Ибо эта истина являет все благие вещи, из которых люди, рассуждая о том, какие из этих вещей благи, действуя в меру своего разумения, выбирают много вещей либо каждую вещь по отдельности для того, чтобы ими наслаждаться] (Idem. De libero arbitrio II, 36, PL 32, 1260). 1308 Quaerens enim unde approbarem puchhritudinem corporum, sive coelestium, sive terrestrium; et quid mihi praesto esset integre de mutabilibus judicanti, et dicenti: Hoc ita esse debet, illud non ita; hoc ergo quaerens unde judicarem, cum ita judicarem, inveneram incommutabilem et veram veritatis aeternitatem [Раздумывая о том, откуда у меня способность оценивать красоту небесных и земных тел, здраво судить об изменяющихся вещах и говорить «Это должно быть так, а это не так», – раздумывая, откуда у меня эта способность судить, когда я так сужу, я обнаружил неизменяемую и истинную вечность истины] (Augustinus Hipponensis. Confessiones VII, 23, PL 32, 744). Nec respondent ista interrogantibus nisi judicantibus… imo vero omnibus loquitur; sed illi intelligunt qui ejus vocem acceptam foris intus cum veritate conferunt не отвечает на вопросы спрашивающих, если они не рассуждают… Действительно, он говорит всем, но понимают его только те, которые сравнивают этот голос внешнего мира с истиной, живущей внутри них] (Ibid. X, 10, PL 32, 783). 1309 Et judicamus haec secundum illas interiores regulas veritatis, quas communiter cernimus: de ipsis vero nullo modo quis judicat. Cum enim quis dixerit aeterna temporalibus esse potiora, aut septem et tria decem esse, nemo dicit ita esse debuisse, sed tantum ita esse cognoscens, non examinator corrigit, sed tantum laetatur inventor [Мы судим об этом на основании тех внутренних правил истины, которые мы все различаем, но о самих этих правилах мы судить никоим образом не можем. Ибо когда кто-нибудь говорит о том, что вечное предпочтительнее временного или что семь и три дают десять, он не говорит, что так должно быть, но только знает, что так есть; он не управляет этим, но только радуется, находя, что это так] (Augustinus Hipponensis.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В аббатстве Эльнон хранились мощи (рука) К., по преданию привезенные Хукбальдом из Невера. В стихотворных эпитафиях Хукбальда (XI в.) упоминается, что он особо почитал К., доставил в Эльнон его мощи и составил Мученичество (MGH. Poet. T. 3. P. 679; Chartier. L " œuvre. 1995. P. 10). Подробное повествование о перенесении мощей К. в Эльнон содержится в сказании, написанном в нач. XII в. мон. Гунтером (BHL, N 1813; изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 34-35; PL. 203. Col. 1309-1312; Chartier. L " œuvre. 1995. P. 326-329; см.: Delisle L. Le Cabinet des manuscrits de la Bibliothèque imperiale. P., 1868. Vol. 1. P. 310-312). Однако в Мученичестве К. и И., составленном Хукбальдом, об этом не упоминается, а приведенные Гунтером биографические данные о Хукбальде неточны, поэтому достоверность легенды подвергается сомнению ( Chartier. L " œuvre. 1995. P. 6-7). Согласно Гунтеру, из-за ссоры с настоятелем Хукбальду пришлось покинуть Эльнон; он отправился к епископу Неверскому, к-рый поручил ему преподавание в школе и сочинение муз. произведений. Когда епископ тяжело заболел, он предложил подарить Хукбальду все, что он пожелает; монах попросил отдать ему мощи К.- святыню Неверского диоцеза. Епископ заявил, что притязания Хукбальда непомерны, но, не желая нарушить данное обещание, велел монаху забрать реликвии и скорее покинуть город. Сложив мощи в сумку для провизии, Хукбальд отправился в путь верхом на лошади. Тем временем клирики и служители епископского дома обнаружили пропажу мощей и пустились в погоню. Заметив всадников, Хукбальд спешился и скрылся в лесу. Преследователи потеряли след, и Хукбальд благополучно достиг Эльнона. Накануне его прибытия некоему парализованному монаху явился св. Аманд, основатель Эльнона, исцелил его и велел готовиться к торжественной встрече Хукбальда. По указанию Хукбальда посреди храма была сооружена деревянная сень для мощей. Вскоре ему явился К. и предсказал близкую кончину. Ок. 990 г. Сусанна (Розала), супруга Роберта II Благочестивого (король Франции в 996-1031), обустроила капеллу (aedicula) для хранения мощей с алтарем и заалтарным образом, которые украшены резьбой и изображениями на тему страданий мучеников. В 1066 г. монастырский храм сгорел, убранство капеллы было утрачено. По молитве к мученикам в Эльноне по-прежнему совершались чудеса (см.: Crosnier. Études. 1868. P. 24-26; I dem. Notice. 1868. P. 14-15).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

