Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИОТИССЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Монастырь Пресв. Богородщицы Олимпиотиссы. Фото: greekorthodoxreligionstourism.blogpost.com Монастырь Пресв. Богородщицы Олимпиотиссы. Фото: greekorthodoxreligionstourism.blogpost.com [Η ερ μον Παναγας Ολυμπιωτσσης (Ολυμπιτισσας)], женский (ранее мужской) общежительный действующий мон-рь Элассонской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на юж. склоне горы Олимп, на северо-западе от г. Эласоны (Элассон; Фессалия). Самый древний и самый крупный мон-рь региона. Кафоликон мон-ря построен при имп. Андронике II Палеологе в кон. XIII в. и, вероятно, существовал еще до возникновения обители. На одной из реликвий мон-ря - резной деревянной двери на зап. стороне кафоликона - имеется дата: 1296 г. Однако неизвестно, что обозначает этот год: основание, или обновление храма, или учреждение мон-ря. Ктиторами храма являлись севастократоры Константин и Феодор, сыновья и преемники в качестве правителей Фессалии Иоанна I Дуки Комнина († 1289), их погребения находятся в обители. Древнейшим документом, подтверждающим существование монастыря, а не только храма на склоне горы, является хрисовул от 1336 г. имп. Андроника III Палеолога (1328-1341), подлинность к-рого ученые иногда ставят под сомнение. Вторым важным и несомненно подлинным источником, сообщающим о мон-ре, служит сигиллий 1342 г. патриарха К-польского Иоанна XIV Калеки , дарующий О. Б. м. статус стравропигиального. Впосл. К-польские патриархи регулярно подтверждали этот статус на протяжении всего многовекового существования мон-ря, в т. ч. и во времена тур. владычества (сохр. множество патриарших грамот, свидетельствующих об этом). Первоначально обитель была посвящена празднику Преображения Господня и до XVIII в. упоминалась в документах с этим посвящением; когда именно произошло переименование, точно установить невозможно. Название «Панагия Олимпиотисса» связано с одноименной иконой Божией Матери, к-рая чудесным образом начала двигаться из заброшенного мон-ря в Карье (также на Олимпе) по направлению к мон-рю Преображения. Согласно преданию, ночью местный пастух увидел в траве странный свет и, опасаясь приближаться к нему, швырнул в свечение камень, после чего его руку парализовало. Подойдя, он увидел икону Божией Матери. Пастух немедленно рассказал о случившемся односельчанам, к-рые, сбежавшись в указанное место, обрели икону и торжественно перенесли ее в обитель над Элассоном. Рука пастуха исцелилась после того, как он принес покаяние. В связи с обретением чудотворной иконы обитель стала называться «Панагия Олимпиотисса» и в ней помимо праздника Преображения Господня стали с особой торжественностью отмечать праздник Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2578339.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛИПИЯ МОНАСТЫРЬ [греч. Αλυπου Μον], на Афоне. Время и обстоятельства основания древнего мон-ря во имя св. Алипия, находившегося на землях совр. мон-ря Кутлумуш, неизвестны. Упоминание об этом «царском и Патриаршем» мон-ре встречается в актах Кутлумушского мон-ря (D ölger. N 82, 85), из к-рых известно, что уже с нач. XIV в. А. м. пришел в упадок по причине бедности. Хрисовулами имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), Андроника III Палеолога (1328-1341) и Иоанна VI Кантакузина (1347-1354) предписывалось, чтобы А. м. «оставался и сохранялся даже в последние времена всецело и неприкосновенно от всех, желающих наложить на него руку». Сигиллий К-польского Патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) подтверждает имп. хрисовулы, запрещая присоединять владения А. м. к др. мон-рям или к афонскому Протату. Несмотря на эти указы, экономическое положение мон-ря продолжало ухудшаться; с нач. XV в. А. м. был заселен монахами Кутлумушского мон-ря, покровительство к-рого способствовало продолжению жизни обители. Поскольку сигиллий Каллиста I запрещал ликвидацию А. м., был созван совет святогорских иноков, определивший направить послание Патриарху Иосифу II (1416-1439) с