В 1337 г. возобновилось противостояние И. Д. с кн. Александром Михайловичем, к-рый, получив от Узбека прощение, вернулся на тверское княжение и попытался восстановить прежнее влияние. В 1339 г. И. Д. ездил в Орду с 2 сыновьями, затем отправил туда всех сыновей. Одновременно у хана побывали Александр Михайлович и др. русские князья. 28 окт. 1339 г. Александр и его сын Федор по повелению хана были казнены в Орде. Зимой 1339/40 г. И. Д. участвовал в организации ордынско-рус. похода на Смоленск, признавший власть Литовского вел. кн. Гедимина (И. Д. в походе не участвовал). Перед кончиной И. Д. принял схиму (встречающееся в ряде источников указание на смерть вел. князя в 1341 ошибочно), похоронен в построенном при нем Архангельском соборе Московского Кремля. И. Д. был дважды женат. В браке с 1-й супругой Еленой († 1331) родились сыновья: Симеон Иоаннович Гордый - в 1317 г., Даниил - в 1319 г. (умер в младенчестве), Иоанн II Иоаннович - в 1326 г., Андрей - в 1327 г., а также дочери Мария и Фотиния. В браке с вел. кнг. Ульяной родились Мария и Феодосия. «Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс «Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс И. Д. значительно расширил владения вел. князя Владимирского. Ему удалось приобрести по ханскому ярлыку половину Ростовского княжества (в 1328 или в 1332). По-видимому, при нем в состав великого княжения вошло (также по ярлыку) Дмитровское княжество (скорее всего в результате поездки в Орду в 1336). И. Д. осуществил «купли» Галицкого (Галича Мерского), Угличского и Белозерского княжеств. О характере этих приобретений в историографии нет единого мнения. Наиболее вероятно, что И. Д. приобрел у местных князей их верховные суверенные права, в результате чего они перешли в статус служебных князей вел. князя Владимирского. Все территориальные приращения И. Д. осуществлял в пользу не Московского княжества, но великого княжества Владимирского, право распоряжения к-рым принадлежало хану. В отношениях с Ордой И. Д. в отличие от старшего брата, кн. Юрия, соблюдал полную лояльность (распространенное в популярной научной и художественной лит-ре представление, будто, ведя такую политику, он предполагал копить силы для последующего свержения монг. ига, почвы под собой не имеет). Он успешно использовал Орду для борьбы с политическими противниками, в первую очередь с тверскими князьями.

http://pravenc.ru/text/469776.html

Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др. В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Towards the year 1340 the Athonite ascetics, with St. Gregory’s assistance, compiled a general reply to the attacks of Barlaam, the so-called Hagiorite Tome. Since the heated arguments flared everywhere in the churches, a general council was held at Constantinople in the year 1341. In front of hundreds of bishops and monastics, St. Gregory Palamas held an open debate with Barlaam in the halls of the Great Church of Hagia Sophia. On May 27, 1341, the council accepted the position of St. Gregory Palamas that God, unapproachable in His essence, reveals Himself through His energies, which are directed towards the world and are able to be perceived, like the light of Tabor, but which are neither material nor created. The teachings of Barlaam were condemned as heresy, and he himself was anathematized and returned to Calabria. Second Triumph of Orthodoxy But the dispute between the Palamites and the Barlaamites was far from finished. Politics came into play, and the politicians used the disputed religious issue as a threatening tool against those who supported Palamas. The great turmoil led to five consecutive church councils. One of the many scholars who advocated Barlaam’s position was the Bulgarian monk Akyndinos, who wrote a series of tracts against St. Gregory. Emperor Andronikos III Paleologos (1328–1341) was Akyndinos’s friend. Fearing the emperor, Patriarch John XIV Kalekos (1341–1347) backed Akyndinos, calling St. Gregory the cause of all disorders and disturbances in the Church (1344). He had St. Gregory locked up in prison for four years. In 1347, John XIV was replaced on the patriarchal throne by Isidore (1347–1349), a friend of St. Gregory. He set St. Gregory free and ordained him archbishop of Thessalonika. In 1351, a sixth and final council was held to settle the heated controversial issues in the church. The Council of Blachernae solemnly upheld the orthodoxy of Palamas’ teachings and anathematized and excommunicated those who refused them. The anathemas of the council of 1351 were included in the rite for the Sunday of Orthodoxy in the Triodion. This council was considered the second triumph of Orthodoxy (the first being the restoration of icons). Later on, the memory of St. Gregory Palamas came to be celebrated in the Church on the second Sunday of Great Lent.

