...преставися... во иноцех и в схиме. – Александр Ярославич перед смертью принял монашество. Существование у Александра Невского сыновей с такими именами подтверждается летописями. ...князь Данило Московский. – Князь Даниил Александрович (1261–1303), сын Александра Невского, считался родоначальником великих московских князей. Москву в удел он получил не позднее 1283 г. Даниилу удалось расширить территорию своего княжества. Так, он присоединил к своим владениям Коломну и Переславль, тем самым увеличив население в своих владениях. ...Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий. – Эти имена сыновей Даниила Александровича известны из летописей. ...во своем ему в Даниловском монастыре. – Древнейший московский Данилов монастырь основан князем Даниилом Александровичем, вероятно, незадолго до своей смерти (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. М., 1962. Т. 2. XIII–XV столетия. С. 150–151). В лето 813 (1305) прииде на Русь Петр митрополит... юже сам созда. – Петр (ум. в 1326 г.) митрополит всея Руси. Как следует из повести, посвященной его житию (XIV в.), Петр был поставлен в митрополиты всея Руси патриархом Афанасием Царьградским в 1308 г. (по другим источникам в 1305 г.). Он был союзником московских князей в их борьбе за великое княжение. Московского князя Ивана Даниловича Калиту Петр уговорил построить в Москве собор Успения Богородицы, где собственными руками создал себе усыпальницу. Но собор был заложен не в 1323 г., как указано в повести, а в 1326 г. (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 2. С. 152). Сам Петр умер также на три года позже, чем это указано в повести. Это был первый московский епископ, в XIV в. церковь причислила его к лику святых и память его чествуется 21 декабря. Стр. 107...князь Иван Данилович, зовомый Калита. – Иван Данилович Калита (ум. в 1341 г.) с 1325 по 1328 г. владел только московским уделом, а с 1328 г. стал и великим князем Владимирским. Ко времени его правления относятся расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

166 Эпирот – уроженец Эпира, исторической области на западе Балканского полуострова (ныне территория Албании и северо-западной Греции), к XIX в. населенной в значительной мере албанцами. Термин «эпироты», обозначая без различия греческое и албанское население Эпира, мог применяться писателями-греками и специально к албанцам как нарочито архаизированное их наименование. 168 Пропущенное в оригинале имя восстановлено на основании «Афонского патерика», содержащего сокращенную версию жития (Афонский патерик. Киев, б.г. С. 624). 169 Имя Евдоким (греч. «благоискусный») созвучно, но не родственно греческому ευδοκα - " благоволение». 170 Имеется в виду скорее всего «Житие и деяния преподобного и богоносного отца нашего Саввы Нового, на Афонской Горе подвизавшегося», составленное во второй половине XIV в. Филофеем Коккином, впоследствии Патриархом Константинопольским (имеется русский перевод, недавно переизданный: Патриарх Константинопольский кир Филофей. Светило иноческих добродетелей. Житие преподобного отца нашего Саввы Нового Святогорца. Спб., 2002). Сохранившееся в трех списках, в том числе Ватопедском (который и читал, по-видимому, старец Даниил), оно было впервые издано в 1898 г. Некоторые его детали разнятся с нижеследующим пересказом. 171 Мессалиане, или евхиты,– секта древнего происхождения, родоначальником которой считается еретик Маркион. Отвергали Церковь , обвиняя ее в измене важнейшей заповеди Христа о непрестанном очищении души молитвой и постом. 172 Андроник Палеолог – Андроник III (1328–1341). Согласно житию преподобного Саввы, составленному Патриархом Филофеем, это произошло уже при его преемнике Иоанне VI Кантакузине (1341–1355). 173 Филофей Коккин занимал Константинопольский патриарший престол дважды: в 1354–1355 и 1362–1376 гг. 175 Прот (от πρωτος, – «первый») – выборный председатель сперва совета игуменов, затем Священной Эпистасии Святой Горы (см. прим. 34), в качестве которого стал называться и протэпистатом. Должность прота известна с Х в. 191 Величайшему подвижнику преподобному Кириллу Филеоту, достигшему глубокой старости, сатана представил ложное видение Божественной литургии, совершаемой посреди кельи, так что тот едва не причастился чаши бесовской.– Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