просьбой присоединить А. м. к мон-рю Кутлумуш, дабы восполнить недостаток братии и вывести обитель из нищеты. В 1428 г. Патриарх направил сигиллий с определением поселить кутлумушских иноков в А. м. «из-за наступившего обеднения и запустения»; соборным храмом обоих мон-рей считать храм А. м., а Кутлумуш считать подворьем; новые насельники должны были заняться реорганизацией и перестройкой мон-ря, чтобы впредь он не попал под власть др. афонских мон-рей или Протата. Однако события развивались иначе: кутлумушские монахи не приняли прежнее название А. м., и фактически он прекратил свое существование. Остатки построек А. м. находятся на совр. подворье святых апостолов Кутлумушского мон-ря. Лит.: Lemerle P. À propos de la fondation des Koutloumous//BCHell. 1934. T. 58. P. 221-234; 1936. T. 60. P. 428-446; D ö lger F. Aus den Schatzkammern des heiligen Berges. Münch., 1948. S. 221-223, 227-230; Παπαδπουλος Στ. Γ. Αλυπου, Μον//ΘΗΕ. Τ. . Σ. 220-221. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/114472.html

Византийские императоры Константин Великий (единоличное правление) – 324–337 Константин – 337–340 Констант – 337–350 Констанций – 337–361 Юлиан Отступник – 361–363 Иовиан – 363–364 Валент – 364–378 Феодосий Великий – 379–395 Аркадий – 395–408 Феодосий II Младший – 408–450 Маркиан – 450–457 Лев I – 457–474 Лeb II – 474 Зинон – 474–491 Анастасий I – 491–518 Юстин I – 518–527 Юстиниан I Великий – 527–565 Юстин II – 565–578 Тиверий II – 578–582 Фока – 602–610 Ираклий – 610–641 Константин II – 641 Ираклон – 641 Константин III ( Констант II ) – 641–688 Константин IV – 668–685 Юстиниан II – 685–695 Леонтий – 695–698 Тиберий III (II) (Апсимар) [Возможна разница в «нумерации» в связи с тем, считать или не считать в данном случае преемника Августа императора Тиберия (14–37) первым императором, обладающим этим именем. Кроме того, разница в «нумерации» возможна в связи с тем, считать или не считать императора Тиберия (578–582) вторым или первым обладателем этого имени] – 698–705 Юстиниан II (вторично) – 705–711 Филиппин Вардан – 711–713 Анастасий II (Артемий) – 713–715 Феодосий III – 715–717 Лев III – 717–741 Константин V Копроним – 741–775 Лев IV Хазар – 775–780 Константин VI – 780–797 Ирина – 797–802 Никифор I – 802–811 Ставракий – 811 Михаил I Рангаве – 811–813 Лев V Армянин – 813–820 Михаил II – 820–829 Феофил – 829–842 Михаил III – 842–867 Василий I – 867–886 Лев VI Философ – 886–912 Александр – 912–913 Константин VIII Багрянородный [ До 944 г. – император номинально.] – 913–959 Роман I Лакапин (соправитель Константина VII) – 919–944 Стефан и Константин, сыновья Романа Лакапина – дек. 944-янв. 945 Роман II – 959–963 Никифор II Фока – 963–969 Иоанн I Цимисхий – 969–976 Василий II Болгаробойца – 976–1025 Константин VIII – 1025–1028 Роман III Аргир – 1028–1034 Михаил IV Пафлагонец – 1034–1041 Михаил V Калафат – 1041–1042 Феодора и Зоя – 1042 Константин IX Мономах – 1042–1055 Феодора – 1055–1056 Михаил VI Стратиотик – 1056–1057 Исаак I Комнин – 1057–1059 Константин X Дука – 1059–1067 Роман IV Диоген – 1067–1071 Михаил VII Дука Парапинак – 1071–1078 Никифор III Вотаниат – 1078–1081 Алексей I Комнин – 1081–1118 Иоанн II – 1118–1143 Мануил I – 1143–1180 Алексей II – 1180–1183 Андроник I – 1182–1185 Исаак II Ангел – 1185–1195 Алексей III – 1195–1203 Исаак II (вторично) и Алексей IV – 1203–1204 Алексей V Дука Мурзуфл – 1204 Феодор I Ласкарь – 1204–1222 Иоанн III Дука Ватац – 1222–1254 Феодор II Ласкарь – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 Михаил VIII Палеолог – 1261–1282 Андроник II – 1282–1328 Михаил IX – 1295–1320 Андроник III – 1328–1341 Иоанн V – 1341–1391 Иоанн VI Кантакузин – 1341–1354 Андроник IV – 1376–1379 Иоанн VII – 1390 Мануил II – 1391–1425 Иоанн VIII – 1425–1448 Константин XI – 1449–1453 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 — 1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (13281341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 — 1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

http://pravmir.ru/uchenie-sv-grigorya-pa...

