The longest ruling Byzantine emperor of the fourteenth century, John V Paleologos (r. 1341–1391), continued to hope that the West would come to the aid of the Greeks in the face of the ever-increasing expansion of the realm of the Ottoman Turks that arose in northwestern Asia Minor in the 1280s. In 1369 John personally entered into communion with the Roman Church, though without making an attempt at formal Church union. This act also produced no lasting results, either for the ecclesiastical or political destiny of Constantinople. Russia The Rise of Moscow The town of Moscow is first mentioned in the historical records in 1147. At first a small trading post, it grew rather quickly due to its strategic location on both east-west and north-south trade routes. After being destroyed by the Tatar invaders in 1238, it was rebuilt and strengthened by Prince Daniel, son of Saint Alexander Nevsky. It grew further under Daniel’s son George, and then under his second son, John Kalita (r. 1328–1341). For almost 200 more years Moscow was governed by a succession of prudent, shrewd, efficient rulers who were determined to unite the feuding Russian principalities under her authority, with the long-range goal of overthrowing the Tatar yoke. These rulers offered ­refuge to people fleeing from the Tatar domains to the south, and they learned how to deal skillfully with the Tatar overlords. With Kievan Rus’ almost entirely devastated by the Tatars, and with the gradual strengthening and expansion of the Muscovite state, it was perhaps inevitable that eventually the Church would move her headquarters from Kiev to Moscow. This happened in 1325 under St Metropolitan Peter (r. 1281–1326), who immediately began construction of the magnificent Cathedral of the Dormition (Uspenski Sobor) in the Kremlin in Moscow. This church remains to this day the main cathedral for the entire Russian Orthodox Church. Saint Sergius of Radonezh The great Saint Sergius was born in 1314in the northern city of Rostov the Great. His godly parents, Kirill and Mary, were of aristocratic background. His father was a confidant of the prince of Rostov, with whom he traveled when the prince negotiated with the Tatar Golden Horde. In 1328, as Prince John Kalita of Moscow began the process of annexing Rostov, Sergius’s family moved much closer to Moscow, to the town of Radonezh.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Начало исихастских споров относят к 1334 году, когда 2 католических монаха прибыли в Константинополь для дискуссии о догматах между православными и католиками. Подобные дискуссии велись тогда в рамках переговорного процесса с Римо-католической церковью для достижения церковной унии по поручению имп. Андроника III. Одним из участников переговоров со стороны Византии и ярым заступником православных был философ из Калабрии – монах Варлаам. Надышавшись на Западе атмосферой номинализма, он приехал в Константинополь и намеревался активно заниматься философией и богословием, но был привлечен к межцерковной дискуссии. В основе рассуждений Варлаама лежало, с одной стороны, «естественное богословие», с другой, скепсис под влиянием номинализма в познавательные способности человека сферы божественного. Такая позиция, по мнению прот. И. Мейендорфа , неизбежно приводит к «интеллектуальной отчужденности от исторической реальности», «утопизму», созерцанию «мира идей» 141 . При обсуждении филиокве пылкое намерение Варлаама защитить православный догмат об исхождении Святого Духа от Отца привело его к использованию диалектических силлогизмов 142 . Варлаам, опираясь на апофатизм в сочинениях псевдо Дионисия Ареопагита , пришел к выводу об абсолютно недостижимом достоверном знании о Боге. Это в свою очередь повлекло разногласия в православной среде, которые позднее стали называться исихастскими спорами 143 . Варлаам (в миру – Бернардо Массари), несмотря на свое греческое происхождение, будучи уроженцем Калабрии (Южная Италия) 144 , не знал греческого языка и для его изучения незадолго до исихастских споров, в 1328 году, прибыл в Фессалонику. Примерно уже через 2 года, в 1330 году, Варлаам отправился в столицу Византии и вскоре расположил к себе императора Андроника III Палеолога (1328–1341 145 ) и будущего императора Иоанна VI Кантакузина (1341–1354 146 ). В Константинополе Варлаам прослыл искусным оратором, ученым философом, стал преподавателем и впоследствии игуменом монастыря Спасителя Акаталепта. Зимой 1331/1332 года Варлаам в публичном диспуте с Никифором