972 Восписание и сказание предписанное о похвал святаго; и зд мало нчто имат к похвал святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. – В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554–19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2–72), Житие Антония Сийского (л. 73–369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369–385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.–391). 977 ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... – Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир. 978 ...Михаилом митрополитом... – Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII–XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется. 979 ...Олга! – великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324–377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги). 981 ...предле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... – Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322–25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254–411 (Житие Сергия Радонежского). 982 ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! – Павел Обнорский (1317–1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. 1. Епископ есть верховный учитель в своей епархии. Как такому, ему вверено проповедание христианской истины и распространение ее повсюду 1305 . Следовательно проповедь составляет, как особо отличительное право епископа, так и одну из первых его обязанностей 1306 . Ему принадлежит во всей полноте право проповедования в своей епархии 1307 , и от него исходить право проповеди , принадлежащее священникам 1308 , так что помимо епископа и без его ведома никто не может проповедовать в церкви 1309 . Кроме проповеди , епископу принадлежит право попечения о религиозном образовании, и прежде всего: а) юношества. Без полномочия от епископа никто ни в каком училище не может преподавать закон Божий 1310 , без его одобрения нельзя вводить веро-учительных книг и вести по ним преподавание 1311 . б) В целях религиозного просвещения он проповедует в кафедральном храме или сам, или, если почему либо не может, то кто-нибудь по его уполномочию 1312 , а в приходских церквах он назначает для этого или приходских священников, или посылает туда особых проповедников 1313 . Во время обозрения епархии он особенно должен стараться об исполнении этой своей обязанности 1314 . в) Образование духовенства составляет одно из главных дел учительской власти епископа, вследствие чего ему принадлежит: руководство всем, что касается воспитания кандидатов священства в семинариях 1315 , руководство и надзор за учением в высших богословских училищах 1316 , испытание лиц, имеющих занять какую либо церковную должность 1317 , и побуждение духовенства составлять собрания по вопросам о богословском образовании 1318 . Кроме того, епископ имеет право верховного попечения, чтобы все в его епархии хранили здравое учение 1319 и поэтому он должен пресекать всякое явившееся ложное учение 1320 , запрещать своим верным чтение книг, противных вере и нравственности 1321 , надзирать, говорит ли духовенство в проповедях то, чему учить церковь 1322 и, наконец, издавать правила для упрочения повсюду христианского учения 1323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

«I. Чертеж Кирилова Белоозерского первоклассного монастыря, лежащего в Новгородской губернии в уездном городе Кирилове. А. Большой монастырь, окруженный каменною оградою, время построения которой неизвестно, однако же без сомнения прежде 1612 года 1315 , ибо в сем году выдержала она приступ от Литвы. На сей ограде девять башен. 1 . Въездная. В ней церковь св. Иоанна Списателя Лествицы, а под нею святые ворота. 2 . Мельничная. 3 . Банная. 4 . Угловая. 5 . Воротная. В ней церковь Преображения с приделами Николая чюдотворца и мученицы Ирины. 6 . Поваренная 1316 . 7 . Хлебенная 1317 . 8 . Плотничья иначе черная, или малая мереженная. 9 . Наугольная. Внутри-же ограды: 10 . Собор Успения Богородицы, построен в 1496 году; но после несколько раз перестроиван 1318 . 11 . Церковь Св. Кирилла Белоозерского. В ней почивают под спудом мощи сего угодника. Построена вероятно при царе Иване Васильевиче после 1577 года 1319 , но за ветхостью назад тому лет с 30 разобрана и вновь выстроена 1320 . На ней находится ныне ризница. 12 . Церковь св. Князя Владимира построена вскоре после 1558 г. княгинею Воротынскою 1321 . В ней погребены князья Воротынские. 13 . Церковь св. Епифания построена 1645 г. князем Телятевским. 14 . Церковь св. Евфимия, построена 1653 г. 15 . Церковь Введения Пресвятые Богородицы. Когда построена неизвестно 1322 . 16 . Церковь Архангела Гавриила, с приделом Константина и Елены, построена 1554 г. 1323 17 . Колокольня и под нею монастырская Архива. 18 . Старые настоятельские кельи. 19 . Нынешние настоятельские кельи. 20 . Монашеские кельи, духовное училище и разные строения, в которых прежде были кладовые, больничные палаты и проч. Из них многие стоят теперь в пусте. 21 . Прежняя оружейная. 22 . Нынешняя оружейная и книгохранилище. Б. Меньшой или Ивановской Предтечев Монастырь. В нем: 23 . Соборная церковь св. Иоанна Предтечи с приделом св. Кирилла, построена в 1531 г. 24 . Церковь св. Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого, неизвестно когда построена 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

(Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках - на иконе Божией Матери «Благодатное небо» , 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе». Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия , митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? - с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» - среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч.

http://pravenc.ru/text/115200.html

Monte Cassino, 1873. Vol. 1. P. 217-218; CPL, N 627), «Толкование на 8-й Псалом» (Tractatus de psalmo octavo; CPL, N 627а; Gori F. Da una compilazione medievale sui «Salmi»//Annali di storia dell " esegesi. Bologna, 1993. Vol. 10. P. 560-566) и «Надписание 50-го Псалма» (Incipit de psalmo quinquagesimo// Morin. 1895-1903. Pars 2. P. 421-423; CPL, N 628) составлены в Галлии и Италии в IV-V вв. К более позднему времени относятся экзегетические сочинения «О благословениях патриарха Иакова» (De benedictionibus Jacob patriarchae//PL. 23. Col. 1307-1318), «Десять искушений народа израильского в пустыни» (Decem tentationes populi Israel in deserto//Ibid. Col. 1319-1322), «Комментарий на Песнь Деворы» (Commentarius in Canticum Debborae//Ibid. Col. 1321-1328), «Еврейские вопросы на Книги Царств и Паралипоменон» (Quaestiones Hebraicae in Libros Regum et Paralipomenon//Ibid. Col. 1329-1402; написаны не ранее VIII в.). «Подстрочное толкование книги Иова» (Expositio Interlinearis Libri Job//Ibid. Col. 1407-1470) сохранилось в 4 редакциях: 1-я, вероятно, восходит к Филиппу, одному из учеников И. С., впосл. была исправлена и дополнена св. Бедой Достопочтенным. Авторы большого «Толкования на книгу Иова» (Commentarii in librum Job//PL. 26. Col. 619-802) и краткого «Толкования на Плач Иеремии» (In lamentationes Jeremiae//PL. 25. Col. 787-792; CPL, N 630) неизвестны. «Толкование на Евангелие от Марка» (Commenarius in Euangelium secundum Marcum//PL. 30. Col. 589-644; CPL, N 632) написано ок. 632 г. аббатом Куммианом, «Толкование на Четвероевангелие» (Expositio quattuor euangeliorum//PL. 30. Col. 531-590; CPL, N 631) и «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Expositio Iohannis// Brearley D. G. The Expositio Iohannis in Angers BM 275: A Commentary on the Gospel of John Showing Irish Influence//Recherches Augustiniennes. P., 1987. Vol. 22. P. 163-199; CPL, N 632а) написаны испан. авторами VIII в. Пространные «Толкования на Послания св. Павла» (Commentarii in epistolas sancti Pauli//PL. 30. Col.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Pselli, Dialogus, cap. V, Migne, CXXII, col. 823; cp. 820. Тоже самое рассказывает про одну секту хлыстов Димитрий Ростовский в Розыске. 1316 Так можно судить по возглашению многолетий. Migne, col. 48. Так заключают Толлий и Селье. Ceillier, Histoire gènéral des auteurs sacrés et ecclesiastiques. Paris, 1863. XIV, a, p. 153. В проповеди , приписанной патриарху Иоанну Ксифилину (1064–1075), отрывок из которой напечатан у Миня (том СХХ, col. 1289), упоминается о сожжении массалиан по повелению царя. Проповедь эта принадлежит вероятно Георгию Ксифилину (1193–98), а не Иоанну. 1317 Ликопетром (Волко-Петром) Петр назывался потому, что когда он побит был камнями, то будто бы в присутствии его учеников, ожидавших три дня его воскресения, из кучи камней вышел диавол в образе волка. Любопытно, какой-то Петр богомил был потом анафематствован на болгарском соборе 1210 г. при царе Борисе. 1320 Ср. Döllinger, S. 34. Гильфердинг, на основании исследования Шмидта и приведенного в нем свидетельства Рейнера Саккони, различает в богомильстве, именем которого стали называться все вообще дуалистические секты, два толка: македонский или дреговичский, строгого дуализма павликианского, и болгарский – смягченный. Сочинения, I, стр. 132–134. Ср. Иречек, 283. 1321 По воззрению богомилов человек в сущности не имеет свободной воли: он роковым образом подчиняется борющемся в нем началом: злому, или доброму, смотря по тому, какое начало превозмогает над другим. 1322 Пασης υδομδος δευτραν, κα τετρδα, κα πακασκευν καραγγελουσι νηστεειν ες ρας εντης. Migne, CXXX, col. 1320, c. (След. не во вторник, четверг и пятницу или даже субботу, как переводят это место многие. В тексте по Голубинскому). 1324 Они списывали св. Писание, не изменяя ни одной буквы. Единственное сохранившееся богомильское Евангелие на славянском языке написано в 1404 г., но содержит весьма древние формы языка. Даничич, О кодексе Босняка Хвала (герцога) в Старине III, 1–146. 1326 Анафематствования, относящиеся к богомилам, встречается теперь только в рукописных греческих синодиках; они не печатаются в греческой Постной Триоди, не находят их и в русских переводных синодиках (Успенский, 209).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