1. Положение и власть митрополита В византийских источниках сохранилось несколько официальных перечней митрополий и подчиненных им епархий (Notitiae episcopatum). Знакомясь с этими перечнями, особенно относящимися к XIV веку, исследователь поражается необычности статуса русской митрополии. Несмотря на огромные размеры и географическую протяженность, она числилась среди традиционных кафедр Малой Азии и Балкан, которые составляли исконную территорию патриархата и все еще считались соответствующими древним римским провинциям. В начале XIV века в юрисдикцию патриарха входило 112 митрополий. При императорах Андронике II (1282-1328), Андронике III (1328-1341) и в первые годы правления Иоанна V (1341-1347) в митрополиты были возведены еще двадцать шесть «автокефальных архиепископов» и восемь епископов. По мере сокращения империи и образования независимых церквей в Болгарии и Сербии, фактическая власть многих митрополитов становилась минимальной: они были митрополитами лишь по званию. Тем не менее, русский митрополит, с его огромной властью, занимал по старшинству лишь шестидесятое место. Более того, во время перетасовки митрополичьих кафедр при Андронике II русская кафедра отодвинулась с шестидесятого на семьдесят второе место. Вряд ли это свидетельствует о нарочитом унижении русского митрополита, поскольку такие же перемещения коснулись и других кафедр, но определенно говорит о сугубо византийской способности настаивать на теоретической неизменности ойкумены, символически возглавляемой императором и патриархом, и при этом не принимать во внимание очевидную историческую реальность. Одновременно этот внешний идеологический консерватизм очень умело и реалистически использовался для поддержания престижа «имперской столицы» и для распространения ее влияния и контроля в областях, которые - как и Русь - иначе давно освободились бы от них. Лишь изредка митрополичье достоинство и русское национальное чувство поощрялись отличиями, полагавшимися им по византийскому протоколу: например, послания патриарха русскому митрополиту запечатывались свинцовыми печатями, тогда как для других была предусмотрена восковая.