376 ...святаго Николы... – Николай, архиепископ города Мир в Ликии (области на юге полуострова Малая Азия) в IV в., один из наиболее чтимых христианской православной церковью святых (Никола Мирликийский). 377 ...Душмана нарицаемъ, другий же Душана Стефанъ. – Стефан Душан был преемником Стефана Дечанского на сербском престоле (1331–1355, с 1345 г. – царь). 379 ...патриархъ Афанасие дивный соборъ състави... иже Ариева мысляща и Македониева... – Афанасий – константинопольский патриарх в 1289–1293 и 1303–1309 гг. Церковные соборы, осудившие Варлаама и его ученика Григория Акиндина (ум. в 1349 г.), происходили, однако, не при нем, а значительно позднее – в 1341 и 1351 гг. Варлаам – греческий монах из Калабрии, примыкавший к кругам итальянских гуманистов (у него учился греческому языку Петрарка), в 1328 г. приехал в Византию. Он выступил против учения исихастов, утверждавших, что познание Бога и единение с ним не требует богословских знаний. Осужденный иа соборе 1341 г., он вернулся в Италию и умер там в 1348 г. Арий и Македоний – основоположники еретических, с точки зрения ортодоксальной церкви, учений (IV в.). 381 ...зряше якоже и преже. – Прозрение ослепленного Стефана вызывало недоумение уже у современников событий. Предполагали, что палач был подкуплен, ослепление было мнимым, но Стефан скрывал это от окружаюших. 382 ...втормъ Иов... – Иов – библейский персонаж, праведник, подвергшийся тяжким испытаниям судьбы. 383 …Баньско убо мсто именуемо... – Баньский монастырь, упоминаемый в источниках со второй половины XIII в. В 1313–1318 гг. Милутин построил в нем церковь святого Стефана. Расположен севернее г. Косовска-Митровица (Югославия). 384 Коньстянтинъ же, иже того брат ото иныя матери... – Константин был сыном Анны, а не Симониды. В союзе с Константином против Стефана выступил его племянник Владислав. 385 ...не бо азъ есмь Каинъ-братоубица, но Иосифу другъ-братолюбець... – Имеются в виду библейские легенды: о Каине, убившем своего брата Авеля, и о Иосифе, которого хотели убить, а затем продали в рабство родные братья. Впоследствии, когда Иосиф достиг могушества и власти, он не стал, однако, мстить братьям, а обратился к ним со словами ( Быт. 40, 19–20 ), которые почти дословно повторяет Стефан: «Не бойся, Божий бо есмь азъ! ...а мн благая...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий Палама (1296–1359 г.) – святитель Фессалоникийский, византийский богослов и церковный деятель, систематизатор исихазма. Родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Кон-стантинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Григорий, едва достигнув 20 лет, уда-лился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля) начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. На Афоне он развил идеи о различии сущности бога (запредельной и недоступной) и Его энергий (самовыявлений), пронизывающих мир и сообщаемых человеку. На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются несотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме. Но несмотря на это Патриарх Иоанн XIV Калека отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, после смерти Uoahha XIV , св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. Учение Григория Палама в 1351 году признано официальной доктриной византийской Церкви. За три года до кончины он вернулся в Солунь. Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизирован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее. День его смерти – 14 ноября. Цит. по Patr. Migne. PG, 1.150, по Добротолюбию (т. 5). Вриенний, Иосиф (XIV-XV в.) – иеромонах, византийский проповедник, последователь Св. Григория Паламы , получил в Константинополе прозвище «учитель учителей», руководя образованными церковными кругами в столице Византии. С 1381 по 1400 г. был экзархом патриаршего престола на острове Крите, затем главным надзирателем за обучением в государстве. Вриенний был противником единения с латинским Западом, мысль о котором была тогда довольно популярна в Византии, теснимой турками; он принимал деятельное участие в происходивших по этому поводу диспутах. Глава Патриаршей академии и профессор Университета. Именно он воспитал последнее замечательное поколение византийских ученых. Вриенний был большим знатоком как западной, так и греческой литературы и помог императору ввести изучение трудов западных ученых в университетскую программу. Он горячо приветствовал приезд студентов с Запада. Его труды издал Евгений Вульгарис в Лейпциге. Цит. по собранию сочинений « Βρυεννου Ερε’ ντα».