βροτοσνη, Sterblichkeit ? Philes II 97 app.: Anon., cod. Par. 2616. βροτσχημος in Menschengestalt: δρκων Philes II 97,56. βροτσωμος mit sterblichem Körper: Viteau 53. Theosoph 114,261 v.l. Miller: cod. Par. 400,29v. βροτουργτης, Schöpfer der Menschen: Λγος MillRec II 175C. -γτης PoetΙtal P 28. βροτουργω Menschen schaffen: TzetzOd 297,123. βροτουργς Sterbliche (Menschen) erschaffend: MercColl I 634,7. ColAthGal 201,83. LascTheol 108,267. EuangSem II 586 (a.1297). Ephr 5369. βροτοεργς NoctPetrop 200,8; 201, 29. βροτοφγος menschenfressend: τγρις MelGal 273,22 (ed. male βροντοφ.). βροτοφθρος Menschen vernichtend: CarmChrist 34,21 (Method.). PselPoem 21,144. CupLeg 144,124. ProdRhod 1,222.– LS, DGE, Tgl, TLG. βροτφλητος von den Sterblichen geschuldet: χρος AnLaur 223,29. id. PoesSal 163 II 3. βροτοφρος menschliche Gestalt tragend: Θες BZ 14 (1905) 236,48 (Jo. Dam.).– L. βροτοχυσα, Miller: cod. Par. 1193,68ν (Th. Lasc. De virtute). βροτω sterblich machen: NEug 5,203. -ομαι (pass.) Mensch werden: AHG V 449,303. id. ProdGed XVII 332.– L, Tgl. βρουλα, Binse, Binsengebüsch: AProt 6,36 (a.943). MM IV 148 (a.1234). ALavra 90, 258 (a.1300); 108, 860 (a.1321). ADoch 10,59 (ca.1307). AXen 19,48 (a.1322/3). παχριζος DelAn II 338,18. βρουλα βηρικ ScholOpp Hal. 3,400. βουρλι EulogChrys 766 (a.1463).– Kr, βουρλε HL; s. βρυλλα. βρουλδιον, τ Binse: ALavra 136,71 (а.1355).– βουρλδι HL. βρολλα, Binse: MM IV 11 (а.1235). 150–1 (а.1265). βρολ(λ)ον, τ Binse: PselPoem 58,188=GeomFisc 194,30. TzetzAr I 131,14. EustIl 191,40. PraktAth 37,14. τ βρουλ ScholLyc 221,29.– DGE, Soph (s.v. βρλλον), Tgl, Kr, Duc + App I, TLG; vgl. βρλλον. βρουλλσκεπος mit Schilfrohr gedeckt: σπτιον EngPatm 52,107 (а.1089). βρουλλδης mit Binsen bewachsen: τπος MM IV 233 (a.1253). βρουλλωτς mit Schilfrohr (gedeckt): σπτιον EngPatm 52,107 (a.1089). βρολος, Binse: ScholOd 290,20. βρ.· πα νυδρος Hesych β 1209.– Βρολλος Car. βρομα, (lat. bruma) kürzester Tag, Wintersonnenwende: LydMens 174,4. τ Βρομα Brumalien (ab 24.12.): Geopon I 1,9; 5,3.– ByzForsch 2 (1967) 225f.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Белый плат на голове открывает короткие волосы и закрывает шею. Его взгляд устремлен вверх, правая рука с пальцами, сложенными в именословном жесте, поднята, левой он придерживает перевязь круглого, богато орнаментированного щита. На Л. С. богатые одежды: короткая туника с длинными рукавами украшена шитьем на зарукавьях и подоле; плащ с тавлионом. Короткий доспех открывает руки и нижнюю часть тела; на левом боку - богато украшенный меч. На ногах Л. С. могут быть поножи, защищающие ноги накладки, иногда украшенные куфическим орнаментом, к-рые также указывают на вост. происхождение святого (напр., на миниатюре греч. минология, Vinob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 1056 г.). В распространенной версии сцены рёбра Спасителя пронзает уже др. воин или слуга, а не сам Л. С., к-рый отошел от креста. С увеличением числа фигур в композиции образ Л. С. получает пространную подпись, как на фресках Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.), или в ц. свт. Николая Чудотворца в Прилепе (80-90-е гг. XIII в.). Возможно, выделение фигуры Л. С. в росписях каппадокийских пещерных храмов X-XI вв., напр. в Саклы-килисе (Гёреме, XI в.), объясняется традицией его почитания как местного святого и покровителя. Его поза может быть спокойной или выражать крайнюю степень возбуждения, духовного движения, как, напр., в сцене «Распятие Господне» на шитой пелене 1-й трети XII в. из новгородского Юрьева мон-ря (ГИМ), в росписях ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (вост. стена юж. рукава нефа, 1321-1322), на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в.- РНБ. O. I. 58. Л. 82). Образ Л. С. как воина в вост. одеждах при распятии Христа был характерен для визант. искусства XII-XIV вв., будь то монументальная живопись (фрески церквей Ливана, Сербии (Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница; 1208-1209), Болгарии (Боянская, 1259, сев. стена)) или искусство малых форм, как фрагмент иконы из стеатита (XII в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), книжная миниатюра (в Евангелии Малатии, украшенном Т.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