http://sedmitza.ru/lib/text/438207/

В нач. 1327 г. междоусобная борьба возобновилась. На стороне Андроника III выступил болг. царь Михаил III Шишман, а союзником Андроника II стал сербский кор. Стефан Урош III . В период военных действий мать И. К. вновь руководила двором и обороной Дидимотиха. Вероятно, именно тогда в отношениях между имп. Анной Савойской и Феодорой Кантакузиной возникли трения. Зимой 1327/28 г. жители Фессалоники подняли восстание в поддержку Андроника III; вскоре город перешел под его контроль. Андроник III и И. К. овладели Серрами, после чего сопротивление армии Андроника II было сломлено. 24 мая 1328 г. войска под командованием Феодора Синадина ворвались в К-поль и начали расправу над приверженцами Андроника II. Историк Никифор Григора сообщает, что многое из награбленного солдатами в столице прямо направлялось в казну Андроника III. И. К. был единственным, кто воздержался от поношений старого императора и его сторонников ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 432). Правление Андроника III (1328-1341). В кон. 20-х - 30-х гг. XIV в. на ключевых гос. постах находились люди из окружения И. К. Финансами руководил Алексей Апокавк, занявший пост месадзона ; до 1330 г. эпархом (градоначальником) К-поля был Феодор Синадин, затем этот пост также перешел Апокавку. Позднее Апокавк стал также командующим флотом. Но т. к. Андроник III с И. К. часто отсутствовали в столице, то реальная исполнительная власть оказалась именно в руках Апокавка, к-рый вел текущие дела совместно с имп. Анной и Феодорой Кантакузиной. И. К. сосредоточился на военной и дипломатической деятельности и был первым, хотя и не единственным советником императора. В своей «Истории» И. К. изображает себя главным организатором военно-политических предприятий византийцев этого периода, что, естественно, надо принимать с осторожностью, т. к. у императора были и др. советники. В июне 1329 г. имп. Андроник и И. К. предприняли поход в М. Азию на помощь осажденной османским эмиром Орханом I Никее. Несмотря на ряд побед, поход закончился катастрофой в битве у Филокрине, где Андроник был тяжело ранен, а И. К. едва избежал смерти, отступая с остатками армии. Никея сдалась османам 2 марта 1331 г. Последствия гражданской войны проявились в том, что сторонники Андроника II не привели свои войска на помощь, когда узнали о ранении Андроника III. В кон. 1329 г. византийцы успешно отвоевали у генуэзцев о-в Хиос, генуэзская Фокея признала сюзеренитет К-поля, а Лесбос удалось отстоять от нападения латинян. В 1330 г., после разгрома сербами коалиции монголов и болгар, Андроник III под предлогом мести за изгнание своей сестры Феодоры (жены погибшего болг. царя Михаила III Шишмана) из Тырнова объявил войну Болгарии, захватив болгарские опорные пункты на границе с визант. Фракией, а также порты Анхиал и Месемврию; по мирному договору в Русокастро в 1332 г. захваты были узаконены.

http://pravenc.ru/text/471274.html

и Бансаковой бывшей за городом в 1624 г. В конце XVIII столетия г. Руза, можно сказать, – совсем улучшился. Здесь мы видим и «соборную каменную церковь Воскресения Христова, да три церкви деревянных». «Казенных домов: деревянной дом для присутственных мест, в коем помещены: уездный суд, дворянская опека, нижний земский суд, городническое правление, городовой магистрат, сиротской и словесной суды. Народное училище, в коем юношество обучается читать и писать по российски, рисовать, арифметике и православному исповеданию веры. Дом для духовного правления. Бывшая воеводская канцелярия деревянная, кладовая для денежной казны каменная, соляных магазинов каменных два, винный магазин, деревянный, питейных домов четыре; в городе 6 слобод: Ивановская, Борисоглебская, Никольская, большая и малая Покровская и Зарецкая, которая, находясь по правой стороне реки Рузы, соединяется с городом посредством плота». Улиц и переулков в конце XVII ст. в Рузе состояло 38. 