http://pravoslavie.ru/69170.html

2000. P. 383). Он отправился пешком из дворца во Влахернах в мон-рь Одигон, чтобы возблагодарить Божию Матерь и почтить Ее икону. После 1297 г. Андроник II Палеолог издал указ о посвящении месяца августа Деве Марии, святой патронессе К-поля (Ibidem). Согласно указу, церковные службы в честь праздника Успения Пресв. Богородицы должны были совершаться в 3 главных храмах: предпраздничное богослужение - в Одигоне, литургия - в соборе Св. Софии, отдание праздника - во Влахернской ц. ( Grumel. 1932. P. 257-261; Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 383). Т. о., благодаря императорам Михаилу Палеологу и Андронику II Палеологу чествование «О.» оказалось связано с празднованием Успения Пресв. Богородицы, мон-рь Одигон обрел статус одного из самых важных святилищ столицы, а «О.» стала главной Богородичной иконой К-поля и возрожденной Византийской империи. В XIV-XV вв. В XIV-XV вв. помимо «публичной функции» - иконы-палладиума К-поля и святыни многолюдных вторничных процессий - «О.» оставалась личной иконой-покровительницей императора. Благочестивый и набожный Андроник II Палеолог связывал с заступничеством Богоматери в образе почитаемой им иконы не только свои победы, но и обращался к Ней как к неизменной утешительнице в поражениях и несчастьях. Потерпев поражение в междоусобной войне, он перенес «О.» во дворец во Влахерне; в 1328 г. перед иконой он передал имп. власть внуку Андронику III Палеологу (1328-1341), захватившему К-поль ( Niceph. Greg. Hist. IX 6. Vol. 1. P. 421-425; Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 383, 385); низложенный император принял постриг и умер в 1332 г. в одном из мон-рей. Со времени имп. Андроника II Палеолога церемония перенесения «О.» во Влахернский дворец вошла в имп. ритуал. Икона прибывала во дворец на 5-й день Великого поста, у входа ее встречал император, затем «О.» помещали в часовню Богоматери Никопеи, там служили короткую поминальную службу, и она оставалась в часовне до Пасхи; император же провожал икону обратно в мон-рь Одигон ( Ps.-Codin. De offic.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

Несмотря на различие церковной и светской юрисдикций, представление о фундаментальном родстве и общих задачах светского и канонического права ( Stolte. 1991. S. 242) приводило к тому, что уже в IX в. церковная власть в лице Патриарха Фотия принимала активное участие в составлении офиц. законодательных сборников. Юридическая образованность и осведомленность не только в церковном, но и в светском праве была важным требованием для кандидатов на Патриарший престол. Юристами по образованию и первоначальному роду деятельности были Патриарх К-польский Иоанн III Схоластик (VI в.) и Патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон (XII в.); юрист и буд. Патриарх Иоанн VIII Ксифилин исполнял при имп. Константине IX Мономахе (1042-1055) особую гос. должность номофилакса - хранителя законов ( Медведев. 1989. С. 238). В период поздней империи Церковь начала играть важную роль в гражданском управлении и правосудии. В XIV-XV вв. К-польские Патриархи вели интенсивную судебную деятельность в области семейного, наследственного и брачного права, о чем свидетельствует Патриарший регистр 1315-1401 гг. и многочисленные сборники церковного и гражданского права ( Darrouz è s. Le registre synodal). В 1296 г. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328) издал хрисовул о создании института 12 присяжных «вселенских судей ромеев» (ο καθολικο κριτα τν Ρωμαων), в число к-рых должны были войти не только светские, но и духовные лица - архиереи (Reg. Imp. N 2183, 2188). Юрисдикция «вселенских судей» простиралась даже на императора и членов его семьи. Т. о., принцип неподсудности императора был впервые официально признан недействительным (по крайней мере в теории). С учреждением коллегии «вселенских судей» был создан особый имп. (светский) суд высшей и низшей инстанции с участием церковных иерархов. Поскольку данная реформа не удалась из-за невозможности рассмотреть в разумные сроки огромное количество дел, в 1329 г. внук Андроника II, имп. Андроник III Палеолог (1328-1341), учредил новый «вселенский суд» из 4 судей. В первом составе нового суда был один митрополит и один диакон (Ibid. N 2743, 2747, 2805, 2806). В одном из указов Андроника III прямо определяется участие Церкви в отправлении светского правосудия: «Вселенские судьи ромеев избраны и поставлены святою Церковью Божией и моей царственностью» (Ibid. N 2747, 2805). Местом заседаний «вселенского суда» был избран храм Св. Софии в К-поле ( Медведев. 1991. С. 300-302). Взаимодействие канонического и светского права