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Лучистый свет дарующей всем странам во Вселенной: На западе Италии, империи германцев, А также Антиохии, известной на Востоке. Служили одному тебе четыре патриарха, Не только Царь ромеев всех, но был ты Царь над всеми, Над всей землей ты властвовал, единый Император» . Здесь даже сравнивать традиционные ценности византийского общества с «просвещенными» представлениями «эллинов» невозможно... -III- С учетом сказанного не должно удивлять, что вопрос о допустимых духовных практиках носил далеко не только «клерикальные» черты. А потому спор об Исихии, занявший несколько десятилетий и собравший Соборы 1341, 1347 и 1351 гг., привлек внимание не только монашествующих и просвещенных современников, но и Императорскую власть. Несмотря на крайне тяжелое состояние дел в Византийском государстве, Императоры Андроник III Младший (1328-1341), Иоанн VI Кантакузен, Анна Савойская, Иоанн V Палеолог являлись неизменными участниками соборных баталий и своим решением легализовали победу исихастов над их противниками. А личность Святителя Григория Паламы, которому Божьим промыслом было доверено отстаивать идеи традиционных византийских духовных практик («Исихию»), вполне обоснованно ассоциируется со спасителем Византии не только в духовном, но и в политическом плане. Следует сказать, что было бы крайне неверным изображать Исихию и учение Святителя Григория Паламы как нечто новое в духовной практике Восточной Церкви. К слову сказать, Палама прекрасно знал сочинения Аристотеля, когда юношей обучался в Императорском университете в Константинополе, и даже снискал восторженные оценки своим познаниям. Но, защищая исихастов, Палама действовал как апологет того, что являлось хорошо известной и уважаемой традицией, ранее возникшей в византийской Церкви и византийском обществе . В чем же ее особенность? Для Византии, воспитанной в идеях и идеалах Исихазма, нет и не может быть жесткого противополагания мipa Божественного и мipa социального. Напротив, превалирует идея Халкидонского синтеза концепции Божественного мipoycmpoйcmba, космического Божественного порядка, человеческого социума и самого человека. Поэтому Божественные энергии, Божественные атрибуты относятся к общей природе человека: разум, воля, любовь, мир свойственны всем трем ипостасям и не могут определять их различий. Это то учение, что позднее получило наименование «оправдание жизни».

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/27/...

Несмотря на такие строгие меры, секта богомилов не уничтожалась. Втайне, особенно по монастырям, она продолжала существовать. Впоследствии, в XIII веке, патриарх Герман (1221–1239 гг.) в своих беседах вооружался против богомильских мнений. Из Болгарии богомильские мнения, вследствие близких сношений Русской Церкви с Церковью Болгарской, проникли и в Россию. § 12. Споры варлаамитов и паламитов Около сороковых годов XIV века в Константинополь прибыл из Калабрии монах Варлаам, человек образованный. Побывав в Фессалониках, он посетил Афон. Здесь один простодушный пустынник, проводивший жизнь созерцательную, сообщил ему, что афонские пустынники удостаиваются созерцания божественного света телесными очами, приготовляясь к этому искусственными средствами. Именно, садясь в углу своих келлий, они крепко прижимают к груди подбородок, устремляют глаза на нос, удерживают по возможности дыхание и впадают в грустное настроение; затем, если они находятся в таком положении долгое время, грустное настроение сменяется неизреченной радостью и при этом является блестящий свет, который они называют несотворенным, божественным. Монахи, достигшие такого созерцания, называли себя покоящимися (συχζοντες). Варлаам, выпытавши у доверчивого пустынника эти сведения, стал обвинять афонских монахов в ереси мессалианской, называя их исихастами, квиетистами, омфалопсихами и тому подобное. Он даже донес о них императору Андронику III Палеологу (1328–1341 гг.) и Константинопольскому патриарху Иоанну. В 1341 году собран был в Константинополе собор по этому делу. Между тем сторону афонских монахов принял известный тогда Григорий Палама , державшийся вместе с афонскими монахами созерцательного, мистического направления. Возражая Варлааму, он говорил, что тот свои сведения об искусственном приготовлении к созерцанию божественного света заимствовал от простых монахов, а не от образованных; но в то же время и Палама утверждал, что видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть божественный, несотворенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О дате см. 201, II, 1, с. 105. Поскольку послание короля Казимира называет Петра преемником Нифонта Галицкого (см. Приложение 4), Гельцер предположил, что было двое кандидатов по имени Петр (51, с. 257). С другой стороны. А. С. Павлов выдвинул гипотезу, что Петр первоначально был назначен митрополитом Галицким (1305–1308 гг.), а после отказа от кандидатуры Терентия поставлен митрополитом Киевским (221, с. 221). Кажется более естественным предположить, что появление Петра в списке Казимира связано с его выдвижением на кафедру Юрием I: Петр мог даже действовать в Галиче в качестве нареченного митрополита, прежде чем отправиться в Константинополь (как то было с Кириллом, см. гл. 2). 208 Лупкий епископ присутствовал при погребении митрополита Петра в Москве в 1326 году, следовательно он подчинялся митрополиту Киевскому, а не Галицкому (246, с. 358). Если в 1326 году в Галиче не было митрополита, то в апреле 1331 года таковой — с титулом «гипертимос» — появляется среди присутствовавших в синоде в Константинополе (102, 1, с. 164). Можно предположить, что это был Гавриил, упомянутый в письме Казимира как преемник Петра, и что он добивался в Константинополе сохранения своего титула, потому что митрополит Феогност активно утверждал свою власть в Галиче и Волыни, посвятив в мае 1328 года епископа Галицкого Федора (148, с. 52), в декабре 1331 — епископа Лупкого (148, с. 53). В 1332 он посетил также Константинополь и Сарай, добиваясь, возможно, упразднения Галицкой митрополии (217, с. 206). Однако вторжение поляков в Галич и Волынь после смерти Юрия I (1336–1337) могло оживить тенденцию к независимости от митрополита, живущего в Москве. Феогност поставил «епископом» Галицким Федора, который в 1330–1335 годах правил в качестве его наместника, но некоторое время (между 1341 и 1344 годами), как будто, имел титул митрополита, поскольку он упомянут в качестве митрополита в послании Казимира. Постановление Иоанна Кантакузина, упраздняющее Галицкую митрополию, свидетельствует, что она была вновь восстановлена «вопреки канонам» в период гражданской войны (1341–1347 гг.) между ним и Анной Савойской (190, III, с. 700), в правление патриарха Иоанна Калеки (102, I, с. 262). Ср. 242, с. 75–89; 221, с. 223–229; 177, с. 365. 209

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

п. Он даже донес о них императору Андронику III Палеологу (1328–41 г.) и патриарху Иоанну. В 1341 году по этому вопросу был собран собор в Константинополе. Между тем, сторону афонских монахов принял известный тогда Григорий Палама , придерживавшийся, вместе с афонскими монахами, созерцательного, мистического направления. Возражая Варлааму, он говорил, что эти сведения об искусственном приготовлении к божественному свету он заимствовал у простых монахов, а не у образованных. Но в то же время Палама утверждал, что видимый телесными очами свет есть божественный, который видели и апостолы на Фаворе во время Преображения Господня. Варлаам после этого обвинил и самого Паламу в двубожии. На соборе 1341 года присутствовали Палама и Варлаам. Здесь об афонских монахах не рассуждали. Вопрос поставлен был теоретически, а именно – видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть ли свет Божественный и несотворенный, или сотворенный. Палама доказывал, что следует отличать Существо Божие от проявления или обнаружения Его действования. Существо Божие невидимо, те же атрибуты, при которых Оно проявляется, например, свет, видимый телесными очами; свет этот как принадлежность Божества есть несотворенный. Варлаам продолжал утверждать, что свет, в котором является Божество, не есть принадлежность Божества, что он есть творение, так как кроме Бога, нет ничего несотворенного, и что мнение Паламы ведет к двубожничеству. Собор склонился на сторону Паламы и вынес осуждение Варлааму. После этого Варлаам удалился в Калабрию и перешел там в латинство. Но споры не кончились. У Варлаама остались ученики, которые продолжали нападать на мнение Паламы. Таков Георгий Акиндин. Поэтому в том же году собрался еще один собор, на котором Акиндин был осужден и потом сослан в заточение, а учение Паламы утверждено. Вскоре затем умер имп. Андроник. По малолетству его сына, государством управляла его мать Анна и опекун Иоанн Кантакузен. Анна и патриарх Иоанн приняли сторону варлаамитов, а Кантакузен – паламитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