1309. Забуду ли я Тебя, Господи, невидимый, непостижимый Господи, исполняющий присно сердце мое жизнью, светом, миром, радостью, силою, терпением, Тебя, Который бываешь для меня всяким благом в моей жизни и един составляешь жизнь мою? – О! не дай мне забыть Тебя! 1310. Господи! имя Тебе – Любовь: не отвергни меня заблуждающего человека. Имя Тебе – Сила: подкрепи меня изнемогающего и падающего. Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе – Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе – Милость: не преставай миловать меня. 1311. Я молюсь иногда в церкви о людях Божиих так: вот, многие из предстоящих в храме Твоем стоят праздны душами своими, как сосуды праздные, и  о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы ; исполни Ты их сердца ныне, в это время для них благоприятное, в этот день спасения, благодатью Всесвятого Духа Твоего и даруй их мне, молитве моей, любви моей, исполненных познанием благостыни Твоей и сокрушения и умиления сердечного, как наполненные сосуды, даруй им Духа Святого Твоего, ходатайствующаго в них воздыхании неизглаголанными ( Рим.8:26 ). Я сам, пастырь, грешен и нечист паче всякого человека, но не взирай на грехи мои, Владыко, а презри их по великой милости Твоей, и молитву мою, ради благодати священства, на мне лежащей и во мне пребывающей, услыши в час сей; да не будет во мне, Господи, праздна благодать священства, но да горит она во мне всегда верою, надеждою, любовью и сыновним дерзновением молитвы о людях Твоих. 1312. Владыко! слезную молитву мою о духовных чадах моих и всех благоугождающих Тебе христианах православных приими за самое попечение мое об их спасении, за мою заботу пастырскую! Будь, по молитве моей, Сам Ты для них гласом и трубою, пробуждающею от сна греховного, и оком, назирающим за их сердцами, и рукою, подкрепляющею их на пути к горнему отечеству и восставляющею падающих от маловерия, малодушия и уныния, и любовью материнскою, – которою скуден я, – нежно заботящеюся о их истинном благе; буди им вся, да всяко некия спасеши ( 1Кор.9:22 ). Ты бо един еси воистину Пастырь, самые души человеческие невидимо и сокровенно пасущий. Ты единый истинный и премудрый Учитель, – глаголющий в самые сердца людей Твоих; Ты еси един истинный Любитель Своих созданий и чад по благодати; у Тебя и премудрости и всемогущества – бездна. Ты един присно бодрый и неусыпающий и в самом сне нас поучающий путям Твоим. – Буди убо Ты, Владыко, вместо меня Пастырь и Учитель вверенным мне от Тебя овцам Твоим; Сам води их на пажити злачные; Сам охраняй их от волков духовных и плотских; Сам направи ноги их на путь истины, правды и мира. Буди вместо меня для них и светом, и оком, и устами, и рукою, и премудростью, паче же всего любовью, ею же скуден аз многогрешный.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-sv-...

Папа Римский Климент V в соборе г. Комменжа. Гобелен. XV в. (собор в Сен-Бертранде-Комменж) Папа Римский Климент V в соборе г. Комменжа. Гобелен. XV в. (собор в Сен-Бертранде-Комменж) Филипп Красивый надеялся, что папский двор останется во Франции, но К. отверг эту идею под предлогом дороговизны жизни и бедности кардиналов (настоящей причиной, вероятно, было стремление остаться свободным от влияния короля). Папа не пожелал устроить резиденцию и в англ. владениях, т. к. кор. Эдуард II вряд ли мог обеспечить его безопасность. Тем не менее постоянные переезды вызывали неудобства: куриальное управление замедлилось, размещение двора требовало больших расходов. Консистории не проводились, было затруднительно принимать послов, утверждать назначения прелатов, изучать судебные дела. В 1309 г. папа выбрал в качестве резиденции Авиньон, небольшой город на левом берегу Роны, находившийся под властью папского вассала Роберта Анжуйского, гр. Прованса и кор. Неаполя (1309-1343). Авиньон, центр графства Конта-Венессен, не был франц. городом, но находился недалеко от Французского королевства. В Авиньоне проживало 5-6 тыс. чел., в 1303 г. там был основан ун-т. Город располагался на перекрестье наземных и речных путей, организовать сообщение с др. странами из Авиньона было проще, чем из Рима (до Рима папские легаты могли доехать меньше чем за неделю - через Марсель, затем морским путем до Остии или Корнето). С марта 1309 г. К. жил в пригородном мон-ре доминиканцев, но лето обычно проводил в замке Монтё близ Карпантра и считал Авиньон местом временного пребывания (строительство папского дворца началось в 1335 по указанию папы Бенедикта XII). Эпоху пребывания Римских пап в Авиньоне (1309-1378) принято называть «Авиньонским пленением пап», хотя К. переехал в Авиньон добровольно, сочтя его более безопасным, чем неподконтрольный ему Рим. В Авиньоне папа оставался епископом Рима и соответственно преемником ап. Петра. В период пребывания пап в Авиньоне получило развитие представление об универсализме папской власти, отразившемся в изречении «где папа, там и Рим» (ubi papa, ibi Roma). Реформа папской курии