345 II. Владельцы, и князья удельные Первое название. «Руза» встречается в древнейшей духовной грамоте (первой) Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, который, при отъезде своем 1328 г. в Орду, боясь смерти, вздумал «разделить движимое и недвижимое имение между своими детьми и княгиней». В грамоте между прочим упоминается: «се даю сыну своему Ивану Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходоль, Великую свободу, Замошскую свободу, Угож, Ростовци, Окотьева свобода, Скирминовское, Тросна, Нечуга, а села: село Рюховское, село Каменичьское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Ондреевское, село Вяземское, село Домонтовское, село в Замошьской свободе, село Селщинское». 346 Тоже самое повторяется и во второй духовной грамоте, писанной того же 1328 года. По смерти Калиты. († 1341 г.) Московское княжество разделилось на две части: г. Руза стал принадлежать к г. Звенигороду и перешел, по духовному завещанию, во владение князя Иоанна Иоанновича. По вступлении на великокняжеский престол князя, Иоанна Иоанновича (сына Калиты), Московское княжество опять соединилось в одних его руках, 347 как было при отце его Калите.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрагмент иконы «Святая Марина». Музей в Афинах.Греция.14 век Исихазм, как главный стержень Православного Возрождения, во всех названных аспектах начал проникать в древнерусскую культуру синхронно его распространению на Балканах – в те годы, когда Русскую церковь возглавлял митрополит Феогност (1328–1353). И.М. Концевич считает, что «XIV век на Руси не был переходным периодом, как считалось раньше, но по политическим и культурным движениям являлся блестящей эпохой «Русского Возрождения». Этот культурный подъем вызван докатившеюся до нас волною Византийского Возрождения при Палеологах, охватившего весь православный мир. Исихазм, который в это время проникал и одухотворял все культурные проявления жизни, не мог не достигнуть и до нашего отечества вместе с общей волной культурных воздействий. Московская Русь не была изолирована в эту эпоху». Русское монашество наследовало монашескую традицию из Константинопольской Церкви, от учеников свт. Григория Паламы и прп. Григория Синаита. После того, как свт. Григорий был причислен к лику святых (1368 год), в тот же год в России было введено почитание свт. Григория Паламы. Вероятнее всего, почитание свт. Григория Паламы происходило через Троицкую обитель преп. Сергия и через его учеников в разных русских монастырях, так как Троицкий монастырь того времени тесно был связан с Константинопольской Церковью. Очевидно, что в богослужебном уставе обители было включено особое празднование памяти свт. Григория Паламы. Проф. И.И. Соколов в оценке деяний Константинопольского соборов 1341 г. и 1351 г. признает его решения важными для всего Православия: «…в победе, которую Палама одержал против Варлаама на соборе в Константинополе 11 июня 1341 г., выразилась и победа Православия над латинством, а византийская Православная Церковь, осудив на этом соборе учение Варлаама о существе и действиях Божиих, одобряемое и поддерживаемое Римской церковью и всеми латинствующими защитниками и сторонниками Варлаама, в его лице вынесла приговор и в отношении к Латинской церкви как защищающей учение противоположное учению Вселенской Церкви и анафематствованное ею наряду с прочими ересями...», считая также, что эти споры носили «принципиальный характер», и победа исихастов – это была победа «вселенской ортодоксии», то есть духовное направление, богословие и мистика свт.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/06/...

Во время гонений при Юлиане Отступнике обитель была разрушена, но затем преподобные Симеон и Феодор вернулись и восстановили ее. Прп. Евфросиния построила для себя небольшую келью рядом с мон-рем. Основатели М.-С. подвизались долгие годы и скончались в мон-ре; их честные главы являются реликвиями обители. Икономос также считал, что иконоборчество стало важным рубежом в истории мон-ря: согласно «Ктиторикону...», в 840 г. еретики сожгли М.-С. О жизни мон-ря в X-XII вв. свидетельств не сохранилось, кроме высокохудожественных византийских рукописей, украшенных миниатюрами. Они указывают на процветание мон-ря, существование местного скриптория и его связь с ведущими религ. центрами Византийской империи. После захвата К-поля (1204) крестоносцы завоевали Пелопоннес и основали Ахейское княжество. По преданию, франки явились в М.