http://pravenc.ru/text/372678.html

Будучи угнетены всемогущими сеньорами, деревенские жители и крестьяне испытывали большие бедствия. Крестьянство было разорено. Иногда утверждается, что положение крестьян, например в округе Фессалоники в XIV веке – по меньшей мере в имениях крупных собственников – не было столь плохим. 1074 Однако, даже если это и так, бедность крестьянства в целом очевидна. Классовые столкновения и ненависть бедных к богатым раздирали не только провинции, но и основные города империи. Во время восстания 1328 г. константинопольская толпа разорила прекрасный дворец Феодора Метохита. 1075 С точки зрения социальных антагонизмов между аристократическими и демократическими элементами, революционные события в Фессалонике, случившиеся в середине XIV века, весьма интересны и важны. Революционная волна, поднявшаяся в 1341 г. в Адрианополе в связи с провозглашением Иоанна Кантакузена императором и выразившаяся в успешном сначала восстании народа против имущих классов ( δυνατο), перебросилась на другие города империи. 1076 Особенно в этом отношении интересна революция зилотов в Фессалонике в сороковых годах того же XIV века. 1077 Источники отмечают в Фессалонике три класса: 1) имущие и знатные; 2) средний класс или буржуазия 1078 /( οι μσοι), к которым принадлежали коммерсанты, предприниматели, 1079 крупные ремесленники, мелкие земельные собственники и представители свободных профессий; и, наконец, 3) народ, а именно мелкие земледельцы, мелкие ремесленники, моряки, рабочие. В то время как значение и влияние имущего класса все более и более возрастало, положение низшего класса, особенно окрестных земледельцев, земли которых были постоянно разоряемы неприятелем, все ухудшалось. Вся торговля этого первостепенного экономического центра и связанные с нею выгоды находились в руках высшего класса. Рознь росла, и только недоставало случая, чтобы произошло столкновение. Но вот, Иоанн Кантакузен, провозглашенный императором, нашел поддержку у знати. Сейчас же демократические низы выступили в защиту Палеологов. О. Тафрали писал: “Это не была уже борьба честолюбий между лицами, которые оспаривали друг у друга верховную власть, но борьба между двумя классами, из которых один желал сохранить свои привилегии, другой пытался сбросить ярмо.” 1080 Один современный событиям автор писал: “На Фессалонику смотрели как на учителя других городов в восстаниях народа против аристократии.” 1081