(Пер. с англ. А. В. Левитского) История Византии XIV века – это история борьбы за выживание. Однако византийский патриархат не только сохраняет былые позиции в огромном восточно-христианском мире, но, благодаря деятельности очень талантливых патриархов, усиливается и распространяет свое влияние на Балканы и Русь. Тем не менее, внутриполитическая борьба в Византии коснется и патриархата, разрушит целостность и последовательность византийской церковной политики. Цель моего доклада – коротко рассмотреть сложившуюся ситуацию: в 1354 г. византийский патриарх посвятил на Киевскую кафедру одновременно двух митрополитов – Алексия и Романа; вплоть до смерти последнего в 1362 г. они будут ожесточенно соперничать друг с другом как «дома», так и в Константинополе, изредка пуская в ход подкуп и насилие. Таким образом, становится понятно, почему в церковной и политической жизни Московского и Литовского княжеств царила неразбериха. Общая историческая подоплека событий хорошо известна: Московский князь Симеон (1341–1354) и могущественный Литовский князь Ольгерд (1341–1380) претендовали на верховную власть в объединенной Руси, которая предполагает поддержку со стороны Церкви. В то время как древняя церковная столица – Киев, почти опустевшая после грабительского набега монголов, находилась в руках Ольгерда, митрополиты переместились на север, выбрав Москву в качестве постоянной резиденции. Однако их официальный титул – «митрополит Киевский и всея Руси» – не изменился. Такое явно политическое решение – покинуть древний центр Киевской Руси и встать на сторону честолюбивых Московских князей – приняли друг за другом два Киевских митрополита: Петр, происходивший из Галицкой земли (1308–1326), и грек Феогност (1328–1353). Это решение нанесло сокрушительный удар по литовским позициям и заставило Ольгерда приложить все усилия к изменению религиозной ситуации в сторону собственных политических интересов. Тем временем в Византии сложившуюся ситуацию рассматривали в другом, более широком ключе. Целью было сохранить, по крайней мере, в общих чертах содружество государств с центром в Константинополе, с императором и патриархом во главе – слабая, но пока реальная альтернатива старой идее вселенской Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

При других обстоятельствах Иоанн Кантакузин , чья «политическая проницательность» делала его как государственного мужа «на голову выше современников» 1212 , возможно, и преуспел бы в восстановлении таких отношений между церковью и государством, какие существовали в прошлом. В начале своей политической карьеры, еще как великий доместик ( μγας δομστικος) при Андронике III (1328–1341), он всерьез пытался восстановить влияние государства, глубоко поколебленное гражданской междоусобицей обоих Андроников. Но политические силы, на которые опирался Иоанн, – наиболее яркий представитель и выразитель интересов земельной аристократии 1213 , – не могли допустить продолжительного существования сильной центральной власти, хотя бы и успешно восстановленной, и все его попытки в этом направлении оказались недолговечны. Так, Иоанн, несомненно, способствовал поставлению в патриархи придворного священника Иоанна Калеки (1334) 1214 , – возможно, с намерением ограничить влияние монашества. Покровительство, оказанное им калабрийскому «философу» Варлааму по прибытии того в Константинополь ок. 1330 г. 1215 , также означало, что при Андронике III и Кантакузине монахи-ревнители (зилоты) утратили политическое могущество, каким они пользовались при Андронике II и св. патриархе Афанасии. Ваарлааму поручили не только переговоры с доминиканскими богословами в 1333 г.: представив патриаршему Синоду свой проект соединения церквей 1216 , он оказался вскоре во главе византийского посольства в Авиньон (1339). Все это позволяет думать, что императорская власть на некоторое время восстановила контроль над священноначалием, существовавший при Михаиле VIII. Тем не менее новый кризис 1341 г. показал, что реальный возврат к прошлому невозможен. Немедленно по смерти Андроника III патриарх Иоанн Калека использовал возросший престиж церкви, чтобы парализовать влияние великого доместика и удовлетворить собственные политические амбиции 1217 . В последовавшей затем гражданской войне Кантакузин одержал победу лишь благодаря союзу его друзей – земельных магнатов с монахами, который он сам же и создал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010