Григорой терпит поражение, удаляется на время на Афон и знакомится с мистическими практиками исихастов. Знакомство с афонским монашеством, вероятно, дало толчок к гносеологическим размышлениям Варлаама, которые после догматической полемики 1334–1335 годов с папскими посланцами вылились в споры об исихазме 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Апрен патриаршествовал с 1332–1347 г. Палеолог, Византийский император, царствовал с 1328–1341. этот происходил в 1341 г. Впоследствии ересь Варлаамитов была обличена и последователи ее преданы анафеме еще на нескольких соборах в 1347, 1351, 1352 и 1368 гг. (последний состоялся уже по кончине св. Григория Паламы). мирскою и тщетною мудростью, — говорил святитель Божий, — и невнимающие мужам опытным в духовном учении, когда слышат о свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное, — почему и сей вещественный, незаходимый и вечный свет, превышающий не только чувства, но и самый ум, низводят до чувственного и сотворенного света, хотя и Сам Просиявший светом на Фаворе ясно показал, что свет не сотворен, назвавши его Царством Божиим (Матф. 16:20). Царство же Божие ужели есть что-либо сотворенное и служебное? Ужели Господь восприял на горе какой-то иной свет, которого дотоле не имел? — Да удалится от нас сие хуление, потому что кто думает так, тот должен признать во Христе три естества, т. е. Божие, человеческое и оного света. Итак веруем, что Он явил в Преображение не другой какой-либо свет, но только тот, который скрыт был у Него под завесою плоти; сей же свет был — свет Божеского естества, поэтому и несотворенный, Божественный. Так и по учению богословствующих отцов Иисус Христос преобразился на горé, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего дотоле не имел, но показавши ученикам Своим только то, что у него было… Свет Фаворский был свет Божества». императора Ahдpohuka III Палеолога, который в это время уже умер. патриарх Константинопольский с 1347–1349 г. Кантакузен — Византийский император с 1341–1356 г. Вследствие возникших из-за царского престола смут, он принужден был разделять царство с Uoahhoм V Палеологом. краль Стефан Душан (1336–1355 г.), которому была подчинена и Болгария. остров Эгейского моря (Архипелага), к востоку от Афона, в 6 квадратных миль величиной. Палеолог — Византийский император, царствовал с 1341–1376 г. См. прим. 3 на стр. 395.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Около сороковых годов XIV века в Константинополь из Калабрии прибыл образованный монах Варлаам . Побывав в Фессалониках, он посетил Афон. Здесь один простодушный пустынник, проводивший жизнь созерцательную, сообщил ему, что афонские пустынники удостаиваются созерцания божественного света телесными очами, приготовляясь к этому искусственными приемами. А именно, садясь в углу своих келий, они крепко прижимают к груди подбородок, устремляют глаза на определенную точку тела (пуп), удерживают по возможности дыхание и впадают в грусть. Затем, если они находятся в таком положении долгое время, грустное настроение сменяется неизреченной радостью, ибо при этом они созерцают особый блистающий свет, который проникает в их сердце, и который они называют несотворенным, божественным. Монахи, достигшие такого созерцания, называли себя исихастами 15 . Варлаам, выпытавший у доверчивого пустынника эти сведения, стал обвинять афонских монахов в ереси мессалианской, называя их исихастами. Он даже донес о них императору Андронику III Палеологу (1328–1341 гг.) и Константинопольскому Патриарху Иоанну Калека. В 1341 году в Константинополе был созван Собор по этому делу. Сторону афонских монахов принял известный тогда святогорец Григорий Палама , державшийся вместе с афонскими монахами созерцательно-мистического направления в богообщении. Возражая Варлааму, он говорил, что тот свои сведения об искусственном приготовлении к созерцанию божественного света заимствовал от простых монахов, а не от образованных; в то же время и Палама утверждал, что видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть божественный, несотворенный, нематериальный, но реально видимый, а не галлюцинация, как утверждал Варлаам. Такой, например, свет был на Фаворе во время Преображения Господня, который видели апостолы. Варлаам обвинял после этого и самого Паламу в двубожии. На состоявшемся в 1341 году Константинопольском Соборе присутствовали Палама и Варлаам. Здесь об афонских старцах-исихастах не велись рассуждения. Полемика касалась чисто теоретического вопроса, а именно видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть ли свет божественный и несотворенный или сотворенный. Палама доказывал, что Существо Божие невидимо, те же атрибуты, при которых Оно проявляется, как например, свет, видимый телесными очами, есть принадлежность Божества, и Его несотворенная вечная энергия, благодатно сообщаемая человеку. Варлаам продолжал утверждать, что свет, в котором является Божество, не есть принадлежность Божества, что он есть творение, так как, кроме Бога, нет ничего несотворенного, и что мнение Паламы ведет к двубожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отстаивая примат разума над верой, Варлаам обрушился на исихазм 118 . Однако в прениях, состоявшихся на Константинопольском соборе 1341 г., Палама одержал над Варлаамом убедительную победу. Андроник III умер 15 июня 1341 г., завещав трон сыну Иоанну V, а опеку – своей жене Анне Савойской и  Иоанну Кантакузину . При Андронике III в 1329 г. был учрежден «вселенский суд» из четырех человек с весьма обширными правами – в юрисдикции этого института была вся территория империи и все ее граждане, вплоть до членов императорской фамилии или даже самого государя. При этом любой ромей, будучи притеснен, мог апеллировать к этому суду. Трудно сейчас наверняка решить, была ли эта мера действенной, но факт существования учреждения с такими полномочиями в эпоху, когда ордалии и феодальный беспредел были нормой жизни окружающих стран, безусловно достоин упоминания. Иоанн VI Кантакузин (ок. 1295 – 1383, имп. в 1341 – 1354) Иоанн Кантакузин  и его мать Феодора по знатности и богатству вполне могли соперничать с занимавшими трон Палеологами. Во время гражданской войны 1321 – 1328 гг. Кантакузины долгое время содержали на свои средства армию Андроника Младшего. Центром их владений была мощная фракийская крепость Дидимотика, в округе которой располагались многочисленные замки и поместья этой семьи. Отстаивая свои интересы, Кантакузин опирался на крупных землевладельцев и собственную исключительно боеспособную армию. «Богато наделенный дарами природы и украшенный глубоким умом, – писал Никифор Григора, – этот человек был любим всем войском; так что не было ни одного воина, который бы не предпочитал его жизнь своей собственной» с. 547]. В самом начале регентства при малолетнем Иоанне V Кантакузин поссорился с временщиком при дворе Анны Савойской, дукой флота Алексеем Апокавком, человеком незнатного происхождения, но благодаря немалым способностям достигшим высокого положения. Когда-то Алексей предлагал Иоанну поднять мятеж против Андроника III, получил отказ и после этого более никогда не доверял Кантакузину.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

1346 . Protonotarios P. Le Monnayage d’or et d’argent d’Andronic III avec Jean V et Anne de Savoie//Revue numismatique. 1977. 6:19. 77–86. 1347 . Schreiner P. Ein Prostagma Andronikos’ III. für die Monembasioten in Pegai (1328) und das gefälschte Chrysobull Andronikos II. für die Monembasioten im byzantinischen Reich//JÖB 1978. 27. 203–228. 1348 . Sideras A. Zu den beiden anonymen Prosamonodien des cod. Laur. Acquisti e Doni 341//RSBN 1987. 24. 201–209. 1349 . Vassis I. Der Dialog «Contra Iudaeos» des Andronikos Palaiologos//XX е Congr. Int. des Ét. Byz. Pré-actes. P. 2001. 3. 100. 1350 . Veglery A., Millas A. Gold coins for Andronicus III (1328–1341)//Spink Numismatic Circular. 1973. 81:12. 467–468; 1974. 82:1. 4–7. Нил Кавасила PG 149; RF 6. 585; TLG 3217; DThC: 2, 1295–1297; 5, 821; 11, 474; PLP 10102; ThEE 9. 337–340 Конец XIII в. – март 1363, св., митроп. Фессалопик (июль 1361 – март 1363). Имя при крещении – Николай (поэтому иногда Нила путают с его племянником, св. Николаем Кавасилой ). Паламит; учитель Димитрия Кидониса, друг Никифора Григоры, знал Варлаама Калабрийского. Преподавал в Фессалониках и КНП. Автор мн. полем.-богосл. соч.; опровержение части их написано антипаламитом Иоанном Кипариссиотом (см.). Сочинения Автографы: Kislas 2001 6 .1355). 71–82. Обзор соч.: Kislas 2001 6 .1355). 59–71. Антилатинские соч. О причине разделения между лат. и греч. церковью (Об отделении лат. церкви, с весьма длинным полн. назв.) (PG 149, 683–699) О примате папы (PG 149, 700–730) Ответ латинянам 1351 . Nkoltsou A. Νελου Καβσιλα κατ ταλν Πρχειρον. Μεταπτυξιακ ργασα. Θεσσαλονκη 1988. 35–46 [на осн. 4 ркп]. 1352 . Kislas P.-T. Nil Cabasilas et son traité sur le Saint-Esprit. Introd., éd. critique, trad., notes. Thèse de doctorat. Univ. de Strasbourg II. Strasbourg 1998 (dactylogr.). 