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Еще в 1328 году прибыл в Солунь из Калабрии очень образованный монах униат Варлаам. Отрекшись от латинских заблуждений, он сначала выказал ревность по православию и пользовался расположением императора Андроника Младшего, но потом стал порицать византийских, в частности афонских, подвижников, обвиняя их в ереси, и возбудил этим сильные волнения среди греков. Возникли так называемые споры варлаамитов и паламитов. Во главе последних стоял прп. Григорий Палама , впоследствии архиепископ Солунский. Паламиты защищали правое учение о том, что в несозданной сущности Бога не созданы и вечны и Его энергии или действия (благость, всемогущество, слава, благодать, осиявающая достойных Божественным светом). Противники отрицали это, утверждая также, что Божественный свет (Фаворский в частности) был сотворен, и таким образом разделяя Божество на сотворенное и несотворенное. На Константинопольском Соборе в 1341 году лжеучение Варлаама было осуждено, и он вынужден был испросить прощения за свои хулы на православных, а потом бежал в Калабрию и, присоединившись к католикам, получил от папы епископскую кафедру в г. Гиераке. После отбытия Варлаама нападки на православных аскетов продолжал учившийся у него светским наукам и сначала анафематствовавший его учение монах Григорий по прозванию Акиндин. Ловко воспользовавшись недовольством патриарха и сановников против стоявшего за Кантакузина защитника православия Григория Паламы , он склонил на свою сторону патриарха Иоанна Калеку и завлек было в свои сети и царицу Анну. Патриарх приблизил Акиндина к себе, день и ночь советовался с ним и собирался возвести в сан священника и епископа. На соборе в 1345 году он отменил прежнее свое осуждение Варлаама и осудил защитников православного учения. Однако торжество Акиндина было непродолжительно. Царица поняла ложь и коварство врагов православия и созвала Собор в феврале 1347 года, на котором Акиндин был осужден, а патриарх за сочувствие к нему был лишен патриаршества.Во время этих смут большую услугу оказал византийцам при.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

См. также 6 .620. Андроник III Палеолог PLP 21437; CSGL 01782 1297–1341. Император (1328–1341), соправитель (1313–1328); друг буд. императора Иоанна VI Кантакузина . Под его председательством 6 июня 1341 г. начался первый паламитский собор (против Варлаама). Первоисточники и документы: грамоты, рукописи, надписи, печати, монеты, иконы (подробнее в PLP). 1334 . Bendall S. A new bronze coin of Andronicus III (?) with some general notes on the coinage of the reign//Spink Numismatic Circular. 1997. 105:6. 198–199. 1335 . Binon S. A propos d’un Prostagma inédit d " Andronic III Paléologue//BZ 1938. 38. 133–155, 377–407. (Forts. u. Schluss.) 1336 . Bompaire J., Mavromatis L. La querelle des deux Andronic et le Mont-Athos en 1322//REB 1974. 32. 187–198. 1337 . Bosch U. Keiser Andronikos III Palaiologos. Versuch einer Darstellung der byzantinischen Geschichte in den Jahren 1321–1341. Amsterdam 1965. 1338 . Dyobouniotis Κ. Λοντος πρωτασηκρτις πμνησις// Πρακτικ καδ. θηνν. 1934. 9. 296. 1339 . Hörander W. Eine unedierte Monodie auf Kaiser Andronikos III// Βυζντιον. φιρωμα στν . Ν. Στρτο. θναι 1986. 485. 1340 . Kyrris С. Continuity and differentiation in the régime established by Andronicus III after his victory//EEBS 1977–1978. 43. 278–328. 1341 . Lampsakes S. πιστολ το π τν ναμνσεων Λογαρ πρς τν νδρνικον Γ//EEBS 1975–76. 42. 397–407. 1342 . Laskaratos I. Τ θανατοφρο νσημα το νδρονκου Γ Παλαιολγου το Νεωτρου (1328–1341)// Βυζαντινα Μελται. 1995.6. 525–555. 1343 . Lemerle P. Le juge général des Grecs et la réforme judiciaire d’Andronic III//Mémorial Louis Petit. Bucarest 1948. 309. Monde de Byzancë Histoire et Institutions. Collected Essays. L. 1978. 292–316. (Variorum Reprints. Collected Studies Series. 86.) 1344 . Maksimovi L. О vremenu proglašenja Andronika III Paleologa za cara//ZRVI 1975. 16. 119–122. 1345 . Ohnsorge W. Eine verschollene Urkunde des Kaisers Andronikos III. Palaiologos für Heinrich, dictus de Graecia, Herzog zu Braunschweig (-Grubenhagen), vom 6. Januar 1330//BZ 1951. 44. 437–447.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

