. 1335. Там же. С. 15–16. 1336. Противники почитания имени Божия. 1337. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45. 1338. Там же. С. 172. 1339. В переводе Деяний VII Вселенского Собора на латинский язык, сделанном в конце VIII века, оба греческих термина переданы латинским adoratio (поклонение). См.: Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. С. 107. 1340. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45–46. 1341. Там же. С. 170. 1342. В древней Церкви не было чина освящения икон. Живописное изображение признавалось иконой в том случае, если оно было написано в соответствии с каноном и если на нем стояла надпись, обозначающая изображенное лицо (будь то Христос, Божия Матерь или ктолибо из святых). 1343. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 188–189. 1344. Никитина И. В., Половинкин С. М.«Московский авва». В кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 9–13. 1345. Цит. по: Там же. С. 16. 1346. Там же. С. 13. 1347. Там же. С. 19–22. 1348. Там же. С. 23–25. 1349. См. его письмо Новоселову от 26 мая 1913 года в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105–111. 1350. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 69–70. 1351. Цит. п о: Там же. С. 72. 1352. Цит. по: Там же. С. 74. 1353. Там же. С. 75–76. 1354. По–видимому, д. б.«преложении»(т. е. превращении, изменении). 1355. Цит по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 78. 1356. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 312–313. В данном случае Флоренский полемизирует с утверждением архиепископа Никона (Рождественского):«Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется луч благодати».

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1324 Тихонравов, Памятн. отреч. рус. лит. А.Веселовский, Славян. сказ. о Соломоне и Китоврасе и западн. легенды о Морольфе и Мерлине, Спб. 1872 1328 В апокр. Адам даются подроб. сказ. о пребывании Адама и Евы в раю и дальн. их жизни (Порфирьев, 179–197). В истории ересей Епифания много апокриф. сказаний (Порфирьев, 87) 1329 Пыпин, Лож. кн., Рус. Сл. 1862, янв., 97. Румянц. муз., 167. Отреч. кн. Тихонравова. Опис. рук. Синод. библ., II, 507; Порфирьев, ibid; Апокриф об Аврааме, о заветах 12 патр., Лествица Иакова (Порфирьев, 197–306). Извлечения из них (Сборн. Ак. Н., XVII, 1–273). О новозаветн. апокрифах – его исслед.; также Макарий, V, 253 и д.; Виз. Врем. I, в. 2, 180–224 1336 На Западе мы встречаем распоряжение об апокрифических сочинениях в «Capitulare ecclesiasticum» Карла В. Там говорится: «Не должно ни верить, ни читать поддельные сочинения, рассказы сомнительной верности и вообще все, что против кафолической веры, сквернейшие и ложные писания, которые в прошедшем году разносились бродягами, уверявшими, что эти послания упали с неба; тем самым они ввели иных в заблуждение. Все такое сожигать, чтобы народ подобными сочинениями не был вовлечен в заблуждение. Можно читать и передавать одни канонические книги, кафолические трактаты и сказания святых отцов». Pertz, Monum. Germ I, Leg. 53 1339 Пыпин (Рус. Сл. 1862 г., янв., 88,89). Иоанн екс. болг. 208–210. Румянц. муз., 16. Свод запретит. старой лит. о ложных книгах (Лет. зан. Арх. ком. I, 1–55). Древнейший индекс Номокан., Погодин, собр. XIV в. 1341 В Чет. Мин. Макария помещены отрывки из книги «Еноха» (31 декабря), др. в Мин. и Прологах (Древн. Рос. 1875 г., III, 130), как делает и генуэз. еп. Иаков Варагине (Владимиров, Унив. Изв. 1900 г., 2, с. 68). На апокриф «Енох» ссылаются Иосиф Волоцкий (429) и Геннадий; Обзор хроногр., II, 161–164 1344 Порфирьев, Апокриф. сказания о ветхозав. соб., 178. В «путешествии Арсения Селунского в Иерусалим читаем «А на брезе Иордана камень, знати стопы Христовы на нем, а под тем камением кости змиевы видети, что блюл рукописание Адамле» (Сахаров, Сказ. рус. нар., II, 76)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