208–213 [на осн. 8 ркп]. [Kislas 1998]. Слова латинян, которыми они думают показать, что и от Сына исходит Св. Дух 1353 . Spourlakou A. Εναι Μανουλ Χρυχολωρ ς συγγραφας το ργου Κεφλαια, τι κα κ το Yο τ γιον Πνεμα κπορεεται;// Θεσαυρσματα το λληνικο νστιτοτου Βενετας. 1963. 2. 88–109. [Слова 10–49].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   Сын Михаила IX и внук Андроника II юный Андроник был при жизни отца в течение долгого времени любимцем деда. Но легкомысленный характер молодого Андроника и склонность к любовным приключениям привели к тому, что одно из подобных приключений, закончившееся случайным убийством его брата и повлекшее за собой вследствие этого преждевременную смерть его отца Михаила IX, окончательно изменило отношение деда к внуку. Между ними возгорелась междоусобная борьба. Против Андроника Старшего образовалась сильная оппозиционная партия, первенствующую роль в которой играл знаменитый впоследствии Иоанн Кантакузен, ставший на сторону Андроника Младшего. Гражданская война закончилась в пользу внука, который в 1328 г. захватил неожиданно Константинополь и заставил престарелого Андроника Старшего отречься от престола. Низложенный император, долгое правление которого было временем нового упадка Византии, закончил свою жизнь (в 1332 г.) монахом в одном из монастырей.    Во главе правительства Андроника Младшего (1328—1341) стал главный руководитель восстания против его деда — Иоанн Кантакузен, в руки которого перешли внутреннее управление государством и иностранные дела. Сам новый император, предаваясь отчасти по-прежнему веселью и охотничьим прогулкам и не чувствуя склонности к занятию государственными делами, принимал, тем не менее, личное участие в многочисленных внешних войнах, которые были в его царствование. Между тем, исключительное по влиянию положение в государстве, занятое Кантакузеном, не удовлетворяло последнего, так как целью его было подготовить для себя путь к императорскому трону или, по крайней мере, к полновластному регентству. Эта мысль занимала его в течение всех 13 лет правления Андроника и являлась руководящей нитью всей его деятельности. Мать Андроника, вдова Ксения-Мария, и вторая супруга его, западная принцесса Анна Савойская, относились весьма недоброжелательно к всепоглощающему влиянию Кантакузена. Однако, последний при помощи ряда интриг сумел удержать свое положение до самой смерти Андроника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Захват Галлиполи османами 1354–1355 Захват Паламы османами в плен 1355–1364 1355–1363 Период правления патриарха Каллиста I – пишет житие патриарха Исидора I Вухира 1354–1376 Правление Иоанна V Палеолога – посвящает 3 проповеди о заповедях блаженства императрице Елене Кантакузине Палеологине – пишет житие Германа Марулиса 1357/1359 † Каллист I 1364–1376 – 2 период патриаршества – произносит речь на Успение Пресвятой Богородицы – пишет Соборный томос 1368 Собор в апреле 1368: канонизация Паламы и осуждение Прохора Кидониса 1376/1377 Свергнут и замещен Макарием Переворот Андроника IV Смерть в Константинополе Правление патриарха Нила Керамевса 1380-е Почитается как святой Событие I. Хронологический перечень основных событий жизни свт. Филофея (Коккина) 1295–1297 Рождение свт. Филофея (Коккина) До 1325 Монастырь Хортаит в Фессалонике 1328–1329 Монах в монастыре Ватопед 1328–1329 Знакомство с прп. Саввой 1331 – 05.1347 Великая Лавра До 1336 Знакомство с прп. Германом (Марулисом) в Великой Лавре Кон. 1340 Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Нач. 1341 – весна 1342 Игумен в монастыре Филокалла в Фессалонике Весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 02.02.1347 Окончание гражданской войны 02.02.1347 Окончание патриаршества Иоанна Калеки 17.05.1347 Исидора избирают патриархом Константинопольским 05.1347–08.1347 Свт. Филофей назначается митрополитом Ираклеи Фракийской 05.1347–08.1347 08.1347 Свт. Филофей принимает участие в Синоде в августе 1347 в качестве митрополита Ираклеи После 08.1347 Пребывает в Ираклее 1 плг. 1350 Намеревается покинуть Ираклею 02.1350 Получает предупреждение об уходе из Ираклеи 02.1350 Уход патриарха Исидора в отставку Великая суббота 1350 Последнее предупреждение об уходе из Ираклеи Кон. Светлой седмицы 1350 Свт. Филофей уезжает в Константинополь. Проживает в монастыре св. Фоки в Константинополе. До 10.06.1350 Избрание Каллиста на патриарший престол После 10.06.1350 Свт. Филофей намеревается уйти в отставку с кафедры Ираклеи, но имп. Иоанн Кантакузин и Каллист его отговорили от этого