161 Во время написания Дисипатом Ямбов свт. Григорий находился в заключении в Константинополе в дворцовой тюрьме, а его сочинения, написанные после июля 1341 г., должны были быть уничтожены согласно синодальному указу июня 1342 г. Согласно сообщению свт. Филофея Коккина (Piloth., епсот.: PG 151, 609), находясь в тюрьме, свт. Григорий и получил Ямбы Акиндина, направленные против него. 162 Свт. Григорию покровительствовал император Андроник II Палеолог (1262–1328) и его внук, Андроник III (1297–1341), который в детстве был отдан на воспитание отцу свт. Григория, Константину Паламе. При Андронике III был созван собор июня 1341 г., на котором был осужден Варлаам Калабрийский. 163 Незадолго до написания Давидом Дисипатом Ямбов свт. Григорий Палама , вопреки запрету собора июня 1341 г. обсуждать догматические вопросы, создал ряд важных богословских трактатов (1341–1342 гг.): О Божественном единении и различении, О Божественных энергиях и их причастии, О Божественной и обоживающей причаствуемости, Диалог православного с варлаамитом, диалог Феофан, а также трактат [О том] что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных Божества. 164 Вероятно, имеется в виду тот факт, что Григорий Акиндин после публичных дискуссий со свт. Григорием Паламой в 1341 г. написал расписку, в которой говорилось, что они со свт. Григори­ем «согласны друг с другом и со святыми» (издана в: Meyendorff 1963); позднее Акиндин отказался от нее. 166 См. свидетельство о том, что Акиндин скрывал свои Ямбы, также у свт. Филофея Коккина: Piloth., епсот.: PG 151, 609. 168 Свт. Григорий получил классическое образование. Обучаясь в императорском университете, он изучал грамматику, риторику, физику, логику и «аристотелевские науки» (Philoth., encom. 11). Учителем Григория в плане светских наук был знаменитый византийский интеллектуал Феодор Метохит. Достигнув успехов в изучении аристотелевской философии (Greg. Pal., contr. Gregoram 1: 242 [ ΓΠΣ IV]), свт. Григорий, в отличие от его современников-гуманистов, вероятно, не изучал Платона и неоплатоников, поскольку стандартный общеобразовательный курс, который был пройден свт. Григорием, не включал платоническую философию.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Император Андроник II Палеолог (1282-1328) задолго до смерти наметил передачу власти внуку Андронику III Младшему (1328-1341), а права на трон сына царя от первого брака – Константина практически не учитывались . Василевс мог передать власть не старшему сыну и даже вообще не сыну, а дальнему родственнику или постороннему человеку. Так, например, поступил Исаак I Комнин (1057-1059), назвавший своим преемником не сына, а Константина X Дуку (1059-1067) . Царь Феодосий III (715-717) передал императорский венец Льву III Исавру (717-741) . Хотя и вынужденно, но тем не менее Михаил I Рангаве (811-813) отрекся от трона в пользу совершенно постороннего для себя с точки зрения родства человека - Льва V Армянина (813-820). Хрестоматийный пример косвенного династического родства явило соправление Андроника I (1083-1085) и юного Алексея II Комнина (1080-1083), когда общество во имя «общего блага» согласилось признать дядю царственного мальчика полноправным императором. Зато Михаил VIII Палеолог (1261-1282), ставший соправителем малолетнего Иоанна IV Ласкариса (1258-1261), был выдвинут по своим личным качествам. Он приходился лишь дальним родственником правящей династии Ласкаридов, каковых в то время насчитывалось немало. Иоанн VI Кантакузен (1347-1354) вообще не являлся родственником царя Андроника III Палеолога (1328-1341), но по «праву духовного родства» с покойным василевсом он считался вполне легитимным преемником его власти. При условии, конечно, сохранения права на царство юного Иоанна V Палеолога (1341-1391), сына своего царственного друга и покровителя. Когда императорский трон захватил Никифор III Вотаниат (1078-1081), Алексей I Комнин (1081-1118), посчитав, что нарушены законные права наследника – юного Константина Порфирородного, брата свергнутого царя Михаила VII Дуки Парапинака (1067-1078), предложил Никифору признать Константина соправителем, а по достижении совершеннолетия передать тому единоличную власть . Согласимся, едва ли возможно усмотреть в этой конструкции наследственное преемство «по крови».

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010