-С. и хотели забрать икону, но, когда их предводитель протянул к ней руки, невидимая сила парализовала половину его тела. Благотворителем М.-С. стал имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). По его инициативе мон-рь получил статус патриаршего и ставропигиального. В 1285 г. было построено большое монастырское здание. Хрисовул Иоанна VI Кантакузина (1341-1355), впервые опубликованный Икономосом, подтверждал привилегии, дарованные М.-С. предшествующими византийскими императорами, и его владения. В 1354 г. патриаршим сигиллием игуменом М.-С. был назначен митр. Ст. Патр Макарий, кафедра к-рого находилась в тяжелом материальном положении. Возможно, православному иерарху пришлось искать новую резиденцию из-за присутствия в Ст. Патрах лат. архиепископа. В 1400 г. (в исследовательской лит-ре также встречаются даты 1440 и 1460) процветающий мон-рь был разрушен пожаром. Видимо, этим воспользовались латиняне, которые в 1447 г. снова пытались забрать икону. Но в источниках упоминается, что тогда этому воспрепятствовало внезапно случившееся землетрясение. О действовавшей в М.-С. школе известно благодаря тому, что ее учениками были Иерусалимские патриархи Досифей II Нотара (1669-1707) и Хрисанф (1707-1731). Сигиллий 1639 г. К-польского патриарха Парфения (1639-1644) обновил привилегии М.-С., из этого документа известно, что тогда в мон-ре подвизалось 150 монахов. В 1640 г. М.-С. пострадал от пожара так серьезно, что «не осталось камня на камне». В следующем году игум. Симеон Крокида начал восстанавливать мон-рь. В связи с утратой хрисовулов и др. документов, фиксировавших выплаты М.-С. тур. властям (примерно 6 тыс. аспр ежегодно), султан Мехмед IV в 1674 г. издал берат, освобождавший М.-С. от др. налогов. В этом документе упоминаются монастырские подворья в Калаврите, Востице, Ст. Патрах и Гастуни.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

Генрих (Анри) Фландрский (брат Балдуина) (1206–1216, регент в 1205–1206) Дом Куртене Пьер де Куртене (1217) Иоланта (сестра Анри, жена Пьера) (1217–1219) Конон де Бетюн (регент) (1219–1220) Иоганн Колонна (кардинал, регент) (1220) Робер де Куртене (сын Иоаланты) (1219–1228) Мария, вдова Феодора Ласкариса (регентша) (1228) Наржо де Туси (регент) (1228–1231, 1238–1240) Иоанн (Жан) де Бриен (1231–1237) Ансо де Кайо (регент) (1237–1238) Балдуин II (брат Роберта, умер в 1273) (1240–1261) Императоры Никейской империи Династия Ласкарисов Константин (XI) Ласкарис 172 (брат Феодора Ласкариса) (1204–1205) Феодор I Ласкарис (1208–1222) Иоанн III Дука Ватац (муж дочери Феодора I) 1222–1254) Феодор II Ласкарис (сын дочери Феодора I и Uoahha III ) (1254–1258) Иоанн IV Дука Ласкарис (сын Феодора II) (1258–1261) Михаил VIII Палеолог (1258/1259–1261, соправитель с 1258) Императоры Византийской империи после ее восстановления в Константинополе Династия Палеологов Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Андроник II Палеолог Старший (сын Михаила VIII) (1282–1328, соправитель с 1272) Михаил IX Палеолог (сын Андроника II) (1294–1320) Андроник III Палеолог Младший (1328–1341, соправитель с 1325) Иоанн V Палеолог (сын Андроника III) (1341–1391, с перерывом в 1376–1379) Иоанн VI Кантакузин (узурпатор) (1347–1354) Матфей Кантакузин (сын Иоанна VI) (1353–1357, с 1354 – вне Константинополя) Андроник IV Палеолог (сын Иоанна V) (1376–1379) Иоанн VII Палеолог (сын Андроника IV) (1390, соправитель Мануила II в 13991403) Мануил II Палеолог (сын Иоанна V) (1391–1425, соправитель с 1371) Иоанн VIII Палеолог (сын Мануила II) (1425–1448, соправитель с 1421) Константин XI Палеолог Драгаш (брат Uoahha VIII ) (1448/1449 – 29 мая 1453) Деспоты Морей Мануил Кантакузин (сын Иоанна VI) (1348–1380) Матфей Кантакузин (сын Иоанна VI) (1380–1383) Димитрий Кантакузин (сын Матфея) (1383) Феодор I Палеолог (сын Иоанна V) (1383–1407) Феодор II Палеолог (сын Мануила II) (1407–1439, с 1428 – совместно с братьями Константином и Фомой)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010