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

крещении получили имена христианские, как то: Мстислав – Феодор (15 апреля), Ростислав – Михаил (14 марта), Изяслав – Димитрий, Святослав – Пантелеймон (14 октября). То же нужно сказать и о княжнах и княгинях: – Предслава (пр. Евфросиния Полоцкая 23 мая), Гремислава, Звенислава, Верхуслава и т. п. Далее, вошло в обычай (особенно в Московской Руси в княжеских семьях и у знатных лиц бояр) нарекать имена родившимся детям в честь того святого, в какой день родился младенец, как-то: Великий князь Василий Иванович назван Тимофеем, так как он родился 22 января, в день св. Апостола Тимофея; царевич Угличский св. Димитрий при рождении назван Уаром, так как родился 19 октября, в день св. мученика Уара. Вероятно, и Анастасия Нижегородская названа двумя именами (или тремя – одно дано ей было при рождении в честь дневного святого, а другое в св. крещения. Было в обычае в княжеских семействах переменять имена девиц, при выходе их замуж, особенно если невеста была неравного званая и положения (см. Забелин, «Быт цариц»). – Может быть, и Нижегородская княгиня Васса по какому-либо случаю получила несколько имён. – Переменяли иногда имена – из суеверного страха, в ограждение себя от волшебников, ведьм и вообще злых людей, будто бы имевших силу насылать «лихо» на крещёное имя человека. Ввиду сего полученное в крещении имя тщательно скрывали и известны были под каким-нибудь другим именем (как, например, Иов-Богдан Хитрово). 12  Упоминаемый в житии пр. Феодоры Цареградский царь Андроник 3-й был императором с 1328 по 1341 год; патриарх Каллист 1-й святогорец с 1350 по 1354 г.; Хан Узбек царствовал в Орде с 1313 по 1341 г.; Московский князь Иоанн Данилович Калита княжил с 1320 по 1340 г., а св. Феогност был митрополитом (Киевским и) Московским с 1328 по 1354 г. († 14 марта). Эти лица воспроизведены на 2-м рисунке; вверху сидит Византийский император Андроник, около него народ, а за ним патриарх Каллист в невысокой митре древнего образца, а на левой стороне рисунка виден хан Язбяк (Узбек), окружённый воинами и народом; ниже (этих изображений) князь Иван Данилович Калита, в меховой княжеской шапке; тут же митрополит Феогност; за князем впереди и сзади воины и народ (В.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

После смерти Генриха Люксембургского часть курфюрстов избрала на трон герц. В. Баварии Людвига из династии Виттельсбахов (1314-1347, герцог Баварский с 1313, император с 1328), др. часть - антикороля, герц. Австрии Фридриха Красивого. Борьба между претендентами шла с переменным успехом. Людвигу Баварскому удалось получить контроль над Бранденбургской маркой и передать ее сыну (1322). В 1340-1341 гг. Людвиг унаследовал Н. Баварию, а в результате династического брака присоединил к своим владениям Голландию, Зеландию, Геннегау (Эно) и Фрисландию (1345/46). В 1322 г., в битве при Мюльдорфе, Людвиг разбил войска герц. Фридриха Красивого и захватил его в плен. Хотя сложившаяся обстановка заставила Людвига в 1325 г. сделать Фридриха соправителем, реального влияния на политику он был лишен. Смерть Фридриха в 1330 г. укрепила позиции Людвига в Г. и позволила ему начать активную итал. политику для приобретения имп. короны. Его стремление восстановить контроль над имперским королевством Италия (Сев. Италия) встретило сопротивление папы Иоанна XXII . В 1323 г. папа инициировал против Людвига судебный процесс по обвинению в поддержке еретиков, к-рыми были объявлены сторонники императора в Италии, и в 1324 г. отлучил Людвига от Церкви, объявил его низложенным, а на всех, кто будут его поддерживать, наложил отлучение и интердикт. Это привело к формированию княжеской оппозиции в Г., где Людвигу пришлось вести борьбу против Люксембургов и Габсбургов (1322-1330). Раздражение папы вызывала также поддержка при дворе Людвига францисканцев -спиритуалов и теологов Марсилия Падуанского , Иоанна Яндунского и У. Оккама , принявших участие в богословском споре о бедности Церкви и занимавших антипапскую позицию. В 1328 г. Людвиг совершил поход в Италию и получил в Риме имп. корону от рим. патрициев и антипапы Николая V . Иоанн XXII подтвердил отлучение и низложение императора. После неск. неудачных попыток достичь соглашения с Люксембургами, Габсбургами и папой Людвиг начал борьбу за власть. В 1338 г., после безрезультатных переговоров с папой, курфюрсты выработали соглашение, фиксирующее правила выборов герм.

http://pravenc.ru/text/164803.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010