В 60–80-е гг. XIX в. оформляется церковно-историческая школа в Казанской духовной академии. Основные исследования ее представителей затрагивали проблематику истории Русской Церкви. Среди профессиональных особенностей этой школы следует отметить ее серьезный интерес к социально-экономическим вопросам. Так, профессор академии (с 1866 г.) Петр Васильевич Знаменский (1836–1917), доктор русской истории honoris causa Московского университета и почетный член Казанского университета, среди многих трудов по русской церковной истории издал работы «Церковные вотчины при Петре Великом» (Правосл. собеседник. 1864) и «Богословская полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни» (Казань, 1902). Методологической основой трудов Знаменского было определение Церкви согласно православному богословию: « Церковь есть собрание верующих, соединенных между собою верою в Бога, священноначалием и таинствами»; в то же время как историк он очень хорошо понимает, что собрание верующих, подобно всякому человеческому сообществу, собиралось постепенно, вырастало и созидалось под неизбежным воздействием исторических обстоятельств. Один из преемников Знаменского по кафедре, профессор Иван Михайлович Покровский (1865–1941), посвящает свою докторскую диссертацию теме «Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года: Церковно-археологические, исторические и экономические исследования» (Казань, 1906). Попытку относительно целостного построения курса церковной истории в 80-х гг. XIX в. предпринимают братья Филипп Алексеевич (1838–1884) 1321 и Сергей Алексеевич (1847–1916) 1322 Терновские, старший из которых, защитив докторскую диссертацию «Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси» (1877), читал церковную историю в Киевском университете, а младший, также доктор церковной истории, был профессором по кафедре еврейского языка и библейской археологии в Казанской духовной академии. В 1878 г. в Киеве был опубликован их «Опыт руководства по церковной истории. Вып. I. Три первые века христианства», а затем – курс лекций «Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов: Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842). С приложением русской и иностранной библиографии по предмету чтений» (Κ., 1883), находящиеся под явственным влиянием Гагенбаха и Гизелера. § 2. Изучение общей истории Церкви в светских учебных заведениях

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010