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Неизвестна и точная дата его отъезда из Вернёя в Париж. Условная датировка 1301 г. дается на основании нормативной в то время продолжительности обучения в Париже от поступления на фак-т искусств (см. Artes liberales ) до завершения занятий на теологическом фак-те и получения степени бакалавра теологии. Однако, поскольку в списке насельников парижского монастыря францисканцев, датируемом 1303 г., имя Н. де Л. отсутствует, некоторые исследователи предположили, что он прибыл в Париж только после 1303 г. и прошел курс теологического обучения быстрее, чем это требовалось уставом ун-та (см.: Angotti. 2011. P. 221-223). Годы обучения Н. де Л. в Париже совпадают с непродолжительным периодом преподавания на теологическом фак-те Парижского ун-та выдающегося представителя поздней схоластики Иоанна Дунса Скота ( 1308), который читал лекции в 1302-1303 и 1304-1307 гг. Однако Н. де Л., судя по всему, принадлежал не к числу последователей Иоанна Дунса Скота, но, напротив, к лагерю его противников, которые сохраняли верность традиц. францисканской теологии 2-й пол. XIII в., развивавшейся под сильным влиянием августинизма. Степень бакалавра теологии Н. де Л. получил не позднее окт. 1307 г. (см.: Delmas. 2011. P. 19). Вероятно, в 1308 или 1309 г. Н. де Л. стал д-ром теологии и начал преподавать на теологическом фак-те Парижского ун-та (см.: Glorieux. 1933. P. 215). Об этом свидетельствует упоминание его с соответствующим титулом в документе, датируемом 1309 г., а также присутствие даты 1309 г. в соч. «Доказательство пришествия Христа», которое по происхождению и форме является т. н. вопросом на разные темы (quodlibet). В виде таких вопросов доктор (магистр) теологии представлял свою позицию на занятиях со студентами в качестве «преподающего учителя» (magister regens). Н. де Л. продолжал читать лекции в Парижском ун-те до конца жизни, однако его мало интересовала спекулятивная схоластическая теология; к нач. 20-х гг. XIV в. его интересы полностью сместились в область библейской экзегезы.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИФОНТ I († 3.09.1328), патриарх К-польский (9 мая 1310 - 11 апр. 1314). Род. в Веррии в обл. Македония. В источниках отсутствуют сведения о мирском имени Н., точном времени его рождения, а также о его семье. Возможно, в течение нек-рого времени он жил в Фессалонике, затем прибыл на Св. Гору Афон , где принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1294 г. упоминается в актах Афона как настоятель Великой Лавры ( Laurent. 1970. P. 101). В последние годы Патриаршества Иоанна XII (1294-1303) стал митрополитом Кизическим. Руководил обороной города во время его осады турками-османами (1303). Ок. 1309 г. был обвинен в хищении церковных средств, а также в симонии . Отвергая данные обвинения, Н. утверждал, что инициировал продажу части церковного имущества для оказания помощи малоазийскому населению, которое бежало в Кизик от наступавших османов. Патриарх К-польский свт. Афанасий I (1289-1293, 1303-1309) просил имп. Андроника II Палеолога (1282-1328) немедленно рассмотреть данный вопрос, однако император приостановил следствие, что, вероятно, было вызвано его желанием способствовать возведению Н. на Патриарший престол. Составной частью церковно-политических планов Андроника II было уврачевание арсенитского раскола, начавшегося после низложения по инициативе имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1265). По всей видимости, Андроник II учитывал, что Н. занимал по отношению к участникам схизмы умеренную позицию ( Laurent. 1945. P. 251-256). После того как свт. Афанасий I, деятельность к-рого вызывала недовольство архиереев и части духовенства, оставил К-польскую кафедру, его преемником был избран Н. Главным событием Патриаршества Н. стало воссоединение участников арсенитского раскола с Церковью. 14 сент. 1310 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, в храме Св. Софии состоялась торжественная церемония восстановления церковного единства: патриарх сослужил с арсенитами.

http://pravenc.ru/text/2577733.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010