1328. См. выше о Христе как о Ходатае нашего спасения (6. 21–22). 1329. mulceat Nauroy: mulcet Schenkl. 1330. si Nauroy, etiamsi Schenkl. 1331. Ср.: Пс. 123:4–5. 1332. Ср. с идеалом стоического мудреца у Цицерона (tuse. 3. 15–18). 1333. Perfectio — букв. совершенство. 1334. См.: Еф. 2:14–16. 1335. praestantiae Nauroy, praesentiae Schenkl. 1336. ueri boni Nauroy, ueri et boni Schenkl. 1337. См.: 2Кор. 7:9. 1338. Пальмовыми ветвями награждали победителя в состязаниях. 1339. Речь о том, что истинный суд может вынести лишь Судья в Судный день. 1340. Слова царя Езекии, когда от пророка Исаии он услышал о грядущем плене своих детей. 1341. См.: Иер. 44 и след.; Книга пророка Даниила; Езд. 71 и след. 1342. Образ fortis athleta часто встречается в сочинениях свт. Амвросия: uirgt. 106, off. 1. 48. 238, exp. ps. 118. 10. 34, exp. Luc. 4. 39, expl. ps. 36, 52, paenit. 1.4. 19, obit. Th. 23, sacr. I. 2. 4 (Courcellep. Recherches sur les «Confessions» de saint Augustin. P. 340). 1343. См.: Дан. 14:3–22. 1344. См.: Флп. 1:23. 1345. sociamque uirtutem Schenkl: sociumque uirtutum Nauroy. 1346. feriatus Nauroy: non feriatus Schenkl. 1347. См.: Мф. 17:3. 1348. Ср. похожее описание сломанной лиры у Платона (Phaed. 86а). 1349. См.: Быт. 28:12–15. 1350. См.: Быт. 29и след. 1351. См.: Быт. 32и след. 1352. meritum codd., Nauroy: meritorum Schenkl. 1353. См.: Быт. 32:28. 1354. Ср.: Isaac 8:73. 1355. См.: Быт. 25:30. 1356. Под тайной разумеется пророчество, которое Господь дал Ревекке, см.: Быт. 25:22–23. 1357. Publico parenti — отца и иудейского народа (Исав) и христианского народа (Иаков). 1358. Populo — такая пища прилична христианскому народу, прообразом которого был Иаков. Ревекка, образ Церкви, передает Иакову одежду Исава, т. е. одежду Ветхого Завета. Так раннехристианские авторы интерпретировали эти ветхозаветные персонажи, — в частности, св. Ипполит Римский, Ориген, св. Ириней Лионский, Тертуллиан (см: Ра11а. Р. 281, п.69). 1359. Ср.: Иак. 2:24; Рим. 3:20–30; 4:2–8; Гал. 2 1360. См.: Исх. 12:11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2 . Как первосвященник, епископ имеет право в своей епархии совершать все священнодействия 1324 . Исключительно же ему принадлежит: рукоположение священников, диаконов и низших клириков 1325 , освящение антиминса 1326 и новых церквей с положением святых мощей 1327 . Без его одобрения не может быть совершен ни крестный ход 1328 , ни какое либо особое богослужение 1329 . Епископ имеет в церкви право на одежды, отличные от священнических 1330 и, наконец, его имя должны поминать при богослужении все священники его епархии 1331 . 3 . От епископа, как архипастыря, зависят в духовных делах все, кто входит в состав его епархии 1332 . Все монастыри и все места молитвы, где бы они ни находились в его епархии, а также и все духовенство, состоящее при них, подлежат его власти 1333 . Все церковные службы находятся в зависимости от него, и никто не может совершать никакой службы без его надзора 1334 . Без его позволения никто не может начать строить храм или монастырь 1335 . Он имеет право по совести и по закону запретить священнику священнодействование 1336 , увеличить или уменьшить наложенную епитимию 1337 и принять в церковь отлученных 1338 . Имеет право одобрить учреждение какой-нибудь общины, преследующей церковные цели и утвердить устав ее 1339 ; принимать и распределять на церковные нужды завещанные и доброхотные пожертвования благочестивых христиан 1340 ; освобождать от некоторых брачных препятствий, вытекающих из родственных отношений, а также от некоторых обетов, кроме обетов монашеских 1341 ; давать заслуженным священнослужителям церковные отличия 1342 и производить их в различные степени управляющей иерархии 1343 . В отношении церковного имущества, епископу принадлежит право высшего надзора над ним, причем оно безусловно не должно быть употребляемо без его ведома 1344 . Наконец, ради облегчения своего архипастырского служения, епископ имеет право держать особых духовных лиц, напр. сингела или протосингела 1345 . II. Из обязанностей епархиальных епископов одни касаются собственно их епархий, а другие вытекают из отношений их к высшей церковной власти и к другим епархиальным епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

62 Супрасл. Лет. 65. Новгор. 1. Лет. 83. Акт. Зап. Рос. 1. пр. 16. Кейстут, шестой сын Гедимина, умер 1381 г., кажется, язычником. Но дочь его с именем Марии окрещена была тверским Епископом Евенмием и на другой день обвенчана с Иоанном Михайловичем Княз. Тверским, в 1375 г. (Никон. Лет.). 63 Четь-Минея 14 Апр. Летоп. изд. Даниловичем. стр. 170. Воскр. Лет. 9,384. Соф. Врем. 1,332. 333. Коялович Miscellanca p. 8. 9. 1650. Стебельский Zywoly SS. Parascevii, Euphrozynyy. T. 2. Коялович, как и Густин. Лет. (стр. 34.), относит кончину Мучеников к 1328 г., но это явная ошибка: тогда владел Гедимин. О погребении Мучеников в Виленской Николаевской Церкви Акт. Зап. Рос. I. N 76. 64 Воскр. Лет. 2,334 «Княгине же Иулиания, видя мужа своего Ольгерда, последнее дышуща, зело печаловашеся о его о его спасении, и созва сыны своя и отца своего духовного призва, Давида архим. печерскаго, и увеща своего мужа и Божием поспещением сподоби его св. крощения и святою схимою того украсивше». Грамота Юлиании православию в Акт. Зап. Рос. N 5. См. Летоп. Даниловича 180–191, 29. 30. 65 Длугош: «Ягайлу, Скиригайлу и всех благородных юношей мать их воспитывала по греческим обычаям, внушая им греческий обряд». Lib. 10. Р. 60. У Кромери послы говорят Ядвиге: «Что касается до христианской веры, то Ягайло с другими его братьями, родившийся от матери христианки, еще с малолетства утвержден в православной вере и доселе не оставляет сердечного расположения к ней». (Hiest. Poloniie, Warsaviie, 1767. р. 407.). Стрыковский (кн. 13 стр. 428) пишет, что сыновья первой супруги Ольгердовой старанием Матери все были крещены в русскую веру. Итак, и сыновья Юлиании и сыновья Марии были христианами православного исповедания (Сл. Прим. 64.). Вот имена сыновей Ольгерда с показанием княжеств их: а) дети Марии 1. Владимир Кн. Бельский и потом Киевский; 2. Вигунт-Андрей К. Полоцкий, крещенный во Пскове, в 1341 г. † 1399 г. 3. Корибут – Минигайло – Димитрий К. Брянский † 1399 г. 4. Зедзевит – Иоанн К. Подольский, 5. Бутов – Борис, † после 1386 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010